Солнце мертвых краткое

По стилю изложения роман Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых» напоминает дневник. Повествование ведется от первого лица. Рассказчик описывает события периода Гражданской войны в России. Жители Крыма вынуждены умирать от голода, поскольку «красный террор» на полуострове убивает все живое.

Утро

Августовское утро в Крыму выдалось солнечным, однако это не радует рассказчика. Нужно вставать с постели, одеваться в тряпье и думать о хлебе насущном. Автор долго не может вспомнить, какой сегодня день, поскольку в нынешней ситуации это кажется абсолютно бессмысленным. Потом вспоминает, что сегодня – Преображение.

Рассказчик осматривает приморские просторы, сады, виноградники, заброшенные дачи. Где-то вдалеке виднеется дача бывшей учительницы. Сейчас эта территория заброшена, ее захватил павлин.

Птицы

Когда-то этот красивый и гордый павлин принадлежал рассказчику, но теперь у автора нет возможности содержать птицу. Павлин это понял и ушел. Он стал ничей, как эта заброшенная дача и все на полуострове. Теперь павлин ночует на заборе, чтобы не достаться ночью собакам, которые тоже стали бродячими.

Приходится защищать от птицы виноград, он заменяет теперь многие продукты. А винограда в этом году уродилось мало, все выжгло южное солнце.

Во дворе живет индюшка с индюшатами. Рассказчик решил, что будет делиться с ними последними крошками. Ведь, эти птицы связывают автора с прекрасным прошлым.

Недавно птицы спускались в котловину, где росла пшеница. Но местные греки урожай пшеницы уже убрали, поэтому и домашним и диким пернатым сейчас сложно находить хоть что-то на пропитание.

Пустыня

Автор уныло смотрит на свой огородик и вспоминает, как много сил он потратил на его обустройство: носил из балок землю в мешках, прибирал камни. Теперь оказалось, что весь этот тяжелый труд был напрасным.

Если посмотреть вдаль, то возникает иллюзия спокойствия и красоты. Ласково плещется море в лучах жаркого южного солнца. Но благополучие это обманчивое, оно больше напоминает тишину на погосте. Под каждой крышей люди думают только о хлебе насущном.

Дачники все поразъехались, а многие были убиты. Новых товаров нет, поскольку корабли не заходят в гавани. Вместо красивых праздных людей на приморской дороге можно встретить лишь замызганную бабу, одуревшую от бытовых проблем.

В виноградной балке

Автор любит теперь спускаться в виноградную балку, где можно посидеть и поразмышлять. Здесь есть скромные запасы фруктов: груши, яблоки, виноград, грецкие орехи.

Со стороны моря доносятся редкие голоса людей, которые не захотели или не смогли уехать с полуострова. Старая барыня что-то рассказывает детям о Париже. Сравнение с этим европейским городом кажется автору жутким. Там можно безбедно и сытно жить, заниматься творчеством и предаваться развлечениям, а здесь люди убивают друг друга, от голода стали есть бродячих животных. При этом, так ярко сияет солнце, словно насмехается над жителями Крыма.

Хлеб насущный

Рассказчик встречает восьмилетнюю Лялю, живущую у старой барыни. Девочка рассказывает жуткие новости, к которым многие здесь уже привыкли. У людей забирают последних домашних животных, а всех недовольных, что скрываются от новой власти в лесах, вылавливают и отвозят в Ялту.

Автор решается выпустить своих птиц, чтобы их не национализировали. Но, скорее всего, птички попадут в когти ястребу. Впрочем, рассказчик прекрасно понимает, что такая добыча является для хищных птиц хлебом насущным. А вот те хищники, что убивают людей, не остановятся даже перед взглядом такой маленькой девочки, как Ляля.

Что убивать ходят

Автор встречает музыканта по прозвищу Шура-Сокол. Этот гражданин – настоящий стервятник, готовый доносить на людей и убивать их. Таких негодяев сейчас легко вычислить по новой чистой одежде. Кругом голод, все ходят в лохмотьях, а стервятники откормлены и улыбаются. Пришло их время.

Многие стали убийцами из-за своей трусости. Рассказчик вспоминает мирного хромого архитектора. Этот интеллигент, из-за страха быть посаженным в тюрьму или расстрелянным, начал сотрудничать с новой властью, доносить на соотечественников и участвовать в принудительных акциях.

Умерла курочка по кличке Торпедка.

Нянины сказки

Рассказчик встретился с няней, которая вернулась из города. Женщина с тревогой поведала все новости, о которых там узнала. На перевале убили комиссара, голодные дети ели копыта мертвой лошади, на митинге один матрос пообещал всем соотечественникам светлое будущее. Так и сказал, что будет скоро «не жись, а едрена мать». Рассказала няня и о бывшем соседе по даче Иване Михайловиче, который теперь стал нищим.

Когда женщина ушла, рассказчик погрузился в грустные воспоминания и размышления. Своими мыслями он поделился с курочкой по кличке Жаднюха. Автор вспомнил, что Иван Михайлович писал выдающиеся труды о русских ученых, был награжден золотой медалью Академии наук. Затем эту медаль он выменял на продукты, давал уроки за хлеб и поленья. Но вскоре и этого дохода не стало, поленья оказались в большом дефиците. Ивану Михайловичу выдают сейчас мизерную пенсию, на которую можно прокормить только курочку.

Про Бабу Ягу

Пострадал не только Иван Михайлович, а и многие другие представители интеллигенции. Профессорские дачи совсем опустели, прислуга растащила по своим домам мебель и другие ценные вещи. Одного старичка-профессора застрелили комиссары. Потом сказали, что сделали это случайно, по недоразумению.

Словом, железная метла Бабы Яги жестко выметает весь Крым.

С визитом

Рассказчику наносит визит доктор Михайло Васильич. У этого человека изъяли практически все, не оставив даже медицинского пайка. Коллеги сказали, что все врачи, не занимающиеся практикой, являются тунеядцами. Михайло Васильевичу настолько плохо живется, что он высказывает совсем крамольную мысль: «Лучше теперь в земле, чем на земле».

«Мементо мори»

Доктор рассказывает историю о своих часах-луковице, которую просит опубликовать под заголовком «Мементо мори». Когда революция представлялась многим необыкновенно романтичным действом, доктор с женой путешествовали по Европе. В какой-то захудалой лавочке чете русских путешественников и продали эти «революционные» часы. Прошло немного времени, и часы у доктора отобрали представители пролетариата. Такая вот, по словам интеллигента, произошла параллель.

Доктор делится ближайшими планами – хочет издать книгу своих размышлений «Сады миндальные». Он уже практически сформировал в мыслях содержание книги.

«Сады миндальные»

Доктор отыскал в Крыму подходящий пустырь, на котором посадил миндальные деревья. Каждую весну они радовали людей своим цветом, а осенью – плодами. Но теперь словосочетание «сады миндальные» доктор пишет в кавычках, под этим он понимает свой богатый жизненный опыт, которым и хочет поделиться с людьми.

Революционные события последних лет доктор сравнивает с деятельностью естествоиспытателя Сеченова. Только ученый ставил свои эксперименты на лягушках, а революционеры практикуют опыты над людьми. Сколько народу расстреляно, замучено, изуродовано в пытках.

Итоги рассуждений доктора неутешительны. Страшная сказка становится повседневной реальностью, а жизнь человеческая теперь ничего не стоит. Значит, нужно смириться с обстоятельствами и ничего не бояться.

Волчье логово

В «профессорском уголке» еще слышны по вечерам голоса. Не все покинули свои дачи. Пока рассказчик прислушивался к этим голосам, ястреб убил Жаднюху. Теперь курочек осталось четверо. Они ищут защиты у индюшки, жмутся к ней.

Знакомый с соседних дач дядя Андрей советует автору обменять павлина на хлеб или табак. Эта мысль на некоторое время занимает рассказчика. Табаку осталось совсем немного, а курить очень хочется, особенно вечером, когда приходится многое обдумывать и переосмысливать. Но разве павлин еще принадлежит хозяину дачи? Он уже совсем одичал, и его не поймать. Впрочем, не хочется даже тратить на такую процедуру свои силы.

Чудесное ожерелье

Автор с нетерпением ждет ночи, когда не так остро ощущается это кладбище живых. Однако солнце не спешит уходить за горизонт, словно не может насмотреться на все безобразие вокруг. Соседка, которая раньше жила в Париже, жалуется, что плохо соображает, совсем перестала спать, а помочь своим детишкам ничем не может.

Утром пришла шестилетняя девочка из соседней дачи, чтобы попросить у «барина» немного крупы для маленького братика. Тот кричит от голода, помирает. Рассказчик дал девочке немного крупы из своих скудных запасов.

Старая барыня, что живет по соседству, обменяла на продукты золотую цепочку. Из драгоценностей у нее остались еще бусы из горного хрусталя. Это ожерелье итальянского мастера ей предложили обменять на три фунта хлеба. Однако соседка не может решиться на такой шаг, поскольку эти красивые шарики считает частичками своей души.

Автор размышляет о человеческой душе. Сколько в ней граней? И сколько теперь таких душ втоптаны сапогами в грязь, размазаны и стерты в прах.

В Глубокой балке

Ранним утром рассказчик спускается в Глубокую балку нарубить сучьев. Здесь склоны поросли кустарником, который принимает причудливые формы. В зарослях можно разглядеть геометрические фигуры, различные предметы вроде канделябра.

Как обычно, каждое свое мероприятие автор сопровождает воспоминаниями и размышлениями. Несколько лет назад в этой балке стояли матросские отряды, готовые по приказу брать власть. Тогда еще не многие предполагали, какие бесчинства будут вершить эти люди. Мысленно рассказчик обращается к европейцам, восторженно принявшим российский переворот. Прежде чем что-то воспевать, считает автор, нужно научиться предвидеть последствия революционных действий.

Игра со смертью

В балке рассказчик задремал и был разбужен оборванным человеком с опухшим лицом. Им оказался молодой писатель Борис Шишкин, который своим внешним видом напоминал оборванца с пристани. Несмотря на свой молодой возраст, этот человек уже многое повидал в жизни. Он воевал, томился в плену, едва не был расстрелян за шпионскую деятельность, работал в шахтах.

В советское время Борису предлагали стать коммунистом, но Шишкин сослался на свое слабое здоровье и отказался от такой «чести». Получив свободу, писатель стал разгуливать по Крыму, работать за полфунта хлеба и сочинять книги. В его ближайших планах – уйти в скалы, где никто не будет мешать, и там написать повесть «Радость жизни».

Автор прекрасно понимает, что этот человек болен и вынужден голодать, но считает его по-своему счастливым.

Голос из-под горы

Повествователь встречает у своего дома бывшего почтальона по фамилии Дрозд. Раньше этот человек мечтал дать своим детям европейское образование, а теперь его взгляды на жизнь кардинально изменились. Дрозд с грустью вынужден признать, что идет полное разрушение личности, от культуры и морали в обществе почти не осталось следа.

Когда Дрозд ушел, автор еще долго рассуждал о праведниках. Таких в Крыму остались единицы. Они не поддались всеобщему разрушающему безумству, соблазну, не тронули чужой нитки.

На пустой дороге

Отшумело лето, да и сентябрь уже на исходе. Виноградники и леса начали постепенно подсыхать. Кругом стало довольно тихо, но рассказчик знает, что в домах прячутся люди, они боятся выходить из своих убежищ, чтобы случайно не попасть в стальные клещи новой власти.

Автор вспоминает недавнюю встречу с двумя незнакомыми девочками и мальчиком. Дети рассказали, что их отца арестовали, обвинив в убийстве чужой коровы. Оставшись одни, ребята пошли в горы, где попали к татарам. К счастью, те оказались нормальными людьми, накормили детей и дали продукты в дорогу.

Затем рассказчик встречает пьяного старичка Федора Лягуна. Этот человек вовремя сообразил, что с коммунистами лучше не ссориться и быстро переметнулся к ним в услужение. Он готов был донести на любого, лишь бы не трогали его самого.

Автору противно находиться рядом с таким человеком, он спешит уйти.

Миндаль поспел

Когда у доктора поспел миндаль, рассказчик взобрался на одно из деревьев, чтобы поглядеть на город с высоты. В своих постоянных мыслях автор часто разговаривает с людьми, обманутыми революцией. Так, жестянщик Кулеш, который часто выступал на митингах, недавно умер от голода. Перед смертью он мечтал покушать «борщика». Надеялся, что его покормят в больнице, но там тоже люди голодали.

«Жил-был у бабушки серенький козлик»

Рассказчик продолжает предаваться грустным воспоминаниям. Его постоянно мучают вопросы, на которые он не может дать вразумительные ответы. Почему в округе режут собак и кошек? Почему учительница гимназии с запуганными глазами ползает по местным садам и собирает падалку? Почему сам автор сидит в лохмотьях на миндальном дереве? За что нормальные люди так страдают?

Конец павлина

В конце октября все сильнее ощущается состояние разрухи и голода на полуострове. Павлин Павка, которого автор уже не считал своим, вдруг внезапно пропал. Соседский мальчик убеждает рассказчика, что павлина съел доктор, а перья выкинул на виноградник, чтобы подумали все в округе, что благородную птицу разорвали бродячие собаки.

Несколько перьев от павлина автор кладет на веранде рядом с усыхающим кальвилем.

Круг адский

Повествователь сравнивает нынешнюю жизнь на полуострове с кругами ада. Со стороны может показаться, что все прекрасно: море, горы, ласковое южное солнце… Но в этом водовороте дней мечутся люди с изломанными судьбами. Они ищут выход из ада на земле, но не могут найти.

Новая власть убивает всех жителей полуострова бессмысленно и беспощадно.

На Тихой Пристани

Автор идет на Тихую Пристань, где старушка Марина Семеновна еще пытается вести хозяйство, доит козу. Она общается с дядей Андреем, который раньше был хорошим работником, а теперь только ворует и беспробудно пьет. У мужчины есть свои оправдания: корову забрал матрос, а без нее нечего в хозяйстве делать.

Днем знакомые угостили рассказчика молоком. Сказали: как ваши курочки понесутся, может, отдадите яичком. Но автор точно знает, что его курочки уже нестись не будут. Для этого у них просто не хватит жизненной энергии.

Чатырдаг дышит

Погода в Крыму совсем испортилась: задышал Чатырдаг. Но даже в такую непогоду автор не может сидеть в своей мазанке. В поисках хлеба насущного он попадает в Рыбачихино семейство, где узнает от хозяйки горькие новости.

Дочки Рыбачихи ушли искать работу за перевал, а единственный сын умер у нее на руках. Муж Рыбачихи старый моряк Николай недоумевает: народу обещали благополучие и процветание, а люди умирают с голоду. В артели забирают практически всю рыбу, оставляют рыбакам только десять процентов улова. Как на такую мелочь можно прокормить себя и семью?

Праведница-подвижница

Сапожника Прокофия, который у какого-то госучреждения запел «Боже, царя храни», забили до смерти. Его жена Татьяна собирается теперь идти за перевал, чтобы там обменять вино на продукты. Рассказчик сомневается в правильности такого решения. Ведь за перевалом творится много беззаконий. Человека могут убить без суда и следствия.

Под ветром

Рассказчик приходит к миндальным садам, чтобы поговорить, а может, и проститься с доктором. Тот питается только миндалем и подсел на опиум. Доктор делает удручающий вывод, что совсем скоро люди будут не только бояться говорить, но и думать.

Там, внизу

Иван Михайлович, о котором шла речь ранее, заканчивает свою последнюю книгу. Он очень хочет попасть на малую родину в Вологодскую губернию. Но как это сделать, когда за душой нет ни гроша. Иван Михайлович очень переживает, что его труды могут пропасть.

Автор поднимается в татарское поселение, где надеется раздобыть немного муки. Там картина такая же удручающая, как и на всем полуострове. Продуктов практически нет, люди умирают с голода.

Конец Бубика

У Марины Семеновны пропал любимый козлик Бубик. Она икала его несколько дней, звала, но все напрасно. Женщина решила, что животное съел дядя Андрей, и накинулась на соседа с укорами и проклятьями. Дядя Андрей очень обиделся на обвинения Марины Семеновны.

Жива душа!

Корова Тамарка радуется затяжным ноябрьским дождям. Намокшие ветви деревьев теперь легче обгладывать.

Ночью в дом рассказчика пришел татарин, чтобы рассчитаться за рубашку, которую он выпросил у хозяина еще летом. Гость принес с собой муки, сушеных груш и яблок, а еще бутылку бекмеса.

Автор долго не может поверить в столь щедрый подарок судьбы.

Земля стонет

В миндальных садах доктора случился пожар. После этого происшествия хозяина никто не видел. Вероятнее всего, доктор сгорел, «как сучок в печурке».

Конец доктора

Не успела еще весть о гибели доктора разнестись по округе, как его старый дом принялись грабить. Соседи волокли оттуда все, что представляло хоть какую-то ценность. Вот такие получились поминки.

Конец Тамарки

На полуостров пришла зима, а вместе с ней холодные пронизывающие ветры и дожди. Теперь и рыбакам стало худо, не было улова. А ведь люди этой профессии, замечает автор, очень рьяно поддерживали выступления пролетариата. Старую власть свергли и что теперь?

Кто-то увел корову Тамарку. Решили, что это сделали Андрей Кривой и Одарюк. У последнего вскоре умер мальчик. Вероятно, объелся коровьей требушиной.

Хлеб с кровью

К рассказчику постучалась маленькая дочка Одарюка Анюта. Она стояла на пороге мазанки босая, почти раздетая, автору больно смотреть на ребенка. На глаза наворачиваются слезы, но он ничем не может помочь девочке.

На перевале продолжаются революционные бесчинства. На этот раз убили нянькиного сына и зятя Коряка, которые пытались поменять вино на зерно.

Тысячи лет тому…

На полуострове пошел мокрый снег. Автор задумался над тем, что многие тысячи лет тому назад здесь также была глубокая ночь, валил снег, а море зияло огромной черной дырой. Древний человек жил в пещерах, охотился с дубинкой на животных. И вот сейчас, похоже, все возвращается на круги своя.

Три конца

Кажется, что череде смертей не будет конца. Ушли на тот свет Андрей Кривой и Одарюк, которых подозревали в краже коровы. Но теперь выяснилось, что корову, а также козла украл дядя Андрей. Он сам сознался в своих преступлениях перед смертью.

Конец концов

Рассказчик уже не может вспомнить, какой сейчас месяц. Кажется, что декабрь, но вот начало или конец? Спутались все концы. А еще автор получил известие, что его двоих сыновей расстреляли «за разбой».

  • «Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева
  • «Лето Господне», анализ произведения Шмелева
  • «Лето Господне», краткое содержание по главам произведения Шмелева
  • «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева
  • «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева
  • «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
  • «Русская песня», анализ рассказа Шмелева
  • Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева

По произведению: «Солнце мертвых»

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич

Цитата сообщения дракоша52

Ослепительное солнце и яркие краски жизни — позитивные пейзажи художника Павла Еськова

Тема яркого солнца объединяет все пейзажи Павла Еськова.

Его свет выбеливает камни уютных двориков, блестит россыпью бликов на морской воде, плетёт кружевную тень под раскидистыми деревьями.

Форос. Спуск к морю (2018)

Павел Еськов – талантливый художник из Санкт-Петербурга. Родился он в 1981 году, окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е. Репина Российской Академии Художеств (мастерская В.В. Пименова). Павел Еськов ведёт активную творческую деятельность, участвует в российских и международных выставках.

Художник так говорит о своём творчестве:

«Я очень люблю традиции российского пейзажа. На меня повлияли наши художники Коровин, Серов, Шишкин, Левитан и можно продолжать этот ряд. Где-то я ориентируюсь и на французов или американских художников. Я не могу сказать, что у меня есть какой-то кумир, но другая живопись меня вдохновляет. Художники поднимают вечные темы, которые хочется снова и снова проговаривать».

Художник пишет в основном очень позитивные и теплые пейзажи, полные слепящего солнца и ярких цветов.

Кубышки на пруду (2016)

На солнечной опушке (2018)

Солнечный март (2018)

Цикорий на солнце (2017)

Чуфут-Кале. Полуденные тени (2018)

Резное окошко (2010)

Натюрморт с цикорием (2008)

Крымский мотив (2018)

Спуск к воде у Банковского (2010)

О сказке

Русская народная сказка «Соль»

Носителям русской культуры, знакомым с традиционным фольклором, при упоминании о волшебной сказке приходят на ум воспоминания о прекрасных принцах и царевнах небывалой красоты, фантастических предметах вроде ковра самолета и шапки невидимки и прочего. Все эти привычные атрибуты сказочного волшебства отсутствуют в русской народной сказке «Соль». Ее необычность и не типичность для русского сказового фольклора начинается уже с названия: вместо пространных фантазийных фраз, короткое слово, имеющее вполне бытовую основу. Выход сказки за рамки привычного продолжен и на уровне подбора персонажей – это купец и его сыновья, и в области сюжета. Так, герои отправляются в чужие земли не на поиски и не с целью спасти кого-либо из родственников, а по вполне обыденной причине – торговать своим товаром. Такой подбор сюжетной основы и набор персонажей обусловлен более поздним временем возникновения текста по сравнению с традиционной волшебной сказкой.

Сюжет и действующие лица

Несмотря на подобную «осовремененность» сказки, в ней сохранен традиционный сказочный зачин – жил-был, только вот вместо волшебного тридесятого царства, местом действия становится просто некий город. Экспозиция текста знакомит читателя с основными действующими лицами истории – купцом и его сыновьями: Федором, Василием и Иваном. В сказке присутствует классический образ младшего сына (имя для него выбрано тоже абсолютно фольклорное – Иван), притесняемого в семье и обманутого старшими братьями. Ивана отец не воспринимает в серьез и не верит в его деловые качества, поэтому, когда приходит время, отправляет в путь по торговым делам двух старших сыновей. Но младший сын все же уговаривает батюшку выделить ему корабль с товаром. Чтобы в случае чего убытки не были слишком ощутимы, купец выдает Ивану корабль с самым дешевым товаром – лесоматериалом. Иван может, конечно, и не был наделен большим умом, но зато ему в пути сопутствовала удача, благодаря чему в море ему встретился соляной остров. Благополучно нагрузив этим продуктом свой корабль взамен выброшенных бревен и досок, герой прибывает в чужие земли, где и хочет организовать торговлю. Но вот беда: правитель этих мест совсем не знаком с таким продуктом, как соль, принимает его за обыкновенный песок и не дает Ивану разрешение на продажу. Но и тут Ивану удается найти решение: он пробирается царскую кухню и сдабривает всю пищу своей солью. Царь – в восторге от нового вкуса пищи и покупает весь товар по очень выгодной цене. Но на этом удача Ивана не закончилась: вместе с полным кораблем золота и серебра, полученных в качестве платы за соль, он увозит с собой царевну. На этом бы сказка могла и закончится, но какая же волшебная сказка без коварства и предательства. Так, старшие братья, позавидовав младшему, скидывают его в море, а царевну и все богатства оставляют себе. Спасение героя оказалось в руках некоего великана, который вернул Ивана обратно на родину, где злодейство братьев было раскрыто, а сами они изгнаны со двора. В финале сказке заключен довольно прямолинейный нравственный урок: Иван нарушил обещание, данное великану, под действием хмеля, за что чуть было не поплатился. Но все закончилось благополучно благодаря тому, что великану было продемонстрировано, к чему может привести неумеренное винопитие.

Читайте сказку «Соль» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

— Говори, в чем дело — какая нужда?

— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

— А каким товаром торги ведешь?

— Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

— А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

— Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

— А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилося.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

— А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *