Свенский Успенский монастырь Брянск

Дорогие братья и сестры!

На нашем сайте открылся раздел «Пожертвования», где есть возможность заказать необходимые требы о поминовении, а так же перечислить средства на воссоздание Успенского собора Свенского монастыря. Одновременно Свенский монастырь является участником интерактивного проекта «7715 – простой номер благотворительности», организованного Общероссийским общественным фондом «Национальный благотворительный фонд» («НБФ»), и в его рамках благотворительной акции по сбору пожертвований на воссоздание Успенского собора Свенского монастыря. Сбор пожертвований на воссоздание Успенского собора Свенского Успенского мужского монастыря осуществляется в результате направления Абонентами SMS-сообщений с префиксом (кодовое обозначение Участника проекта – текст) «свенский» на SMS-номер 7715. Обращаем Ваше внимание, что с абонента списывается только сумма пожертвования: фиксированная 45р. или любая другая, которая будет указана через пробел. При размещении информации просим указывать стоимость отправки смс-сообщения для абонентов Мегафон — 0 р.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».
Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.
Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.
Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.
Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.
9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли». Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.
Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: «Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».
Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.
Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.
Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.
Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.
Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.
Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».
Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.
После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.
Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.
На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.
В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.
После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.
На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.
Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.
В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.
В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Успенский собор

Первым каменным зданием в окрестностях Брянска был Успенский собор Свенского монастыря, построенный во времена Ивана Грозного. Это было монументальное пятиглавое здание, не уступающее по размерам собору Мичурина, построенному в середине XVIII века. Строительство собора было связано с именем царя Ивана Грозного. Готовясь к Ливонской войне и к воссоединению с Россией украинских и белорусских земель, он укрепляет границы Русского государства. Свенский монастырь был и крупной крепостью, и важным религиозным центром, обладавшим такой святыней, как знаменитая икона Свенской Богоматери. Набожный царь не раз жаловал монастырскую братию щедрыми вкладами.

Щедрые дары царя и старые монастырские богатства позволяли развернуть строительство монументального собора. Собор строился тверским зодчим Гавриилом Маковым. Строительство началось, вероятно, в начале 60-х годов. В 1564 году во вкладной книге собор упоминается уже как существующий, так как князь Иван Федорович Мстиславский — потомок Мглинско-Мстиславских князей, дарит собору 50 рублей денег «да к соборной церкви к каменной трое дверей железных». Одна из створок этих ворот из кованного узорного железа и поныне хранится в музее Коломенское в Москве. Недавно обнаружены и переданы в Брянский областной историко-революционный музей еще две створки ворот. После реставрации они будут выставлены в экспозиции. Здание собора было четырехстолпным, трехапсидным, на подклети. С трех сторон его окружали галереи — паперти.

В 1582 году царь Иван Грозный передал в монастырь на поминовение своего сына Ивана Ивановича 100 рублей, кроме того еще: золотую корону с каменьем и жемчугами для иконы Богоматери, золотые цаты, иконы в роскошных окладах, «три платка золотых» ценой 105 рублей, колокола весом в 40 и 200 пудов. Огромную по тем временам сумму в 650 рублей, 6 образов в ценных окладах, 27 книг и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов, жалует на помин души погибших. Благодаря царским дарам снова был отстроен монастырь и обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Ивана Грозного, хотя и не в таких размерах.

В тяжелые годы смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660 годах. В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены. В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года, деньги поступили в монастырь.
Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря (старый храм стоял на косогоре, что способствовало его разрушению). 3 мая1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви, сообщив при этом, что материалы для работ заготовлены. Возле монастыря начали выдавать продукцию громадные для своего времени кирпичные заводы. Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества.

30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер. Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены и само здание «перепорчено». Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалдистов оказалось однозначным: «переправки учинены весьма безрассудно … по опасности того строения». Вскоре Гервасий получил отставку, постройка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.
Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. Его рвение было настолько велико, что свенские монахи в мае 1753 года послали на архитектора жалобу. В июне 1756 года «церковь постройкою возведена до кровли и своды закреплены». Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печорской лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года синод выдал грамоту на освящение церкви.
Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы-Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 м), в ширину — сорок два с половиной аршина (более 30 м). Собор украшали древние железные двери середины XVI века, отличающиеся интересной художественной работой. Внутри храма находился величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, представляющую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игуменского места конца XVI или начала XVII века.

Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киево-Печерской лавры. Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купола были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры. К XIX веку собор обветшал, в двадцатые годы был взорван «безбожниками».

В настоящее время собор восстанавливается.

Церковь Антония и Феодосия Печерских
При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм — в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером «Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином». Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. Даже такое событие, как разрушение церкви, монастырские летописцы использовали для прославления чудес знаменитой иконы: «В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными».

Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божьей Матери, потому и сам храм именовался церковью Свенской Божьей Матери. В одном из описаний говорилось: «…церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было».
Первоначальный план церкви представлял собой прямоугольник с полукружной в грань алтарной апсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на восток, а на юг. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX столетия церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, — роль теплого храма, в котором была старинная изразцовая печь.
В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В 1806-1807 гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширенны ее оконные проемы, в 1817 году тесовая кровля замена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.
Церковь Антония и Феодосия, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана закомарами. Она была сооружена из кирпича, на бутовых фундаментах, в XIX веке оштукатурена. Как и Успенский собор, разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины, и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства.

Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

Сретенская надвратная церковь

Легким и жизнерадостным настроением выделяется Сретенская надвратная трехглавая церковь. Точное время ее постройки неизвестно. В рукописи — монастырском сказании говорится, что она возведена при царе Петре I в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге вкладов она упоминается даже под 1678 годом. «Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест», — утверждалось в сочинении архимандрита Иерофея «Брянский Свенский Успенский монастырь».
В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели «верхи, крыша и главы». Пришлось их делать заново, «поправлять стены», заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб «для поклажи всяких казенных вещей».
Церковь над северными «святыми» воротами имеет ярусное построение. Проходы и проезды в монастырь образуют первый ярус, а второй — собственно церковь. Основной этаж расчленен лопатками на три части, каждая из которых имеет верхнее продолжение в трех световых барабанах (два восьмерика и один, средний, шестерик). Средний барабан, самый большой, отличается нарядным украшением наличников окон. Барабаны покрыты пологими шатрами, под которыми меньшие барабаны с куполами. Еще выше небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами. Здание церкви представляет собой оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным порталом, стилистически соединивший в своей архитектуре московское и украинское барокко. Она сооружена из кирпича на буковых фундаментах. При реставрации восстановлена окраска стен в красный цвет с белыми деталями.

Сейчас в помещениях Сретенской церкви ведутся службы.

Спасо-Преображенская церковь
Интересным памятником архитектуры, дошедшим до наших дней, является построенная над западными ярмарочными воротами в виде пятиярусной башни Преображенская церковь. Она возведена в 1742 году на средства брянского купечества. Здесь, вероятно, существовала более древняя церковь. На это указывает письмо в Синод одного из наместников монастыря в 1734 году: «…в Свенском монастыре из давних лет построена каменная Божия церковь во имя Преображения Господня, которая весьма ветха и мурвалится и священнодействовать отнюдь невозможно и прошу, дабы повелено было вышеозначенную церковь разобрать и вновь на ограде во имя Преображения Господня построить». Какой была первая церковь, неизвестно, хотя вероятно, что она взята за основание постройки.
Первый ярус церкви образован порогами. На второй ярус ведут каменные лестницы. Он выполнен в виде галереи, украшенной полуциркульными арками на низких массивных столбах. Галерея охватывает этаж с трех сторон. На ней вход в основной прямоугольный неф церкви и алтарную пристройку. В одном из описаний говорится, что здесь был «иконостас гладкий, весь золоченный… и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаил Медведев». Основной неф церкви увеличен архитекторами подкупольной частью. Над ней возвышается световой барабан, затем небольшой купол, декоративный барабан, увенчанный главой».
Указ на строительство Спасо-Преображенской церкви был выдан в 1734 году. На строительство ушло восемь лет. В 1797 году церковь капитально ремонтировали, при этом был «сломан весь нижний осьмерик, вновь сделана палуба и по оной покрыто жестью». В 1842 году от сырости рухнуло гульбище, хотя еще в 1840 году над ним соорудили деревянный навес. В 1864 году Свенская ярмарка была переведена в Брянск. Вероятно, что в это время ворота под церквью ликвидировали. Опись 1897 года сообщает, что на их месте существовало помещение для пожарного обоза.
И.Э. Грабарь считал автором Преображенской церкви, как и Успенского собора, И. Мичурина. Этот памятник архитектуры хорошо описан в книге М. Цапенко «По равнинам Десны и Сейма»: «Композиция этой церкви очень оригинальна, ее четырехугольное основание имеет вид гульбища с открытой аркатурой мощных, даже грузных пропорций. Выше основания возведен основной массив, также четырехугольный, в котором помещалась церковь. Еще выше — восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающая главка. Основной массив наверху завершается фронтонами типично украинской формы и украшен декоративной лепкой точно такой, как это делалось в ту пору во многих строениях самой Киево-Печорской лавры. Но объемно-пространственная композиция памятника своеобразна и, насколько нам известно, аналогии не имеет».

Сейчас Преображенская церковь реставрируется и время от времени в ней ведутся службы.

Колокольня или церковь?
Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни — памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века (нижние ярусы здания) до второго — начала четвертого десятилетия XVII века. Столповая колокольня Свенского монастыря с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем при сохранении церковной маковки — главки южнорусского типа — стояла у юго-восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антония и Феодосия Печерских и казначейским корпусом на юго-востоке. Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня имела девять больших зазвонного типа «малых валовых» колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200-пудовый колокол, служивший здесь, видимо, «благовестным», стоял рядом на козловой арматуре, на земле.

Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, — явная переделка, точнее «недоделка» начала XVII века, покончившая с часами «боевыми без перечасья», т.е. строго по моде времени, но скорее все-таки по обстоятельствам времени. Венчающая главка показывает наличие в теле колокольни церкви «под колоколы», видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божией Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как «ошибочный».

Домик Петра I
На территории Свенского монастыря недалеко от Успенского собора стоял каменный домик, в котором, по устным преданиям, бытовавшим в монастыре, останавливался Петр I. Домик был небольшой, всего в «три окна». Внутри него находился иконостас с древними иконами, великолепная изразцовая печь, мебель той эпохи и портрет Петра I в рост, оставленный монастырю на память. Снаружи был прибит императорский герб. Позднее под карнизом появилась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал Преобразователь России». В XIX веке домик использовался под настоятельские кельи. Для этой цели его надстраивали. Однако в 1887 году была предпринята его реставрация. Надстройку сняли и переместили на десять сажен от домика как здание для приема «благодетелей монастыря», а сам домик стал мемориальным музеем Петра I. До Великой Отечественной войны в областном краеведческом музее хранилась мебель из этого домика, некоторые вещи, которыми якобы пользовался Петр I. Но уникальная коллекция музея была разграблена немецко-фашистскими захватчиками. Не сохранился до наших дней и каменный домик царя.

Достоверно известно, что Петр I находился в Брянске 22-24 октября 1708 года. Приезд царя был вызван продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Он осмотрел верфь, где по его указу сооружали галеры, городские укрепления, запасы оружия, а вот был ли в монастыре, точно не известно. Петр I отправился в Погребки у Новгорода Северского, где стояли основные силы русской армии. Там к нему явился гонец от А.Д. Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. Церковная же легенда утверждает, что это произошло тогда, когда Петр I находился в Свенском монастыре. Предание гласит, что великий преобразователь России любил отдыхать в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной, любоваться открывшейся отсюда захватывающей картиной: уходящими вдаль лесами, сверкающими в лучах солнца мелкими озерами, серебристыми водами Десны. Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.

Северная война потребовала мобилизации ресурсов, напряжения всех сил. Петр I приказал даже перелить церковные колокола на пушки. Во исполнение царского указа Свенскому монастырю пришлось в 1701 году отослать на Московский пушечный двор все медные котлы, предназначенные для варки кваса и пива, винокуренные кубы и даже медную посуду. Монастырская летопись подчеркивала, что «во время неусыпной деятельности царя Петра Алексеевича было особенно тяжело. По случаю шведской войны были беспрестанные наборы воинских людей, лошадей, поставки провианта и фуража натурою, с обмундированием и денежным жалованием на каждого отправляемого воина. Во время строения С.-Петербурга из имений Свенского монастыря были вызываемы туда всевозможные мастеровые и чернорабочие люди с лошадьми, с провиантом и годовым жалованием». По царским приказам в угодьях монастыря рубились леса, монастырские плотники посылались в Воронеж для строительства судов, запасы провианта и фуража поставлялись для строителей дорог и мостов. Для казны в монастырских лесах крестьяне гнали смолу, «на польской границе рубили и очищали засеки». Указ 1705 года, например, обязывал крестьян Свенского монастыря немедленно «учинить по одному возу доброго сена» с каждого двора, внести пошлину «на корабельное строение», выделить для строительства мостов пятьдесят человек с подводами и топорами. Устные предания о пребывании Петра I в монастыре записаны лишь в XIX веке. Противоречия своего времени в них сглажены, а роль церкви в деяниях Петра I, его внимание к заботам монастыря явно преувеличены.

После Октябрьского переворота 1917 года домик Петра I был уничтожен. В настоящее время восстановлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *