Семистрельная умягчение злых сердец

ШАГ НАВСТРЕЧУ

«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды — надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

В молитвенной практике различие между иконами «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» не проводится, так как они относятся к одному иконографическому типу. Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.
Различия существуют в написании образа и обретения икон.

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Празднование этому образу совершается 15 февраля и в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ — икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю (26 августа).

«Семистрельная» имеет северорусское происхождение: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке — в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении — видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.
А вот весьма любопытная история. Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали приходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помощи Божьей Матери – Мадонны дель Дон. После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Многие ветераны альпийского корпуса вспоминали удивительное милосердие, которое являли им русские женщины, жившие в селах на их пути в Италию. Большинство итальянцев были обморожены и не имели еды. И если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветераны до сих пор помнят русское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того времени.
Капеллан Поликарпо принес «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (материковая часть Венеции), где специально для нее была устроена часовня. У этой иконы до сих пор в сентябре месяце собираются ветераны, родные и близкие как участников тех событий, так и всех итальянских солдат, погибших в той страшной войне.
Хочу немного рассказать о таком чуде, как мироточение. До XX века мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX веке. Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX – начале XXI века побило все рекорды. О причинах этого феномена доподлинно неизвестно. В прошлые века факты мироточения считались предзнаменованием каких-то важных событий. Когда человек видит такое чудо, он укрепляется в вере, а значит, начинает меняться к лучшему, творить больше добра.
Вот история произошедшая в наше время. Осенью 1997 года одновременно с мученической кончиной Иосифа Муньоса Кортеса (его зверски убили), хранителя чудотворной , мироточивой иконы «Иверская-Монреальская», пропала и сама икона. Где она до сих пор не известно. Новая мироточивая икона была явлена уже через несколько месяцев, весной 1998 года москвичке Маргарите. А замиротичила икона «Умягчение злых сердец». Небольшой образ, как и многие десятки тысяч подобных ему, был отпечатан полиграфическим способом на предприятии «Софрино» и куплен в церковной лавке простыми москвичами. Но по неведомым нам Божьим судьбам именно это изображение было избрано явить дивное чудо – икона ожила. Эту икону стали возить по многочисленным приходам и монастырям, в различные города и страны.

В Мурманском храме младенец, которого мама приложила к иконе, неожиданно громко и ясно произнес: «Она плачет!» И все встало на свои места. Воистину «устами младенца глаголет истина», ибо стало понятно, свидетелями чего мы являемся, зачем нам дано это чудо, что именно изливает нам образ Царицы Небесной в виде этого кристально чистого и благоухающего мира.
Это слезы Божьей Матери. Она плачет о нас. Об ожесточении наших сердец.

О мире, отступающем от Ее Сына – Христа Бога нашего.
По-разному реагирует чудотворный образ на место своего пребывания, и не всякая земля одинаково угодна Царице Небесной. Перед взрывами в Москве на иконе «Умягчение злых сердец» изменился лик Богородицы. Под глазами появились черные круги. В квартире стало пахнуть ладаном. Этот запах не исчезал, пока не прекратились взрывы. Прошло время. Наступил день, в который ручки и шея Пречистой Богородицы были изъязвлены крохотными ранками, на левом плече появилась красная язвочка. В этот день затонула подлодка «Курск». 21 ноября, в день Архистратига Михаила, появились кровавые подтеки, которые можно было собирать на ватку вместе с миром. С тех пор икона и мироточит и кровоточит непрестанно.
Именно с тех пор, если к иконе прикасаются российские военные, икона чутко отзывается на эту встречу и источает кровь… Вспоминается, как после крестного хода с иконой морские пехотинцы Севастопольской бригады, несшие икону, с удивлением глядели на свои белые парадные перчатки, ставшие абсолютно красными от истекшего кровавого мира. Для хранения этой святыни был изготовлен драгоценный ковчег, а в подмосковной деревне Бачурино была построена церковь. Сегодня прибытия этой иконы ожидают во всем мире. Она уже посетила многие епархии России и многократно была за границей – в Белоруссии, Чехии, США, Австралии, Украине, на Святой Горе Афон, в Германии…

8 декабря 2011 года мироточивая икона прибыла на Итальянскую землю. При посещении Италии мироточивой иконой произошла встреча двух икон. Икона «Донская Мадонна» из русского Белогорского монастыря ныне украшена богатым серебряным окладом, на котором отчеканены розетки со сценами тех событий 1943 года. По обеим сторонам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода Дона и земля с Дона. И горят многочисленные неугасимые лампады.
На прощание всех собравшихся помазывали истекшим миром. До этого стоявшие несколько поодаль и наблюдавшие за происходящим со стороны католические монахи-доминиканцы не выдержали и тоже подошли под помазание.

Вот небольшой рассказ, что происходило от игумена Митрофана, сопровождавшего икону по землям Италии: «Каждый раз, подъезжая к новому городу, к новому храму, туда, где икону напряженно ждали толпы людей, мы становились свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из машины и начинали движение к людям – миро выступало на всей поверхности киота.
Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается – таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напомню, чудотворная икона- лишь бумажное изображение, предельно пропитанное миром. И полость в раме под иконой, куда стекает миро, освобождается лишь в спокойных, домашних условиях. Именно тогда многочисленные флакончики наполняются чистейшей благоухающей жидкостью в ожидании новых храмов и встреч.
Но эти ограничения, как мы ранее писали, для удивительной субстанции неземного происхождения значения не имеют. Как мы убедились, законы тяготения, например, тут невластны – миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличивается в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Но причины такого «не благословления» непременно станут вскоре очевидны. В то же время маленького стеклянного пузырька с миром (размера «пробника для духов») легко хватает для помазания многих сотен желающих и еще хватает на всех опоздавших».

Напоследок хочу сказать, что иногда встречается и такой вот образ, на котором запечатлён образ «Умягчение злых сердец», однако на самой иконе написано «Семистрельная». Пусть это вас не путает.

Молитва перед иконой в исполнении сестер Минского Свято-Елисаветинского монастыря.

Когда мы ищем защиты и покровительства Сил Небесных, всегда обращаемся с молитвой к образу, который известен как икона «Умягчение злых сердец». В это время душу переполняет желание укрыться под сенью ее покровительства и защиты, уйти от недругов и недоброжелателей под ее покров. При этом взгляд наш останавливается на иконах «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец». Те, кто не знает между ними различий, воспринимают обе как единый образ: Лик Божией Матери, заступницы и покровительницы.

Икона «Умягчение злых сердец»

Уже одно название иконы («Умягчение злых сердец») пробуждает надежду на решение проблем, воцарение правды, милосердия и добра, любви и взаимопонимания. Такие мысли посещают не только в контексте восприятия внешнего мира, но и в связи с собственными несовершенствами души, которые могут быть сглажены посредством молитвы и благочестия к Богородице.

История происхождения иконы

Официально считается, что образ иконы «Умягчение злых сердец» впервые появился на территории Юго-Западной Руси. И все же, точных исторических данных об этом не существует. Появление образа не зафиксировано никакими историческими источниками, что говорит о древности данного Лика.

Толкование иконы

На иконе изображена Пречистая, в сердце которой вонзается семь мечей. Само число это в православии символизирует полноту, наполненность. В данном случае семь мечей являются символом наполненности сердца Матери Божией бескрайним горем, печалью и болью, перенесенными Богородицей в период земного ее существования.

Мечи, пронзающие сердце, изображают по три справа и слева от сердца, а один вонзается в него снизу. В некоторых случаях на изображении присутствует Предвечный Младенец.

Евангелическое значение

Иногда эту икону называют «Симеоново проречение». Когда Мария пришла в храм, старец Симеон, который не мог умереть, не увидев Спасителя (благодаря обещанию Бога), рассмотрел Святой Дух. Он понял, что этот мальчик – Сын Божий. Он просветил Марию о судьбе его. Тогда же он сказал ей, что и ей оружие пройдет душу, открывая помыслы чужих сердец. Терзания души старец сравнил с болью телесной.

Образ семи грехов

В этом образе указаны все семь основных грехов человечества, которые корежат души людей. Это гордыня, гнев, алчность, прелюбодеяние, зависть, уныние, чревоугодие. Все они угрожали Пречистой Деве во время Великого Испытания. Выдержав все искушения, Богоматерь со смиренной душой и верой в Всевышнего смогла пройти его.

Рассматривая икону и обращаясь к ней, необходимо помнить, что Матерь Божья через этот образ может увидеть грех, отягчающий душу, при этом помочь смирить сердце, избавившись от греховного груза. Она напоминает нам о необходимости смирения и стойкости, когда невзгоды встают на нашем жизненном пути.

Чудеса иконы

Многие считают, что время истинных чудес прошло еще в давние времена. Но это далеко не соответствует истине. Даже в годы, когда молодежь уверила в отсутствие Бога, Он не забывал о детях Своих. Так, во времена Великой Отечественной Войны, когда южная часть Воронежской области была занята нацистскими итальянскими подразделениями горных стрелков, в одном из разрушенных домов солдаты нашли образ «Умягчение злых сердец». Солдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего в эти холодные декабрьские дни 1942 года не польстились на диковинную роспись, а отнесли военному капеллану. Отец Поликарпо из Вальдани поставил образ среди имеющихся в походной церквушке святынь.

К образу Богородицы, который, оказывается, происходил непосредственно из Воскресенского Белогорского мужского монастыря, потянулись и католики. Они называли ее «Донская Мадонна», что на их языке звучит «Madonna del Don». Воины захватнической армии молили Богоматерь о спасении. Многие остались в уверенности, что благодаря ее заступничеству смерть обошла их стороной.

Когда корпуса разбитой в январе 1943 года армии направились на родину, многих солдат удивило милосердие, оказываемое им женщинами опустошенных ими земель. Обморожение и голод, терзавшие отступающие отряды, могли погубить большинство солдат. Если бы не женские добрые сердца, то до Италии не было бы кому возвращаться. По сей день ветераны помнят слово «картошка», поскольку это был единственный продукт, который могли отыскать в своих погребах хозяюшки.

Икона, которую солдаты отдали своему капеллану, прошла с ними весь путь. Отец Поликарпо не оставил ее у себя, а принес в Италию, где в Ментре специально для нее обустроили отдельную часовню. В сентябрьские дни даже сейчас здесь собираются ветераны той войны, их родные и близкие. Они рассказывают молодому поколению о том, что они пережили, обо всех ужасах военной кампании и о спасении их Богородицей, которая и сейчас смотрит на них с иконы. Здесь же они поминают погибших и заказывают молебен об упокоении их душ.

Есть и другой образ «Умягчение злых сердец». Он, будучи списком с оригинала, проявил такое качество, как мироточивость. Раньше такое происходило крайне редко, но в двадцатом веке такое свойство раскрылось у многих икон, при этом прогрессирует.

Мироточивую икону «Умягчение злых сердец» сейчас часто перевозят по всей нашей огромной стране. Но не совсем одинаково она реагирует на землю, где она находится. Перед наступлением дней, когда Москва пострадала от взрывов, образ Богородицы на иконе неуловимо изменился. Приглядевшись, люди увидели, что под глазами ее появились тени, черные круги. Квартира, где она стояла, наполнилась запахом ладана, который не выветривался, пока взрывы не прекратились полностью.

В другой раз замечены были на ручках и шее Богородицы порезы, а также язвочки. Красные черточки и точки стали предвестниками гибели подводной лодки «Курск».

В день Архистратига Михаила икона снова замироточила. При этом слезы ее стали красными от крови. Эту смесь легко можно собрать на вату. С тех пор кровавые слезы идут, не останавливаясь.

Сильнее всего кровь «Умягчения злых сердец» выделяется при соприкосновении с военными России. Не раз удивлялись морские пехотинцы и другие солдаты, наблюдая появление на белоснежных перчатках крови.

Сейчас икона путешествует по миру. Она побывала уже во многих странах, при этом многие ждут ее приезда. 8 декабря 2011 года ее привезли в Италию. Здесь ее поместили в святилище, где находилась та, которую привезли во время войны. Сюда пришло много людей, чтобы поклониться и попросить благословения у Богородицы. На прощание православные священники провели помазание миром, которое собралось у иконы. Под конец даже католические священники и монахи не смогли выдержать, поэтому подошли, дабы тоже получить миропомазание от Богородицы.

Икона «Семистрельная»

Внешне икона «Семистрельная» очень похожа на «Умягчение злых сердец». Главные различия заметны при внимательном рассмотрении. Они заключаются в размещении мечей на картине, которые впиваются в сердце Богородицы слева в количестве четырех штук, а справа – трех.

Известно, что родина образа находится в области, где когда-то находилась северная Русь. Первые упоминания о ее нахождении относятся к Иоанно-Богословской церкви, расположенной над водами реки Тошни, впадающей в Вологду неподалеку от одноименного города.

Согласно утверждениям, уже в начале 1800-х годов иконе было более пятисот лет, хотя манера написания и материалы, использованные при этом, говорили о более позднем ее написании.

Святыня находилась в Дмитриевской церкви Вологды примерно с 1830 до 1930 года, вернее, ее список, который тоже мог творить чудеса. Когда 13 дня месяца июля 2001 года возобновились служения, в запасниках храма святыню найти не смогли.

Богословское толкование

Толкование иконы богословами напоминает о том, что они же говорят об образе «Умягчение злых сердец». Семь мечей они называют семью грехами, пронзающими душу человеческую.

Икона помогает понять всю глубину страданий Матери Божьей в период рождения и служения Сына, а также все ее переживания, когда Его повели на Голгофу. Все грехи, воплотившиеся на иконе в виде мечей, она наблюдала у окружающих Его. Но шла за Ним со смирением, ни разу не посетовав на свою судьбу. Особенно сильно ощущают эту боль и суть иконы матери, у детей которых непростая судьба.

В чем помогает

Обращаясь в молитве к Богородице, глядя на эту икону, каждый может быть уверен в том, что он получит искомое. Ведь главное, чего добиваются люди в такие моменты, – это мир. В молитвах люди просят у нее:

  • мира между поссорившимися;
  • защиты ребенка;
  • покрова и заступничества перед неправедным обвинением;
  • справедливости;
  • благословение на соединение судеб;
  • очищение души от греха;
  • спасение недругов;
  • благополучие защитников Родины;
  • защиты для православных воинов.

Во время молитвы необходимо поставить и зажечь не менее семи свечей, если вы находитесь в церкви. В домашних или дорожных условиях можно обойтись и просто молитвой.

Согласно преданию, одному хромому крестьянину Кадниковского уезда было дано Божье повеление. Суть его состояла в проведении поисков в колокольне Богословской церкви, на тот момент сохраняющей в своих стенах ветхие иконы. Целью такой деятельности было найти и помолиться перед образом Пречистой, дабы получить исцеление, коего ему не могли дать лекари.

Недолго думая, крестьянин направился к колокольне. Он несколько раз приходил туда и просил пустить внутрь. Но каждый раз над его историей насмехались и прогоняли просителя. Никто ему не верил. Прогнав настырного мужика во второй раз, на третий служители не решились на это, поэтому пустили его, предвкушая новые насмешки над неудачником. Но получилось все не так, как ожидалось.

Войдя в помещение, крестьянин занялся поисками. И какое же было его удивление, когда он нашел засыпанную сором и грязью «Семистрельную», выполняющую роль половицы на ступеньке! Многие годы служители ходили сюда и топтали икону. Проникшись ужасом такого кощунства, священнослужители взяли образ, отмыли его и провели молебен, сразу после которого хромота крестьянина исчезла.

Прошло время, сменилось много поколений. История о приобретении иконы сначала затерлась в восприятии, потом и вовсе стала забываться. И вот пришел тяжелый 1830 год. Таковым он был практически для всей Европы, которую в ту пору посетила эпидемия холеры. Пришла болезнь и в Вологодскую область.

В период расцвета недуга святыни, хранящиеся в церкви над Тошней, перенесли в летнюю церковь Дмитрия Прилуцкого, которая находилась на правой стороне от главного моста Вологды (в районе, именуемом Заречье). Истово верующие обратились тогда за помощью к «Семистрельной». Они совершили крестный ход с нею и другими святынями вокруг города. В это же время эпидемия пошла на спад.

В память о чудесном избавлении города от страшной участи горожанами был заказан список с «Семистрельной», который тоже со временем стал чудотворным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *