Семиозерный монастырь Казань

«Столько мест на свете, чудесных, необъяснимых, притягательных. Жизни не хватит, чтобы увидеть их все, но никто не мешает попытаться» — так я думала и продолжаю думать, поэтому в ближайший выходной было решено преодолеть 50 км. и посмотреть место, к которому люди добираются из более удаленных мест. Не разочаровало. Да, кто-то может сказать, что подобных храмов великое множество, суть одна, но нет: у каждого своя история, где было место и трагедии, и любви, и чуду, и искуплению, и, конечно же, вере. И отдельное спасибо служителям, что поведали нам историю этого удивительного места и преподобного Гавриила, чьи мощи нашли здесь свое последнее пристанище. Насколько я поняла, он один из немногих, кому молятся в надежде избавиться от одержимости какой-либо страстью. Монастырь, как и многие, нуждается в пожертвованиях: есть, что восстанавливать, есть во что вкладывать, и видно, что служители очень стараются. Что примечательно: на территории живописно раскинулись грядки, теплицы, натуральное хозяйство во всей своей красе — цесарки, фазаны, курицы, утки, индюки и павлины, охотно распускающие свои хвосты, что обращает на них повышенное внимание приезжающих сюда страждующих. Поэтому около вольеров с птицами всегда много народа. Вблизи монастыря находится святой источник, дорогу к которому вам заботливо подскажут. Одна из служительниц сказала: «Попросите Божью матерь, она выведет». В итоге на выходе с территории монастыря нам попался автобус с целой группой туристов, которые уверенно шли по указанному нам маршруту. В итоге мы решили, что это и есть знак, и да, нас вывели:). Дорога займет около 15 минут. Проходит она мимо заброшенного детского лагеря, по лесу. Приятная, комфортная прогулка, особенно в погожий день. Пространство вокруг источника полностью обустроено: отдельно стоящая купель, отдельно место, где можно набрать целительной воды, скамейки, небольшая часовенка. В общем, подытог один: не бойтесь открывать для себя новые места.…

Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Фото нач. XXI в.

Седмиезерная Богородицкая пустынь, мужской монастырь Казанской епархии

Монастырь расположен в 17 километрах от Казани.

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Седмиезерная икона Божией Матери, которую основатель монастыря схимонах Евфимий принес из Великого Устюга, эта икона издавна хранилась в его семье.

В 1900 году наместником пустыни был назначен преподобный Гавриил (Зырянов), один из авторитетнейших русских старцев. Его усердием был отстроен в 1898-1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим.

К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божией Матери — оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня.

Но после закрытия в 1926 году Седмиозерная пустынь была, в основном, разрушена.

В 1997 году монастырь был возвращен в ведение Казанской епархии. Ко времени его передачи сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил, его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть — в церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского города Казани.

В монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Храмы

Евфимия Великого и Тихона Задонского

Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около 1668 года и перестроенный в 1710 года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в 1898 году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.

Вознесенский собор

Теплая церковь, построенная из белого камня в 1646 году и перестраивавшаяся в 1706 году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.

Святыни

  • рака с мощами преподобного Гавриила (Зырянова)
  • чудотворный список Седмиезерной иконы Божией Матери, сама икона находится в Петропавловском соборе Казани

Святые источники

Ближний источник

В одной версте от обители, в монастырском лесу на истоке в 1830-х годах была построена деревянная часовня, а в начале 1880-х годов на месте разобранной соорудили каменную с деревянным верхом холодную церковь во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Освящал ее в 1884 году архиепископ Казанский и Свияжский Палладий. Церковь была небольших размеров — 15 на 9 аршин. Дубовый иконостас был четырехъярусным.

Дальний источник

В 40 минутах ходьбы от ближнего источника вверх по речке Солонке, недалеко от села Яшь Кеч находится дальний святой источник. Его еще называют «Источник матушки Анисии» или «Анисьины грядки». Матушка Анисия — подвижница, упоминаемая еще в «Сказании…» XVII века. Она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия, основателя Седмиозерного монастыря. Когда он пришел на источник, она засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон — именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель. Монахиня Анисия похоронена возле ключа у своих «грядок». До сих пор это место пользуется большой популярностью для всех, кто пожелает обрести духовное и телесное здравие через воды источника. На святом ключе имеются две купальни и часовня. 2 мая 2010 года на святом источнике «Анисьины грядки» состоялось освящение родника.

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • Страница монастыря на официальном сайте Татарстанской митрополии Православие в Татарстане:
  • А.М. Елдашев «Седмиозерная Богородичная пустынь» // Страница официального сайта Казанской семинарии:
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:

Седмиезерная Богородичная пустынь уже давно стала для всех верующих настоящей лечебницей, исцеляющей как духовные, так и физические недуги. Круглый год в монастырь, расположенный в 50 километрах от Казани, приезжают сотни паломников со всей России. Верующие утверждают, что хранящиеся в храме православные святыни, а также живой источник, бьющий недалеко от обители, являются чудотворными.

Вход в монастырь Фото: АиФ-Казань/ Ксения Корнишина

Чудеса да и только

История святого места уходит своими корнями вглубь столетий. В 17 веке в трех верстах от будущего монастыря в небольшой землянке в лесу жила отшельница Анисья. Не раз во время молитвы старица слышала над пустынью как будто церковное пение и колокольный звон. Об этих чудесах она рассказала иноку-отшельнику Евфимию, который чуть позже и основал на этом месте монастырь. С тех пор тропа к святой обители не зарастает.

«По воскресеньям и праздничным дням в храме не протолкнуться. Паломники приезжают отовсюду, — говорит наместник монастыря игумен Герман (Кузьмин), — некоторые едут просто поклониться местным святыням, а некоторые с тяжелыми болезнями приезжают. Особенно много душевнобольных здесь исцеляется. Усердно молятся, на источник ходят. По их сильной вере и случаются чудеса».

В Семиозерском монастыре о чудесных выздоровлениях рассказывают как о чем-то само собой разумеющемся. Случаев было немало, но никакие летописи об этом не ведутся. Да и зачем? Верующему человеку документальные подтверждения Божьих дел не нужны. Однако если все-таки начать записывать все рассказы о невероятном, понадобится не один день и не одна толстая тетрадь.

Как рассказывают паломники, особенно много случается исцелений от мощей святого преподобного Гавриила и иконы Седмиезерной Смоленской Божией Матери. Эти святыни помогают верующим обрести духовный покой и здоровье.

Татьяну Семенову из Ижевска привела в Семиозерскую обитель болезнь. Несколько месяцев назад врачи поставили женщине диагноз – артрит челюстных суставов, при котором безболезненно есть да и просто разговаривать невозможно. Медики «прописали» срочную операцию, но при этом добавили, что никаких гарантий на выздоровление не дают.

Мощи старца Гавриила Фото: АиФ-Казань/ Ксения Корнишина «Перед операцией я поехала на несколько дней сюда, в Семиозерку, попросить у батюшки благословения. На службах постоянно плакала, молилась святому Гавриилу о помощи. А потом как-то после очередной литургии пошла прикладываться к его мощам. Только дотронулась щекой до мощевика, как меня словно током пронзило. Я еще про себя посмеялась, уж не под током ли находится наш старец, — улыбается Семенова. – А спустя несколько дней на приеме у врача выяснилось, что операция-то и не нужна. Врач сам удивлен был».

В Семиозерке уверены, святой Гавриил всегда отвечает на молитвы прихожан и укрепляет их в вере. Не раз в храме благоухали его мощи и мироточила икона. Последний раз такое чудо случилось 7 октября, в день преставления старца. На вечерней службе во время чтения акафиста из иконы потекло миро и весь храм наполнился ароматом. Так преподобный Гавриил дает понять верующим, что он всегда с ними.

С любой проблемой – к Богородице

Кроме святых мощей, есть в Семиозерском монастыре еще одна уникальная святыня – список иконы Седмиезерной Смоленской Божией Матери. Оригинал иконы хранится в Петропавловском соборе в Казани. Каждый раз во время литургии к иконе выстраивается целая очередь из прихожан. Все стараются обязательно приложиться к образу Богородицы и попросить ее помощи в своих мирских проблемах.

«Приложись к иконе. Чувствуешь аромат? – смотрит на меня внимательно отец Герман, — не каждому она дает сразу почувствовать свое благоухание».

После вторичного прикладывания к образу понимаю, что это действительно так. Сначала от иконы исходил легкий сладковатый аромат, а при последующем прикосновении (всего через несколько секунд) – уже ничего.

Чудотворным списком в монастыре очень дорожат и почитают. К нему обращаются с любыми вопросами и проблемами. Не раз Богородица помогала и монахам, и паломникам в их молитвах, подтверждая свою силу необычными явлениями.

Бесы грядок боятся

Фото: АиФ-Казань/ Ксения Корнишина

Приезжая в Семиозерную пустынь, невозможно не посетить святой источник, бьющий высоко на горе в нескольких километрах от монастыря.

«Сюда приезжают и мусульмане, и христиане. Особенно помогает источник парам, страдающим бесплодием, — говорит батюшка. — Как-то приезжала сюда мусульманская пара, которая не могла иметь детей. Куда только они ни обращались, пока им не посоветовали искупаться в источнике Анисьи. Отец тогда дал обет: если родится мальчик, назовет его Серафимом и облагородит источник. Через 9 месяцев у них родился сын.

Рядом с ключом находятся Анисьины грядки – небольшие земляные холмики. Здесь в 17 веке отшельница Анисья выращивала овощи. В 30-е годы прошлого века грядки распахали, однако через несколько дней они чудесным образом возникли вновь. Хотели сравнять и землянку отшельницы, но началась буря, и на жилище упало несколько деревьев, как будто защищая его от посягательств. С тех пор ни грядки, ни землянку больше не трогают. А спустя некоторое время заметили, что грядки помогают людям, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, а также бесноватым. Полежав на земляных холмиках, больным становится гораздо легче.

«Привезли как-то к нам женщину из Ульяновска. Ноги у нее вообще не ходили, передвигаться без чьей-либо помощи вообще не могла. Как потом выяснилось, она бесноватая была, на нее порчу навели. Несколько недель жила женщина у нас в монастыре. Молилась, на грядках лежала. А домой уже уехала на своих ногах. У нас же место здесь святое, бесы боятся его. Родственники рассказывали, что уже за три дня до поездки больную трясти начинало. Сейчас, слава Богу, исцелилась, здорова, — рассказывает отец Герман.

Седмиезерная Богородицкая пустынь место поистине благодатное. Но ехать туда нужно с верой. Ведь по вере и чудеса происходят, говорят здесь.

Куда еще едут за исцелением?

Раифский мужской Богородицкий монастырь, Зеленодольский район
Главная святыня монастыря — чудотворная икона Грузинской Божьей матери. Известны случаи исцеления от болезней глаз, опорно-двигательного аппарата, излечения бесноватых.

Спасо-Преображенская церковь, село Большие Кабаны, Лаишевский район
Скульптура «Сидящий Христос в терновом венце». Около деревянной скульптуры всегда много тапочек, которые несут сюда верующие. Обувь на время надевают на ноги Христа, а потом увозят обратно домой. Верующие утверждают, что такая обувь становится лечебной и исцеляет болезни ног.

Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, Казань, ул. Большая Красная, 1/2
Главной святыней являются чудотворные мощи и икона великомученицы Параскевы Пятницы. Параскева всегда почиталась как покровительница и заступница женщин и семьи. У нее просят помощи в рождении детей, а также в даровании брака и семейного счастья. Кроме этого, она помогает в выздоровлении от женских болезней. Также на территории храма Параскевы Пятницы находится часовня в честь иконы Божией матери «Всецарица». У нее просят помощи онкобольные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *