Семья проблемы

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Николаевска Николаевского муниципального района

Волгоградской области

404033 г.Николаевск, Волгоградская область, ул.Свердлова, 30

Тел./факс: (84494)-6-17-06 e-mail: sosh2-nick@mail.ru

Семинар для классных руководителей.

Тема: «Работа классных руководителей с детьми «группы риска».

Директор школы: Колесниченко Н.П.

Разработала : социальный педагог Бекишова В.С-Х.

Стаж педагогической работы: 3 года 5 месяцев.

Тел: 8-904-771-81-50

2014 г.

План семинара

1 Вводная часть

2 Теоретическая часть. Основные формы и принципы работы с детьми «группы риска»

3 Практическая часть. Работа в микрогруппах.

(Рассмотрение педагогических ситуаций при работе с детьми «группы риска»)

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель семинара:

Проанализировать состояние данного вопроса в коллективе.

Разработать мероприятия по решению данной проблемы

Задачи:

-изучитьметоды, приемы и современные воспитательные технологии, которые направлены на оказание помощи и поддержки детям » группы риска» и семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

-ввести в воспитательной систему классного руководителя эффективные формы и методы работа с детьми «группы риска»

-разработать принципы сотрудничества школы и семьи.

  1. Вводная часть

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей » группы риска падает жизненный уровень семей, увеличивается число неблагополучных семей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдо культуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях. Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии и поведении детей «группы риска» и правонарушений среди несовершеннолетних.

Каково положение в нашей школе? Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся «группы риска». Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, КДН и ЗП, РОВД или из ПДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведено Личное дело, включающее в себя карточку учета, в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье также ведутся журналы учета где отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в РОВД, ходатайства в КДН и т.д.). Сформированы личные дела учащихся по категориям.

В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети «группы риска» требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет «план индивидуальной работы» с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.

Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)

На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заводится личное дело в котором заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью можно составить личное дело которое содержит социальную карту с подробной информацией о семье и индивидуальную программу с картой –графиком профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.

Несмотря на проводимую работу в МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска с детьми «группы риска» на внутришкольном учете состоят 5 учеников.в ПДН -1 ученик.

  1. Теоретическая часть

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Факторами риска, воздействующие на детей являются следующие:

Индивидуальные особенности ребёнка

Семейные

Школьные

В группе сверстников

В обществе

низкая самооценка

конфликты в семье

плохая успеваемость

нежелание учиться

жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя;

застенчивость

безнадзорность

низкий моральный уровень учеников

давление сверстников;

отсутствие поддержки со стороны общества;

плохая успеваемость

родители, употребляющие алкоголь

конфликты с педагогами

дружба с подростками, употребляющими алкоголь

нищета и экономическая нестабильность

нарушение дисциплины

физическое и психологическое насилие в семье

положительные установки по отношению к психотропным веществам

отсутствие дисциплины

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап — выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап — координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Дети «группы риска» — часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

а) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

б) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

В) Взаимодействие с Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей «группы риска», по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы, инспектором ПДН.

После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в РОВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (Центр детского творчества , секции баскетбола, волейбола, мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем музыкальную школу, детскую школу искусств, подростковый клуб «Импульс»,детскую спортивную школу , информационный центр МИАЦ.

Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы «риска»; подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.

В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и психологом можно провести площадку для учащихся «группы риска», на которой для детей осветить правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор, но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в дальнейшем.

В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

— реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

— проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ПДН, представителей КДН и ЗП, нарколога ;

— организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра детской поликлиники ;

— индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ПДН.

Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. Если дальнейшее обучение в школе для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.

Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления — оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

В этом направлении в школе работа ведётся по плану «Семья и школа», который успешно реализуется с 2011 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Направления работы:

Совместная деятельность гимназии и родителей

Организация лектория для родителей

Изучение и диагностика семей

Организация социально-психологической службы

Индивидуальная работа с семьями

классные часы с приглашением родителей; спортивные конкурсы; праздники «День матери», «Последний звонок»; поездки, экскурсии.

университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников РОВД, специалистов опеки

социальный паспорт класса; изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами; проведение дня открытых дверей для родителей.

индивидуальные консультации психолога для детей и родителей; реабилитационная работа с проблемными семьями; консультации по профориентации для учащихся и родителей.

выявление проблемных семей; организация рейдов в семьи, бесед с родителями, по необходимости привлечение внимания РОВД, Управления опеки, КДН и ЗП

В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель — оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Дети «группы риска», часто их называют «трудными детьми» доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно педагогу суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку — в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

3. Практическая часть.

Практическое задание для учителей 1-4 классов .

Педагогическая cитуация : в классе мальчики часто «задираются» и обижают девочек. Учительница старается их защитить. Мальчики обижаются: «Вы девчонок больше любите, чем нас». Что им ответить?

А) » А за что вас любить? За то, что девочек обижаете?»

Б) «Конечно ,люблю и защищаю – на вас надеяться нельзя»

В) » Люблю я всех одинаково, но защищаю тех, кого обижают «.

Г) » Я бы и вас любила, если не обижали девочек».

Д) оставить без комментариев.

Варианты ответов: в.

Практическое задание для учителей 5-8 классов

Педагогическая ситуация : после сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Как вести себя в этом случае классному руководителю?

А) промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг».

Б) немедленно вернуть и отчитать мальчика заставив закрыть дверь за собой тихо.

В) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, » пристыдив» его исключительно примером своей собственной выдержки и достоинства

Г) сделать вид, что нечего особенного не произошло.

Д)подождать родительского собрания ,чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына .

Е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина «хамство» — может, это заставит их задуматься?

Варианты ответов : б, в, е.

Практическое задание для учителей 9-11 классов.

Педагогическая ситуация ; возвращаясь после работы домой, учительница видит одного из своих учеников, который, к ее удивлению, курит самокрутку. Объяснение одно – это наркотик. Учительница начинает отчитывать мальчика, а заодно интересуется, где он умудрился достать зелье. Мальчик, не моргнув, говорит: «У нас в школе еще не то можно достать!» Как реагировать?

А) Воспользоваться ситуацией и выяснить: что же такое еще можно достать в школе?

Б) парировать: » Ну, это ты во всех подробностях расскажешь завтра — и не мне, а директору»;

В) изумиться: «Витя, ты соображаешь, что говоришь?»;

Г) сочувственно потрепать мальчика по плечу и сказать «Витя, Витя, как же так? Ну не горюй, мы тебе поможем»;

Д) угрожающе заявить: «Да…видно, собственными силами нам не справиться. Придется обращаться в полицию»;

Е) потребовать : «Витя, ты должен мне пообещать, что куришь эту самокрутку в последний раз. Тогда все останется между нами»;

Ж) план действий таков: самокрутку » конфисковать», мальчика отпустить, а в школе забить тревогу – может еще не поздно?

З) борьба с единичным случаем бесполезна ; необходимо пригласить в школу опытного нарколога для систематической профилактики и лечения пристрастившихся к сигаретам и наркотикам.

Варианты ответов: г, д.

Алгоритм анализа педагогической ситуации

  1. — назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие; — дайте оценку уровня развития педагогической системы; — каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
  2. — определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную); — дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
  3. — определите стили отношений, руководства, общения педагога; — дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе; — оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
  4. — сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе; — определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации; — конкретизируйте задачу, которую следует решить

4. Заключение

В завершении семинара можно сделать вывод:

во — первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс.

во- вторых трудновоспитуемость явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния личности развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребенку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям.

Чтобы понять трудного школьника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников , но прежде изучить истоки трудновоспитуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие.

Рефлексия.

Какая самая спорная мысль, по вашему мнению, прозвучала на семинаре ?

Какая самая важная мысль семинара вам запомнилась?

Возникла ли у вас идея, которую вы захотели апробировать после семинара?

Литература.

1) Научно –методический журнал «Воспитание школьников» №1,6,1999 Москва, «Школа пресс»

2) Г. С. Семёнов «Методика работы социального педагога», Москва, «Школа пресс», 2003 г.

3) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. «В помощь соц.педагогам образовательного учреждения», Москва, 2003 г.

4) Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога», Москва, 2005 г.

5) Г. М. Потапкин «Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков», Москва, 2000 г.

6) М. А. Галагузова «Социальная педагогика», Москва, «Владос», 2000 г.

7) Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», Москва, «Сфера», 2002 г.

8) Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №№ 1, 2, 3, 2009 г.

Актуальность выбранной темы:

Не указан

Цели мероприятия:

Не указан

Задачи мероприятия:

Не указан

Контингент участников:

Не указан

Ожидаемые результаты:

Не указан

Кратко о внедрении разработки:

Не указан

Методы и приемы работы:

Не указан

Необходимое оборудование:

Не указан

Методические рекомендации:

Не указан

Ход мероприятия:

Не указан

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Не указан

Список используемой литературы:

Не указан

Приложения:

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим — тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

  • 1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
  • 2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

В словосочетании «(не) полная семья» часто пишут первое слово с частицей «не» по-разному, поэтому и возникает подобный вопрос.

Давайте разберемся, как правильно пишется словосочетание «(не) полная семья»: слитно или раздельно.

Определим сначала часть речи первого слова из этого словосочетания. Слово «полная» отвечает на вопрос «какая?» и относится к части речи прилагательное, используется в значениях, например: характеристика какого-либо сосуда, заполненного жидкостью; характеристика человека с большим весом и т.п.

По правилам русского языка прилагательное «полная» можно писать с частицей «не» слитно и раздельно.

Правильный ответ: неполная семья и не полная семья.

Полные правила правописания прилагательных с частицей «не» можно прочитать .

Пишем словосочетание «не полная» семья раздельно, если в тексте есть слова, усиливающие отрицание, или есть противопоставление с союзом «а».

Пример предложений.

У Насти вовсе не полная семья, она вас всех обманула.

Читайте по теме:

Список слов, которые всегда выделяют запятыми

Список слов, которые ошибочно выделяют запятыми

Когда нет условий из раздельного написания данного словосочетания, то пишем слитно: неполная семья.

Примеры предложений.

Неполная семья – это проблема современного общества.

Отец ушел от мамы, когда мне было пять лет, поэтому у нас неполная семья.

Проблемы и опыт социальной поддержки семей одиноких матерей

Кризис экономических и политических отношений, ослабление государственных и общественных механизмов поддержки семьи требует изменения социальной политики в области защиты материнства и детства.

Особую группу, нуждающихся в защите, представляют одинокие матери. Состояние затруднений жизнедеятельности является типичной для таких семей. На протяжении своей жизни семьи одиноких матерей неизбежно сталкиваются с самыми разнообразными социальными проблемами, оказываются в ситуациях, порождающих напряжение и кризисы. Любое «нормальное», «естественное» событие в жизни требует от одинокой матери принятия соответствующих решений, мобилизации необходимых ресурсов.

Многие одинокие матери не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения целостности семьи. По способности решения возникающих проблем, семьи одиноких матерей могут разделиться на три группы:

— семьи, в которых система взаимодействий между одинокой матерью и её ребенком, а также другими членами семьи достаточно гибка, люди свободны в проявлении своих чувств и желаний, возникающие проблемы обсуждаются всеми членами неполной семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

семьи одиноких матерей, в которых основная масса усилий направлена на поддержку согласия и единства перед внешним миром, что исключает любые индивидуальные разногласия, а единство достигается подчинением воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.). Им может быть либо

118

сама мать — одиночка, её ребенок или же кто-либо из значимых близких (родители, сестры, братья);

— неполные семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый негативный опыт одинокой матери не является примером для поведения.

Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть неполные семьи, относящиеся к любому из трех типов. Однако, во-первых, потребность их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное ее содержание, так и те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к каждому из указанных типов, во вторых. Как указывает Джилл Г. Барнз, семьи первого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких, как «несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами». (9. С.30). Внутренний потенциал матерей-одиночек такой, что они могут выступать даже добровольцами социальных служб, работающих с семьями.

Семьи одиноких матерей, относящиеся ко второму типу, может быть, в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако являются «закрытыми» для внешнего мира. Обращение за помощью возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными (например, серьезные проблемы с воспитанием ребенка). Таковыми могут быть психические заболевания, а также случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.д.

Семьи матерей — одиночек третьего типа, имеющие хаотическую структуру внутреннего и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени обладают собственным потенциалом

119

разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.

Социальная поддержка неполных семей — это часть государственной семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами за счет своих внутренних ресурсов.

Субъектами социальной поддержки семьи одинокой матери могут выступать родственники, друзья, предприятия и организации на которых работают члены семьи, государство, церковь, частные лица, и, наконец, социальные службы.

Объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все и не любые неполные семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни трудностями и проблемными ситуациями.

В настоящее время помощь в разрешении трудных жизненных ситуаций неполным семьям оказывают территориальные органы социальной защиты населения:

Основными формами оказания такой помощи являются:

— оформление пенсии на детей по утрате кормильца вдовым одинокимматерям;

— оформление пособия внебрачным матерям;

— помощь разведенным одиноким матерям в получении алиментов надетей или содействия в их получении женщинам, не получающим их пообъективным причинам;

— предоставление одиноким матерям и членам их семей различнойинформации о льготах, социальных гарантиях, правах и т.д..

120

— оказание юридической, психологической помощи разведенным, содействие в решении вопросов, касающихся воспитания детей.

Существенную помощь в воспитании детей в неполной семье оказывают центры досуга для школьников и подростков.

Т.А. Гурко рассматривает, как один из способов решения материальных проблем остро нуждающихся одиноких матерей, создание территориальных фондов «Одинокие родители», куда при желании могли бы перечислять деньги предприниматели и предприятия при условии создания для них налоговых льгот. (28. С.36)

Эффективной в плане оказания и получения помощи одиноким матерям является организованная в г. Москве Ассоциация «Только мама», функционирующая по принципу групп самопомощи. Одинокие матери, объединившиеся в эту Ассоциацию, имеют различный статус — разведенные, вдовые, не состоящие в браке, проживающие без мужа.

Члены Ассоциации обмениваются детскими вещами, обсуждают педагогические проблемы, проводят досуг, делятся друг с другом различной информацией, в том числе и о возможности трудоустройства. Одна из важных задач Ассоциации — предоставление взаимной психологической поддержки.

Отечественная социальная поддержка одиноких матерей должна бизнес тренинг и консалтинг учитывать достаточно развитый опыт Европейских стран. Зарубежные специалисты выделяют 4 основные стратегии, преобладающие в политике социальной помощи этой категории семей. (172. С. 111-119. ).

1. Стратегия помощи малообеспеченным. Наиболее распространена в Великобритании. Одинокие родители получают материальную помощь в рамках программы «поддержка дохода (Inco me Support)». При этом одинокая родительница может оставаться дома до достижения ребенком 16 лет, получая необходимое содержание от государства. Они так же получают

121

пособия на детей, бесплатно пользуются услугами государственного здравоохранения и имеют преимущественное право на получение государственного жилья.

2. Стратегия социальной помощи одиноким родительницам. ВНорвегии одиноким матерям представляется специальная материальнаяпомощь, с тем чтобы они могли оставаться дома до достижения ребенком 10лет . Все это время они получают специальные пособия для одинокихматерей (пособие переходного периода). Неполные семьи получают такжедетское пособие (общее для всех), специальные пособия на детей (есливторой родитель не платит алиментов), пособия на оплату жилья, бесплатнуюмедицинскую помощь.

3. Стратегии, ориентированные на поддержку всех семей с детьми, втом числе и неполных. В рамках данной стратегии неполным семьям можетоказываться дополнительная государственная поддержка, но основнуюпомощь они получают за счет активной социальной поддержки семьи вцелом.

Примером такой модели является Франция. Здесь все семьи получают семейное пособие (как общее, так и зависящее от дохода, включая основное пособие, дополнительное пособие на оплату жилья, специальное пособие матерям с детьми до 1 года, оплачиваемый матери (отцу) отпуск по уходу за ребенком.

4. Стратегия, ориентированная на успешное сочетание одинокимиродителями родительской и профессиональной ролей. В Швеции, например,наряду с социальной политикой по отношению к семье активно реализуютсяпрограммы, ориентированные на создание рабочих мест, стимулирующиеполучение образования, обучения, переобучения и занятости в том числе иматерей с малолетними детьми.

122

I

5. Государственная помощь неполным семьям в США оказывается в рамках федеральной программы «Помощь семьям с детьми (Aif to Families with Berendent Children)». Пособия получают лишь матери, воспитывающие ребенка дома до 6 лет. Одиноким матерям, чьи дети старше, для получения такой помощи необходимо зарегистрироваться как «ищущим» работу или обучающимся на курсах для получения специальности. (172. С. 58-59).

Вдовым одиноким матерям, государство выплачивает небольшую пенсию. Широкое развитие в США получили группы самопомощи и группы поддержки. Все они объединяются в крупнейшую из существующих в стране организаций такого рода — «Родители без партнеров» — (Parent Wifhout Partners). В США существует много просветительских программ, оказывающих педагогическую и психологическую помощь одиноким родителям.

Американские ученые предполагают целесообразным осуществление социальной политики в отношении неполных семей по следующим направлениям

— создание гарантированного минимума государственной поддержкивсех семей с детьми;

— создание более широких возможностей для занятости женщин, в томчисле устранение дискриминации по полу при приеме на работу;

— материальная поддержка одинокой матери после рождения ребенка;

— создание рабочих мест с гибким графиком работы;

— льготное кредитование жилья семьям с низким доходами. (170. С.59,172. С. 219-227).

В Австралии неполные семьи получают государственную помощь в рамках программы «Пособие для поддержки родителя» (Suppontiny Parent Benetit), размер этого пособия зависит от их заработка. Особые категории

123

пенсий получают вдовы с несовершеннолетними детьми и те, которым уже исполнилось 50 лет, (166. С Л 2-20).

Существующая система социальной поддержки семей одиноких матерей не позволяет, в достаточной мере, решить проблемы, возникающие у данных семей. Обусловлено это, в первую очередь тем, что она не учитывает конкретных проблем семей одиноких матерей. В сегодняшних условиях принцип адресности реализуется не в полной мере.

Социальная поддержка не должна быть направлена на не существующую, «среднюю неполную семью», относительно которой можно сделать лишь абстрактные, неопределенные предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться. Важно ориентироваться на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определенной стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные жизненные затруднения.

Для реализации принципа адресности социальная поддержка неполным семьям должна оказываться по следующим направлениям:

1. Экономическая поддержка, к которой относятся денежные выплатысемье па детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей(пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другиельготы; бесплатные выдачи семье и детям детского питания, обуви, одежды,питания беременным женщинам и т.д.

2. Социальное обслуживание семей (оказание конкретнойпсихологической, юридической, педагогической помощи, консультирование,социальные услуги). Подробнее об этом будет рассказано чуть ниже.

Неполная семья в современном обществе испытывает социальные трудности, порождаемые семейными и внесемейными факторами. К первым можно отнести экономические, социальные, психологические переживания одиноких матерей, что обусловлено маргинальностью положения одинокий

124

матери, особенностями ее социального статуса, осознания отношения окружающих к одинокому материнству, желаемостью ребенка.

Проблемы, вызываемые внешними факторами, более разнообразны, связаны с безработицей, инфляцией, военными действиями, стихийными бедствиями и т.д.

Поэтому социальная поддержка должна реализовываться в соответствии с комплексом проблем неполных семей и не может сводиться только к экономической помощи. Следует использовать бизнес центр консалтинг и другие виды социальной поддержки семей одиноких матерей в процессе преодоления их жизненных затруднений.

Большую помощь неполной семье может оказать Центр социальной помощи одинокой матери и ее ребенку. Цель деятельности центра -способствовать реализации права семьи одинокой матери и её детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи вообще как социального института.

Основными задачами центра является:

выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных неполных семей, их потребности в социальной помощи;

— определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально -педагогических, юридических и других социальных услуг одиноким матерями их детям;

— поддержка неполных семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению проблемных и аномальных жизненных затруднений;

— социальный патронаж неполных семей и отдельных граждан,нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Основные направления деятельности центра:

125

— содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и другихвыплат, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов;

— содействие в решении вопросов занятости;

— консультирование по медико-социальным вопросам планированиясемьи, современных средств контрацепции, гигиены и питания;

— оказание помощи одиноким матерям в воспитании детей ипреодолении педагогических ошибок;

— оказание экстренной психологической помощи по «Телефонудоверия»;

— создание обществ, клубов взаимопомощи матерей — одиночек наобслуживаемой территории;

— консультирование по психолого-педагогическим вопросам;

— социальный патронаж дезадаптированных и асоциальных подросткови детей противоправного поведения из неполных семей.

Целесообразным было бы введение в штатные расписания судебных органов должности специалиста по социальной работе с дополнительным юридическим образованием, в функции которого входило бы решение проблем, касающихся установления отцовства, права на наследство, вопросов, возникающих у разводящихся, сбор необходимой информации о семье одинокой матери, обратившейся в судебные органы, оказание содействия в юридической помощи, а также информирования по различным вопросам.

Нередко поведение матери-одиночки или ее ребенка является нарушающим принятые законодательные нормы. В этих случаях неполная семья попадает в поле зрения правоохранительных органов, отделений милиции и т.д. Введение в участковые отделения милиции должности специалиста по социальной работе во многом бы облегчило деятельность

126

сотрудников этих органов, а также повысило эффективность их работы с неполными семьями.

Специалист по социальной работе в этих структурах мог бы участвовать в установлении фактов делинквентного поведения одиноких матерей и их детей, оказывать им социальную, педагогическую, психологическую помощь, выявлять факты насилия над женщинами и их детьми, вести воспитательную, социально-педагогическую работу с дезадаптированными подростками, изучать причины подобного поведения, содействовать их устранению.

Известны случаи, когда одинокие матери, являясь единственным кормильцем в семье, не имеют работы. Специалист по социальной работе с неполными семьями в службах занятости населения может оказывать помощь одинокой матери в трудоустройстве, обучении, переквалификации. Одиноким матерям, имеющим маленьких детей, можно содействовать в получении работы с предоставлением неполного рабочего дня, гибкого графика работы.

Услуги специалистов по социальной работе с неполными семьями требуются в школах и других учебных заведениях, где обучаются дети одиноких матерей.

Особое значение имеет введение должности специалиста по социальной работе в женских консультациях, центрах планирования семьи, родильных домах. Женщина, готовящаяся стать одинокой матерью, испытывает двоякие чувства к своей беременности и предстоящему материнству. Для некоторых беременность нежелательна, осуждаема близкими; отдельныеженщины испытывают суицидальные мысли по отношению к себе или ребенку. Поэтому одинокой матери необходима социально-психологическая помощь, помощь в обретении (если оно отсутствует) местожительства; в установлении контактов беременной

127

женщины с близкими; помощь в осознании своего будущего материнства; а также решения своей судьбы и судьбы ребенка.

Для обеспечения эффективности оказания социальной помощи одиноким матерям необходима мобилизация собственных сил матерей одиночек в разрешении личностных, духовно-нравственных, педагогических проблем, а так же проблем во взаимодействии с противоположным полом. Здесь важную роль должны играть службы социальной, психологической помощи, а так же «кризисные центры для оказания срочной кратковременной психологической помощи одиноким матерям.

Важным является разработка социальных технологий для работы с конкретными типами неполных семей. Эта проблема только начинает решаться социальными службами. В зависимости от типа неполной семьи должны применяться различные технологии социальной поддержки. Выбор их определяется обстоятельствами, конкретной социальной ситуацией, особенностями семьи, личными качествами самого специалиста, работающего с данными технологиями.

Одинокие матери в неполных семьях одна из самых незащищенных категорий населения. При организации социальной помощи одиноким матерям необходимо учитывать не только их материальные трудности, но прежде всего их духовно-личностные переживания, психологические и педагогические проблемы. Социальная помощь данной категории должна оказываться в зависимости от нужд одиноких матерей, т.е. адресно. Социальная защита матерей-одиночек может включать в себя следующие направления — институционаличация служб, работающих с неполными семьями, работа с окружением одиноких матерей, с самой матерью- одиночкой, а также психолого-педагогическая работа с детьми из неполных семей.

Каменева Татьяна Николаевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *