Соловьев всеединство

Соловьев Сергей Михайлович

(1820 — 1879 гг.) — крупнейший историк дореволюционной России.

Его выдающийся вклад в развитие исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Соловьев оставил огромное наследие — 300 произведений. Особенно богатством фактического материала поражает «История России с древнейших времен”, ее 29 томов регулярно, с 1851 по 1879 гг. выходили в свет. К 27 годам С.М. Соловьев защитил две диссертации и стал профессором. Вся его жизнь связана с Московским университетом. Многие годы он возглавлял кафедру русской истории, избирался на должность декана историко-филологического факультета и ректора. В 1872 г. он стал действительным членом Российской Академии наук и возглавил Совет Московских Высших женских курсов. В 1870 г. — директор Оружейной палаты. Одна из главных идей исторических сочинений С.М. Соловьева — представление об истории России как о едином, закономерно развивающемся процессе. Ученый не только ввел в научный оборот огромное количество архивных документов, но и по-новому представил многие стороны российской истории.

Философия В. Соловьева

Выдающийся русский философ Владимир Соловьев (1853 — 1900).

Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются «Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), «Религиозные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни («История и будущность теократии” (1885 — 1887), «Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — «Смысл любви” (1892 — 1894), «Оправдание добра” (1895). Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.

Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.

В своей философии Соловьев руководствуется «органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики.

По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов.

Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.

Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. «София есть… материя Божества, проникнутая началом божественного единства”, одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Философ развивает динамическую теорию атома: «Атомы суть действующие, или активные, силы, и все существующее есть произведение их взаимодействия”.

Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие. Пять царств наглядно представляют развитие бытия с точки зрения того, что Соловьев называет нравственным смыслом, осуществляемым в богоматериальном процессе: для того чтобы достичь своей высшей цели, существо должно прежде всего быть (минеральное царство), затем оно должно быть живым (растительное), сознательным (животное), далее — разумным (человеческое), и, наконец, совершенным (царство Божие).

Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе «Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.

На пути к полноте бытия, царству Божьему на Земле, люди должны создать общество, основанное на принципах справедливости — свободную теократию, общество, где нравственная власть принадлежит церкви, сила — царю, право живого совета с Богом — пророкам. Христианское государство должно проводить христианскую политику, способствовать мирному сближению народов. Единственная историческая миссия всякого народа — участвовать в жизни Вселенской церкви, в развитии христианской цивилизации, которая должна быть создана на основе органического соединения положительных элементов западной и восточной культур, прежде всего, на основе воссоединения церквей — восточного православия, обладающего богатством мистического созерцания, и западного католичества, установившего наднациональную духовную власть, независимую от государства.

Соловьев говорит о трех силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление. Божественная сила, дающая развитию человечества его безусловное содержание, проявляется через тот народ, который может дать целостность человечеству, соединить его с вечным божественным началом. Этот народ должен быть свободен от всякой односторонности, привязанности к узким интересам, даже равнодушен к жизни с ее стремлением утвердиться в частной низшей сфере деятельности, но должен быть преисполнен веры в положительную действительность высшего мира. Этим свойством, по Соловьеву, обладают славянские народы, и особенно русский народ. Внешнее богатство, комфортность жизни, порядок не имеют никакого значения, великое историческое призвание России — призвание религиозное в высшем смысле этого слова, готовность скорее отказаться от патриотизма, чем от совести.

И. А. Шаненкова

ВСЕЕДИНСТВО КАК ОСНОВА РЕЛИГИОЗНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ШЕЛЛИНГА И ВЛ. СОЛОВЬЕВА

Работа представлена кафедрой логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета.

Научный руководитель — кандидат философских наук, профессор Т. В. Серегина

В статье речь идет о влиянии Шеллинга на формирование религиозных и политических взглядов Вл. Соловьева. Автор показывает, что понятие «всеединство», разрабатываемое в философии русского мыслителя, было позаимствовано у Шеллинга. Религиозные взгляды и Шеллинга, и Вл. Соловьева тесно связаны с политическими воззрениями этих философов.

