Список грехов исповедь

  1. Что такое тауба
  2. Сура «Тауба»
  3. Нужда людей в покаянии
  4. Успеть покаяться
  5. Отстраниться от грехов
  6. Тауба намаз
  7. Условия тауба

Тавба или тауба (tauba) в переводе с арабского означает «покаяние», то есть это раскаяние человека обращенное ко Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении и сожалением за совершенные грехи. Тауба должно сопровождаться намерением больше никогда не совершать такого греха.

Многие аяты Священного Корана и хадисы побуждают мусульманина к покаянию, его совершение – это фард, то есть согрешившему мусульманину обязательно необходимо совершать тауба после любого греха, с покаянием медлить нельзя. Суть тауба — в том, чтобы вернуться к Аллаху, оставить ослушание и подчиниться Ему.

Покаяние недостаточно просто выразить языком, его необходимо закрепить в своем сердце. Если выполнить все условия совершения тауба, то у мусульманина появляется надежда, что Всевышний Аллах простит его. Тауба должна исходить из самого сердца верующего, только тогда Всевышний Аллах примет раскаяние человека. Великой милостью Всевышнего Аллаха является то, что Аллах дал людям возможность покаяться и очиститься от грехов.

«Тауба» — также носит название девятая сура Священного Корана, состоящая из ста двадцати девяти аятов, и все эти аяты, за исключением двух последних, являются мединскими, то есть были ниспосланы Посланнику Аллаха ﷺ в Медине.

Нужда людей в покаянии

Мир, в котором живет верующий мусульманин, наполнен как добром, так и дьявольскими искушениями, которые своими соблазнами способны погубить каждого. Дьявол делает попытки совратить человека посредством соблазнов и грехов. Человеку необходимо иметь силы противостоять всему этому злу, исходящему от сатаны и его приспешников, а также от собственной души (нафса), желающей погрузиться в беззаботное, пустое и греховное времяпрепровождение.

Впасть в грех каждый мусульманин может как вольно, так и невольно. Но Всевышний, проявляя свою любовь к своим рабам, позволяет очиститься от греха также каждому мусульманину. Аллах дает мусульманину возможность стать чище и лучше, задуматься о своих поступках, а также требует не совершать новых грехов. Тауба – это важная основа Ислама, она является первой стадией подготовки к ахирату для верующих.

Все люди нуждаются в покаянии: для каждого мусульманина важно и необходимо, чтобы его тауба прошло через сердце и не было показным. Это не касается публичного покаяния, во время которых человек не должен проявлять гордости, поскольку только стыд за свои поступки перед людьми и Всевышним Аллахом является основой тауба. Если человек покается в грехе, который он совершит, допускать вновь его совершение нельзя – это касается любого греха, и большого, и маленького, ведь даже если человек сказал маленькую ложь, она может привести к большой трагедии.

Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ предписывает мусульманину определенные правила, по которым ему следует строить свою жизнь, раскрывая основы того, как следует строить отношения с окружающими миром. В Сунне раскрывается жизнь Посланника Аллаха ﷺ, как пример праведного и преуспевшего мусульманина.

Если человек согрешил, раскаивается и намерен вновь добиться любви Всевышнего Аллаха, получить снова Его милость и расположение, то ему следует помнить о том, что Всевышний Аллах готов простить мусульманина, пока он раскаивается, и тяжесть грехов не имеет значения. В сборнике Тирмизи приводится хадис кудси, переданном Анасом ибн Маликом, где говорится, что даже если бы грехов у человека было так много, что дотянулись до облаков в небе, и он просил бы Всевышнего о прощении, то Аллах все равно простил бы его.

Тауба – это не только искреннее раскаяние в совершенном грехе, но и отказ от того, чтобы совершать такой грех в настоящем или в будущем, а также совершение таких благочестивых деяний, которые бы на деле утвердили то, что человек раскаивается.

Успеть покаяться

Грехи наполнили общество, они стали многочисленны и разнообразными, их степени также различаются по тяжести и для всех совершенных грехов, мусульманин должен обязательно принести покаяние. В Священном Коране сказано, что тауба имеет пользу для тех, кто раскаивается, но для тех, кто раскаивается в совершенных злодеяниях только тогда, когда к нему приходит смерть, и для тех, кто умирает, не раскаявшись, покаяние бесполезно – об этом говорит Всевышний Аллах в суре «Ан-Ниса» («Женщины»):

Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (4:18-19).

Отстраниться от грехов

По Исламу, один из самых больших грехов является презрение к другому человеку, гордость, и стремление человека стать выше других. Если человек проявляет гордость, то это может отвратить его от Всевышнего Аллаха, а самого мусульманина отвернуть от истинной веры. Пророк Мухаммад ﷺ просил каждый день Всевышнего Аллаха, чтобы Он простил его, и только так он обрел величие.

Страсть является тем грехом в Исламе, который может заставить человека поддаться многим соблазнам, какой бы страстью это не являлось – страстью к похоти или к наживе, к роскоши или к бесконечным увеселениям. В ней кроется погибель человека, ведь она может подтолкнуть его к такому греху, как убийство или воровство.

Одним из тяжелых грехов по Исламу является лень, которая подвигает человека к праздному времяпрепровождению, что в свою очередь действует разрушающе на человеческую душу и отвращает от ежедневных обязанностей: молитве, добрым поступкам и помощи окружающим.

Тауба намаз

Тауба-намаз является молитвой покаяния. Совершая грех, человек отдаляет себя от милости Всевышнего Аллаха, сосредоточивая на себе его гнев. Для того, чтобы вернуть себе любовь и милость Аллаха, мусульманин должен покаяться и попросить Всевышнего о прощении. Пророк Мухаммад ﷺ показал мусульманам, как подобает правильно совершать тауба намаз и испрашивать прощения у Всевышнего. В хадисе, переданном Тирмизи, сказано, что Господь простит человека, если он совершил грех, а после встал для очищения себя и совершил тауба намаз, после чего попросил у Всевышнего Аллаха прощения.

Сообщается в хадисе (ибн Маджа, Тирмизи и Абу Дауд) по свидетельству Абу Бакра, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что, если кто-нибудь из рабов Всевышнего Аллаха совершит грех, а затем должным образом совершит омовение, а после этого прочитает молитву из двух ракаатов, попросит прощения у Аллаха, того Всевышний простит обязательно. После этого Пророк Мухаммад ﷺ зачитал аят из суры «Али Имран»: «Тем же, кто, совершив поступок мерзкий или поступив несправедливо против самих себя, помянули Аллаха и прощения попросили за грехи свои, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, кто сознательно в том не упорствуют, что совершили они, воздаянием будет прощение от Господа их и сады Рая, в которых реки текут и в которых они пребудут вечно».

Искренняя тауба должна совершаться так:

  • сначала совершают малое омовение или принимают сунна гусль;
  • далее совершают намаз, который состоит из двух ракаатов;
  • после окончания намаза, следует попросить у Всевышнего Аллаха прощения.

Такой намаз называют по примеру имама Тирмизи в труде «Сунан» тауба-намаз или «салят-ут-тауба».

Два ракаата из тауба-намаза – такие же, как в любом другом нафль-намазе. Конкретных сур и дуа, которые были бы предписаны для чтения во время тауба намаза, не названо.

По завершении намаза верующему следуют поднять в дуа руки, начать восхвалять Всевышнего, возносить приветствия Пророку Мухаммаду ﷺ, после чего попросить Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он простил молящемуся все его грехи. Эти мольбы верующего мусульманина должно сопровождать полное сожаление и раскаяние. Есть предписание произносить сейид-уль-истигфар во врем тауба: «Аллахумма Анта Рабби ля иляха илля Ант. Халяктани уа ана ‘абдукя уа ана ‘аля ‘ахдикя уа уа‘дикя маста та‘ту…». Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, кто в течение дня это произнесет с убеждением, а затем умрет в этот день, то этот человек станет обитателем Рая. Так сказано в хадисе, приведенном в труде Бухари «Сахих», переданном Шаддадом бин Аусом.

Пророк Мухаммад ﷺ обращал внимание на проливание слез во время мольбы: в хадисе, который передал Абу Умама аль-Бахили, что нет ничего такого, что Аллах Всевышний любил бы больше двух капель и двух следов. Что касается капель, то это слеза, пролитая от страха перед Аллахом… (Тирмизи).

Условия тауба

Для принятия тауба есть несколько условий: их назвал имам Навави еще в седьмом веке в тексте комментариев к сборнику хадисов Муслима «Сахих».

Тауба будет принята при условии, что:

  1. тот, кто совершает покаяние (тауба), от греха отдаляется;
  2. тот, кто совершает тауба, сожалеет о совершении греха искренне;
  3. тот, кто совершает тауба, намерен твердо никогда не возвращаться вновь к этому греху;
  4. в случаях, когда совершенный грех связан с кем-то еще (кающийся обидел какого-то человека, нарушил чьи-то права), то есть и четвертое условие, при котором будет принято тауба: кающийся должен восстановить в правах того, кого притеснил, или же получить прощение от него.





Назад к предыдущей статье

Как исповедоваться в Церкви




Одним из таинств Православной Церкви является таинство покаяния. В нем человек исповедует свои грехи согрешения перед Богом при свидетельстве священника.
Конечно, исповедоваться Богу можно в любое время и в любом месте. Только помыслив о грехе или даже уже согрешив, надо немедленно искренно обращаться к Христу со словами покаяния.

Однако исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства.

Для того чтобы исповедь не превратилась в простое перечисление грехов, требуется их осознание, как вещей, губящих жизнь. Иногда новоначальным, для облегчения подготовки к исповеди, некоторые священники рекомендуют записывать грехи на листе бумаги, так как кое-что может забыться.

Таинство исповеди, наравне с крещением, причащением и венчанием, является одним из основных обрядов христианской церкви. Согласно Священному писанию, приходить на исповедь полагается с семи лет и далее в течение всей жизни, вплоть до смертного одра. Однако далеко не все начинают исповедоваться с раннего возраста. Более того, многие христиане даже перед большими церковными праздниками, когда нужно покаяться и причаститься, боятся или не желают идти к исповеднику, поскольку чувствуют себя неловко. А некоторые и хотели бы исповедоваться, но слышали, что к этому таинству нужно готовиться заранее, а как? В любом случае, перед тем, как решиться на генеральную (первую за свою жизнь) исповедь, необходимо узнать все основные церковные догматы, касающиеся исповеди.

Подготовьтесь к исповеди дома. Возьмите бумагу и ручку и напишите все свои грехи, которые вспомните за последнее время. Первым должны идти смертные грехи: гордыня, прелюбодеяние, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие. Если вы виновны в убийстве (аборт церковь тоже считает убийством), обязательно запишите этот грех в самом начале. Также перечислите все свои греховные деяния, например, просмотр развлекательных программ неподобающего содержания по телевидению, посещение гадалок, и так далее). Помните, что этот листок можно взять с собой на исповедь и читать по нему. Иногда священник может взять у вас из рук листок с грехами и сам зачитать их.

Узнайте, когда проходит исповедь в том храме, куда бы вы хотели сходить. Как правило, все священники исповедуют в воскресенье, но и на неделе тоже могут проводиться Таинства исповеди. Собираясь в храм, оденьтесь подобающе: для мужчин это рубашка или футболка с рукавами, никаких шорт. Для женщин – юбка не выше колен, платок на голове, отсутствие косметики, по крайней мере, помады, поскольку нужно будет прикладываться губами к кресту. В храме поинтересуйтесь, где исповедают, как правило, к священнику стоит небольшая очередь.

Будьте готовы к тому, что еще до начала исповеди батюшка начнет задавать вам вопросы. Например, молитесь ли вы постоянно, думаете ли о Боге, не сотворили ли себе кумира. А также: не состоите ли с кем-то в ссоре, и соблюдаете ли условия, при которых отпущение грехов вступит в силу. Согласно церковным правилам, эти условия – вера в Христа, искреннее раскаяние во всех грехах и надежда начать после покаяния новую безгрешную жизнь.

Построение первой Исповеди

Священник, исповедующий больного человека, в первый раз приступающего к Таинству Покаяния, в первую очередь должен выявить наиболее тяжкие грехи, а затем все остальные.

Если Господь прощает болящему смертные грехи, это существенно изменяет его участь: облегчает протекание заболевания, способствует иногда мгновенному или быстрому выздоровлению или сохранению жизни в опасных или близких к смерти состояниях здоровья.

Больная А. 64 лет находилась на излечении в урологическом отделении ЦМСЧ–122. После операции началось осложнение. Состояние оставалось без динамики в течение трех недель. Больная никогда не исповедовалась и не причащалась. Священник оказался рядом с ней случайно — пришел причащать соседку по палате. Так как последняя была срочно увезена в операционную, состоялась беседа (даже не Исповедь), в ходе которой больной были объяснены все смертные грехи. Больная втайне (про себя) покаялась и подтвердила твердое намерение готовиться к Исповеди. На следующий день в состоянии глубокого потрясения больная пришла в домовую больничную церковь, шокированная резким улучшением состояния здоровья вопреки недавним пессимистическим прогнозам врачей. Через три дня после Исповеди больная была выписана.

Если Вы исповедуетесь впервые, также обязательно прочтите рекомендации для подготовки перед первой исповедью >>>>>>

Молитвы, просьбы к Богу

Помолитесь или напишите просьбу Богу за себя или своих близких людей.

Если вы исповедуетесь впервые, обязательно скажите об этом священнику.

Помните, что выезд исповедника на дом возможен только в том случае, если человек болен или при смерти.

Если батюшка на исповеди взял у вас из рук листок с перечислением ваших грехов и порвал его, значит, Таинство исповеди окончено, вам дано отпущение грехов и вам не надо вновь исповедовать этот грех если вы чистосердечно раскаялись в нем.

Если даже после исповеди вас все еще преследуют угрызения совести за совершенный грех или сомнения о том что покаяние не было принято Господом, — возможно вы что-то утаили, или покаяние не было искренним? И если вы чувствуете необходимость покаяться еще раз, возможно более искренне, либо совершить благое дело во имя Господа — сделайте это для очищения вашей души.

Прямо сейчас вы имеете возможность &nbsp на поддержку и развитие нашего сайта. Совершите этот благой поступок и возможно, в глазах Господа это, как лепта бедной вдовы, перевесит множество грехов, и ваше милосердие обратит милость Божию также и к вам, и Бог будет милостив к вам также! Ибо сказано: блаженны милостивые ибо они помилованы будут! Спешите творить добро — пока мы живы у каждого есть время на покаяние! Мы молимся за тех, кто поддерживают наш сайт, и просим у Бога для них милости!

Полезные советы

Первая исповедь, во сколько бы лет вы ее ни совершили, считается генеральной. На ней нужно признаться Господу во всех своих основных (смертных) грехах, даже если их перечисление займет немало времени.

Осознав свои грехи, надо найти в себе смелость осудить себя в них и поставить целью, отвращаться от греха по мере сил, прося укрепления у Бога. Но не только исповедь на словах очищает человека. От кающегося требуется и перемена жизни с греховной на благочестивую.

Обязательно у исповедующегося должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

В Православии перед причащением святых Тела и Крови Христовых положено исповедоваться в церкви, начиная с возраста, когда ребенку исполняется семь лет. В это время появляется осознание своих поступков и ответственность за них как перед Богом, так и перед людьми.

В некоторых случаях, для более полного искоренения греховных привычек, въевшихся в сердце и душу человека, священник может назначить епитимью. Под епитимьей подразумевается подвиг, в котором исповеданный грех врачуется противоположной добродетелью, и который способствует изменению жизни.

По окончании исповеди желательно искренне произнести «каюсь». Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль – это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.



Подготовка к Исповеди по Иоанну (Крестьянкину):



ГРЕХИ ОСОБО ТЯЖКИЕ
грехи смертные:
1. Гордость
2. Сребролюбие
3. Прелюбодеяние
4. Зависть
5. Чревоугодие
6. Гнев
7. Уныние
грехи хулы на Духа Святого:
1. Отчаяние — чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.
2. Упорство в неверии, отрицание любых доказательств бытия Божия, даже очевидных чудес.
3. Чрезмерное упование на Бога, или коснение в греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
грехи, вопиющие на небо об отмщении за них:
1. Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство.
2. Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы).
3. Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
4. Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы; обман и обирательство нищего, присвоение имущества заключенного или больного человека.
5. Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев.
Подробнее:

По первой заповеди:


1. Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
2. Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
3. Не сомневался ли в святых догматах Веры Православной?
4. Молишь ли Господа Бога укрепить твою веру?
5. Не терял ли надежду на Божие милосердие и помощь?
6. Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
7. Всегда ли, когда можно посещаешь церковныя богослужения? Не опускаешь ли их без важных причин?
8. Любишь ли читать религиозно-нравственныя книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешнаго любопытства книг безбожных и еретических?
9. Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительныя цели и на св. храм?
10. Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в сеансах общения с нечистой силой?
11. Не забываешь ли о главном, о жизни по Закону Божию, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, безпечности?

По второй заповеди


1. На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в разсеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
2. Не отвлекает ли тебя от Господа Бога увлечение телевидением, кино, театром, картами?
3. Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не живешь по Его заповедям и не исполняешь правила нашей Матери-Церкви?
4. Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Господь Бог и Его учение.
5. Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем.
6. Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.

По третьей заповеди


1. Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
2. Или дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее?
3. Не предавался ли унынию?
4. Не бывает ли разсеянною, невнимательной твоя молитва Богу?

По четвёртой заповеди


1. Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
2. Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
3. Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такия увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
4. Посещаешь ли аккуратно церковныя богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к средине или концу богослужения?
5. Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
6. Не нарушал ли св. постов?
7. Не упивался ли спиртными напитками?

По пятой заповеди


1. Не было ли случаев непочитательнаго отношения к родителям, невнимательнаго отношения к их заботе и их советам? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
2. Если умерли родители твои, часто-ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?
3. Не было ли случаев непочтительнаго отношения к пастырям Церкви?
4. Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывают к следованию Церкви и ея учению?
5. Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?

По шестой заповеди


1. Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущаго не накормил, жаждущаго не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящагося в темнице не посетил (Матфея 25:34-36)?
2. Не совершил ли ты духовнаго убийства, то есть, не совратил ли кого с добраго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
3. Не убил ли кого греховно проявлением злобы и ненависти к нему?
4. Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?
5. Винишь ли во всем себя или только других?
6. Не прибегала ли к недозволенным операциям, что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?

По седьмой заповеди


1. Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковнаго брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковнаго брака?
2. Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
3. Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, разсматриванию нечистых картин?
4. Вспомни грешныя песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромныя зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи.
5. Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконнаго сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковнаго, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Таин, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
6. Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-ой заповеди, так как люди стыдятся исповедывать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения преподобною Феодорою 16, 17, 18 мытарств, ангел сказал Феодоре: Ты видела страшныя, отвратительныя блудныя мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад.
7. Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.

По восьмой заповеди


1. Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
2. Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
3. Не овладевает ли твоею душою скупость?
4. Не принимал ли краденнаго? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?

По девятой заповеди


1. Не клеветал ли на ближняго твоего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил их, за действительные ли их грехи и пороки или только за кажущиеся?
2. Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием?
3. Не прибегаешь ли иногда ко лжи, неправде? Стараешься ли быть всегда правдивым?

По десятой заповеди


1. Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошаго или ценнаго у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкаго преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на крест Самого Сына Божия, пришедшаго на землю спасти людей.
2. Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.








Памятка к исповеди-1 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):

Памятка к исповеди-2 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):







Как подготовиться к первой исповеди?

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:
— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его. О грехе аборта >>>

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».
Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Священник Андрей Дудченко


См.также:
Первая исповедь. Как подготовиться к первой исповеди >>>

КРАТКИЕ ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ОБ ИСПОВЕДИ >>>

1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам >>>

Причащение, причастие: Что это такое и как правильно подготовиться >>>

Также скачайте:
Дневник кающегося >>>


Брошюра в помощь кающимся часть 1 >>>


Брошюра в помощь кающимся часть 2 >>>















См.также:











Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *