Секта новый завет

25 сентября 2020 15:56

Прокуратура Красноярского края направила в суд иск о ликвидации религиозной организации «Церковь последнего завета», известной также как «секта Виссариона».

Генпрокуратура РФ сообщает, что в деятельности организации выявлены факты причинения вреда психическому здоровью адептов. По мнению прокуратуры, «Церковь Последнего Завета» угрожает интересам общества и государства, посягает на личность, права и свободы граждан, наносит ущерб нравственности и здоровью граждан.

На этой неделе в Красноярском крае были задержаны руководители «секты Виссариона», в том числе и глава организации Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. Он основал секту в 90-х годах. Также был задержан Вадим Редькин, который был фактически правой рукой Виссариона, активно вел страницы в соцсетях, где рассказывал о жизни общины и публиковал «проповеди мессии». Ранее он был рок-музыкантом, игравшим в «Интеграле» и «Ласковом мае».

Следствие считает, что фигуранты дела использовали деньги участников общины, применяли к ним психологическое насилие. В отношении руководителей секты возбуждено уголовное дело. Им грозит свыше 10 лет колонии.

Адвокаты членов общины Виссариона назвали их уголовное преследование «незаконным и необоснованным».

Последователи Виссариона наладили в тайге хорошо обустроенное и процветающее хозяйство. Фото с сайта www.vissarion.ru

В Красноярском крае проходят следственные действия в Церкви последнего завета (ЦПЗ), более известной как община Виссариона (псевдоним лидера общины Сергея Торопа). В Курагинском районе края идет выявление последователей Виссариона, на квартирах у адептов проходят обыски, сообщают в ЦПЗ.

По информации адептов культа, объектом внимания Следственного комитета России (СКР) стали детские и юношеские учреждения виссарионовцев. К примеру, в поселке Город Солнца, «столицы» общины, юноши посещают «Небесную обитель» – сочетание колледжа, монастыря и школы выживания. Там молодые люди учатся выживать в условиях дикой тайги, постигают духовные практики, изучают строительное и гончарное дело. «Небесная обитель» строится руками самих воспитанников под руководством педагогов школы. После трех-четырех лет пребывания в «обители» воспитанники нанимаются как строители-шабашники к жителям Красноярского края и прилегающих регионов. Часть заработка юные виссарионовцы отдают в казну общины. Кроме строительства воспитанники «обители» зарабатывают на жизнь промышленной заготовкой кедровой древесины – по примеру взрослых виссарионовцев, для которых лесоповал в тайге – выгодное ремесло.

Особое внимание следователей привлекла школа «Истоки», существующая с 1995 года в деревне Черемшанка. Сейчас в Черемшанке проживает более тысячи человек, прирост населения в деревне пришелся на 1990-е годы, когда туда стали съезжаться со всего бывшего СССР последователи Виссариона. В школе «Истоки» детям кроме базовых предметов начальной и средней школы преподают религиозное учение лидера. Во внеучебное время воспитанники под руководством взрослого священника совершают так называемую детскую литургию. Она заключается в том, что дети исполняют под музыку священные гимны общины только для других детей и матерей, которые приносят на литургию младенцев.

Физкультура, музыка и изобразительное искусство также преподаются по модели практикуемой в ЦПЗ системы «Нового образования». «Новое образование» состоит из «мира сказки» – дошкольный возраст, «мира юных волшебников» – возраст начальной школы, и «мира нового общества» – средняя школа. Педагогика по Виссариону предполагает избежание формирования у ребенка негативных образов, атрофию чувства взаимного соперничества и агрессии. Судя по открытым данным, в школе нет субординации между учителем и учеником. Педагоги называют себя уменьшительными именами (Володя, Слава), и так к ним обращаются дети.

«Новое образование» – синтез общеобразовательных предметов с ремеслами и художественными промыслами. «Маль­чи­ки долж­ны вы­рас­тать ма­сте­ра­ми, а не во­и­на­ми, а де­воч­ки – доб­ры­ми, уме­лы­ми хо­зяй­ка­ми, помощницами мужчин», – указано на сайте «Истоков». У виссарионовцев с 1990-х годов существует практика, что подростки выбирают себе ту профессию, которая остро нужна в повседневной жизни общины: строителя, врача, учителя, зоотехника, агронома и т.д. В ЦПЗ нет своих имеющих аккредитацию колледжей и вузов. Чтобы поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение, юные виссарионовцы сдают на аттестат зрелости в прилегающих к общине поселковых школах.

Как сообщил в соцсетях пресс-секретарь Виссариона Вадим Редькин, в отношении директора «Истоков» Владимира Ведерникова возбуждено уголовное дело по факту коррупции и мошенничества. По словам Редькина, в ходе обысков в «Истоках» изъяты «вещественные доказательства», проведены допросы последователей ЦПЗ и жителей Курагинского района. В ЦПЗ сообщают, что уголовное дело поручено расследовать подразделению СКР, занимающемуся расследованием бандитизма, организованной преступности и преступлений прошлых лет. Редькин предположил, что СКР выявил финансовые нарушения. «Приблизительно третья часть зарплаты учителей добровольно и согласованно объединяется для развития этой школы и выплаты зарплаты тем учителям, которые работают в школе, но не устроены официально в связи с нехваткой нужных документов. Я пока не вижу этических нарушений в управлении школой», – цитирует Редькина Интерфакс.

ЦПЗ – пример так называемой эскапистской религиозной группы, сказал «НГР» исследователь неоязычества Евгений Нечкасов. «Слово «эскапизм» обозначает «бегство», – пояснил эксперт. – «Новое общество» Виссариона – бегство от урбанистического мира, постмодернистский вариант общественной утопии Томмазо Кампанеллы. Эскапистским группам свойственны экономические схемы, которые обходят установленные законами преграды. К таким серым схемам относятся непрозрачный сбор пожертвований, финансирование образовательных центров путем якобы добровольных сборов с сотрудников центров, которые в этих центрах официально и вовсе не работают, помощь нуждающимся членам общины «прямо в руки» – без контроля со стороны проверяющих органов. Нет никакого внешнего контроля за потоком денежных средств внутри Церкви последнего завета. Там, похоже, привыкли к серым схемам 1990-х годов, когда за услуги платили в конвертах, а то и по бартеру, и не знают, что такое налоговая декларация и финансовый мониторинг. Если это и опасно, то для налоговых органов России и бюджета Красноярского края, который мог бы за счет Виссариона пополнить свои доходные статьи».

«Террористической организацией ЦПЗ не является, – подчеркнул Нечкасов. – Туда приходят добровольно и могут добровольно выйти – если, конечно, есть куда возвращаться. Общей практикой стало, когда новообращенные адепты Виссариона перед переездом в Город Солнца продают свое жилье, а деньги от продажи жертвуют ЦПЗ. Уход от Виссариона очень труден и в силу того, что его адептам трудно возвращаться в наш жестокий мир из таежной идиллии с натуральным хозяйством и свободными отношениями. У Виссариона практикуют многоженство – так называемые треугольники. К многоженству там не принуждают, а многим оно даже нравится. Самое главное – там человек чувствует себя членом огромной любящей семьи, а не элементом толпы одиночек».

Сергей Тороп – единственный в России постсоветский проповедник Нью-эйдж, чья община сохранилась и приумножилась. «По телевизору говорят про православие и духовные скрепы, и это обывателю нравится. Но Виссарион находит себе последователей вопреки государственной и церковной антисектантской пропаганде», – отмечает Нечкасов.

Виссарион «оседлал» популярную в наше время у жителей мегаполисов тему миграции в экологические поселения, сказал «НГР» профессор Тюменского госуниверситета Александр Ярков. Община Виссариона – классика нового религиозного сообщества, формирующегося из числа тех, кого не устраивают традиционные религии. «Эта община сильно напрягает представителей других конфессий Красноярского края, от которых уходят их прежние сторонники, – говорит эксперт. – Озадачена и местная власть, испытывающая давление «обиженных» Виссарионом традиционных религий. В общине наличествуют, помимо харизмы лидера и реализации духовных запросов последователей, еще и экономические обязанности адептов перед руководством. Это нормально. Любая религиозная группа строит со своими членами схему: материальная поддержка в обмен на духовную. Другой вопрос, как эти экономические взаимоотношения функционируют, нарушается ли при этом уголовное и налоговое законодательство России. Нормально проверять экономику религиозных сообществ на предмет возможной коррупции: члены этих сообществ не освобождены от ответственности перед законами России». «Вокруг общины Виссариона нагнетается тревожная ситуация. Но доказательств преступлений против личности в ЦПЗ не выявлено. Запрещать религиозное движение можно лишь при наличии свидетельств совершения им преступлений против личности и безопасности государства», – подчеркивает эксперт.

Формирование религиозных организаций – процесс длительный, и обуславливается он как социальными причинами, так и логикой развития религиозного сознания. В социальном плане этот процесс соотносим с формированием классового общества и государственности. Связи развития социальных институтов общества и религиозных институтов для современной науки представляются аксиоматичными. Исследования социологов религии (М.Вебера, Э.Дюркгейма и др.) убедительно описали эти связи в их историческом развитии. Современная наука описывает эти связи в терминах теократия (государство, в котором главенствующая роль принадлежит церкви), секуляризация (исторически – отчуждение церковных земель и собственности в пользу государства, в более широком смысле – всякое посягательство государства на власть церкви), десекуляризация (обратный процесс, восстановление церковью утраченных позиций, как, например, в постсоветской России), конвергенция (в религиоведении – лояльность церкви и государства друг другу, их сближение без претензий на функции друг друга) и др.

Вместе с тем формирование религиозных организаций имело и свою собственную логику. По мере развития и усложнения форм религиозного сознания становилась необходимой структура, ответственная за выработку систематизированного вероучения, контроль за осуществлением религиозной деятельности, защиту своего учения от других религиозных (или атеистических) систем, поддержку связей с нерелигиозными организациями и государством.

Все это привело к достаточно сложной и разветвленной системе религиозных организаций, сложно поддающихся однозначной классификации. В пределах нашего курса нет смысла подробно разбирать эти сложности и акцентировать пограничные и переходные формы. Поэтому остановимся лишь на самых основных:

1. Церковь – наиболее развитая и мощная религиозная организация, имеющая солидную историю, обладающая мощными ресурсами и влиянием. Церковь предполагает сложную внутреннюю структуру, иерархию служителей культа. Сложным является вопрос о том, можно ли говорить о единой церкви для какой-либо мировой религии, скажем, о христианской церкви. Дело в том, что исторически крупные религии, как правило, распадаются на ряд конфессий – относительно независимых учений, по-разному трактующих священные книги и по-разному определяющих систему культов. Конфессии, как правило, оформляются в относительно автономные или полностью автономные церкви. Всем известны, например, три основные конфессии христианства (католицизм, православие, протестантизм), которые в свою очередь также не едины, не говоря уже о том, что исторически христианских конфессий было больше. Сторонники так называемого деноминационализма настаивают на принципиальном единстве церкви одной религии, несмотря на разночтения. Соответственно, необходимо сближение церквей и возможная конвергенция. Противники утверждают приоритет конфессионального подхода, игнорируя единство религии. В христианстве деноминационализм распространен в среде протестантских теологов и церковных деятелей (например, известная книга английского писателя и теолога К. Льюиса носит характерное название – «Просто христианство»), однако в православии и католицизме отношение к деноминационализму настороженное.

2. Секта. Чаще всего секты возникают в результате «отпадения» большой группы верующих от признанной церкви. Многие крупные секты объявляют себя церквями, и границы провести очень сложно. В теме 9 мы более подробно вернемся к проблеме сект, сейчас лишь заметим, что секты (даже крупные) гораздо малочисленнее конфессиональных церквей, имеют более короткую историю и обладают меньшим влиянием в государстве и мире.

3. Культ. Этот тип религиозной организации ориентирован на какую-то конкретную личность и построен вокруг нее. Участники культа, чаще всего община, относительно немногочисленны и ориентированы на установки своего харизматического лидера. После смерти лидера или его исчезновения по каким-то другим причинам эта организация либо развивает его идеи, превращаясь в секту, либо просто исчезает. Таким образом, культ – это своеобразный зародыш секты с непредсказуемой исторической судьбой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *