Староста в храме

Позовник, подверник, пристав в статьях Псковской судной грамоты

Псковская вечевая республика с фигурой пристава была знакома уже в XIV веке. Это должностное лицо упоминается даже в Псковской судной грамоте. Так что, в отличие от своих коллег из Сибири и Дальнего Востока, псковские судебные приставы имеют очень давнюю историю.

Первая редакция Псковской судной грамоты датируется 1397 годом. К ее 600-летию в Пскове была издана монография известного российского историка Ю. Г. Алексеева. По его мнению, существует несколько обстоятельств, выдвигающих Псковскую судную грамоту в первый ряд источников по истории русского права, а следовательно — и русской государственности. Студенты исторических и юридических факультетов вузов нашей страны изучают ПСГ как памятник княжеско-вечевого законодательства.

Так вот, в Псковской судной грамоте упоминаются три вида должностных лиц, функции которых очень похожи на должностные обязанности современных судебных приставов.

В частности, в статье 25 упоминается позовник, осуществляющий вызов обвиняемого в суд по специальной повестке – позывнице. Причем позывница представляет собой особый акт, который составляется писцом, оплачивается пошлиной и запечатывается княжой или «троицкой» (псковской) печатью. Позовник свою повестку оглашает на погосте—в церковно-административном центре общины, к которой принадлежит обвиняемый. Если же тот спрячется (на языке Псковской судной грамоты—стулится) от позывницы, то повестку следует читать перед приходским священником. Если в течение пяти дней после оглашения повестки позваный не является на суд, на него истцу выдается «грамота на виноватого» (по-видимому—о принудительной доставке).

Таким образом, мы читаем в Псковской судной грамоте о тех функциях, которые сегодня в соответствии с ФЗ «О судебных приставах» выполняют судебные приставы по ОУПДС (по обеспечению установленного порядка деятельности судов). Именно в их обязанности входит принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Можно привести еще несколько примеров на этот счет. За порядком в помещении суда (судебной горнице) следили подверники (судебные привратники)—и ПСГ представляет их как служителей закона. Об их функциях говорится в нескольких статьях.

Например, статья 58 обозначает их как охранников и прописывает наказание тому, кто силою в судебню полезет и подверника ударит (того следует заклепать в колодку и взыскать с него рубль пени в пользу князя и 10 денег в пользу привратника). Статья 59 определяет их число и оплату их труда (привратникам быть по одному со стороны князя и со стороны города Пскова, они присягают в том, что не погубят правого и не оправдают виновного, и с каждого заседания с признанного виновным им следует брать по одной деньге).

Функции судебных исполнителей выполняли должностные лица двух видов: подвойские (или пристава) как представители Псковского государства и княжеские слуги как представители интересов князя. Они производили обыски, выезжали на выемку поличного у вора, налагали оковы на обвиняемых, исполняли судебные решения. Оплата их труда проводилась из расчета по одной деньге на каждые 10 верст. В поездку для производства обыска по делу о воровстве пристав отправлялся вместе с привратником (как сегодня судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия под защитой судебного пристава по ОУПДС). Оплата их труда в таких случаях именовалась соответственно приставное и дверское (ст. 65).

О других видах деятельности пристава говорится в статьях 64, 66, 67, 98.

Получается, что современный псковский судебный пристав есть продолжатель тех правовых традиций, что издавна существовали на этой земле – еще со времен Господина Пскова.

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 03:15 / 29 июля 2016 11:44

1.Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ему? 2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу». 3, Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения? 4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своём деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом? 5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу, — временем. Поясните эту мысль. 6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Храмопопечение — проявление заботы о храме — являлось одной из традиционных форм общественного служения севернорусских крестьян. Оно было продолжением давней традиции, ведущей свое начало с XV века, когда на Русском Севере развернулось повсеместное строительство церквей «на мирском иждивении» .

Так, изучая историко-географический ареал Двинско-Важского бассейна, этнограф Т.А. Бернштам отмечала, что «самый факт приоритета мирского — народно-приходского — устроения православной жизни в севернорусском регионе — многовековая историческая действительность» . Традиционно на Русском Севере приходы обладали большой автономией. Такое явление было связано с двумя факторами — географическим (приходы были распределены по большой территории и часто находились на далеком расстоянии от церковного центра) и социальным (черносошные, а затем государственные крестьяне, проживающие на большей части Европейского Севера, перенесли систему местного управления на организацию приходской жизни) . В таких условиях церковный староста играл важную роль в жизни прихода, являясь «его поверенным». Члены общины из своей среды избирали «добрых и пожиточных людей», «Бога боящихся», для заведования церковным хозяйством. Вплоть до XVIII века духовное начальство почти не вступалось в отношения прихожан к приходскому храму и не устанавливало никакого контроля над деньгами, собираемыми или жертвуемыми в пользу храма .

В рамках данной статьи предполагается рассмотреть роль церковных старост в организации приходского храмопопечения в Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века. Источниками для данного исследования послужили дела о строительстве церквей и часовен, о награждении церковных старост похвальными листами и медалями, отчеты благочинных о пожертвованиях, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области в фонде Вологодской духовной консистории.

Этап церковного строительства был важным консолидационным моментом в формировании духовных и социальных связей внутри прихода, при уже имеющихся, сохраняющихся веками географических границах. Во время строительства в приходе сформировывался церковный актив людей во главе со священником и церковным старостой, которые и в дальнейшем принимали непосредственное участие в организации храмопопечения. Таким образом, храмостроительство можно без преувеличения называть духовной и материальной основой храмопопечения.

Институт церковных старост выполнял важную организационную функцию на этапе строительства храма. Не случайно священник Феодосий Малевинский в церковно-историческом описании Стрелицкой Преображенской церкви Тотемского уезда, настоятелем которой сам являлся, подчеркивает особое значение деятельности церковных старост в жизни православного прихода. Он пишет, что церковные старосты издревле были «главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов» . В церковных летописях также нередко можно встретить тому доказательства. Например, священник Новокуножской церкви Тотемского уезда описывал участие старосты в одном из важнейших для церкви событий — покупке нового колокола — следующим образом: «Приобретение колокола принадлежит исключительно церковному старосте, который лично ездил на Слободской завод Вятской губернии, на котором продал прежний колокол весом 40 пудов, а за остальные 4 пуда и 40 фунтов доплатил свои деньги» .

Дела о строительстве церквей помогают понять роль и статус церковного старосты внутри приходского сообщества. Староста должен был неотлучно находиться при храме, поскольку на него возлагалось большое количество обязанностей, связанных с организацией строительства. Так, например, в материалах дела о возведении новой церкви в Устькулойском Благовещенском приходе Вельского уезда встречаем жалобу одного из прихожан на то, что в старосты был выбран «торгующий» крестьянин, который отлучался по своим торговым делам в разные города, что не нравилось многим прихожанам .

Церковный староста, избираемый для приобретения, хранения и употребления церковных денег и имущества, был духовно связан с храмом и приходом, которому служил. Он осознавал свою миссию по устройству приходского храма как духовного центра и был одним из первых попечителей о храме. Важность функций, возлагаемых на старосту приходским сообществом, проявлялась в форме присяги старосты, приведение к которой стало обязательным только с 1890 года. «Я, нижеименованный, обещаюсь пред святым евангелием и животворящим крестом Господним исполнять обязанности старосты церкви по инструкции, мне данной, ревностно, честно, со страхом Божиим, во благо святой церкви и для спасения моей души, помятуя, что в сем должен буду дать ответ пред законом и Господом Богом на страшном суде Его. В уверение же сего моего обещания целую слова и крест Спасителя моего. Аминь» . В данной присяге важное место занимают идея служения своей приходской церкви и ответственности за это служение перед Богом.

Согласно Инструкции, на церковного старосту возлагались следующие обязанности: 1) сбор денег в церковный кошелек и кружку, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений; 2) продажа восковых свечей и огарков; 3) покупка, по распоряжению причта, всего необходимого для церкви; 4) ведение приходо-расходных книг, которое в крестьянской среде, из-за неграмотности старосты, чаще возлагалось на членов причта; 5) поддержание в исправности, обновление и поновление ризницы и церковной утвари; 6) ближайшее наблюдение за исправным состоянием церковного здания и утвари; 7) надзор за отоплением, освещением и чистотой в церкви, исправностью сторожей и других служителей церкви; 8) присмотр за домами, приобретенными церковным иждивением, в том числе, и домами причта, за лесными дачами; 9) наблюдение за тем, чтобы в пределах прихода не происходило противозаконной продажи восковых свечей; 10) наблюдение за сохранением тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее — во время крестных ходов. Такое служение на благо своей приходской церкви безусловно заслуживало достойного внимания и поощрения. Поэтому церковные старосты представлялись к наградам и поощрениям. Старосты из крестьянского сословия могли награждаться серебряными медалями сначала для ношения на груди на «Аннинской ленте», а затем к медалям для ношения на шее, прежде на Станиславской, а затем на Аннинской лентах.

Пониманию масштаба и значения деятельности церковных ктиторов для храмопопечения помогают дела о награждении церковных старост . В них содержатся рапорты благочинных о 25 старостах-крестьянах. Каждый рапорт содержал прошение благочинного о награждении, наградной список, состояние церковного дохода за те годы, когда староста находился в своей должности, информацию о собственных пожертвованиях представляемого к награде.

Статистический анализ источников показывает, что особую заботу церковных старост составляло внутреннее и внешнее благолепие храма. Среди основных заслуг у 48 % представляемых к наградам церковных ктиторов называются работы по изготовлению и украшению иконостаса, на втором месте (36 %) стояли работы по сооружению новой ограды вокруг церкви, на третьем — работы по ремонту крыши храма (28 %). Собственные пожертвования старост в основном направлялись на текущие расходы храма — 52 %. Некоторые старосты на собственные средства покупали церковную утварь — 28 %, занимались церковным или часовенным строительством — 16 %, или содержали хор — 12 %.

Так, например, о церковном старосте Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда крестьянине Дмитрие Волкове, который 11 лет исполнял эту должность, благочинный пишет: «Ревностно исполнял обязанности по должности церковного старосты за все время службы и много понес трудов и работ по благоустройству приходского храма. … Его тщанием обновлен иконостас и произведена окраска полов, стен и потолков в теплом храме, улучшена ризница и для благолепия богослужения заведен певческий хор, причем на пополнении ризницы и содержание хора пожертвовано им из собственных средств 1108 руб. 82 коп. » . В журнале Вологодской духовной консистории было определено следующее: «Принимая во внимание то, что Волков имеет уже золотую нагрудную медаль на Аннинской ленте за 25-летние труды на пользу земства, за службу же в должности церковного старосты не был поощрен с 1907 года, Консистория полагала бы представить его установленным порядком к серебряной медали, для ношения на шее, на Владимирской ленте» .

Дела о награждении церковных старост позволяют дополнить существующие представления о роли и месте старост в системе храмопопечения. Статистический анализ показал, что на момент подачи ходатайства о награждении средний срок службы церковного старосты, представляемого к награде, составлял 11 лет. Выборы старосты проходили каждые три года, поэтому не случайно, что среди представляемых к различным поощрениям, а значит, и самых рачительных старост, средний срок службы был достаточно велик. Один из примеров находим в церковной летописи: «10 января прихожане избрали из своей среды человека для занятия должности церковного старосты. Внимание избирающих было исключительно обращено на крестьянина деревни Константиново Петра Прохорова, который два уже кряду трехлетия с безукоризненной честностью и усердием к храму проходил должность церковного ктитора» .

Вот еще несколько примеров деятельности старост по Тотемскому уезду: «… Церковные старосты … служат другое трехлетие с особенною пользою и старанием о благоустройстве своих приходских храмов, при весьма честном и похвальном поведении. … Брусенской Христорождественской церкви староста Арсений Петров Адриановский в четырехлетний период службы, сверх наличной суммы 516 руб. 51 ¼ коп., принятой им от прежнего старосты, умножил церковные доходы до 1058 руб. 79 ¾ коп., на каковые деньги им поправлен и вызолочен иконостас в холодном храме, выкрашен пол желтою краскою, устроена и покрыта вновь тесом, распавшаяся по листам каменная ограда. Другой староста Моисей Харлампиев Меледин, приняв от прежнего старосты всего 60 руб. 56 ½ коп. церковной суммы, нашел средства через умножение разных сборов по приходу и окрестным селениям совершенно окончить в 1873 году стенную живопись в холодном храме Воскресения Христова, с уплатою за нее 300 руб. А в 1874-1875 гг. окрасил крышу на церквах, переменил два разбитых колокола, приобрел среброзолоченый крест весом 166 золотников, на что им употреблено денег до 1500 руб., в числе коих пожертвовано им значительное количество из своей собственности» .

Один из благочинных Сольвычегодского уезда в 1910 году, сообщая о заслугах церковного ктитора Черевковской Успенской церкви, писал в Консисторию: «церковным старостой с 1908 года состоит местный крестьянин деревни Мылина Михаил Иванов Заборский. В настоящее время — время понижения благотворительности в пользу церкви и равнодушного отношения к ней — особенно приятно отметить тот факт, что есть еще светлые личности, преданные всей душой служению церкви и храму Божию. Такой личностью является и церковный староста Черевской Успенской церкви. С самого начала его служения ему пришлось много потрудиться в деле украшения местного храма и его ремонта. При означенном храме в бытность его церковным старостой была произведена стенная живопись, поставлены величественные заклиросные киоты и железные решетки по всей солее храма и другие мелкие предметы. На эти работы церковным старостой Заборским вложено много своих собственных средств. Так, на заклиросные киоты от него поступило пожертвований 200 рублей и на решетки в храме 300 рублей. Жертвы его не ограничились этим. Им были пожертвованы пасхальные облачения для священников и диакона, стоимостью в 450 рублей, одна риза из шелковой материи стоимостью около 60 рублей, билет Государственной 4 % ренты в 1000 рублей на поминовение рода» .

Среди старост были и такие, которые не вносили собственных пожертвований, но награждались за попечительскую деятельность. Так, например, в 1862 году похвальным листом был награжден мастеровой казенного Леденгского Солеваренного завода, — церковный староста находящихся при нем церквей, который более 12 лет заботился о благосостоянии храмов, но по ограниченности средств не мог производить собственные пожертвования, т.к. его годовое жалование составляло всего 17 руб. 10 коп. . Церковный староста Николаевской Становской церкви Грязовецкого уезда также не вносил собственных пожертвований в приходскую церковь, но, как написано в его наградном списке, «оные заменяет пожертвованное время, которое можно было употребить ему для собственных крестьянских работ» . Таким образом, церковный староста должен был исполнять не только должность эконома, но и показывать пример истинного попечения и радения о своей приходской церкви.

Старосты, ревностно исполняющие свои обязанности, заслуживали уважение крестьянского сообщества, членов причта, благодарности от епархиального начальства, благословения от Св. Синода, похвальных грамот и медалей. Это уважение проявлялось и при жизни ктитора, и после его смерти. Так, например, в Вологодском уезде прихожане Покровской Слободской церкви в память умершего церковного старосты Василия Андреева Козырева для вечного его поминовения пожертвовали банковский билет на 100 рублей, с правом пользования процентами в равной части церкви и причту .

Примеры особого отношения крестьян к церковному старосте можно увидеть на материалах Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. В Тиксненском приходе Тотемского уезда по распоряжению епархиального начальства был уволен от должности церковный староста Федор Александрович Пестов (местный купец). Указ об увольнении Пестова и избрании нового кандидата был прочитан местным священником в церкви, после чего поднялся такой шум, что тот был вынужден удалиться в алтарь . Крестьяне выразили протест против удаления старосты, который, по-видимому, им нравился, думая, что инициатором данного решения был сам священник.

Церковный староста традиционно занимал центральное место в системе храмопопечения. Он избирался из среды крестьян и ведал церковным хозяйством, заботился о благолепии храма, принимал пожертвования от прихожан. Часто церковный староста участвовал в организации храмопопечения и сам был, наряду со священно-церковнослужителями, первым попечителем, жертвуя деньги, приобретая имущество для церкви, участвуя в организации приходской жизни. Его усердная попечительская деятельность вызывала уважение в среде прихожан и благодарность со стороны епархиального начальства. Во многом именно усилиями приходских старост в указанный период в Вологодской губернии проводилось церковное строительство и осуществлялось поддержание в храмах необходимого благолепия.

Рецензенты:

Саблин В.А., д.и.н., профессор, Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда.

Черкасова М.С., д.и.н., профессор, Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда.

Староста Божьего дома

21.01.2016

Староста храма – должность, вроде бы, чисто хозяйственная. Но нередко, присмотревшись к жизни того, кто исполнял обязанности старосты, можно увидеть человека, любившего Творца больше собственной жизни и служившего Ему до последнего своего вздоха.

Занимаясь поисковой работой по нахождению мест упокоения церковнослужителей Кривого Рога, мы с матушкой Валентиной, которая отказалась называть свою фамилию, прибыли на старое, основанное ещё в 80-е годы ХІХ столетия кладбище, расположенное недалеко от храма Вознесения Господня на ЮГОКе.

Осенив себя крестным знамением, застывали в почтительном поклоне перед могильными холмиками отцов Сергия, Евфимия, Иоанна, Пантелеимона, Симеона Кабанова, Николая Лебедева. К большому сожалению, мы не увидели на крестах ни одной таблички, на которой содержались бы данные об усопших. В трудные безбожные времена упокоились эти слуги Божии. Их при жизни преследовали, унижали, заключали в тюремные узы. А после погребения то ли боялись, то ли стеснялись написать фамилию на кресте…

Такими же безымянными оказались могилы церковного старосты Максима Григорьевича Спильняка и его супруги Анны Лукьяновны… Долго стояли у поросших бурьяном могил. А на душе стало как-то спокойно и тепло. «Хороший он был человек, святой», – полушепотом сказала Валентина Гавриловна.

Будущий церковный староста – солдат Первой мировой войны

Роль и значение церковного старосты в жизни храма трудно переоценить. Его труд, на первый взгляд, незаметен для прихожан, но полезен и весо́м, ведь вся хозяйственная деятельность и финансовая работа замыкалась на нем. Он всегда был рядом с настоятелем.

С момента смерти Максима Григорьевича прошло почти 60 лет. Многие люди, знавшие его, ушли в мир иной. Долго не удавалось получить никакой информации об этом человеке. Но милосердный Господь и Пресвятая Матерь Его помогли разыскать внучку старосты Надежду Константиновну Петрову. Сидим за столом в ее скромной квартире, тихо беседуем, смотрим старинные фотографии. С большой душевной теплотой, влажными от слезинок глазами рассказывает Надежда Константиновна о днях давно минувших…

Максим Григорьевич родился в далёком 1888 году в селе Новый Кривой Рог (это современная северо-западная окраина посёлка ЮГОКа) в православной крестьянской семье. Детство его было трудным, как и у многих сверстников. Приходилось помогать родителям по хозяйству, пасти скотину. Сызмальства он приобщался к православной вере. Огромное влияние на формирование духовного мировоззрения отрока оказало постоянное посещение вместе с отцом и матерью богослужений в сельском храме Рождества Богородицы, который был построен к 100-летнему юбилею Кривого Рога и освящен в 1876 году. Именно здесь он был крещен первым настоятелем церкви иереем Павлом Дашковым, яркие проповеди которого и душеспасительные беседы навсегда остались в сердце Максима.

Храмы Рождества Богородицы и святителя Николая Чудотворца в Лозоватке – единственные в Криворожье, что уцелели в годы безбожия. Рядом с церковным зданием располагалось помещение церковно-приходской школы, которую успешно закончил будущий служитель храма Господня. Кстати, Закон Божий в ней преподавал отец Иоанн Лубенский, возглавивший церковный приход в 1897 году после отъезда отца Павла Дашкова и несший это послушание до 1908 года. Он отличался колоссальным трудолюбием на ниве Божией, пользовался заслуженным авторитетом у прихожан.

Юноша прилежно учился, много читал, исполнял обязанности пономаря, прислуживая за богослужениями, которые совершал отец Иоанн. А тот, в свою очередь, являясь духовным наставником Максима, воспитывал в нем безграничную любовь к Богу, человеколюбие, стремление, желание прийти на помощь нуждающимся и страждущим. Именно батюшка помог сделать молодому Максиму первые шаги к познанию Творца; взяв за руку, наставил на стезю истинного служения царю Небесному, вразумил, что «…завет Христов, самый великий и главный во всей жизни нашей, – любить всею душою Бога». Эти слова священномученика Онуфрия (Гагалюка) предопределили дальнейший духовный путь молодого человека.

Максим Григорьевич мог быть рукоположен в сан диакона или стать священником. Но на все воля Божия. Пришлось послужить ему и в Российской императорской армии, и участвовать в Первой мировой войне. Многие сослуживцы навечно остались в сырой земле. А Пресвятая Богородица хранила солдата, готовя ему послушание. Пройдя огненными военными дорогами, возвратился Максим в родное село. Женился. Анна Лукьяновна стала его верной спутницей и до конца жизненного пути во всем помогала мужу. Жили они очень дружно. Максим Григорьевич же постоянно посещал дом Божий, подолгу молился перед образами.

Время было трудное: только что отгремела братоубийственная гражданская война, ее отголоски докатились и до родного села Максима. А в январе 1920 года установилась советская власть с ярко выраженным атеистическим обликом – начались гонения на православные храмы. Молодая семья испытывала большие материальные трудности. Родился сын Константин. Максим устраивается работать на шахту № 5 РУ имени Ильича. Это потом, в годы фашистской оккупации, станет она местом, где нелюди расстреливали и сбрасывали в шурф как убитых, так и ещё живых евреев, украинцев, русских…

Анна Лукьяновна Спильняк с сыном Константином

Трудился Максим сначала разнорабочим, при этом учился на курсах. Его трудолюбие, добросовестное отношение к работе, сноровку заметило руководство, назначив молодого горняка мастером. После нелёгкого горняцкого труда, наспех пообедав, спешил Максим Григорьевич в дом Божий. А с великим одухотворением отстояв Божественную литургию, помогал настоятелю, выполняя различные хозяйственные работы. Именно там, в молении и духовном общении, находил радость, ибо служба Божия вносит в душу верующего глубокий мир, вливает новые силы для борьбы с грехом, для неустанного и многостороннего делания добра на земле в свете Христовом.

В начале 30-х годов великая скорбь охватила сердца прихожан: храм Рождества Богородицы был закрыт безбожниками. Лишенные церкви, люди плакали и приходили молиться к храмовому зданию.

Большое душевное испытание перенес и молодой церковнослужитель. Страшное кощунственное зрелище произошло на его глазах: воинствующие атеисты организовали в помещении храма клуб, устроили на месте алтаря сцену. Долго люди, боясь Божьего гнева, не поднимались на нее. Однако, по воспоминаниям самого Максима Григорьевича и других старожилов, молодая комсомолка-активистка выскочила на сцену, под которой находились священные мощи, пошла в пляс под аккомпанемент гармошки. После третьего круга произошло чудо, повергшее в ужас всех присутствующих: она упала, как подкошенная, потеряв сознание. Придя в себя, девушка так и не смогла ходить. Пролежав семнадцать лет, она умерла в доме инвалидов. После этого случая уже никто не рисковал совершать акты святотатства в оскверненном и поруганном православном храме.

С началом Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Кривого Рога возобновились богослужения в храме Рождества Богородицы. Местные прихожане выказали М.Г. Спильняку большое доверие, избрав его церковным старостой. С утра до вечера трудился он по приведению территории и помещения храма в порядок. Нужно было изготовить иконостас, развесить на стенах сохраненные и принесенные благочестивыми верующими старинные иконы. Пришлось ремонтировать прохудившуюся и давшую течь кровлю. Староста, сильный духом, не замечал усталости. Он был благодарен Всевышнему за великую милость – возвращение дома Божия православным верующим. На его умном лице сияла улыбка. Многие селяне охотно ему помогали. За время закрытия церкви слуга Божий с упоением перечитывал Священное Писание. Отличаясь цепкой памятью, со временем он смог цитировать наизусть целые главы из него…

Но на все воля Творца. Тяжкое испытание было уготовано старосте. Однажды к церкви подъехали на мотоцикле немецкие солдаты – они знали, что Максим Григорьевич имел «золотые руки», поэтому арестовали его и отправили на работы в Германию.

Застучали колеса арестантского вагона, везшего рабочую силу для нацистов. В нечеловеческих условиях совершали болезненную продолжительную поездку молодые криворожские парни и девушки. А наставником среди них Господь поставил Максима Григорьевича. Шел ему 54-й год. По пути следования, сбившись в кучку, молодежь слушала его душеспасительные беседы, рассказы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, Его чудесном Воскресении.

Находясь в Германии, Максим Спильняк жил в бараке концентрационного лагеря, много и тяжко трудился. А в свободные минуты, ночью, из его уст звучала искренняя и любвеобильная молитва к Богу и Пресвятой Богородице. Он верил в свое избавление и надеялся еще послужить Отцу Небесному в родном храме.

В бараке к нему обращались с различными просьбами заключённые. Приходилось Максиму Григорьевичу, за неимением священника, даже крестить маленьких деток… А когда в конце войны авиация союзников бомбила лагерную территорию, узники старались стоять возле него. Ни одна бомба не упала на их головы. Вымолил у Господа спасение их душ слуга Божий… Как писал наш криворожский священномученик архиепископ Онуфрий, «… именно верующие и благочестивые люди сохраняют и грады и веси, и жизнь людскую». Благодаря вере и молитве праведника они спаслись.

Анна Спильняк со своими внучками

В самом конце войны советские войска принесли долгожданное освобождение. Отправляясь на Родину, Максим Григорьевич увидел колонны пленных наших солдат, которые проходили совсем рядом. Худые, заросшие, изможденные лица, изорванная в клочья одежда. А ведь его родной сын Константин тоже был призван в армию. Что с ним? Жив ли? Ведь, находясь на чужбине, он не получал никаких весточек.

И вдруг! Только Великий Господь может послать любящему Его православному христианину такое неожиданное и великое чудо! Оказывается, сын Максима Спильняка Константин находился в концлагере всего в нескольких километрах. Милосердный Отец Небесный сподобил их встретиться на далекой чужбине. Обнявшись, отец и сын не скрывали слез радости и умиления. Они были вместе и были живы! Что еще нужно для семейного счастья!

Долгим был путь домой. Подойдя к родной хате, осенив себя крестным знамением, Максим Григорьевич заключил в объятия супругу Анну Лукьяновну, невестку Нину и двух внучат – Надюшу и Володю. Пережившие ужас разрушительной войны и немецкой оккупации, селяне с большой теплотой и искренностью приветствовали старосту. А он, практически не отдохнув, пошел в храм Божий.

Очень рад был этому возвращению настоятель храма Рождества Богородицы отец Симеон Кабанов. В трудное время возглавил он приход. Потеряв родных и близких, люди нуждались в духовной опоре и поддержке. С большим благоговением посещали они службу Божию. Священник был настоящим отцом для нуждающихся и страждущих, трудился без устали, несмотря на далеко не молодые годы. Священнику нужен был такой помощник, как Максим Григорьевич. Не раздумывая ни минуты, батюшка предложил ему послушание церковного старосты, которое было принято с большим смирением. Максим Григорьевич с головой окунулся в привычную и знакомую работу. Его видели то на кровле церковного здания, то едущего на бедке (двухколесной конной повозке – прим.) в город за ладаном и свечами, то убирающего территорию храма. Он словно помолодел.

Но вскоре пришла в дом беда. В 1949 году умерла невестка. Сын остался с тремя маленькими детьми, самой младшей из которых, Анне, было всего четыре годика. Дедушка Максим и бабушка Анна взяли на себя их воспитание. Матушка ухитрялась не только готовить, стирать, убирать, но и часто посещать церковь. А по воскресеньям и в праздничные дни, по рассказам ее внучки Надежды, пекла вкусные пироги с капустой и картошкой для всего церковного причта.

Сталинское руководство, учитывая патриотическую роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, довольно лояльно относилось к ней. Храм Рождества Богородицы словно переживал свою вторую молодость: территория была опрятной, здание побелено, верующих всегда было много. Лицо отца Симеона светилось душевной радостью, добродушием, теплом. А рядом с ним всегда был и Максим Григорьевич…

Родственники М.Г. Спильняка

Однако правление советского партийного лидера Никиты Хрущева ознаменовалось началом колоссальной по своим масштабам и кощунственной по сути антицерковной политики. Настоятель, не раз сталкиваясь с атмосферой вражды и преследования, сильно переживал, подолгу молясь наедине в алтаре. Постепенно физические силы его оставляли. Он угасал.

В 1955 году атеистическое руководство города закрыло церковь благоверного князя Александра Невского на Краматоровке, превратив ее в рудничную конюшню. Годом позже мирно отошел ко Творцу Его преданный слуга отец Симеон. Не скрывал своих слез, прощаясь с ним, Максим Григорьевич. Часто посещал он могильный холм, под которым покоились останки батюшки. А прихожане еще долго горевали, вспоминая его.

Недолго осталось времени на грешной земле и церковному старосте. Выполняя ремонтные работы внутри храма, он сильно травмировался при падении с высоты. Пролежал несколько недель, испытывая страшную боль. А в 1958 году отец Симеон Кабанов встретил своего старосту в Господнем Небесном храме. Символично, что их могилы находятся практически рядом на старом погосте, недалеко от храма Вознесения Господня.

Милосердный Отец наш даровал мне возможность вместе со старой прихожанкой церкви Валентиной, видевшей и помнившей отца Симеона и Максима Григорьевича, посетить место их упокоения. Многие люди называли дедушку Максима святым за его преданное служение Богу, прекрасное знание Священного Писания, безграничное человеколюбие. В том был определенный смысл. Находясь возле могильного холма слуги Божия, я как-то непроизвольно почувствовал душевную теплоту и спокойствие. И это не случайно: прислуживая вместе со своим духовным наставником и побратимом в Божьих обителях протоиереем Симеоном, Максим Григорьевич коленопреклоненно просит Великого Господа и Пречистую Матерь Его – Царицу Небесную – даровать нам мир и благословение.

Осенив себя крестным знамением, с низким поклоном застыл на месте окончания земного пути этого богобоязненного и боголюбивого православного христианина! Мир праху его!

Анатолий ОХИНЧЕНКО

Публикация

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *