Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 11 первичных форм вспомогательного глагола формами аориста БЫХЪ – БЫШ< заметно преобладавшими уже в старейших кириллических памятниках. Значения желательности и обусловленной возможности, характеризующие сослагательное наклонение в старославянском языке. Тема 22. Инфинитив и супин. Инфинитив как неизменяемое глагольное образование от основ инфинитива с суффиксов ТИ, сохраняющее видовое значение основы и способность управлять вин. падежом без предлога (значение переходности). Фонетические изменения в составе инфинитива. Преимущественное использование инфинитива в составе предикативных конструкций (в сочетании со спрягаемыми глагольными формами). Супин как неизменяемое глагольное образование от основ инфинитива с суффиксом ТЪ, сохраняющее видовое значение основы, но потерявшее способность управлять вин. падежом прямого дополнения (управляющее род. падежом). Специализированное употребление супина при глаголах движения для указания цели. Варьирование в старейших сохранившихся текстах супина с инфинитивом в той же функции. Тема 23. П р и ч а с т и я . Залоговые и временные значения причастий. Действительные причастия настоящего времени. Особенности образования. Относительные временные значения действительных причастий, склонение по типу именных основ на *jŏ (м. и ср. р.) и на *jā (ж. р.). Своеобразие форм им. падежа ед. ч. м. и ср. р. Членные формы причастий. Несклоняемые действительные причастия прошедшего времени (элевые). Их закрепление в составе аналитических глагольных форм. Изменение причастий на – л – по родам и числам. Страдательные причастия настоящего времени. Особенности образования. Склонение страдательных причастий по типу именных основ на * ŏ (м. и ср. р.) и на *ā (ж. р.). Образование членных форм. Тема 24. Н а р е ч и е . Наречные образования от местоименных корней с обобщенными обстоятельственными значениями (места, времени, образа действия). Наречия, образованные от именных основ путем аффиксации. Онареченные обстоятельственные предложные конструкции. Адвербиализация падежных и предложно-падежных форм как непрерывный процесс пополнения наречий. 12 Тема 25. С л у ж е б н ы е с л о в а . Предлоги как наречные по происхождению слова, специализировавшиеся на уточнении синтаксических отношений. Первоначальный синкретизм предлогов и приставок. Первичные и «новые» предлоги. Союзы и частицы как средства выражения модальных и синтаксических значений. Просодический статус союзов и частиц. Позиция союзов и частиц во фразе. Синкретичность функций первых союзов и частиц в старославянском языке. Тема 26. С и н т а к с и с. Соотнесенность синтаксического строя старославянского языка с греческим языком оригиналов. Использование славянскими переводчиками свободного порядка слов в качестве средства актуального членения предложения. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в старославянском языке. Особенности беспредложного управления. Конструкции с «двойными падежами» (винительным, родительным и дательным). Главные члены предложения. Функции действительных причастий в старославянских переводах с греческого. Дательный самостоятельный. Типы односоставных предикативных единств. Сложное синтаксическое целое. Проблема границ предикативных единиц внутри сложного синтаксического целого и способы их объединения с помощью союзов и частиц. Подчинительные отношения между предикативными единицами. Средства выражения подчинительной связи. Тема 27. Из истории научной разработки старославянского языка. Средневековые труды о старославянском и церковнославянском языке (черноризец Храбр; грамматики ХVI — XVII вв.). Начало научного славянского языкознания (труды М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Й. Добровского и др.). Активизация палеославистических исследований в России и зарубежных славянских странах в середине Х1Х в. Интерес к старославянскому языку как старейшей фиксации славянской речи в связи с задачами сравнительно-исторического индоевропейского языкознания (А. Шлейхер, Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртене, А. Мейе). Опыты учебных пособий по старославянскому языку (А. Лескин, А. Вайан, Н. Ван Вейк, А.М. Селищев и др.). Современные исследования структурных особенностей старославянского языка в отечественном и зарубежном языкознании. Лексикографические работы по старославянскому языку и региональным памятникам церковнославянского языка. Проблемы палеославистики на Международных съездах славистов. 13 РАЗДЕЛ II. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК». Вводное занятие. Славянские азбуки I. Вспомните материал, изученный в курсе «Введение в славянскую филологию”, и ответьте на следующие вопросы: 1. Какие вам известны славянские азбуки? 2. Как в современной науке решается вопрос об источниках глаголицы? 3. На основе какой более древней азбуки создана кириллица? 4. Какая азбука создана Кириллом? 5. Какие имеются показатели в пользу большей древности глаголицы в сравнении с кириллицей? 6. У каких народов в настоящее время письменность построена на основе кириллицы? II. Сопоставьте азбуки старославянского языка и определите: 1. Буквы какой азбуки проще в написании? 2. В чем сходство этих азбук? 3. Какие звуки славянской речи потребовали создания новых букв, отсутствовавших в греческом алфавите? 4. Буквы кириллицы или глаголицы лежат в основе русского алфавита? III. В старославянской письменности очень широко использовались надстрочные знаки. Необходимость экономии дорогого писчего материала, а также экономия времени приводила к тому, что наиболее употребительные слова писались сокращенно. При этом для указания на сокращенное написание слова над ним ставился знак титла. Ознакомьтесь с наиболее частотными сокращениями и запомните их. Слова под титлами Бг̃ъ – богъ, б̃а – бога, бл̃̃го – благо, бл̃̃гсви – благослови, бл̃гнъ – благословенъ или благословленъ, бж̃ии – божии, б̃ы – бысть, вл̃ка или вл̃дка – владыка, гл̃ати – глаголати, гл̃а- глагола, гл̃ъ – глаголъ, гл̃# – глагол#, гла̃ш# — глаголаш#, гн̃ъ – господинъ, г̃ь или гд̃ь – господь, г̃и – господи, гм̃ь – господомь, гн̃ь – господьнь, гв̃и – господеви, дх̃ъ – доухъ, дш̃а — доуша, ис̃ъ или и̃с – иисоусъ, ил̃ь – израиль, ир̃мъ – иероусалимъ, кр̃стъ – крьстъ, мл̃сть – милость, нб̃о – небо, нб̃скъ – небеськъ, оц̃ь – отьць, оч̃е – отьче, пт̃ь — пам#ть, пр̃къ – пророкъ, ст̃ити – св#тити, ст̃ы – св#тыи, ст̃ъ – св#тъ, сп̃си – 14 съпаси, сп̃сти – съпасти, ср̃дце –срьдьце, сн̃ъ – сынъ, х̃а – христа, х̃е – христе, хс̃ъ – христосъ, цр̃ь – цhсарь, цр̃ю – цhсарю, цр̃ствие – царствие, чк̃ъ или чл̃къ – человhкъ, чс̃къ – человhчьскъ. Литература 1. Власов В.П. Славянская азбука и славянские просветители. – М.,1989. 2. Зиновьев А.В. Тайнопись кириллицы. Разгадка логико-математической системы славянской азбуки. – Владимир, 1991. 3. Иванова В.А. Славянские азбуки // Актуальные проблемы изучения и преподавания старославянского языка. – М., 1984. 4. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуке. – М., 1963. 5. Карпенко В.Г. Семиотика глаголицы // Славяноведение. –1996. – № 6 – С. 61-78. 6. Савельева А.В. Сакральный смысл славянской азбуки // Север. – 1993. –№ 9. – С. 152-158. 7. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М., 1986. – С. 22-30. Практическое занятие № 1. Фонетическая система старославянского языка. 1. Состав гласных фонем. Их дифференциальные признаки. 1) Дайте характеристику гласных ъ, ь, h, #, @. 2) Затранскрибируйте слова: в#зати, тр@съ, пам#ть, ч#до, г@сь, тр#си, зв@къ, кън#зь, р@ка, жьм@, св#тъ, им#. Образец выполнения задания: кл#тво\ -. 3) Выполните упражнение № 19 по «Сборнику упражнений по старославянскому языку” О.В. Хмелевской. 2. Особенности употребления гласных фонем в начале слова. 3. Состав согласных фонем. Их дифференциальные признаки. 1) Опишите систему согласных фонем по признаку твердости-мягкости. Назовите внепарно мягкие, внепарно твердые и парные по твердости- мягкости согласные. Охарактеризуйте полумягкие согласные. 2) В данных ниже словах определите качество согласных (мягкость согласных обозначается запятой, полумягкость – точкой): быти — бити, волъ. вhтръ, дhло, тъ, тhло, мати, милъ, хытръ, кыпhти, жити, чьто, пылъ-пыль, пора — порh, боуря — боурh, врази, доуси. Образец выполнения задания: гыбhль — . 3) Напишите по-старославянски слова: гибель, ветхий, кислый, сладкий, враги, кипеть, похитить. 4. Слоговые плавные. 15 Проанализируйте слоговое строение данных ниже слов. Определите, в каких словах находятся слоговые плавные, а в каких — неслоговые. Каким образом сравнение с фактами русского языка позволяет правильно распределить подобного рода примеры? Бъдръ, врьхъ, влъкъ, жьзлъ, млъва, зълоба, врьба, лъгати, влъна, ръвати. 5. Строение слога в старославянском языке. 1) закон открытого слога 2) закон слогового сингармонизма 3) принцип возрастающей звучности. Разделите на слоги слова: грhшьникъ, кл#тва, @гль, область, свhтильникъ, гл@бина, сhяти, хрьбьтъ, >зыкъ, злакъ, капля, цвhтъ, добръ, прhльсть, коньць, слоуга. Литература 1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М., 1986. – С. 45-64. 2. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М., 1997. – С. 50-59. 3.Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по старославянскому языку. – М., 1985. – Упр. 19. Практическое занятие № 2. Редуцированные гласные в старославянском языке 1. Звуковое качество ъ и ь. Происхождение. Позиции. 1)Определите позиции редуцированных в следующих словах: дьнь, сътьникъ, кънижьникъ, вълhзъшоу, събраш#, вhньць, възьми, мъногомъ, въставъ, пьшеничьно~, мрьтвьць, тьмьнъ, кън#зьхъ, шьлъ, шьпътъ, окъньце, ратьничьскъ. 2) Напишите по-старославянски приведенные ниже слова: песок – песка, зол – зла, пес – пса, красен – красна, темен – темна – тьма, шел – шла, ложь – лгать, сто – сотня, узок – узкий, старец – старца, грешен – грешный, замочек – замочка. 2. Редуцированные и в старославянском языке. Происхождение, позиции. 1) Определите, где в данных словах звук и полного образования, а где напряженный редуцированный . Для редуцированного определите позицию. Гласити, избыти, написани~, окр@гнии, оставити, отъчаяни~, пити, пиянъ, при>ти, три~, тъчи\, чии, шьстви~. 2) Найдите редуцированные и . Определите их позицию в слове: а) 2л. ед.ч. би~ши, ли~ши; б) Тв.п. ед.ч. чьсти\, кости\; в) Им.п. ед.ч. чьстьныи, красьныи; 16 г) Им.п. ед.ч. врабии, балии, с@дии; д) Р.п. мн.ч. бhдьны>, хромы>. е) 1л. ед.ч. наст.вр. ры\, мы\. 2) Зная историю напряженных редуцированных в старославянском языке объясните часто встречающееся в памятниках письменности параллельное написание в одних и тех же словах: чьсти\ – чьсть\, би~ши – бь~ши, зълъи – зълыи, звhрии – звhрьи. 4. Процесс падения редуцированных и его следствия, отраженные в памятниках старославянской письменности. Выполните упражнение 117. Литература 1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М., 1986. – С. 48-53. 2. Иванова Т. А. Старославянский язык. – М., 1997. – С. 51-56. 3.Горшкова О.В. Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по старославянскому языку. – М., 1985. – Упр. 117. Практическое занятие № 3 Формирование старославянской системы вокализма 1. Исходная индоевропейская система гласных звуков. 2. Изменение одиночных гласных в I-ый период общеславянского единства. Пользуясь сравнительно-историческим методом, установите, из каких звуков индоевропейского языка произошли гласные ъ, ь, h, а, и, ы. лат. vidēre – видhти др.инд. agnĭs – огнь лат. dŭo – дъва лит. žverмs – звhрь др.инд. avĭka – овьца лит. medщs – медъ лат. novŭs – новъ лит. sūnŭs – сынъ лат. secūris – секыра готск. asĭlus – осьлъ 3. Судьба индоевропейских дифтонгов, их отражение в праславянском и старославянских языках. 1) Сравните слова, определите, как произошли звуки h, и, у. лит. veĩzdas – видъ нем. Schwein – свинъ лит. krеĩvas – кривъ лит. zveris – звhрь лит. mainaĩ – мhна лит.draũgas – дроугъ лит. vainмkas – вhньць лит. saũsas – соухъ 2) Подчеркните чередующиеся звуки, объясните причину возникновения чередований. по~тъ — пhти сыноу — сынови до\ — дhти клю\ — клевати цhна — каяти с# слоути — слово 17 вити — вhнъкъ — повои совати — соун@ти Образец выполнения задания: сеяти — сито ///еj// //////// и 1) *ei п/д Гл. А е — j// по закону открытого слога ( ЗОС ) 2) *ei п/д Сгл.Т и по закону открытого слога ( ЗОС ) 4. Сравните слова, объясните причину образования @, # . 1) лат. sunt – с@ть лит. lankas – л@къ др.нем. kuning – кън#зь. нем. kind – ч#до 2) Подчеркните чередования, объясните причину их возникновения: п@тати — запона, сhм# — сhмена, нач#ти — начьнеши — начинати, въз#ти — възимати, тр@съ — тр#си. Образец выполнения задания: врhм# — врhмени //#/// //ен *en в конце слова #/// по закону открытого слога *en п/д Гл. И е — н по закону открытого слога. 3) Напишите старославянские слова, соответствующие русским: жать, сжимать, жму. Литература 1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М., 1986. – С .64-75, 90-96. 2.Иванова Т.А. Старославянский язык. – М., 1997. – С. 59-63. Практическое занятие № 4 Формирование старославянской системы вокализма. Изменение дифтонгических сочетаний с плавными 1. Типы дифтонгических сочетаний с плавными. 2.Старославянские неполногласия. а) определение б) исходные модели и причины их преобразования в) соответствия в других славянских языках. 1) Данные ниже слова распределите на две группы: с полногласными и неполногласными сочетаниями. Злато, власяница, молодость, гласный, полонить, краткий, млекопитающее, Бологое, хоромы, брадобрей, власть, порох, прибрежный, оборона, прохлада, здоровье, переход, нрав, подбородок, прелесть, стража, загородный, драгоценность, преграда, холод. 2) Образуйте от праславянского корня старославянские и древнерусские слова: *storn, *gold, *morz, *hold, *peln, *serd, *chorm. Образец выполнения задания: ст.сл. glos glos гласъ 18 *gols др. рус. glos golos голосъ 3)Восстановите исконный праславянский корень в словах: власъ, гладъ, крава, дрhво, млhко. 4) Определите языковую принадлежность слов: король — краля — кролик. 5) Выделите в приведенных ниже словах корень, докажите на основании фонетических, закономерностей и установления смысловых связей, что эти слова — однокоренные. Восстановите исконный корень. 1) город – град – огород — ограждение, 2) мрак – обморок — морочить, 3) волокут – влачить – наволочка – облако — оболочка, 4) Владимир – Володя – власть – владыка — волость, 5) молоко – млекопитающее – млечный — молочный. 2. Происхождение начальных ра, ла из праславянских сочетаний *ort, *olt. Судьба этих сочетаний в других славянских языках. Образуйте старославянские и древнерусские слова от праславянских корней *orv, *orb. 3. Судьба сочетаний плавных с редуцированными: 1) tъrt, tъlt, tьlt, tьrt (редуцированный предшествует плавному). 2) trъt, tlъt, trьt, tlьt (редуцированный следует за плавным). Распределите данные ниже слова на две группы: 1) с сочетаниями, восходящими к моделям tъrt, tъlt, tьrt, tьlt. 2) с сочетаниями, восходящими к моделям trъt, tlъt, trьt, tlьt. Бръвь, влъна, скръбь, длъгъ, гръмъ, млъчати, кръвь, крьстъ, слъньце, сльза, плънъ, блъха, мрьтвъ, пльвати, чрьвь, кръха. Литература 1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М., 1986. – С .96-103. 2. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М., 1997. – С. 84-88. 3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 1-4. – М., 1969 – 1973. 4. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1961. 5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. – Т. 1-2, – М., 1999. Практическое занятие № 5 Чередования гласных в старославянском языке 19 1. Определение чередования. 2. Типы чередования гласных и история их происхождения. 1) Гласный чередуется с гласным. (Гл.//Гл.) а) количественные чередования, б) качественные чередования Подчеркните чередующиеся гласные, укажите тип чередования: рек@ – рокъ, мочити – макати, лежати – ложе, рек@ – нарhкати, събьрати – събирати, водити – приваждати, жьдати – ожидати, везетъ – возъ, речетъ – рьци, засыпати – съпати, просити – вопрашати, гонити – гънати, стел\ – столъ, рhзати – разити, дъхн@ти — дышати, греб@ – погрhбати, льн@ти — прилипати, тьретъ – оутирати, бредетъ – бродитъ. Образец выполнения задания: Жьнетъ – пожинати ь // и * ĭ || ī. Индоевропейское количественное чередование изменяется в старославянское количественно-качественное. Велhти – воля е//о *ě // * ŏ качественное чередование. 2. Гласный чередуется с гласным и согласным (Гл.//Гл.+Сгл.): гнити – гно~ние, пити – пояти, плевати – плюн@ти, напитъкъ – поило, стhна – стояти, тhнь – таина, кровь – крыти, клевъ – клюн\ти, покон – почити. 3. Гласный чередуется с гласным и носовым согласным. Юсовые чередования. Звонъкъ – зв@къ, в#зати – @зьлъ, проклинати – кл#тва, въз#ти – възимати, т#жело – т@жити, имени – им#, кр@гъ – кр#жь, р@ка – выронити. 4. Приведите свои примеры на каждый тип чередования. Литература 1. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. – М.,1986. – С. 75-78, 90-96. 2. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М.,1997. – С. 61-63, 91-95. Практическое занятие № 6 Формирование старославянской системы консонантизма 1. Исходная (индоевропейская) система согласных звуков. Изменения согласных, не связанные с принципом слогового сингармонизма. 2. Типы смягчения согласных и их причина. 3. Дайте характеристику первой, второй и третьей палатализации по плану: а) определение процесса, б) хронология, в) условия, г) результаты, д) возникающие в результате чередования. 1) Выполните упражнения 142 и 143 (Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. «Сборник упражнений по старославянскому языку”. — М., 1985). 20 2) Найдите в приведенных ниже словах смягченные согласные, объясните их происхождение: слоужити, цhна, дроужина, печаль. кън#зь, старьче!, дроузи, пътица, слышати, о моусh, отьць, кънижьникъ, рьци!, шьдъшии, пьцhте!, бежати, на нозh, овьца, о пастоусh, слоуси, лице, личина, влъци, дhвица, соушити, жена, слоужьба, вражьскыи, смhшьно. Образец выполнения задания: Дроужити ср. дроугъ *g ж п/д Гл. пер. ряда И по 1 палатализации. кричати ср. крикъ * k ч п/д Гл. пер. ряда *ē ’а (*krikēti) по 1 палатализации. 3) Объясните чередование ц и ч, з и ж в следующих словах: лице – личина, отьць – отьче, дроузи – дроужьскъ, слъньце – слъньчьныи, старьць – старьчьскъ, нарицати – нареченъ, коньць – коньчити, отъврьзати – отъврьженъ. 4. Йотовое смягчение согласных. Расскажите, как смягчались под влиянием: 1) заднеязычные г,к,х, 4) губные б, п, м, в 2) свистящие с, з, 5) ск, ст 3) зубные т, д, 6) *gt, *kt п/д i. 1) Образуйте старославянские слова, восходящие к праславянским: *sekja, *suchja, *zemja, *storgja, *kozja, *duhja, *nosja, *vodjь, *tьstja, *lovja, *burja, *plakjь, *chotjǫ, *treskjǫ, *nosjǫ, *rezjǫ. 2) Найдите отражение йотового смягчения согласных. Определите, какие именно согласные или группы согласных подвергались смягчению: искажени~, слаждии, любл\, гаш@, межда, ношть. в#жеши, решти, Ярославль, поуштенъ, мошти, ноужда, пиштя, сажда, мажеши, плачь, стражь, хошт\, покажеши, госпожда, капля, плашть. Образец выполнения задания: пиш\ ср. писати *s+j ш хождени~ ср. ходити *d+j жд (в южнославянских языках, ср. вост. сл. хожу). 3) Объясните звуковые соответствия и восстановите исконный корень: 1) огород – огорожу – ограждени~ 2) свhтъ – свhштя – свhча 3) ношть – ночь (ср. ноктюрн) 4) бродити — брести — брожени~. Образец выполнения задания: Водити – вожакъ – вождь *vod *d+ j ж (в.сл.) *d+j жд (ю. сл.) Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4