Св отцы о самообладании и самоконтроле

Екатерина Кулебякина

В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей.

Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод – и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: «Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28–29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни».

Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния».

К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) – состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

Андрей Сигутин: Моя учительница русского языка говорила, что эмоции следует отличать от чувств, ибо последние характеризуются глубиной и устойчивостью. Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются – вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Поэтому мы и говорим о чувстве любви, а не об эмоции. Екатерина Николаевна, с точки зрения психологии, ощущения, чувства, эмоции – что это такое?

Екатерина Кулебякина: Эти понятия очень часто путают, может быть даже намеренно, поэтому я считаю необходимым дать точное определение каждому из них.

Ощущение – это та информация, которую человек получает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечно-суставное чувство, определяющее положение тела в пространстве.

Эмоции – это ярко выраженные субъективные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей индивида. Эмоции могут возникать самопроизвольно, но поддаются контролю.

Чувства – высокодифференцированные эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженный предметный характер, которые человек может контролировать.

А.С.: То есть чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться?

Е.К.: Да. Страсти же – это чрезвычайно насыщенные, бурные переживания, которые субъективно оцениваются как исключительные, неподвластные самоконтролю, подавляющие волю человека.

А.С.: Неудивительно, что в мирском, обыденном понимании страсть как состояние человека имеет даже положительную окраску: нередко страстью называют любовь. В Православии же страстью называется страдание, порок, греховный навык.

Е.К.: Как видно из определений, основным критерием отличия чувств от эмоций и страстей является воля человека. Безусловно, свободное волеизъявление, в том числе осознанное подчинение своего внутреннего устроения морально-этическим нормам, является отличительной чертой здорового, независимого человека. Так, человек, подверженный страсти табакокурения, зависим от табака; подверженный сексуальной страсти (намеренно не называю это любовью) зависим от объекта влечения; подверженный азартной страсти – от игровых автоматов, казино; гордый человек зависим от чужого мнения и т.д. Характерно, что страсти всегда бесперспективны, у них нет будущего, только настоящее, которое отнимает у человека все силы, чувства, здоровье, а взамен ничего не дает, кроме кратковременной эйфории. Напротив, чувства, глубокие переживания обогащают человека не только информационно, но и подводят его к новой ступени развития, к самосовершенствованию. Наиболее яркий пример противопоставления страсти и чувства в литературе дан в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Страсть Анны и Вронского, неподвластная им, в итоге привела к опустошению, потерям, профанации счастья, завела в тупик. В противовес им Китти и Левин сохранили свои чувства, несмотря на препятствия; благодаря любви, они обогатились новыми добродетелями, создали основу для дальнейшего роста своих личностей. И все это происходило при полном самоконтроле с их стороны.

Напомню, что святые отцы Церкви настоятельно рекомендовали избавляться от страстей, но не от чувств.

А.С.: Надо ли бороться со своей эмоциональностью?

Е.К.: Человек, живущий среди людей, не может не реагировать на хамство, на чужие страдания; нельзя оставаться равнодушным и к чужой радости. Любой человек, а тем более православный, должен уметь сорадоваться и сострадать ближнему. Но свои эмоции надо уметь контролировать, в противном случае они будут управлять человеком. Как сказал мудрый Соломон, «…владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32). Бороться же надо со страстями, имеющими внешнее эмоциональное проявление: гневом (проявляется раздражительностью, нетерпимостью к чужим недостаткам), унынием (проявляется отчаянием, депрессией), блудом (проявляется сексуальной распущенностью) и т.д.

А.С.: Оптинский старец Никон говорил: «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?». Но как сохранять спокойствие? Екатерина Николаевна, дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

Е.К.: Чтобы сохранять спокойствие, надо приучить себя соотносить серьезность события и глубину эмоциональной реакции.Например, разбитая чашка или случайная двойка в дневнике ребенка не стоят того, чтобы тратить на них свои нервы, а вот лень или ложь, грозящие сформировать греховный навык, заслуживают яркого проявления эмоций, но в воспитательных целях. Если в этой ситуации оставаться спокойным, то у ребенка может возникнуть ложное представление о вседозволенности. Кроме того,эмоции не должны продолжаться дольше самой ситуации. Традиционный этикет требует не демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, подавлять, загонять их вглубь себя. Более современный подход рекомендует, наоборот, давать волю чувствам, чтобы сберечь нервную систему. Оба эти мнения я считаю ошибочными. Надо рассматривать конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.

В жизни любого человека могут возникнуть обстоятельства, когда спокойствие превращается в преступное равнодушие, а проявление эмоций становится оправданным. Вспомним, ведь Господь выгонял бичом торгующих из храма, но принял крестную смерть и за них тоже. А святитель Николай? Как он спешил известить о невиновности осужденного! Как он, горя ревностью о чистоте веры, ударил Ария и, осужденный людьми, был оправдан Господом! Поэтому, отвечая на вопрос, надо или не надо эмоционально реагировать на то или иное событие, определите для себя: будет ли какая-либо польза от ваших эмоций, или это будет пустое сотрясание воздуха, тягостное и для вас, и для окружающих.

А.С.: Игорь Константинович, есть ли у вас какие-то рецепты, как выработать в себе спокойствие?

Игорь Лизунов

Игорь Лизунов: К спокойствию приводит борьба с раздражительностью. Совет один – только терпеть! Терпение бывает двух видов. Первый – когда терпим чисто психологически. Приведу пример, чтобы было понятно. Боксер на ринге; идет бой. Спортсмен один удар пропустил – упал, другой – снова лежит, как будто в нокауте. Кажется, он уже не поднимется. Но нет, опять встает… То есть поверженный боксер за счет сверхнапряжения всех своих сил и максимального усилия воли поднимается и, превозмогая себя, пытается продолжать поединок Но это не означает, что бойца наполняет терпение; в нем теперь осталось место лишь для нетерпения… Он свое напряжение не переработал, не трансформировал. Раздражительность, злость и негодование проигрывающего присутствует в душе у боксера. Психологи рекомендуют, чтобы снять раздражение, переключаться на иную деятельность: например, когда тебе плохо, ты принимаешься писать картины или колоть дрова, как это делал герой А. Челентано в известном фильме. Терпение православного человека – это особое состояние. Ведь православная аскетика имеет своей целью преображение. Верующий терпит не ради себя или культуры, не ради даже чувства такта, а ради Бога. Если же ты терпишь ради Христа, чтобы выполнить Его заповеди, то Господь подает тебе помощь, и ты как бы переплавляешь свое внутреннее «я». Особенно, если при этом используешь благодатные средства – покаяние, причастие. Однажды один духовный человек мне посоветовал: не можешь терпеть – кайся, что не можешь терпеть. Покаешься – и Господь даст силы. Причастишься – укрепит. Вот я по натуре человек «взрывной», очень эмоциональный. Но у меня этот способ борьбы с раздражительностью, слава Богу, «работает».

А.С.: Внешне вы очень спокойный.

И.Л.: На самом деле я весьма вспыльчивый. И мне эта школа терпения нелегко дается. Каждый день хочется вскипятиться. Но, опять-таки, когда моих душевных сил уже не хватает и думаешь: «Все, невозможно больше сдерживаться…», то Господь дает терпение, укрепляет. Это знаю по опыту. Жизнь-то христианская – благодатная. Вот это самое главное. Не мы все делаем, а Господь все делает с помощью нас, подавая благодатные силы. И поэтому получается преображение. Сегодня ты не стерпел, а завтра уже стерпишь – потихоньку, помаленьку. Других средств победить свой внутренний разлад нет. А то, первое, психологическое, терпение всегда заканчивается взрывом: рано или поздно чаша переполняется. Каким будет взрыв, зависит от человека: полезет ли он при этом в драку, как-то еще выплескивать из себя негатив станет, скандал ли устроит. Русские мужики, как правило, топят негатив в вине. Это обыденное, бытовое терпение – безблагодатное, оно не преображает человека. Можно всю жизнь так терпеть и внутренне не измениться. А христианское терпение преображает, и из вспыльчивого человека ты превращаешься в более спокойного, терпеливого. Весь вопрос в том, насколько у верующего есть рвение к этому, насколько он осознал необходимость борьбы со страстями. Неслучайно покаяние, по-гречески метанойя, переводится как «изменение» – изменение сознания, ума. А так как в аскетических трудах написано, откуда появляется раздражение, то, зная причины, надо их устранять с Божией помощью.

Правда, сейчас очень много внешних факторов для раздражительности. Психология учит, что источник раздражения надо убирать. А это неверно, с точки зрения православной аскетики. Если меня раздражает мой любимый человек, я что, должен с ним развестись? Или отправить его в длительную командировку? Нет, наоборот. Надо быть еще более плотным в общении с ним, преодолевая свое раздражение.

А.С.: Игорь Константинович, как вы воспитываете в себе смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?

И.Л.: Стараюсь выполнять заповеди. Много читал книг по аскетике, поэтому знаю, как необходимо поступать в соответствии с церковной традицией.

А.С.: То есть уповаете на волю Божию…

И.Л.: Я стараюсь делать все то, что должен исполнять православный христианин, для того, чтобы получить спасение. Больше этого я ничего не делаю. Господь милостив ко мне. Я давно убедился, что община «Спас», в которой нахожусь, – это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и прочее.

А.С.: Значит, все-таки воспитываете в себе эти качества?

И.Л.: Да. Но это происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике – это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня – на одно, завтра – на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и… начинает буксовать. А все же на самом деле просто: живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание – процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают.

А.С.: В Православии особо не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?

И.Л.: Обязательно. Святой Феофан Затворник пишет об этом. У апостола Иакова также написано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8), на такого человека надеяться невозможно – он сам на себя опереться не может. А философ Иван Ильин вообще выработал чеканную формулировку: христианин должен быть именно уверен в себе, каждый его шаг должен носить религиозное обоснование. Если же твой шаг, как Ильин говорит, религиозно оправдан, то появляется уверенность. Это тот самый стержень, который дает тебе возможность смело обращаться к Богу с дерзновением и говорить: «Вот я перед Тобой, Господи». Любое наше действие, даже малозначащее, нужно переводить в религиозную плоскость – мы к этому призваны. Тогда будем тверды, и у нас появится четкий и ясный внутренний критерий выбора: «да» или «нет», – основанный на понимании: нравственно или безнравственно что-либо. У нравственности есть только две категории, третьей не дано.

Конечно, надо быть уверенным, но это не самоуверенность. Это уверенность в правоте своих деяний. Некоторые люди свою уверенность черпают не из религиозного, а из самостного источника, то есть они действуют по принципу: «Я сказал!..». И тогда это очень плохо и губительно для души, потому что человек становится самодуром.

А.С.: В Священном Писании сказано: «Благоразумный хладнокровен» (Притч. 17: 27). Излишняя, неконтролируемая эмоциональность ведь отрицательно сказывается и на семейных отношениях?

И.Л.: Конечно. Человек, как правило, просто не может обуздывать себя, сдерживать, управлять собой. Вот в чем дело. Ведь вообще к каждому человеку нужно относиться бережно и в то же время быть с ним предельно осторожным, как с огнем, – один старец давал именно такой совет. Бережно, чтобы не погасло пламя, а осторожно – чтобы не обожгло. А в семейной жизни придерживаться сего принципа, думаю, наиболее важно. Между эмоциональной, будем так называть, сферой и телесной – очень тесная связь. Как ты можешь иметь телесные отношения с женщиной, если вы с ней в ссоре? Здесь сразу же возникает первая проблема. А если нарушаются супружеские взаимоотношения, играющие немаловажную роль в браке, то этот негатив сразу же распространяется на бытовую сторону семейной жизни. В этом случае происходит разделение на два постоянно противоборствующих лагеря: женщина – потребленческая сторона, потому что она как хранительница очага подсознательно отождествляет себя с семьей: все, что надо ей, – нужно семье, и мужчина – снабжающая сторона (то есть муж как охотник). И соответственно, отношения складываются примитивные: охотник пришел, а сколько добычи принес? Если принес мало добычи, значит, охотник – плохой, а если плохой охотник, значит – негодный мужчина. Отношения складываются весьма тривиальные. Их может преобразить лишь устремленность супругов ко Христу и взаимопонимание друг друга.

А.С.: Я имел в виду несколько иную эмоциональность, когда человека так допекают, что его уже как бы «несет».

И.Л.: Ну, склонность к истерии и подобному присуща, в основном, женщинам, среди них это достаточно распространенное явление. На то она и представительница слабого пола, чтобы ее «несло». Нельзя ей ставить это в вину. Просто у нее природа такая. А мужчина должен как бы «структурировать ее», ему необходимо постепенно гасить в ней эту нездоровую эмоциональность, всячески успокаивать жену. Каким образом? Это уже искусство семейной жизни.

А.С.: Но для этого сначала мужчине надо научиться быть спокойным.

И.Л.: Конечно. Эмоции необходимо контролировать. Что такое эмоции? Это ответная реакция на что-либо, отрицательная или положительная. И даже если положительные эмоции «зашкаливают», это тоже плохо. Здесь тоже нужно идти «срединным путем».

А.С.: Екатерина Николаевна, что такое душевный мир с позиции православного врача?

Е.К.: В этом вопросе мнение православного врача ничем не отличается от мнения любого православного человека. Это единство эмоций, воли и разума вкупе с чистой совестью. Кому-то это может показаться недостижимым, но на самом деле надо лишь следовать одной мудрой молитве: «Господи! Дай мне сил, чтобы сделать то, что я могу сделать; дай мне смирения перед тем, что я не могу сделать; и дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго!».

Как избавиться от навязчивых мыслей и откуда они?

Практические способы избавления от навязчивых мыслей.

Навязчивые мысли способны если не свести с ума, то измотать душевно и физически.Постоянная, ни на секунду не отпускающая мысль (как правило, негативная) способна отравить жизнь и довести до депрессии.Страдающий человек стремительно теряет энергию, превращаясь в издерганное существо с затравленным взглядом.От такого непорядка в душе нужно избавляться немедленно.

Как избавиться от навязчивых мыслей: откуда они берутся?

Странно, но наука до сих пор точно не может ответить на вопрос, откуда берутся эти самые мысли. Кто-то кивает на перегрузку головного мозга, кто-то – на таинственные процессы подсознания, а кто-то винит во всем нестабильную психику. Можно найти подтверждение всем этим гипотезам, хотя избавиться от навязчивых мыслей это вряд ли поможет.

Действительно, в современном обществе мозг человека настолько загружен разного рода информацией, вынужден постоянно решать такое обилие разнонаправленных задач, что можно предполагать и перегрузку, и перманентный стресс. Ночной отдых помочь не может, а подчас и усугубляет проблему не в меру разыгравшимся воображением. Вот и получается, что одно и то же негативное утверждение крутится в голове сутками, неделями, месяцами.

Угомонить расшалившееся подсознание, которое не в ладу в логичными доводами разума, вряд ли удастся. Чтобы пробиться на такой глубокий уровень и снять негативную программу, требуется либо помощь профессионального психолога, либо целенаправленная и грамотная работа над собой. В любом случае задействованы глубины психики, с которыми шутить опасно.

Однако чтобы найти ответ на вопрос, как избавиться от навязчивых мыслей, придется рискнуть. Положа руку на сердце: кто из нас бежит на прием к сертифицированному психологу, чтобы пожаловаться на мешанину в голове и депрессивное состояние? Тем более если речь идет о каких-то интимных, личных, «стыдных» переживаниях, о чувстве вины, стыда, ненависти, боли? То-то и оно. Однако кое-что (и довольно эффективно) можно все-таки сделать самостоятельно.

Как избавиться от навязчивых мыслей при помощи релаксации и дыхательных техник

Счастливы люди, которые умеют сбрасывать негатив, расслаблять тело, отпускать все дурные мысли. Кому-то такая способность дается от природы, кто-то изучает восточные практики целенаправленно. Всем остальным можно предложить набор довольно простых упражнений, которые реально способствуют избавлению от навязчивых мыслей.

  • Лечь, полностью расслабиться. На самом деле то расслабление, к которому мы привыкли в повседневной жизни, недостаточно. Следует добиться такого состояния, чтобы каждая мышца перестала напрягаться.
  • Сделать глубокий вдох носом, задержать ненадолго дыхание, медленно выдохнуть воздух через рот.
  • Концентрируясь на каждой мышце, начиная с лицевых, вдыхаем и выдыхаем воздух по описанной схеме. Например, представили себе мышцы бровей, вдохнули-выдохнули, почувствовали, как ослабло напряжение в области лба, опустились ниже.
  • Последовательно прорабатываем мышцы глаз, рта, подбородка, шеи, плечевого пояса, рук, пальцев и т.д.
  • Полностью расслабившись, начинаем работать с негативным переживанием: мыслью, образом, страхом. Представляем переживание в виде яркого зрительного образа и избавляемся от него, применяя известные законы физического мира. Грубо говоря, уничтожаем так, как подсказывает воображение (можно утопить в море, сбросить со скалы, разорвать на мелкие кусочки, ластиком стереть, в конце концов).
  • Когда негативный образ повержен, представляем себе что-то хорошее, то есть визуально замещаем негативную картину на позитивную. Любуемся результатом, запоминаем его и возвращаемся в реальность.

Некоторые психологи рекомендуют проделывать процедуру уничтожения негативных мыслеформ и образов не в воображении, а в реальной жизни. Например, можно написать навязчивую фразу или нарисовать мучительно повторяющийся образ на листе бумаги, а затем уничтожить эту запись: сжечь и развеять, порвать и выбросить на ветер.

Нужно осознать, что навязчивые мысли имеют простую дуальную, то есть двойственную природу: бессознательность (или иррациональность) и эмоциональность. Если они преследуют вас, значит, причина кроется в сфере душевных переживаний. Это может быть страх, комплекс, психическая травма. От эмоций избавиться очень сложно, особенно если это негативные переживания. Логика, разум не помогут.

Если страх имеет под собой какое-то реальное основание, например, связан с опасением за свое здоровье, решить проблему довольно просто. Сходить к доктору, сдать анализы, убедиться, что все нормально, и с удовольствием отметить, что навязчивой мешанины как не бывало.

Как избавиться от навязчивых мыслей при помощи физической активности, равнодушия и позитивных мыслеформ

От мучительных мыслей довольно неплохо спасает физическая усталость. Особенно если они связаны с недовольством собой, своей внешностью, поступками. Эдакое «наказание» усталостью позволяет переключиться. Организм, занятый физически трудным делом, просто не в состоянии будет и дальше тратить силы на бессмысленные переживания.

Работа по дому, на даче, усиленные тренировки в спортзале или бассейне, занятия танцами, фигурным катанием, скалолазание и т.д. – вот что может помочь. Женщинам можно освоить какую-нибудь кулинарную премудрость, мужчинам – заняться ремеслом, творчеством.

Другой вариант – настроить себя на полное равнодушие к негативным мыслям. Их не нужно гнать, бороться с ними тоже бессмысленно. А вот принять, равнодушно рассмотреть и отложить в сторону – можно. Безусловно, навязчивые мысли тут же вернуться и будут делать это регулярно, но хорошая новость в том, что визиты незваных гостей будут случаться все реже и реже. Главное, чтобы у вас хватило терпения и силы воли сохранять полное равнодушие, индифферентность.

На период лечения мозг должен быть занять чем-то приятным, вдохновляющим. Это поможет переключиться и снизить градус напряженности. Заставьте себя помечтать, причем так, чтобы объект мечтаний мог быть достижим. Скажем, представьте себе долгожданный отпуск у моря: его постоянный, наполненный жизнью шум, крики птиц, шорох песка или гальки, запах соленой воды. В общем, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, займите мозг каким-то приятным делом.

Что еще нужно делать

  • Проанализируйте, что с вами происходит. Постарайтесь понять, откуда взялись негативные переживания, а если причины очевидны, перемените свое отношение к ним. Например, нет смысла есть себя поедом за уже сделанное или печалиться о свершившемся. Примите прошлое, ведь это часть вашей жизни. Пришло время идти вперед, в противном случае перспектива одна – смерть, сначала духовная, а потом и физическая.
  • Научитесь переключать свое внимание с внутреннего диалога на внешний уровень, используя релаксацию или осознанность, физическую активность или творчество. Как только начинает звучать неприятный голосок, тут же хватайтесь за тряпку, коврик для медитаций, велосипед или кулинарную книжку.
  • Откажитесь от негативных формулировок. Заключите с домашними пари, придумайте какой-нибудь приз и в течение недели (или месяца, например), полностью перестройте сознания, просто фиксируя внимание на употреблении отрицательных формулировок и их замене позитивными утверждениями.
  • Никогда не боритесь с навязчивыми мыслями: это бесполезно. Нейтрализуйте их равнодушием или переключением на активную деятельность. Наполняйте свое сознание положительными эмоциями, заполняйте мозг позитивом, гоните депрессивные состояния, апатию, скепсис.

Подготовила психолог Таразевич Е.М.

<<предыдущая оглавление следующая>>

ПОМЫСЛЫ, СОМНЕНИЯ, МЕЧТАНИЯ

Для различения помыслов требуется великая мудрость

Охранять свою душу от помыслов – это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: да зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла – что же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении.

Святые Отцы говорят, что есть помыслы от Бога, помыслы от себя, т.е. своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различить, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость.

Начало падения — в помысле лукавом

Послужившие Христу воцарятся с Ним. Он им тоже «Свой». Теперь же особенно легко отпасть от Христа и подпасть под власть темной силы. Идешь по улице и видишь: в окне выставлена книга, трактующая, ну, хотя бы о Божественности Христа. Помысл говорит: зайди, купи книгу, прочти. Хорошо, если человек не поверил этому помыслу, если сообразил, что внушается ему эта мысль сатаной, что книга эта враждебна учению Св. Церкви. А другой, смотришь, зашел, купил книгу, прочел – да и повернул в другую сторону, отпал от Христа. Где начало его падения? В помысле лукавом. Да и Толстой, ни от помысла ли погиб? Ведь мог бы быть праведником.

Бесы могут знать, приняли ли мы их или нет. Поэтому они делают так: внушают нам мысль и смотрят в лицо, желая по выражению лица узнать, как отнеслись мы к этим мыслям.

Гибель души человеческой тоже начинается с помысла

А мало ли других случаев, когда с помысла начинается гибель человеческой жизни? Вот, например, молодой человек любит девушку и начинает размышлять: «Мне она по душе, да и она, кажется, любит меня. Она рассчитывает выйти за меня замуж. Что же мне, жениться? Но тогда она мне будет в тягость. Я получаю такое-то содержание. Теперь оно идет на меня одного, а тогда, после женитьбы, придется долиться с нею. Я лучше обману ее, возьму от нее все, а ее брошу, как выжатый лимон». И если он еще усомнится в своем помысле, тут какой-нибудь советчик найдется, который скажет, что понятия о нравственности условны, церковные заповеди не обязательны, что жизнь дана для наслаждения, и надо брать от нее все, что она может дать; жизнь – борьба за существование. Надо жить для наслаждения и шагать через слабейших, не задумываясь приносить их в жертву для своего удовольствия…

Вот и кончено. Удобная философия найдена, и человек бессовестно пользуется доверчивостью другого лица, не задумываясь о предстоящих жертве страданиях.

Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, и веровавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть близкого друга – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обязательны, а церковные постановления стеснительны.

Нельзя доверяться этим помыслам. Надо раз и навсегда подчиниться требованиям Церкви, как бы ни были они стеснительны, да вовсе они не так и трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо – постись, это надо исполнять. Беседа (С) (66)

Помыслы не постоянны и часто противоречат друг другу

… Да, а завтра помысл скажет «уходи отсюда». Всегда так: то в огонь, то в воду, – старается закрутить, сбить с толку…

Да, это очень важно, что вы мне сказали об этом. Вот Промысл Божий. Господь знал, что вам нужно было это мне высказать, поэтому и привел вас теперь ко мне. Враг вас еще водит с целью отвлечь ваши мысли от монастыря. Бросает вас то в огонь, то в воду. То вынимает из монастыря под предлогом военной службы, то сбивает тщеславием. Не поддавайтесь. Не входите в разговор с ним, а отвечайте: «Почему ты знаешь? Как ты можешь знать?» А на помыслы о военщине отвечайте: «А может быть я умру до тех пор?». Вообще презирайте его, и он оставит вас, ибо он горд. Д.Н.

хульные помыслы

Еще же часто смущают его помыслы хульные и др. Иной приходит с заявлением, что он погиб, так как ему приходят в голову мысли, хулящие Бога, святых, таинства; а хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем.

Здесь много понимается превратно. Хулой на Духа Святого непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия; не прощается ни в сем веке, ни в будущем; и человек, умерший не покаявшись в своем неверии, погиб.

Примером такого нераскаявшегося хулителя является Л. Толстой, упорно отвергающий Церковь и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа; что ему ни говорят и как ни доказывают неосновательность воззрений его. Если он умрет не покаявшись, он погиб. Если же перед смертью покается, он прощен будет.

Между тем, многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то являются в уме верующего человека; и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве можно сказать, что тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслит хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола.

Еще так спрошу. Идете по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у вас, помимо вашей воли, осталось в памяти, будет ли вас за это судить Бог, как за вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: «Вот хорошо, ну скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…», – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами, если вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что вы не отвечаете за то, что они появились у вас, вы ошибочно приписываете их себе, – но они не ваши, а внушаются вам врагом. Только когда вы добровольно останавливаетесь на одной мысли, и вам она доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в грехе этом.

Борьба с помыслами

Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться…

Сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыслы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что когда отворили дверь кельи, вас ветер охватил, и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но если вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, именно захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, пожалуй, и пойдет по этой вьюге. Но нам до таких далеко. Они могут, подобно Давиду, выходить на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа? – С камнем. А что значит камень? «Камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 4). Вдумайтесь-ка в это. Значит, и он не один вышел на борьбу, а с Камнем.

Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Они начинают нашептывать ему (конечно, не вещественными устами) всевозможные сомнения: а как это доказать? Какой смысл в этом? Это неправда, этому никто не верит, это обманы и т.д. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать – не принимать помыслов.

Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество.

Когда у вас бывают какие-либо, мечтания, то вы сами им не противоречьте и не отгоняйте, а просто возьмите, да в них «Камнем», а Камень есть Имя Христово, Иисусова молитва.

Там говорилось, что евреи, разъярившись на Господа, возвели Его на гору, «да быша Его низринули: Он же прошед посреде их, идяше» (Лк. 4, 29–30). Что же это значит? По отношению к Господу Иисусу смысл ясен, т.е., что иудеи до того разъярились на Него, что хотели Его сбросить с горы, но Он, пройдя среди них невредимо, пошел далее Своим путем. А по отношению к нам это имеет другой смысл, а именно: разъяренные евреи обозначают страстные помыслы, которые тщатся ввергнуть нас в бездну. Но ум наш проходит сквозь них невредимо и, пройдя, оставляет их сзади себя и идет все вперед и вперед, приближаясь к Горному Иерусалиму – Царству Небесному… Заметьте, не только проходит сквозь их, но идет и далее…

А вы выйдите на террасу, посидите, мирный вид на вас будет наводить молитвенное чувство. Стоит только взглянуть на нашу церковь… Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять – в вашей. Имя Иисусово отгоняет их. А иногда нарочно попускается помыслу беспокоить вас, надо терпеть помысл, не соглашаясь, однако, с ним…

Сомнения нужно презирать, а не рассматривать, и открывать их старцу (духовнику)

Когда беспокоят помыслы, или, смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: да будет воля Божия. Это очень успокаивает.

Откровение помыслов имеет великую силу и важность.

Даже тогда, когда нам кажется, что нечего открывать, то приди, прими благословение и скажи, что открывать ничего не имеешь, и это хорошо. Быть может враг уже хотел что-нибудь подстроить над тобой, а этими словами все разрушено.

Да, сомнения все равно как блудные помыслы и хулы надо презирать, не обращать внимания на них. Презирайте их, и враг–диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навивающая сомнения. Заметьте, ведь это – серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, поднять сомнения, да еще какие. Не обращайте на них внимания. Сколько было искренних верующих людей, которые сильно пострадали от того, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали. Возьмите наших писателей, Белинского: какая разница у него в первой и второй половине его жизни. Лермонтов тоже был сильный ум, Тургенев и др… Поэтому надо презирать эти сомнения и хулы, и помыслы блудные, тогда сии вам нисколько не повредят, особенно, если будете еще открывать их старцу–наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы засыпать, закрыть надо навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней.

Эти помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими…

Конечно, исповедь – одно, откровение помыслов – другое. Свв. отцы пишут: когда не к кому обратиться, то избери себе единодушного брата и ему открывай свои помыслы. Помыслы можно открывать даже не имеющему священного сана…

ПОСЛУШАНИЕ

Послушание старцу

… Современное монашество все стремится исполнять во всем свою волю. Авва Дорофей говорит: «Я не знаю для монаха иного падения, как последование своей воле» . Теперь совершенно забыли происшествия подобные сему: Старец принимает ученика и испытывает его, сначала словами, а потом дает послушание: идти чуть ли не за 3 версты в египетскую пустыню, и вот эту сухую трость воткни в сухой песок, и ходи туда ежедневно два раза поливать, беря с собой воды из монастыря. Тот идет и втыкает, потом начинает ее поливать. И что-то долго он ее поливать ходил, кажется, более года. Конечно, диавол ему наводил помыслы: «Ну, смотри, не глуп ли твой Старец? Велел поливать сухую палку, воткнутую в раскаленный песок». А послушник отвечает: «Ладно, ладно, говори, что хочешь, а я все-таки буду поливать». Наконец, Старец говорит своему ученику: «Иди и пожни плоды своего послушания». – Тот идет, приходит на обычное место, где была воткнута трость, – на том месте прекрасный оазис: пальмы растут и ключ так и бьет из-под земли. Теперь это забыли, забыли даже про самое это время. Ничего не слушают. У нас еще ничего, слава Богу… А вот, что в других-то делается…

Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании.

Плоды послушания

Смирение можно стяжать посредством послушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю своему, побеждает гордость и приобретает смирение. Оттого-то людям, особенно монахам, послушание необходимо. Известен следующий случай: в одном пустынном месте подвизался Старец. Однажды к нему пришел молодой инок, прося взять его на совместное жительство для обучения добродетелям. Старец согласился с условием, что инок будет ему беспрекословно повиноваться. Однажды Старец велел своему ученику взять сухую палку, воткнуть ее в землю на расстоянии пяти верст от их келий и каждый день ходить поливать ее. Инок все исполнял в точности. Каждый день поливал он эту палку и для этого ему приходилось идти десять верст по раскаленной солнцем пустыне с тяжелым ведром в руке. Дух зла, не переносящий смирения, начал соблазнять подвижника такими помыслами: что ты делаешь? Зачем слушаешь безумного Старца? Ты оставил монастырь, чтобы научиться высшим добродетелям, а он заставляет тебя исполнять нелепейшее, никому не нужное дело. Но инок не поддался этим искушениям, презрев в них козни врага, и продолжал безропотно нести свое послушание.

Раз пришел он поливать свой сук и ужаснулся: на месте его раскинулся великолепный оазис. Финиковые пальмы высоко поднимались к небу, более нежные растения росли под ними, защищенные тенью пальм от палящих лучей солнца, а посреди оазиса был источник чистой, прозрачной воды. Вне себя от радости и удивления пришел инок к своему Старцу и воскликнул: «Отче, ты совершил чудо!» – и рассказал ему все подробно.

В молитвах и иных подвигах также необходимо послушание

В самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал к нам в Скит один молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.

— Кладите по 30 поклонов в день и хватит с вас, – сказал Батюшка.

— Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, – возразил пришедший, – я клал в миру по 1000 поклонов.

— Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, – заметил строго Старец, – кладите по 30 поклонов за послушание и довольно.

Выйдя от Батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему старец.

Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к о. Амвросию.

— Ну, что скажете? – спросил Батюшка.

— Да, я хочу поговорить относительно данного мне вами правила: я не могу.

— А какое я вам дал правило? – спросил о. Амвросий. – (Батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).

— Класть по 30 поклонов.

— Ах, да, помню, вам мало?

— Нет, Батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по 30 поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкость клал по 1000 поклонов, а теперь и 30 не могу.

— А потому что вам помогал враг.

— Как, враг помогал молиться?

— Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали, считали всех погибшими, а только себя спасенным.

— Да, Батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.

— Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно!

Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными.

Для внутреннего преображения кроме духовных подвигов необходимо и трудовое послушание

Когда я поступал в монастырь, то думал, что там только и делают, что стоят со вздетыми горе руками и молятся, а оказалось иначе… Мало труда молитвенного, необходим еще труд, который в монастыре называется послушанием: один в саду, другой в огороде, тот – в поварне, иной в квасоварне, некоторые занимаются в сапожном или портняжном ремесле и т.д. Это необходимо. Нужно терпеть и труд, и досаду от братий, чтобы, действительно, преобразиться.

Указать смиренно на не удобоисполнимость послушания можно, когда оно действительно таково, но настаивать на своем разумении нельзя, а следует взять на себя послушание с упованием на волю Божию и помощь.

Уклонение от послушания

Здесь вот что страшно: если монах уклоняется от послушания, не имея на то уважительных причин, то Господь посылает ему болезнь, и он уже поневоле не может исполнить то, о чем его просят. Да, здесь действует такой закон. Д.Н.

ПОСТ

От невоздержания всякое зло происходит…

… Пост возбуждает к молитве…

… Мы познаем силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу: проходят ко мне на совет и на исповедь, – советую соблюдать Свв. посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и пр. Враг так возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались Святые посты…

Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а напротив, сохраняет его. Даже неверующие, только хорошие, врачи теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища, т.е., другими словами, прописывается пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни.

Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

— Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

— А что, если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

— Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И, действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные церковью посты, и теперь совершенно здорова, как говорится – «кровь с молоком».

Нужно есть до сыта, только не пресыщаться. Кушайте, сколько требуется вам, и не смущайтесь. Измерьте свою потребность. У всякого человека своя потребность: иному нужно 40 ложек, чтобы быть сытым, другому 20, а третьему, даже 10. Вот и вы измерьте свою потребность. Удобнее всего это сделать, измерив сколько требуется вам ложек пищи, чтобы быть сытым. А сколько другие едят, не смотрите, это их дело.

Пост духовный и телесный

Второе средство для получения спасения есть пост. . Пост бывает двоякий: внутренний и внешний. Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй – воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество, например. А в разговорах там сплошь и рядом принимает участие в осуждении ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка и т.д. Он длительно отказывается.

— Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

— Нет, в этом я стоик, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост.

Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств.

Как только начнется пост, так начнутся и искушения. Враг особенно нападает, так как это время покаяния – самое для него ненавистное.

ПОСТРИГ

У нас в монастыре такой обычай: после пострижения иноки обитают безвыходно четыре дня в храме, туда им и пищу приносят. Затем они исповедуются, причащаются Св. Таин и после литургии расходятся по своим кельям. Безвыходное пребывание в храме доставляет инокам, особенно внимательным, высокое духовное наслаждение. Спрашиваю я недавно постриженных, что они чувствовали, пребывая в храме. – «Было, – отвечают, радостное, восторженное чувство, но видений никаких не было». Тогда подошел ко мне один из иноков, облаченный в монашеский чин несколько лет тому назад. Инок этот с самого поступления в монастырь проводил жизнь строгую, был очень внимателен к своему внутреннему миру: – «Батюшка, – сказал он мне, – мне все хотелось, но не удавалось вам рассказать нечто из того, что я чувствовал после пострига. Однажды ночью я задремал, прислонясь к гробнице о. Моисея, и вдруг вижу: дивный сад, а в нем множество храмов с голубыми куполами. Вид всего этого был так необычайно величествен, что я невольно залюбовался. Плодов в саду не видел, не слышал и пения, но от созерцания сада и храмов моя душа исполнилась такой несказанной радости, такого блаженства, какого я никогда еще не испытывал. Вот уже несколько лет прошло с того времени, но и теперь, когда становится на душе тяжко, стоит только вспомнить об этом видении, чтобы успокоиться и благодушно перенести всякие скорби.

ПРАВЕДНИКИ

Есть праведность и святость. Спасенные и совершенные. Всякий святой есть и праведный, но не всякий праведный – святой. Не все могут достичь святости, но если стараются вести праведную жизнь, то получают спасение. О, если бы Господь сподобил всех нас спастись!

Вот и портрет схимонаха Бориса останется. Дивный это портрет, замечательно выражение лица его, полное любви и кротости. Останется он здесь молиться за меня, грешного. Был он из крепостных и часто говаривал: «Старые порядки лучше были, хотя от барина сильно попадало».

— Вот видите, о. Борис, попадало, а говорите, лучше было?

— Да я сам был виноват, бывало, уйду в Херсонскую губернию, объявит полиции, начнут искать и вернут этапным порядком. Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь, да и опять уйду.

Уходил он, конечно, для молитвы, посещал святые обители, Христа искал и нашел Его.

— Теперь худо стало, – продолжал о. Борис, – потому что власти нет, всякий живет сам собою.

— Ну, про Оптину этого сказать нельзя, – возразил я.

— Еще бы, если бы в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель.

О. Борис был необычайно смиренным и считал себя за последнего. Скончался он на Пасху в 1898 году.

Пришел я к нему, когда он лежал в больнице; по-видимому, Господь открыл ему время его кончины.

— Молись за меня, и братию попроси молиться в воскресенье и понедельник.

— Да, вся братия молится за вас, о. Борис, и я, конечно, обязательно буду за вас всегда молиться, а не только в воскресенье и понедельник.

О. Борис, как бы не слыша меня, повторил:

— Пусть молятся обо мне в воскресенье и понедельник.

Я не понял его. Утром во вторник я пришел навестить больного и узнал, что он уже скончался. Так и оправдались слова Старца: действительно, только в воскресенье и понедельник можно было за него молиться, как за живого, а во вторник – уже за усопшего. В час кончины о. Бориса одной Шамординской схимнице было видение. Идя к утрене, она увидела зарево на востоке, как раз по направлению Оптиной Пустыни. Вглядываясь в зарево, она увидела душу, быстро возносившуюся к небесам, так же, как св. Антоний Великий видел возносящуюся душу пустынника . Схимница рассказала о своем видении, но ей не поверили. Вскоре приехал вестовой из Оптиной к игумении Евфросинии с известием, что схимонах Борис скончался в четыре часа утра. Видение было как раз в это время.

ПРАЗДНИКИ ЦЕРКОВНЫЕ

Праздники церковные следует проводить благочестиво

Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре. Там служат врагу, здесь, в монастыре – служение Богу. В то время, как в миру беззакония достигают самого большого развития, в монастыре радость и мир о Господе! Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее восчувствовать всю беспредельную благость Господа, родившегося ныне от Безневестныя Девы Марии. У нас, например, даже сама природа располагает к тихой радости о Господе.

Сегодня праздник св. архангела Гавриила. В Православной Церкви всегда после большого праздника бывает празднование лицу, послужившему этому празднику. Архангел Гавриил благовествовал Деве зачатие, оттого после Благовещения празднуем архангелу Божию. 7-го января праздник, или собор, Иоанна Крестителя, крестившего Господа 6-го января. Почитайте эти церковные праздники. Сходите к ранней обедне, а если время не позволяет, то хоть зайдите в храм Божий до службы, приложитесь к иконам, поставьте свечечку, выньте просфорочку – и Господь малое примет за великое.

Пасха Христова

Нынче радостное время – Пасха. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Кто это сущие во гробех? Это все люди, грешники, раньше мертвые для Бога, но воскрешенные к новой жизни смертью Христа Спасителя.

Воскресения день,

Просветимся, людие,

Пасха, Господня Пасха,

От смерти бо к Жизни

И от земли к Небеси

Христос Бог нас приведе,

Победную поющия.

Что может быть восторженнее, радостнее этого канона? Где выражается больше радости?

Нынче дни св. Пасхи, самого великого праздника Христианской Церкви, «праздников праздник и торжество есть торжеств». Каждый день церковь оглашается радостными песнями Пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния:

— Вот, – говорила она, – прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать перед престолом Божиим, а услышу пение «Воскресения день, просветимся, людие…», – и радостно и спокойно становится на душе. «От смерти бо к Жизни, и от земли к Небеси Христос Бог нас приведе»… Господь исполнил желание матушки Евфросинии и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим телом, хор запел «Воскресения день» вместо «Святый Боже», двери церкви широко раскрылись, и с улицы волною хлынул свет, и она ушла к вечному, незаходимому Свету.

Святки

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра» – этими словами начинаются тропари, поющиеся в особо важных торжественных случаях.

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, – скажем теперь и мы с вами, собравшись для духовной беседы. Бывало, так же собирались мы и в Оптиной, в моей маленькой молельне, при свете зеленой лампады. Только там круг слушателей был меньше; помню, располагались трое или четверо на диване, затем на стульях и на скамеечках всего на беседах бывало человек двенадцать, самое большее семнадцать. А теперь двадцать восемь собралось. О чем же беседуем мы с вами? С разных концов прибыли вы сюда: кто из Петрограда, кто из Москвы, из далекого Тамбова, и т.д. Все вы съехались, чтобы получить духовное утешение и отдохнуть здесь от житейской суеты. Не материальные расчеты руководили вами, когда из дальних мест стремились вы в нашу тихую обитель, эти святки, или святые дни вы проводите здесь, как должно, как учит наша святая Православная Церковь, посещаете храм Божий, молитесь, слушаете убогую беседу… А все вы знаете, как проводят святки в миру. Театры, балы, концерты, маскарады и т.п.

Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твердо, что милосердый Господь вознаградит вас, как – не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Это было на святых днях, – говорили. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки»… Что подразумевают под этим словом теперь? Обыкновенно период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается во время совершения всевозможных пороков. Оттого-то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия – театры, балы, маскарады и пр. и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты. Здесь вы говели и приобщались Св. Таин.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В лице Божией Матери вошло в храм все человечество. И мы введены в храм, так как крещены во имя Христово, но этого мало: надо пребывать во храме, т.е. стремиться по силе нашей исполнять заповеди Христовы. А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная.

К празднику следует ожидать искушений

К празднику враг старается сделать неприятность. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и, в особенности, к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться, но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через 40, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник.

Аннотация:

На страницах своей книги «Грязные и плохие мысли» Алессандро Бартолетти, итальянский психолог и соратник создателя Краткосрочной Стратегической терапии профессора Джорджио Нардонэ, проводит нас по тёмным закоулкам контрастных навязчивых мыслей, составной части обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Человека, страдающего от них, могут преследовать мысли, которые для него совершенно чуждые, они ему неприятные, ему не свойственные. Но … он никак не может от них избавиться. «А вдруг я брошусь на человека с ножом?», «А могу ли я убить своего ребёнка?», «А что, если я гей?», «А если я задушу свою жену?», «А вдруг в меня вселился дьявол?» — это лишь только маленькая часть возможных вариантов контрастных мыслей, поражающих обычного обывателя своей невообразимостью.
Мы все можем «в сердцах» пожелать другим нечто неприятное, но это проходит. Страдающему от ОКР, от преследующих его навязчивых мыслей, очень трудно от них избавиться. Более того, такие люди совершенно не понимают того, что с ними происходит, где они — «по эту или по ту сторону разума».

Книга Алессандро Бартолетти одна из немногих, изданных на русском языке, в которой очень подробно разбирается данная проблема. Даётся обширная классификация контрастных навязчивых мыслей. Рассматриваются различные техники и практические упражнения из арсенала Краткосрочной Стратегической терапии для работы с обсессиями.

От научного редактора

Предисловие

Введение

Чертёнок в голове
В плену скверных мыслей

1.Типология скверных мыслей

  1. Убийство, нанесение увечий, самоубийство (подвиды: детоубийство, женоубийство, отцеубийство)
  2. Изнасилование, растление, инцест и педофилия
  3. Вынужденная гомосексуальность
  4. Одержимость демонами, религиозные ритуалы, богохульство
  5. Шизофрения, психопатология, потеря рассудка
  6. Обсессии экзистенциальные, травматические и связанные со смертью

Факты и мифы о скверных мыслях

  1. Почему именно у меня?
  2. Это навязчивость или аффективный импульс?
  3. Обсессия или желание?
  4. Что у меня за расстройство?
  5. Когда нужно начинать беспокоиться?

Краткосрочная стратегическая терапия скверных навязчивых мыслей

  1. Как поддерживать обсессии и быть несчастным
  2. Стратегии освобождения от обсессий… в приемлемые сроки

Случаи (неслучившегося) безумства

  1. Задушу тебя любовью!
  2. Семейная резня
  3. Проклятие поварёшки
  4. Я выброшусь… с балкона
  5. Наворачивая круги
  6. Заверение людоеда
  7. Фатальная мастурбация
  8. Архитектор анти-Дьявол
  9. Одержимость молитвами
  10. Безумно здоровая
  11. C’est la vie (такова жизнь)

Список общей литературы
Список литературы по краткосрочной стратегической литературе
Благодарности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *