Сущий

СУЩЕЕ (греч. τα ὄντα, лат. ens, esse) – одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой изменялся в истории философии, характеризуя либо все существующее, либо способ существования, либо бытие связки, поскольку любому сущему независимо от способа его бытия можно приписать связку «есть». Уже в античной философии, ориентирующейся на космоонтологическую проблематику, началось онтологическое различение сущего и бытия, обусловленное поисками оснований истины и лжи (сущее как истина, не-сущее как ложное). Для Платона сущее причастно бытию и не-бытию, связано с тождеством самому себе, являясь наряду с движением и покоем родом. Аристотель в противовес Платону подчеркивает, что иного по отношению к сущему нет, что сущее не может быть родом для вещей (Met. III 3, 998b20–25; IX 10, 1051 b5) и, рассматривая различные значения имени «сущее», переводит это различение из онтологического в полисемичность языка, коль скоро нет единого рода «сущее», обусловливающего однозначность имени. Сущее сказывается различными способами: 1) в соответствии со способами предикации, или «видами категорий», когда смысл сущего выражен в различных формах высказывания и сущее оказывается сутью вещи, качеством, количеством, отношением, местом, временем, действием и претерпеванием; 2) сущее в возможности и сущее в действительности (связь сущего с энтелехией); 3) «в самом основном смысле сущее – это истинное и ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение» (Met. IX 10, 1051 b5). Сущее и единое тождественны (Met. IV 2, 1003 b 22). Для неоплатоников эманацией сверхсущего Единого предстает сущее (Плотин, Enn. III 8,10).

В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) – тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего). Тем самым сущее – это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение – не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову.

В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия – бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для Р.Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, – Я.Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине (Соч., т. 1. М., 1982, с. 408). Он связывает сущее с тем, что «может быть нами понято» (Соч., т. 3. М., 1984, с. 110), выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией Э.Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме – от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А.Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р.Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г.Коген, П.Наторп). Ф.Брентано связывает существование с утвердительными суждениями, а не-существование – с отрицательными, проводя различие между модусами бытия сущего – объектов ума и природных вещей. Для Г.Риккерта бытие включает в себя сущее и долженствование, тем самым область бытия была расширена и стала включать в себя также ценности. Для Г.Зиммеля бытие – это комплекс сущего как бесконечного многообразия того, что «есть». Н.Гартман связывает сущее с многообразной действительностью, идентичным модусом которой является бытие, подчеркивая, что сущее не совпадает с данным, а включает в себя неданное. М.Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.

А.П.Огурцов

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам

Он все же, несомненно, есть Субстанция или, говоря точнее, Сущность, что по-гречески звучит как ousia. Ибо как «мудрость» производится от «мудрого», а «знание» от «знать», так от «Сущего» производится «Сущность». И кто же есть больший, нежели Тот, Кто сказал рабу: Я есмь Сущий, и: Так скажи Сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам? Однако же другие предметы, называющиеся сущностями или субстанциями, допускают изменения, посредством которых в них происходит большая или меньшая перемена. С Богом же ничего такого произойти не может. Поэтому неизменная Субстанция или Сущность, которая есть Бог, — одна единственная и, конечно же, ей более всего подобает быть Сущей, от чего и возникает само название Сущности.

О Троице.

Удивительно и божественно Господь наш сказал своему рабу: Я есмь Сущий и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Действительно, Он Сам существует, так как Он не изменяется; ибо всякое изменение означает, что то, что было, уже не существует. Следовательно, существует Тот, Кто не изменяется; прочее, что было Им сотворено, от Него в свою меру начало свое существование.

О природе добра.

Ведь Тот существует в высшей степени и изначально, Кто является вообще неизменным и Кто действительно смог сказать: Я есмь Сущий, и: Скажи им: Сущий послал меня к вам, чтобы все остальное, что существует, могло существовать только в Нем и быть хорошим настолько, насколько восприняло свое существование.

Об учении христианском.

Ничто с такой силой не высказывается в этих Священных Писаниях, как известное мнение Платона, что философ есть человек, любящий Бога. А главное, что более всего побуждает и меня почти соглашаться с мнением, что Платону не были неизвестны те книги, это следующее: когда ангел передавал святому Моисею слова Божии, то на вопрос последнего, как зовут Того, Кто повелевал ему идти к еврейскому народу для освобождения его из Египта, ему был дан ответ: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам, то есть как бы в сравнении с Ним, Который существует истинно, поскольку неизменяем, все, что сотворено изменяемым, не существует; именно этой мысли горячо придерживался и старательно проводил ее Платон. И я не знаю, находится ли подобное где-нибудь в книгах тех, которые жили до Платона, за исключением этого места.

О граде Божием.

Хотя эта неизменяемая и невыразимая природа не принимает «был и будет», но только «есть», сама она на самом деле есть сущая, так как не может измениться. И поэтому только Ему подобало говорить: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Однако из-за изменяемости времен, в которых вращается наша смертность и наша изменяемость, мы говорим уверенно : «И был, и будет, и есть». Был — в предыдущие века, есть — в настоящее время, будет — в будущем. Был, так как не было времени, когда Его не было; будет, так как не будет времени, когда Его не будет; есть, так как Он есть всегда.

Возможно, и самому Моисею было трудно, и тем более трудно будет нам понять сказанное: Я есмь сущий, и: Сущий послал меня к вам. И даже если бы Моисей это понял, то когда бы поняли это те, к кому он был послан? Поэтому Господь отложил то, что человек не может понять, и добавил то, что он понять может. Ведь Он говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6). Это ты можешь понять, но какой ум может понять: Я есмь Сущий?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Что же означает, что Он затем еще раз сказал о Своем другом имени? Здесь: «Я называюсь Сущий», а там: «У Меня есть другое имя: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Ибо, хотя Бог является неизменным и все сотворил по милосердию, Сам Сын Божий соизволил, приняв на Себя изменяющуюся плоть, оставаясь тем, что есть Слово Божие, прийти и спасти человека. Итак, Сущий принял на Себя смертную плоть, так что может быть сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова.

Когда Моисей спросил об имени Бога, ему было сказано: Я есмь Сущий, и: Скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. Что же это? О Боже, о Господь наш, как Твое имя? Он сказал: «Я называюсь Сущий». Что значит: «Я называюсь Сущий»? Я пребываю в вечности, так как не могу изменяться. То, что изменяется, не существует, ибо не пребывает. То, что существует, остается. То, что изменяется, некогда было и некогда будет, но не существует, ибо изменяется. Значит, неизменяемость Бога по праву называется так: Я есмь Сущий.

Проповеди.

Знаете ли вы, что знаменитый провокационный символ Брюсселя – фонтан Писающий мальчик – связан с пивом? Нет? Сейчас мы исправим это недоразумение!

Мальчик, написавший историю города

Начнем с того, что увековеченный в статуе ребенок непрерывно делал свое мокрое дело в центре бельгийской столицы приблизительно с XIV-XV века. Мальчик был каменным, пока в XVII веке его не подменил более стойкий и выносливый бронзовый пацан ростом 61 см, созданный скульптором Жеромом Дюкенуа. К слову, с 1965 года на историческом месте (угол Рю де л’Этуве и Рю де Шен) установлен «дублер» статуи. Из-за частых похищений малыша, оригинал (к сожалению, расколотый во время очередной попытки кражи на две части) перевезли в Городской музей Брюсселя.

Чем хулиган, столетиями подмачивающий репутацию культурной европейской столицы, заслужил таких почестей? Брюссельские гиды рассказывают, по меньшей мере, три «самые правдивые», однако совсем не похожие друг на друга биографии героя. Но нам, безусловно, нравится та, в которой участвует традиционный бельгийский сорт пива ламбик! И связана эта легенда с историческими событиями – гримбергенской войной (1139-1159 годы), которая была вызвана внезапной смертью реального графа Лувенского, герцога Нижней Лотарингии, маркграфа Антверпена Готфрида II и вступлением в права наследства на титулы, территории и власть его годовалого сына Готфрида III. А вот и доля фольклора. Для того, чтобы подавить одно из восстаний рода, претендующего на доставшееся мальцу, командующий брюссельским войском попросил у матери законного наследника, чтобы тот принял участие в битве. Во имя справедливости и поднятия боевого духа солдат мать согласилась. Так едва научившийся ходить Готфрид в роли главнокомандующего отправился «разруливать» заваруху.

Сопровождала грудничка кормилица, в сумке которой всегда была бутылочка-другая ламбика. Ничего предосудительного в этом не было. Пиво в те времена считали идеальным средством для улучшения лактации. Кроме того, полезный питательный напиток давали детям для утоления жажды, для аппетита и для укрепления иммунитета. Добравшись до запасов кормилицы, Готфрид «плотно позавтракал» ламбиком. Пиво тут же «попросилось» наружу. Поэтому, когда неприятель построился к началу битвы, сорванец продемонстрировал войску и свое достоинство, и мощную струю негодования развернувшимися событиями.

Лучшего воодушевления, чем такой экспромт, не надо было и желать! Враг был унижен, а вдохновленная подвигом мини-командира армия разбила повстанцев в два счета. Народная молва тут же разнесла весть о несокрушимых силах ламбика и брюссельского оружия, а легенда о писающем парне нашла свое воплощение с памятнике-фонтанчике, который во время его создания играл важную роль в распределении питьевой воды.

Всем – Пис!

Правда эта история или ложь – неважно. Manneken Pis (Писающий мальчик на нидерландском) стал национальным героем, брендом Бельгии и всемирным любимцем. Со дня установки фонтанчика здесь всегда кипит жизнь, мальчишку окружают заботой, вниманием, дарят голышу одежду. Эту традицию заложил курфюрст Баварии Максимилиан II еще в 1698 году, прислав бронзовому парню штанишки и камзол. А с 1756 года у ребенка есть официальный собственный портной. Несмотря на это, известные модельеры, почетные жители и гости Брюсселя могут удостоится особой чести подарить мальчонке новый наряд. По тому или иному случаю модник облачается в одежду сказочных персонажей, знаменитостей, в униформу различных служб и в национальные костюмы. Сегодня в гардеробе статуи более 800 нарядов, которые меняются в зависимости от событий в стране и мире. Коллекция костюмов хранится в Королевском музее Брюсселя. Кстати, с 2007 года здесь под номером 791 хранится казацкий костюм. Ежегодно 24 августа в День независимости Украины символ Брюсселя становится украинцем.

У фонтана регулярно вывешивается программа переодеваний: можно узнать, в костюмах каких эпох и профессий мальчик появится. Списки составляются некоммерческой организацией «Друзья Писающего мальчика». На церемониях смены образа даже духовой оркестр играет.

Секрет крутой дуги

Выглядит мальчиш как сущий ангелочек: очаровательный, пухленький, кудрявый, он стоит, чуть отклонившись назад и беззастенчиво делает «пи-пи», описывая струёй дугу, крутость которой гарантирована выпитым накануне ламбиком. Связь с этим легендарным пивом не теряется по сей день. Заправляемый бельгийскими пивоварнями Brasserie de la Senne, Cantillon, Delirium Tremens, карапуз периодически пускает пивные фонтанчики. Пивовары лично наполняют стаканчики пивом и раздают бесплатно всем желающим. Обычно такие праздники пива совпадают со знаковыми футбольными матчами или важными городскими событиями.

«Подрабатывает» Писающий мальчик и на пивных этикетках. Самая известная клеится пивоварней Cantillon на собственный Gueuze 100% Lambic Bio. Это напиток называют «Брюссельским шампанским», «Бриллиантом в короне» среди пива, которое здесь варят.

Готовится пиво на основе ячменного солода и несоложеной пшеницы, охмеляется «залежавшимся» (сушеным, выдержанным) хмелем, сбраживается дикими дрожжами. Спустя год выдержки в бочке, в пиво добавляют ламбики двух- и трехлетнего возраста и отправляют на дозревать в бутылки, которые укупориваются винной пробкой, а затем кронен-пробкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *