Супружеский пост

Ольга Керхер, практикующий психолог, тренер по здоровому мышлению

Понимаю, что многие, прочитав этот заголовок очень возмутятся. И в голове прозвучит следующее: «Какая же польза от измены может быть?! Жена обманута! Муж — сволочь (кобель), кому как больше нравится. Вот он предатель, а она аморальная сука!» Да, да, да! Давайте все по порядку.
Начнем с того что такое психология измена и как она строится. Думаете, измена разрушает отношения между мужчиной и женщиной? На самом деле это всего лишь вершина айсберга, это уже проявление проблемы в поведении. Я хочу с вами поговорить о долгой измене мужчин, о тех женщинах, которые на это соглашаются, и почему жене от этого бывает польза. Сейчас постараюсь детально разъяснить.
Пришла ко мне знакомая. Поделиться своей душещипательной историей: она — любовница. Эта история позволит вам расширить свое восприятие к измене. Я ни в коем случае не говорю, что это хорошо или плохо. Для меня данная история без оценки. Я пишу о том, как эта женщина позитивно повлияла на дальнейшие взаимоотношения в семье. Я много слышу подобных историй и от женщин, и от мужчин. И собирая все истории в одно целое вижу в этом определенную относительную закономерность. Так что же было дальше?

Она была свободной женщиной, имела небольшой бизнес — обслуживала разные компании в сфере организации праздников. Она однажды познакомилась с одним из совладельцев компании, с которой работала. Этот человек стал постоянно приглашать ее компанию к сотрудничеству и в совместные проекты, постоянно проводить какие-то организационные встречи. Они все время общались на «ВЫ» и работали в рабоче-дружеской атмосфере. Но спустя полтора года моя знакомая завела с ним искреннюю беседу. О жизни, о детях, о родных. Он пригласил ее на дружеский обед, где они уже не обсуждали работу, а говорили о душевном и о том, как он любит свою жену, и как любит детей. И о многом еще другом. Но через несколько недель, в один переломный момент, для моей знакомой, она поделилась с ним душевными терзаниями, болью и случившимся горем в ее семье. После чего мужчина незамедлительно предложил ей помощь, ситуация была банальной. Так зародились отношения мужчины и женщины.
Не буду долго тянуть: в тот период они впервые переспали. После первого такого «свидания», он сказал очень четко и доходчиво, что все может завершиться даже через неделю и что это просто «Секс по дружбе». Она абсолютно со спокойной душой ответила, что возможно это может завершиться и раньше, как только один из них надумает выйти из таких отношений, сразу все прекратится.
Но вы же понимаете, что это иллюзия. Хотя мужчина продолжал утверждать, что очень любит свою жену и что бросать ее совсем не собирается. Он продолжал встречи.
Шли недели. Они обедали, потом обедали и ужинали, потом он начал знакомить ее с друзьями, потом с кумовьями. Начал ей звонить сначала по два раза в день, потом по три, потом по четыре и разговоры становились все дольше и дольше. Это перестало быть просто сексом по дружбе.
К моей знакомой пришло понимание, что пора разрывать эти отношения. Они выходят из-под контроля. Могу с уверенностью заявить, психология измены такова, что 90% любовниц не планируют разрушать семью. Даже, если они и думают, что это лучший и единственный мужчина на планете, все равно, как только он остается один, то, скорее всего, они его бросают. Так как девушки выбирающие женатых, заведомо не хотят отношений с ответственностью. Даже если всем говорят обратное. Это такая своеобразная защита.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Колонка психолога: иллюзия отношений или что он думает о тебе на самом деле?
За это время ко мне приходили разные клиентки, с разными запросами. Многие с вопросом верности мужа и его поведением. Но одна из них приходила именно в тот момент, как моя знакомая пробовала расстаться со своим «другом». На тот момент мне это казалось просто совпадением и никак не связанными обстоятельствами. Но позже она отправила ко мне своего мужа. И тут я поняла, что треугольник то замкнулся. Я оказалась в его центре. Сама того не желая. Это было колоссальным откровением.
Муж клиентки рассказал историю, в которой он познакомился с девушкой пару лет назад и у него с ней «Секс по дружбе» и много остальных деталей, совпадавших с историей моей знакомой. Но вот что стало интересным: пока моя знакомая поддерживает связь с этим мужчиной, у него в семье все хорошо. Так как он не акцентирует внимание на проблемах, а получает допинг «за дверью» и уже расслабленный и спокойный приходит домой. Он просто не сумел на каком-то этапе совместной жизни с женой выстроить правильно коммуникацию, не сумел распределить в правильной пропорции приоритеты, даже не думал что нужно планировать совместное время и вкладывать в отношения себя. Это как раз то, что называется работа над отношениями. Он искал лёгкий путь во избежание решения всего вышеперечисленного. И нашел! Нашел любовницу, и она действительно им облегчила жизнь на сравнительно короткое время.
Другими словами, любовница в этом треугольнике играла роль такого себе обезболивающего, которое на время снимало раздраженность, недосказанность, потерю интереса и единения в семье. Это позволяло на время не принимать никаких решений.
Конечно это временное средство, но оно позволило сохранить семью. Это позволило мужчине задуматься и понять, что строить отношения и сохранять их это определенный выбор, и это тоже вклад, и работа. Ежедневный выбор. Каждый день просыпаясь со своей женой, мужчина делает выбор быть с ней. Строить с ней их общее будущее. Он берет на себя ответственность быть так же включенным в процесс построения отношений. Ведь это в мелочах: в походе в кино, в спланированном свидании с женой с банальным, заранее купленным букетом, в совместном ужине и многом другом.

Психология отношений: иногда мужчинам нужен такой неправильный поступок, такой отход чтобы понять ценность своей жены, понять ценность своей семьи. Понять почему же он когда-то, предложил ей стать его женой. Почему когда-то он выбрал ее быть матерью своих детей. И осознать, что поменяв очередную женщину на другую женщину, все равно со временем столкнется с самим собой, и со своим неумением строить глубокие фундаментальные отношения.
Какой есть выход. Их много. Но мы поговорим об одном из них.

Начиная отношения или уже будучи в них, стройте совместные, только ваши традиции. Это психология любви, а она строится на мелочах, связывающих вас крепкими узами. Девушки, жены, разговаривайте со своими мужчинами на их языке. Находите время проводить с ними минуты теплоты и нежности. Стройте планы на несколько дней или недель вперед. Обсуждайте их и заранее представляйте каким замечательным и чудесным будет это время для вас двоих. Описывайте какие он сможет получить эмоции. Создавайте ваши семейные традиции. Говорите с ним и покажите, как это все важно для него и для ваших отношений.
Если встретите непонимание в его глазах или обесценивание значимости этих традиций, спросите себя: зачем вам это? Если нашли положительный ответ, то ищите ключик к подходу дальше. А если положительно не смогли себе ответить, берите волю в кулак и думайте: что еще в жизни может принести вам радость. Ведь все зависит от нас самих.

Из послания апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор 7:1-7).

Поясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст акцентирует внимание на том, что семья — это таинство двух, поэтому решения в ней не могут приниматься единолично; они столь же совместны, как совместна и супружеская жизнь. Ключевым для него в приведенной выше цитате является слово «согласие».

Это место из послания апостола Павла к коринфянам святитель Иоанн Златоуст поясняет так: «Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) — что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда, как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!»

Вот, что пишет далее святитель Иоанн Златоуст:

«Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Посему апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы (1 Фес 5:17)?

Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал, молитесь, но да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана (1 Кор 7:5). Чтобы ты не подумал, что это — закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: невоздержанием вашим (1 Кор 7:5)».

Священник ИАКОВ КОРОБКОВ

Вопросы о телесном воздержании во время поста – волнуют не только многих супругов, но и молодых людей, только собирающихся вступить в брак. Как правило, подобные вопросы люди стесняются задать священнику в храме. Однако и по почте отвечать на них очень сложно, не зная ничего о жизненном опыте, степени воцерковления вопрошающих, отношениях в их семьях. Поэтому в этой статье мы просто попытается разобраться: почему же Церковь так высоко ставит супружеское воздержание?

Общеизвестно, что пост в Православии никогда не воспринимался как разновидность диеты, как воздержание от определенного рода пищи. Главное содержание поста – приближение человека к Богу через усердную молитву, добрые дела, борьбу со злом внутри себя и ограничение в том, что отвлекает нас от приготовления к вечности.

Пост призван восстановить нормальную иерархию ценностей: духовные потребности и вообще жизнь души всегда должны преобладать над стремлениями и запросами тела. Это совсем не значит, что все, относящееся к телесной природе, греховно и должно быть упразднено – просто нужно грамотно расставить акценты: что главное в жизни человека, а что второстепенное.

Время поста – это время освобождения души от гнета телесных потребностей и удовольствий, которые, как известно, порабощают дух и ставят человека на одну ступень с животным миром. Поэтому издревле христиане, имеющие семьи, старались проводить пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях, принося тем самым добрую жертву Богу…

Трудно переоценить значение интимных отношений в жизни человека: они затрагивают самую потаенную глубину личности. Миллионы романов, стихов и песен – это гимн любви. Когда она разгорается в сердце по-настоящему, все вокруг преображается и освещается каким-то особым, неземным сиянием.

Однако, после грехопадения на интимных отношениях, как и на всей человеческой природе, лежит тяжелая печать искажения, деформации. Замечательный английский мыслитель и писатель Клайв Стейплз Льюис писал, что любой грех есть «искажение энергии, которую вдохнул в нас Бог… Господь хочет создать с нашей помощью Музыку, но мы фальшивим. Он хочет нарисовать Автопортрет, мы превращаем его в карикатуру».

Безусловно, сама по себе половая потребность не более нравственна или безнравственна, чем, скажем, потребность в пище. Другое дело – поведение людей при удовлетворении потребности. Если интимные отношения не противоречат заповедям Евангелия, то благодать Божия освящает их. В противном случае в супружеских отношениях возникают аномалии: извращения, неверность, приходят болезни душевные и телесные.

Есть в Библии замечательные слова: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 37, 34). И относится это не к одной только пище, но и ко всему, что наполняет жизнь человека, в том числе и к брачным отношениям.

Пресыщение неизбежно толкает человека на поиски новых ярких ощущений, лишает телесное общение ореола нежности, чуткости и благоговения перед любимой половинкой. И тогда люди ищут выхода там, где его нет: в распутстве и разврате, в неверности и предательстве, и все дальше заходят в тупик… Где же выход?

«Во всем нужна мера» – поистине бесконечно мудрые слова. Но как применить их к этой деликатной теме? Где найти верный и авторитетный критерий того, где кончается допустимое и начинается греховное? Разумно обратиться к многовековому опыту церковных семей, значительно более крепких, чем семьи светские.

С древних времен Церковь призывала своих чад положить себе правилом и нормой воздержание во дни всех четырех постов, накануне великих праздников, перед участием в таинстве Евхаристии, а так же накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Апостол Павел так писал об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Такое воздержание – настоящий подвиг, который люди брали на себя ради Бога по обоюдному согласию, и от которого получали великую пользу.

Контекст апостольского послания указывает на желательность супружеского воздержания во время поста, и то «по согласию». Вся аскетика имеет мотивацию любви к Богу, т.е. все (пост, молитва, воздержание и т.п.) делается по любви к Богу, а не ради страха наказания.

К тому же святой апостол Павел, сам, будучи аскетом, не вкушавшим мяса, и живший в безбрачии, писал: «…упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование — жизни настоящей и будущей (1Тим. 4:7-8).

Во-первых, подчеркну — пишу не против поста, а против того, что ему придается некое исключительное значение в нашем спасении, при этом за его строгое не соблюдение, грозят тяжкими карами. И я совершенно согласен с тем, что необходимо воздерживаться (по крайней мере, от частных и невоздержанных) супружеских отношений в первые и последние месяцы беременности, но это связано, прежде всего, с ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ и МЕДИЦИНСКИМИ показаниями, ибо матка с плодом приходит в сильный тонус и создается угроза выкидыша, а не потому что супружеские отношения во время беременности грех.

Во-вторых, подчеркну, тема супружеских отношений крайне деликатна и индивидуальна, что даже Бог через Свое откровение в Священном Писании практически обходит ее стороной (есть запрет на отношения во время месячных, и, конечно, на прелюбодеяние), думается, прежде всего, потому, что сами по себе отношения, скрепленные настоящей любовью (1Кор.13:4-13) не мешают спасению. Мне припоминается один из святотеческих рассказов, о том, что некому аскету (к сожалению, не могу вспомнить его имя), подумавшему, что он достиг совершенства, было указано, что в неком городе живут две женщины еще более совершенные, чем он. Он нашел их, и те были удивлены услышанному от него. По своему народному пониманию «настоящего благочестия» указали, что они недавно были на ложе с мужьями. Позже до женщин дошло, их настоящее благочестие — во взаимной, безукоризненной любви ко друг другу, а не в половом воздержании с мужьями.

В-третьих, подчеркну, что не пишу о необязательности супружеского воздержания во время поста, это необходимо – любая не воздержанность не полезна. Пишу о том, что супружеское воздержание во время поста не принципиально как таковое и напрямую связано и с возрастом, и половой конституцией супругов, и должно быть рассчитано по мере сил супругов. По моему мнению, по меньшей мере, неразумно требовать совершенного воздержания в течение 20 — 40 дней, например, от молодых супругов, живущих в одной комнате.

И осложнения во время беременности возникают не от самого факта половой близости во время беременности или зачатия во время поста, а от куда более серьезных причин в вере и духовной жизни супругов, а то и по особому промыслу Бога, помните – «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2-3).

***

Бытует мнение, что перерывы в половой жизни вредят организму. Но даже с медицинской точки зрения это заблуждение: по наблюдениям всемирно признанного австрийского врача и психолога Виктора Франкла, полное воздержание или временный отказ от сексуальной жизни абсолютно безвредны. Напротив, при воздержании люди сохраняют ценную внутреннюю энергию и испытывают мощный духовный и интеллектуальный подъем.

И напоследок хочется сказать, что временное ограничение супружеской ласки – это лучший способ сохранить трепетность отношений и достичь того, чтобы любимая половинка всегда была желанной и единственной. Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг ко другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает супружескую близость в занятие любовью, как отсутствие ограничений.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мысль о необходимости сохранения телесной чистоты супругов по взаимному согласию в некоторые дни принадлежит апостолу Павлу: «Жена своимъ теломъ не владеегь, но мужъ; такожде и мужь своимъ теломъ не владееть, но жена. Не лишайте себе другь друга, точию по согласию до времене, да пребываете въ посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушаетъ васъ сатана невоздержаниемъ вашимъ» (1 Кор. 7: 4-5). Дальнейшую разработку этот вопрос получил в первые века христианства. Епископ Александрийский Тимофей, автор авторитетных канонических правил (IV в.), предписал супругам «удалятися» от общения друг с другом в ночь перед причастием, а также в субботу и воскресенье, «зане въ та дьни духовьную жьртву възносити къ Богу». В древности возник и обычай (окончательно узаконенный 13-м правилом VI Вселенского собора 680 — 681 гг.) воздерживаться от общения с женами священникам, дьяконам и иподьяконам перед совершением литургии. В обиходной канонической литературе названные правила постепенно пополнялись новыми предписаниями, различными по характеру и строгости. Это предопределило то разнообразие в действующих нормах, которое было вообще присуще памятникам покаянной дисциплины восточнохристианского мира.

Переводные и оригинальные канонические памятники, появившиеся в Древней Руси вслед за принятием христианства, также не содержали единого взгляда на разбираемую проблему. Разноголосица в исповедальной литературе заставляла наиболее ревностных священников (каким был, к примеру, знаменитый новгородец Кирик) обращаться за разъяснениями к своим епископам, или же решать встающие проблемы, полагаясь на собственный опыт и учитывая духовные качества пасомых. Однако, несмотря на всю пестроту предписаний и несинхронность их эволюции в рукописных текстах, на пространстве XI — XVII вв. ясно проявила себя устойчивая тенденция к увеличению количества и строгости супружеских постов.

Детали этого процесса не ясны, поскольку до сих пор не существует специального исследования, посвященного истории этого раздела канонического права в Древней Руси. В целом в разнообразных и разновременных памятниках, имевших хождение на Руси в указанные столетия, можно отыскать упоминания следующих периодов, в которые необходимо (или желательно) супружеское воздержание: 1) воскресные дни (включая, как и во всех последующих случаях, вечер предыдущего дня), дни Пасхальной седмицы (иногда вплоть до Радоницы), дни важнейших праздников; 2) дни (от одного и более) перед причастием, а иногда и после него (выполнение этого и предыдущего пунктов как восходящих к соборным правилам предписывалось очень строго с самого раннего времени) ; 3) некоторые (в отдельных поздних памятниках — все) постные дни; 4) канун совершения литургии (для священнослужителей); 5) время женского очищения, беременности, а также послеродовой период (40 дней или менее); 6) в некоторых случаях, как можно полагать , духовник мог предписывать своим подопечным воздержание и во время исполнения епитимьи.

Что касается многодневных постов, то в первые столетия после крещения Руси связанные с ними правила о супружеском «удалении» отличались заметной мягкостью. До первой половины XIV в., когда в обиход древнерусской Церкви вошел Успенский пост (со временем превратившийся в очень строгий, в том числе и в рассматриваемом отношении), многодневных постов было три — Великий, Петровский и Рождественский.

Не позднее первой половины XII в. на Руси уже имели хождение памятники, с различной степенью строгости предписывавшие супругам воздержание в дни Великою поста. Так, «Написание митрополита Георгия русского и Феодоса», сохранившее, согласно выводам С.И.Смирнова, едва ли не древнейшее русское правило на этот счет, гласит: «добро бы блюстися жены своея, но аще не можеть, то 1 неделю и последнюю, да соблюдется». Это правило было хорошо известно жившему в XII в. Кирику Новгородцу, обсуждавшему его с епископом Нифонтом. Не прошло мимо внимания Кирика и еще одно бытовавшее в его время предписание, которое сохранилось во многих (правда более поздних) рукописях канонического содержания. Оно отличалось от первого большей строгостью и рекомендовало священникам не допускать до причастия тех, «кто всего поста не может в чистоте пребывати». Оно же, видимо, увеличивало до четырех число недель поста, в которые воздержание было обязательно даже для не слишком терпеливых супругов. Оба правила сходились в том, что «удаление» мужа и жены в дни Великого поста должно являться для благочестивых христиан нормой, а отступление от нее есть проявление их слабости. Запрет на супружеские отношения в дни Великого поста налагал и «Номоканон» Иоанна Постника, с содержанием которого Кирик также был знаком. Согласно «Номоканону», христиане, которые из-за своей недостойной жизни долгое время не принимали Святых Тайн, могут причащаться лишь после того, как исполнят наложенную на них епитимью и выдержат в телесной чистоте весь Великий пост.

В среде духовенства были как сторонники, так и противники такого взгляда на Великий пост. Известно, что новгородские епископы XII в. — по крайней мере двое из них, Нифонт (1131—1156 гг.) и Илья (1165—1186 гг.) — находили приведенные правила чрезмерно строгими и запрещали священникам принуждать супругов к воздержанию, а также лишать их причастия за нехранение чистоты Великим постом. По мнению Нифонта, воздерживаться супругам следовало обязательно лишь на Пасхальной седмице, на которой «вси дние, акы днье неделя». Илья добавлял к этому еще первую и последнюю седмицы «говенья».

С течением времени строгость предписаний постепенно усиливалась. В рукописях XVI в. уже не редкость однозначный, не предусматривающий каких-либо послаблений, запрет на супружеские отношения в дни Великого поста, хотя и в это время продолжают встречаться более мягкие нормы.

Если обычай великопостного воздержания постепенно приживался в Древней Руси, то каких-либо аналогичных запретов, относящихся к постам Петровскому и Рождественскому, долгое время не существовало. Даже рукописи XV — XVI вв., вспоминая о данных постах, часто подчеркивали: «а женъ своихъ оба си говениа не отлучаитеся», оговаривая при этом лишь те правила, которые в дни постов супруги должны были выполнять строже, чем в обычное время, («блюстись» друг от друга по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, иногда также и по понедельникам, в дни памяти некоторых святых, при желании причаститься — «блюстись» несколько дней или даже весь пост19). Причисление некоторыми духовниками Петровского и Рождественского постов к тому же разряду строгости, что и Великий, начало происходить, по-видимому, не ранее XVI —XVII вв.

Таким образом, в интересующий нас ранний период (XII — XIII вв.) из многодневных постов лишь Великий мог сопровождаться более или менее строгими предписаниями относительно супружеского воздержания. Надо думать, что даже те супруги, которые стремились к особому семейному благочестию, редко организовывали рассматриваемую сферу своей жизни на принципах более строгих, чем того требовали от них их духовные руководители. Последние же в своих поучениях повторяли о супружеском ложе вслед за апостолом Павлом: «не токмо не скверно ложе, ино честно!».

Лаушкин А. Супружеское воздержание Великим постом в XII-XIII веках и точные летописные латы // Русское Средневековье. 1999. М.: Мануфактура, 1999.

ольга лукинская

Типичный сюжет американского кино: семейная пара ссорится, и муж, изгнанный из семейной спальни, отправляется на диван в гостиной. Спальня с большой кроватью преподносится как центр жизни в паре, куда не допускаются дети или разговоры о работе, где совершаются важные признания и проливаются слёзы, где занимаются сексом и, конечно, отдыхают. Тем не менее, по данным Национального фонда сна США, четверть пар в действительности спят раздельно — в разных кроватях или даже комнатах, не скрывая, что именно так они лучше высыпаются. Посмотрим, что всё-таки полезнее — сон в одной постели с партнёром или отдельно — и что об этом думают учёные.

Нельзя точно сказать, когда совместный сон в паре стал общепринятой нормой западного мира — например, в аристократических кругах Европы было принято, что у каждого есть своя спальня, а то и не одна. Конечно, менее состоятельному большинству выбирать не приходилось: люди спали в одной комнате или одной постели целыми семьями, и не только из-за недостатка места, но и чтобы согреться или не бояться темноты. Историк Роджер Экирч, автор книги о том, как люди в старину проводили ночи, отмечает, что совместное нахождение в тёмной спальне сближает и даёт возможность поговорить о самом сокровенном, необязательно с мужем или женой — вспомните возможность посекретничать после отбоя в летнем лагере.

Совместный сон — это что-то вроде сигнала «у нас в паре всё хорошо» для окружающих. Иногда люди стесняются признаваться, что спят с партнёром раздельно — вдруг кто-то подумает, что в отношениях проблемы. Некоторые специалисты настаивают на том, что совместный сон важен для «обмена энергией», правда, без дополнительных объяснений того, что это за энергия и можно ли обменяться ею другими способами. Аргумент «спать отдельно просто не совсем правильно» выглядит неубедительно, как и мнение о том, что сон родителей в одной постели — важный пример для детей. Любовь и тёплые отношения между родителями дети считывают из множества мелочей, и для их демонстрации совершенно необязательно почивать вместе.

Важный вопрос — как совместный или раздельный сон коррелирует с сексуальной жизнью. Возможно, восемь часов, проводимые в одной постели, повышают вероятность спонтанного секса — но при этом частые пробуждения, недостаток сна и в целом некачественный отдых негативно влияют на либидо. Если вы постоянно не высыпаетесь и не чувствуете себя отдохнувшим, то, скорее всего, вам будет не до секса. При этом специалисты говорят, что тем, кто спит в разных комнатах, нужно лишь приложить чуть больше сознательных усилий к поддержанию интимности — выделять время на объятия, задушевные разговоры и, собственно, секс.

Объятия и физический контакт полезны — они способствуют сближению за счёт выработки «гормона любви» окситоцина. Но физическая близость — не синоним сна в одной постели, особенно если выспаться вместе не удаётся. Пары приходят к раздельному сну по разным причинам: это может быть храп одного из них или склонность постоянно ворочаться (особенно если кровать недостаточно широкая), разное расписание, когда один ложится позже или встаёт раньше и непреднамеренно будит другого, разная комфортная температура, когда одеяло всю ночь дёргают в разные стороны. Итог один — для многих раздельный сон означает возможность хорошо отдохнуть и быть бодрее в течение дня. На отношениях хорошее настроение и восстановление сил тоже отражаются положительно.

Многие пары спят вместе просто потому, что у них нет дополнительной комнаты. Квартирный вопрос продолжает портить качество сна значительной части населения планеты

Как отмечает психолог Александр Серов, сон по отдельности часто воспринимается как показатель конфликта в паре и, если не было прямого обсуждения, возникает пространство для совместных обид и взаимных претензий. Один из партнёров может испытывать чувство вины за то, что не хочет спать вместе, «как принято», или злость на себя или партнёра из-за того, что он не может выспаться и вынужден испытывать дискомфорт. Второй же партнёр может ощутить себя отверженным и непривлекательным. Но вряд ли отношения станут крепче, если кто-то из партнёров будет хронически недосыпать и пребывать от этого в раздражительном настроении. Доверие, открытость и возможность спокойно обсуждать проблемы — это основа здоровых отношений, в том числе сексуальных. Если партнёр обижается на ваше желание спать отдельно, стоит поговорить и рассказать, в чём причина. Да, совместный сон в паре — общепринятый расклад, но если вы не высыпаетесь и страдаете от храпа, жары или слишком раннего будильника партнёра, то стоит нарушить привычку и прислушаться к здравому смыслу.

Обсудите, есть ли вообще ценность для вашей пары в том, чтобы спать вместе — и какая потребность за этим стоит. По словам Александра Серова, в процессе разговора могут возникнуть договорённости, подходящие именно вам: возможно, спать по отдельности вы будете только перед ответственными рабочими днями, а перед выходными такой необходимости не будет. Или, например, возникнет традиция вместе валяться в постели перед сном или с утра, а спать всё-таки по отдельности. Важно помнить, что часто совместному сну мешают состояния, с которыми нужно обращаться за медицинской помощью. Если у одного из партнёров бруксизм (скрежет зубами), храп или вечно беспокойный сон, важно не только обеспечить спокойствие второму (то есть спать отдельно), но и начать решать эти проблемы, обратившись к врачу.

По данным учёных из Торонто, среди канадских пар в отдельных кроватях спят почти сорок процентов. Для России такой статистики нет, но мы подозреваем, что она была бы искажена: многие пары спят вместе просто потому, что у них нет дополнительной комнаты. Квартирный вопрос испортил не только москвичей — он продолжает портить качество сна значительной части населения планеты. Спать совместно или раздельно, каждая пара решает сама — и было бы здорово каждому иметь возможность уйти в собственную спальню, ориентируясь лишь на своё самочувствие.

Те, у кого нет возможности разойтись по разным спальням, всё-таки могут улучшить качество своего совместного сна. Имеет смысл потратиться на широкую кровать и удобный матрас — и лучше поставить кровать так, чтобы с неё можно было встать и справа, и слева, не перелезая через партнёра. Купите ночники с регулирующейся яркостью, чтобы не будить друг друга, включив свет, или не мешать засыпающему, читая перед сном. Если освещение трудно настроить, а одному из вас свет серьёзно мешает, возможно, пригодится хорошая маска для сна. С шумом помогут разделаться беруши, а с разницей комфортных температур — раздельные одеяла. Наконец, не стоит забывать о базовой гигиене сна: ложиться не слишком поздно, отказываться от гаджетов в спальне, не злоупотреблять стимуляторами и заниматься спортом.

Преподобный Никодим Святогорец На необходимость супружеского воздержания в дни Великого поста указывает 40-я статья «Номоканона» при Большом требнике: «Мирянам должно воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же кто падет со своей женой в святой пост, таковой не должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих законных жен, как сказано, в течение всего поста».

О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».

Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них известным византийским толкователем церковных правил святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном. «Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит другой известный греческий канонист и толкователь правил преподобный Никодим Святогорец. Имя преподобного Никодима в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России, поскольку он является автором «Пидалиона» – свода соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями преподобного Никодима, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики Греческой Церкви используют «Пидалион» как практическое руководство.

Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне не прикасались к женам три дня. Если Господь приказал евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что три дня воздерживались от совокупления с женами – «И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21, 5), то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые собираются жениться, подобает исповедаться вместе со своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед началом Божественной литургии венчаться. После же того как они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по завершении которой пусть приступят к Причастию Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны удерживаться от соития, как этот святейший обычай и порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и желающими спастись христианами. Потому, согласно Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же день, после Святого Причащения. На основании этого выводим из большего меньшее и говорим: если для подготовки к Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост. И хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост перед причащением, однако способные поститься перед ним и целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия Александрийского – это правило определяет: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо то, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е апостольское правило: «Может возникнуть такое недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), а вступившим в брак нужно воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила, значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не вступать в половую связь? Однако это недоумение самым удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные собрания и литургию. Они совершались в то время главным образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от супругов требовалось воздержание для того, чтобы приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли воздерживаться друг от друга супругам, когда они намереваются причаститься, потому что отвечает: на это сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во время установленных Церковью постов».

О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде – «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».

Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «…Заслуживает исследования и следующее: если «честна женитва и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? «Да изыдет, – говорит он, – жених от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: «да не оскверняетесь», но: «да пребываете», то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах). Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если приходящие к царям, – что я говорю – к царям? – даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а при малейшей рассеянности не только не достигают желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность; если желающие утишить гнев людей поступают с такою тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу, подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу – тмою талант (Мф. 18, 23, 24). Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы так говорит: «Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи; теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев Его – не потому, чтобы Господь наш был жесток и непреклонен, – напротив, Он очень кроток и человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да пребываете в посте и молитве». Что же может быть прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и сказал: «Добро человеку жене не прикасатися». Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф. 19,10)».

В заключение приведем учение о воздержании от супружеских отношений в пост другого великого учителя Церкви, святителя Василия, согласное со святителем Иоанном: «Пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве (1 Кор. 7, 5)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *