Схиархимандрит

Филарет, архимандрит (Булеков Александр Владимирович)

Дата рождения: 1967 г.

Дата хиротонии: 6 августа 2000 г. Дата пострига: 27 августа 2000 г.

Страна: Россия Биография:

Родился в 1967 г. в Москве. В 1984 г. окончил физико-математическую школу № 2 в г. Москве.

В 1984-1990 гг. ― студент физического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1991 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1998 г. окончил Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «История и современное положение Маронитской Церкви» в 1999 г. удостоен степени кандидата богословия.

В 1988-1991 гг. ― сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1991-93 гг. — научный сотрудник сектора межхристианских отношений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1993-96 гг. занимал должность заведующего службой коммуникации ОВЦС МП.

14 июля 1996 г. рукоположен в сан диакона.

В 1997-1999 гг. нес послушание секретаря Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске.

6 августа 2000 г. рукоположен в сан пресвитера, 27 августа пострижен в рясофор с именем Филарет в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

В 2000-2004 гг. ― настоятель прихода прп. Сергия Радонежского в г. Йоханнесбурге, ЮАР.

В 2002 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан игумена.

В 2004-2011 гг. ― представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы и настоятель прихода Всех святых в г. Страсбурге.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 19) освобожден от обязанностей представителя Московского Патриархата в Совете Европы и настоятеля прихода Всех святых в г. Страсбурге и назначен на должность заместителя председателя ОВЦС МП.

6 октября 2011 г. назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади г. Москвы.

Решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. (журнал № 44) назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

28 апреля 2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архимандрита.

Образование:

Московская духовная семинария.

Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Заместитель председателя) Научные труды, публикации:

История и современное положение Маронитской Церкви (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2016 г. ― орден Дружбы.

Фото: blagoemesto.ru

Схимник – это монах, принявший торжественную клятву православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения

Архимандрит, принявший великую схиму, называется схиархимандритом.

— Схиархимандрит – высший сан черного монаха. В отличие от белых монахов, которые могут иметь семьи, черные монахи живут в монастырях и среди прочих обетов дают обет безбрачия, — говорит руководитель пресс-службы епархии Марина Алисова.

Реклама

Схимник принимает глубокое монашество, то есть отрекается от всего мирского ради одной цели – соединения с Богом.

Напомним, что 20 июня в Улан-Удэ приедет схиархимандрит Ил­ий (Ноздрин) — личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день в Свято-­Одигитриевском соборе состои­тся Божественная лит­ургия, в которой, возможно поучаствует, отец Илий. Затем он пообщается с прихожанами и посетит строящийся собор в парке Орешкова.

схиархимандрит Ил­ий (Ноздрин) — личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день в Свято-­Одигитриевском соборе состои­тся Божественная лит­ургия, в которой, возможно поучаствует, отец Илий. Затем он пообщается с прихожанами и посетит строящийся собор в парке Орешкова.

, ранее — настоятель, начальник мон-ря, в наст. время в РПЦ и нек-рых др. Церквах — высший сан для монашествующих пресвитеров.

Наименование появилось в Антиохийском Патриархате. В V в. распространилось повсеместно на греч. Востоке. Акты Всел. III Собора (431) содержат Прошение диак. и архим. Василия и проч. монахов (ДВС. Т. 1. С. 204), А. упомянуты в Послании свт. Кирилла Александрийского († 444) папе Римскому св. Целестину I († 432) (Там же. С. 158), а также в ответе правосл. епископов на послание III Всел. Собора («Все монастыри восстали и вместе со своими архимандритами отправились к императорским палатам… Между архимандритами был и святой Далмат…» — Там же. С. 378). На К-польском Соборе 448 г. обвинение против монофизита архим. Евтихия подписали 23 начальника мон-ря, титулованные А. (Pargoire. Col. 2742). Папа Лев Великий писал к к-польским А. в 449-450 гг., в одном из посланий поименно перечисляются 14 пресвитеров-архимандритов и диакон-архимандрит (Ep. 47). Наименование «А.» употреблено в «Энотиконе» имп. Зинона 482 г.

А. назывались вначале игумены, к-рых епископы назначали для надзора за всеми мон-рями епархии. Затем, после того как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание А. стало почетным титулом игуменов важнейших мон-рей епархии. На К-польском Соборе 536 г. употребление слов «А.» и «игумен» практически не различается, первое доминирует при титуловании в офиц. документах, второе — в подписях (Pargoire. Col. 2742). В V-VI вв. А., равно как и игуменами, могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и монахи, не имеющие священного сана. Позже А. поставлялись только пресвитеры. Согласно 120-й новелле св. имп. Юстиниана I, назначать А. может епископ. С 1908 г. в К-польском Патриархате право возводить в А. принадлежит исключительно Патриарху.

Лишь редкие документы дают свидетельства существования жен. архимандритии. Среди игумений были такие, к-рые именовались и архимандритиссами (ἀρχιμανδρίτισσα или ἀρχιμανδρῖτις), первая из них — св. Евпраксия (ActaSS. Mar. T. 2. P. 923).

В Русской Церкви титул «А.» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. Вероятно, что, как это имело место в К-польском Патриархате, сан А. в Киевскую эпоху в Русской Церкви мог иметь только игумен одного важнейшего мон-ря епархии, впосл. А. могли уже титуловаться настоятели и др. значительных мон-рей епархии (см. Архимандрития). При этом из употребления исчезает одновременное именование настоятелей игуменами и А. После разделения мон-рей на классы в 1764 г. звание А. было закреплено за настоятелями первоклассных и второклассных муж. мон-рей. Сан А. даже в синодальную эпоху был почти во всех случаях и обозначением должности. Титулярных А., не являвшихся одновременно настоятелями мон-рей, было мало, причем чаще всего это были наместники больших мон-рей, настоятелями и священноархимандритами к-рых являлись архиереи.

В новейший период в РПЦ большинство А. не являются ни настоятелями, ни наместниками мон-рей. Это уже не должность, а только сан, или титул. Причиной такой метаморфозы в употреблении наименования «А.» может считаться как универсальная тенденция к превращению названий гос. и церковных должностей в почетные отличия, ранги или титулы, так и особенности церковной жизни в СССР в эпоху гонений, когда мон-ри были повсеместно закрыты, а потом возобновлены в незначительном числе, так что в нек-рых из них оказалось по неск. А.

Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно А., в РПЦ сложился обычай: в тех случаях, когда во епископа избирается не А., прежде епископской хиротонии возводить его в сан А. В синодальную эпоху право возводить в А. принадлежало Святейшему Синоду, в наст. время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви — ее Предстоятелю митрополиту Киевскому.

В РПЦ в наст. время почти во всех случаях возведение в сан А. сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству А. стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками мон-рей, принадлежностью каковых помимо митры является посох.

Лит.: Pargoire J. Archimandrite // DACL. T. 1. Pt. 2. Col. 2739-2761; Никодим , еп. С. 655-657; Цыпин. Церковное право. С. 182-183.

Прот. Владислав Цыпин

Чин поставления

А. появился не ранее XVI в. (А. Дмитриевский); А. в древности поставлялись по чину игумена. Чин «на произведение архимандрита» по употребляемому ныне в РПЦ Чиновнику (Т. 1. С. 223-224) совершается на малом входе литургии и состоит из: 1) поклонения производимого во А. иеромонаха или игумена архиерею; 2) крестообразного осенения архиереем главы поставляемого; 3) молитвы из чина произведения во игумена (если лицо, производимое в А., уже игумен, молитва опускается); 4) возглашения протодиакона: « «; 5) объявления архиереем: « N»; 6) возложения руки архиерея на главу производимого во А. и возглашения: «Аксиос». А. имеет право носить за богослужением палицу. Как правило, сразу после поставления А. получает право ношения за богослужением митры; по окончании литургии епископ вручает А. жезл (если А. вверяется к.-л. мон-рь). Т. о., в практике РПЦ нет особой молитвы на поставление А. В Архиератиконе, принятом ныне в греч. Церквах, такая молитва есть (̓Αρχιερατικόν. Σ. 122; тем не менее в Εὐχολόγιον τὸ Μέγα — в Великом Евхологии, также являющемся стандартной богослужебной книгой греч. Церквей, особая молитва на поставление А. отсутствует). Порядок поставления А. по совр. греч. Архиератикону: 1) архидиакон возглашает: «Κέλεσον. Κελεύσατε, Κέλευσον, δέσποτα ἅγιε» ( — как при хиротонии); 2) архиерей, облаченный в епитрахиль, мантию и омофор, объявляет: «῾Η μετριότηςὴς ἡμῶν διὰ τῆς χάριτος τοῦ Παναγίου καὶ τελεταρχικοῦ Πνεύματος προχειρίζεταί σε ̓Αρχιμαδρίτην…» ( ); 3) архиерей крестообразно осеняет рукой главу поставляемого, возлагает руку и читает молитву: «Κύριε ̓Ιησοῦ Χριστέ, ὁ Θεὸς ἡμῶν, Βασιλεὺ προαιώνιε, ὁ ποιμὴν ὁ καλός, καὶ ἀρχηγέτης τῆς λογικῆς μάνδρας…» ( ). В южнорус. и южнослав. рукописях XVI-XVIII вв. (напр., Vat. Slav. 15, нач. XVI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 16373, 1706 г.) чин на поставление А. включает в себя краткий молебен с каноном Пятидесятницы. На Руси в XVII — 1-й пол. XVIII в. А. крупнейших мон-рей имели право совершать литургию с нек-рыми элементами, взятыми из архиерейского богослужения: с облачением А. в центре храма, с осенением народа дикирием и трикирием; облачение этих А. (все обычные священнические облачения, а также палица, митра, наперсный крест или панагия, жезл с сулком) отличалось от епископского облачения того времени только отсутствием омофора; подобные привилегии иногда получали и нек-рые А. мон-рей Греции и Афона (прот. А. Горский; А. Дмитриевский).

Лит.: Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 142-151; Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 141-142.

М. С. Желтов

(от греч. «архон» – «главный», «старший» и «мандра» – «овчарня»; буквально – старший над овчарней, которая обозначает в данном случае общину монахов, овец Христовых, или монастырь)

ранее настоятель, начальник монастыря, в настоящее время в Русской Православной и некоторых других Церквах – высший сан для монашествующих пресвитеров. Так назывались вначале игумены, которых епископы назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем звание архимандрита стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей епархии. В V-VI вв. архимандритами, равно как и игуменами, могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и монахи, не имеющие священного сана. Позже архимандритами поставлялись только пресвитеры. В новейший период в Русской Православной Церкви большинство архимандритов не являются ни настоятелями, ни наместниками монастырей. Это уже не должность, а только сан, или титул. Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно архимандриты, в Русской Православной Церкви сложился обычай: в тех случаях, когда во епископа избирается не архимандрит, прежде епископской хиротонии возводить его в сан архимандрита. В синодальную эпоху право возводить в архимандриты принадлежало Святейшему Синоду, в настоящее время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви – ее Предстоятелю митрополиту Киевскому. В Русской Православной Церкви в настоящее время почти во всех случаях возведение в сан архимандрита сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству архимандриты стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками монастырей, принадлежностью каковых помимо митры является посох.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *