Старообрядческие четки лестовка

лестовка

Ле́стовка – разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу. Преимущественно используется старообрядцами.

Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница, и символизируют собой лестницу духовного восхождения от земли к небу.

Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и др.) со вставленными в определённой последовательности и количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы. Кроме того, существуют лестовки, изготовленные нетрадиционным образом; например, изготовленные из бисера.

Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники. Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога.

Лапостки

Очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали Завета. Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов. Лапостки обшиваются окантовкой, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых евангелистов, либо молитвы им.

Передвижки

Между лапостками принято размещать семь передвижек, которые представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают церковный колокол. Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков. Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств, а также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю, и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения.

Передвижки помогают вести счёт лестовок на молитве. В последнее время часто встречаются лестовки, в которых передвижки либо отсутствуют, либо лишь обозначают присутствие, сводя на «нет» возможность их реального использования.

Иногда между верхними лапостками вшивается ладанка-реликварий, которая имеет «горловину» со стороны лестницы.

Ладанка представляет собой мешочек для ношения ладна и святынь (пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, крестик).

Лестница лестовки обычно состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.

Ступени (ступеньки, бобочки) представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы.Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала. Иногда в бобочки вставляют плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны (напечатаны) определённые молитвы.

Связанная по концам лестница образует кольцо, которое символизирует божественную безначальность и бесконечность, жизнь вечную и непрестанную молитву.

Существует большое количество разновидностей лестовок. Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. Кроме богородичных лестовок существуют и маленькие лестовки, на разное число бобочков (30, 33, 40, 50 и т.п.).

Лестовка

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли.

Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование.

На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа.

До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Келейное правило молитвы по лестовке
Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже», с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи… Помяни мя, Владыко… Помяни мя, Святыи…» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

«Вифлеемъ — Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

КАК МОЛИТЬСЯ ПО ЛÉСТОВКЕ

По обы́чаю, описанному в XVII веке святы́м священномучеником Аввáкумом протопóпом, по лéстовке можно моли́ться и поклóнами (метáниями — мáлыми поклóнами до земли, когда голова не касается подрýшника, а держится прямо), и крáткими моли́твами без поклóнов.

Краткие моли́твы:
«Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии, поми́луй мя́ грéшного» (или в конце: «поми́луй нáс»);
или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нас»;
или крáткие моли́твы (запéвы) святы́м.

После каждой лéстовки моли́ться так:

Слáва. И ны́не.Аллилýия, аллилýия, слáва Тебé Бóже (трижды с вели́кими поклóнами до земли, при которых и рýки, и голова касаются подрýчника; а в вели́кие праздники, субботу и воскрéсный день, а также на Свя́тках и во всю Пятьдеся́тницу — с поклóнами в пóяс).
Гóсподи поми́луй (трижды).

Слáва. И ны́не.
И дáлее — слéдующая лéстовка, которая заканчивается так же.

На трёх больших ступéнях св. Аввакум не указывает никаких моли́тв или поклóнов. По обы́чаю, на них можно моли́ться либо «Отче наш», либо «Богорóдице Дéво, рáдуися», либо «Помяни́ нáс Гóсподи, егдá прии́деши во Цáрствии Си́» (во второй раз вместо “Гóсподи” говорим “Влады́ко”, а в третий раз — “Святы́и”), с земны́ми поклóнами (в вышеукáзанные дни, когда «Аллилýия» с поясны́ми поклóнами, на этих моли́твах поклóны тоже в пóяс).

По обы́чаю, за Псалты́рь мóлятся 30 лéстовок с поклóнами Исýсовой моли́твой либо 60 лéстовок без поклóнов.
За канóн — 3 лéстовки с тем запéвом, который полóжен на канóне дáнному святóму или празднику (только обычно не употребляются запéвы с концовкой «услы́ши моли́тву раб Свои́х, молящихся Тебé», а вместо них читается либо запéв Госпóдскому празднику, или Исýсова моли́тва, или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нáс», в зависимости от того, за какой канóн мóлимся).

При моли́тве по лéстовке о здрáвии за кого-либо на мáлых ступéнях лéстовки мóлимся:
«Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии поми́луй нáс»;
или «Пресвятáя Гóспоже Богорóдице, спаси́ нáс»;
или крáткую моли́тву (запéв) какому-либо святóму, а на «Слáве» мóлимся так же, как на Псалты́ри о здрáвии (см. в статье «Как моли́ться Псалты́рь о здрáвии»).

При моли́тве за упокóй на мáлых ступéнях лéстовки читаем:
запéв «Покóй Гóсподи дýшу усóпшаго рабá Твоегó (имя)»;
или «Покóй Гóсподи дýшу усóпшия рабы́ Твоея́ (имя)»;
или «Покóй Гóсподи душя́ усóпших рáб Твои́х»,
а на «Слáве» мóлимся 15 обы́чных поклóнов за упокóй.

Трудами братии Валаамского монастыря: изготовление лестовок

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней»

Одна из паремий, читаемых на богородичные праздники, повествует нам о лестнице Иакова. Этот образ восхождения к Богу в церковном предании часто ассоциировался с Пресвятой Богородицей, ставшей для падшего человечества воистину лестницей от земли на небо. И если говорить о символике, то в Православной Церкви есть незаслуженно забытые чётки «лествица», обильно наполненные символическим смыслом.
Происхождение чёток предание относит ко времени преподобного Пахомия Великого, который, будучи основателем монашеского общежития, ввёл их для неграмотных своих учеников-монахов, обязанных произносить каждый день известное число молитв и поклонов.
Цель открытия интернет-лавки Спасо-Преображенского Валаамского монастыря – помочь всем тем, кто не имеет возможности и времени приехать на остров, прикоснуться к Валааму и его святыням.
Выходя на интернет-пространство, лавка Валаамского монастыря, одного из оплотов Православия на Руси, не преследует коммерческий интерес, но призвана, прежде всего, утолить духовную жажду..
Говорят, что привычка молиться по лестовке так сильно укореняется в сознании иноков, что некоторые, засыпая вместе с лестовкой в руке, порой продолжают чуть слышно повторять молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек – «бобочков». Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками. В изготовленных согласно правилам лестовках в каждом бобочке в виде свитка заключена Иисусова молитва.

Бытует два мнения о происхождении лествицы. Согласно одному из них, лествица есть позднейшее видоизменение чёток, которое на Руси приобрело важное символическое значение, превратившись из простого приспособления для счёта в важнейший инструмент молитвы. Другое мнение гласит, что лествица была принесена на Русь ещё при равноапостольном князе Владимире из Византии, но у южных православных народов была постепенно заменена на более простую в изготовлении шерстяную вервицу.

Изготавливаются лестовки по отработанной в течение веков строго определённой технике, имеющей свои особенности. Традиция изготовления лестовок в наши дни весьма распространена, однако едва ли можно найти подробное описание этого процесса в литературе.

Лестовка содержит 109 ступеней-бобочков, состоящих из скрученных в тугой свиток кратких молитв. Их текст приведён в дореформенной редакции: сотня молитв Иисусовых дополняется тремя ступенями с молитвой «Аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» в начале и конце молитвенного круга, а в середине находятся ещё три молитвы: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии си» и «Помяни мя, Святый, егда приидеши во царствии си», во образ Святой Троицы.

Отдельно можно вспомнить о «богородичных лестовках», которые иногда используют в основном для домашней молитвы. Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет 15 отсчётов. Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице, когда на малых ступенях читают «Богородице Дево, радуйся…» на каждую ступень, а на больших ступенях – молитву «Отче наш…».

Особо следует сказать о четырёх треугольных лапостках, сшитых попарно и зачастую добротно украшаемых искусными рукодельницами. Каждая деталь тут пронизана символизмом и смыслом.

Лапостки украшаются обшивкой (и нередко обрамляются бисером). Далее следуют три «аллилуйных» бобочка и полоска кожи, называемая «землёй», а в конце лестовки следует такая же полоска, называемая «небом», понуждающая молитвенного труженика к восхождению «гор̀е». Даже само количество молитвенных ступенек наполнено символическим смыслом. Начальные 12 молитв символизируют 12 апостолов Христовых, 38 ступеней – 38 недель, когда Пресвятая носила Христа, 33 ступени символизируют годы земной жизни Спасителя, а 17 оставшихся ступеней – 17 исполнившихся ветхозаветных пророчеств о Христе. Замкнутость чёток и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трёх божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Оканчивающие лестовку две лопасти – символ двух скрижалей завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырёх Евангелиях (четыре стороны двух лопастей). На лопастях часто изображаются евангелисты, благовестие которых должно руководить христианами и в молитве, и в жизни.

В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое устав обязывает вычитывать нас в ежедневном молитвенном правиле.

Напомним все семь церковных таинств, неизменно сохраняемых Православной Церковью:

1) Крещение

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия (т.е. Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

6) Брак

7) Елеосвящение (Соборование)

Иногда молитвой по лестовке допускалось заменять чтение иных молитв, канонов и даже участие в определённом Богослужении. Так, например, за Вечерню – шестьсот молитв или триста поклонов, за кафизму – триста молитв.

Неудивительно, что в синодальный период бытования Церкви лестовка оказалась позабытой, ведь всё, что напрямую ассоциировалось с расколом, целенаправленно подвергалось уничтожению и забвению. Тем не менее, преподобный Серафим Саровский иногда изображается именно с лестовкой.

Чётки – одно из традиционных монашеских поделий. Многие святые отцы писали, что свободное время в келии должно быть занято таким механическим трудом, который не отвлекает инока от молитвы. Поэтому некоторые братия вяжут монашеские шапки, некоторые плетут шерстяные вервицы, а недавно освоено и производство кожаных лестовок. Как и столетия назад, весь процесс производства осуществляется вручную: скатываются в свитки молитвы, нарезается кожа, украшаются бисером лапостки. Всё вручную, каждое действо сопровождают молитвой.

Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Особое устройство богородичной лестовки предназначено для специального молитвенного правила Пресвятой Богородице.

Предыдущий Следующий

Используются чётки главным образом в монашестве. Миряне тоже могут молиться по чёткам, однако желательно иметь на то благословение духовника. Чётки не должны восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более как знак превосходства над окружающими. Чётки – не повод для самовозвеличивания и гордыни, в противном случае их использование сродни фарисейству.

Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, а пальцы для отсчёта ступеней складывать так же, как и для крестного знамения. В таком положении очень удобно отсчитывать число произнесённых молитв большим пальцем. При совершении земных поклонов аккуратно свёрнутую лестовку стараются класть на подручник. При этом две сложенные вместе полусогнутые ладони прикрывают её сверху, образуя подобие «домика». Нельзя сказать, что этот способ является каким-то правилом – скорее физиологической особенностью, однако и в этом жесте можно найти определённое проявление благоговения и бережливости. При соответствующем обращении одна и та же качественно сработанная лестовка может на долгие годы стать самым дорогим и любезным другом для души.

Прекрасным подарком воцерковлённому человеку станет валаамская лестовка ручной работы – настоящее оружие церковное, специально изготовленное для овладения молитвой, которую апостол Павел в послании к Ефесянам называет «мечом духовным».

Исторические факты

До революции существовало множество различных лестовок. Они изготавливались как домашними умельцами, так и небольшими специализированными артелями. Крупнейший центр лестовичного промысла находился в городе Семёнове Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX — начале XX века нишу дешёвых массовых изделий почти полностью контролировал предприниматель, хлебопромышленник и лесозаготовитель Николай Александрович Бугров.

Лестовку чёрного цвета носили участники 1-го Офицерского добровольческого подразделения полка генерала Маркова во время Гражданской войны – как знак принадлежности к нему.

Нашли лестовки своё отражение и в русском изобразительном искусстве. С лестовкой на левой руке изображены на картине В.И. Сурикова юродивый и боярыня Морозова.

Упоминается лестовка и в народной мудрости, например в русской пословице «Робкий муж и лестовки боится».

В прежние времена усопшему православному христианину в последний путь непременно полагалась погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае её замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведёт скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования.

Существует книга, духовный труд «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Она называется так же, как чётки, поскольку описывает степени восхождения человека по ступеням добродетелей. В произведении сказано: «Кто приобрёл похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов». Будем помнить эти слова и с помощью Божией укрепляться в деле духовного совершенствования.

Трудами братии Валаамского монастыря

Интернет лавка монастыря

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование. На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Чётки — это инструмент для подсчёта молитв

Сперва поговорим самих чётках. Слово это этимологически близко слову «считать», оттуда же «счёты». То есть чётки — это инструмент для подсчёта, а никак не мистический атрибут, как ожидают некоторые.

Плетённые чётки

Конструкция у чёток всегда сводится к следующей: есть некая верёвка, а на ней маленькие элементы, которые мы и будем пересчитывать. Это могут быть бусы, а могут и узелки. Вовсе не обязательно, чтобы чётки были деревянными, освящёнными и купленными в Церкви.

При желании чётки можно сделать даже из гаек.

Тут вспомнился очень интересный пример: одна бабушка в годы советских гонений соорудила себе чётки из подручных материалов: гаек на верёвке. И пользовалась!

Что же читают на чётках?

  • В христианстве и исламе — молитвы;
  • В Восточных религиях — мантры;
  • Эзотерики могут использовать аналогичные конструкции для подсчёта заклинаний и аффирмаций.

В общем, каждому своё, монополии на чётки нет ни у одной традиции. А зачем, собственно, нужен инструмент? Неужели, нельзя на пальцах считать или в голове?

Это вряд ли. Когда человеку нужно читать молитвы сосредоточенно, а их свыше ста штук, довольно сложно уследить. Ты разумом либо в молитве, либо в математике.

Христиане используют чётки с первых веков существования своей религии. Ничего не известно о том, чтобы подобный инструмент использовали во времена апостолов. По разным версиям, чётки ввёл кто-то из этих людей III–IV веков:

  • Василий Великий — архиепископ, богослов, Отец Церкви;
  • Пахомий Великий — монах и чудотворец;
  • Святой Антоний — подвижник, отшельник, монах.

По мнению историков Церкви, изначально чётки нужны были для того, чтобы неграмотные монахи могли правильно молиться. По чёткам удавалось в нужном количестве выполнять молитвенное правило и не затруднять себя счётом. А вот символизма в этом действе не было.

В православии получили распространение чётки лествица, ныне ими пользуются старообрядцы

В православии особую популярность завоевали чётки лествица (лестовка). Их название этимологически близко слову «лестница». Наши предки не относились к ним, как просто к инструменту, а считали неотъемлемым атрибутом религиозной жизни христианина.

В духовной практике чётки получили важную роль и обрели символическое значение. Они напоминают нам об эпизоде из Священного Писания, который можно назвать «Лестница Иакова»:

Быт. 28:12–16

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!».

Чётки лествица

Образ лестницы Иакова был особенно популярен на Руси, существовал даже апокриф с таким названием, который подробно её описывал.

Лествица используется старообрядцами.

Лествица — это тоже лестница между земным миром и небесным царством. Существует две разновидности этих чёток:

  • На 109 бусин;
  • На 150 бусин «Богородичные лестовки».

Символизм очень важен в лествице. На ней есть треугольные лапостки, что напоминает о Святой Троице. Есть 7 передвижек — семь таинств.

Каждый промежуток из бобочков тоже имеет свои значения.

Чётки замкнуты в кольцо в знак непрестанной молитвы.

Раньше во все бобочки вплетали бумагу с Иисусовой молитвой. Сегодня это делают редкие мастера.

Листовки бывают трёх видов: мужские, женские, детские. Отличаются цветами и размерами.

Как молиться по лестовке

Лестовку держат левой рукой, положив дорожку на указательный палец. Большой перебирает ступеньки лестницы, пропуская их между средним и указательным пальцем.

Благодаря чёткой разметке с опытом легко отчитывать следующие цифры:

  • 3;
  • 7;
  • 9;
  • 12;
  • 15;
  • 20;
  • 40;
  • 50;
  • 103;
  • 109.

Сегодня этими чётками пользуются только старообрядцы.

Есть разные виды чёток, в современном православии используют вервицу

Существует разные виды чёток. Рассмотрим наиболее известные.

Вервица

Вервица — современные православные чётки

Вервица — это верёвочные чётки с узелками. Такие чётки наиболее распространены в современном русском православии. Количество узелков — 100. Такие чётки проще всего найти, они продаются практически в любом храме или любой иконной лавке.

100 обычно столько узлов на вервице

Ещё один отличительный признак вервицы — крупный узелок на каждый десяток мелких узлов. Так удобнее считать молитвы десятками.

Есть вервицы в 10 узлов, в 33 и даже в тысячи, но столь крупные встречаются они реже, в монастырях.

По сути, любые чётки в православии — это вервица. Традиция делать именно узелковые чётки не помещала спросу, например, на деревянные изделия.

Брояница

Это сербские вязанные православные чётки. Напоминают вервицу, но намного проще по конструкции. Внешне выглядят как браслет, а потому их спокойно можно носить с собой на руке и не вызывать у окружающих лишнего любопытства.

Брояница — сербские чётки-браслет

Предпочтительный материал — синтетическая ткань.

33 узелка у брояницы

Брояница состоит из 33 трёх узелков — по количеству земных лет Иисуса Христа. Это разновидность вервицы.

Там, где шнур замкнут в кольцо, находится самый приметный элемент конструкции — крест с равными сторонами. На особенно искусных изделиях внутри него может быть изображена небольшая икона.

Розарий

Розарий — это католические чётки. Отличить их легко по относительно изолированному расположению бусин. На розарии читают молитву, которая называется точно так же: розарий. А ещё розарий — место, где выращивают розы, но сейчас не об этом.

Розарий — чётки католиков

Розариев существует несколько разновидностей, например, ирландские чётки. Есть даже кольцо-розарий, которое позволяет легко в любых обстоятельствах читать молитвы.

Смотрятся чётки этой разновидности довольно богато и эстетично.

Другие чётки

Всех чёток не перечислить. Есть мусульманские, индийские, тибетские чётки. По сути, нет разницы, какими пользоваться. Православие не делает из предмета культа. Чётки — это инструмент подсчёта, не более того.

Мирянам чётки обычно не нужны, а если ими и пользоваться, то просто для упрощения счёта, без налёта мистики

На чётках читают любые молитвы, которые нужно прочесть несколько раз. Сам принцип молитвы прекрасно описал Протоиерей Игорь (Фомин):

Игорь (Фомин) протоиерей

«Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного“. Или молитвы Богородице: “Пресвятая Богородице, спаси нас», “Богородице Дево, радуйся…“ Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом.

Смысл многократного повторения молитвы — вдуматься в ее смысл, соприкоснуться через молитву с самим Господом. Повторяя, мы легче отвлекаемся от посторонних мыслей, суетных и, может, даже вредных для души. Чтобы дурные мысли не пустили в нашем разуме корни. Молитва — тот борец с сорняками, после которого легче вырастить в сердце что-то доброе и полезно».

Из практики молитвы на чётках не нужно делать ритуал. Опасно искать в ней мистическое содержание. Лишь монахи применяют чтение молитвы на чётках как духовную практику непрестанной молитвы.

Православные чётки с разным количеством бусин

Чтобы это совершать, нужен большой духовный опыт и наставничество человека, который разбирается в вопросе.

Андрей (Чиженко) иерей

Иерей Андрей (Чиженко) чётко проводит грань между молитвой на чётках монаха и мирянина:

«Очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через наблюдение и благословение духовника».

Устройство и название частей и их символический смысл

Каждая деталь в лестовке имеет духовный символический смысл.

Четыре треугольника именуются лапостками, обязательно обшиты или оплетены кожаной оплёткой. Треугольная форма лапостков символизирует Пресвятую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Четыре лапостка символизируют четыре Евангелия от Святых Апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а оплётка или обшивка краев — целостность и непреложность Евангельского учения. Между лапостками семь передвижек, которые символизируют семь святых таинств Церкви и служат для счёта каждой сотни прочитанных молитв.

От лапостков идут подряд три ступени, символизирующие Пресвятую Троицу, далее гладкий участок без «бобочков», называемый «Землёю». С него начинается молитвенный круг по лестовке. Далее следуют 12 малых, или простых ступеней. Они обозначают 12 Святых Апостолов. Затем одна большая, или великая ступень. После неё 38 малых, символизирующих 38-недельное пребывание Христа-младенца во чреве Пресвятой Богородицы. Опять большая и 33 малых, символизирующих 33 года земной жизни Иисуса Христа. Затем опять большая и 17 малых, напоминающих о семнадцати ветхозаветных пророчествах о Христе Спасителе. И, наконец, как и вначале — гладкий без бобочков кожаный промежуток, который называется «Небо». И перед лапостками опять три ступени. Таким образом, пройдя по лестовке молитвенный круг, молящийся словно восходит от Земли на Небо.

Внутрь бобочков при плетении лестовки обычно вставляется бумажный свиток с молитвой. Традиционно, на каждой бумажке писалась Иисусова молитва, в настоящее время в массовом производстве эта традиция не поддерживается, но есть мастера, которые бережно хранят эту традицию и вплетают в каждый бобочек свиток с Иисусовой молитвой.

Передвижки внутри современных лестовок либо сократились в размерах до невозможности реального использования, либо вообще отсутствуют. Но некоторые мастера, поддерживая древнюю традицию, делают функциональные передвижки, которые можно использовать для счёта молитв.

Употребление

Лестовки в руках у верующих во время крестного хода. Деревня Елизарово Орехово-Зуевского района, Пасха 2008 года

Это традиционное приспособление для молитвы в Русской православной церкви в настоящий момент не пользуется такой популярностью, как обычные чётки, или вервица (хоть использование лестовки и не возбраняется Церковью), так как после реформ патриарха Никона лестовка ассоциировалась со старообрядцами. Хотя употребляется лестовка, в основном, старообрядцами практически всех согласий, в последнее время её можно увидеть и в руках представителей духовенства традиционной Православной церкви. У каждого православного христианина-старообрядца, не только монаха, но и мирянина должна быть своя лестовка; каждый должен непрестанно молиться Господу. Как лестовка приспособлена под молитвенные правила, так и правила согласованы с лестовкой: сколько лестовок нужно отчитать утром или за день, с какой великой ступени земные поклоны заменяются поясными и т. д. Даже покойному в гроб обязательно надевают на руку особую заранее приготовленную (обычно белую) лестовку.

С лестовкой в руках традиционно изображается преподобный Серафим Саровский, а также праведная Иулиания Лазаревская.

Изготовление лестовок — один из традиционных старообрядческих промыслов. Предприниматель, хлебопромышленник Николай Бугров в конце XIX — начале XX века практически монополизировал производство лестовок. Единственный крупный центр лестовичного промысла существовал в городе Семёнове.

С лестовкой на левой руке изображена на картине Василия Сурикова боярыня Феодосия Морозова (пальцы правой сложены у неё в двоеперстие).

Лестовку чёрного цвета как знак принадлежности к подразделению носили участники 1-го Офицерского добровольческого генерала Маркова полка во время Гражданской войны.

Лестовка размещена на гербе и флаге Омского сельского поселения (село Ома, Ненецкий автономный округ)

> Ссылки

  • Слово о лестовке
  • Описание лестовки
  • Сказание о лестовке и молитве Исусовой
  • http://ruslestovka.ru/
  • http://lestovka-diveevo.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *