Содержание
Религиозный состав населения Земли
Несмотря на значительный отход от церкви части населения в XX веке, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье и даже на внешнюю политику некоторых государств.
Религии, которые исповедуют многие народы, живущие в разных странах и на разных континентах, называют мировыми. В мире существуют 3 мировые религии:
Христианство.
Это наиболее распространенная из всех мировых религий. Ее исповедуют более 1 миллиарда жителей планеты. Христианство наиболее распространено в Европе, Америке, Австралии, хотя приверженцы этой религии встречаются и в Африке, и в Азии, куда оно пришло благодаря миссионерской деятельности европейцев. Христианство включает три ветви: православие, протестантизм и католицизм. Приверженцы православия проживают в России, на Украине, в Беларуси, на севере Казахстана, в некоторых государствах Восточной Европы. Народы, исповедующие католицизм, населяют Северную и Южную Америку, многие страны Восточной и Западной Европы. Протестантизм преобладает в Канаде, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, в государствах Северной Европы. В некоторых странах мира (например, в США) могут быть представлены все ветви христианства.
Ислам (мусульманство).
Он занимает второе место по числу верующих (800 миллионов человек). Почти в 30 странах Азии и Африки ислам провозглашен государственной религией. Мусульмане проживают в Саудовской Аравии, Турции, Иране, Афганистане, Пакистане, Бангладеш и других странах Юго-Восточной Азии, а также в государствах Северной Африки: Алжире, Марокко, Египте и др. Приверженцы ислама проживают в Казахстане, в отдельных районах России. Благодаря высокой рождаемости в странах, исповедующих ислам, число верующих в этих странах быстро растет.
Буддизм.
Занимает третье место среди мировых религий. В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Район распространения буддизма географически ограничен — районы Центральной и Восточной Азии (Монголия, часть верующих Китая, Непал, Мьянма, часть верующих, проживающих в Индокитае, Индии). Исповедуют буддизм и в России: приверженцы этой религии проживают в Бурятии, Калмыкии, Туве.
Кроме трех мировых, существуют также национальные религии, которые исповедуют какие-либо отдельные народы. Например, в Индии распространен индуизм, в Китае — конфуцианство, в Японии — синтоизм, в Израиле — иудаизм. Иудаизм — национальная религия, которую исповедует еврейское население, проживающее и в других странах.
Сегодня в некоторых районах Южной Америки, Центральной Африки, на северо-востоке России, на Новой Гвинее еще существуют местные традиционные верования, связанные в основном с почитанием различных духов природы, с брачными обрядами.
Не только национальные, но и религиозные противоречия часто приводят к возникновению «горячих точек». Например, политическая напряженность в Северной Ирландии связана с религиозной рознью между католиками, составляющими коренное население, и протестантами — выходцами из Англии, захватившими ключевые позиции в экономике.
Люди просто видят для себя в православии ценность, поэтому и причисляют себя к нему. Другое дело, когда речь идет об их воцерковленности, полагает заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, глава комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.
Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.
«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.
«Часть цивилизации»
В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.
«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.
Количество или качество?
Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.
«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
По данным статистического исследования религий, выпущенного Агентством по делам культуры, на 31 декабря 2016 года численность христиан в Японии составляла около 1,9 млн человек. Около 60% христиан живёт в Токио и префектуре Канагава, это соответственно 856 646 и 304 358 верующих.
По количеству христиан на 10 000 человек лидирует Токио (628,2), за ним следует префектура Нагасаки (476,4). Среди 15 префектур с самым высоким соотношением христиан среди жителей 12 расположены в западной части Японии. Двумя примечательными исключениями являются Токио и префектура Канагава – в ней находится портовый город Йокогама, где жило довольно много иностранцев, поскольку его открыли для внешней торговли в XIX веке.
Количество христиан на 10 000 человек
1 | Токио | 628,2 |
2 | Нагасаки | 476,4 |
3 | Канагава | 322,8 |
4 | Окинава | 206,8 |
5 | Хёго | 111,7 |
6 | Кумамото | 97,9 |
7 | Киото | 93,0 |
8 | Фукуока | 91,0 |
9 | Кагосима | 86,6 |
10 | Хоккайдо | 86,0 |
11 | Осака | 83,2 |
12 | Хиросима | 77,9 |
13 | Ямагути | 70,4 |
14 | Вакаяма | 66,1 |
15 | Окаяма | 65,1 |
Составлено Nippon.com на основе статистического исследования религий в 2017 году, опубликованного Агентством по делам культуры, и данных о численности населения в 2016 году, собранных Министерством здравоохранения, труда и благосостояния.
В 1549 году иезуитский миссионер Франциск Ксавье высадился в Японии, в Кагосиме, и собирался отправиться в столицу, Киото. Он начал свою миссионерскую работу на Кюсю, собирал последователей и даже крестил некоторых феодалов-даймё. Под их защитой христианские священники могли заниматься миссионерской деятельностью. Христианство впоследствии было запрещено в Японии, но, несмотря на правительственные репрессии, небольшое количество «скрытых христиан» (какурэ кириситан) продолжало тайно исповедовать свою религию в Нагасаки и на островах Амакуса западнее Кюсю.
Крупные городские районы Японии занимают первые места по количеству христиан, но соотношение их к общему числу жителей показывает, что исторически христианство в Японии было популярнее на западе страны.
(Статистические данные о христианах в исследовании Агентства по культуре были составлены на основе докладов, выпущенных религиозными группами).
Фотография к заголовку: Церковь Оура в преф. Нагасаки, построенная в 1865 г. и старейшая сохранившаяся христианская церковь в Японии
(Статья на японском языке опубликована 24 мая 2018 г.)