Суббота перед

Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Родительская суббота — день особого поминовения усопших у православных христиан, прежде всего — умерших родителей и других предков. В 2020 году Троицкая родительская суббота выпадает на 6 июня.

Троицкая родительская суббота — один из двух больших поминальных дней в году. Второй такой день — Мясопустная вселенская родительская суббота (в 2020 году была 22 февраля).

Троицкая суббота привязана к празднику Святой Троицы, который в этом году выпала на 7 июня — отмечается Троица на Пятидесятницу — 50-й день после Пасхи. Согласно писаниям, Святой Дух сошел в день Пятидесятницы на землю для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению.

Родительская суббота перед Троицей является самым древним поминальным днем, установленным еще в апостольские времена, когда христиане собирались вместе, чтобы почтить память христианских мучеников, не погребенных должным образом. Издревле верующие посещали могилы усопших, украшали их зеленью и общались с душами покойных.

По традиции, верующие и по-прежнему в родительские субботы поминают усопших родителей, молятся за упокой их души в загробном мире. Помянуть умерших родственников в Троицкую субботу можно дома — прочитав заупокойные молитвы, в храме — в панихиду после литургии, а также на кладбище.

На Троицкую субботу, при посещении храмов, верующие оставляют священнослужителям записки с именами усопших, которых священники поминают в алтаре на литургии или панихиде после.

Считается, что в Троицкую родительскую субботу, как и большинство церковных праздников, нельзя выполнять тяжелую работу, прибираться дома, заниматься стиркой вещей, мыть посуду и заниматься прочими делами по хозяйству.

Однако ряд священнослужителей считают, что данные «запреты» и «ограничения» связаны только с тем, что рабочие и домашние дела не должны стать в этот день для верующих препятствием помолиться и помянуть усопших. Также церковь разрешает в этот день устроить поминальную трапезу, однако без спиртного.

В связи с текущей эпидемиологической ситуацией верующим на Троицкую субботу рекомендуют помянуть усопших близких, помолившись дома.

Великая суббота, шестой день Страстной недели и последний день Великого поста, в 2020 году выпала на 18 апреля. В этот день православные верующие вспоминают погребение и пребывание во гробе тела Иисуса Христа, сошествие Христа в ад, а также готовятся к Пасхе – главному христианскому празднику в году.

Значение Великой субботы

Суббота перед Пасхой – одновременно и скорбный, и радостный день. Осужденный и казненный в Страстную пятницу, Иисус Христос еще лежит во гробе. Именно в субботу ученики-апостолы добились разрешения снять Спасителя с креста и захоронить в погребальной пещере в саду Иосифа.

Гонители Иисуса, хотя и не верили в его божественную сущность, не были полностью спокойны. Поэтому, как рассказывает евангелист Матфей, в Великую субботу первосвященники и фарисеи пошли к прокуратору Иудеи Понтию Пилату и напомнили об обещании Иисуса воскреснуть через три дня. Гонители Христа просили представителя Рима отдать распоряжение взять место погребения Христа под особый контроль. Они опасались, что апостолы похитят тело своего учителя и скажут последователям, что Иисус воскрес из мертвых.

Пилат оставил это на усмотрение первосвященников, и по их распоряжению вход в пещеру с телом Иисуса был завален камнями, и там поставили стражу.

Утром в Великую субботу священнослужители при участии прихожан церкви, выносят Плащаницу и совершают ход вокруг храма. Это символизирует сошествие Иисуса Христа в ад и его победу над тьмой и смертью. Затем, по внесению Плащаницы обратно в храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что он своими страданиями и смертью снова открыл верующим двери рая.

По окончании Литургии совершается благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов – освещение куличей, пасхи и яиц.

В двенадцатом часу ночи служат полунощницу, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении его из мертвых.

Схождение Благодатного огня

Именно в Страстную субботу происходит то, чего с трепетом ждут все верующие мира: схождение Благодатного огня. Чудо ежегодно происходит накануне Пасхи в Иерусалимском Кафедральном соборе Воскресения Христова.

Однако пандемия коронавируса вносит изменения не только в жизнь обычных людей по всему миру, но и во многовековые церковные традиции. В 2020 году освящение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме проведут без паломников. А для верующих организуют онлайн-трансляции.

Церемония освящения Благодатного огня пройдет, как обычно, в иерусалимском храме Гроба Господня в Великую субботу. В 2020 году она выпадает на 18 апреля. Но из-за пандемии коронавируса израильское правительство решило провести мероприятие без паломников. Хотя традиционно в нем участвуют около 20-30 тысяч верующих из разных стран.

Традиции

Великую Субботу иногда называют Красильной, когда полагается красить яйца и печь куличи. Традиция различается в зависимости от региона. В некоторых населенных пунктах блюда для застолья на Пасху готовят в Чистый четверг или Страстную пятницу. Главное, чтобы хоть одно яйцо было красным – цвет символизирует кровь Христа.

В субботу можно украсить дом свежими цветами, листьями и ветками. Как минимум, можно приобрести букет для украшения праздничного стола на Пасху. Это символизирует возрождение жизни, пробуждение природы после зимнего сна, новое начало. Такая традиция в ходу с языческих времен, когда Пасха была праздником прихода весны.

В субботу все еще соблюдается Великий Пост. Соблюдающие его пьют воду, едят хлеб, свежие овощи и фрукты. Разговляться можно после службы в церкви и крестного хода, что начинается ровно в полночь. Но с трех часов ночи до восхода солнца на Пасху есть нельзя.

В Страстную субботу собирают пасхальные корзины с продуктами, которые планируется освятить в церкви. В ней обязательно должны быть куличи и крашеные яйца, остальные продукты – на ваше усмотрение. Традиционно корзины накрываются вышитыми рушниками.

Как и в Прощеное воскресенье, принято прощать и просить прощения у родных и близких, мириться с тем, с кем в ссоре. Обязательно раздают милостыню возле храма, угощают бедных постными блюдами. Если вы чтите традицию пасхальных подарков, покупать их лучше в Страстную субботу.

Запреты

  • Нельзя разговляться с трех часов ночи субботы и до утра воскресенья.
  • Нельзя кушать приготовленную с помощью термической обработки пищу.
  • Нельзя употреблять спиртные напитки (тем, кто в Великую пятницу соблюдал строгий пост и был только на хлебе и воде, можно выпить немного красного вина для поддержания сил).
  • Нельзя смеяться, танцевать и петь.
  • Необходимо воздержаться от интимной близости с супругом.
  • Нельзя заниматься рыбалкой или охотиться.
  • Также запрещено делать дома уборку, гладить и стирать вещи.
  • Нельзя мыться.
  • Запрещаются работы по саду.
  • Есть также запрет на занятия рукоделием.
  • Стоит воздержаться от строительных работ и других физических работ.

Приметы

По погоде на Великую Субботу определяют, каким будет лето. Ясно, тепло – солнечным и жарким. Пасмурный день предвещает дождливое и холодное лето.

Если освященное в церкви яйцо-крашенку бросить в воду и умыться ей, удастся сохранить здоровье и молодость до преклонных лет. Сделать это нужно в субботу.

Проведенная без сна ночь перед Пасхой – залог счастья. Бодрствующий защитится от болезней, получит богатый урожай, станет удачливым охотником, будет счастлив в браке. Лучше отстоять Всенощную службу в храме, но можно молиться и дома.

Если ребенок родился в Великую субботу перед Пасхой, ему никогда не придется страдать из-за неприятностей. Все беды обходят стороной рожденных в канун светлого праздника. Они удачливы, отличаются хорошим здоровьем, всегда добиваются поставленных целей.

Приметы на 18 апреля

  • Настал Федул – ветер теплее подул.
  • Если в овраге снега осталось размером с телушку – пришла пора начинать пахоту.
  • Если слышно глухарей, значит, дни будут погожими, а если нет – идет ненастье.
  • Родившиеся 18 апреля обладают даром работы с деревом. Носить им следует янтарь.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Когда я только начинала ходить в храм, я ничего не знала о богослужении, но очень остро чувствовала: во время службы что-то происходит, невидимо совершается нечто чрезвычайно важное, именно здесь и сейчас. Со временем это чувство притупилось, почти стерлось, но каждый год оно вновь возвращается во время Страстной седмицы, и особенно в Великую Субботу. Божественная литургия в богослужебном смысле является завершением этого дня: по древней традиции, как и в дни Навечерия Рождества и Богоявления, она совершается в соединении с вечерней. В песнопениях этого дня говорится, что Великая Суббота — благословенный, спасительный и в то же время таинственный день, в который Спаситель сошел во ад.

«Днесь ад, стеня, вопиет… (Сегодня ад со стоном кричит)» — такими словами начинаются три стихиры вечерни. Богослужение и иконография этого дня рассказывают о Сошествии Господа во ад ярко и подробно. Ад олицетворяется — повествование ведется от его лица, он жалуется: он не смог удержать Того, Кого принял за одного из умерших,— Пастырь Распятый разрушил смертную державу, воскресил Адама и возвел с Собой всех, кого от века поглотил ад. Все эти стихиры завершаются благодарением молящихся — то есть нашим благодарением: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».

Начинается чтение паремий, первая из которых — повествование из Книги Бытия о сотворении мира. Основные темы пророческих ветхозаветных текстов этого дня — прообразы Воскресения, переход от рабства к свободе, от смерти к жизни. Последняя из паремий — отрывок из Книги пророка Даниила. Хвалебная песнь трех отроков в огненной печи Вавилонской подхватывается духовенством, хором, молящимися: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Это уже не обычное пение, а торжественное, ликующее, непередаваемо радостное славословие, которое обнимает собой всю вселенную. Вся природа, все умные силы — всё, сотворенное Богом призывается к благодарению: «Благословите вся дела Господня… Благословите Ангели… Благословите небеса»… Солнце и луна, звезды небесные, дождь и роса, холод и зной, свет и тьма, моря и реки — все мироздание и мы, рабы Господни, вместе со святыми «хвалим, благословим, покланяемся Господеви». Это один из самых волнующих моментов этой удивительной службы, которые помнишь и к которым стремишься весь год.

В Великую Субботу читается 15 паремий — больше, чем в какой-либо другой день церковного года. Дело в том, что, согласно практике Древней Церкви, во время этого продолжительного чтения совершалось крещение оглашенных. Именно поэтому вслед за паремиями вместо Трисвятого в этот день поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Помню, как в Саратове, в Троицком соборе два года назад впервые была предпринята попытка возродить эту традицию, и группа оглашенных со свечами, в белых одеждах в этот момент службы вошла в храм. Возникло удивительное ощущение, о котором говорили многие: мы не понимали, в каком веке, в каком времени находимся. Не просто потому, что ход службы оказался непривычным, но и потому, что были совершены те действия, события, память о которых сохраняло богослужебное последование.

После чтения праздничного Апостола, в котором также уже открыто говорится о Воскресении Христовом и его значении для нас, поется особый аллилуарий: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех (… ибо Ты будешь иметь последователей среди всех народов)». Этот стих несколько раз возглашается чтецом и подхватывается хором. Именно во время этого торжественного пения в алтаре духовенство переоблачается в белые одежды. И минута, когда распахиваются Царские врата и диакон в белом выходит читать Евангелие о Воскресении, становится истинным предвестием Пасхального торжества. Но здесь (знаю по собственному опыту) важно не перерадоваться, а сдержать себя — в Великую Субботу наша радость должна быть тихой: в этот день Церковь призывает нас к молчанию.

На Литургии Великой Субботы вместо Херувимской, единственный раз в году, поется такое песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа (Да умолкнет все плотское в человеке, да стоит он со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном; ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Ему предшествуют сонмы Ангелов, различные чины их, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя)».

Исполнилось все то, ради чего воплотился Спаситель. Господь приходит на заколение, дает себя в пищу верным. Это превышает человеческое разумение. Бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо своими крылами, они не в силах смотреть на эту тайну…

Еще одна особенность Великой Субботы — вместо Достойно есть поется ирмос 9?й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия (Не рыдай надо Мною, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты во чреве без семени зачала, ибо Я воскресну и буду прославлен, и во славе вознесу, как Бог, непрестанно с верою и любовию Тебя величающих)». Опять происходит смена настроения — и в смысловом, и в музыкальном отношении: от скорби к радости, к обещанию Воскресения и вечной жизни…

Великая Суббота — это день, когда лучше всего осознаются святоотеческие слова о том, что наше спасение совершается между страхом и надеждой. Господь еще во гробе, и мы видим перед собой, в центре храма, Плащаницу с изображением Почившего Спасителя. Это благословенная Суббота — «упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий». Но в то же время мы чувствуем — что-то происходит. Вместе с тем, как проявляются в ходе богослужения и звучат все громче вести о грядущем Воскресении Христовом, укрепляется и наша надежда: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (1 Кор. 6, 14).

…Лично я тоже страшно устаю к наступлению Великой Субботы. Всегда требуется немалое усилие для того, чтобы попросту утром встать и пойти в храм. Единственное, что может помочь,— чувство, что, если не пойдешь на Литургию Великой Субботы, то потеряешь неизмеримо больше, чем получишь, проспав лишний час или сделав что-то по дому. Нужно попытаться прожить этот благословенный день вместе с Церковью, не пропустить в беспамятстве, не перепрыгнуть, а пройти вместе с ней тот важнейший участок пути, который ведет нас от Страстей к Воскресению.

Фото Дениса Каменщикова

Газета «Православная вера» № 07 (469)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *