Принимайте ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположно первым. И каждого ребенка, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развивать свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.
Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этого проступка, ибо ребенок не сможет выбрать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за поступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков.
Никогда не принимайте решение в одиночку:каждый родитель может внести предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли дошкольного возраста, следует и их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.
Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители.
Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит.Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к детям, которые спорят с вами с уважением. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первая среда для приобщения к социальной жизни.
Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.Реклама — это бич – осаждает нас. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки – их надо заработать.
Во всем нужно действовать собственным примером. Личный пример, зовущий к подражанию, — это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиваться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.
Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.Семья — это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.
Держите двери открытыми. Дети не должны чувствовать, что они привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открытыми для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это непросто. Деликатно, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь от необдуманных поступков.
Устранитесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить и отдать это все лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее изменение к лучшему – общая и конечная цепь совместной жизни мужа и жены. А ваши дети, отделившись от вас, начав новую самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того, чтобы жизнь никогда не кончалась.
Памятка для родителей
9 заповедей семейного воспитания
- Принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Никогда не приказывайте из прихоти.
- Не принимайте решения в одиночку.
- Собственное поведение родителей – главный фактор в воспитании детей.
- Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит вам.
- Не допускайте излишеств в подарках детям.
- Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
- Держите двери дома открытыми.
- Устраняйтесь в положено время.
Мама и папа, помните:
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенок живет в понимании, он учится находить любовь в этом мире.
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
- Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю — предметнику или завучу.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.
Как научить ребенка противостоять
кличкам и дразнилкам
Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.
Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
Отреагировать нестандартно. Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
Не поддаваться на провокацию. Не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».
Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его таким образом перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Отговориться. 5-9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как научить детей общаться»
- Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество
- Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
- Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
- Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
- Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
- Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
- Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
- Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
- Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
- Учитесь быть своему ребенку другом.
- Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
- Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
- Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
- Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.
Как выйти из конфликтной ситуации с детьми
- Не бойтесь проявить к подростку чрезмерную любовь. Форма ее выражения — предельная чуткость и бережность.
- Будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности.
- Умейте активно слушать и слышать их сбивчивую косноя зычную речь.
- Слышать СОС, даже когда они молчат.
- Не отвечайте на грубость грубостью, не замечайте ее.
- Вооружитесь юмором и ласковым словом.
- Позволяйте ребенку принимать свое самостоятельное реше ние.
- Научитесь получать удовольствие от принятия решений ва шим ребенком.
- Не концентрируйте на вашем ребенке никакого отрицательного внимания.
- Вы и ваш ребенок — равноправные люди, обладающие равными
человеческими правами. - Верьте в то, что ваш ребенок заслуживает доверия и отвечает
за свои действия. - Проявите мудрость и широту души, милосердие и благород ство.
ПОМНИТЕ! Дети, как сказал один мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее.
Как относиться к отметкам ребенка
- нельзя наказывать ребенка за неудовлетворительную оценку,
полученную в школе; - похвалите его, даже если результат труда не слишком высок,
но при этом ребенок добросовестно занимался; - нельзя выражать вслух сомнений по поводу объективности
выставленной ребенку на уроке отметки (если есть сомнения, идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации); - в проблемах собственных детей нельзя обвинять других людей.
Родительские «нельзя»
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов
в обучении; - сразу после уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей прогулки из-за плохих оценок в школе;
- кричать на ребенка (особенно при выполнении домашнего за дания);
- позволять ребенку сидеть у телевизора (компьютера) больше одного часа в день;
- смотреть (особенно перед сном) агрессивные телепередачи и художественные фильмы.
Советы родителям, чьи дети говорят бранные слова.
- Во избежание раннего появления в лексиконе ребенка ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.
- Если родители говорят, что использовать бранные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно будет употреблять запрещенные выражения в своей речи.
- Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от учителей.
- Если в присутствии взрослых людей дети используют нецензурные выражения, то необходимо сделать замечание в легкой юмористической форме («Ты так солидно выглядишь, я даже не ожидала от тебя такого»).
- В этом возрасте знание и умение употребить бранное слово необходимы, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.
Подростку нужно объяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, но не стоит навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает.
Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Обязанности родителей:
- Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
- Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для этого посещать занятия в школе и читать литературу. Главное в семье — это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.
- Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
- Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспита ние — это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
- Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
- Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие
- Воспитывать в детях самостоятельность.
- Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убежде ний. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.