Выдающийся русский религиозный мецких философов, особенно на воззре-

мыслитель Вл. Соловьев неоднократно в ния Шеллинга. В этой связи многие ис-

своих работах опирался на воззрения не- следователи творчества Вл. Соловьева

считают, что влияние западного мыслителя было огромным. Например, по мнению П. П. Гайденко, именно от Шеллинга Вл. Соловьев воспринял понятие всеединства. В статье мы обратимся к пониманию философами этого понятия, а также сущности религии и государства.

Понятие «всеединство» Шеллинг впервые употребляет в работе «Философия и религия». Под всеединством он подразумевает весь абсолютный мир со всеми ступенями существ, вселенную в ее полном и совершенном единстве. Затем данный термин он корректировал в работе «Система мировых эпох». «Мысль о всеединстве, — говорит Шеллинг, — это вечная мысль, состоящая в том, что все существующее черпает бытие из Бога и тем самым представляет собой протяженную субстанцию, существующую через Бога и в Боге, — это основная мысль всякой истинной религии»1.

Как и у Шеллинга, понятие всеединства оказывается ключевым в творчестве Вл. Соловьева. П. Гайденко указывает, что сам религиозный философ характеризовал свое учение как философию всеединства. «Великая мысль, лежащая в конце всякой истины, состоит в признании, что в сущности все, что есть, есть единое»2. Считая единство важнейшим определением бытия, он пишет: «… Абсолютная единичность есть первое положительное определение абсолютного первоначала»3.

Понятие «всеединство» Вл. Соловьев использует и при размышлении над человеческой природой. Человек содержит в себе и осуществляет всеединство, пишет он в работе «Критика отвлеченных начал», размышляя о значении религиозного начала в жизни человека. По его мнению, определение человека как существа разумно свободного не представляет еще никакого положительного нравственного идеала. Ни элемент материального интереса, ни элемент права, присущий ему как существу разумно свободному, не соответствуют нравственному началу. Каждый человек

должен быть не средством чужой деятель -ности, не границей ее, а целью. А на такое значение имеет право только абсолютная полнота бытия, т. е. все или все в одном (всеединое), и, следовательно, каждый может быть безусловной целью или предметом для другого лишь в том случае, если он носит в себе это все, известным образом выражает собою это всеединое. Выражением внутренней существенной солидарности всех является любовь.

Любовь как нравственное начало, считает Вл. Соловьев, есть вместе и живая личная сила, и универсальный закон, а потому предметом и содержанием такой любви не может быть человек как эмпирическое явление: невозможно любить истинною, т. е. совершенною, любовью ни человека вообще, ни каждого человека в действительности.

Таким образом, нравственное начало не находит себе места ни в натуральном, ни в рациональном порядке, следовательно, предполагается высший, абсолютный порядок, соответствующий третьему элемен-ту в существе человеческом, — мистический, или божественный. Если человек как существо природно-материальное и разумно свободное не может быть предметом безусловной любви, то таким предметом может быть лишь человек как существо божественное, человек в Боге или человек как Бог.

Следовательно, мы должны предположить, что человеческие существа находят -ся между собою не только в рациональных отношениях, из которых вытекают союзы экономические и политические, но что они связаны более тесной связью со стороны своей внутренней сущности, образуя единый божественный организм, или живое тело Божие.

Человек, по мнению Вл. Соловьева, есть божественная идея, но так как он есть свободное «я» и природное животное существо и так как единство человеческой индивидуальности требует, чтобы три элемента были согласованы, то человеку необходи-

мо осуществить свою божественную идею в своем человеческом и природном элемен-те. А так как человек есть божественная идея только во внутреннем единстве со всеми, в единстве всечеловечества, то и осуществление человеком его божественного на -чала в низших элементах есть не что иное, как осуществление всеединства.

Таким образом, человек или человечество есть существо, содержащее в себе божественную идею, т. е. всеединство, или безусловною полноту бытия, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальной природе. Религиозное начало в человеке есть та неподвижная цель, которая должна двигать естественные силы человечества, реализуясь в них так, чтобы воля Божия, или всеединство, совершалась на земле, как она есть на небесах.

По мнению П. Гайденко, и Шеллинг, и Вл. Соловьев видят в человеке персонификацию мировой души, которая, будучи бессознательным началом, приходит к своему самосознанию в человеке. Следовательно, по мнению философов, человек — тварное существо, совечное Богу4.

В учении немецкого философа Вл. Соловьева привлекал романтически-эстети-ческий подход к проблемам религии. По мнению А. Ф. Лосева, русский философ ориентировался на христианское богословие и особенно на православие, тогда как Шеллинг неизменно оставался антицерков-ным протестантом5. Известно также, что, будучи протестантом, он понимал это вероисповедание как лишь момент развития, как ступень, отнюдь не высшую, в духовном прогрессе; к католицизму он не примкнул в сколько-нибудь значительной мере; а вот к православию начал в конце жизни проявлять живой интерес и симпатию благодаря встречам с русскими. Церковь он ставит выше государства, которое рассматривалось им как одно из высших творений духа, оно является для него свидетельством духовной беспомощности человека, преоб-

ладания в нем природного, материального начала.

Вл. Соловьев также ставит церковь выше государства, развивая далее эту идею Шеллинга. В его работах звучит призыв создать христианское государство. «Христианское государство то, которое, не вмешиваясь в дела священства действует в царском духе Христа»6. С христианской точки зрения государство — это часть, обусловленная церковью, от которой она получает свое освящение и назначение. Отсюда у государства две задачи: консервативная и прогрессивная: охранять основы общежития, без которого человечество не могло бы существовать, и затем улучшать условия этого существования.

Христианское государство, по мнению Вл. Соловьева, должно стоять в зависимости от Церкви, основанной Христом, а сама церковь зависит от главы, Христом ей данного. Чтобы быть христианским, государство должно быть подчинено Церкви Хри-ста; но чтобы это подчинение не было фиктивным, Церковь должна быть независимой от государства, она должна иметь центр единства вне государства и над ним, она должна быть воистину Вселенской Церковью. Когда утверждают, что государство должно подчиниться Церкви, то при этом всегда имеют в виду Церковь единую, нераздельную и вселенскую, основанную Христом.

Единство осуществляется у Вл. Соловьева как выполнение нравственной задачи через внутреннее совершенствование. Он пишет: «Тот народ, как и человек, который внутренне не совершенствуется, не может совершать истинно славных дел: откуда бы они взялись?»7. Можно сказать, что поистине оставаться самим собой означает для Вл. Соловьева неустанное совершен -ствование себя.

В работе «Россия и Вселенская Церковь» философ призывает признать, что мы, православный Восток, представляем «лишь часть Вселенской Церкви и часть, не

имеющую своего центра в себе самой» и что вселенский центр «провидение поместило на Западе». Поэтому моральным актом справедливости и любви было бы признание нашей духовной солидарности с братьями на Западе, что будет шагом вперед и необходимым условием всякого прогресса. Вл. Соловьев, правда, оговаривается, что это не требует отречения от своеобразного характера нашего религиозного духа.

Таким образом, не только православие — еще не вселенское, но и идеал православия, по Вл. Соловьеву, еще недостаточно вселенский. Вселенскость не означает всеохватности, включения в себя всего что попало. Нельзя согласиться и с тем, что западная религия, считает философ, уже обладает для достижения вселенского идеала всем, чего нам недостает. Православная церковь — не часть Вселенской, а ступень ее, приближение к этому идеалу, который, как центр тяготения, находится не вне православия, а в нем, не внешний ему, не посторонний, а свой, внутренний, и отказаться от этого идеала значит изменить и своей природе, и своему религиозному духу, отказаться от православного идеала в пользу мнимовселенского центра на Западе. Это будет огромным шагом к само-упразднению, отказом от самого идеала вселенскости.

Идеалом общественности Вл. Соловьев делает нечто большее: духовное единство, соответственно идеалу русского народа — устроение общества как церкви, как духовной общности, как свободного многообразия в любовном единстве. То же рассмотрение простирает он на природу, полагая задачей человека не только оживлять омертвленную «цивилизацией» природу, но и одухотворять, обоживать природу.

Шеллинг считал, что всеобщая философия не может быть достоянием одной нации. Пока какая-либо философия не выходит за границы отдельного народа, можно с уверенностью сказать, что эта философия еще неистинна, даже если она находится на пути к этому. Вл. Соловьев соглашался с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этой точкой зрения и указывал, что немецкие философы никогда не говорили о своем превосходстве и их «абсолютные» системы тем и ценны, тем и привлекательны, что в них сквозь национальную форму прорывается стремление к сверхнационально-му, общечеловеческому.

Вл. Соловьев вскрыл существенное содержание их взглядов по этому вопросу в «Трех разговорах», где герой произведения — политик — рассуждает с точки зрения простершегося в российское сознание европоцент-ризма. Здесь отвергается существование какого бы то ни было самобытного греко-славянского культурно-исторического типа. Россия испытывает значительное воздействие азиатского элемента, «в чем и состоит наша мнимая самобытность». Теперь повсюду наступает эпоха мирного распространения европейской культуры. Все должны стать европейцами. При этом понятие европейца должно совпасть с понятием человека, а понятие европейского культурного мира — с понятием человечества.

Подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что Вл. Соловьев столь близко воспринял учение немецкого философа в силу всеобъемлющей основы его трудов, которые, по его мнению, претендовали на роль общемирового учения. Кроме того, философ импонировал идее всеединства, что укладывалось в рамки его собственных мыслей.

Но в том и состоит талант русского мыслителя, что на основе, казалось бы, законченных по своему характеру трудов, он смог выработать и ряд новых идей, ввести в философский оборот ряд определений, которые мы, исследователи, воспринимаем как значимые.

Что касается общности и разности взглядов Вл. Соловьева и Шеллинга, то необходимо отметить, что в подавляющем большинстве вопросов они сошлись во мнении о взаимосвязи и взаимопроникновении всего сущего, выведя идею о всеединстве. Причем всеединство не было бы в полной мере объяснимо, если бы не признавалось актом творения Бога.

Но Соловьев развил далее учение Шел -линга о связи всеединства с учением о государстве, выдвинув идею о создании общехристианского государства.

Идея Вл. Соловьева о создании всехри-стианского государства в настоящее время является, пожалуй, даже более актуальной, нежели в годы жизни и творчества философа, поскольку в мире четко наметилась тенденция к усилению мусульманства и угасанию христианской цивилизации, в том числе и в связи с появлением в XX столетии

массы христианских течений (сект), внесших существенный разлад в общую канву христианства. Одновременно усиление мусульманства путем объединения на основе его территорий и народов неминуемо повлечет за собой рост экспансии в отношении немусульманских стран (трудовой, религиозной, политической и военной в том числе). Таким образом, многие аспекты учения Вл. Соловьева представляются важнейшими не только с точки зрения науки и философии, но и геополитики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шеллинг Ф. Система мировых эпох. Томск, 1999. С. 281.

2Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 73.

3 Там же. С. 73.

4 Там же. С. 89.

5Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 171.

6 Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги;

Примеч. С. Л. Кравца и др. М., 1990. Т. 1. С. 534.

7 Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 605.

История возникновения направления всеединства

Направление всеединства в философии возникло в конце XIX века. Принято считать, что дата ее возникновения – 1874 год, в котором защитил и опубликовал свою диссертацию Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900), тема которой значилась следующим образом: «Кризис западной философии. Против позитивизма».

Грандиозность идеи и широта замысла, сформулированная в учении, разработанного автором, не имеет аналогов русском философском направлении. Соловьев владел талантом к синтезу информации, совместно с пророческими предчувствиями скорого появления нового этапа в развитии философии, что способствовало созданию целостной структуры, в которую вошли все сферы жизнедеятельности человека.

Философия В. С. Соловьева опирается на идею всеединства, исходя из которой, все находится во всем – и это стало той необходимой основой для объединения всех философских направлений в единую структуру.

Концепция о всеединстве Соловьева разработана с позиции учения о бытие и жизни, в которую входит вся человеческая и вся космическая сфера, как элементы общей и непоколебимой целостной системы.

В. С. Соловьевым, был внесен значительный вклад как в русскую, так и в мировую философскую базу, который содержит в себе информацию о всеединстве. В основу теории о всеединстве, в различных направлениях заложены:

  1. онтология – преодоление дуализма материй и духа, видение взаимопроникновения тел, совместно с их полным отождествлением.
  2. гносеология – воссоздание цельных знаний.
  3. этика – утверждение единой для всех абсолютной морали.
  4. религия – обоснование необходимости в объединении всех христианских церквей для создания единой Вселенской церкви.
  5. история – представление о единстве и целостности всего человеческого общества в стремлении воссоединиться с Богом.

Концепция всеединства бытия

Базовым положением в теории всеединства являются три категории: бытие, сущее и сущность. Бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным.

Сущее отражает Божественность, а бытие – мир материальных вещей. Они взаимосвязаны благодаря сущности и явлениям, а Соловьевым в его теории устраняется та граница, которая отражала христианские формы богословия мира с Богом, совместно с утверждением пантеистического взгляда на вещи.

В качестве одного из определяющих паттернов онтологии автора выступают такие лица, как: София, Премудрость Божия, являющаяся первообразом, либо идеальным планом мира. София является божественным замыслом касательно мира и его своеобразной идеальной матрицей. Это составляет Душу мира, связывающую Бога с материальным миром, давая при этом жизнь всему сущему.

Высшее проявление Премудрости Бога выражено в идеально совершенном человеке, который имеет облик Иисуса Христа. Именно он соединяет в себе и человеческие и божественные качества, а также заложил истоки Богочеловечества, как источника возрождающегося мира в пути к воссоединению с Богом. Онтологические принципы, которые заложены в основу философских идей мыслителя, имеют неразрывную связь с его гносеологическими учениями. Основу единства гносеологии и онтологии Соловьева составляют идеи взаимосвязи Доброты, Красоты и Истины.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Философом была разработана концепция целостного знания, которая должна способствовать осуществлению универсального синтеза в научном, философском и религиозном знании. Является ли данный синтез символом их равнозначности? Не является, поскольку основу «цельного знания» составляет исключительно вера. Философом определены критерии разделения в средствах познания, исходя из объектов познания: знания об окружающем мире составляют науку, знания о мире идей – философию, однако знания о Боге (Абсолюте) – исключительно веру.

«Целостные знания», которые воссоздают идеи всеединства, должны быть направлены на разработку универсальных теорий, в которой формулируются базовые идеи о мировом единстве. Концепция целостных знаний постулирует мысли о согласованности познавательных и этических форм активности (Добра и Истины). Исключительно высоконравственные характеристики личности у субъекта познания выступают свидетельством верности в полученных им знаниях, так как для реализации познания человек должен обладать как логическим инструментарием, так и жизненной позицией.

Концепция теократии вселенной

Согласно позиции Соловьева, исторические процессы являются становлением Вселенской Церкви, которая объединяет человечество в Богочеловеческие общности. По дороге в Царство Божие, действия людей на земле должны реализовываться не по отдельности, а сообща, формируя единую общность, которое выстраивается исходя из принципа честности.

Идеалами данных общностей Соловьев описывал свободные формы теократии, в которых нравственные формы власти находятся в руках церквей, главой которой выступает первосвященник, силовые полномочия есть у царя, а права спрашивать совета у Бога – у пророков. Свободная теократия, по Соловьеву, это формы вселенской теократии, которые необходимо создавать через объединение православных и католических церквей.

Данное объединение, согласно мысли автора, необходимо реализовывать под Римским руководством. Говоря о проявлениях государственности, ее мощные выражения, при которых главенствует монарх – царь, хорошо реализована на российской территории. Соловьевым выдвигались идеи о вечном союзе Папы Римского с Русским царем – союзе самых значимых представителей в двух величайших дарах: Царстве и Священстве.

При этом, не смотря на большое старание, он не смог реализовать свои намерения ни на территории России, ни на Западных территориях. Так, Папа Лев XIII, при ознакомлении с идеями Соловьева дал следующий комментарий: «хорошая идея, но реализовать ее может лишь чудо».

Историческое российское призвание: русская идея

Концепция о всеединстве была применена философом в разработке так называемых «русских идей». «Русская идея», согласно его воззрениям, представляет собой историческую российскую миссию, которая может быть сформулирована следующим образом: «Что составляет предназначение русских людей? Где смысл в их историческом бытии?».

Судьбу русских людей, по Соловьеву, определяет факт того, что они являются христианами, исходя из чего, в их национальной идее должно находиться стремление вхождения в общую структуру мира христиан. Согласно мыслям автора, России необходимо пройти данный путь, реализующийся в самопожертвовании для благополучия и иных народов, совместно с самоотречением – отказом от собственной самобытности (которую он называл в качестве национального эгоизма), при подчинении идеям других людей.

В отказе от национальной эгоистичности прежде всего предполагается отречение от православия, совместно с присоединением к общей христианской церкви.

Замечание 1

Дискутируя с Ф. М. Достоевским, Соловьев отмечал следующее: «Высшей целью России, Федор Михайлович, является совсем не то, что вы считаете – смещение Европы с исторической арены при доведения до мира новых идей и слов, а в служении и помощи для европейского возрождения, путем вливания туда свежих славянских сил, способствуя, тем самым формированию там новых, более полных, чем сейчас, жизненных форм – вот в чем состоит подлинная Российская миссия, поскольку для себя она может лишь оставаться в прозябании».

Согласно взглядам В. С. Соловьева, Россия не внесла никакого вклада в мировой запас информации ни в науке, ни в философии, а русская литература также находится в фазе регресса. При этом, высказывания о литературе были адресованы Ф. М. Достоевскому. Вместе с тем, такая низкая оценка русской литературы была им дана в эпоху творчества Льва Толстого и других выдающихся авторов.

Свои религиозно-философские воззрения, Соловьев выстраивал в рамках идей того, что К. Победоносцевым было определено в качестве «болезни нашего времени» – создание различных концепций, которые далеки от реальных проблем, совместно с желанием выстраивать жизнь в данном ключе.

Концепции любых мыслителей необходимо анализировать с учетом их сильных и слабых сторон, в которых есть сильная связь. Последователями В. С. Соловьева были выделены позитивные основы в его идеях, которые способствовали построению на них целых философских направлений.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

«Русская идея» как концепт национального самосознания стала смыслообразующим принципом для многих русских философов, писателей, каждый из которых развил в этом понятии свое специфическое видение.

По сути своей, во всей своей истории «русская идея» проявилась не как строгое понятие, а скорее, как символ, смыслообраз или метафора, которые соответствовали национальным поискам смысла бытия народа в мировом контексте и его сущности.

На обыденном уровне под этим ноуменом понимается совокупность представлений, образов, чувств, которые связаны или отображают глубинное содержание русской ментальности и роль России в мировой истории.

История и содержание понятия (концепта) «русской идеи»

Известно, что первым использовал это понятие Ф.М.Достоевский, когда в 1861 году писал:

«Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».

Таким образом, концепт «русская идея» содержательно вмещает в себя смысловые особенности специфики национального самосознания, а время его «формирования» принято относить к периоду Московского государства, считающегося в духовном плане «золотым веком русской святости». Именно тогда в религиозной и художественной жизни, которые были теснейшим образом переплетены, и возникли, проявились особенности нашей духовной культуры, впоследствии ставшие определяющими в развитии отечественного самосознания и духовной жизни в том числе.

Особенности русского самосознания

К их числу относят:

  • Мистицизм

ставший «глубинно» близким нашей духовной культуре и воспринятый ею из Византии. Учение св.Григория Паламы – исихазм – появившееся в поздневизантийский период, с его идеями мистического единения с внечувственным миром, умной молитвы, возможностями восприятия энергии Бога, молчаничества и т.д. оказалось «родственным» русским исканиям. Позже именно этот мистицизм и мистическая направленность культуры с её органичным соединением «рацио» и «чувства» определили, в том числе, и меньшую расчлененность в нашей духовной жизни — по сравнению с Европой

  • Историзм

появившийся уже в отечественных летописаниях и ставший затем в теории «Москва- третий Рим» полноценным религиозно-космическим концептом культуры. С историзмом также связана еще одна идея национального самосознания России, которая впоследствии получила и свое философское обоснование, а именно: идея соборности.

  • Эстетизм

выведший признание красоты как безусловную ценность. Он нашел проявление не в одной лишь художественной жизни страны, но и в отношениях людей к слову, в философии, в морали.

Так, отечественный мыслитель А.Ф.Лосев отмечал специфику русской философии, в том числе и в том, что в ней:
а) преобладает выражение идей не в системно-абстрактных понятиях, а преимущественно – в образах, символах посредством слова художественной литературы;
б) прослеживается теснейшая связь с действительной жизнью;
в) обнаруживается противостояние картезианскому «рацио», как к механическому и бездушному мышлению;
г) проявляется внимание, большей частью, к проблемам духовным.
Среди ученых существует единое мнение, что наиболее полное выражение русской специфики дано в идее всеединства мира (образ Софии) в учении В.С.Соловьева. (подробнее ).

В.С.Соловьев и «русская идея»

В своей одноименной статье мыслитель определяет идею национального самосознания не через человеческие поиски и устремления, а через божественный произвол, когда национальная идея

«есть не то, что нация сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

В.С.Соловьев выводит определение действия в истории трех сил:

  • Одну – центростремительную, подавляющую любое разнообразие, он называет характерной для Востока
  • Вторую – центробежную, дающую свободу индивидуализму, анархии и эгоизму – для Запада
  • И для третьей, интегрирующей или могущей «объединить» эти крайности и проявляющейся как высшее откровение – философ определяет славянство, как носителя.

Именно русский народ обязан, по его представлениям, заложить основы такой всемирной теократии.
Если рассматривать русскую идею В.С.Соловьева, то очевидно, что в условиях и контексте глобализации ее предназначение, в первую очередь, должно быть проявляемо исключительно в ценностном (аксиологическом) наполнении исторической миссии России.
Такой же позиции, которая противопоставляется национализму и четко разграничивается с национальной идеей, держится и Н.А.Бердяев в своем понимании русского самосознания.

Наша презентация:

Глобальное значение концепта «русская идея»

Идеи русского самосознания сегодня должны стать (и могут это сделать!) смыслообразующей и содержательной основой для нашей цивилизационной и культурной идентичности в эпоху глобализма. Русская идея изначально признает важнейшие положения:

  • О приоритете единства мира
  • Об универсальных ценностях бытия – свободе, справедливости, терпимости, братстве, ненасилии, солидарности и т.д.

И в этих основах она созвучна мыслям всех великих ученых, пророков, мыслителей, определявших общее выше любых различий и любовь выше всего другого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *