Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Снетогорский монастырь

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — один из старейших женских монастырей Пскова и яркий представитель русского зодчества разных эпох. Как и большинство древних святынь, он не раз подвергался разрушению и не раз отстраивался вновь, поэтому архитектура здесь весьма разнообразна. Ансамбль состоит из cобора Рождества Богородицы (14 век) и трапезной церкви Святителя Николая Чудотворца (16 век). Также на территории остались руины старой колокольни, разрушенной в 1934 г.

Немного истории

За века своего существования обитель привлекала внимание как паломников, так и разрушителей или захватчиков — этому способствовало не только удобное расположение монастыря на высоком берегу р. Великой, но и пограничное положение самого Пскова.

Впервые лавра упоминается в летописи в 1299 г. — согласно записи, обитель разорили и сожгли ливонские рыцари. К 15 веку монастырь (на тот момент он был мужским) становится культурным и духовным центром области. Его ждало много потрясений и разорительных захватов — во время Ливонской войны святое место разрушил Стефан Баторий, в Северную войну обитель пострадала от крупного пожара, а во времена Великой Отечественной Войны здесь располагался стратегический штаб вермахта.

Что посмотреть

Снетогорский монастырь действующий, поэтому около трети его земли занимают хозяйственные постройки, а также огороды и сады, бережно оберегаемые послушницами. Из-за этого гулять можно не везде и не всегда — монахини вполне могут не пустить слишком любопытного туриста. Зато если удастся попасть в собор (иногда он закрыт по техническим причинам), то для поклонников старины и православной культуры все равно найдется немало интересного.

На территории обители царит строгая атмосфера — никаких угощений для уставших туристов здесь не продают, а послушницы с посетителями не разговаривают. Обязательна строгая одежда у мужчин и покрытая голова у женщин.

Настенная роспись внутри отличается нестандартным стилем — явно видны традиции псковской фрески, однако трактовка религиозных символов отличается некоторой вольностью. Привычные образы творцы изобразили куда человечнее, без устоявшегося символизма. К сожалению, большинство оригинальных фресок либо утрачены, либо не сохранились в изначальном виде — в 19 веке стены забелили, и работы по восстановлению росписи продолжаются уже около 100 лет.

Помимо основного храма, осмотреть можно миниатюрную церковь Св. Николая, которая выступает трапезной, или руины церкви Вознесения. Последняя возвышалась более чем на 70 м, но ее разрушили вначале советские солдаты на нужды армии, а затем немецкие войска — взорвав при отступлении.

Практическая информация

Адрес: Псков, ул. Снятная гора, 1. Веб-сайт.

В сторону монастыря едет автобус № 1 — выйти нужно на конечной остановке, затем пройти 300 м по асфальтированной дороге.

Есть возможность заказать экскурсию по монастырю, но ее надо бронировать заранее по телефону, указанному на сайте. На территории обители работает иконно-книжная лавка с сувенирами, там же дадут любую интересующую информацию.

Снетогорский монастырь

Псковский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе Псковской епархии

Расположен в 3,5 км от центра города, на высоком берегу реки Великой, на живописной Снятной горе. До монастыря можно доехать на автобусе от вокзала примерно за 20 минут.

Мужская обитель

Монастырь был основан в XIII веке как мужской, при участии благоверного Псковского князя Довмонта-Тимофея. Название Снетогорского (иногда — Снетногорского) он получил по расположению на Снетной (Снятной) горе, которая в свою очередь поименована по мелкой промысловой рыбе снетке, в изобилии заходившей в реку. По некоторым псковским синодикам основателем обители стал игумен Иоасаф, который ввёл в монастыре строгий общежительный устав, так что жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. По другому преданию монастырь основали монахи, прибывшие со Святой Горы Афон.

4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари и разорили и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри, которые находились вне городских стен и не имели защиты. В храме были сожжены игумен преподобномученик Иоасаф, 17 иноков и пресви­тер Константин. На следующий день захватчиков разбил доблестный Псковский князь Довмонт с дружиной. После победы святой князь повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Строи­тельство каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы было завершено в 1311 году, а в 1313 году храм был расписан фресками. Это был один из первых каменных храмов построенных на Руси после продолжительного перерыва в каменном строительстве, вызванного монголо-татарским нашествием.

В XIV-XV веках Снетогорский монастырь стал главным духовным центром Пскова. Почти через 90 лет после кончины преподобного Иоасафа игумена Снетогорского его строгие правила воспроизвёл в новом уставе Снетногорского монастыря святитель Дионисий Суздальский. В последующие годы из стен обители вы­шли основатели псковского пустынножи­тельного мо­нашества преподобные Евфросин Псков­ский и Савва Крыпецкий. До начала XVI века в монастыре был принят келиотский устав и вкладничество деньгами и землями, отчего обитель была одной из богатейших в городе. Монастырь был известен в Византии, поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Первым среди других обителей Псковщины Снетогорский монастырь построил подворье в Пскове — рядом с кромом, на берегу реки Псковы. Подворье известно с середины XIV века: в 1352 году на нём была построена церковь апостола Иоанна Богослова. Обитель стала традиционным местом пострижения Псковских князей и знати. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 году.

В 1493 году все строения монастыря сгорели. Важным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря было связано с переходом Пскова под управление великого князя Московского. Близ собора Рождества Богородицы в 1519 году была построена церковь святителя Николая Чудотворца, а около 1526 года была возведена церковь Вознесения Господня, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке.

В 1581-1582 годах, во времена нашествия на Псков польско-литовских войск Стефана Батория, монастырь пострадал в пожаре. В Смутное время, в 1612 году обитель снова подверглась нападению поляков, а в 1615 году под стенами монастыря стоял лагерь шведских войск, а саму обитель занял король Густав Адольф.

На XVII век, когда развитие торговли во Пскове способствовало росту благосостояния, пришёлся хозяйственный расцвет монастыря. Обители тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Снетогорский монастырь участвовал в снабжении армии, а также направлял живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

В годы Северной войны, в 1710 году, монастырь опять горел, в огне погиб архив. После секуляризации монастырских владений в 1764 году монастырь стал пустеть и окончательно пришёл в упадок.

Закрытие

В 1804 году монастырь был упразднён, а его штат — приписан к Спасо-Елеазаровскому монастырю. В 1805 году Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом Псковского владыки. В 1825 году монастырь посещал великий поэт А. С. Пуш­кин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

В 1919 году бывший Снетогорский мо­настырь был включён в охранные списки памятников архи­тектуры. В 1920-х годах экономом здесь был псково-печерский старец преподобный Си­меон (Желнин). После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб немецкой группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор.

Снетогорский монастырь. Фото 1986-87 гг.

Возрождение

2 октября 1993 года Снетогорский монастырь был возрождён как женский. От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения. Немногочисленные сестры принялись своими силами восстанавливать обитель. По благословению своих духовных наставников матушка Людмила (Ванина) принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих. Духовником монастыря стал архимандрит Гермоген (Муртазов). В монастырь стали стекаться люди, прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали со всей России и из-за рубежа.

Постепенно были перестроены жилые келейные корпуса, возведен новый восточный корпус с домовой церковью преподобного Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 года. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, с ноября 2001 года использовавшийся Псковским государственным музеем-заповедником, после многолетних переговоров со светскими властями был, наконец, передан монастырю. Решение о передаче собора Русской Церкви последовало в середине 2012 года. Также было обустроено подворье монастыря в деревне Замошье с собственным храмом Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Среди послушаний сестёр: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр. Богослужения совершались в трапезной Никольской церкви.

Осмотр Южной башни патриархом Кириллом. Фото 3 сентября 2014 г.

При этом перед монастырём стояли масштабные реставрационные задачи требовавшие очень больших средств. Собор Рождества Богородицы нуждался в немедленной реставрации стен, фундаментов, кровли, но государственная помощь вплоть до 2010-х годов оставалась минимальной. Церковь-колокольня «Вознесение-под-колоколы» лежала в руинах. Южный келейный корпус, руины которого прикрыты временными хозяйственными постройками, а также Южная башня, расположенные на аварийном склоне горы, нуждались в срочном укреплении. Процесс обрушения башни, стоящей на подмываемом мысу, ускорился в январе 2006 года. Федеральные власти после долгих просьб со стороны монастыря обратили было внимание на проблему берега Снятной горы, работы по укреплению берега начались в конце 2009 года, но в 2010 году внезапно прекратились, не дойдя до опасно нависающей над рекой Южной башни, а выделенные средства были возвращены в федеральный бюджет. Центральный аппарат «Росохранкультуры» запретил продолжать ремонтные работы, объявив, что реализация проекта была начата незаконно. После этого, несмотря на усилия сестёр, памятник продолжал разрушаться.

3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Статистика

Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Домовый храм Иоасафа Снетогорского

Часовня Московских святителей

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)

Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Настоятели и настоятельницы

Святыни

  • Честная глава и часть мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетногорского монастыря
  • Икона прп. Макария с частицей мощей — дар патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время посещения обители 3 сентября 2014 г.

Некрополь

В притворе Богородице-Рождественского собора в 1416 году был погребён князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений. Внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII веков. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище.

Литература

  • Путеводитель «Псковская область», ИД «Симон-Пресс», 2000.

Использованные материалы

  • «Монастырь», официальный сайт Снетогорского монастыря:
  • «Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь», официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 сентября 2014:
  • «Снетогорский монастырь», сайт государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области Псковская земля:
  • «Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский (женский)», сайт Русское Православие:
    • (зеркало)

«В Снетогорском монастыре состоялось совещание по вопросам реставрации храмов, переданных Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 сентября 2014,

«Снетогорский монастырь», сайт государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области Псковская земля,

«Монастырь», официальный сайт Снетогорского монастыря,

Журнал № 171 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви,

25 июля, стало известно о состоявшемся 17 июля 2012 года расторжении охранного договора на безвозмездное пользование памятником истории и культуры «Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря» от 05 ноября 2011 года № 207 (в заголовке соглашения о расторжении указана дата расторгаемого договора — 2001 год, в тексте соглашения — 2011 год).
Соглашение о расторжении договора на пользование объектом культурного наследия федерального значения уместилось на одном листе.
Его подписали руководитель территориального управления Росимущества в Псковской области Александр Сребролюбов и директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев.
Я полагаю, что обе стороны соглашения нарушили закон и превысили свои полномочия. Подписанный ими документ юридически ничтожен, не подлежит исполнению и будет предметом изучения правоохранительных органов.
Соглашение ссылается на Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а также на два заявления: местной религиозной организации «Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Псковской Епархии Русской Православной Церкви» от 2 мая 2012 года № 55 и заявление ГБУК «Псковский государственный объединенный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник» от 17 июля 2012 года № 310.

Очевидно, что добровольно отречься от памятника федерального значения музей не мог.
Юрию Киселеву приказали (устно) — и он отказался (письменно).
На мой взгляд, установленная Законом процедура многократно и грубо нарушена. Проще сказать — она не исполнена.
Более детальный правовой анализ будет завтра.
Бесспорно, что ситуация была известна узкому кругу лиц как минимум с начала мая.
К этому кругу лиц относятся — Росимущество федеральное и территориальное, Министерство культуры, госкомитет Псковской области по культуре, руководство Псковского государственного музея-заповедника, Псковская епархия РПЦ. Сомневаюсь, чтобы не был в курсе событий такого уровня губернатор.
В пункте 2 соглашения о расторжении указано, что «каждая из сторон подтверждает, что обязательства по акту приема-передачи выполнены (Приложение № 1)».
Это означает, что директор музея Юрий Киселев подписал данный акт, не уведомив об этом непосредственно ответственных за хранение объекта культурного наследия лиц.
На этот час получить Приложение № 1 не удалось, но это вопрос времени.
Закрытость процесса может быть следствием только прямого приказа о неразглашении и сознания полной незаконности действия.
Ситуация вышла в свет 25 июля вечером, когда заведующая отделом музея-заповедника «Мирожский монастырь» Таисия Круглова получила приказ директора музея «О передаче ключей от Собора Рождества Богородицы» в территориальное управление Росимущества.
Подпись на этом приказе не принадлежит директору музея Юрию Киселеву (можно сравнить с подписью на соглашении о расторжении договора); по внешним признакам, это подпись заместителя директора Татьяны Огинской.
Таисия Круглова, несущая непосредственную ответственность за сохранение памятника и не допущенная к оформлению акта приема-передачи, отдать ключи от памятника отказалась.
Она как хранитель объекта культурного наследия строго исполняет свои обязанности.
Единственный в своем роде памятник культуры федерального значения планируется передать местной религиозной организации для использования в уставных (богослужебных) целях.
Происходящее повергло в шок ведущего специалиста в области русской монументальной живописи Владимира Сарабьянова. Вечером мы говорили с ним подробно; о происходящем он, ведущий реставратор средневековой монументальной живописи в России, узнал по телефону.
Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря является мировым памятником культуры.
В этом храме сохранились самые древние из известных (1313 г.) фрески псковской школы монументальной живописи (росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря сер. XII в. относятся к византийской школе).
Короткая цитата из статьи Ирины Голубевой и Владимира Сарабьянова:
Угроза утраты этих фресок — это преступление перед культурным наследием человечества.
Росписи собора Рождества Богородицы раскрыты и реставрированы не полностью.
Использования в богослужебных целях фрески не выдержат и могут быть утрачены.
Вопрос очень давний, ему не один год.
Для желающих изучить его подробно (не только в части, касающейся собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, а также и фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря XII века) прилагаю ссылки на публикации «Псковской губернии».

Беседовала Елена Ширяева. Владимир Сарабьянов: «Это моя совершенно категорическая точка зрения» …о состоянии псковских памятников истории и культуры, государственной и местной политике в их отношении, а также будущем Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // «Псковская губерния», № 44 (313) от 15-21 ноября 2006 г.
Елена Ширяева. Сухая передача. После опыта «восстановления» Крыпецкого монастыря специалисты с ужасом ждут решения о передаче Церкви собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV века // «Псковская губерния», № 48 (367) от 12-18 декабря 2007 г.
Цитата из Владимира Дмитриевича Сарабьянова (статья «Сухая передача»):
«Когда Снетогорский монастырь вновь начал действовать, то настроение у только что вселившихся сестер и священников было довольно категорическое: «Это всё наше, нам и надо передать!». Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и ее ближайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё — рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите — снимайте и увозите к себе в музей; не хотите — мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет. Конечно, у о. Зинона рука бы на это не поднялась. Он — человек в высшей степени грамотный, прекрасно понимает бесценность этих фресок. Но в дальнейшем, как мне казалось, отношение к фрескам изменилось. И категоричности поуменьшилось.
Я с самого начала ратовал за то, чтобы вопрос был решен мирным путем — путем совместного использования храма. Но совместное использование предполагает взаимное уважение, соблюдение закона, и приоритетом в решении этого вопроса должно быть элементарное сохранение памятника. Не приспособление его под сиюминутные, текущие нужды, а сохранение памятника! Памятник — это вечная категория. Он должен быть отреставрирован совместными усилиями, доведен до идеального состояния и сохраняться обеими сторонами. Это должны понимать и музей, и Министерство культуры, и церковь, которая в той или иной мере будет пользоваться памятником.
Я был уверен, что всё идет к такому паллиативному решению, построенному на взаимных уступках и компромиссах. Я прекрасно понимаю отношение епархии к нынешнему положению вещей: действующий монастырь с огромным количеством монахинь (их там сейчас живет около ста человек: монахинь, насельниц, послушниц) и посередине монастыря стоит большой, очень вместительный храм, который никак не задействован. Реставрация, которая длится уже третий десяток лет, у них вызывает и недовольство, и раздражение.
Я согласен с позицией Владыки: храм, находящийся посередине монастыря, должен жить не только как памятник истории и культуры, но и как собственно храм. Но мы имеем дело с очень большим пространством. В этом храме есть, скажем так, объем XIV века, а есть большая западная часть: пристройки, приделы, паперти. Все эти пристройки, с запада прилегающие к собору, по площади вдвое больше, чем сам храм. И, при разумной организации, можно было бы элементарно сделать так, чтобы основная часть богослужений проходила в этих пристройках. А в самом храме можно совершать редкие богослужения. И к этому всё шло.

И вдруг перед нами нарисовали совершенно иную картину. Под нами я подразумеваю себя, псковских архитекторов, реставраторов, членов ВООПИиК, сотрудников Псковского музея-заповедника. У нас сложилось впечатление, что комиссия и была призвана сюда, чтобы резко передать собор в полное ведение епархии. Без каких-то совместных использований и соблюдений взаимных интересов. Просто передать и всё, а потом — хоть трава не расти.
Но этот храм — очень хрупкое сооружение. У него очень сложная история, очень сложная жизнь. Его много раз перестраивали, у него множество проблем, связанных с инженерным состоянием. А главная проблема — это фрески. Фрески, которые абсолютно уникальны. Их ценность — это не предмет для обсуждения. Это — явление мирового уровня, основа псковской иконописной школы, памятник, который требует самого бережного отношения. Там дышать надо, что называется, вполголоса. И что мы услышали? Никто не произнес слова об их сохранении. Такое ощущение, что просто есть какая-то постройка, которую надо отдать монастырю, а он ее будет использовать по прямому назначению и по своему усмотрению. А то, что фрески требуют строгого соблюдения определенного режима хранения, об этом никто даже не говорит.
На заседании комиссии в Снетогорском монастыре, из уст владыки Евсевия, мы услышали такие вещи, которые сразу заставили вспомнить пример Крыпецкого монастыря. Да, пока Владыка говорит, что «памятник — это храм Божий, это место, где живет Бог», я с ним абсолютно согласен. Но когда Владыка сообщает, что и «мы живем в этом храме» — мне становится страшно. Мне становится страшно от того, что мне обещают относиться к храму, к памятнику, как к собственному дому, в котором должно быть удобно жить и удобно служить. И в соответствии с этими представлениями об удобстве приспосабливать его для своих нужд. Вот если покажется им, что здесь нужно окошечко, потому что в храме темно, то его сделают, его пробьют. Пробьют окно в соборе по фреске, потому что им было темно, и никто ничего сделать не сможет. Или перепишут древние фрески по своему вкусу.
Именно такое отношение к «своему дому» привело к скандалу в Крыпецах.
Поэтому я уверен: если абсолютно все будет отдано на откуп монастырю, то завтра меня как реставратора в собор просто не пустят. И никого туда не пустят. А если и пустят, то мы можем увидеть фрески либо переписанными, либо сбитыми. И то, и другое для них — гибель».
Беседовала Елена Ширяева. Бог и кесари. Вопрос: «Кто хозяин в древнем храме?» давно имеет ответ в России. Хозяином общенационального достояния является государство // «Псковская губерния», № 27 (396) от 9-15 июля 2008 г.
Беседовал Лев Шлосберг. «Вечность — не имущество». Художник-реставратор высшей категории Владимир Сарабьянов продолжает борьбу за спасение псковских фресок мирового значения // «Псковская губерния», № 11 (432) от 25-31 марта 2009 г.
Максим Андреев, Лев Шлосберг, при участии Владимира Сарабьянова. Страсти Христовы. В Пскове обострился конфликт вокруг судьбы фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // «Псковская губерния», № 11 (432) от 25-31 марта 2009 г.

Псков с удивительным постоянством и пугающей частотой снова и снова становится местом скандала с объектами культурного наследия федерального значения. Мы начинаем выглядеть как город, где ключевые решения в сфере охраны объектов культурного наследия принимаются по меньшей мере дикарями, а по существу — варварами. Которые не боятся Страшного Суда и уверены, что держат Бога за бороду.
Фрагменты фресковых росписей собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
Вознесение
Воскресение
Успение Богородицы
Преподобные отцы
Святой
Святой
Святой
Воскрешение Лазаря
Распятие
Рождество Богородицы (со следами очага пожара XVI в.)
Снетогорская Богородица с младенцем
Крещение Господне
Сошествие Святого духа на апостолов
Страшный Суд. Фрагмент. Звери из видения пророка Даниила
Страшный Суд. Фрагмент. Звери из видения пророка Даниила
Страшный Суд. Фрагмент. Скованный Диавол на Звере, пожирающем головы грешников с душой Иуды на колене
Страшный Суд. Фрагмент. Душа Иуды на колене Диавола
Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама. Благоразумный разбойник и огненный Серафим
Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама и благоразумный разбойник
Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама и благоразумный разбойник
Страшный Суд. Фрагмент. Апостол Петр с ключами от Рая
Евхаристия. Фрагмент
Евангелист (роспись в парусах)
Евангелист (роспись в парусах)
Оригинал


Снетогорский монастырь

г. Псков, Снятная Гора. Снетогорский монастырь. Тел. (81122) 2-19-63

В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Он был основан в XIII веке. Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живопис­на. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. До монастыря можно доехать на автобусе, кото­рый идет от вокзала, примерно за 20 минут.

В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и раз­грабили его. В огне погибли 17 иноков и основатель мо­настыря — игумен Иосаф. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Но это был последний год жизни прославленного князя. Строи­тельство храма затянулось. В 1310 -1311 гг. был завершен, а в 1313 г. расписан фресками каменный собор Рождества Богородицы.

Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители невестой Ивана III византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 г. по пути в Москву. В Смутное время один из самозванцев, выдававший се­бя за царевича Дмитрия-Сидорка, был схвачен в Пскове.

Сопровождать его в Москву было доверено игумену Снетогорского монастыря. Побывали под стенами монастыря и войска шведского короля Густава-Адольфа. В 1614 г. здесь стоял шведский лагерь.

Важным строительным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря связано с переходом Пскова под управление великого московского князя. Близ древнейшей и особо почитаемой местной святыни — собора Рождества Богородицы в 1519 г. была построена Никольская церковь, сохранив­шаяся до настоящего времени. Около 1526 г. возведена Вознесенская церковь, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке (не сохранилась).

Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, огра­ниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор.

Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разру­шилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. на­чалась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.

При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их рос­пись характеризуется очень вольной трактовкой религи­озных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпа­дающие с официальным вероучением.

Композиции фресок необычайно живы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм». Сильное впечатление производит «Страшный суд», изображающий не только грешников и героев религиозных мифов, но фантастичес­ких животных.

Живописцы выработали смелый стиль письма — «про­бела», т.е. белильные блики, которые оживляли фигуры и придавали им динамичность.

К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. К фрескам нужно присмотреться, и тогда будет понятен замысел ее творцов. Они прекрасны.

На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.

В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и цер­ковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.

После революции в 1919 г. бывший Снетогорский мо­настырь был включен в охранные списки памятников архи­тектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время вой­ны древние стены были осквернены присутствием гестапо.

Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.

Материалы: Путеводитель «Псковская область». ИД «Симон-Пресс», 2000 г.
Фото: Михаил Глущенко, Антон Дубенской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *