Сисой великий

Память 6/19 июля


Преп. Сисой Великий. Афон. 1547

Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста. Он проводил жизнь равноангельскую, смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов. Местом его подвигов была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий, и сам блаженный Сисой был подражателем жития Антониева. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже воскрешал мертвых.

Некий мирянин отправился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собою сына, малолетнего отрока. Случилось, что в дороге, разболевшись, сей отрок умер. Но его отец с верою понес почившего к старцу. Войдя в келию преподобного, он упал к ногам его, положив у ног преподобного и своего умершего сына, как будто тот испрашивал у него благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, мирянин вышел вон, оставив ребенка лежащего мертвым у ног старца. Старец не заметил, что ребенок мертв и, предположив, что он ждет благословения, сказал ему: «Встань, дитя, и уходи отсюда”. И мертвец немедленно воскрес и пошел вслед за отцом. Тогда человек тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Старец, уразумев, что воскресил мертвого, весьма опечалился, ибо он не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины.

Сего богодухновенного отца братия некогда спросили: «Если брат впадет в грех, довольно ли ему для покаяния одного года?” – «Жестоко слово сие”, – отвечал на сей вопрос старец. Тогда братия сказали: «Итак согрешившему подобает каяться только шесть месяцев?” – «Много”, – отвечал старец. «Может быть, – снова спросили братия, – для его покаяния достаточно сорока дней?” – «Много”, – снова ответил старец. Потом он сказал: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трех дней”.

Один брат снова спросил старца, говоря: «Как поступить мне, отче, ибо я впал в грех?” – «Исправься, чадо, – отвечал старец, – и спасешься”. – «Но я, по исправлении, снова пал”, – отвечал брат. «Снова исправься”, – сказал старец. «До каких же пор, – спросил брат, – будет продолжаться мое падение и восстание?” – «Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла”.

Был у сего преподобного отца ученик Аполлос. По силе вражьего коварства в числе прочих пожеланий и искушений у него явилось желание священнического сана. Он начал упрашивать старца, дабы тот приказал идти ему в город к архиерею принять рукоположение во священника. Но старец воспрещал ему это и, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным поучением и наставлением старца, Аполлос тайно пошел от него к родственникам в Александрию, дабы при их содействии скорее получить пресвитерский сан.

По дороге Аполлосу встретился бес в образе великана. Он был наг и черен, с отвратительным лицом, с толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину, и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего невозможно даже передать на письме. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему: «Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришел к тебе, дабы сопровождать тебя, до тех пор, пока не доведу до конца всех твоих желаний”. Будучи не в состоянии переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громким голосом возопил: «Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти!” И вот бес, отступив от него на небольшое расстояние, сказал: «Я хотел сделать тебя, священником и епископом, но молитвы Сисоя, отгоняют меня от тебя”. С сими словами бес стал невидим. Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу и, припав к его ногам, исповедал пред ним все происшедшее и просил прощения. Он рассказал также и братии, какие страдания претерпел он от обольщения диавольского и как помогли ему молитвы преподобного отца Сисоя.

Поистине молитва его была сильна для отгнания бесов. Они и от другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившего его нечистого духа. Все злые духи бежали от него, не смея приблизиться к храброму и непобедимому воину Христову.


Преп. Сисой Великий. Метеоры. 1556

Преподобный Сисой прожил в пустыне 60 лет. Когда он уже был при смерти, просветилось лицо его, как свет, и он сказал братии: «Вот, пришел авва Антоний”. Затем, немного помолчав, он снова сказал: «Вот, пришел лик пророков”. И снова он просиял еще более и сказал: «Вот, пришел лик апостолов”. И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с невидимыми лицами.

Братия упрашивали его, говоря: «Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу?” И он сказал им: «Это Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться”. – «Тебе нет нужды в покаянии, отче”, – сказали ему братия. Но старец ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего”. Однако все знали, что он совершенен в добродетелях. Потом он просиял еще сильнее и лицо его стало как солнце, и все убоялись сего. Тогда старец сказал: «Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!” С сими словами преподобный предал дух свой Господу. В сей момент появилась молния и храмина наполнилась благоуханием.

Кончина святого Сисоя Великого последовала около 429 года. Преподобный переселился в жизнь бесконечную. И ныне он водворяется со Христом и наслаждается Его лицезрением вместе с теми ликами святых, коих он видел при своей кончине.

День памяти: 6 июля
Святой Сисой Великий

Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника — преподобного Антония Великого (память 17 января). За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока.

Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: «Это еще немного, сын мой, важнее того — считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения». Спрошенный монахами, достаточно ли одного года для покаяния впадшему в грех брату, — преподобный Сисой сказал: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней».

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Прп. Сисой Великий. Фреска монастыря Дионисиат, Афон (1547 г., автор Зорзис Фука)

Сисой Великий (греч. Σισώης; + 429), преподобный

Память 6 июля

Преподобный Сисой был монахом-отшельником, подвизалсая в Египте, в Скитской пустыне. В юности отрекся от мира и жил сперва в Скиту под руководством аввы Гора, где несколько лет упражнялся в самоотречении и аскетических подвигах. Когда же пустыни Скитская и Нитрийская стали слишком многолюдны, он с учеником Авраамом отправился сперва в Клисму (Суэц), а затем вернулся на внутреннюю гору и уединился в пещере, где подвизался и незадолго перед этим скончался преподобный Антоний Великий. Поселившись в жилище великого подвижника, святой Сисой иронизировал: «В норе льва поселился лис» . Изредка из Писпира приходил инок и приносил ему провизию. Однажды его не было целых десять месяцев. Бродя по горе, Сисой встретил охотника, пришедшего из синайской пустыни Фаран, который не видел людей уже одиннадцать месяцев. Старец вернулся в келью, стал бить себя в грудь со словами: «Ты думал, будто что-то совершил, а на самом деле не достиг и того, что сделал этот мирянин!»

Святой Сисой жил в пещере семьдесят два года, во всём подражая житию святого Антония. За время пустынного подвига препдобный достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что даже воскрешал мёртвых.

Некий мирянин однажды направился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собой малолетнего сына. Случилось так, что в дороге, разболевшись, отрок умер; но его отец не смутился, а с верой понёс мертвеца к старцу. Войдя в келью преподобного, он пал к его ногам, положив рядом и своего умершего сына, как будто тот испрашивал благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, отец вышел из кельи, оставив ребенка внутри. Старец, не зная, что ребёнок мёртв, решил, что он ждёт благословения, и сказал ему: «Встань, дитя, и выходи». И мертвец немедленно воскрес и пошёл вслед за отцом. Тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Святой Сисой, уразумев, что воскресил мёртвого, весьма опечалился, ибо не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины.

Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Посещавших его преподобный Сисой всегда прежде всего учил смирению, которого можно достичь прежде всего воздержанием, во-вторых, молитвой, а в-третьих, тем, чтобы при всех обстоятельствах считать себя ниже других людей. У него было столь низкое мнение о себе, что, как ни суров был образ его жизни, он считал себя чувственным и жадным человеком и хотел, чтобы другие так же думали о нём. Его посетили отшельники и просили сказать несколько слов им в наставление. Он извинился и оставил их говорить со своим учеником. Но данный им пример заменил с избытком словесные поучения и произвёл на них бо́льшее впечатление, чем если бы он произнёс длинную речь. Во время разговора их с его учеником он на какой-то их вопрос закричал им снаружи, что Сисой — обжора, который ест без меры и без надобности. А иноки, которым было известно, как велико его воздержание, подивились его смирению.

Святой Сисой так любил пост и был столь поглощён молитвой, что многие дни мог даже не вспоминать о пище. Однажды его ученик Авраам обратил внимание старца на это. Авва с великой простотой удивлённо спросил: «Разве мы не ели, дитя моё?» Авраам ответил, что нет, и тогда Сисой сказал: «Если так, принеси и поедим».

Один отшельник спросил Сисоя: «Если в мою келью войдёт разбойник, чтобы меня убить, то, чувствуя, что я сильнее его, могу ли я убить его сам?» — «Нет, — отвечал преподобный, — но предоставь его Богу. Ибо, в какой ни находишься опасности, до́лжно думать, что это наказание за грехи. А когда случается что-нибудь хорошее — признавать, то мы обязаны этим лишь благости Божией».

Преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского. Средиземноморье, Критская школа. XVI — XVII века.

Остановившись однажды у могилы Александра Македонского, старец в оцепенении созерцал тщету земной славы и проливал слёзы об обычной доле всякого человека: «К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертью, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя!»

Был у сего преподобного Сисоя ученик по имени Аполлос. Кроме прочих пожеланий и искушений, у него появилось сильно желание стать священником. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот благословил его идти в город к архиерею принять рукоположение. Но старец воспрещал ему, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и отправился к родственникам в Александрию, чтобы при их содействии получить пресвитерский сан. Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и чёрен, с отвратительным лицом, толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что это невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и пытался вырваться, но бес говорил: «Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и я люблю тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришёл к тебе, чтобы сопровождать тебя, до тех пор, пока исполню все твои желания!» — Чуть отступив от Аполлоса, бес преобразился в красивую нагую женщину и сказал: «Подойди и исполни твоё желание, которым ты много успокаивал меня в твоих сердечных помыслах!» Будучи не в состоянии больше переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвёл очи к небу и громким голосом взмолился: «Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от этой напасти!» Тогда бес сказал: «Я хотел сделать тебя священником и епископом! Но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя», — и с этими словами стал невидим. А объятый страхом Аполлос возвратился к старцу и, припав к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения.

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил: «Вот, пришёл авва Антоний». — Затем, немного помолчав, он снова сказал: «Вот, пришёл лик пророков». — И снова, просияв ещё более, сказал: «Вот, пришёл лик Апостолов». — И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с кем-то невидимым. Братия спрашивали его: «Отче, скажи нам. с кем ты ведёшь беседу?» — Он сказал им: «Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня ещё на короткое время, чтобы я мог покаяться». — «Тебе нет нужды в покаянии, отче», — сказали ему братия. На что старец ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». А ведь все знали, что он совершен в добродетелях. Потом святой Сисой снова просиял ещё сильнее — лицо его стало как солнце, и все устрашились. Тогда старец сказал: «Вот, приходит Господь, смотрите все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!» — с этими словами святая душа его отошла в Царство Небесное. В этот момент словно молния озарила всё, и вокруг разлилось благоухание.

Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе «Алфавитного патерика», имеются по-русски в «Отечнике» свт. Игнатия (Брянчанинова)

Молитвословия

Прп. Сисой Великий. Русская икона (XXI в.)

Тропарь, глас 2

Плотски́я стра́сти умертви́в воздер­жа́нием,/ ми́ру распя́лся еси́/ и, в пусты́ни живы́й, всех похоте́й отсече́нием/ А́н­гел земны́й и Небе́сный челове́к показа́лся еси́,/ сего́ ра́ди тя, я́ко наста́вника и́ноком,/ пое́м, Сисо́е о́тче наш, и про́сим:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Тропарь греческий, глас 5, перевод Наталии Бахаревой

Изде́тска возде́лав лу́чшее житие́,/ я́же по нем испо́лнися богоде́тельных благ,/ а́нгелов подража́телю,/ Сисо́е преподо́бне./ Те́мже, я́ко со́лнце све́тлое,/ светоза́рно озаря́еши в час исхо́да твоего́,/ явля́я сла́ву твою́,// и просвеща́я ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 8

Я́ко безпло́тным единожи́тель/ и всем преподо́бным соприча́стник,/ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными/ непреста́нно себе́ вооружа́я, му́дре,/ тем и дар прия́л еси́ от Бо́га/ исцеля́ти неду́ги и прогоня́ти бе́сы./ Того́ ра́ди вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче наш Сисо́е.преподобне._

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:)

Подвиза́вся, А́нгел на земли́ ви́ден бы́л еси́,/ озаря́яй, преподо́бне, помышле́ния ве́рных Богозна́меньми всегда́.// Те́мже тя ве́рою, Сисо́е, почита́ем.

Использованные материалы

«Memoria di San Sisoe, il grande», месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .

См. . Также .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *