Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святого храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за Веру и Отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги, в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лешенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.
Яко Ты еси воскресение, и живот и покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ОТПЕВАНИЕ
Отпевание — совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным».
Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного: 1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста; 2. мирских человек; 3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов); 4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов; 5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963); 6. в перую седмицу Пасхи.
В чём смысл отпевания?
Отпевание — это молебное последование о душе новопреставленного. Оно приносит пользу его душе и тем, кто молится о нём. См. подробнее о поминовении усопших. В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и — надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское — говорят именно о воскресении!
На какой день совершается отпевание?
Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после смерти; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу). По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи. В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.
Как совершается отпевание?
Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят стихиры, канон, чтение Апостола и Евангелия. Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. Псалтирь по усопшим).
Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.
Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Кого нельзя отпевать?
Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или атеиста. Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение. Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.
В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.
Можно ли отпеть в морге?
Лучше это сделать в храме. В некоторых епархиях отпевание в морге не благословляется. Рекомендуем статью священника Константина «Недействительное отпевание».
Можно ли отпеть заочно?
Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).
Даёт ли отпевание гарантию спасения?
Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал Бога. Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.
Чем ещё можно помочь душе усопшего?
Отпеванием и христианским погребением усопшего христианина, забота о его душе не начинается и не заканчивается. Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию и панихиды (заупокойные молебны). Подавший записку не должен рассчитывать лишь на молитву священника, но и молитвенно присутствовать на богослужении.
Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
В одежде какого цвета лучше прийти на отпевание?
В советской атеистической традиции был принят чёрный цвет, в церкви же духовенство совершает отпевание в облачениях белого цвета, символизирующих божественный нетварный свет.
Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?
В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?
Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы. Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.
В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.
По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным Таинством в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.
Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.
В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них (Мф.18:20).
В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая икона. Это — символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа. Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом — саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой. Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова. Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных мытарств.
В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).
При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).
Церковь не оставляет человека и по исходе из земной жизни, но напутствует его в жизнь вечную. В храме над гробом усопшего (а в исключительных случаях заочно) совершается особое последование, именуемое в народе отпеванием. Вместе со священником близкие и родные молятся о преставившемся ко Господу.
Гроб поставляется в храме, изножием в сторону алтаря. Таким образом, лицо покойного обращено к востоку как символ того, что душа отошедшего от нас молится с братьями, еще живущими на земле. На лоб почившего как символ его христианской веры возлагается венец, представляющий собой обычно бумажную ленту с изображениями Спасителя, Божией Матери и святых. В руках у него — икона и крест.
По традиции, восходящей к временам древней Церкви, христиане во время прощания с усопшим держат в руках зажженные свечи в ознаменование горячей веры, надежды и любви в молитве за усопшего.
В начале отпевания звучат особые молитвенные песнопения, по завершении их произносится заупокойный канон, состоящий из отдельных тропарей, которые предваряются молитвенным прошением «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В середине канона хор поет кондак: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».
По девятой, последней, песни канона присутствующие на отпевании гасят свечи, а хор поет особые стихиры, в которых говорится: то, к чему мы привязаны на земле, временно и преходяще, и от имени почившего человека верующие призываются к молитве за его душу. О том, что никогда не прейдет и не закончится, напоминают заповеди блаженств, которые возглашаются далее.
Что ждет человека за порогом смерти, рассказывает апостол Павел в послании к фессалоникийцам:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словами Господними, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4. 13 — 18).
О жизни вечной говорится в отрывке из Евангелия от Иоанна, которое читает священник:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Ин. 5. 24 — 31)
После по обычаю читается особая разрешительная молитва. Затем священник сворачивает лист, на которой она напечатана, и влагает его в правую руку усопшего.
При пении стихир совершается последнее прощание с умершим. Родные и близкие почившего подходят ко гробу, целуют почившего в лоб и прикладываются к иконе в его руках.
По отпусте почившему трижды возглашается «Вечная память».
Перед закрытием гроба тело усопшего предается земле: священник с молитвой посыпает крестообразно землю на тело умершего.
В Светлую седмицу — с понедельника по субботу после Пасхи — отпевание совершается особым чином, с добавлением Пасхальных песнопений. Не совершается погребение умерших в первый день Пасхи.
Главное для усопшего — молитва о нем. Не нужно следовать суеверным советам и класть в гроб или могилу какие-либо предметы, не относящиеся к традиционному погребальному убору. В случае возникновения вопросов и недоумений необходимо, не стесняясь, обращаться с ними к священнику. Он обязательно разрешит ваши недоумения и расскажет, как достойно и по-христиански проводить усопшего.
Для того, чтобы заказать заочное отпевание, необходимо иметь свидетельство о смерти. Отпевание — одна из немногих треб, на которую в храме Пресвятой Троицы в Хорошеве установлена минимальная сумма пожертвования. Это связано с необходимостью участия в службе хора, использования большого количества свечей и др.
Содержание
Отпевание и панихиды
Последние часы перед смертью
Оставление полной страданий земной жизни и переход в жизнь вечную есть самый торжественный момент в жизни каждого христианина. Однако родные и близкие, зачастую выросшие в советском или пост-советском обществе, оторванном от христианских традиций, тяжело переживая смерть любимого человека, теряются и предоставляют важное дело проводов православного христианина в последний путь американскому похоронному бюро.
Самое важное, что мы можем сделать для близкого человека перед его кончиной – это пригласить священника, чтобы тот напутствовал уходящего из этого мира человека Святыми Дарами. Не стоит беспокоиться о том, что батюшка занят или устал, на то, что слишком ранний или слишком поздний час или на дальность расстояния. Нужно просто исполнить свой долг перед близким человеком. Не стоит также смущать себя мыслями о том, что болящий может ещё поправиться. Если на то есть воля Божия, то выздоровеет, а если пришёл уже час встречи с вечностью, то ни что не в силах отсрочить этот час, но всё это находится в руках Божиих. Совершенно не обязательно быть при смерти, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Пока ещё есть время, пусть приедет священник, причастит больного, помолится о его выздоровлении и совершит последование святого елея (соборование).
Вот наступил для близкого человека важный момент перехода от временного к вечному. Если священник ещё не успел приехать, то мы сами можем и должны начать читать последование на исход души от тела, т.е. особые молитвословия, которые читаются когда человек ещё жив, но уже не может сам молиться устами. При этом он сердцем и душою присоединяется к произносимым нами словам молитвы и возносит их ко Творцу. Если у вас нет особых молитвословий, то можно читать псалмы. Думается, что неправильно поступают те, кто, хотя и искренне, но лишь рыдают, лишая родного человека последнего молитвенного утешения в этой жизни и усиливая без того достаточные его страдания.
Отпевание и погребение
Тело усопшего православного христианина омывается, облачается в чистую одежду, покрывается плащаницей, и на голову полагается «венчик», напоминающий нам о нетленных венцах правды, которые Господь приготовил для любящих Его (см. 2-е Тим. 4:8). В руки усопшему даётся крест как символ того, что этот человек, взявши свой крест, следовал за Христом (Лк. 9:23). Кроме креста, не нужно ничего другого класть в гроб вместе с усопшим. Возможно, в земной жизни человек любил какие-то вещи или что-то копил—ничего земного человек не может взять с собой в жизнь вечную, а только накопленное им духовное богатство. Поэтому не нужно ничего класть в гроб с усопшим, кроме креста Христова. Существует практика, согласно которой, в гроб с ушопшим кладутся православные иконы и погребаются вместе с человеком. Эта практика не совсем верна. Гораздо правильнее после отпевания вынуть иконы из гроба и хранить их у себя дома в молитвенную память об усопшем.
Погребение усопшего христианина может совершаться в первый день по смерти, второй, третий или даже позже, в зависимости от сложившихся обстоятельств. Гроб с телом усопшего поставляется в храме, где совершаются погребальные богослужения. День и время отпевания в нашем храме нужно лично обсудить с настоятелем. Погребение православного христианина по возможности должно совершаться на православном кладбище.
Сорокоуст
Сорокоуст—это поминовение усопшего православного христианина на Литургии каждый день в первые сорок дней после смерти, так как именно в первые сорок дней после смерти новопреставленной душе особенно нужна наша молитвенная поддержка. Сорокоуст возможен только в тех храмах, где Литургия служится каждый день—обычно, в соборах с большим числом священнослужителей и в монастырях. В большинстве приходских храмов, где служат только один или два священника, Литургия не служится каждый день, и поэтому служить сорокоуст невозможно. В нашей Западно-Американской епархии сорокоуст можно заказать в кафедральном соборе города Сан Франциско. Более подробную информацию можно получить у отца настоятеля.
Поминальные трапезы
Поминальные трапезы или «поминки» и панихиды бывают в день погребения, на 3-й, 9-й и 40-й дни, а также в годовщину смерти. На поминальные трапезы нужно приглашать не только родственников и друзей, но и по возможности людей бедных, одиноких и скорбящих. Кроме сего, существует достойный всяческих похвал обычай в память об усопших помогать нуждающимся и жертвовать на благотворительные дела.
Панихиды
Панихида—это церковная молитва об усопших православных христианах. Панихиды должно служить в 3-й, 9-й, 40-й дни и годовщину смерти, а также в день именин и любой другой приличиствующий день (кроме нескольких известных дней в году). В нашем храме для того, чтобы отсужить панихиду, необходимо лично обратиться к священнику и договориться о дне и времени службы.
На каждую панихиду можно принести коливо—варёную пшеницу с мёдом или сладкими фруктами. Пшеница напоминает нам о том, что мы тоже должны быть погребены в землю для того, чтобы воскреснуть к новой жизни. А мёд или сладкие фрукты напоминаю нам о сладости будущей жизни с Богом.
Полный текст панихиды русским шрифтом
Сколько это стоит?
Молитвы за усопших, как и любые молитвы, — бесценны. Их нельзя ни купить, ни продать. Традиционно принято, однако, благодарить священника за его время и труды, а также жертвовать на содержание храма. Размеры этих пожертвований определяют родные усопшего христианина, исходя из своих обстоятельств и возможностей. Бедность или финансовые затруднения ни в коем случае не должны быть препятствием к отпеванию или панихиде. Помолиться об усопшем—долг всякого священника, исполнение которого важнее, нежели любая денежная сумма.
Памятка для тех, кто будет пользоваться услугами похоронного бюро
Нужно помнить, что похоронное бюро—это коммерческое предприятие, прямой целью которого является получение денежной прибыли. Конечно, некоторые похоронные услуги очень удобны, но часто похоронному бюро выгодно предложить людям такие вещи и услуги, которые им вовсе не нужны. Те, кто будут пользоваться услугами похоронного бюро, должны помнить следущее:
- В соответствии со Священным Писанием, христианина не сжигают в печи (т.н. кремация), а хоронят в земле.
- Гроб должен быть деревянным для того, чтобы позволить телу усопшего христианина естественным образом вернуться в землю. Пластиковые гробы для этой цели не подходят.
- Нельзя позволять бальзамировать христианина, так как бальзамирование мешает естественному возвращению тела в землю. Если погребение по каким-то причинам откладывается на несколько дней после смерти, то достаточно попросить похоронное бюро воспользоваться холодильной камерой. Во всяком случае, не стоит откладывать погребение более, чем на три дня.
- В С.Ш.А. часто устраиваются смотрины тела усопшего человека (viewing) в особом зале при похоронном бюро. В православной традиции совершается погребальное богослужение в церкви (т.н. отпевание). Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы гроб с телом православного христианина был привезён в православный храм. После отпевания гроб с телом переносится или перевозится (в зависимости от расстояния) на кладбище для погребения.
- Над могилой православного христианина устанавливается крест. Некоторые городские кладбища не разрешают что-либо устанавливать над могилой, а лишь класть плоскую плиту. В таком случае нужно позаботиться о том, чтобы на этой плите был изображен крест.
В приложении к этой памятке Вы найдёте бланк «Указания об отпевании и погребении». Этот бланк можно заполнить и хранить в доступном и известном месте, для того, чтобы наши родные могли передать «Указания» в похоронное бюро. Этим можно избежать многих недоразумений, как со стороны похоронного бюро, так и со стороны наших родных.
См. также «О приготовлении к смерти» и «Слово о поминовении усопших»