Синдром выгорания

Выдержка из моей статьи

Одной из актуальных проблем профессиональной реализации сегодня является Синдром Эмоционального Выгорания (СЭВ).
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Первоначальные исследования СЭВ носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Кристина Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению СЭВ, детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.

В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Этот вид профессиональной деформации личности чаще всего поражает людей, вынужденных по долгу службы тесно общаться с другими людьми (офисные сотрудники, работники сферы услуг, менеджеры, руководители, медики, учителя, журналисты и тд), и особенно распространен среди специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников, пожарных и тд).
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Основными признаками синдрома выгорания являются:
• усталость, утомление, истощение;
• психосоматические недомогания, бессонница, негатив¬ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе;
• скудность репертуара рабочих действий;
• злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
• отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция» (Я не ОК — в ТА);
• агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
• упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);
• переживание чувства вины.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию». Фрейденберг описывает «выгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие СЭВ связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

СТАДИИ СЭВ
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Рекомендации для предупреждения СЭВ
1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Нужно искать такие виды актив¬ности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Адекватный сон как важнейший фактор, снижающий стресс. Важно выяснить, сколько человек обычно спит и сколько ему нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжи¬тельность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин. раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окру¬жения», когда осуществляется планирование очередности, срочнос¬ти выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.
5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответствен¬ности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изме¬нению стрессогенной ситуации.
8. Забота о своем психо-эмоциональном самочувствии, регулярное прохождение индивидуальной и групповой терапии, поддерживающих мероприятий (Балинтовские группы, обучение техникам релаксации, тренинги уверенности в себе, тренинги выражения гнева и др.)
При терапии уже развившегося синдрома эмоционального выгорания можно использовать следующие подходы:
1. Психотерапия/психологическое консультирование.
2. Фармакологическое лечение согласно симптомам, т.е. антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные средства, препараты нейрометаболического действия (для клинических психологов, психотерапевтов).
3. Реорганизация рабочего окружения.
4. Комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.Выдержка из моей статьи

Одной из актуальных проблем профессиональной реализации сегодня является Синдром Эмоционального Выгорания (СЭВ).
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Первоначальные исследования СЭВ носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Кристина Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению СЭВ, детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.

В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Этот вид профессиональной деформации личности чаще всего поражает людей, вынужденных по долгу службы тесно общаться с другими людьми (офисные сотрудники, работники сферы услуг, менеджеры, руководители, медики, учителя, журналисты и тд), и особенно распространен среди специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников, пожарных и тд).
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Основными признаками синдрома выгорания являются:
• усталость, утомление, истощение;
• психосоматические недомогания, бессонница, негатив¬ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе;
• скудность репертуара рабочих действий;
• злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
• отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция» (Я не ОК — в ТА);
• агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
• упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);
• переживание чувства вины.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию». Фрейденберг описывает «выгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие СЭВ связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

СТАДИИ СЭВ
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Рекомендации для предупреждения СЭВ
1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Нужно искать такие виды актив¬ности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Адекватный сон как важнейший фактор, снижающий стресс. Важно выяснить, сколько человек обычно спит и сколько ему нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжи¬тельность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин. раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окру¬жения», когда осуществляется планирование очередности, срочнос¬ти выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.
5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответствен¬ности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изме¬нению стрессогенной ситуации.
8. Забота о своем психо-эмоциональном самочувствии, регулярное прохождение индивидуальной и групповой терапии, поддерживающих мероприятий (Балинтовские группы, обучение техникам релаксации, тренинги уверенности в себе, тренинги выражения гнева и др.)
При терапии уже развившегося синдрома эмоционального выго¬рания можно использовать следующие подходы:
1. Психотерапия/психологическое консультирование.
2. Фармакологическое лечение согласно симптомам, т.е. антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные средства, препараты нейрометаболического действия (для клинических психологов, психотерапевтов).
3. Реорганизация рабочего окружения.
4. Комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.Выдержка из моей статьи

Одной из актуальных проблем профессиональной реализации сегодня является Синдром Эмоционального Выгорания (СЭВ).
Термин «burnout» — «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Первоначальные исследования СЭВ носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Кристина Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению СЭВ, детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.

В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Этот вид профессиональной деформации личности чаще всего поражает людей, вынужденных по долгу службы тесно общаться с другими людьми (офисные сотрудники, работники сферы услуг, менеджеры, руководители, медики, учителя, журналисты и тд), и особенно распространен среди специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов, врачей, социальных работников, пожарных и тд).
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Основными признаками синдрома выгорания являются:
• усталость, утомление, истощение;
• психосоматические недомогания, бессонница, негатив¬ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе;
• скудность репертуара рабочих действий;
• злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
• отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция» (Я не ОК — в ТА);
• агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
• упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);
• переживание чувства вины.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию». Фрейденберг описывает «выгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие СЭВ связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

СТАДИИ СЭВ
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.
1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Рекомендации для предупреждения СЭВ
1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Нужно искать такие виды актив¬ности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Адекватный сон как важнейший фактор, снижающий стресс. Важно выяснить, сколько человек обычно спит и сколько ему нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжи¬тельность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин. раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окру¬жения», когда осуществляется планирование очередности, срочнос¬ти выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные.
5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответствен¬ности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изме¬нению стрессогенной ситуации.
8. Забота о своем психо-эмоциональном самочувствии, регулярное прохождение индивидуальной и групповой терапии, поддерживающих мероприятий (Балинтовские группы, обучение техникам релаксации, тренинги уверенности в себе, тренинги выражения гнева и др.)
При терапии уже развившегося синдрома эмоционального выго¬рания можно использовать следующие подходы:
1. Психотерапия/психологическое консультирование.
2. Фармакологическое лечение согласно симптомам, т.е. антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные средства, препараты нейрометаболического действия (для клинических психологов, психотерапевтов).
3. Реорганизация рабочего окружения.
4. Комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.

Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Методика содержит три шкалы:

1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).

2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).

3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.

Содержание

Текст опросника профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.

Утверждения

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Всегда

Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).

К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.

Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу.

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения.

Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общение с ними до минимума.

Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой).

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками.

Я чувствую угнетенность и апатию.

Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов).

б

В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным.

Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

Я испытываю все больше жизненных разочарований.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными.

Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера..

Я много успеваю сделать за день.

Я чувствую себя на пределе своих возможностей.

Я многого еще смогу достичь в своей жизни.

Больные, как правило, — неблагодарные люди.

Ключи к психодиагностической методике выявления уровня профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого

выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

Нормативные значения тесты профессионального выгорания

Компонент

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

«Психоэмоциональное истощение»

0 -10

11 — 20

21 — 30

31 — 40

41 — 54

«Деперсонализация» (личностное отдаление)

0 — 5

6 — 11

12 — 17

18 — 23

24 – 30

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация)

39 – 48

0 — 8

29 – 38

9 — 18

19 – 28

9 – 18

29 — 38

0 – 8

39 — 48

Психическое выгорание

0 — 23

24 — 49

50 — 75

76 — 101

102 — 132

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Пример анализа данных по методике диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

На рис. 2 приведено распределение врачей-стоматологов и медсестер по уровню деперсонализации.

Анализ данных, отраженных на рис. 2, показывает, что более половины врачей-стоматологов имеет средний уровень деперсонализации (56%), треть (33%) — средний и 11% врачей показывают низкий уровень деперсонализации. В группе медсестер подавляющее большинство испытуемых имеют средний уровень деперсонализации и лишь 11% показывают низкие показатели деперсонализации в связи с профессиональной деятельностью.

Таким образом, распределение врачей стоматологов по уровню эмоционального истощения в связи с профессиональной деятельностью смещено в область высоких показателей, а медсестер – близко к нормальному.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Может характеризоваться нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ, суицидальному поведению.

Развитие данного синдрома характерно, в первую очередь, для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Также предрасполагает к выгоранию работа с «тяжелыми» клиентами (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные, суицидальные больные, пациенты с зависимостями.

СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Признаки выгорания:

  • Изменение поведения: скука, сопротивление при выходе на работу, опоздания, употребление психоактивных веществ, подверженность несчастным случаям, снижение креативности.
  • Изменение в чувствах: депрессия, юмор висельника, чувство неудачи, вины, горечи, раздражительность, чувство придирок.
  • Изменения в мышлении: снижение концентрации внимания, ригидность, подозрительность, недоверчивость, менталитет жертвы, черствость.
  • Изменение здоровья: нарушение сна, утомляемость, снижение иммунитета.

Анкета

Оценка синдрома эмоционального выгорания.

Фазы развития СЭВ (по Селье).

  • I Фаза напряжения.
    Является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощён работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Если эти старания работника адекватно оцениваются, поддерживаются, если человек получает ощущение важности и значимости своего труда, СЭВ не развивается. Если нет, и происходит крах представлений, то СЭВ получает своё развитие.
  • II Фаза резистенции.
    Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств.
  • III Фаза истощения.
    Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Профилактика и лечение синдрома выгорания.

То, что защищает от развития СЭВ, может быть использовано и при терапии уже развившегося синдрома.

Здесь можно выделить два аспекта: индивидуальная защита и организационный подход.

Рассмотрим качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.

Во первых, это следующие индивидуально-личностные особенности человека:

  • Сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (к примеру, занятия спортом и поддержка здорового образа жизни).
  • Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях (работа с неустойчивой самооценкой, чтение психологической литературы либо обращение к психотерапевту, который укажет направления в этом вопросе).
  • Высокая профессиональная самооценка (необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень).

Во-вторых, выгорания избегают люди, имеющие, опыт успешного преодоления профессионального стресса; способные конструктивно меняться в напряженных условиях.

В-третьих, важной отличительной чертой людей, не подверженных СЭВ, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. В завершении краткого обзора индивидуальных средств защиты хочется сказать, что «Бессердечье к себе – это тоже увечье».

Будьте внимательны к себе. При первых проявлениях СЭВ начинайте действовать: отдохните, встретьтесь с друзьями, смените обстановку, откройте в себе творческие способности. Если подручные средства не помогают, ищите помощи. Это может быть посещение тренингов (от тренинга личностного роста до тренинга креативности), индивидуальная или групповая работа с психотерапевтом. Помните, СЭВ самостоятельно не уйдёт, необходимо предпринимать шаги для своей защиты. Если чувствуете, что не можете справиться с проблемой сами, не затягивайте поход к специалисту.

УДК 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2019 Е. И. Ярошенко

аспирант кафедры общей и социальной психологии e-mail: yarosh667@gmail.com

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского

Статья посвящена разработке новой интегративной модели эмоционального выгорания (ЭВ) личности. ЭВ, согласно К. Маслач, развивается в результате несоответствий между личностными данными профессионала и рабочей средой. Существующие на данный момент модели ЭВ в недостаточной степени отражают факторы и структуру указанного феномена. Авторский вклад в разработку новой модели состоит во включении значимых компонентов ЭВ и факторов, способствующих его развитию.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, диагностика выгорания, аппаратный метод, технология айтрекинга, модель выгорания.

Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания (далее ЭВ) личности и создание его интегративной модели заключается в необходимости глубокого анализа значимых факторов данного феномена, которые до настоящего времени остаются латентными и не описаны в известных научных работах.

Трансформации, происходящие в обществе, влияют на особенности профессиональной деятельности специалистов различных сфер труда, в том числе сотрудников силовых структур. Широкое распространение феномена ЭВ связано с неблагоприятными изменениями в социальной сфере, повышенными требованиями к профессиональному уровню сотрудников, спецификой их профессиональной деятельности, наличием у работников силовых структур властных полномочий и нестабильного графика работы .

Ввиду того что ЭВ может угрожать дальнейшему психологическому и соматическому статусу работника, а также его личностной эффективности, становится необходимой своевременная и точная диагностика состояния данной социально-психологической проблемы. В свою очередь, вовремя предпринятые меры профилактики способствуют оптимизации и нормализации деятельности рабочей среды.

Новизной представленной работы является синтезирование базовых представлений современной психологической науки об ЭВ с целью создания интегративной модели данного феномена, в результате чего будет создан комплекс мер по психологической диагностике ЭВ профессионала.

Существующие на сегодняшний день социально-психологические модели ЭВ имеют общие базовые составляющие (внешняя среда, индивидуальный уровень, защитные механизмы личности).

C. Maslach и M.P. Leiter сформировали медиативную (посредническую) модель ЭВ. Выгорание развивается в результате несоответствий между личностными данными профессионала и рабочей средой. В данной модели авторы выделяют следующие шесть конфликтных зон рабочей среды: 1) чрезмерное количество требований, предъявляемых к рабочему, превышающих возможности психофизиологических ресурсов человека; 2) отсутствие у сотрудника субъективного контроля

над выполняемой работой; 3) недостаточное вознаграждение; 4) конфликтные отношения с коллективом; 5) чувство несправедливости, которое возникает, когда отсутствует система правосудия и легитимных процедур; 6) конфликт ценностей, который возникает, когда существует несоответствие между требованиями работы и личными принципами людей .

В исследованиях J.K. Ito и C.M. Brotheridge были выявлены факторы устойчивости по отношению к ЭВ. К ним относятся: а) высокий уровень автономии в работе (свобода в проявлении инициативы и принятии решений); б) внутренний локус контроля; в) поддержка со стороны руководства . Таким образом, вероятность риска ЭВ ниже у сотрудников, которые идентифицируют себя с работой, обладают более высоким уровнем самоэффективности и имеют позитивные эмоциональные взаимоотношения с руководством .

T. Vandevala, L. Pavey, O. Chelidoni и др. связывали наличие ЭВ с высоким уровнем аффективной руминации — постоянной сосредоточенностью внимания на одних и тех же мыслях, симптомах и психологических проблемах, а не на пути их преодоления .

А. Пайнз описывает ЭВ как симптомокомплекс переутомления, характерный в любой профессиональной и внетрудовой деятельности (домашние обязанности) .

Предпосылками возникновения ЭВ выступают жесткие требования, предъявляемые к персоналу, неблагоприятные условия трудовой деятельности, эмоционально-напряженные взаимоотношения в коллективе, индивидуальные особенности личности. Под воздействием негативных факторов в условиях профессиональной среды у субъекта труда происходят личностные изменения, дезадаптирующие сотрудника .

Одними из наиболее рискогенных сфер трудовой деятельности выступают правоохранительные службы. О.В. Крапивина , E. Crawley , B. Garland, E.G. Lambert и др. указывают на психотравмирующую характеристику для работников среды пенитенциарных учреждений. Особенностями данной сферы труда являются: отсутствие личностной автономии работника , постоянная деформирующая необходимость общаться с криминализированными индивидами , перманентные ролевые конфликты между своей идентичностью и необходимостью соответствовать формальным и неформальным требованиям организационной среды . J.R. Carlson и G.Thomas отмечают, что на ЭВ тюремного работника в наибольшей степени влияют три фактора: низкая оплата труда, отсутствие поддержки со стороны руководства и специфический стресс .

Таким образом, сложный характер проблематики ЭВ (в том числе детерминанты, связанные с ее возникновением и дальнейшим формированием) требует создания новых теоретических моделей и внедрения практических разработок, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности, адаптацию личности к быстро меняющимся социальным условиям.

Цель нашего исследования — разработать модель ЭВ на основе анализа теоретико-методологических представлений современной психологической науки о данном феномене и проведенного нами эмпирического исследования.

Гипотеза исследования: феномен эмоционального выгорания тесно связан с особенностями психологического отношения индивида к профессионально-трудовой среде.

В нашем исследовании приняли участие 60 сотрудников УФСИН РФ по Саратовской области. Возраст сотрудников от 20 до 38 лет, все лица мужского пола.

Все респонденты в зависимости от профессионального стажа разделены на 3 группы: 1) менее 3 лет; 2) от 3 до 6 лет; 3) от 6 лет и более.

Методы исследования:

• Метод беседы, который применялся с целью определения стажа работы, профессиональных качеств работника, выявления особенностей мотивации работника, оценки качества рабочих мест, отношения к объектам профессиональной деятельности.

• Тестирование с использованием следующих методик:

О методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко , позволяющая в феномене ЭВ выделить отдельные стадии («Напряжение», «Истощение», «Резистенция»);

□ опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой , с помощью которого диагностируются: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений»;

О методика «Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева» , выявляющая субъективное благополучие положения индивида в трудовом коллективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Лабораторный эксперимент (с применением технологии айтрекинга) . Эксперимент проводился на айтрекере SMI RED 500. Стимульный материал представлен 10 изображениями рабочего процесса. Каждое изображение предъявлялось респонденту на 5 с. Выбранный стимульный материал сопровождался экспертной оценкой со стороны руководства, представителей профессиональных групп и научного руководителя. Обработка результатов производилась с помощью программы BeGaze™.

• Метод экспертных оценок.

• Статистический анализ данных (коэффициент корреляции Пирсона, U-критерии Манна-Уитни).

Результаты исследования

Связь стажа работы и характеристики эмоционального выгорания

Нами был выявлен факт повышения уровня ЭВ личности и пик показателей проявления симптомов ЭВ в группе испытуемых, стаж работы которых составляет от 3 до 6 лет.

Отличительные особенности эмоционально выгоревшей личности

Для выявления достоверного уровня различий при исследовании двух групп -эмоционально выгоревших (выражены 3 стадии) и невыгоревших сотрудников (1-й или 2-й стадии), мы применяли U-критерий Манна-Уитни. Были обнаружены достоверные различия между исследуемыми группами по фазам ЭВ «Напряжение» Uemp = 69 при р < 0,01 и «Истощение» Uemp = 39 при р < 0,01, а также стадиям «Переживание психотравмирующих обстоятельств» Uemp = 48,5 при р < 0,01, «Тревога и депрессия» Uemp = 117 при р < 0,05 и «Эмоционально-нравственная дезориентация» Uemp = 46,5 при р < 0,01.

Связь параметров удовлетворенности трудом и особенностей эмоционального выгорания личности

На основе корреляционного анализа установлена связь параметров удовлетворенности трудом (методика А.В. Батаршева) и фаз ЭВ (методика В.В. Бойко).

Результаты психофизиологического исследования окуломоторной активности эмоционально выгоревшей личности

Использование аппаратного метода диагностики — технологии айтрекинга позволило получить достоверный отчет по параметрам глазодвигательной системы каждого респондента, а именно количество и длительность саккад, фиксаций и морганий. При корреляционном анализе данных тестовых методик и окуломоторной активности нами установлена взаимосвязь фиксаций на негативных профессионально значимых стимулах и стадиями эмоционального выгорания: «Напряжение» (г = 0,646; р

< 0, 01); «тревога и депрессия» (г = 0,525; р < 0,10); «личностная отстраненность (деперсонализация)» (г = 0,499; р < 0,05).

«Эмоциональная отстраненность» коррелирует с саккадами на негативных профессионально значимых стимулах (г = 0,424; р < 0,05).

Установлена достоверная корреляция между стадией «нерелевантное эмоциональное избирательное реагирование» и саккадами на нейтральных профессионально значимых стимулах (г = 0,387; р < 0,10). Обратная зависимость обнаружена между длительностью морганий и фазой «Резистенция» (г = -0,549; р < 0,01), а также стадиями «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (г = -0,697; р < 0,001) и «эмоциональный дефицит» (г = -0,802; р < 0,001).

Частота и средняя длительность морганий интенсивней в сочетании с изображениями, отражающими отрицательное содержание профессиональной деятельности. Количество саккад возрастает в случае предъявления изображения с нейтральным содержанием рабочего процесса.

Описание интегративной модели эмоционального выгорания

На основе анализа полученных данных эксперимента и метода беседы установлено, что у респондентов с повышенным уровнем ЭВ фиксации на изображениях с негативными профессионально значимыми стимулами связаны с возникающими в момент предъявления отрицательными воспоминаниями. Социально-психологический компонент ЭВ, воздействующий на восприятие индивидом стимулов, связан с непосредственным рабочим процессом.

Полученные результаты позволяют нам в модели ЭВ (см. рис.) выделить такой предиктор данного феномена, как наличие негативного профессионального опыта сотрудников.

На основании проведенного исследования и полученных эмпирических данных мы включили в модель ЭВ (на основании базовой модели К. Маслач) следующие факторы, способствующие развитию феномена: нестабильность работы, личностный конфликт, стресс и перегруженность работой. К недостаткам ресурсов, приводящим к ЭВ, мы относим выделенные в других моделях дисфункции следующих компонентов: самообладания, социальной поддержки, навыков, самостоятельности, вовлеченности в принятие решений, а также установленные нами в результате исследования снижения уровня эмоциональной устойчивости, удовлетворенности трудом и социабельности. В структуру ЭВ, помимо ранее известных компонентов, таких как истощение, пониженная исполнительность и эффективность, цинизм и деперсонализация, мы считаем важным включить недоверие руководству, а также негативное отношение к объектам труда и ситуациям профессиональной деятельности. Последствиями ЭВ являются: пониженная организационная приверженность, отсутствие в рабочее время и невыходы на работу, увольнения, физические болезни, а также демотивация и конфликтность.

Недостаток

Факторы

ресурсов _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редукция уровня:

Самообладания Социабельности

Социальной Поддержки

Использования навыков

Самостоятельности

Вовлеченности в принятие решений

Эмоциональной устойчивости

Удовлетворенности трудом

Последствия

Перегруженность Личностный Сгпресс Нестабильность работой конфликт работы

ВЫГОРАНИЕ

Истощение

Пониженная исполнительность и эффективность

Цинизм Деперсонализация

Недоверие Негативное отношение

руководству к объектам труда и ситуациям профессиональной деятельности

А

Пониженная организационная приверженность

Отсутствие в рабочее время и невыходы на работу

Физические болезни

Демотивация

Модель эмоционального выгорания

Обсуждение результатов исследования и сравнение модели с разработками современных исследователей

Наша модель эмоционального выгорания частично интегрирует в себе модели C. Cherniss (включающую трудовые стрессоры, внутреннее напряжение, защитные копинги ), Sears S.F et al (включающую депрессию — эмоциональное истощение — деперсонализацию — отсутствие ориентированных на задачу копинг-стратегий ), ресурсо-потребностную модель A.B. Bakker, E. Demerouti (подчеркивающую рискогенность высоких требований в сочетании с недостатком ресурсов ), модель сохранения ресурсов S. Hobfoll и J. Freedy, (рассматривающую ЭВ как следствие страха потери личностных и социальных ресурсов ), модель деформации рабочей среды R.A. Karasek (отражающую взаимодействие высоких требований на работе, низкого уровня самоконтроля и редуцированной социальной поддержки ).

Кроме того, нами были впервые включены элементы, не учитываемые в ранних известных научных разработках: недоверие к руководящему персоналу, негативное

отношение к объектам и ситуациям трудовой деятельности, негативные образы-воспоминания.

Комплексность и системность созданной нами модели эмоционального выгорания позволяет более детально исследовать данный феномен и будет способствовать формированию интегрированной теории данного феномена.

Выводы. В результате проведенного исследования нами было установлено, что феномен эмоционального выгорания тесно связан с особенностями отношений индивида к профессионально-трудовой среде. Применение лабораторного эксперимента позволило нам выявить субъективно принимаемые и отвергаемые стимулы профессиональной деятельности с целью определения направленности эмоциональной валентности у респондентов. Было установлено, что у испытуемых с высокими показателями эмоционального выгорания более длительные фиксации на негативно нагруженных изображениях. На основе полученных эмпирических данных была создана модель эмоционального выгорания с включением новых параметров.

Результаты данного исследования могут быть полезны как для организации, так и для самого работника. Включение новых компонентов в модель выгорания (рис.) позволит провести детальный анализ феномена и выработать методологическую базу для разработки психологических мер реадаптации сотрудников. Своевременная диагностика отдельных составляющих эмоционального выгорания будет способствовать снижению текучести кадров и повысит работоспособность сотрудников. Кроме того, методы, используемые в исследовании, и его результаты позволят работнику осознать свое актуальное отношение к работе, установить латентные эмоциональные реакции на объекты и явления, связанные с профессиональной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная модель эмоционального выгорания описывает особенности взаимоотношения негативных социально-психологических факторов, недостаточного количества психофизиологических и организационных ресурсов и последствий данного синдрома.

Авторский вклад в разработку указанной модели состоит во включении таких значимых компонентов ЭВ, как недоверие к руководящему персоналу, негативное отношение к объектам и ситуациям трудовой деятельности, негативные образы-воспоминания. Среди факторов, способствующих ЭВ, мы установили такие значимые показатели, как нестабильность работы, личностный конфликт, стресс, перегруженность работой, редукции уровня эмоциональной устойчивости, удовлетворенности трудом и социабельности.

Практическая значимость разработанной модели связана с возможностью более точного и детального исследования данного феномена и дальнейшей теоретизацией проблемы эмоционального выгорания.

Библиографический список

БойкоВ.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т.1. М.: Смысл, 2006. 448 с.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008. 201 с.

Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №3. С. 85-95.

Crawley E. Doing Prison Work. The public and private lives of prison officers. New York: Willan, 2011. 304 p.

Ритм жизни ускорился, особенно в крупных городах. Стресс, тревога и усталость стали нашими постоянными спутниками, а в Международной классификации болезней в разделе «Переутомление» добавились новые диагнозы. Один из них – синдром эмоционального выгорания. Что это и почему это серьёзно?

Что такое эмоциональное выгорание?

Понятие «синдром эмоционального выгорания» ввёл американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Оно описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, которые Фрейденбергер наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Эмоциональное выгорание – это состояние нарастающего эмоционального, мотивационного, а также физического истощения, которое сопровождается чувством опустошённости и беспомощности, циничным отношением к работе и другим людям. Это защитная психологическая реакция, при которой «выключается» проявление эмоций на те воздействия, которые могут задеть или травмировать человека. Так организм защищается от чрезмерной перегрузки, заставляет нас дозировать и экономить энергетические ресурсы.

У кого бывает эмоциональное выгорание?

В главной группе риска эмоционального выгорания – люди, чья работа связана с большой ответственностью, сильной эмоциональной вовлечённостью в процесс, постоянным контактом с людьми. Это врачи, полицейские, пожарные, учителя, психологи, журналисты, работники сферы услуг.

При этом «выгореть» потенциально может человек любой занятости, если он радеет за своё дело и выкладывается по максимуму ради результата. Психотерапевт Вероника Пивкина говорит, что выгоранию в любых сферах способствуют:

  • Отложенный результат стараний – человек не может оценить свой вклад и эффективность;

  • Рутинная работа – человеку из раза в раз приходится выполнять одни и те же действия;

  • Отсутствие обратной связи в оценке работы: как похвалы, так и адекватной критики, помощи в разборе и устранении ошибок;

  • Сильная загруженность и отсутствие нормального отдыха, особенно в сферах, требующих быстро принимать решения и изучать большие объемы материала;

  • Отсутствие должного вознаграждение за работу, пропорционального вложенным человеком усилий: не только материального, но и морального.

Исследований о том, какой пол больше склонен к эмоциональному выгоранию нет: это индивидуальная реакция. Однако дополнительным фактором выгорания может стать дискриминация: женщины часто сталкиваются с ней, когда строят карьеру практически в любой сфере, а особенно попадая на руководящие должности. Помимо очевидной дискриминации, есть ещё и ограничивающие стереотипы: их много, и они влияют и на мужчин, и на женщин.

Так, в сознании многих все ещё принято делить сферы на мужские и женские: «не мужское дело” работать стилистом или воспитателем, «не женское” – инженером или программистом. Люди начинают прикладывать огромные усилия, чтобы кому-то доказать, что они на своем месте и делают работу хорошо. И даже если человек понимает, что это глупости, всё равно эти стереотипы могут на него давить и способствовать выгоранию, уверена Вероника Пивкина.

Как определить, что у вас эмоциональное выгорание?

Симптомы эмоционального выгорания делят на 3 группы:

  • Эмоциональное истощение: усталость, чувство опустошённости, безразличие к происходящему;

  • Деперсонализация: циничность, отстранённость, затруднение образного мышления, неадекватное эмоциональное реагирование по отношению к коллегам, клиентам, пациентам;

  • Редукция профессиональных достижений: ощущение своей некомпетентности и беспомощности, неудовлетворённость работой, сомнения в своем вкладе в работу и в достижениях.

Если наблюдаете у себя такие симптомы, то можно самостоятельно проверить себя по тесту Бойко и опроснику Маслач — Джексон (MBI).

Чем грозит эмоциональное выгорание?

Из-за эмоционального выгорания люди перестают понимать, зачем выполнять работу, а главное — зачем выполнять её хорошо. Это проблема не только «выгоревшего», но и тех людей, которые с ним взаимодействуют: мы сталкиваемся с циничными врачами, неспособными к сочувствию психологами, отстранёнными учителями. Мы не получаем той помощи, за которой обратились, потому что они больше не способны её оказать.

Для самих «выгоревших» качество жизни сильно снижается: они ощущают некомпетентность, сомневаются в достижениях или отрицают их, чувствуют усталость и уверены, что не способны на что-либо повлиять.

«На фоне эмоционального истощения начинает накапливаться физическая усталость, и всё это может привести к психосоматическим заболеваниям. Может болеть шея или спина, голова, живот, колоть в боку или под сердцем – вообще возможны любые боли в самых разнообразных проявлениях. Люди ходят по больницам, сдают всевозможные анализы, а причины не находят – её на физическом уровне и нет. Психосоматические проявления в большей мере свойственны людям с идеалистическими ожиданиями: человек просто ждёт, что когда-нибудь наступит что-нибудь, что его спасёт”, – говорит Вероника Пивкина.

Она также отметила, что среди её клиентов не было тех, кто бы обратился с жалобами именно на эмоциональное выгорание. Такая ситуация может сохраняться в целом по стране, потому что люди обычно приходят к специалисту в критичных ситуациях, когда сами ничего не могут сделать. Когда не имеет особого значения, действительно ли проблемы начались с выгорания, и важнее разобраться, что человек делает не так и как это можно исправить.

Как бороться с эмоциональным выгоранием?

При самостоятельной борьбе с выгоранием стоит настроиться, что понадобится время. Это сложнее, чем работать со специалистом: трудно объективно оценить себя, свое состояние, чтобы понять, где именно твои мысли и эмоции, а где навязанные установки. Сложно сдвинуть себя с негативной точки, вытащить из состояния безразличия, потому что на это может не хватать внутренних ресурсов.

В самостоятельной борьбе психолог рекомендует действовать таким образом:

  1. Снизить нагрузки. Если много дел на работе или в быту, то подумайте, с кем их разделить. Вам понадобится время и ресурсы для борьбы.

  2. Снизить уровень ответственности. Можно попросить близких присмотреть за детьми, а коллег подстраховать на работе. Важно, чтобы ответственность за происходящее не лежала только на вас, особенно если это ответственность за других людей.

  3. Сосредоточиться на себе. Научитесь расслабляться: почитайте о техниках расслабления и найдите подходящую вам. Главное – дождаться, когда спадёт утомление и безразличие.

  4. Разобраться, что в жизни важно, а что – нет. Проанализируйте, что угнетает и вызывает чувство бессмысленности и ненужности работы, от каких эмоций вы отгородились, почему произошли какие-то ситуации.

  5. Подумайте, как можно повлиять на ситуацию. В первую очередь нужно закрыть базовые физические потребности, потребность в безопасности. Здесь всё индивидуально: кому-то нужно будет решить, как увеличить доход, кому-то сменить компанию, накопить финансовую подушку, а кто-то осознает, что хочет работать в другой сфере.

Психолог поможет разобраться быстрее и снимет с человека часть груза ответственности, ведь так вы будете работать в команде.

К кому обращаться за помощью?

Вероника Пивкина объяснила, что следует учесть, когда выбираете, к кому обратиться:

  • Ищите специалиста, подходящего именно вам. Обычно после 1-2 консультаций можно оценить, помогают ли вам рекомендации, нравится ли подход к работе, есть ли эффект, появилось ли доверие. Если специалист вам не подходит и не нравится, то эффективной терапии не получится — лучше поискать другого.

  • Оцените квалификацию специалиста. Спрашивайте про образование, повышение квалификации, методики, которые применяет специалист. Не бойтесь спрашивать даже то, что кажется вам неприличным, вульгарным, неудобным: нормальный специалист не оставит никакие вопросы без внимания.

Важно помнить, что ни один специалист не сможет решить вашу проблему в одностороннем порядке. Человеку всё равно придётся разобраться в себе, проработать проблему и изменить то, что его не устраивает. Каждый из нас сам управляет своей жизнью, и каждый может что-то в ней изменить.

Как предотвратить выгорание?

Выгорание можно предотвратить, если у организма не будет потребности в психологической защите. Что можно для этого сделать?

Работайте в той сфере и компании, которые вам интересны

Здесь важны две вещи: честно оценивать своё состояние и создать возможности для смены деятельности. Оценить состояние помогут навыки рефлексии: как вы себя чувствуете, что вам не нравится в работе, получаете ли вы должное моральное и материальное вознаграждение. А чтобы можно было уволиться, понадобится максимально снизить финансовые обязательства и создать финансовую подушку.

Не забывайте про достижения

Не сравнивайте себя с кем-то, а создайте точки отсчёта и оценивайте собственный рост. Можно составлять список достижений за год или несколько месяцев, вести дневник прогресса, собирать фотографии значимых событий.

Вкладывайтесь не только в карьеру

В жизни много хороших вещей: любимые люди, хобби, развлечения, спорт, путешествия. Если в жизни будет только карьера, то любые профессиональные проблемы будут переживаться тяжело. Близкие люди и увлечения — хорошая поддержка в трудные моменты.

Планируйте досуг и отдых

У вас должно быть время на восстановление: высыпайтесь, занимайтесь любимым спортом, встречайтесь с друзьями. Без отдыха можно попасть в порочный круг: ничего не делаешь, потому что нет сил — не можешь пойти отдыхать, потому что ничего не сделал. Начинает преследовать чувство вины, которое отбирает ещё больше энергии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *