Сирота происхождение слова

Призрение сирот в истории России: краткий экскурс Attitude to orphans in the history of Russia

Кулаева П.М.,

Студентка 1 курса юридический факультет Чеченский государственный университет

РФ, г. Грозный e-mail:elita8881 @mail.ru

Kulaeva P. M.

1st year student law faculty Chechen state University Russia, Grozny

Научный руководитель: Абдулаева Э.С.,

к.филос.н., доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Чеченский государственный университет

РФ, г. Грозный

Scientific adviser: E. S. Abdulaeva,

candidate of philosophical Sciences, associate рrofessor of theory and technology of social work

Chechen state University Russia, Grozny e-mail:elita8881 @mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о призрении сирот в истории России. Краткий экскурс в историю раскрывает перед нами эволюцию отношения к детям-сиротам. Почти все правители и их жены занимались призрением детей, оказавшихся без попечения родителей. Традиции благотворительности и милосердного отношения к детям издревле существовали на Руси.

Ключевые слова: сирота, история, благотворительность, призрение, опека, «приймачество».

Key words: orphan, history, charity, charity, guardianship, «primacy».

В современном обществе является актуальной проблема сиротства, так как носит масштабный характер. Какие факторы способствуют появлению сиротства? Ответ простой — постоянные войны, катастрофы природного и технического характера, различного рода заболевания и др. На протяжении истории не стихали подобные катаклизмы и социальные потрясения, после которых оставались дети без родителей. . Сиротство есть социальное явление, и оно существует столько же, сколько и человеческое общество. Знание исторического опыта отношения к сиротам тесно связано с современными тенденциями благотворительности. Мы не можем забывать те ценные уроки милосердия, которые преподнесли нам многие исторические деятели России.

С древних времен в России оказывали помощь детям-сиротам. Ярким примером этого является институт «приймачества». В древней Руси сиротами считали не только детей оставшихся без попечения родителей, но и людей старшего возраста которые не могли справиться с хозяйством при отсутствии детей. «Приймачество» — это что-то на подобии усыновления, распространённого в основном на пожилых людей. Впервые в летописи опека упоминается в 897 году, когда Рюрик назначил своему сыну опекуна .

По завещанию Рюрика опекуном мог быть только близкий родственник, который становился на место родителей. В обязанности опекуна входило воспитание сироты, защита его прав и его самого. Имущественных обязанностей у опекуна никаких не было, потому что имущество принадлежало всему роду. Так как метрических записей в то время не было, опека продолжалась неопределенное время, можно сказать, пока подопечный не возмужает . Однако многих не интересовали чужие дети и для этого были весомые причины. В то время было трудно выжить даже взрослым, что говорить о беспомощных детях-сиротах и поэтому детей-сирот принимать не хотели, но и бросить на произвол судьбы сирот было большим грехом. В большинстве случаях их принимали родственники. И они часто воспринимались родственниками как бесплатная рабочая сила. Были случаи, когда родители не могли прокормить своего ребенка и отдавали на постриг в монашество или в холопы, по сути отдавая их рабство.

Надзор над помощью сиротам стало осуществлять духовенство после крещения Руси в конце X века. Духовенству надзор поручил Владимир I. Усыновление стало производиться по нормам византийского права -посредством церковного обряда «сынотворения», с вынесением особого акта, исходящего от церковной власти. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором за свой счет содержал 300 юношей.

Рисунок 1. Ярослав Мудрый.

В княжение Ивана Грозного на Стоглавом соборе в 1551 году была представлена идея, о том, что надо выявить в каждом городе людей, которые находятся в тяжёлом положении и нуждаются в помощи, они должны были быть устроены в богадельни, где их будут обеспечивать необходимым. Воплощение этой идеи в жизнь привело к тому, что в круг задач государства стало входить и призрение сирот. При Иване Грозном начали открывать сиротские дома, которыми ведал церковный Патриарший приказ.

Продовольствием неимущих, поддержкой сирот в период своего правления обеспечивали Борис Годунов и Василий Шуйские. Во время правления Федора III в 1682 году был подписан Указ, согласно которому из общего числа выделялись безродные дети, и ставился вопрос об их содержании путем открытия специальных учреждений. Но конкретными сведениями о реализации данного указа, историки не располагают и поэтому возникают сомнения о его реальности. Митрополитом Иовом была построена первая «сиропитательница». До этого сироты жили вмести с взрослыми . Семье было выгодно призревать сироту, так как призреваемый ребенок становился рабочей силой, как ранее было сказано холопом. Данное начинание было всецело поддержано Петром I и он велит во всех губерниях строить подобные заведения.

В период правления Екатерины II закрепляется сословная опека над сиротами (1775 год). По указу императрицы учреждение, которое будет заниматься опекой сирот, определялось по сословию ребёнка.

Если ребенок был из дворянской семьи, то опекой занималась дворянская опека, если ребенок был купеческим или мещанским при магистратах создавались городовые сиротские суды и т.д. Также отметим, что к опекунам в этот период предъявляли требования, и они были довольно высокими и состояли из 17 пунктов и различались в зависимости от сословий .

Заботу о сиротах проявляла, и жена Павла I- Мария Федоровна. Именно ею было положено начало системе воспитания сирот в семьях. Современники называли ее «министром благотворительности», так как она всецело посвящала себя благотворительным делам и проектам, основное направление которых было призрение и обучение сирот. К 1909 году в системе Ведомства учреждений Марии Федоровны было 1192 заведения . Многие учреждения, построенные под ее руководством успешно функционировали вплоть до революции 1917 года, когда все благотворительные учреждения закрываются.

Советское государство становится единственным благотворителем и берет на себя функции по обеспечению детей сирот. Следует отметить, что проблема сиротства и беспризорничества в молодой Советской России была острейшей. После гражданской войны, голода целые толпы детей бродяжничали и вызывали беспокойство у органов власти, так как поставленные на грани выживания дети как оголодавшие звери нападали стайками на граждан с целью поживится. В 1922 г., по официальным данным, в стране насчитывалось 7 млн. обездоленных детей . Огромное количество умерших детей на улице создало чрезвычайную ситуацию, которую должен был нивелировать Ф. Дзержинский .

Рисунок 2. Герб учреждений, находящихся под эгидой Марии Федоровны

Как известно, со становлением общества возникает также и желание помочь ближнему человеку. История человечества и благотворительность неотделимы друг от друга. И в то же время содержание, материальные и духовные факторы, возможности и направления постоянно меняются . Приоритетной задачей социальной политики современного государства остается по-прежнему оказание помощи детям, которые остались без попечения родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы:

1. Холостова Е.И. Социальная работа. // Е.И. Холостова. М., 2009.

2. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России. М., 1994.

5. Холостова Е.И., Прохорова О.Г., Чернякова Е.М. Семьеведение. // Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова, Е.М. Чернякова. — М.: Юрайт, 2013.

6. История России. учебник 4-е издание под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Т.А. Сивохина, М.: Проспект, 2018.

7. Славко А.А. Детская беспризорность в России в первое десятилетие советской власти. М., 2005. С. 46.

Удивительно, насколько некоторые слова с течением времени теряют свой первоначальный смысл, хотя бы частично. И порой, разбирая известные и знакомые с детства слова, мы открываем первоначальные их значения. И эти значения иногда могут поразить и шокировать, настолько они не вяжутся с привычным образом, денотатом этого слова.

Одним из таких слов стало слово «ребёнок». Казалось бы, что здесь может быть двойственного в восприятии? Оказывается, слово «ребёнок» является однокоренным к слову «раб».

Происходит оно от древнерусского слова робя, где множественное число — робята. При этом робъ — «раб». То же значение этот корень имеет и в других языках славянской группы. В старославянском это рабъ, робъ, болгарском — роб, словенском — ròb, чешском — rоb.

Все эти слова предположительно произошли от праславянского корня *orbъ. В числе прочих от него же произошли восточно- и западнославянское rоbъ, югославское rаbъ.

Однако при этом в слове «ребёнок» в корне мы встречаем фонему -е-, реб-. Это объяснимо историческими изменениями языка, в частности, ассимиляции гласных.

Исходная форма, *orbę, родственна латинскому orbus, «осиротевший, лишенный чего-либо», греческому ὀρφανός. Отсюда и английское слово «orphan». Общий, праиндоевропейский корень *orbho-. На санскрите arbhah — «слабый, ребенок». Если внимательно посмотреть на санскритский корень, становится очевидным, что немецкое слово Arbeit имеет то же происхождение.

Итак, получается, что изначально слово имело значение «сирота», которое трансформировалось в «раб». Почему так произошло? Оказывается, изначально сироты выполняли наиболее тяжелую работу по дому, что и послужило поводом для расширения значения.

Таким образом, изначально в слове «ребёнок» заложены понятия рабства и сиротства, которые были утрачены со временем, с развитием общества и установлением новых социальных отношений.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. сиро́тский сиро́тское сиро́тская сиро́тские
Рд. сиро́тского сиро́тского сиро́тской сиро́тских
Дт. сиро́тскому сиро́тскому сиро́тской сиро́тским
Вн. одуш. сиро́тского сиро́тское сиро́тскую сиро́тских
неод. сиро́тский сиро́тские
Тв. сиро́тским сиро́тским сиро́тской сиро́тскою сиро́тскими
Пр. сиро́тском сиро́тском сиро́тской сиро́тских

си-ро́т-ский

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -сирот-; суффикс: -ск; окончание: -ий .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным сирота ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. бедный, скудный, убогий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. устар. связанный с попечительством о сиротах, предназначенный для сирот ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: orphan

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *