Собор всех икон Пресвятой Богородицы

Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля

Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи
Читать онлайн в оригинале

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.

Святой праведный Иосиф. Фрагмент фрески. Византия Св. апостол Иаков. Фреска. Афон, ХVI век

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.

Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П.Д. Корина

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

О том, что успели к празднику строители и реставраторы воссоздаваемого в Казани собора на месте обретения святыни, – в репортаже «Татар-информ».

Любопытный турист уже прорывается!

На территорию вновь отстраиваемого собора Казанской иконы Божией Матери вход преградил охранник, потребовавший указаний на пропуск «сверху». Когда ситуация была улажена, наш проводник Валерий Косушкин, ас своего дела, художник-реставратор I категории и бригадир мастеров Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — Ред.), выполняющего реставрацию росписей нижнего храма собора, пояснил, что охрана в последнее время действительно усилила бдительность, несмотря на то, что собор еще не открыт и даже не достроен. Это связано с «пронырливостью» туристов.

«Любопытный турист уже так и прорывается! Понимаете?» – констатировал Косушкин.

Посмотреть, действительно, уже есть на что. Во-первых, внешне собор уже готов. нутренние работы. Фасады с установленными в верхней части иконами из смальты, ночная архитектурная подсветка завершены и уже около года привлекают взгляды казанцев и гостей города. С трех сторон храм украшают колонные портики ионического ордера, увенчанные белыми фронтонами. Барабан центрального купола – колонны коринфского ордера.

Во-вторых, близ воссозданного собора завершается благоустройство прилегающей площади, обустроены подъезды к зданию приходской школы (пока не эксплуатируется, в обветшавшем состоянии) и парковка для туристических и паломнических автобусов со стороны улицы Нагорная.

Кроме того, на воссоздаваемой монастырской территории уже разбиты два палисадника. Один у восточного фасада, напротив алтаря – для священнослужителей (архимандрита). В нем установлен поклонный крест в память о захороненных под площадью обители монахинях. Второй – для посетителей и паломников, в котором предусмотрены скамьи для отдыха. Площадь только благоустроенной территории, включая участок вокруг действующего сейчас Крестовоздвиженского храма, – почти 1,7 гектара. Работы выполнил исполком Казани, предварительно выкупив под снос размещавшиеся здесь частные гаражи.

От прошлого к будущему

Проект «воскрешения» собора разработал «Татинвестгражданпроект», имеющий непосредственное отношение к реставрационным работам на татарстанских объектах, причисленных ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, – острову-граду Свияжску и Болгару.

Воссоздание взорванной большевиками в 1932 году святыни началось по Указу Президента РТ, символически подписанному в 2015 году в праздничную дату – 4 ноября. Старт работ был объявлен 26 апреля следующего года.

Изучив старинные фотографии, рисунки и чертежи, специалисты не только смогли спроецировать из прошлого в будущее внешнее сходство утраченного собора, но и нашли уникальный способ сохранить и восстановить второй храм, размещавшийся под основным. Взорванные, но частично уцелевшие руины так называемого пещерного храма как бы накрыли мощной монолитной плитой. К настоящему времени под ней работы практически завершены.

Первый же каменный собор во имя явления чудотворной иконы Божией Матери в Казани был заложен на месте ее обретения 14 апреля 1594 года. Он простоял чуть более двухсот лет, до 1796 года, а затем был снесен из-за ветхости. На его месте 30 мая 1798 года был заложен новый по проекту Ивана Старова. Освящение вновь отстроенного храма состоялось день в день через 10 лет – в 1808 году. Спустя еще почти век чудотворную икону выкрали из собора…

Пещерный храм непосредственно под собором Казанской иконы Божией Матери строился в 1910-х годах по инициативе княжны Елизаветы Федоровны Романовой. ВБратские корпуса были приспособлены под табачную фабрику, в одном из храмов обители, Крестовоздвиженском, до начала 2000-х располагался филологический факультет пединститута…

Верхний храм

Воссоздание храма в наши дни, хоть и в полном соответствии проекту Старова, происходило во многом уже по новым технологиям.

Альтернативой старинной кирпичной кладке главного зала верхнего храма стали монолитные монументальные бетонные конструкции. Проектировщики с гордостью подчеркивают, что главный и боковые иконостасы запроектированы с исторической точностью. Предусмотрены, по аналогии с историческими, чугунные полы, живописная роспись стен, сводов и купола, лепной декор с позолотой.

Внутри все работы, инженерные сети и т.д. – все выполнено. Выполнен также архитектурно-лепной декор, то есть к настоящему времени вся лепнина в принципе смонтирована. Сейчас происходит процесс ее позолоты согласно церковным канонам. И пока не приступали еще к росписи куполов, арок и стен храма. А это очень долгий процесс: сами понимаете, это фактически произведение искусства – а, значит, кропотливая и долгая работа», – рассказал «Татар-информ» Тимур Алишев, заместитель директора компании «Евростройхолдинг», генерального подрядчика по собору.

При этом он отметил, что технически «ничто не мешает расписывать храм уже сейчас», однако еще не определен подрядчик художественных работ. Большой купол собора традиционно будет изнутри расписан библейскими сюжетами, по стенам и аркам будут нанесены узоры орнаментальной православной тематики.

«Такие специалисты – известные на всю страну люди, и их не так много. Сейчас идет выбор подрядчика – кому же доверить такую грандиозную и кропотливую работу», – сообщил Алишев.

Он также уточнил, что чугунные плиты, аналогичные аутентичным, уже изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском и доставлены в Казань.

«Это один из старейших русских заводов, который еще царскому двору поставлял изделия (основан потомком Демидовых – Ред.). Чугунные плиты пока ждут, когда будут убраны внутренние леса, чтобы их смонтировать. Работы мы не останавливаем никогда – для нас сезон года не имеет значения. Да и храм отапливается уже с прошлого года – и верхний, и нижний», – подчеркнул собеседник агентства.

Нижний храм

Нижний, пещерный или еще называют подземный храм, – особая гордость. Задача стояла сохранить все уцелевшие исторические части, обнаруженные при раскопках в 2016 году. Более того, их необходимо было включить в проект действующего храма. Единственными, кто смог выложить по старинной технологии из кирпича своды пещерного храма, оказались реставраторы из Костромы (компания «Рестор»). Сейчас граница между сохранившимися нижними частями аутентичных стен и воссозданными сводами четко видна и, более того, даже намеренно акцентирована.

По архивному эскизному проекту архитектора Алексея Щусева верхняя часть стен, воссозданные своды, окрашена в голубой цвет и декорирована золотыми звездами. «Силуэты» прежней росписи восстановлены по возможности до максимально четких орнаментов и местами продублированы на стенах, которые пришлось возвести заново. Художественно-реставрационную работу в нижнем храме возглавил Валерий Косушкин, известный также по «лечению» уникальных фресок в Успенском соборе Свияжска, внесенного в список объектов ЮНЕСКО.

В Царском селе есть Федоровский городок. Комплекс строился в это же время, и там есть храм, у которого тоже есть подземная церковь. Наверное, после того, как наши начали ездить в римские катакомбы, идея подземных храмов таким образом запечатлелась, и со второй половины XIX века у нас появляется желание создавать подземные храмы. Но здесь он абсолютно оправдан, потому что если вы помните историю, был это обычный подклет, заваленный хозяйственным мусором», – пояснил появление нижнего храма Валерий Косушкин.

Он также обратил внимание на то, что живопись по низу стен была воссоздана по сохранившимся фрагментам с соблюдением цветовой палитры и шага орнаментов. Подлинные участки, которые специалисты осознанно сохранили в их естественном виде, выглядят по сравнению с новой живописью заметно потертыми.

В нижнем храме у места обретения чудотворной иконы и алтарь уже воссозданы иконостас. Элементы выполнены из серебра и позолоты с чеканкой, украшены драгоценными камнями. Некоторые, правда, как рассказал Валерий Косушкин, искусственно выращенные. Нижний храм ранее планировалось открыть к осеннему празднованию Казанской Божией Матери и Дню народного единства 4 ноября, поэтому временно установили иконостасы с написанными ликами. Из-за продолжающегося строительства в верхнем храме нижний из соображений техники безопасности остается также официально закрытым. К завершению работ иконы, в том числе на иконостасе алтаря, заменят полностью на образы, расшитые вручную мастерицами из Мурома.

От места обретения к алтарю ведет узкий сводчатый коридор. Внимательный посетитель заметит, что стоя по центру этого коридора, впереди увидеть центр алтарной композиции нельзя. Изображение по центру арки получается, только если сдвинуться к одной из стен прохода.

«Это не анекдот, это правда: работали две бригады навстречу друг другу и не состыковались, потому что ориентирование было с той стороны. Больше того, у нас еще и высоты гуляют», – признался художник-реставратор.

22 октября с ходом работ в соборе ознакомился первый президент Татарстана, советник нынешнего главы региона Минтимер Шаймиев. Поскольку роспись нижнего храма и изготовление иконостаса выполняли разные подрядные организации, оказалось, что оттенок звезд на сводах и позолота иконостаса отличаются. Было принято решение заменить потолочные звезды, нанесенные акриловой краской, на изготовленные из сусального золота.

«Я думаю, что если бы их было больше, они совпали бы с иконостасом. Но все дело в том, что была разница в два месяца между нашей работой и установкой иконостаса у места обретения», – поделился мнением Косушкин.

Музей истории собора

Несколько помещений пещерного храма отведены под Музей истории собора Казанской Иконы Божией Матери. Предполагалось, что его можно будет открыть для посещений уже к 4 ноября этого года. Однако ждать возможности заглянуть сюда придется еще какое-то время, несмотря на установленные стенды с экспонатами, смонтированной для них подсветкой и завершенной музеефикацией под стекло части фундамента старинного храма.

Экспонатами музея стали качественные муляжи подлинных предметов из музея изобразительных искусств РТ, документы из библиотек, а также находки на месте воссоздаваемого собора. Например, фрагмент металлического оклада для молитвенника XIX века, деревянные кресты того же времени, иконки. Одна из комнат будет посвящена патриарху Московскому и всея Руси Гермогену, выходцу из Казани, который, еще не имея высокого чина, принял чудотворно явившуюся икону Богоматери из рук обнаружившей ее девочки Матроны. В одном из залов установлен меняющий подсветку макет собора. Все музейные стенды установлены на значительном расстоянии от стен храма – чтобы не закрывать их подлинные росписи.

«Пещерный храм – это не музей, это действующая церковь, в которую включены элементы музеефикации. И смысл был именно такой – не перегружать церковное пространство нашей экспозицией. Она специально сделана легковесной, показаны фундаменты с подсветкой как основной экспонат того, что здесь было. Основной акцент – памятник, сам пещерный храм, а естественные стены – главный экспонат. Экспозиция лишь создана на фоне этих стен, этого фундамента, и она немного объясняет, подводит к образу того, что было. Макет с подсветкой показывает, какие храмы были во все времена и какой в итоге был храм XVI века, который и стоит на постаменте. Все это дает человеку дух, ощущение того времени», – рассказал корреспонденту «Татар-информ» директор Центра музейного проектирования, создававшего экспозицию, Юрий Григорьев.

К слову, для соблюдения температурно-влажностного режима (ТВР) в нижнем храме ради безопасности старинных росписей специалисты музейного дела рекомендовали допускать к посещению одновременно не более 30 человек. Валерий Косушкин, со своей стороны, обратил внимание, что из тех же соображений после открытия температура в храме будет прохладной. Регламент допуска паломников и туристов сообразно ТВР сейчас в разработке.

Кроме того, Юрий Григорьев также подтвердил, что обнаруженное летом на площади перед собором старинное мощение останется невидимым для туристов и паломников. Оно было законсервировано и укрыто новым покрытием.

Монастырь будущего

12 октября под площадью у собора были перезахоронены останки настоятельниц и послушниц Богородицкого монастыря, которые археологи обнаружили при раскопках. У архиерейского палисадника установлен поклонный крест. Здесь же перезахоронены полковник и воевода Симбирска (сейчас Ульяновск – Ред.) Афанасий Бекетов и его супруга.

Об этом, а также об утраченных монастырских колокольне, церквях Николы Тульского, Сретения Господня и Рождества Богородицы (все построены в XVII веке) на новой мощеной площади у собора будут напоминать мемориальные бронзовые плиты.

Там предполагается Крестный ход, поэтому музеефицировать старинную мостовую под стекло не стали, ограничились обозначением – знаковыми информационными системами в виде шести бронзовых плит. Они смонтированы заподлицо с брусчаткой и сообщают о том, что было выявлено на этой территории при археологических исследованиях – склепах, гробницах и фундаментах существовавших здесь ранее храмов. Мы гордимся этой работой», – подчеркнул Григорьев.

Согласно проекту воссоздания собора, одновременно в верхнем его храме находиться смогут до 600 верующих, в пещерном – до 45 человек. По словам Валерия Косушкина, осматривая подземный 22 октября, Минтимер Шаймиев остался доволен и сказал, что здесь «посещаемость должна быть очень активной». Кроме того Государственный советник Татарстана пожелал, чтобы после завершения работ на соборе были восстановлены два братских корпуса на территории монастыря, которые в советские годы занимала табачная фабрика.

«Но сказал, что это уже республиканская проблема…» – заключил Косушкин.

Кроме того, как сообщил «Татар-информ» архитектор Казанской епархии Степан Новиков, в ближайшее время на территории Богородицкого монастыря начнутся восстановительные работы по историческому зданию приходской школы (краснокирпичный корпус справа от центрального входа обители по улице Большая Красная).

«В свое время на здание приходской школы уже был разработан проект архитектором Алексеем Никитиным. С ним мы эту работу и продолжим. А по церкви Николы Тульского под моим руководством студент КГАСУ разрабатывает дипломный проект», – поставил многоточие в новой истории монастыря Новиков.

История храма

Храм Покрова Пресвятой Богородицы находится недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска. История храма неразрывно связана с основателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря преподобным Пафнутием Боровским всея России чудотворцем.

На этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В 1414 г. в этот монастырь пришел преподобный Пафнутий и был вручен под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. Двадцать лет преподобный Пафнутий был иноком Покровского Высоковского монастыря и в 1434 г. он стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. преподобный покинул эту обитель и поселился на реке Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII в. в Покровском монастыре стояли два храма: один белокаменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй — деревянный во имя Входа Господня в Иерусалим и деревянные кельи. В 1610 г. монастырские строения были сожжены и разорены литовскими людьми и поляками. В 1615 и в 1618 гг. жалованными грамотами царя Михаила Федоровича велено было Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Согласно «Дозорной книге» к 1621 г. были поставлены новая деревянная церковь Покрова Пречистой Богородицы и кельи.

При возведении храма в него были переданы иконы и утварь из Пафнутьева монастыря. Сохранились несколько древних икон из Покровского храма: икона Богоматери Петровской, написанная в 1690 г., и ряд икон из иконостаса храма. Эти иконы находятся сейчас в Калужском областном художественном музее.

Покровский монастырь после разорения был приписан к Пафнутьеву монастырю. Сюда же из Пафнутьева монастыря присылали жить монахов. В монастыре продолжал стоять деревянный храм Покрова Пречистой Богородицы. Паперть храма с трех сторон окружала галерея с тремя крыльцами. На ней находилась колокольня. Стояли в монастыре две кельи «о двух жильях верхних». Все монастырские строения в форме четырехугольника окружала ограда с большими красивыми воротами.

В связи с секуляризацией церковных земель в 1764 г. Высоко-Покровский монастырь получил статус приписного и был прикреплен к Свято-Пафнутьеву монастырю, а впоследствии к городской Крестовоздвиженской церкви, его территорию превратили в городское кладбище.

В 1868 году возле алтаря, где по местному преданию покоятся родители прп. Пафнутия, была построена часовня.

В годы Советской власти храм был закрыт и постепенно стал ветшать.

В 2000 году храм Покрова стал подворьем Свято-Пафнутьва Боровского монастыря.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века.

По местному преданию, Наполеон, отступая из Москвы пытался поджечь храм, но огонь «не занялся». В 1941 г. в храм попал снаряд, который чудом не взорвался.

В 1994 г. храм был передан Калужской епархии РПЦ. В 1999 г. храму присвоен статус Подворья Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

Реставрация

В 2008-2009 гг. происходила реставрация храма, в результате которой были заменены пришедшие в негодность бревна, были восстановлены утраченные галереи-гульбища и подклет храма.






Освящение храма

18 октября 2010 г. после совершения реставрационных работ храм был освящен митрополитом Калужским и Боровским Климентом.




Храм сегодня



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *