Сирия христианство

Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира.

Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.

Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане (сунниты, шииты, алавиты), 10% — 15% – христиане (почти 3 миллиона человек), из них половина – православные, другие — католики и протестанты.

Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.

Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав и монашеское облачение пришли в Россию из Сирии.

Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.

Святыни Сирии

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).

С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона. До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.

Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.

В Хомсе проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти тоже, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).

Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – часть пояса Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.

В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

В городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.

Маалюля — это последнее место на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке – именно на нем Спаситель проповедовал нам Любовь. По сакральной значимости, Маалюля один из духовных центров христианства и православия. Две тысячи лет назад именно в эту котловину вбежала гонимая первая христианская святая Фекла. Скалы расступились перед ней после жаркой молитвы. Девушка спряталась от погони в одной из бесчисленных пещер, и прожила в ней всю жизнь, в ней же и упокоилась. Первой христианке Фекле не было и 20 лет, но она уже страшно претерпела за свою веру – ее травили львами, сажали в яму со змеями. Феклу пытались сжечь, но страшный ливень буквально смыл и палачей и костер. А свидетельства ее духовного подвига даже сейчас может увидеть каждый: нужно лишь представить, что скалы сдвинулись обратно, и они соединятся рваными краями без щелей и зазоров, как две детали конструктора. Реальное и зримое доказательство свершившегося чуда. Как выяснилось, у Маалюли оказались удивительные духовные связи с Россией. Один из самых почитаемых русских православных святых – Сергий Радонежский, принял во время пострига новое имя в честь бывшего римского легионера Сергия. Он служил в одном из пещерных храмов Маалюли и во время очередных гонений умер от пыток, но от Христа не отрекся.

В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Это первый женский монастырь в мире.

В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).

В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.

Сайданай — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников. По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.

Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.

На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.

<< Страница фестиваля Сохранить

Часть серии по

Восточное христианство

Основные общины

Независимое общение

Восточные литургические обряды

  • Портал христианства

Сирийское христианство ( сирийский : ܡܫܝܚܝܘܬܐ ܣܘܪܝܝܬܐ / Mšiḥāyuṯā Suryāyṯā ; Arabic : مسيحية سريانية , masīḥīat surīānīa ) является формой восточного христианства , чьи формирующим богословские труды и традиционная литургия выражается в сирийском языке , который, наряду с латынью и греческим языком , был один из «трех важнейших христианских языков первых веков» нашей эры .

Сирийское христианство включает в себя две литургические традиции. Западный сирийский обряд , который имеет Божественную литургию святого Иакова в качестве анафоры , что в сирийской православной церкви , то Ливан -А марониты церковь и католическая церковь сирийской , и индийская сиро-маланкарская католическая церковь , маланкарская Православную Церковь Сирийской , Сирийская христианская церковь якобитов (часть Сирийской православной церкви), Малабарская независимая сирийская церковь . Модифицированная (под влиянием протестантов ) версия этого обряда используется реформатской восточной сирийской церковью Маланкара Мар Тома и более сильно реформатской евангелической церковью Индии Св. Фомы . Восток сирийский Rite (также известный как халдейский, ассирийской или персидской Rite), основной анафора является Святая Святых Qurbana Addai и мари , является то , что в Ираке -На халдейской католической церкви , ассирийской церкви Востока и Древней Церкви Востока , Индийской Сиро-Малабарской Католической Церкви и Халдейской Сирийской Церкви (последняя является частью Ассирийской Церкви Востока).

В Индии христиан обеих традиций называют сирийскими христианами и христианами святого Фомы . Две такие индийские церкви, Сиро-Малабарская католическая церковь и Сиро-Маланкарская католическая церковь, находятся в общении с Римским престолом . Jacobite Сирийская христианская церковь (часть сирийской православной церкви ) и Маланкар Православная Сирийская Церковь находится в восточном православном общении. Malabar Независимая Сирийская Церковь является независимой восточным православной церковью, не является частью восточного православного Причастия . Mar Thoma сирийская церковь Malabar связана в полном общении с Англиканской . Халдейский Сирийская церковь является частью Ассирийской Церкви Востока .

Сирийский язык представляет собой разновидность среднеарамейского языка, который в ранней форме возник в Эдессе , Верхняя Месопотамия, в первом веке нашей эры. Он тесно связан с арамейским языком Иисуса , галилейским диалектом. Эти отношения добавили ему престижа для христиан. Форма языка, используемого в Эдессе, преобладала в христианских писаниях и была принята как стандартная форма, «удобное средство распространения христианства везде, где есть субстрат разговорного арамейского». Район, где говорили на сирийском или арамейском языке, зона соприкосновения и конфликта между Римской империей и Сасанидской империей , простиралась от Антиохии на западе до Селевкии-Ктесифона , столицы Сасанидов (в Ираке), на востоке и включала полностью или частично на территории современного Ливана, Палестины / Израиля, Сирии, Турции, Ирака и Ирана.

. Анания (I век) – святой апостол от 70-ти, священномученик, епископ Дамасский. Анания был иудеем, обращённым в христианство, и находился в Дамаске, когда туда привели ослеплённого Савла, будущего апостола Павла. Господь в видении ему сказал, чтобы он нашёл Савла и исцелил его, но Анания ответил Господу, что Савл был гонителем Его последователей и «имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (Деян. 9.14). Тогда Господь рассеял его опасения, сказав о переменах, которые произошли в Савле. После чего Анания нашёл Савла » и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян. 9. 17). Таким образом, Савл смог обрести снова зрение и получил святое крещение. Святой апостол Анания проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе, претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Память 1/14 октября.
. Феодосий I Великий (около 346–395) – римский император в 379–395 годах, полное имя Феодосий Флавий. В 380 году он окончательно утвердил своим эдиктом господство христианской Церкви в Римской империи, активно преследовал сторонников арианской ереси и приверженцев язычества.
. Память первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи Православная Церковь празднует 24 февраля /9 марта, третье обретение – 25 мая /7июня.
. Севастия Иродова (Самария) – древний город, расположенный на горе, называвшейся в то время Семерон, от неё и получил название Самария. Окружающая его область также носит название Самария. Город был основан около 875 года до Р.Х. В 722 году до Р. Х. Самария, как и всё Израильское царство, была завоёвана ассирийским царём Саргоном II и заселена самаритянами – народностью, образовавшейся от смешения вавилонских и арамейских колонистов с остатками израильского и хананейского населения. В 107 году до Р.Х. город был разрушен иудейским царём Иоанном Гирканом. В 60-е годы до Р.Х. в период римского владычества в Иудее город был восстановлен, расширен и украшен царём Иродом Великим, который переименовал город в Себасту (Севастию). В настоящее время живописные руины Севастии Иродовой находятся на территории Палестинской Национальной Администрации.
. Симеон Столпник, Антиохийский (около 356–459) – преподобный, архимандрит, провидец, христианский аскет; родом киликиец, стал основателем особого вида подвижничества, называемого столпничеством. Он принял пострижение в одном из сирийских монастырей, после чего ушёл в пустыню. В 423 году он уединился на небольшой каменной площадке, на вершине столба (башни), где провёл все свои дни в молитве и проповедях, которые произносил для многочисленных паломников. Память 1/14 сентября.
. Ефрем Сирин, Едесский (†около 379) – преподобный, один из великих учителей Церкви, монах-отшельник, христианский писатель. Он родился в нач. IV века в городе Низибии (Месопотамия). Еще юношей он удалился в окрестные горы. После взятия Низибии персами в 363 году, преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в монастыре близ города Едессы, где и оставался до кончины, которую принял в сане иеродиакона. Он был прозван современниками «сирским пророком». Преподобный Ефрем оставил многочисленное богословское и литературное наследие, он писал свои сочинения на сирийском языке, которые переводились ещё при его жизни на многие языки. Память 28 января/10 февраля.
. Исаак Сирин (VII век) – преподобный, христианский писатель, монах-отшельник, отец Церкви, родом из Ниневии. В молодости он вместе с братом принял иночество в обители Маар-Матфея, через некоторое время ушёл в пустыню. Позже он недолго был епископом Ниневии, а затем удалился в монастырь Раббан Шабор, где и скончался. Его сочинения, написанные на сирийском языке, на темы аскетики и мистического самоуглубления получили широкую известность в восточно-христианском мире. Память 28 января /10 февраля.
. Дорофей Газский (†620) – преподобный, игумен, наставник, христианский писатель. Он был иноком монастыря аввы Сериды в Сирии, затем игуменом в обители близ г. Газы. Память 5 июня, причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью.
. Иоанн Мосх (†619) – преподобный, христианский писатель. Первые годы подвижничества преподобного Иоанна связывают с обителью святого Илии на берегу реки Иордана. В конце 70-х – начале 80-х годов VI века он прибыл в Египет, а в конце того же века вернулся в Палестину. Здесь, в обители преподобного Феодосия Великого, он познакомился и подружился с послушником Софронием, впоследствии святителем Иерусалимской Церкви (†638), известным борцом с монофелитской ересью. Изучив предания о великих подвижниках, в обители преподобного Феодосия, друзья решили посетить другие центры иночества, – и отправились в великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта. По пути преподобный Иоанн записывал сведения о жизни великих христианских подвижников, которые вошли в его знаменитую книгу «Луг духовный» («Лимонарь»), которая также называется «Синайский патерик». Преподобного Иоанна погребли в Святой Земле, в обители преподобного Феодосия Великого. Память 11 марта, причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью.
. Омар I (Умар) ибн аль-Хаттаб (около 591–644) – второй арабский халиф в 634–644 годах, один из главных сподвижников пророка Мухаммеда. При нём арабские войска завоевали Палестину, Сирию, Египет и Армению. Он заложил основы арабской государственности и ввёл мусульманское летоисчисление по хиджре.
. Халид ибн ал-Валид (умер около 640) – соратник пророка Мухаммеда, выдающийся арабский военачальник. Он был выходцем из знатного аристократического арабского рода, в 629 году принял ислам и вместе со своим войском перешёл на сторону пророка Мухаммеда. Он после смерти Мухаммеда поддержал его преемника первого халифа Абу Бакра, в 632–633 годах вел жестокие и кровопролитные войны против отступников ислама. В 634–636 годах он во главе арабского войска захватил Дамаск и вся Сирию. Он был одним из лучших мусульманских полководцев своей эпохи, прославился победами и жестокостью, за что получил прозвище «меч ислама».
. Омейяды – династия арабских халифов, правившая в 661–750 годах в Дамасском халифате, который также называют по имени династии.
. ал-Валид (умер в 715 году) – арабский халиф из династии Омейядов, правил в 705–715 годах.
. Аббасиды – династия арабских халифов, правившая в 749–1258 годах в Багдадском халифате, который также называют по имени династии.
. Тулуниды – династия арабских эмиров, правившая в Египте и Сирии в 868–905 годах.
. Фатимиды – династия арабских халифов, правившая в Тунисе в 909–972 годах, в Египте и Сирии в 969–1171 годах.
. Сельджуки – династия тюркских султанов, правившая в Иране и Ираке в 1038–1194 годах, захвативших в XI веке Сирию и Палестину.
. Иоанн Дамаскин (около 680 – около 780) – преподобный, выдающийся богослов, песнописец и гимнограф. Он родился и жил в Дамаске, где его отец занимал высокий государственный пост, родовое имя его было Мансур, при святом крещении получил имя Иоанн. Благодаря своим знаниям и способностям, он, будучи, христианином, стал первым визирем (министром) халифа ал-Валида I (705–715). В расцвете сил он оставил всё и ушёл в Лавру преподобного Саввы Освященного рядом с Иерусалимом, где подвизался до своей кончины. Преподобный Иоанн был главным борцом с иконоборческой ересью на её первом этапе, разработал богословие иконы, а также составил гласы Октоиха и написал 64 канона. Память 4/17 декабря.
. Исаврийская династия – династия византийских императоров, правивших в 717–802 годах., названа по прозвищу её основателя – императора Льва III Исавра, происходившего из области Исаврия в Малой Азии. В период правления династии, её императоры поддерживали иконоборчество и преследовали защитников иконопочитания.
. Нур ад-Дин Махмуд (умер в 1174 году) – эмир Сирии, Ирака и Египта в 1146–1174 годах, из династии Зангидов.
. Зангиды – династия тюркских эмиров, правившая в Сирии, Ираке и Египте в 1128–1183 годах.
. Салах ад-Дин Йусуф ан-Насир (1138–1193) – в Европе его называли Саладин, султан Египта в 1171–1193 годах, правитель Дамаска с 1174 года, правитель Майафарикина в 1185–1193 годах. Он был сыном военачальника Айюба Наджм ад-Дина, курда по происхождению, основателя династии египетских султанов Айюбидов. В 1171 году, придя к власти в Египте, Салах ад-Дин восстановил суннитское вероисповедание, искоренив шиизм. В 1174 году овладел Дамаском, вслед за этим захватил основные сирийские территории. К 1187 году султан Салах ад-Дин практически завоевал большую часть Ближнего Востока, с этого времени сосредоточился на борьбе против крестоносных государств. В 1187 году его войско разгромило объединённую армию крестоносцев в Палестине под Хаттином (около Тивериадского озера); в том же году он вошёл в Иерусалим. К 1189 году большая часть Палестины и Сирии были под контролем египетского султана, что вызвало ответную реакцию со стороны европейских рыцарей-христиан, которые организовали Третий Крестовый поход. Но, несмотря на все усилия, крестоносное войско смогло вернуть только город-крепость Акку, остальная территория Палестины, в том числе и Иерусалим, по мирному договору, подписанному в Рамле в 1192 году, кроме Тира и Яффы, стала принадлежать египетскому султану. Салах ад-Дин, благодаря своим военным успехам и выдающимся личным качествам, пользовался искренней любовью у местных народов, проживавших на Ближнем Востоке.
. Айюбиды – династия египетских султанов, правившая в Египте, Сирии и Палестине в 1169–1262 годах.
. Бахриты – династия мамлюкских султанов, правивших в Египте, Сирии и Палестине в 1250–1382 годах.
. Тимур Тамерлан (1336–1405) – великий эмир Мавераннахра и Хорасана в 1370–1405 годах, властитель огромного государства, созданного, благодаря его военным победам. Тимур Тамерлан был выдающимся полководцем своего времени. Он захватил всю Среднюю Азию, Закавказье, Поволжье, разгромив Золотую Орду. Войска Тамелана в 1395 году ворвались в русские земли, штурмом взяли Елец и несколько городов Рязанского княжества, остановились в 60 километрах от Тулы и повернули назад, чтобы преследовать хана Тохтамыша. К территории своего государства Тамерлан добавил Персию, Северную Индию, Малую Азию, разгромив войска турецкого султана Баязета I и захватив его в плен. После чего его войска взяли Багдад и Дамаск, захватили всю Сирию. В 1204 году он начал поход на Китай, во время которого умер.
. Вилайет – административно-территориальная единица в Османской империи.
. Юстиниан I Великий (482/483–565) – византийский император в 527–565 годах.
. Арамейский язык – язык кочевых семических племён арамеев, пришедших из Аравийского полуострова в XIV веке до Р.Х. в страны Передней Азии. Арамеи на рубеже XII–XI веков до Р.Х. наводнили Сирию и Финикию, Вавилон и Месопотамию. Арамейский язык оказал сильное влияние на языки ряда азиатских народов, он имел несколько диалектов. К I веку по Р.Х. арамейский язык стал основным разговорным языком всей Передней Азии, оставаясь таковым до VII–VIII веков, после чего стал постепенно вытесняться арабским. В настоящее время арамейский язык сохранился в нескольких населённых пунктах Сирии.
. Фёкла Иконийская, Селевкийская (I век) – святая равноапостольная первомученица, ученица апостола Павла, родом из Иконии. Она названа первомученицей, т. к. первая из христианок пострадала за веру Христову: её осудили на растерзание львам, но они её не коснулись. Получив свободу, она распространяла с успехом христианство в Сирии, поэтому была признана Церковью равноапостольной. Память 24 сентября.
. Икония – древний город на юге Малой Азии, расположенный при подошве гор Тавра, основанный в VII веке до Р.Х. фригийцами. Позже он был под властью лидийцев, персов, державы Александра Македонского и его преемников. Во II веке до Р.Х. город вошёл в состав Римской империи, а затем – Византии, став центром провиции Ликаонии. В середине I века по Р. Х. Иконию посетили апостолы Павел и Варнава, которые претерпели гонения за проповедь Евангелия и были вынуждены оставить город (Деян. 14, 1-6). На протяжении нескольких столетий здесь находилась епископская кафедра. В 1076–1243 годах город был столицей Конийского султаната, созданного турками-сельджуками, и стал называться Конья. В 1243 году он был захвачен монголами, после чего стал предметом споров между монголами, турками-османами и эмирами Карамана, которые в середине XIV века подчинили город своей власти почти на сто лет. В 1467 году город вошёл в состав Османской империи. В настоящее время Конья является административным центром одноименного вилайета в Турции.
. Антиохия Сирийская – древний город, основан в III веке до Р.Х.; расположен на берегах реки Оронта, в 30 километрах от Средиземного моря и 500 километрах от Иерусалима, в древности считали, что он расположен в середине пути между Константинополем и Александрией. Во времена Римской империи считался третьим городом государства по своему значению и богатству, основанному на развитом сельском хозяйстве и торговле. В Антиохии проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь впервые ученикам Христовым было дано имя «христиане». Именно отсюда апостол Павел отправился в своё первое проповедническое путешествие, здесь же был основан Антиохийский Патриархат, один из начальных в истории Церкви. В Антиохии жили и творили знаменитые пастыри и святые учителя Церкви: Игнатий Богоносец, архиепископ Мелетий, Иоанн Златоуст и другие, входящие в состав знаменитой богословской Антиохийской школы. В городе проходили многие соборы, имевшие огромное значение для Церкви. В настоящее время город называется Антакья и находится на территории Турции.
. Селевкия в Пиери – древний город-порт и крепость в Сирии, расположенный на берегу Средиземного моря, в 7 километрах севернее устья реки Оронт, основан Селевком I Никатором (358–280 годах до Р.Х.) на месте Антигонии. Город был важным опорным пунктом государства Селевкидов, местом захоронения их царей. В I–VII веках по Р.Х. город входил в состав Римской и Византийской империй, пришёл в упадок в результате персидских и арабских завоеваний, был разрушен до основания землетрясением и более не восстанавливался.
. Сергий и Вакх Римлянине (†конец III века) – святые мученики, знатные сановники при римском императоре Максимиане, Марке Аврелии Валерии, (286–305, 307), пользовавшиеся его доверием. Когда император узнал из доноса, что они христиане, он приказал их замучить, после чего их казнили. Святой Сергий был погребён в городе Розафе (современный город Эр-Русафа на севере Сирии), который в византийские времена назывался Сергиополисом. Честные главы Сергия и Вакха позже хранились в великолепном храме во имя святых мучеников в Константинополе, который воздвиг византийский император Юстиниан I Великий (527–565). Память 7 октября.
.. Дура-Европос – древний эллинистический город Европос, располагался на Евфрате. Он был основан на месте персидского города Дура царём Селевком I Никатором около 300 года до Р. Х. Город был важным транзитным пунктом на одном из маршрутов Великого шёлкового пути. Во второй половине II века до Р.Х. город был завоёван Парфией, у которой он был отбит в 165 году по Р.Х. войсками императора Траяна и вошёл в состав Римской империи. В 256 году город был разрушен персами и более не восстанавливался. В настоящее время недалеко от развалин Дура-Европос находится сирийский город Эс-Салихия.
. Пальмира (Фадмор) – древний город, упоминается в Священном Писании. Город расположен в Сирийской пустыне, между Дамаском и Евфратом, на плодоносном оазисе, его положение в долине с богатой растительностью и источниками свежей воды издревле привлекало сюда торговые караваны, которые шли по Великому шёлковому пути с востока на запад. Первые упоминания о Фадморе относятся к первой половине 2 тысячелетия до Р.Х., как о крупном торговом и ремесленном центре. В конце 2 тысячелетия до Р.Х. город был разрушен ассирийцами, в X веке до Р.Х. он был восстановлен израильским царём Соломоном (3 Цар. 9, 18). В дальнейшем город последовательно входил в состав Ново-Вавилонского царства и Персии. В 333 году до Р.Х. город был захвачен армией Александра Македонского, который переименовал его в Пальмиру, назвав так, вероятно, от изобилия растущих здесь пальм. Затем город входил в состав государства Селевкидов и Парфии. В I веке по Р.Х. он был завоёван войсками Римской империи и включён в состав провинции Сирия, с этого времени начался его расцвет. Своим богатством и великолепными зданиями город особенно обязан императору Адриану (117–138), который даровал Пальмире автономию. В 60-е годы III века город при царе Оденате стал практически независимым, а его преемница и вдова царица Зиновия в 266–272 годах овладела всей Передней Азией и Египтом. В 272–273 годах армия императора Аврелиана (270–275) разбили войска царицы Зиновии и разрушил Пальмиру. Однако город постепенно стал восстанавливаться, здесь рано появилась христианская община во главе с епископами, которые участвовали в первых Вселенских соборах. Окончательно Пальмира была восстановлена при византийском императоре Юстиниане I Великом (527-565). В 745 году Пальмира снова была разорена и стены города разрушены арабами. Впрочем, до XI века здесь оставалось еще довольно значительное число жителей, а небольшой город существовал в Средние века, но вновь с именем Фадмор. Кроме причин военно-политических, частые землетрясения были причиной окончательного разрушения города. В 1044 году во время землетрясения, постигшего Фадмор, под развалинами зданий погибла большая часть жителей. С того времени город представлял пустынное место. В настоящее время г. Пальмира является административным центром Сирии, в котором находится всемирно известный музей-заповедник.
. Никифор II Фока (912–969) – император Византийской империи в 963–969 годах, выдающийся полководец.
. Мардин – древний город, расположен на скальном уступе, с которого открывается вид на бескрайнюю Месопотамскую равнину. Согласно легенде, город возводит свою историю к временам сразу после Всемирного Потопа. Город располагался на одном из маршрутов Великого шёлкового пути, процветал и поэтому всегда становился желанной целью для захватчиков. Мардин на протяжении своей истории находился под властью Вавилона, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, Османской империи. В настоящее время город расположен на юго-востоке Турции. В вилайете Мардин проживают около 20 тысяч сирийско-православных христиан, говорящих на арамейском языке.
. Крак де Шевалье (Калъат Аль-Хосн) – самый известный замок средневековья в Сирии, который вошёл во всех хрестоматии мира. Замок расположен на горе, в 60 километрах западнее города Хомса, в выгодном стратегическом месте, находясь в котором можно было контролировать важнейшие дороги, соединяющие средиземноморское побережье и внутренние территории, прежде всего, Дамаск. В 1031 году на базе разрушенной римской крепости эмир Наср Шибл ад-Дин (1029–1037) из династии Мирдасидов велел построить замок, в котором был размещён курдский гарнизон. Поэтому эта крепость получила название «Курдский замок» (Хисн ал-Акрад). В 1110 году, период Первого Крестового похода, крепость была захвачена крестоносным войском во главе с Танкредом Апулийским (около 1076–1112), сицилийским принцем, который включил замок в состав Антиохийского княжества и назвал его Ле Крак де Шевалье («Замок рыцарей»). Крестоносцы укрепили и расширили цитадель, превратив её в выдающееся фортификационное сооружение. В 1142 году замок был передан Ордену Иоаннитов (Госпитальеров), одно время служил резиденцией гроссмейстера. Во внутренней части замка был построен храм. За время пребывания здесь крестоносцев он пережил три землетрясения в 1157, 1169 и 1200 годах, но после этого всегда восстанавливался и дополнительно укреплялся. В 1271 г. войска египетского султана Бейбарса I аз-Захира Рукн ад-Дина (1260–1277) захватили замок, который был восстановлен и дополнительно расширен под личным присмотром султана. Позже около замка образовалось поселение, называемое в настоящее время ал-Хисн. До XIX века крепость имела военно-стратегическое значение, в XX веке в ней был организован музей.
. Цистерны – подземные хранилища воды, как правило, сложные инженерно-архитектурные сооружения для сбора, хранения и распределения воды на Ближнем Востоке.
. Мелетий I (†381) – святой архиепископ и Патриарх Антиохийский в 358–381 годах с перерывами, когда ариане изгоняли его с кафедры. Он всю жизнь боролся с арианской ересью. Святитель Мелетий председательствовал на Втором Вселенском соборе, во время которого скончался. Святитель Григорий Нисский перед лицом Вселенского собора почтил память святителя Мелетия похвальным словом. Честные мощи святителя Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию. Память 12 февраля.
. Житие преподобного Симеона Столпника. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Сентябрь. Кн. 1. М. 1903 год. Репринтное издание. М. 1991 г. С. 23.
. Житие преподобного Симеона Столпника. Там же. С. 24.
. Домн II (+450) – Патриарх Антиохийский в 441–450 годах.
. Феодосий II Младший (401–450) – византийский император в 408–450 годах.
. Евдокия (Афинаида) (†460) – императрица в 423–442 годах, жена византийского императора Феодосия II Младшего. В 438 году императрица Евдокия совершила паломничество в Святую Землю, посетила по дороге Антиохию Сирийскую, а также побывала у преподобного Симеона Столпника. В 442 году, после развода с царственным супругом, она удалилась жить в Иерусалим, где и скончалась.
. Житие преподобного Симеона Столпника. Там же. С. 31–32.
. Маркиан (Марциан) (около 390-457) – византийский император в 450–457 годах.
. Зенон (†491) – византийский император в 474–491 годах, в 475–477 годах вне Константинополя.
. Евагрий Схоластик (536–600) – церковный историк, выходец из Антиохии, юрист по образованию. Автор известного труда «Церковная история».
. Алеппо (Халеб) – древнейший город на территории современной Сирии, известен с XX века до Р.Х. как столица государства Ямхад. В конце XVII века до Р.Х. был завоёван хеттами. Около 1200 года до Р.Х., после падения Хеттского царства, город был центром небольшого одноименного царства. С середины VIII века входил в состав Ассирийского государства, позже – государств Ахеменидов, Селевкидов. В 64 году до Р.Х. город перешёл под власть Рима, а затем – Византии. В античные времена он назывался Беройя. В 636 году по Р.Х. город был завоёван арабами. После распада Арабского халифата город был объектом борьбы между Византийской империей и государством египетских халифов Фатимидов. В 1183 году Халеб перешёл под власть египетских Айюбидов. В 1260 году город был захвачен монголами, но вскоре вошёл в состав государства египетских мамлюков. В 1516 году он был завоёван турками и стал центром одноименного пашалыка Османской империи. В настоящее время город называется Халеб и является крупным административным центром на северо-западе Сирии.

Паломнические поездки в Сирию и Ливан: святые места и маршруты религиозных туров по Ближнему Востоку.

Более двух тысяч лет назад Святую Землю не разделяли границы современных государств, и родина христианства простиралась далеко на Восток. Охватывая территории современных Ливана и Сирии. Посетить сегодня эти страны для православного паломника — значит прикоснуться к той части христианского мира, которая скрыта от всеобщего взгляда, перенестись в те далёкие времена и ощутить их атмосферу.

Ближний Восток сохранил не только свидетельства библейских событий, но и множество уникальных памятников, возрождающих картину начала времён христианства. Древние города, первые христианские храмы и монастыри дают отчётливое представление о жизни и культуре первых христиан.

Один из самых важных моментов организации путешествия на Ближний Восток — выбор того, кто будет сопровождать паломников, кто будет их гидом. Маршрут паломнического тура можно ограничить посещением одной страны, например Сирии, либо объединить её с Иорданией или Ливаном. Раньше сочетать паломничество в Сирию с посещением Святых мест Израиля было непросто: при наличии в паспорте израильской визы въезд в Сирию был достаточно проблематичен. Но теперь, с отменой въездных виз в Израиль, такой проблемы быть не должно, и можно смело предлагать комбинированные маршруты по Святым местам Израиля и Сирии.

В предыдущих статьях мы уже подробно останавливались на описании Святых мест Израиля и Иордании, а этот материал решили посвятить не менее интересным и важным для православных паломников странам — Сирии и Ливану.

Святые места Сирии

Сирия — страна, о которой все слышали, но знают лишь немногие. Страна с потрясающей историей, богатыми традициями и удивительной культурой. На этой земле оставили свои следы множество религий и народов: римляне, греки, французы, египтяне, монголы, иудеи и русские. Сирия поражает воображение путешественника: даже если человек никогда раньше не задумывался о чудесах, здесь он начинает в них верить. Кроме того, в стране приятно удивляют местные жители. Это народ, который никуда не торопится и, видимо, поэтому — никуда не опаздывает. Сразу ощущается другая культура, другой мир. Мир, который чтобы узнать, нужно научиться понимать.

Дамаск

Как правило, все паломнические поездки по стране начинаются с посещения столицы Сирии Дамаска. Это древний город, известный с 16 века до рождества Христова, неоднократно упоминавшийся в Священном Писании. Как у древних жителей Ближнего Востока, так и в настоящее время он считается одним из самых красивых и благодатных мест на земле.

В Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.

Столица нынешней Сирии неразрывно связана с евангельской историей. Именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Спасителю. На одной из улиц города произошло исцеление апостола Павла: это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени — храмом святого апостола Анании, который расположен под землей, в старой части Дамаска. Кроме того, в Дамаске хранится глава Иоанна Крестителя — святыня, которой поклоняются не только православные христиане, но и мусульмане.

Сайднайя

Монастырь Сайднайской Божией Матери, крупнейший в Сирии, расположен в небольшом городке Сайднайя в 30 км от Дамаска. Он возвышается над городом как неприступная крепость. Наверх к обители ведут мраморные лестницы, на ступени одной из них в 1985 году чудесным образом возникло радужное изображение Пресвятой Богородицы. Наибольший наплыв богомольцев — в сентябре, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. В часовне монастыря хранится икона Богородицы, написанная при её жизни св. ев. Лукой.

Также в Сайднайе находится место, где, по преданию, Каин убил своего брата Авеля.

Маалюля

Городок Маалюля в 56 км от Дамаска в горах Каламона является одним из трёх оставшихся в мире селений, где говорят на языке Христа. Там находится одна из главных христианских святынь Сирии — монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и была погребена святая Фекла, ученица апостола Павла. Паломники посещают монастырь, чтобы поклониться мощам святой Феклы, набрать воды из чудотворного источника и поучаствовать в богослужении в храме. Больше всего их прибывает в день памяти святой Фёклы 7 октября.

Согласно преданию, святая Фекла ходила по земле Сирийской, проповедовала христианское учение и творила чудеса по воле Божией. Весь путь свой она прошла пешком и, когда достигла гор Каламона, силы покинули её. Но, чтобы добраться до ближайшего селения, надо было преодолеть высокую гору. Тогда святая Фекла, встав на колени, обратилась к Господу с просьбой о помощи. И произошло чудо: гора раздвинулась и образовала узкий проход, по которому святая вышла к селению. Сейчас через него проходят все паломники к этому святому месту.

Также в окрестностях Маалюли паломники посещают «Пещеру отца Иосифа» (Каф-Аль-Хури-Юзеф), где проводятся христианские богослужения, а на стене неизвестный мастер изваял в камне икону Пресвятой Богородицы. Неподалёку от города расположен монастырь и храм во имя святых мучеников Сергия и Вакха. Он был построен в начале 4 века, а рядом образовался мужской монастырь. Эта обитель — одна из самых древних христианских построек, сохранившихся на территории Сирии. Кроме того, внимание паломников привлекают два древних алтаря, а богослужение в храме до сих пор ведётся на арамейском языке. День празднования святых мучеников Сергия и Вакха — 20 октября, в этот день сюда стекаются сотни паломников.

Хомс

Древний город Хомс (в библейские времени — Кадеш) возник примерно в 2400 году до рождества Христова. В 59 году после рождества Христова в городе был основан храм Пояса Божией Матери. В одном из его приделов хранится величайшая святыня православной Сирии, пояс Пресвятой Богородицы. Также в Хомсе находится христианский храм во имя святого мученика Илиана, построенный на месте его погребения. А в соседнем городке Эль-Хумайра расположен православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца (начало 6 века), где хорошо сохранился подземный храм, в котором находится образ Георгия Победоносца и часть его пояса.

Монастырь Симеона Столпника

Ещё одно важное место паломничества православных христиан — монастырь преподобного Симеона Столпника (60 км на северо-запад от Алеппо). Он начал возводиться в конце 5 века, в настоящий момент от него осталась часть столпа — 12-метровой колонны, на которой св. Симеон провёл 37 лет жизни.

Сергиополис

Мёртвый город в пустыне Расафа, в 160 км от Пальмиры — древний Сергиополис. Там был казнён и похоронен св. Сергей, небесный покровитель св. Сергия Радонежского. Территория города почти не затронута раскопками, но можно увидеть хорошо сохранившиеся древние стены, часть улиц и крупных зданий, в том числе частично восстановленную базилику св. Сергия, дворец Расафа и руины церкви Мар-Саркис.

Предыдущая фотография 1/1Мечеть Омейядов в Дамаске, где хранится глава Иоанна КрестителяМонастырь в Маалюле, Сирия

Святые места Ливана

С Ливаном связано множество событий в библейской истории. Живописное величие Ливанских гор, на вершинах которых лежат белые снежные шапки, «слава Ливана» воспето в священном писании. «Кладезь живых вод», легендарный Ермон, многокилометровые подземные пещеры и многочисленные христианские святыни — всё это Ливан. Говоря о нём, нельзя не упомянуть священные ливанские кедры, которые упоминаются в Библии. Именно их использовал царь Соломон во время возведения Иерусалимского храма.

Основные места, которые посещают православные паломники:

Дейр-Сейидат-ан-Нурия

Дейр-Сейидат-ан-Нурия — древнейший православный монастырь Ливана. В обители имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший во время пожара. Храм св. великомученика Георгия Победоносца (Амьюн), хранящий древнюю чудотворную византийскую икону Божией Матери, которая мироточит с 1995 года.

Монастырь Кафтун

Монастырь Кафтун является одним из древнейших православных монастырей в стране. Он известен как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В обители находится единственная древняя икона Ливана 13 века, двусторонняя: на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне.

Дейр-эль-Баламанд

Дейр-эль-Баламанд входит в число крупнейших православных богословских и учебных центров Ближнего Востока. В монастыре есть иконы 17-19 веков и средневековые рукописи.

Библос

Библос (37 км от Бейрута) — один из самых древних городов мира. В городе расположен храм Божей Матери, который построен на развалинах языческого храма. В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино. Рядом с селением находятся наскальные рельефы, сделанные руками первых христиан, которые а в пещере неподалёку укрывались от преследователей. Ещё в Кане расположен так называемый Галилейский Мавзолей, священное здание, построенное из камней античного храма.

В пещере Сайидат-аль-Манзар неподалёку от деревушки Магдуше Дева Мария ожидала Иисуса, пока он проповедовал на южном побережье Ливана. Паломники со всего мира приезжают в эти места помолиться, особенно в день рождения Божией Матери.

В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино.

В столице Ливана, Бейруте, есть церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Она была реставрирована и открыта на Пасхальные праздники в 2002 году.

Также паломники посещают Сарепту, где жил и совершал чудеса пророк Илия, деревню Бахмадун, где покоятся мощи Илии Карама, молитвенника за Русскую землю, а также древний собор св. Иоанна Крестителя.

Понятия и определения

  • Монастырь — место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома.
  • Монашество (монах от греческого — одиночный, живущий уединённо) — образ жизни православных аскетов, посвятивших себя занятию молитвой. Монахи в России названы иноками, а монашество — иночеством.
  • Анахорет — отшельник, пустынник. Так принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию.
  • Киновит — православный монах, обитатель монастыря общежитийного устава или киновии. В отличие от анахорета, он всё необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами.
  • Столпник — святой подвижник, подвизавшийся на столпе: башне или высокой недоступной площадке скалы.

Благодарим за помощь в подготовке материала паломническую службу «Радонеж»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *