Школа александрино

Период II: Классический период. Осуществляется переход от исследования природных, космических факторов бытия к исследованию социального бытия философии. Софийская школа (Протагор, Горгий), Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель). У Сократа и Платона в центре учения человек в его отношении к обществу, государству, законам, тесная связь между знанием и нравственностью, этический характер философского идеализма. Аристотель первый придал философии статус общенаучного знания и его система была последним учением наполненным познавательным и жизненным оптимизмом.

Период III: Философия эллинистического периода. Кризис древнегреческого классического полиса. Произошло изменение в понимании задач самой философии, т.е. если раньше к человеку относились как к гражданину, то теперь внимание переключилось на субъективную сторону жизни человека, т.е. переходят к личной жизни, проповедуют уход от жизни. Появляются также умонастроения, такие как эпикуреизм – учение о способах привести человека к ясному состоянию духа (Эпикур); стоицизм – учение о мужественном приятии ударов судьбы (Зенон из Китиона). Появляется скептицизм (Пиррон) когда сомнения возводятся в ранг философствования.

Период VI: Римская философия носила подражательный характер, развивала идеи стоицизма (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизма (Лукреций Кар), скептицизма (Секст Эмпирик).

Период V: Философия поздней античности – период катастрофы античного мира. Сосуществование двух типов культуры: языческой (идеал эллинской мудрости) и христианская (идеал божественного откровения). Развивается неоплатонизм (Плотин). В эпоху античности были поставлены проблемы, которые будут разрабатываться впоследствии: бытия, движения, познания, субстанций, мира, человека. В 529 году была закрыта последняя школа античности императором Юстинианом.

2) Философия Платона и Аристотеля. Сократ родился в 469 и умер в 399 году. Сократ презирал деньги, за что был бит. Сократ был образцом моральной и гражданской ответственности. Хорошо известно его мужество, он выступил в защиту стратегов в совете пятисот. Сократ говорил, что необходимо чтобы должности занимали не по происхождению, а люди, способные поступать в соответствии с общественным благом. Для уяснения сути дела необходимо время, которое есть у аристократии. Он выступил идеологом аристократии. Сократ развил знаменитый метод, когда в спорах рождается истина. Он применял свою иронию, развивал диалектику как искусство ведения спора (майевтика). У Сократа истина рождается в диалоге, он говорил, что человек поступает дурно потому что не знает что есть добро, а что есть зло – ему надо дать знание и тогда он будет поступать лучше. Задача философии разобраться в смысле и целях собственного поведения. В 399 году Сократ был привлечен к суду, его обвинили вне признания богов, в разврате молодежи.

Платон (427-437 года до н.э.) – это псевдоним (Аристокл). Он происходит из афинской аристократии. Платон основал собственную философскую школу (академию). Основные произведения: «Апология Сократа», «Законы» и 34 работы в форме диалога. Можно выделить три этапа в творчестве Платона: 1 этап – смерть Сократа; 2 этап – путешествие в Южную Италию, отказ от сократовского эпического идеализма, основывает объективный идеализм; 3 этап – объединяет теорию идей с пифагорейским учением о числах. В учении Платона можно выделить онтологию, космологию, гносеологию, этику. Онтология – бытие Платон понимает как вечное, неизменное, вездесущее, себе тождественное, неделимое, не доступное чувствам, восприятию, постигается только разумом. Бытие у него множественно. Это идеи – эйдосы или сущности. Действительность разделяется на два мира: мир чувственный и мир идей. Первичен мир идей, вторично все многообразие чувственного мира. Он говорил, что вещи существуют потому что есть идея причины вещей. Идеи – это образцы. Материя – это первичный материал, то из чего делают все чувственно существующие вещи. Материя бесформенна, неопределенна, может принимать любую форму, она возможность, а не действительность. Он вводит единое, которое не есть бытие, оно выше его и всякого существования. Это единое – высшее благо к которому все стремится. Разуму недоступно. Космология – происходит творение божеством космоса из первобытного Хаоса. Творец – устроитель мира, он был добр, хотел все сделать хорошо из беспорядка, все привел в порядок, вселил ум в душу Космоса, а душу – в тело. Космос получил бытие одушевленное. Существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений, небесные тела –это видимые боги, имеющие тело и душу. Гносеология – теория познания – человек телесное существо: душа бессмертна, тело смертно, после смерти его душа путешествует в поднебесной сфере и видит, содержит идею, процесс познания – это процесс воспоминания того, что видела душа в поднебесье. Истинное знание – это есть воспоминание, оно дает мышление. Чувственное восприятие дает лишь мнение о вещах. Познание – это диалектика, т.е. искусство вести устную речь, ставить вопросы и отвечать на них, вызывая воспоминание. Этика – по сути онтология, космология, гносеология – это всего лишь методология и база для нравственности. Условия нравственных поступков – истинное знание, которым обладает душа. Душа имеет три части: разумная, пылкая или волевая, вожделеющая или чувственная. Сочетание этих трех частей души под руководством разума даст начало добродетели справедливости. Этика направлена на самосовершенствование жизни, на создание совершенного общества, Платон ставит общественное над личным. В соответствии с тремя частями души, люди делятся на три типа: философы – добродетель мудрости, они должны стоять во главе государства; стражи – мужество; благоразумие – для третьего сословия. Справедливость – это общегосударственное. Платон строит теорию идеального государства, образование и воспитание служат укреплению государства, для каждой категории людей свой набор наук, если изучат чего-то больше, то могут перейти в другое сословие. Воспитание благочестия – искусство.

Аристотель (384-322 годы до н.э.) – Родился в городе Стагире (Македония), имеет более 150 научных трудов, в молодости учился у Платона. После смерти Платона поступает на службу воспитателем Александра Македонского. Основал после смерти македонского Ликей или Перипатетическую школу. Перипатетики обучаются в прогулках. Аристотель считается философом-энциклопедистом. Он провел разграничение наук, провел различия между теоретическими, практическими, творческими науками. Теоретические – это метафизика – изучала первопричины вещей, физика – состояние тел, математика – абстрактные свойства реальных вещей; практические – наука о нормах поведения, экономика, политика; творчество – поэтика, риторика. Аристотель выделяет первую и вторую философию. Вторая философия – это физика, а первая – это учение об умопостигаемом, то что назвали метафизикой. Сам термин метафизика был введен Андроником Родосским он так назвал сочинение Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. По сути метафизика – это наука о том, что находится за пределами видимой природы.

Онтология – учение о бытие – Аристотель критикует Платона за его идеи, бытие понимается как устойчивое, неизменное, неподвижное. Аристотель говорит о сущности, которая есть единичная, обладающая самостоятельностью бытия. Сущности бывают низшими, состоящими из материи и формы. Материя – это первичный материал, это потенция вещей, актуальное состояние; форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Сущности высшие – это чистые формы, наивысшая сущность – это чистая, лишенная материи форма, перводвигатель которой служит источником движения и энергии. Классификация причин бытия: материальные (кирпичи), формальные (форма дома), действующие (действия строителя), целевые (назначение дома). Движение Аристотель связывал с энергией, завершение движения – это энтелехия (конечный результат, цель движения). Движение вечно.

Общество. Выделяют добродетели: мудрости, рассудительности, щедрости, великодушие и т.д. Гармоничное сочетание этого всего есть справедливость. Этическое – это середина между абсолютным добром и злом. Этикет у Аристотеля можно назвать практической философией. Формы государства по Аристотелю правильные – то есть с помощью которых достигается общая польза; неправильные – пользы для некоторых. Аристотель выступал за монархию. Определенные государства он связывает с определенными принципами. Принцип аристократии – добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.

Душа есть у всех организмов. Растительная душа – рост, размножение; животная душа – чувства; человеческая – разумная душа. Важное свойство души бестелесность. Душа – энтелехия тела. Реопсиход – реинкарнация по Аристотелю. Аристотель стоит у истоков формальной логики.

3) Эллинизм –это сосредоточение на жизни отдельного человека. Эпикур был атомистом, но в отличие от Демокрита он наделял атомы «свободой воли» – это самопроизвольное отклонение, человек должен быть свободен, если он не таков от общества, то должен обрести свободу внутреннюю (страх, страдания). Освободить людей от страхов можно путем борьбы с предрассудками и невежеством. Он говорил: «Смерти не надо бояться, когда я есть смерти нет, когда меня нет – смерти нет». В римской философии можно выделить стоицизм. Учение о плоти.

Тема 4: Философия средних веков и Возрождения.

1. Философия средневековья.

2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

1) Средневековая философия появляется в 5 веке и продолжается до 15 века. Так как средневековая философия – это христианская философия, а христианство начинается с 1 века, то средневековье продолжается с 1 по 15 века. Этапы средневековой философии:

· Этап апологетики – защита христианского учения.

7.5. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV-IIIB. ДО Н.Э.) — наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки.

Исторические параллели:

В трудах греческих врачей, эюивших в Александрии, содержится множество прямых заимствований из египетской медицины. Это касается, в частности, описания головного мозга, синхронности биения сердца и сокращения пульса, упоминания о подсчете пульса, рассуждений о связи нервной системы с деятельностью различных органов. После прихода к власти в Египте греческой династии Лагидов (Птолемеев) греческие врачи получили не только доступ к фондам египетских библиотек, но и разрешение вскрывать человеческие трупы. Хотя анатомические сведения содержались уже в сочинениях Гиппократа, Алкмеона и других греческих врачей V—IV вв. до н.э., анатомия получила развитие именно в александрийской школе.

Медицинские сочинения врачей Александрийской школы способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями. Школы последователей Герофила и Эразистрата существовали долгое время после них.

Врачи-эмпирики стали полагаться в основном на внешнее наблюдение, сопоставляя одинаковые симптомы различных заболеваний. Большинство их сочинений не дошло до нашего времени и известно только благодаря упоминаниям более поздних авторов. Вот примеры высказываний врачей-эмпириков: «Земледельцем или кормчим делаются не беседами, а упражнениями», «Неважно, что причиняет болезнь, важно то, что ее устраняет», «Болезнь лечится не красноречием, а лекарством».

Исторические параллели:

Развитие анатомии нашло весьма любопытное отражение в александрийском искусстве. Речь идет о распространенном сюжете: сотворение человека. Олицетворением искусного мастера в греческой мифологии был Прометей, которому люди, по преданию, были обязаны даже своим внешним видом. «Прометей, — пишет Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Если на греческих барельефах Прометей традиционно работает с глиной подобно скульптору (с.137), то на александрийской камее он начинает работу с изготовления скелета.

Отметим в заключение, что Александрия III в. до н.э., с ее знаменитой библиотекой и Мусейоном, была центром научной жизни и развития техники. В разное время здесь работали Птолемей и Эвклид, Эратосфен и Архимед. Внимание к эмпирическим исследованиям, к точности наблюдений, обобщениям и классификациям было характерно не только для медицины, но и для астрономии и биологии, географии и механики, которые развивались в Александрии.

Выдающийся механик и изобретатель Герон Александрийский в I в. до н.э. оставил описание механизмов, которые приводились в движение сжатым воздухом. Один из них — хирургический инструмент для высасывания крови — прообраз современного шприца. Острием прибора прокалывали кожу, а затем вытягивали поршень. Этот инструмент применяли для кровопусканий и вытягивания из тела ядов наряду с кровососными банками, которые нагревали пламенем лампы и накладывали на кожу поверх небольших разрезов. Кровь всасывалась в такую банку по мере того, как нагретый воздух сжимался при остывании.

В Александрийской библиотеке был составлен «Гиппократов сборник», в котором наиболее полно представлена традиция косской медицинской школы. Этот сборник медицинских трудов часто называют энциклопедией греческой медицины классического периода.

Великий Гёте советовал: «Изучайте не своих сверстников и сподвижников, а великих людей старины, сочинения которых в течение столетий сохранили одинаковую прелесть и одинаковый интерес… Изучайте Мольера, изучайте Шекспира, но прежде всего и всегда древних греков». Прислушаемся к совету ученого и поэта Гёте.

Грек Аристотель (384—322 гг. до н.э.) занимался не только философией, он готовил себя к врачебной деятельности и потому примерно учился в медицинской школе в Северной Греции. Все же главным наставником был его отец — Никомах, представитель рода Асклепиадов, в котором врачебное искусство было наследственным. Отец Аристотеля был врачом города Стагиры, а также придворным врачом правителя Македонии Аминты II, трон которого наследовал его сын Филипп II с которым Аристотель постоянно играл в детстве. Почти сорок лет спустя, в 343 году до н.э. Филипп II предложил Аристотелю стать наставником его сына, будущего полководца Александра Македонского.

Аристотель внес значительный вклад в медико-биологическую лексику. К его сочинениям восходят, например, такие наименования, как алопеция, аорта, глаукома, диафрагма, лейкома, нистагм, трахея, фаланга, экзофтальм и др.

Аристотель в сочинении «О частях животных» писал, что мозг — орган холодный, недвижимый, нечувствительный, служит лишь для того, чтобы охладить кровь, происходящую из сердца — органа горячего, вместилища чувств, страстей, ума, произвольных движений. Он отрицал участие головного мозга в оформлении ощущений. Доказательством этого положения, по его мнению, является то, что прикосновение к мозгу не ощущается животными, а следовательно, мозг не имеет связей с органами чувств. Аристотель ошибочно предполагал, что вены, идущие в мозг, не пронизывают его оболочек, отчего мозг холодный. Аристотель и Проксагор из Коса полагали, что артерии оканчиваются нервами и содержат воздух.

С началом эпохи эллинизма (конец IV — начало I в. до н.э.) центр научной медицины переместился в столицу одной из эллинистических монархий — Александрию (в Египте), где были созданы в III веке до н.э. при Птолемеях библиотека и Мусей, представляющий по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами, ботаническим и зоологическим садом, обсерваторией. Здесь сложилась известная во всем мире и предопределившая на многие столетия вперед развитие медицины Александрийская медицинская школа. Она прославилась деятельностью главным образом двух выдающихся врачей — Герофила и Эразистрата, оставивших заметный след в медицине.

Ссылками на авторитет греческих врачей, прежде всего Гиппократа, Герофила и Эразистрата, пестрят страницы единственного сохранившегося полностью медицинского сочинения римлян «De medicina» («О медицине»). Это дошедшая до нас часть обширного 8‑книжного энциклопедического свода знаний, включавшего риторику, философию, военное дело, медицину и др. Сохранился лишь трактат «О медицине», сочинение, написанное в I веке н.э. на латинском языке древнеримским ученым и писателем Авлом Корнелием Цельсом (Celsus, I в. до н.э. — I в. н.э.), которого называли «латинским Гиппократом» и «Цицероном медицины». Оно пролежало несколько веков в пыли монастырской библиотеки, было извлечено на свет только в 1443 году и лишь тогда стало доступным европейской медицине.

После вторичного рождения сочинения Цельса, изданного в 1478 году во Флоренции, его лексика (нередко с уточненными или измененными значениями слов) почти полностью вошла в словарь профессиональной медицины, стала неотъемлемой частью международных анатомических номенклатур конца XIX и середины XX в. Наиболее ценные разделы компилятивного трактата Цельса посвящены гигиене, хирургии, кожным болезням: дано описание стригущего лишая, четырех признаков воспаления (покраснение, припухание, жар и боль) и др. Благодаря трактату Цельса в значительной мере сохранены работы Герофила, Эразистрата и других греческих ученых.

Врач Герофил Халкедонийский и Эразистрат, одни из родоначальников Александрийской медицинской школы, впервые стали с научной целью изучать анатомию человека на трупах, делать психологические опыты на приговоренных к смерти, за что их справедливо упрекал писатель-богослов Люций Целий Фирман Лактинций (Lactantius, вторая половина III века н.э.). К сожалению, основные труды этих ученых (Герофилом была написана «Анатомия») утеряны. Об анатомических и физиологических взглядах александрийских ученых мы узнаем из сочинений Везалия, который критиковал их материалистическое объяснение происхождения чувствительности и движения.

Герофил — ученик Проксагора (340—320 гг. до н.э.), анатома из Коса, прославился в царствование царя Птолемея Лагосского, который разрешил производить вскрытие трупов и даже предоставлял для этой цели живых преступников. Вскрывая трупы, Герофил пришел к выводу, что головной мозг, во-первых, центр всей нервной системы, а во-вторых, орган мышления.

К сожалению, достижения ученого не совпадали со взглядами Аристотеля и потому игнорировались. Прошло два тысячелетия, прежде чем догадки Герофила и его последователя Галена утвердились в умах европейских ученых.

Заслуга Герофила заключается в том, что он один из первых в своем труде «Анатомия» подробно описал нервную систему и внутренние органы человека. Он установил различие между связками, сухожилиями и нервами, которые, по его мнению, являются продолжением белой субстанции спинного и головного мозга; проследил связь нервов с головным и спинным мозгом. Таким образом, он разграничивал спинной мозг от костного, показав, что первый является продолжением головного мозга. Герофил подробно описал части головного мозга (особенно мозговые оболочки и желудочки), а также описал срединную борозду мозга.

Герофил не относил обонятельные нервы к черепным, а считал их частью мозговой субстанции. Он связывал происхождение движений с нервами, а параличи, по его мнению, выявляются в результате потери чувствительности или произвольных движений, либо тех и других. Вопреки Проксагору, который дрожание объяснял поражением сосудов, Герофил связывал его с изменениями в нервах и мозге.

Герофил описал и назвал двенадцатиперстную кишку, установил различие между артериями и венами. В своих физиологических воззрениях он допускал наличие четырех сил (питающей, согревающей, мыслящей и чувствующей), соответственно локализованных, по его мнению, в печени и кишечнике, в сердце, в мозге и в нервах.

Интересы Герофила были весьма широки. В сочинении «О глазах» он описал части глаза — стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в специальном сочинении «О пульсе» — положил начало учению об артериальном пульсе. Он понял связь между пульсом и деятельностью сердца, установил наличие систолы, диастолы и паузы между ними. Он написал сочинение по акушерству, хирургии. Герофил ввел много лекарственных средств, положил начало учению о специфическом действии лекарств.

Приписывают Герофилу авторство таких дошедших до нас терминов, как простата, диастола и систола. Герофил впервые обратил внимание на существование лимфатических узлов, но принял их ошибочно за железы. Он был, вероятно, первым научным редактором сочинений Гиппократа, критически проанализировавшим приписываемые ему тексты, уточнившим и модернизировавшим изложение.

Исследования Эразистрата не только дополняли, но и развивали исследования и взгляды Герофила. Эразистрат производил вскрытия и вивисекции, способствовал развитию анатомических, в частности патолого-анатомических и физиологических знаний. Впервые слово «мозг» как название было введено в литературу Эразистратом. Им было довольно полно описано макроскопическое строение головного мозга, указано на наличие мозговых извилин и отверстий между боковыми и третьими желудочками, которые впоследствии получили название монроевых. Эразистрат описал мембрану, отделяющую мозжечок от мозга. Им впервые описываются доли мозжечка (термин «мозжечок» он также употребляет впервые). Он описал разветвления нервов: различал нервы двигательные и чувствительные.

Эразистрат первым высказал мысль, что душа (пневма) располагается в желудочках мозга, самым главным из которых является четвертый. Кровь, проходящая через хориоидальные сплетения, приходит в соприкосновение с душой и перерабатывается в сознание. Это была первая в истории человечества психофизиологическая концепция объяснения механизма сознания, которая получила широкое распространение и существовала на протяжении Средних веков.

В вопросе об органе «животной души» оба александрийца считали, что она локализуется в определенных частях мозга. Герофил главное значение придавал мозговым желудочкам, и это мнение удерживалось несколько столетий. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными.

Эразистрату принадлежит авторство таких неологизмов, как, например, паренхима, плетора, булимия (буквально «бычий голод»), анастомоз (точнее synanastomosis; приставку syn- позднее отбросил Гален), сохранившихся до сих пор, хотя и существенно изменивших со временем свое значение. Эразистрату современная медицина обязана также такими терминами, как neura aisthёtika и neural kinёtica (чувствительные и двигательные нервы), «артерия» и т.п.

В теоретических взглядах Эразистрат отходил от господствовавшего в его время гуморализма — учения о преобладающей роли соков — и отстаивал роль твердых частиц в организме (солидаризм). В лечении болезни главное место отводил диете, полагая, что всякая болезнь является следствием застоя, переполнения того или иного органа непереваренной пищей. В хирургии ему приписывают изобретение катетера. Изучая сосудистую и нервную систему, Эразистрат описал сердечные и венозные клапаны, сокращения сердечной мышцы; перестальтику кишок и др.

Успехи врачей-александрийцев были обусловлены сопоставлением анатомических данных о строении нервной системы с экспериментальным изучением зависимости функций от раздражений и разрезов различных частей мозга. Филопон (VI в. н.э.) сообщает об опытах, в которых путем раздражения оболочек мозга вызывались двигательные параличи и потеря чувствительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *