Стих с пасхой

Задания по русскому языку

1. Подбери существительные к прилагательным так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении.

2. Найди в стихотворении метафору, олицетворение, эпитет.

Ярко светит зорька

В небе голубом.

Тихо всходит солнце

Над большим селом.

И сверкает поле

Утренней росой,

Точно изумрудом

Или бирюзой.

Сквозь тростник высокий

Озеро глядит.

Яркими огнями

Блещет и горит.

Над крутым оврагом

Лес не прошумит,

Рожь не колыхнётся,

Вольный ветер спит.

И. Суриков

3. Прочитайте. Укажите устаревшие слова и неологизмы,отметьте их стилистиче­скую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты. Выпишите устаревшие слова.

I. 1) Пусть небо зажжётся денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью, вдохновенно,,Полонский здесь читал стихи. (А. Б.)

  1. Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.)

  2. Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.)

  3. В руках — краюха хлеба, уста — вишнёвый сок.(Ее.)6)Квох­
    чут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть лю­
    ди (в последнее время их даже много развелось), которые мёрт­
    выми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадина­
    ми, вместо глаз, выглядывают окрест: кто не стучит в пер­
    си?.. (С.-Щ.) 8) Не одни только дружинники князя Александра Невско­го, но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами, побили их в сече столь жестокой, «что льда на озере стало не видно, всё покрылось кровью». (А. Н. Т.)

II. Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание си­стемы космовидения. (Газ.) 4) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк. (Ч.) 5) Отряд звездолётчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растёт. (Газ.) 6) Красочные, ярко освещенные цитрины Экспоцентра привлекают внимание множества москви­чей и гостей столицы. (Газ.) 7) Средства, полученные от спонсор­ства, будут использованы для развития массового спорта. (Газ.)

ДИАЛЕКТИЗМЫ

1)Выразительно прочитайте текст. Объясните его название.

Родная речь родного края.

Среди громадного количества русских слов, ко­торые употребляются повсюду, где звучит русская речь, и имеют общерусский характер, оказывается немало и таких, которые известны и используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. Такие слова языковеды на­зывают местными, или диалектными (от слова диа­лект — говор).

В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Например, в многотомном «Словаре русских народных говоров» объясняется более 150 тысяч диалектных слов. Точное же количество мес­тных слов подсчитать почти невозможно. Судите са­ми: только на территории Псковской области 35 диалектных наименований курицы: выведуха, квохтуша, насидыха, рябуха, чиплетница, клуша, кутюшка, седунка, шкваруха… Обыкновенную брюкву в разных говорах России называют бакланка, брюкла, буква, бухма, бушма, бот, грухва, желтуха, землянуха, калива, калица, ландушка, ланка, миндра, немка, редька сладкая, синюха… Наречию недавно соответствуют многочисленные местные слова: онагдысь, онагодни, оногда, оногды, онодысь, оногдышко, оногдась, онолдись, онолды, онолдысь, ономясь и многие другие.

2) Какие лингвистические термины использованы в этом тексте?

2) Подбирая однокоренные слова, объясните проис­хождение и значение диалектных слов.

Образец записи: опадь (осенняя листва) — падать, опадающий.

3) Перед вами отрывок из словаря В.И.Даля. Опре­делите, какие диалектные слова встретились в этом тексте. Какие пословицы знакомят с народными приметами, с осо­бенностями быта русского народа?

Дождь — вода в каплях или струями из облаков. Ситничек — мелкий дождь. Морось — дождь, еще мельче ситника, почти туман. Ливень — проливной дождь, самый сильный. Косохлест, подстега — косой дождь с ветром. Лепень — снег с дождем. Грозный дождь — дождь с грозой. Грибной дождь — теплый и мелкий, который парит. Сеногной — дождь во время покоса. Мокрые дожди — осенние, продрлжительное ненастье.

Сам.работа

Выберите из списка устаревших слов такие, которые обозначают знакомые вам предметы. Запишите эти слова, подбирая к ним синонимы. В случае затруднения обращайтесь к словарю синонимов.

Губернатор, чело, ротмистр, око, уста, приказчик, брадо­брей, ямщик, сей, чтец, присно.

– Гера, когда вы начали писать стихи?
– Я начал писать стихи достаточно поздно, мне было двадцать два. Артюр Рембо, например, с поэзией завязал уже в двадцать один год… Я помню тот день, когда написал свой первый текст. 11 апреля 1998 года. Шел сильный снег, несмотря на начало апреля… Время было не самое обычное для написания стихотворения. Я, как всегда, встал в семь часов утра, поприседал, поотжимался, а затем сел за стол и написал текст. Неожиданно. Так я и «стал поэтом».
– А свое первое выступление помните?
– Через неделю у меня было уже несколько произведений, и я читал их в одном литературном объединении, которое находилось в университете, на истфаке. Конечно, очень волновался. После моего выступления повисла долгая пауза, потом слушатели вдруг начали яростно обсуждать мои стихи. При этом вся аудитория разделилась на две части. И тем и другим, как я понял, тексты в основном нравились, но одни рассматривали меня как поэта, продолжающего традиции русских поэтов конца XIX – начала XX века, только на современный манер, другие же, наоборот, увидели в моей поэзии что-то новое, идущее против традиций. Они спорили, а я стоял в стороне и думал: «Зачем это всё?» Обсуждали, наверное, час, затем долго жали руку, – в общем, все ушли возбужденные. Одним из первых моих слушателей и литературных друзей стал бородатый ленинградский поэт Виктор Кривулин, ныне покойный. Тогда я не знал, кто это. Мне просто сказали: «Ты что, это один из друзей Иосифа Бродского». Впрочем, о том, кто такой Бродский, я тогда тоже четкого представления еще не имел.
– Стихи – это образ жизни, хобби, призвание?
– Творческому человеку тяжело говорить о своей сопричастности к «большинству», но это именно тот случай, когда я, как и большинство творческих людей, могу сказать, что стихи рождаются от поиска смысла жизни и вообще всего: грусти, насилия, споров, смерти, любви. Отыскивая этот смысл, большинство творческих людей сталкивается в реальной жизни с необходимостью смены профессий. Я, например, работая с молодых лет, был
администратором интернет-группы в компании сотовой связи, преподавателем, научным сотрудником в библиотеке, а в Гамбурге я работал разнорабочим и… поэтом! Только в последние годы в моей жизни наступила относительная социальная стабильность… Романтики в этом мало, каждый день – борьба за свое существование, но жизнь без работы и средств к этому самому существованию, чтение стихов в каких-нибудь шалманах за стакан водки – это мне тем более не подходит, это не мой путь. Стихи – это для себя.
– А что значит «работал поэтом»?
– Несколько лет назад я участвовал в одном европейском фестивале искусств. Все мероприятия проходили в основном по вечерам, а днем я был предоставлен сам себе. Через несколько недель мне надоели бесконечные достопримечательности и вообще туризм, и тогда я устроился на работу подсобным рабочим. А по вечерам я шел работать поэтом – читал в клубах и на различных молодежных тусовках стихи, написанные мной и моими друзьями и переведенные на английский язык, а также стихи Маяковского, переведенные на немецкий. За свои стихи, так же как и за рабочий труд, я получал вполне конкретные евро.
– Как возникла группа BER-LINN?
– Группа возникла случайно: я написал какую-то ерунду, кто-то из друзей положил ее на музыку, и понеслось. Это всего лишь перформанс, которому я уделяю не более десяти процентов своего времени. Странно, что с таким отношением проекту удалось добиться в музыкальном мире некоторых успехов, многие настоящие музыканты, амбициозные и жаждущие славы, о подобном только мечтают. С другой стороны, BER-LINN никогда не обманывал свою публику. Как актер, который играет роль, но при этом честен, искренен со зрителем. Конечно, подразумевается, что у зрителя все-таки хватит ума и юмора не отождествлять актера с его героем.
– Ваша поэзия кардинально отличается от вашей музыки. Есть некоторое противоречие в этих двух занятиях.
– Не вижу здесь никакого конфликта. В прошлом можно найти множество подобных примеров. Скажем, Даниил Хармс был отличным детским писателем. Правда, он в отличие от меня ненавидел детей, для которых творил, – я не испытываю негативных эмоций по отношению к слушателям группы BER-LINN. И в то же время Хармс был и писателем абсурда; как он о себе писал: «Меня интересует только «чушь”, только то, что не имеет никакого практического смысла». Зачем себя ограничивать, если вы разносторонне развитый человек?

Есть два способа прожить жизнь: первый — как будто чудес не существует, второй — как будто вокруг одни чудеса.
Альберт Эйнштейн
ЧУДЕСА нашего мира! Цитаты и стихи про чудеса

Мы живем среди чудес. Мы не всегда замечаем их, но они всегда рядом с нами!
Знаю я – существует ЧУДО, В соседстве живет с обычным днем!

И вот сколько прекрасных стихов и цитат об этом!
…………

Снова дождь… Ну что с погодой!

Погода — типичнейшее «не то»…

Струи дождя тычутся слепо

Мордочками в стекла авто.

Но, несмотря на хмарь, я знаю-

Лишь солнца луч скользнет к берегам,

Вымахнет по-над-рекой сквозная,
Семи-разноцветная арка-дуга!


Снова под тихий шорох будней

Скользят недели, летят года…

Нам от текучки очнуться трудно.

Да и очнешься — что тогда???

Но наряду с неизменностью будней,

Порою на том же листе отрывном,

Знаю я – существует ЧУДО,

В соседстве живет с обычным днем.

Ну разве не чудо — спектакль или книга,

Или улыбки нежданной всплеск?

А краски Дега? А музыка Грига?

А этот в дожде растворившийся лес?

Всему вопреки и во имя всего

И в будни, и в праздники неутомимо

Верю я, ВЕРУЮ в волшебство

И в ПОВСЕДНЕВНОЕ ЧУДО МИРА!
……………


Не жди чуда — начуди себе сам что-нибудь чудесное!

Детям сказка нужна,
Чтобы стали бесстрашными,
Взрослым тоже нужна – просто так, просто так…

Снизойдёт пускай с небес к вам соцветие чудес…

Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть.


…………

А вот стихотворение Вадима Шефнера, которое я люблю еще с юности:

МИГ

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так — и все не так

Через одно мгновенье.
Вадим Шефнер 1964 год
………..

Стихи Шефнера стали источником вдохновения для еще одного автора:
Ххх

Не привыкайте к чудесам..

Дивитесь им… дивитесь…

Звенящим травам и лесам…

И паутинным нитям…

Пчелиным рыльцам… и полям…

Березе белокожей…

Шальным стрекозам и шмелям…

И каждой твари божей…

Приглядывайтесь к облакам..

Их контуры различны…
…в жужанье вслушайте жука

и переливы птичьи…

сольфеджио их этих нот..

уже не повторится

так восхищайтесь… за окном

концерт дают вам птицы…
…не привыкайтесь к волшебству

…единственности мига…

ведь каждый шорох…каждый звук

…загадка и интрига…

соленым морю и волне…

…их изумрудным бликам

отдайтесь солнце и луне

они так многолики…

часы и секунды и года…

неповторимый праздник….

…не привыкайте…

никогда…

они многообразны….

всмотритесь тихо не спеша

в чужих прохожих лица..

за мигом миг… за шагом шаг…

ничто не повторится…
Наташа Тэпо

— А чудеса случаются?

— Случаются. Но только с теми, кто в них верит.

— А с теми, кто не верит?

— А с теми, кто не верит, случаются события, не подлежащие рациональному объяснению.

Хочешь увидеть чудеса? Твори их!

Не ждите чуда, чудите сами.
И бегите, бегите от пессимистов, скептиков, нытиков, отодвигайте их. Они рушат ожидание и веру в чудеса жизни.
…………..

Быть чудаком и верить в чудеса,

Купаться летней ночью в море звёздном,

За журавлём гоняться в небесах

Я точно знаю: никогда не поздно.

Дыханье от восторга затаив,

Увидеть волшебство в совсем привычном,

И, слыша незатейливый мотив,

Величье ощущать в полёте птичьем.

Бежать куда-то за своей мечтой,

Вновь совершая тысячу ошибок,

Не сомневаясь, спор вести с судьбой

И грезить о награде из улыбок.

О, как мне жаль угрюмых простаков,

Кто, ошибаясь, в чудеса не верит,

Тех, чьи сердца закрыты на засов,

Чьи наглухо забиты в детство двери.

Мир будет жить, пока есть чудаки,

Пока Земля дыханьем их согрета,

Пока родятся с лёгкой их руки

Стихи и песни, сказки и сонеты.

Пока мазки ложатся на холсты,

Подснежники цветут средь зимней стужи,

И, следуя законам красоты,

В песчинках зреет качество жемчужин.

Наталия Мавроди?
………….
Главное для меня — не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное. Рэй Брэдбери
Вот оно – чудо. В каждом вздохе.
Смешано с вечерним запахом свежести и скошенной травы, с ароматом роз.
Оно в каждом неспешном движении улыбающихся старичков. В нежном пении спрятавшихся в листве деревьев птиц. Каждый миг ты запоминаешь с особой остротой, потому что это миг твоего счастья, твоей победы.
Джорди Риверс. Эра Одуванчиков

Перестаньте искать чудеса где-либо… Подойдите к зеркалу и улыбнитесь ему!!! Вы самое большое чудо во всей Вселенной…

…………….

Юнна Мориц

Какая тонкая работа —

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому, потом, тихонечко уйти…
………………

У феи варится варенье

Из чайной розы и сирени,

Из лилий, мяты и шалфея

В саду варенье варит фея.

Зимой приятно у камина,

Когда вовсю трещат морозы,

Поесть варенья из жасмина,

Фиалки, ландыша, мимозы.
Юнна Мориц

………………
Волшебство — это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное.
В ожидании чуда делай добрые дела.
Тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками.

Красоту увидеть в некрасивом….разглядеть в ручьях разливы рек…
Кто умеет быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек! Э.Асадов
…………

Счастье все же — дело спорное.

То ли небыль, то ли быль.

Проходя дорогой торною,

Кто-то видит только пыль.

Для иных все травы сорные,

Для других они — бальзам.

Счастье все же — дело спорное,

Неподвластное словам.

Не купить за состояние

И тем паче за гроши.

Счастье — это состояние

Очарованной души!
Н. Бирюкова
…………..

Чудеса человек творит собственными руками.

На кромку облака усевшись,

Грызёт печеньку ангелок,

И где земли коснутся крошки,

Там происходят чудеса…

Может чудес и вовсе не бывает, но частичка чего-то волшебного явно существует в этом мире.
И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть!
В жизни всегда должно быть место для сказки…
Сказка — самое действенное средство от хандры после свежезаваренного кофе и взбитых сливок
………..
Каждый день — это приключение, которое часто скрывается за обыденностью. Чудеса происходят всегда, они повсюду вокруг нас, нужно только уметь смотреть.
.
Я до сих пор восхищен видом облаков и закатом. Я всегда загадываю желание, когда вижу радугу или падающую звезду. Я видел метеоритный дождь. Мир полон чудес.
Мы, кажется, узнали всё на свете.

Успели передумать обо всём,

Но до сих пор, как маленькие дети.

Кант сказал:
«Один смотрит в лужу и видит грязь, другой видит отраженные звезды»
Мы видим то, что хотим видеть. Что внутри тебя, то ты и замечаешь вокруг.
Именно поэтому у одного жизнь проходит в болоте, а у другого в полете.
Странно, что мы не замечаем происходящих вокруг нас чудес. В мире скопились огромные запасы невоспринятых чудес…
Ты, знаешь, в чем проблема этого мира? Все хотят магического решения их проблем, и все отказываются верить в волшебство.
В поединке между действительностью и фантазией сила не всегда на стороне действительности.
Джон Стейнбек
Человеку в этой жизни трудно обойтись без тайн и старинных легенд, без тех сказочных историй, что по ночам нашептывают друг другу планеты.
Говард Лавкрафт
Сказки — больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить.
Люди интересные существа. В мире полном чудес, им удалось придумать скуку…
Чудесам случаться позволяет желание верить, что жизнь есть чудо.
Бывают застенчивые чудеса. Они трутся о рукав, пристраиваются на ресницы. Ждут, когда вы их заметите, а потом тают.
Чудеса нельзя пытаться объяснить, они от этого портятся… Макс Фрай
Не забывай, что не чудеса принадлежат тебе, а ты принадлежишь им. Даже когда речь идет о чудесах, которые совершаешь ты сам. Макс Фрай.
Любить волшебство – это уметь по-детски радоваться всему, и мелочам, и важным вещам. Это когда ты вырос, а в душе ещё остался маленький ребёнок, любящий чудеса и сказки.
Каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо. Пауло Коэльо
Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит!
Чудеса готовы радовать нас — если мы готовы радоваться!
…………….

«Бліскавіцы, Анталёгія беларускай жаночай паэзіі міжваеннага пэрыяду», Менск, «Кнігазбор», 2017, 446 старонак, 500 асобнікаў. Сэрыя: Бібліятэка СБП «Кнігарня пісьменьніка». Укладаньне, камэнтар: Аксана Данільчык, Віктар Жыбуль

Калі даваенная Беларусь была разрэзаная напалам палякамі і бальшавікамі, якія вершы пісалі беларускія жанчыны? То бок аўтаркі па розныя бакі мяжы, якія жылі ў рознай рэчаіснасьці, у адрозных сьветах? Задума сабраць пад адной вокладкай такія вершы — вельмі цікавая. Што з гэтага атрымалася? Зараз паглядзім. У мяне ў руках «Бліскавіцы», анталёгія беларускай жаночай паэзіі міжваеннага пэрыяду.

у новай кнізе на 51 паэтку болей, чым мне было вядома

Перш я задумаўся: якія імёны мне вядомыя? Так, Натальлі Арсеньневай, Ларысы Геніюш, Паўліны Мядзёлкі, Зоські Верас. Усе — з Заходняй Беларусі. З Усходняй — Канстанцыі Буйло, Яўгеніі Пфляўмбаўм, Эдзі Агняцьвет. Можна сказаць, нямнога. Але колькі ёсьць. Канечне, вядомае імя — таксама Ніны Тарас. Так, яшчэ былі Ядвіга Бяганская, Зінаіда Бандарына, якія ў маёй памяці захаваліся перш як празаікі. У «Анталёгіі» 61 імя і вершы ад 1918-га да 1941 году. Карацей, у новай кнізе на 51 паэтку болей, чым мне было вядома. Хто яны? Што за вершы пісалі? Я быў заінтрыгаваны.

Разгарнуў кнігу і натрапіў на Веру Маслоўскую, партызанку. Палякі судзілі яе разам зь вялікай групай беларускіх патрыётаў, быў вядомы Беластоцкі працэс. Аказваецца, яна пісала вершы. Падпісвала: Вера Мурашка. У першым сваім вершы, што ў анталёгіі, «Малітва» (1918), яна зьвяртаецца да Бога. Вершы ў стылі народнай традыцыі, неабробленыя, у чымсьці наіўныя.

Каваць Айчыне сваёй долю, пакуль агонь ня згас у грудзях!

Прыцягвае ўвагу «дзьвінска-люцынскі» гурток паэтак, што існаваў у Латвіі, калі там працавала беларуская гімназія. Аднак з боку вершапісаньня ён выглядае вельмі сьціпла. Больш выйгрышнымі здаюцца творы Валянціны Казлоўскай, сям-там трапляюцца цікавыя вобразы: «Каваць Айчыне сваёй долю, пакуль агонь ня згас у грудзях!» (Паэтку ў 1938-м расстраляла ў Савецкай Беларусі НКВД). А вось вершы Вольгі Сахаравай, жонкі дырэктара гімназіі, цікавыя сёньня хіба што тагачаснымі рэаліямі, у іх адлюстраванымі.

Больш апрацаваным выглядае верш «Ноч» Ганны Душэўскай (была сястрой вядомага дзеяча Кляўдыя Дуж-Душэўскага), адзіны ў кнізе. Ён пазначаны 1920 годам. А трэба зацеміць, што пісьмовая мова, лексыкон толькі тварыліся, гэта быў жывы, няскончаны працэс. Глыбіня веданьня літаратурнай мовы, яе адчуваньне, няўпэўненасьць у пісьме — гэта ўсё адчуваецца ў некаторых аўтарак. А ў вершах паасобных, як выглядае, адбілася недастатковая пісьменнасьць.

Анталёгія — ня толькі самі вершы, але й біяграфіі. Біяграфіі, часам, незвычайныя, аб некаторых можна было б сказаць — змагарныя.

трапіла за польскія краты, але ацалела.

Ганна Новік. 1936 год. Спроба ўцячы ў СССР. Трапіла за польскія краты. Але ацалела. У 1939-м стала дэпутаткай Народнага сходу Заходняй Беларусі. Вершы напісаныя гладка, у іх шмат пачуцьцяў… Ніна Ляўковіч памерла ў Парыжы, была замужам за Міколам Абрамчыкам, прэзыдэнтам БНР, падпісвала свае творы псэўданімам Раса… Ніна Тарас — прафэсійны літаратар. Пісаць пачала за польскім часам. Бывае, на прыкладзе ранейшых заходнебеларускіх паэтаў цікава назіраць — як зьмянялася творчасьць пасьля прыходу Чырвонай арміі. Спачатку разьняволеная мова, пазьней — вершы з думкай пра цэнзуру, пра НКВД, з унутраным цэнзарам. Але разам з тым — і новыя шчырыя пачуцьці, захопленасьць, як у выпадку Ніны Тарас:

«Гляджу і гляджу, як шырэюць прасторы,
Направа, налева граніцы няма…»

«І цешуся ціха шырокім прасторам
І тым, што ня бачу ні меж, ні граніц…»

І асэнсаваньне сваёй цяперашняй ролі:

«Мяне ахрысьцілі нібыта паэтам,
І я нібы вершы пішу».

ні датаў жыцьця, ні месца нараджэньня

Разам з тым сярод заходнебеларускіх аўтарак многа такіх, аб кім нічога не вядома, ці амаль нічога. Часам толькі імя ці псэўданім, назва вершаў і выданьня. Ні датаў жыцьця, ні месца нараджэньня і — пагатоў — спачыну. А, бывае, зусім сьціслыя зьвесткі ёсьць, яны інтрыгуюць: Е. Раманейка, студэнтка ўнівэрсытэту Вітаўта Вялікага ў Коўне, напачатку 1930-х. І, па сутнасьці, гэта ўсё. Друкаваліся ў «Шляхам моладзі», «Хрысьціянскай думцы», «Беларускай крыніцы». І зьніклі. Шкада. «Біяграфічных зьвестак ня выяўлена», канстатуюць складальнікі анталёгіі.

Для гэтай кнігі была ўзятая назва верша Зінаіды Бандарынай (якая паходзіла з Горадні) «Бліскавіцы», у якім мова аб перасяленьні гарадзенскіх сялян у Сыбір. Ёсьць у яе больш мяккія жаночыя вершы, а ёсьць пра «будаўніцтва новага жыцьця», напрыклад, «На заводзе»:

«Я калісьці шнур палёў любіла,
А сягоньня вабіць фабрык дым».

Прамысловая здабыча торфу ў 1929 годзе ўяўляецца паэтцы вялікім дасягненьнем:

«Беларусь перад усім сусьветам
Дэманструе моц сваю».

я хачу, каб Ангельшчына уваходзіла ў СССР

У вершах, напісаных у БССР, ня толькі захапленьне заводам і камсамолам, але ўспамінаецца раз-пораз «КІМ», а гэта, калі расшыфраваць — Камуністычны інтэрнацыянал моладзі, і «мэсіянскія» матывы прысутнічаюць. Думкі пра пашырэньне «пралетарскіх» межаў. «Я хачу, каб Ангельшчына уваходзіла ў СССР», словамі брытанскага рабочага, што апынуўся ў Бабруйску, у стылі Маякоўскага заяўляе Зіна Кагановіч.

Жанчыны масава станавіліся пісьменнымі, паасобным хацелася выказаць свае пачуцьці на паперы. Паказальны верш К. Драбышэўскай, аб якой нічога невядома, толькі што была сялянкай з Кармянскага раёну.

«Давай дарогу бабе вольнай —
цяпер і мне тут месца ё»

— гукае яна досыць складным радком (1925), магчыма, апрацаваным газэтным рэдактарам. Прадстаўніца «масавай паэзіі» называе сябе рашуча «дачкой новай Беларусі».

часам вершыкі сялянак ці работніц адпавядаюць хіба што насьценгазэце

Часам вершыкі сялянак ці работніц адпавядаюць хіба што насьценгазэце, бывае, здаецца, што на мяжы «нескладушек-неладушек». Ясна, што яны — дакумэнтуюць эпоху ў рытмаванай форме. Але побач зь вершамі прызнаных паэтак выглядаюць, само сабой, пройгрышна.

Згортваеш анталёгію і задумваесься. У ёй, апроч хрэстаматыйных, ёсьць малавядомыя творы, ёсьць «ніколі не публікаваныя раней».

Тэарэтычна магла згубіцца здольная паэтка ў жорсткія міжваенныя часы, гэта ня выключана. Але надрукавацца тады мог бадай кожны ахвотны. І пры ўмове, што захаваліся газэтныя сшыўкі, часопісы, выявіць незаўважаныя таленты было б ня вельмі складана. Аднак, апроч некалькіх, больш цікавых імёнаў, раней забытых, якія былі знойдзеныя за апошнія гады рознымі дасьледчыкамі, іншыя складаюць толькі паэтычны фон, паэзію ўзбагачаюць адносна. Хаця сама анталёгія выглядае цікавай падзеяй, нават ужо толькі тым, што пад адной вокладкай надрукаваныя самыя здольныя паэткі тых часоў.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *