Сегодня праздник какой православный

Предыдущий день

Содержание

Среда 21-й седмицы по Пятидесятнице

(Кол.1:18–23; Лк.8:22–25)

Гюстав Доре. Укрощение бури.

Евангелие святого апостола Луки, глава 8, стихи 22-25:

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 1, стихи 18 — 23:

18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 8:22-25) Лк.8:22. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

Лк.8:23. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их: волнами, и они были в опасности.

Лк.8:24. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем.

Господь засыпает с особенным намерением, именно: чтобы доставить упражнение ученикам и испытать, какова их вера, останутся ли они без смущения от искушений. Оказывается, что они слабы. Они обнаруживают веру не совершенную, но смешанную с неверием. Ибо веруют, что Он может спасти, но как маловерные говорят: спаси! «погибаем». А если бы они имели совершенную веру, то были бы вполне убеждены, что для них даже невозможно погибнуть тогда, когда с ними находится Всемогущий.

Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Чтобы сила Его была очевиднее, Он допустил их смутиться. Ибо мы, люди, обыкновенно более помним того избавителя, который спас нас от большой опасности. Поэтому Он восстал и спас их не в начале, но когда они были на краю опасности.

Можешь усматривать и переносный смысл. Настоящее событие есть образ того, что случилось с учениками впоследствии. Озеро есть Иудея, на которую нашла сильная буря неистовства против Христа, каким неистовствовали иудеи при распятии Господа. Смутились и ученики, ибо все оставили Его и бежали. Но Господь встал от сна, то есть воскрес, и — ученики опять успокоились. Ибо, представ пред ними, Он сказал: «мир вам» (Ин. 20:19). Таков переносный смысл сего места.

Лк.8:25. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

«Кто же это?» они говорят это не в смысле сомнения, но в чувстве удивления. Они как бы так сказали: «Кто сей», то есть какой Он великий и дивный, и какой властью и силой творит это?!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 8:22-25). Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря, и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, все окружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата.

Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслию, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неиссчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равнаго в радостях жизни.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ (Лк. 8:22-25)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос повелевает Своим ученикам отправиться в плавание. Он вошел с ними в лодку, и отправились. Когда Христос посылает Своих учеников, Он идет вместе с ними. И те, кому сопутствует Христос, могут смело и безбоязненно идти куда угодно. Он сказал им: «Переправимся на ту сторону». Те, кто отправляется в плавание среди тишины и по слову Христову, тем не менее, должны быть готовы к буре. «На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности». Во время бури Христос спал. Он нуждался в телесном упокоении. Его благодатное присутствие было с учениками среди бури, но Он спал, как бы медля дать им избавление.

Так Господь часто испытывает нашу веру и терпение и делает спасение более радостным, когда бедствие достигает последнего предела. Нашего жалобного вопля довольно, чтобы пробудить Его и явиться нам. Они вскричали: «Наставник! Наставник! погибаем». Есть один надежный способ заставить умолкнуть наши страхи — предать их Христу. Те, кто искренне призывает Его как своего Наставника, могут быть уверены, что Он не даст им утонуть. Дело Христово — утишать все бури в душе человеческой и в истории, тогда как дело сатаны — вздымать их. Господь «встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина». Это событие, можно сказать, находится в центре всей жизни Церкви.

Пространное повествование о буре в книге Деяний (Деян. 27:13-44) — показывает постоянный покров Христа над Его служителями. Священное Писание очень часто напоминает, что Бог Израилев спас Свой народ от вод моря Чермного. «Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине», — говорит псалом. — Когда высоко поднимаются волны, восходя до небес, нисходя до бездны, душа плавающих истаевает в бедствии». «Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани» (Пс. 106:23-30). Эти слова Псалма звучат как описание той бури, о которой рассказывает сегодняшнее Евангелие, или как пророчество о ней.

Защищая Своих учеников всесильным словом и немедленно избавляя их от опасности, Христос являет Себя как Бог. Вопрос учеников в конце повествования не просто предваряет вопрос Ирода о Христе: «Кто Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк. 9:9). Он поставлен теми, кто знает, что только Бог повелевает ветрам и водам (Пс. 103:6-7).

Истинное исповедание определяется глубиной веры. Во время плавания ученики обращаются к Своему Господу со словами, не лишенными доверия. Однако когда буря стихает, Господь задает им вопрос, звучащий как упрек: «Где вера ваша?» Когда опасности минуют, нам становится стыдно, как тем первым ученикам, за наше малодушие, но мы должны уметь, как они, принести Господу изумление перед Его силой. Многие из тех, кто не сомневается в своей вере, взыщут ее, когда она будет нужнее всего на свете. Самое малое испытание порой лишает нас мужества. Теперь ученики воздают Господу хвалу в страхе и трепете. Те, кто убоялся бури, трепещут Того, Кто утишил ее, и спрашивают друг друга: «Кто это?»

Слабость их веры обнаруживается в том, что они увидели в заснувшем Господе угрозу своему спасению. На самом деле этот сон чудесно изображает присутствие-отсутствие Христа в Его Церкви после Пасхи. Мы приглашаемся верить, что, несмотря на отсутствие видимого вмешательства Господа в ход истории, Его покров не оставляет нас. Хорошо молиться словами Псалма: «Восстани, что спишь, Господи! Пробудись, не отринь навсегда» (Пс. 43:24). Но блаженны те, кто, невзирая ни на какую видимость, веруют, что Господь — хранитель их, и не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120:4-5).

***

Протоиерей Павел Великанов

Картина спящего на корме Иисуса, в то время как лодка едва ли не тонет, бросаемая из стороны в сторону морской стихией – очень показательна. Недаром к этому евангельскому сюжету столь часто обращаются и художники, и иконописцы. Всё вокруг ходуном ходит – жизнь учеников в опасности – а Иисус крепко спит, словно младенец. Легко представить себе возмущение апостолов: ничего себе, мы тут балансируем на грани между жизнью и смертью – а Он знай Себе спит!

В такой критической ситуации они всё же решаются Его разбудить. Возникает вопрос: а зачем? Едва ли от Него они ожидали какой-то действенной помощи: ведь Иисус не был профессиональным рыбаком или мореплавателем, который оказал бы им в этой ситуации значимую помощь. Они будят Его, потому что их нервирует Его абсолютно блаженный сон, их трясёт от ужаса неукротимой водной стихии и страха смерти – а Он спокойно спит, не замечая, как Его окатывает волнами.

Как часто мы оказываемся в схожем положении, когда жизненная ситуация вдруг резко выходит из-под нашего контроля! Мы хватаемся за телефон, начинаем в прямом смысле слова ставить всех окружающих с ног на голову – потому что нам плохо, и нам кажется, что поэтому другим хорошо в принципе быть не может и не должно. Раз плохо мне – должно быть плохо и окружающим. Надеясь, что транслируя собственную боль и страх, у нас её станет меньше – на самом деле, мы превращаем окружающих в тем большие резонаторы этого негатива, чем больше они нас любят. В итоге ни нам не становится лучше, ни они не могут оказать какой-то правильной помощи.

А надо всего-навсего внимательно посмотреть вокруг – и увидеть: если на корме лодки нашей жизни есть Христос – даже глубоко спящий – или притворяющийся таковым – куда она может утонуть? Рождённый быть распятым на Кресте – утонуть уже не может! Не сомневаюсь: если бы апостолы не разбудили Спасителя – буря бы в какой-то момент успокоилась, шторм затих – как это и происходит часто на Галилейском озере – зато и Христос хотя бы немного, да и выспался.

«Где вера ваша?» – спрашивает учеников Спаситель, повелев стихиям угомониться. «Где вера ваша?» – ты целиком включен в ритм жизни этого мира – или всё же оставляешь хотя бы маленькую щёлочку в бетонном саркофаге своеволия для живительного лучика Божественного света? «Где вера ваша?» – а вот если снять с тебя всю религиозную мишуру – останется ли хоть что-то под ней, или король-то окажется голым? «Где вера ваша?» – не на красивых и пафосных словах, а в силе духа оставаться спокойным среди бушующего моря зла, готового ещё немного – и перевернуть нашу утлую лодчонку? «Где вера ваша? – чего вы боитесь, когда видите, что Я – с вами?»

Вопрос, который задаёт сегодня нам Сам Спаситель – «где вера ваша?» – хорошо бы, чтобы почаще звучал в наших ушах. И вслушивая в него, в какой-то момент мы изумимся: оказывается, наш Спаситель никуда не исчезал, а всегда шёл рядом с нами, поддерживая, укрепляя, а порой и просто взваливая нас на Свои плечи!

***

Священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышали историю о том как Христос вместе с учениками переправлялся через Тивериадское озеро и во время этого плавания уснул. Наступившая буря настолько напугала их, что они бросились к Нему, с криками «Наставник, погибаем!» и Он, проснувшись, усмирил бурю, запретив бушевать волнам и ветру.

Чем же примечательна эта история?

Во-первых, очевидно, что Христос понуждая их к путешествию, заранее знал о предстоящей буре. Это важно, потому что как Бог, Он знал все не только тогда с учениками, но знает обо всех бурях и невзгодах, которые были, есть и будут в жизни людей. Кто-то может спросить, почему же Он позволяет им быть? Дело в том, что любой, кто желает чего-то добиться, знает, что настоящий рост и развитие предполагает трудности, усилия и испытания. Всякому человеку даны свои таланты, но если он не будет их развивать – они просто постепенно сойдут на нет. Любой, кто когда-нибудь занимался спортом, знает, как бывает трудно себя заставить, как тело болит после очередной тренировки… Но именно напряжение и усилие, именно прохождение через трудность позволяет человеку подняться на новую высоту. Чем реже человек побуждает себя к чему-то, тем труднее ему это сделать. Вся его деятельность, может постепенно прийти в упадок и покрыться ленью, как ряской постепенно покрывается пруд. Однако, все это можно сказать и о духовном мире. Апостол Павел неслучайно сравнивал путь христианина с атлетическим забегом, в котором должны выявиться победители… Как спортсмен для победы в соревнованиях должен постоянно поддерживать форму, так и христианин должен стремиться к тому, чтобы духовно быть в форме, быть готовым к прохождению испытания. И если в телесном плане человек из-за лени перестает двигаться, то в духовном он перестает жить активной сознательной религиозной жизнью. Например он может перестать принимать нравственные решения, перенося трудности выбора на внешние авторитеты. Зачем то-то решать, когда можно сослаться на другого. Но тогда в чем ценность твоего решения? Умеешь ли ты поступать по совести? И самое главное, что ты будешь делать, если в какой-то момент внешнего авторитета не будет? Ты ведь не научился сам принимать нравственные решения?! То же самое может произойти в сфере молитвы. Человек духовно разленившийся перестает живо и искренне молиться, формально продолжая читать какие-то тексты, но не пропуская их через сердце.

И вот именно для того, чтобы человек не деградировал и не погиб совершенно, Бог посылает ему те или иные испытания или попускает попускает человеку самому к ним прийти. Именно это мы видим в сегодняшней истории, когда Христос намеренно побуждает апостолов переплыть озеро. Причем в их реакции на бурю есть один интересный нюанс: они профессиональные рыбаки и погибая они бросаются к Нему за помощью! К тому, кто по их представлениям был просто проповедником. Евангелист прямо пишет, что они называют Его именно наставник. И чтобы они поверили, что Он больше, чем просто наставник, что Он Бог, Христос прекращает бурю. И вот они, те кто в смятении бросились к нему повинуясь душевному порыву, стоят в растерянности, не понимая до конца, Кто перед ними.

Второе, что делает сегодняшнюю историю примечательной, проистекает из первого. Иногда у человека может создаться впечатление, что Бога нет рядом, как и апостолы были напуганы… Это именно впечатление, потому что Бог рядом всегда. Но дело в том, что если отец будет все время поддерживать ребенка под руки, он ничего не научится делать сам. В минуты, когда нам кажется, что мы одни, Бог, как Тот, кто заботится о нашем росте и совершенстве, дает место нашей самостоятельности, нашей свободе и нашей вере. Мы можем стараться столько, сколько это будет возможным, но мы не брошены, потому что Он всегда с нами.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О корабле Церкви
(Лк.8:22–25)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь со Своими учениками переправлялся на другую сторону Геннисаретского озера. Поднялась буря, а Он спал. Ученики в страхе разбудили Его: «Наставник! Наставник! погибаем». И Он, встав, единым словом укротил бурю, и затем укорил учеников: «где вера ваша»? «Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает, и воде, и повинуются Ему»?

Корабль, начиная от Ноева ковчега, – символ Церкви, образ единения людей, верных Богу. Лишь те, кто были внутри ковчега, спаслись от водного потопления. А бушующее море – символ беззаконного, враждебного Богу мира. По этим волнам человек приходит к кораблю церкви, и только войдя внутрь, вдруг по-настоящему видит истину: где шел, и каким чудом было, что не утонул.

И каждый храм, где собираются верующие, тоже подобен кораблю среди стихий мира. Храмы и строились часто в виде корабля. Храм тоже, как и корабль, захлестывают волны, потому что здесь, как и в ковчеге, – не только праведный Ной и его разумные сыновья Сим и Иафет. Здесь и – Хам, и ему подобные. Здесь и жены, приведенные своими мужьями; здесь и мужья, тянущиеся за своими женами. И все мы, – и самые совершенные, и далекие от совершенства, – все мы стоим и поем наш Символ веры: «Верую … во едину святую соборную и апостольскую Церковь…» Веруем, что можем стать, и непременно станем – истинным телом Христовым, все члены которого страждут, когда один страждет, и радуются, когда один радуется. И то уже чудо, что мы, столь разные, сходимся в этот корабль-храм, и отложив вражду и злословие, какое-то время мирно стоим вместе, бок о бок, лицом к востоку, пока совершается Божественная служба. И ни для кого эти два часа не пройдут напрасно.

И теперь наша задача, чтобы и расходясь по домам, умудриться все же остаться в Церкви; выходя за борт корабля, все же остаться в нем, сохраняя в сердце мир и благоговейную тишину Божьего присутствия. Выходя за пределы корабля, мы идем по тем же волнам, по которым пришли сюда. Но теперь уже идем не со слепой самоуверенностью, но – со вниманием и страхом, держась за Господа рукой молитвы. Потому что эта грозная пучина настоящего жития страшна лишь бездною моих собственных зол, и моим забвением моего Спасителя.

И я еще не в Церкви, если мир еще влечет меня и кажется мне устойчивым и стабильным. И – я еще не в Церкви, если, с другой стороны, меня страшат бури. Значит у меня еще нет уверенности в силе и мудрости моего Кормчего, значит я еще по-настоящему не понял, Кто Он. А ведь «Он есть Глава Тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых». И «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17).

Дорогие братья и сестры! Рады приветствовать вас на нашем сайте «Церковный праздник». На страницах этого христианского православного ресурса вы всегда можете получить достоверную и актуальную информацию о том, какие даты отмечают верующие сегодня, завтра, а также в любой другой день месяца или года. Узнайте о том, день памяти какого святого, великомученика или исповедника отмечает сегодня Русская Православная Церковь, порядковые номера седмиц, совершаются ли венчания в этот день. Какие чтения дня проходят в церквах и храмах, подробные богослужебные указания.

Какие сегодня церковные праздники

*Примечание: дата в календаре обновляется ежесуточно в 00:01 по московскому времени. Если в вашем часовом поясе следующий день уже наступил, перейдите:

Дата сегодня:

Среда, 28 октября 2020 г. (Какое сегодня число по старому стилю: 15 октября)
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Святит. Афанасия исповедн., епископа Ковровского (1962)
Преподоб. Евфимия Нового, Солунского (889)
Преподобномуч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312)
Каких святых вспоминаем сегодня:
Мучеников Сарвила и Вевеи Едесских (около 98-117). Святит. Савина, епископа Катанского (760). Священномуч. Лукиана Печерского (1243). Святит. Иоанна, епископа Суздальского (1373).
День памяти исповедников и новомучеников:
Священномуч. Симеона Конюхова пресвитера (1918); священномуч. Димитрия Касаткина пресвитера (1942).
День памяти икон:
Иконы Матери Божией «Спорительница хлебов» (XIX).
Постные дни и светлые седмицы:
Постный день.
Расписание чтений на сегодня:
Евангелие и Апостол:
На лит.: — Ап.: К колоссянам 1:18-23 Ев.: От Луки 8:22-25
Псалтирь:
На утр.: — Псалом 70-76; Псалом 77-84; Псалом 85-90 На веч.: — Псалом 119-133

Онлайн-трансляция богослужений

Случайная цитата

«У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. …» (Прит.14:29)

Поделитесь информацией в соцсетях:

Скоро

Ближайшие значимые события:

31 октября (18 октября ст.ст.)
Апостола и евангелиста Луки (I)
4 ноября (22 октября ст.ст.)
Празднование в честь Казанской иконы Матери Божией
6 ноября (24 октября ст.ст.)
Иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость» (1688)
7 ноября (25 октября ст.ст.)
Димитриевская родительская суббота.
8 ноября (26 октября ст.ст.)
Великомуч. Димитрия Солунского (около 306)
10 ноября (28 октября ст.ст.)
Преподоб. Иова, игумена Почаевского (1651)
Святит. Димитрия, митрополита Ростовского (1709)

Православный календарь на текущий месяц:

<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Полезная информация:

Календарь церковных праздников на 2020 год >>>

Богослужебные указания на сегодня, завтра, послезавтра >>>

Поделитесь информацией в соцсетях:

  • Как разобраться в значении православных праздников? — Читайте далее

В Православии каждый день посвящен какому-то событию или святому. Здесь вы узнаете об особенностях христианского календаря, датах и значении основных праздников, о том по каким признакам делятся церковные праздники.

Христианские церковные праздники связаны с событиями из Евангелия или жизни святых.

Особенности православного календаря

Православие сыграло огромную роль в мировой культуре. Во многих странах широко празднуют красные дни христианского календаря. Однако православный календарь существенно отличается от гражданского. Вот основные отличия:

  1. Церковный год начинается с сентября.
  2. Первый день недели – воскресенье
  3. Богослужебные сутки начинаются с вечера.

Какие бывают праздники

Христианские праздники делятся по разрядам на великие, средние и малые.
Пасха или Воскресение Христово – это особый день, который по значимости стоит выше всех остальных праздников. В этот день Христос воскрес после трёхдневного пребывания во гробе. Нельзя переоценить значение этого события в деле спасения человечества. В этот день снова открылись двери Рая, затворенные после грехопадения первых людей -Адама и Евы.
Сегодня, как и в прежние времена, на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!» Также на этот праздник принято дарить друг другу красные яйца. С этим связано такое предание:
После Воскресения Христова, Мария Магдалина пришла во дворец к императору Тиверию и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» На это Тиверий сказал: «Не может умерший воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным». И на глазах изумлённого императора яйцо стало менять свой цвет. С тех пор и пошла традиция красить пасхальные яйца в красный цвет.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – это двенадцать самых главных церковных праздников, в которые вспоминаются самые важные события из жизни Спасителя и Божией Матери. По этому признаку их делят на Господские и Богородичные.

Господские праздники

  1. Рождество Христово
  2. Крещение Господне
  3. Вход Господень в Иерусалим
  4. Преображение
  5. Воздвижение Креста
  6. Вознесение Господне
  7. День Святой Троицы

Богородичные

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Введение во храм
  3. Благовещение
  4. Успение

Один из двунадесятых праздников, Сретение, имеет признаки и Господского и Богородичного.

Пять великих не двунадесятых праздников

Следом за двунадесятыми идут пять великих праздников:

  1. Покров Пресвятой Богородицы
  2. Обрезание Господне и память свят. Василия Великого
  3. Рождество Иоанна Крестителя
  4. Память первоверховных апп. Петра и Павла
  5. Усекновение главы Иоанна Крестителя

Любой воскресный день в году

Воскресенье в православии называется «малая Пасха». В этот день Церковь вспоминает Воскресение Христово. На Богослужения поются песнопения, в которых восхваляется это великое событие: «Воскресение Христово видевше», «Воскрес Иисус от гроба» и другие.

Если в воскресенье выпадает двунадесятый Господский праздник, то воскресные песнопения на Богослужении не поются, а заменяются праздничными.

В воскресенье православному христианину нужно обязательно быть на Литургии. В этот день нельзя выполнять домашние работы, кроме самых необходимых, а лучше всего посвятить его молитве, чтению духовных книг и добрым делам.

Средние праздники

Эти праздники в православном Богослужебной практике делятся на два вида: с бдением и с полиелеем. К первым относятся дни памяти: апостола Иоанна Богослова, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другие. Сюда же относятся и престольные праздники, а также дни особо чтимых святых.
К праздникам с полиелеем относятся: Владимирской иконы, равноапостольных Константина и Елены, Казанской, пророка Илии.

Малые праздники

Малые праздники в уставе называются «славословными», так как накануне их на утрени поётся «Великое славословие». Таких дней в церковном календаре очень много. Это дни памяти мучеников, пророков, апостолов и т.д.

Переходящие

К переходящим относятся праздники, связанные с Пасхой. Это Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, за неделю перед Пасхой), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица (на 50-й день после Пасхи). Интересно, что переходящие праздники связаны с определенным днем недели: Вход Господень в Иерусалим и Троица всегда отмечаются в воскресенье, а Вознесение в четверг.

Непереходящие

Все остальные праздники в православном календаре непереходящие, то есть привязанные к определенной неизменяемой дате. Поэтому непереходящие праздники выпадают всегда в разные дни недели.

Главные празднования христианства

Пасха

Пасха не относится ни к какому разряду праздников, а стоит выше их. Ни один из больших праздников не сравнится с ней по торжественности. Слово «пасха» переводится с еврейского как «исход». Прообразом Пасхи христианской была еврейская Пасха – день, когда пророк Моисей вывел евреев из Египетского рабства. Тогда евреи закололи агнца и обмазывали его кровью двери домов, чтобы ангел-губитель прошел мимо. В новозаветной же Пасхе заклался Христос, Агнец Божий, и воскрес, чтобы освободить людей от смерти вечной. Ветхозаветную Пасху иудеи праздновали в память об избавлении от рабства египтян, а новозаветную христиане сегодня празднуют в память избавления от рабства диавола. Целых сорок дней празднуется Светлое Христово Воскресение и все это время в церквях звучит победная песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Дата Пасхи изменяется.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Этим праздником начинается церковный год и начинается история нашего спасения. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна дожили до глубокой старости и не имели детей. Однажды праведный Иоаким пошел в храм принести жертву Богу. Но священник прогнал его, так как бездетные люди у евреев считались оставленными Богом. В глубокой скорби ушел Иоаким в пустыню и стал молиться. Там явился ему Ангел и возвестил, что его жена зачнет девочку, которая станет Матерью Спасителя мира.
Анна в это время сидела в саду. На дереве было гнездо, в котором щебетали птенцы. Глядя на это, Анна печалилась об отсутствии детей. В это время явился ей Ангел и сообщил благую весть.
И Анна и Иоаким сразу же отправились в храм, чтобы поблагодарить Господа. У ворот Иерусалима они встретились и сообщили друг другу о радостном видении.
Через положенный срок Анна родила Дочь Марию – будущую Божию Матерь.
Этот праздник сегодня, как и прежде, особо почитается на Руси. Множество русских православных церквей освящено в честь праздника.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

В царствование императора Константина Великого, при котором прекратилось преследование христиан, был найден Пречестный Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благоверная царица Елена. Когда стали копать на месте Распятия, обнаружили три креста. Как раз в это время мимо шла похоронная процессия. Тогда патриарх стал поочередно прикладывать кресты к умершему. Когда его коснулся третий крест, тот встал живым. После этого патриарх высоко поднял (воздвиг) Крест Христов и осенял им людей. Народ же пел: «Господи помилуй!».
Это событие празднуется в Церкви как Воздвижение Животворящего Креста. В храмах, где служит архиерей, совершается чин Воздвижения: архиерей медленно поднимает и опускает Крест при пении «Господи помилуй!».

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм на воспитание. На пути Ее сопровождали юные девы в белых одеждах и со свечами в руках.
К дверям храма вели тринадцать крутых ступеней и юная Отроковица, укрепляемая силой Божией, взошла по ним без посторонней помощи. Наверху Ее встретил первосвященник Захария (отец Иоанна Предтечи) и ввел во Святая Святых. Это самое главное место в храме, куда мог входить только первосвященник и то один раз в год. Там хранились самые важные святыни иудеев: Ковчег Завета со скрижалями, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. В это место по внушению Духа Святого и ввел Захария Пречистую Деву.
В храме Дева Мария росла до 14 лет. Она изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием.

Рождество Христово (7 января)

Этот праздник проникнут таинственностью и радостью. Божественный Младенец родился не в царских чертогах, а в пещере, в яслях для скота. Для ребёнка Создателя вселенной не нашлось в Вифлееме места в домах.
В момент Рождества пастухи пасли стада рядом с городом. Внезапно возсиял яркий свет, с неба спустились Ангелы и запели: «Слава в вышних Богу». Пастухи в страхе упали на землю, но Ангел успокоил их и возвестил о рождении Мессии. Те тут же пошли поклониться Христу.
В рождественскую ночь в небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили восточные мудрецы и поняли, что родился кто-то великий. Звезда двигалась и волхвы пошли за ней. Над Вифлеемской пещерой звезда остановилась. Войдя внутрь, волхвы нашли Богомладенца, поклонились Ему и принесли дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку (смирной оттирали тела умерших перед погребением).

Крещение Господне (19 января)

Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пошел на Иордан креститься. Когда Христос погрузился в воды Иордана вдруг раскрылись небеса, явился Дух Святой в виде голубя и послышался голос Бога-Отца: «Это Сын Мой Возлюбленный, о котором Мое благоволение».
Крещение еще называют Богоявлением, так как в этот день явилась Святая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствует о Сыне и Дух Святой является в виде голубя.
В этот день освящаются все воды на земном шаре. И, несмотря на зимние морозы, люди стремятся окунуться в освящённые источники.

Сретение Господне (15 февраля)

На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф пошли в храм, чтобы принести жертву по закону. На пороге их встретил старец Симеон, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..». Обратившись к Богородице, он произнес: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие». Эти слова старца означали, что Богородица переживет сильную скорбь.

Благовещение (7 апреля)

Это событие случилось, когда Дева Мария жила в доме Обручника Иосифа. Она читала книгу пророка Исаии и дойдя до места, где говорилось о рождении Мессии от Девы произнесла: «Как бы я хотела быть хотя бы служанкой у той Девы». В этот момент явился Ей архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная!» Смутилась Дева от такого приветствия, а Ангел продолжал: «Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Это будет Спаситель мира». В ответ на удивление Девы, как это может быть, если Она не знает мужа, был ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя».
И после этого Богородица произносит полные преданности Воле Божией слова: «Я раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».
Благовещение – благая весть о зачатии Спасителя мира.

Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)

Последнее воскресенье перед православной Пасхой называется «Вербное» или «Вход Господень в Иерусалим». Незадолго до крестных страданий, Спаситель повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка. Сев на осленка, он въехал в Иерусалим. На пути Его встречали толпы народа, бросая на пути пальмовые ветви, постилая одежды и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во имя Господне!»
Необъезженный осленок символизирует язычников, которые не были под ярмом Закона. Однако они первыми приняли Евангельское учение и взяли иго Христово. Ослица же означала иудеев, которые были под Законом Моисеевым, но не познали Христа.

Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

На сороковой день после Воскресения Христос собрал своих учеников и пошел на гору Елеон. Там Он начал возноситься от них на небо, пока совершенно не скрылся с глаз. А те стояли и смотрели вслед пока не явились ангелы и сказали: «Что смотрите на небо? Христос, вознесшийся на небо, придет также, как видели Его идущим на небо».
Вознесшись, Христос обожил человека. А слова ангелов возвещали о Втором Пришествии Христовом, которое будет со славой.

День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи)

Перед вознесением Господь обещал ученикам послать им Духа Утешителя. И вот наступил этот момент. На 10-й день после Вознесения ученики были в храме. Вдруг с неба сошел Дух Святой в виде огненных языков. И апостолы заговорили на разных языках и стали понимать Писания.
День Святой Троицы сегодня называют Днем рождения Церкви.

Преображение Господне (19 августа)

Это самый любимый многими летний праздник. В народе его называют «Яблочный Спас», так как по традиции освящаются яблоки и другие плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен следующему событию:
Однажды Христос взял трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Там он внезапно преобразился: засиял небесной славой, одежды стали белоснежными, а рядом явились пророки Моисей и Илия. Ученики в страхе пали ниц, а когда встали, видение прекратилось.
Христос явился им в небесной славе, чтобы видя Его униженным и распятым, они не засомневались в Его Божестве.

Каждый год в Иерусалиме на этот праздник происходит чудо: на Фавор спускается облако и окутывает всех находящихся там.

Успение Богородицы (28 августа)

С этим событием связано много чудес. Первое – чудесное перенесение апостолов на облаках к дому Иоанна Богослова, где жила Богородица. Второе – чудесное вразумление иудея Афонии во время погребения. Когда апостолы несли тело Пречистой к месту погребения, иудеи хотели помешать им. Один из них, по имени Афония, даже посмел прикоснуться к гробу, чтобы опрокинуть его.

Усекновение главы Ионна Предтечи (11 сентября)

Пророк неоднократно обличал царя Ирода за то, что он взял за себя жену брата. Последняя ненавидела его за это и стремилась убить. Вскоре настал удобный момент. Дочь Иродиады плясала на пиру в честь дня рождения Ирода и так понравилась ему, что он пообещал дать ей все, что захочет. Девица по наущению матери попросила голову Иоанна Крестителя. Опечалился Ирод, но из-за стыда перед гостями не посмел отказать и повелел усечь пророка.
Страшное дело: из ложного стыда совершено убийство пророка Божия. В память об этом событии в православной церкви установлен в день праздника строгий пост.

Иконы

В честь каждого церковного события написаны иконы, сюжеты которых раскрывают основные условия и значение празднования. Приведем несколько примеров:

На иконе праздника изображается епископ в окружении священников, который стоит на возвышении и осеняет народ Крестом. Позже на иконе стали изображать царицу Елену. Она стоит рядом с епископом и держит блюдо с гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя.
Народ символизирует на иконе всех православных христиан, поклоняющихся Кресту как орудию нашего спасения.

Покров (14 октября)

На иконе изображено явление Богородицы Андрею Юродивому во время землетрясения в Константинополе. Испуганный народ собирался в храме и начал горячо молиться о спасении. Во время молитвы блаженный увидел Богоматерь, простирающую на городом Свой омофор. Он понял, что Богородица защитит Константинополь от разрушения. И в самом деле, землетрясение прекратилось.
На иконе праздника изображается Богоматерь, держащая простертым омофор ( головное покрывало). Внизу молящийся народ, в числе которого и блаженный Андрей.

На иконе Богородица изображается поднимающейся по ступенькам церкви. Внизу стоят Ее родители и девы с зажженными свечами, а в дверях храма Деву встречает первосвященник Захария.

Поделитесь информацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *