Слушать канон

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Первая часть:

Иерей: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →

Читать онлайн

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Аудиозаписи канонов октоиха.

Сразу скажу, что качество чтения не идеальное и очень различается на разных записях, но поскольку в интернете других аналогов вроде нет, лучше пусть будет хотя бы в таком виде, может кому-то пригодится. Новые каноны будут добавляться по мере появления новых записей.

Вопросы ко всем разделам Что вообще это такое — канон?
Ответ: Канон — жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейских песней (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста) и основной темой канона, выраженной в тропарях. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
Откуда берутся каноны?
Ответ: Каноны берутся из богослужебных книг. Каноны из Октоиха читают в соответствии с днем недели и гласом, каноны Минеи посвящены святым и праздничным событиям, и их читают в соответствующие этим праздникам дни. На утрени каноны октоиха и минеи часто объединяют.
Вопрос: я пришел в церковь услышать чтение канона, но канон не прочитали (или урезали). Почему?
Ответ: В настоящее время вероятность услышать эти каноны, да еще и целиком, во многих приходских церквях просто мизерная. Например, немало церквей открыты только в воскресенье, некоторые еще и в субботу вечером. Таким образом, большая часть накопленного за века богослужебного материала там вообще никогда не читается. В церквях, где все же служат по будням, тоже есть проблемы: настоятели повсеместно благословляют нещадно урезать службы, чтобы успеть домой на любимые сериалы, и под нож, конечно, попадает в первую очередь то, о наличии чего большая часть молящихся, скорее всего, не подозревает. В первую очередь речь идет об урезании количества спетых стихир и прочтенных тропарей канонов из октоиха и минеи. Тут еще многое зависит от человеческого фактора: если на клиросе работают далекие от Бога люди, приходящие на службы только ради зарплаты, то отношение «а спою-ка я четыре стихиры вместо шести, а эти лохи-прихожане все равно ничего не заметят» вполне предсказуемо. Причем нередко бывает и такое, что ради экономии времени и сил из четырех тропарей каждой песни канона октоиха читается только один, а если сериал вот-вот начнется, и надо еще быстрее закончить богослужение, тогда каноны октоиха вообще выбрасываются, и читается только канон святому из минеи. Пренебрежение октоихом в приходских церквях с «вольным» исполнением богослужебного устава можно еще объяснить отсутствием опытных чтецов: если минеи давно уже напечатали русскими буковками, и читать их, не особо напрягаясь, может любой «благочестивый» прихожанин, которого настоятель благословит исполнять обязанности чтеца, то октоих существует только на церковнославянском языке, и его аккуратное и внятное чтение требует большего опыта и сосредоточенности. Вот беглое объяснение причины, по которой Вы можете не услышать этих канонов в церкви, если в нужный день придете на нужное богослужение специально, чтобы их услышать. Конечно, на монастырской службе Ваши шансы услышать эти каноны резко возрастают, но я все же сталкивался с тем, что и в монастырях каноны читают неполностью.

Вопрос: как по названию файла определить, к какой части октоиха (к какой службе) он относится?
Ответ: Файлы названы в виде «gAdB-когда-кому.mp3», чтобы легко можно было найти, какой канон когда читается. Здесь A – номер гласа, B – день (0-воскресенье, 3-среда, 5-пятница). Сокращения: utr — утреня, pov — повечерие, pol — полунощница. Например, пятница седьмого гласа, канон Богородице на утрене – файл будет называться «g7d5-utr-bogoroditse.mp3”.

Каноны октоиха с воскресной утрени.

Это чтение полных канонов октоиха с воскресной утрени (воскресного, крестовоскресного, богородичного). В церкви эти каноны читают на второй части всенощного бдения, в субботу вечером. Аудиозаписи могут быть полезны тем, кто не слышит или не может разобрать, что читают на воскресном всенощном бдении в церкви, но хочет лучше прочувствовать суть праздника. Также может быть интересно послушать, если в Вашей церкви каноны нещадно урезают (к сожалению, такое можно наблюдать повсеместно не только в приходских храмах, но и во многих монастырях).

Особенности этих аудиозаписей. Данное чтение отличается от чтения на богослужении следующим образом. Обычно, если настоятель храма старается следовать уставу, на воскресной службе поют ирмос воскресного канона, читают три тропаря воскресного канона, три тропаря крестовоскресного канона, три тропаря богородичного канона и четыре тропаря святого из минеи, после чего поется катавасия. При праздновании некоторым прославленным святым (кому положено бдение) или двум святым, поют ирмос воскресного канона, читают три тропаря воскресного канона, ничего из крестовоскресного, два тропаря богородичного канона и восемь тропарей святому (или двум святым по четыре тропаря) из минеи, после чего поют катавасию. Есть другие случаи, когда делается немного иначе, но так или иначе читается 14 тропарей на каждую песню канона. Для этого, если в октоихе или минее не хватает тропарей, некоторые тропари читаются дважды (впрочем, в наше время так уже не делают, поскольку устав придумывали, когда тропари пелись на два хора, и повторяемые тропари пелись разными хорами, что было красиво, сейчас же, когда тропари повсеместно читают, чтение одного тропаря два раза подряд уже не кажется привлекательной идеей, поэтому обычно читают не 14 тропарей, а сколько получится без повторов). Ну и разумеется, в известные места вставляются малые ектеньи, кондаки, икосы, поется «честнейшую херувим». Здесь на аудиозаписи все иначе – как написано в октоихе, так и читается сплошным потоком (без повторов прочитанных тропарей до нужного числа, если в октоихе их меньше, но и без урезания «лишних» тропарей, если их больше). Интересный момент этого подхода в том, что некоторые песни имеют больше тропарей, чем должно читаться на богослужении! Например, богородичные каноны в некоторых песнях содержат четыре тропаря, хотя в церкви будут прочитаны не больше трех. Таким образом, на этой аудиозаписи Вы услышите тропари канонов, которых не услышите в церкви. Но по понятным причинам каноны минеи здесь не читаются, так как они на каждый день разные, поэтому эти аудиозаписи не могут заменить внимательного прослушивания канонов на богослужении, но являются как бы дополнением для тех, кто хочет лучше понять богослужение.

Каноны октоиха с седмичной утрени.

Следующие каноны октоиха читают на вседневной утрени (при чтении в церкви к этим канонам прибавляется еще третий канон из минеи святому, которому в этот день празднуют):
Понедельник: первый — умилительный/покаянный Господу и мученикам; второй — Безплотным (ангелам).
Вторник: первый — умилительный/покаянный Господу и мученикам; второй — Иоанну Предтечи.
Среда: первый — Честному Животворящему Кресту; второй — Богородице.
Четверг: первый — Апостолам; второй — святителю Николаю Чудотворцу.
Пятница: первый — Честному Животворящему Кресту; второй — Богородице.
Суббота: первый – святым разных чинов; второй — усопшим.
Для 6-го гласа есть все каноны, для остальных гласов записаны пока только Богородичные каноны. Это очень красивые каноны Богородице из октоиха, читаемые на простой, шестеричной и славословной утрене при праздновании одному святому в среду и пятницу. Их чтение или прослушивание полезно для всех, требующих помощи, заступничества, предстательства и покрова Пресвятой Богородицы. Можно слушать в любое время и в любом порядке, все сразу, либо только те, которые больше нравятся.

Когда приходить в церковь, в надежде услышать эти каноны. Для этого надо знать, что такое глас. Октоих (сиречь осмогласник) делится на 8 гласов (различных видов распевов, на которые поются стихиры и тропари), каждый глас сохраняется одну неделю, то есть содержимое октоиха повторяются примерно каждые два месяца. Но тонкость в том, что если на какой-то невоскресный день попадает полиелейный или бденный праздник, то служба идет только по минее, и октоих вообще не читается (а такие праздники могут случаться несколько раз в неделю). И даже если служат простую (вседневную) службу, но двум святым, то второй канон октоиха (в среду и пятницу – Богородице) не читают, но читают первый канон октоиха (в среду и пятницу – Честному Животворящему Кресту) и два канона минеи (двум святым). Таким образом, в разные годы один и тот же канон октоиха будет прочитан разное количество раз, может быть четыре раза, а может и один раз, поэтому придется набраться терпения, чтобы услышать чтение любимого канона на богослужении. Но, предположим, нам все равно, какой именно канон Богородице будут читать из октоиха, но надо узнать, какой именно. Самый простой способ узнать, какой сейчас глас – посмотреть в православном календаре на прошедшее воскресенье (иногда пишут и в расписании богослужений в церкви). Глас сменяется в воскресенье (точнее, в субботу вечером на бденной службе) и сохраняется следующие шесть дней. Пример. Собрались в церковь в пятницу на утреню, смотрим православный календарь: . Совершается простая (вседневная) утреня, следовательно будут читать два канона октоиха (Кресту и Богородице) и один канон минеи (апостолам от 70-ти, которым празднуем). Чтобы узнать глас, смотрим прошедшее воскресенье: . Следовательно, и в пятницу будут читать каноны октоиха седьмого гласа. Ну и надо учитывать, что почти повсеместно утреню читают сразу после вечерни в предыдущий вечер, так что, как бы глупо это ни казалось, на пятничную утреню надо приходить вечером в четверг! Если же Вы несколько месяцев терпеливо ждали, когда будут читать Ваш любимый канон Богородице, и даже сбежали с работы пораньше, чтобы успеть в церковь, но на богослужении Вы с ужасом обнаружили, что Ваш любимый канон Богородице не прочитали или урезали, теперь Вы всегда сможете послушать его полностью дома, лежа на мягком диване, используя эти аудиозаписи.

Полунощница (полностью) и Троичные каноны восьми гласов.

Это не запись «живой» службы! Тексты службы специально начитаны по часослову и октоиху в спокойных условиях ради создания качественной записи с целью ознакомления заинтересованных людей. Дело в том, что услышать полунощницу в приходской церкви в настоящее время маловероятно, а в тех монастырях, где ее все же читают, нередко читают в измененном виде. Я специально ездил по нескольким монастырям послушать, но в разных местах есть свои вольности в деле сокращения. Например, могут выкинуть часть за упокой, или совместить чтение утренних молитв с полунощницей, выкидывая повторяющиеся части из полунощницы (по сути современные утренние молитвы во многом и взяты из полунощницы). В одном монастыре произошла вообще забавная ситуация: начали читать ектенью «еще молимся о еже сохранитися граду сему…», и на том и закончили, а тонкость в том, что в часослове дается начало первого прошения и написано «и прочая». А эта «прочая» берется совсем из другой книги, которой у чтеца во время чтения полунощницы под рукой вполне может не быть. В общем, на реальных службах разное бывает. А воскресную полунощницу я вообще нигде не слышал: даже в тех монастырях, где по будням читают вседневную, воскресная в расписании почему-то нигде не значится. Поэтому появилась идея создать эти записи, для тех, кто хочет иметь представление о том, что это за служба такая — полунощница. Конечно, эти записи по духовной ценности и рядом не лежат с посещением полунощницы в монастыре. Полунощницу обычно читают в темное время суток, в темном храме, без электрического освещения, при свете лампад и свечей — восприятие особым образом обостряется, ощущение от присутствия на такой службе просто несравнимо с сидением в кресле в наушниках и прослушиванием этих записей. Но увы, не у всех рядом есть монастырь, где читают полунощницу, поэтому и аудиозаписи кому-то пригодятся.

Содержимое набора. Полунощница вседневная (g1_8d1_5-pol-posledovanie), читается с понедельника по пятницу. Неизменяемая служба, каждый день читается одно и то же. Раньше читалась в полночь, оттого и название, в наше время, в монастырях, где читают, обычно читают утром непосредственно перед 3-м часом.

Полунощница субботная (g1_8d6-pol-posledovanie), читается по субботам. Неизменяемая служба. В основном по форме как вседневная, но отличается от вседневной кафизмой (читается 9-я вместо 17-й), и молитвы читаются иные.

Полунощница воскресная. В отличие от вседневной полунощницы, воскресная полунощница посвящается Пресвятой Троице и имеет изменяемые части, зависящие от гласа, поэтому запись поделена на пять частей. Вместо частей 2 и 4 следует слушать соответственно канон и ипакои настоящего гласа (см. ниже).
Файлы с чтением воскресной полунощницы:
g1_8d0-pol-posledovanie-1
g1_8d0-pol-posledovanie-2 (вместо него вставить канон гласа)
g1_8d0-pol-posledovanie-3
g1_8d0-pol-posledovanie-4 (вместо него вставить ипакои гласа)
g1_8d0-pol-posledovanie-5
Вот каноны восьми гласов:
g1d0-pol-troitse
g2d0-pol-troitse
g3d0-pol-troitse
g4d0-pol-troitse
g5d0-pol-troitse
g6d0-pol-troitse
g7d0-pol-troitse
g8d0-pol-troitse
Вот ипакои восьми гласов:
g1d0-pol-ipakoi
g2d0-pol-ipakoi
g3d0-pol-ipakoi
g4d0-pol-ipakoi
g5d0-pol-ipakoi
g6d0-pol-ipakoi
g7d0-pol-ipakoi
g8d0-pol-ipakoi

Папка BONUS содержит подборки песнопений, которые традиционно принято петь на полунощнице: обычно монахи в эти моменты собираются перед царскими вратами и поют вместе, после чего расходятся, а чтец продолжает чтение. Это типично для московских монастырей, хотя в некоторых других монастырях полунощница — полностью или почти полностью «читательная» служба. Например, в Ионинском монастыре в Киеве поют «Помилуй нас, Господи», но не поют «Се жених», пение которой неформально как бы является визитной карточкой полунощницы. Везде свои особенности.
Песнопения (в порядке появления в службе)
tropari_troichny
Тропари Троичны (только воскресная полунощница).
Хор Почаевской лавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *