Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление перенесено в начало книги.
Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.
Святитель Феофан Затворник
ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОТДЕЛ I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания 7
Как начинается в нас христианская жизнь? 7
Как начинается жизнь христианская в Таинстве крещения? 16
ОТДЕЛ II. О начале христианской чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу 68
Как начинается жизнь христианская в Таинстве покаяния? 68
1. Состояние грешника 71
2. Действие Божией благодати 76
3. Пробуждение грешника от греховного сна 77
4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного 80
5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати 99
6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению 131
а) восход до решимости оставить грех 131
б) восход до обета посвятить себя Богу 148
7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения 157
а) кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния 157
б) кающийся приступает к Таинству святого причащения 166
ОТДЕЛ III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни 172
Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь? 172
1. О хранении духа ревности по Богу 200
а) внутрь-пребывание 202
б) зрение другого мира 206
в) стояние в чувствах, доведших до решимости 213
2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека 220
а) упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни 229
б) держание тела по духу новой жизни 245
в) порядок внешней жизни по духу жизни новой 248
г) благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни 253
д) приближение к непрерывному говению 258
3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления 264
4. Начатки восхождения к живому богообщению 297
а) Восхождение к Богу 299
б) Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию 307
ПРИМЕЧАНИЯ 314
Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Ежедневно множество любителей книг ищут и хотят скачать аудиокниги автора Феофан Затворник.
Мы предоставляем Вам возможность слушать онлайн на любом устройстве лучшие аудиокниги, только вышедшие новинки и бестселлеры Феофан Затворник.
Исходя из многочисленных отзывов наших пользователей и просто читателей, среди множества его книг, предлагаем ознакомиться с такими:
- Евангельская история о Боге Сыне
- Святитель Феофан Затворник — Взыщите Господа! Избранные слова и поучения
- Любовью назидая. Слова и проповеди
Благодаря сайту Audobook-mp3.com Вы можете слушать любимые книги Феофан Затворник, не отрываясь от своих дел, например, домашней работы, прогулок, занятий спортом и т.д.
У нас собрано невероятное количество аудиокниг! Вы можете слушать их абсолютно бесплатно и не нужна даже регистрация. Вам просто нужно найти желаемую книгу и начать прослушивание, а приятный простой дизайн и удобная навигация сделает Ваш поиск намного проще.
Желаем Вам приятного прослушивания и хорошего времяпровождения вместе с нами!
Жития святых. Феофан Затворник.
Трудно найти более образованного и деятельного служителя Русской Православной церкви, чем святитель Феофан, затворник Вышенский. Он прекрасно владел иностранными языками, в том числе арабским и греческим, был искусным организатором, дипломатом, богословом и проповедником. Но с юности, с первых дней иночества, Феофан мечтал о другом – о строгой аскезе и уединенной жизни в дальней обители. Однако воплотить мечты в жизнь ему долго не удавалось.
Феофан родился в селе Чернава Ельцкого уезда, в семье сельского священника. Он с отличием прошел курс Ливенского духовного училища, затем Орловской семинарии и получил назначение в Киевскую духовную академию. Здесь, в Киеве, в 1841 году он принял постриг. Церковное начальство сразу отметило богословский дар Феофана, а также его талант организатора и воспитателя — в возрасте двадцати шести лет он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.
Святитель Феофан четверть века усердно работал на благо Церкви — изучал древние рукописи в Палестине, учился мудрости у афонских старцев, помогал разрешить конфликт болгар и греков в посольской церкви в Константинополе. Он с равным успехом служил ректором Санкт-Петербургской духовной академии и налаживал жизнь в Олонецкой и Тамбовской семинариях, открывал церковно-приходские школы и писал богословские труды. В 1859 году Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого. Синод отметил труды владыки орденом Святого князя Владимира III степени.
Но все чаще святитель Феофан возвращался к своим юношеским мечтам об уединении. В 1866 году он подал прошение удалиться на покой. Для священноначалия это стало большой неожиданностью, отпускать Феофана не хотели. Но все же прошение было удовлетворено, и святитель отправился в Вышенскую пустынь близ Тамбова. Через шесть лет он окончательно ушел в затвор.
В Священном Синоде не теряли надежды, что епископ Феофан все же откажется от уединения…
Игумен Тихон:
Евлампий, у себя ли Феофан?
Келейник Евлампий:
Как же, у себя, в келейке…Молится. Лучше не беспокоить.
Феофан Затворник:
Евлампий! Кто там? С кем шепчешься?
Келейник Евлампий:
Да вот, батюшка, игумен Тихон пришел!
Игумен Тихон:
Владыка, прости, что беспокою тебя в суете своей! Только я с письмом из Синода. Не мог не прийти.
Феофан Затворник:
Письмо, говоришь… И ведь, поди, знаешь, с чем?
Игумен Тихон:
Знаю. Синод предлагает тебе миссию в Японии. Важное дело и для церкви, и для государства.
Феофан Затворник:
Знаю. Хоть и в затворе я, а все равно слежу, чем люди в миру живут. Иначе какой я им советчик. А за советом ко мне идут и идут. Сам видишь, сколько паломников приходит в обитель.
Игумен Тихон:
Вижу… Только теперь, , дай и мне совет. Чего же мне Синоду ответить? Ждут они твоего решения. Долго ли думать будешь?
Феофан Затворник:
Евлампий, положи письмо на стол. Видишь, Тихон, сколько почты. Каждый день десятки писем. И на все ответить нужно. Отвечу и Синоду, как очередь дойдет. Только тебе Тихон сразу скажу: не поеду я никуда. И не уговаривай, как в прошлый раз.
Игумен Тихон:
Прости, , не смог тогда смолчать. Ведь Московскую епархию тебе предлагали. Честь какая…
Феофан Затворник:
Прости, Тихон, прости Христа ради. Строптивый тебе инок достался. Но выбор сделан. Я ищу покоя, чтобы предаться занятиям желаемым. И Церкви Божией служу, только иным образом. Польза от тех трудов не меньшая. На том и закончим. Меня люди ждут. Евлампий! Зови, тех, кто пришел.
Феофан Затворник действительно внимательно следил за тем, чем жила Россия. Нередко, находясь в затворе, он был более прозорлив, чем политики и военачальники. Оценивая действия войск в русско-турецкой войне, Феофан писал: «Зачем это наши, переходя Дунай, всегда возятся с крепостями? …Через взятие крепостей сколько народа гибнет! Надобно устроить только сильную блокаду, армии же идти далее без остановки…»
Считается, что святитель Феофан предсказал и грядущую революцию. За полвека до октября 1917 года Святитель предупреждал: «Пошло повальное неверие: Бога нет, человек — ком грязи… Материалистические воззрения все более приобретают вес… Силы еще не взяли, но берут. Неверие и безнравственность расширяются. Выходит, и мы на пути к революции.»
Феофан Затворник за годы уединения оставил много философских и богословских трудов и переводов. Переиздаются сборники его писем. Широко известна его мудрость: «Как не дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
Святитель Феофан скончался днем 6 января 1894 года. По свидетельству тех, кто облачал старца в архиерейские одежды и готовил к погребению, на лице почившего затворника появилась «блаженная улыбка».