Священники женщины

— Скажите, пожалуйста, почему при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек — нет?

— В Православной Церкви существуют древние обычаи, начало которым было положено еще во времена святого Василия Великого. Было установлено, что служение в алтаре — исключительно мужское занятие. В наше время, по благословению епископа, женщины пожилого возраста в отдельных случаях допускаются к служению в алтаре. Особенно в женских монастырях, где, кроме духовенства, нет мужчин. Но правило таково. И при крещении этот обычай выполняется. В этом нет ничего страшного. Но это обычай. Если этот обычай благочестивый, то он в своей первооснове имеет определенный смысл. И поэтому, придерживаясь этого обычая, размышляя над этим, мы можем вернуться к его истоку и понять, почему это происходит. По милости Божьей у нас в церкви нет таких идей, чтобы, как в западном протестантизме, ввести женское духовенство. И поэтому каждый рожденный в Церкви человек мужского пола, есть член народа Божия, народа святого, человек, взятый в удел. Женщина тоже член Церкви, и в будущем тоже член домашней Церкви по призванию. Но роли мужчины и женщины в семье различаются. Муж — глава семьи, глава домашней Церкви. Поэтому при его посвящении Богу, которое и есть святое Крещение, его вносят в алтарь. А у женщины роль, как у дьякона, помощника ему. Поэтому женщина, девочка в алтарь не вносится.

— Я была в Серафимо-Дивеевском монастыре и отдала записки о здравии. У меня соседки армянки, они тоже передали записки. Но там вычеркнули имена Инессы и Лили, сказали, что это имена не православные. Я им объяснила, что это армяне, но она слушать не хотела. И вычеркнула также Станислава. Я была очень расстроена.

— И зря. Вы можете сами помолиться. Записки, которые принимают в монастырях, в храмах, будут читать на проскомидии, где поминаются имена членов Церкви. Член Церкви — тот, кто крещен в православии. Большинство наших армян крещено в армяно-григорианской церкви. Она представляет собой монофизитское направление. Армяно-григорианская церковь не признает соборы, начиная с четвертого — четвертый, пятый, шестой, седьмой. Поэтому армяно-григорианская церковь является не православной. Если армянин принимает православие, то ему полагается имя менять на то, которое он будет иметь как член Русской Православной Церкви. У нас существует обычай называть именами святых, которые прославлены нашей Церковью. Поэтому, если встречается имя, которого нет в святцах, то, естественно, у тех, кто принимает записки, возникает такое подозрение — а крещен ли вообще этот человек, член ли он нашей Церкви? Поэтому огорчаться не надо. Надо просто знать церковные правила. А помолиться и о Станиславе, и об Инессе — пожалуйста, молитесь на здоровье, кто вам мешает? Но нарушать церковные правила ради нашей прихоти нельзя. Будет хаос.

Вот пример. Я еду на машине, мне нужно повернуть налево. Поворот запрещен, но я поворачиваю, куда хочу. Милиционер меня останавливает, а я обижаюсь. На что же обижаться, если поворот запрещен? Не надо обижаться, плати быстренько штраф и поезжай дальше. Или сдавай права.

— В прошлой радиопередаче Вы несколько раз отрицательно отозвались о советской власти. Скажите, а почему Церковь молчит о власти нынешней? Вот, например, отпевали Ельцина, в храме Христа Спасителя, как Бориса Николаевича, не как раба Божьего Бориса. И такая позиция Церкви — пресмыкательство перед властью — проявляется во всем. Как вы считаете, лягать советскую власть, а об этой, существующей, молчать, наверное, проще?

— Безусловно. Выражать свое отношение к тому, что не представляет для тебя никакой опасности, гораздо проще. В этом вы абсолютно правы. Но советская власть была гонительницей Церкви. Теперешняя не является таковой. Она дала Церкви необычайную свободу. Если что-то в нашей ситуации современной, народной жизни меня, как гражданина и христианина не устраивает, я об этом стараюсь говорить открыто. И каждый, кто меня знает, могут это подтвердить. И что в этом особенного? Ну, вот представим себе, что наше священноначалие будет всеми доступными средствами ругать власть. Чего мы этим достигнем? Скорее всего, Церковь в свой период восстановления, вместо сдержанной благожелательности получит активную ненависть и противодействие. Спрашивается, кому от этого будет лучше? Нашему народу, нашим прихожанам? Разумеется, нет. Поэтому в этом нет никакого пресмыкательства. Возьмите тексты официальных заявлений Церкви. Там ни в интонации, ни в сути вы никакого пресмыкательства не найдете. Вот Ельцин, например, поехал отпевать екатеринбургские останки. Уполномоченные Церковью люди не были уверены в том, что это действительно останки Царской Семьи. И что же? Патриарх не пошел на поводу у конъюнктуры. Отпевали эти останки, панихиду служили просто о людях пострадавших. Церковь могла бы ради того, чтобы как-то подфартить в то время действующему президенту, пойти на уступку. Но нет, она не пошла. И мы видим по многим позициям: официальная позиция Церкви и официальная позиция правительства порой расходятся. И по некоторым вопросам даже серьезно. Поэтому, то ли вы недостаточно информированы, то ли у вас какой-то предвзятый взгляд.

— На Красной площади стоит мавзолей, и в нем лежат останки Ленина. Креста над мавзолеем нет. Будет ли он убран с Красной площади? Ведь мавзолея-то при царе не было.

— Ну, такая задача, чтобы все было так, как при царе, не стоит. Это невозможно. Если сделать как при царе, когда в Москве был миллион жителей, куда девать 13 миллионов? И 90% зданий придется поломать. А по поводу удаления кладбища Святейший Патриарх уже ходатайствовал. На этом месте давно уже проводятся народные гуляния и даже концерты. Это, собственно, не совсем прилично. И так, разумеется, никогда не было. Но, тем не менее, несмотря на то, что это был редкостный пакостник и мерзавец, но все-таки манипуляции с его трупом для нашего благочестия не совсем приличны. Я бы и не знаю, куда его, может быть в Швейцарию, отправить, где он большую часть своей политической жизни провел. Швейцария — страна богатая. Поднялась она на русских деньгах, которые бессовестно присвоили себе швейцарские банки, пользуясь тем, что люди, которые оставили там счета, здесь их ликвидировали. Многие руководители Интернационала там имели свои банки, начиная от Бронштейна (Троцкого. А как голову проломили ему, то денежки все там остались. Поэтому Швейцария, может быть, сообразила бы, как использовать эту мумию. А в самом мавзолее можно устроить экспозицию о 72-летнем вавилонском пленении большевиками нашего народа. Это было бы неплохо. Потому что такой музей нужен.

— Я раб Божий Иоанн, уставщик одного из единоверческих храмов. Батюшка, есть постановление Собора 1971 года о том, что старообрядцы признаны полностью православными. А почему до прихожан до сих пор эти сведения не доводят, и пастыри до сих пор поносят старообрядцев, как раскольников? И в то же время патриарха Никона хотят во святых прославить. Игнорируют профессора Зеньковского, профессора Каптерева, Кутузова и ряд других историков.

— Никогда такого не было, чтобы старообрядцев признали православными. Это совершенно исключено. Что этим Собором засвидетельствовано? Равночестность старого и нового обряда. Что значит единая вера? Это значит, что каждый человек, принадлежащий единоверческой структуре — православный. Потому что у нас все попы, дьяконы поставлены законно. У старообрядцев же много разных толков, и иерархия у них незаконная. Поэтому, хотя мы уважительно относимся к ним, общаемся, но, тем не менее, ни Белокриницкая, ни Новозыбковская иерархии, с точки зрения церковного канонического права, незаконны. Потом по поводу Святейшего Патриарха Никона. Хотя старообрядцы его считают основателем раскола, это совершенно неправильно. В расколе виноват царь Алексей Михайлович и государственная власть, которая, согласно принятым правилам того времени, искореняла раскол не увещеванием и любовью, а огнем и мечом. Ну, что делать, это такое время, XVI век, рубить голову человеку считалось общепринятой вещью. Поэтому патриарх Никон непосредственно, как деятель русской истории, к расколу не имеет никакого отношения.

Другое дело, что он занимался книжными переводами. Но ими занимался и протопоп Аввакум в начале своей карьеры. Дело в том, что старообрядцы, воспитанные своей общиной, очень много в церковной экклезиологии не понимают. Ну, вот, как и вы, к сожалению. Если православный человек будет креститься двумя перстами, мы ему не скажем: ты крестишься неправильно. Вся Церковь засвидетельствовала, что этот обряд вполне приемлем. Также и книги. Пусть они с ошибками, это не столь существенно, потому что главный смысл и богослужения, и строя отражает именно православную веру. Но старообрядчество не является Церковью! Все вопросы уже давно изложены, напечатаны. Так же, как и нашим братьям — армянам принять халкидонские догматы, и все последующие, и стать православными ничто не мешает. Некоторые армяне учатся даже в наших духовных академиях, и там к ним никакого снисхождения в этом смысле нет. Относится мы к старообрядцам с любовью, как к христианам. Но, тем не менее, наше отечественное старообрядчество, при всей нашей любви к нему, к иконам, пению, храмам и вообще к этим людям, тем не менее, не является Церковью. Вот это надо очень хорошо понимать. Кроме единоверия. Поэтому, если бы все старообрядцы согласились стать православными, никто бы у них не отбирал бы ни храмы, ни книги. Просто тех ставленников, которых бы они выбрали, сделали для них попами, с помощью правильного рукоположения. И они бы стали православными. И жили бы совершенно самостоятельно, и никто бы в их дела не влезал. Но они бы получили правильную иерархию. А так они ушли в раскол. Некоторые же беспоповцы вообще таинств себя лишили. С упорством, заслуживающим совершенно другого применения. Поэтому здесь патриарх Никон ни при чем. Это просто искажение истории. Если угодно, можно взять исторические книги. Не выборочно цитировать то, что подходит, льет частично воду на нашу мельницу, а весь корпус изучить исторических книг. И на это посмотреть уже с точки зрения нормального православного, древнего церковного учения. И все будет совершенно ясно. А уж по часовой стрелке проводить крестный ход вокруг храма или против часовой стрелки — для меня лично что в лоб, что по лбу. Обряд мы все любим, ценим, уважаем, восхищаемся им. Обряд является хранителем нашего благочестия. Но все-таки мы не возводим его в догматическую степень. «Обряд» — это от слова обряжать. Это одежда. Хотя мы по одежке встречаем, но все-таки провожаем по уму. Главное в человеке — это его душа и его ум. А не форма носа, цвет кожи, одежда, которую он носит. Это дело второстепенное. Поэтому обряд, возведенный на степень догмата, есть ересь. Мы сейчас не будет распространяться на тему, в чем состоит экклезиологическая ересь русского старообрядчества. Это детская болезнь необразованных людей. Это упорство. Либо люди передергивают, специально замалчивают некоторые факты от своей паствы. Петр I возвел самые большие гонения на старообрядцев. Поэтому, если уж винить кого-то в расколе, то уже никак не Святейшего Никона. Самая главная фигура — это Петр Великий. Вот это надо знать. К сожалению, старообрядцы не выходят за рамки того, что им преподают их руководители. А надо книжечки почитывать. Тогда все станет на свои места. Все мы русские люди, надо относиться друг к другу с любовью, терпением, со снисхождением к заблуждениям, если из этих заблуждений не вырастают какие-то зловерия, искажения нашей жизни.

— Мой муж весной, во время работы на участке, потерял крест. А месяц назад, когда мы возвращались, он на дороге нашел крестик с цепочкой. Как быть, можно его носить или лучше в храм отнести?

— Зачем его относить в храм, с какой целью? Если крестик платиновый, с бриллиантовыми камнями, тогда понятно. Его можно реализовать для пользы храма. А вот обыкновенный крестик вы приносите в храм, с какой целью? Что мне, как священнику, делать с этим крестиком? На себе носить или что?

— Наверное, освятить и в церковную лавку отдать.

— Ну, а если крестик уже не новый, что же я буду его продавать из церковного ящика? А потом — зачем освящать, он уже освящен? Вот странный вопрос-то. Ну, потерял крестик. Конечно, это не очень приятная вещь, но катастрофы в этом нет. Что на выбор — совесть потерять или крестик? Крестик, конечно, для нас святыня, но все-таки совесть потерять хуже. Поэтому нашел крестик — значит, Бог послал, носи на здоровье.

— У меня вопрос в связи со старообрядцами. Объясните, пожалуйста, кем считать Сергея Радонежского, Дмитрия Преподобного Сергея Радонежского, Александра Невского и самого равноапостольного князя Владимира — старообрядцами или раскольниками, или как?

— Нет, конечно. И Сергей Радонежский, и князь Александр Невский придерживались того обряда в церкви, который был в то время. Почему они являются раскольниками? Теперь насчет Дмитрия Ивановича Донского. Наши старообрядцы ведь его не считают прославленным святым! Это Русская Православная Церковь его прославила как святого. По поводу Петра I. Да, Петр I исказил экклезиологически правильный строй Церкви, упразднив патриаршество, и вообще стал главой Церкви по Духовному регламенту. Это было по западному образцу им сделано с помощью Феофана Прокоповича. Но! В силу того, что действия Петра носили характер антицерковный — снятие колоколов, бритье бороды — очень многие русские люди восприняли его как антихриста. И вот эти его деяния и спровоцировали миллионы людей, которые ушли в раскол. Люди, придерживавшиеся старого обряда, говорили — вот видите, отказались от старого обряда — и пришел Петр, антихрист. Смотрите, что он творит. Вводит языческие обычаи, изменение иконографии, церковного пения, уничтожение колоколов, упразднение монастырей и так далее, и так далее. Но простой народ не мог разобраться в экклезиологии, в богословии. И верили. Также и сейчас. Все сектанты таким образом действуют: приходят в православный храм, видят — благочестивая девушка или юноша, и говорят: зачем ты ходишь в эту церковь? Смотри, у Патриарха какая машина! Он с охраной ездит. А Иисус Христос ездил на молодом осле. Это несправедливость, пресмыкание перед властями, и то, и это. Заморочат голову. И человек, не понимающий сути предмета, начинает соблазнятся. То же самое было и тогда.

Дело не только в гонении Петра, как Царя на тех граждан, которые не подчинялись Царскому указу. Он вообще всякое неподчинение не терпел. Когда святитель Митрофан Воронежский отказался освящать его новый дворец, который был украшен языческими фигурами, он уже стал готовиться к смерти. Он думал, что Петр ему просто голову снесет. Он не смог идти против своей святительской совести. Но Петр смирился и убрал эти скульптуры, чтобы не портить отношения. Дерево судят по плодам. Поэтому в результате деятельности патриарха Никона ко дню его блаженной кончины раскола еще не было. Вообще-то он и умер уже не патриархом. Его восстановили в патриаршем достоинстве после его смерти. Он же ушел после конфликта с царем, который узурпировал церковную власть. И при Алексее Михайловиче это было локальное явление — сопротивление введению нового обряда. А вот при Петре уже старообрядцы исчислялись миллионами людей. Это абсолютный исторический факт, это известно. Я не могу сказать, что я специалист по старообрядчеству. Отнюдь нет. Я не историк. Какие-то детали наверняка мне неизвестны. Но принципиальную канву я себе очень хорошо представляю, знаком с некоторыми старообрядцами. Есть у нас и дружественные, и любовные отношения, и никоим образом мне не мешает, что человек имеет какие-то пристрастия, заблуждения, которые я не разделяю. Но все-таки заблуждения называть не — заблуждениями я не могу. Это уже извините.

— Батюшка, Вы что-нибудь слышали о книге «Пензенский старец Алексей. Приидите ко мне все труждающиеся». Можно ли читать эту книгу?

— Нет, такими книжками надо печку топить. Следует смотреть, кто издает, есть ли благословение архиепископа Пензенского Филарета. Хотя и бывает, что всякое жулье ставит гриф благословения. Иногда тот, кто эту книгу проверяет, делает это поверхностно, и всякая ересь и ложная информация начинает освещаться как истина. Про эту книжку уже по названию ясно, что она предназначена разжигать печку на даче.

— Я к вопросу отпевания Ельцина. Недавно вышел Указ правительства о реставрации Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, за который никто не брался, Так правительство России на бюджет российский взяло эти расходы. А что сделал Ельцин?

— А Ельцин издал Указ о воссоздании храма Христа Спасителя. Понятно, что без его Указа и благословения этого не было. Ельцин, при всех своих огромных недостатках, Церкви давал необходимые преференции. Мы имеем теперь возможность молиться в восстановленном храме Христа Спасителя. Это же факт! Советская власть все уничтожала, начиная от людей и кончая церквями. Сколько картин продали на Запад! А сколько сокровищ всех церковных? Все храмы были ободраны. Вывезли серебро, золото, драгоценные камни. Где это все? В швейцарских банках. Поэтому, когда теперешние коммунисты начинают говорить, что страну разворовали, мы ответим: а эти, ленинская гвардия, страну не разворовывали? Да еще хлеще! Единственное достоинство Сталина, верного ученика Ленина, что он перестрелял всю эту сволочь, всю эту ленинскую гвардию. Жалко, что не всех. Кого-то оставил. Емельян Ярославский, еще ряд деятелей. Всех бы надо было перестрелять за их злодеяния.

— Я хотел спросить по поводу Царских останков, которые признала подлинными комиссия во главе с Немцовым. Там, где они хранятся, происходят мироточения, исцеления? От икон Царственных мучеников чудеса наблюдаются. А здесь?

— Это надо спросить у кого-то из Санкт-Петербургской епархии. Следующий раз, когда буду в Питере, я обязательно спрошу. А вы сами позвоните в Санкт-Петербургскую епархию, узнайте телефон настоятеля Петропавловского собора и спросите. Я думаю, если кто-то из людей там молился, наверняка исцеления есть.

— Меня и многих моих знакомых верующих давно мучает один вопрос. Мы все не можем понять, за что Православной Церковью и нашими властями оказан почет Ельцину, который со своей командой разгромил наше государство.

— Что значит «за что»? Вот, приносят в храм гроб. А в гробу лежит мужчина. Приносят свидетельство о смерти: «сердечная недостаточность». Как звали? Петр. Мы отпеваем. А может этот человек 50 лет назад или 70 расстреливал священников? Почему не отпеть крещеного человека Бориса? Или надо упереться и сказать — нет, мы этого отпевать не будем? Ельцин как президент нес ответственность за все, что происходило со страной. Но, во-первых, он публично у всех попросил прощения за все свои упущения. Я сам лично это слышал. Он говорил — «простите меня». То есть, человек покаялся, так, как, вообще, никто не каялся. Чтобы публично, перед всем народом, у народа просить прощения — это очень серьезно. При всем моем отношении к этому периоду, и к этой личности, тем не менее, он это сделал. Второе. Ельцин был тяжело больной человек. Во-первых, алкоголизм третьей стадии, а, во-вторых, сердечная болезнь. Его клевреты убедили, что ему нужно продолжать президентство, вот он и проявил слабость. Понятно, что это все происходило без его участия, хотя с его попущения. Поэтому вина его есть, но причин, чтобы отказать ему в отпевании, нет.

20.06.2020

Пробст Елена Бондаренко

В московском лютеранском соборе Петра и Павла раз в месяц проводит богослужение Елена Бондаренко. Верующие приезжают на проповеди пастора-женщины со всей России.

В лютеранском соборе Петра и Павла в столице России раз в месяц службы проводит пробст Елена Бондаренко — старший пастор, возглавляющий общины в Центральной России. Под ее руководством восстанавливается религиозная жизнь лютеран в регионе. DW выяснила, каково быть женщиной-священником в РФ, и как на это реагируют прихожане.

«Никогда не думала, что стану пастором»

Под звон колоколов Кафедрального собора Святых апостолов Петра и Павла прихожане проводят дезинфекцию рук, кроме того у них измеряют температуру. Проход на службу — только в маске и перчатках. Скромная женщина небольшого роста уверенно проводит литургию. Священником в лютеранской церкви может стать любой верующий независимо от пола.

Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла

Родившаяся в Самаре Елена Бондаренко признается, что никогда не думала, что станет пастором. В возрасте 9 лет она была крещена в православной церкви в Самаре. Елена говорит, что главное — сам факт крещения, неважно в какой церкви, да и выбора в советские годы не было: лютеранская кирха в Самаре была закрыта. Предки Елены из Нидерландов, отец и дед придерживались лютеранской веры. С материнской стороны все родственники православные.

Родители, продолжает Бондаренко, не сильно верующие люди и не вдавались в детали различий между разными христианскими конфессиями: «В лютеранской церкви были хорошие проповеди, со временем появилось много друзей из общины. В нашей семье не было никаких проблем во взаимопониманиях между родственниками, относившими себя к различным конфессиям».

В 2001 году Елена Бондаренко была конфирмирована, прошла обряд сознательного исповедания веры — в уже открывшейся лютеранской церкви в Самаре. После окончания учебы и аспирантуры в Самарском госуниверситете по специальности филолог-германист девушка сначала помогала переводить с английского и немецкого в Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви под Санкт-Петербургом, а потом прошла курс теологии в этом учебном заведении.

Пробст Бондаренко часто представляется как секретарь

Сейчас преподает там библейские дисциплины, в семинарии же она и стала пастором. Сегодня пробст Бондаренко отвечает за все общины, которые располагаются в Центральной России, занимается административной работой и проводит богослужения. В ее руках возрождение религиозной жизни лютеран в разных городах региона: восстановление храмов, поиск финансирования, да и просто хозяйственная деятельность.

Сегодня пробст Бондаренко отвечает за все общины, которые располагаются в Центральной России

«Например, в Ярославле церковь пришлось восстанавливать из руин. Сначала мы нашли пастора для общины, потом с большим трудом вернули здание кирхи в собственность, провели ремонт. Хозяйственная деятельность отнимает много сил, — рассказывает Елена. — А самое интересное для меня — это ведение библейских предметов в семинарии».

Женщину-священника в России встретишь нечасто. Чтобы не смущать собеседника, например, когда спрашивают род деятельности, пробст Бондаренко представляется как секретарь: «У меня есть еще вторая профессия — это референт по внешне церковным связям. Секретарь звучит понятно, вопросов у собеседника не возникает». Елена отвечает за общение лютеранской церкви с другими конфессиями. «Ни в Русской православной церкви (РПЦ), ни в Римско-католической женщин-священников нет. Мы в диалоге с традиционными церквями. Каждая имеет свои особенности, и они не навязываются другим», — подчеркивает пастор.

«Есть вопросы, которые можно обсудить только с женщиной»

Какого-то специального обращения к священнослужителю в лютеранстве нет. Пробст Бондаренко просит называть ее просто Еленой Михайловной. По имени отчеству к ней обращаются и прихожане, в том числе программист Иван Смирнов. В лютеранскую церковь парень пришел совсем недавно.

Иван Смирнов

«Четыре года назад начал самостоятельно изучать историю религии, конфессии в христианстве. Гуляя по городу увидел этот храм, зашел посмотреть, потом пришел на службу. Сперва появились знакомые, потом друзья, — делится Иван. — То, что в общине пастор — женщина, явилось одной из причин, почему я остался. Это очень демократично и современно».

Сейчас молодой человек стал активным членом общины, каждое воскресенье на службе поет в хоре. А на органе в Кафедральном соборе Петра и Павла играет аспирант Московской консерватории Ирина Шашкова-Петерсон, впервые переступившая порог лютеранского храма 10 лет назад. «Есть вопросы, которые можно обсудить только с женщиной-священником, а не мужчиной», — сказала Ирина DW.

Возрождение лютеранской общины началось в 90-е

Служба в соборе проходит на русском языке, но часть молитв произносится на немецком. Исторически собор Святых апостолов Петра и Павла относился к немецкой общине. Здание церкви было построено в начале ХХ века, после революции службы запретили. «В 1937 году собор передали под кинотеатр «Арктика», а затем студии «Диафильм». Храм было не узнать: снесен шпиль, интерьер был полностью уничтожен», — рассказывает Елена Бонадренко.

Александр и Елена Брауэр

В 90-е пошло возрождение общины, церковь вернули верующим, началась ее реставрация. Имеющие немецкие корни москвичи Александр и Елена Брауэр ходят на службы в собор Петра и Павла с той поры, он восстанавливалась буквально на их глазах.

«Когда стала организовываться община, я работал неподалеку. Верующие собирались на втором этаже в небольшом зале. Поначалу приезжали пасторы из Германии, со временем их сменили наши соотечественники, — вспоминает Александр. — В 2000-е реставрация завершилась. А в 2010 году был полностью восстановлен шпиль».

«С РПЦ не пересекаемся, у каждого свои прихожане»

Одновременно с реставрацией здания собора шло восстановление религиозной жизни московских лютеран. До карантина каждое воскресенье на службу собирались 500 человек, в праздники — в два раза больше. Елена Бондаренко отмечает, что прихожан с каждым годом становится все больше. Люди узнают о церкви, когда посещают здесь концерты органной музыки. В воскресенье приходят посмотреть, как выглядит богослужение, ради которого сочиняли свои органные шедевры великие композиторы.

Органистка Ирина Шашкова-Петерсон

При этом ни о какой конкуренции с РПЦ речь не идет. «У нас одна большая церковь на всю столицу. Но она не идет ни в какое сравнение с огромным количеством православных храмов по всей Москве. Наши интересы с РПЦ не пересекаются, у каждого свои прихожане», — указывает пробст Бондаренко.

Из-за коронавируса два месяца верующих в церкви не было, службы проходили онлайн. Сейчас на богослужения в храме собираются всего несколько десятков человек. Елена Бондаренко уверена, что самоизоляция и карантин — это дополнительный повод для личного общения человека с Богом.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Подарок короля

Сегодня церковь святого Иоанна в Гродно выглядит такой, какой она была 100 лет назад после ремонта 1912 года. Но кирхе, памятнику архитектуры республиканского значения, уже более двух веков. В 1793 году польский король Станислав Август Понятовский пожаловал под корчму дом с землей на Городнице немцам-лютеранам, работавшим на королевских мануфактурах. Эту корчму и перестроили позднее в кирху.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Одна из четырех уцелевших, отданная лютеранам

Такой была лютеранская кирха до ремонта в начале 21-го века. Во Вторую мировую храм чудом уцелел, утратив главный шпиль. А гродненские лютеране, как и все советские немцы, подверглись преследованиям и были выселены в Сибирь и Казахстан. После освобождения Гродно в 1944 году в кирхе разместили архив. И лишь в 1995 году власти передали здание в безвозмездную аренду возрожденной лютеранской общине.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Возрожденная из небытия

Так выглядит зал кирхи в Гродно сейчас. А в 90-х храм был в аварийном состоянии. Принявший приход в 2009 году пастор Владимир Татарников рассказывал, что был в отчаянии. В советское время мебель и люстры из храма забрали в партийные кабинеты, вместо органа — проем в стене. На башне с часами не хватало 16-метрового шпиля, штукатурка обвалилась. Была утрачена вся информация о внутреннем убранстве.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Оригинальные витражи гродненской кирхи

Эти витражи на боковых стрельчатых окнах и старинный часовой механизм — все, что осталось из аутентичного интерьера гродненской кирхи. Остальные окна из цветного стекла были сделаны недавно, как, например, круглый узор с изображением Розы Лютера с сердечком и крестом. Чтобы воссоздать старый центральный витраж нужны документы и фотографии, которые, возможно, находятся в Польше и Германии.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Белорусско-немецкое культурное наследие

В 2012 году тогдашний посол ФРГ в Минске Кристоф Вайль побывал в Гродно и принял участие в торжественном богослужении, посвященном 100-летнему юбилею реконструкции местного лютеранского храма. Правительство Германии выделило 120 тысяч евро для восстановления прежнего вида кирхи, как объекта белорусско-немецкого культурного наследия.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Помогали всем миром

Организацией помощи кирхе занимался немецкий фонд Густава Адольфа — Союз членов евангелическо-лютеранской церкви. Из Германии привезли люстры и скамейки. Нужный по размеру и звучанию орган постройки 1960 года нашли во Франкфурте-на-Майне. С доставкой инструмента помог Deutsche Bank Schenker. Реставрацию фасадов, установку нового главного шпиля и 9 крестов организовали власти и меценаты Гродно.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Новая жизнь церкви святого Иоанна

Привезенный из Германии орган изменил жизнь лютеранского прихода и всего Гродно. Его звучание привлекло в общину новых людей. В кирхе проходят концерты и фестивали органной и камерной музыки, собирающие любителей прекрасного.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Когда пойдут старинные часы?

Теперь главная забота гродненских лютеран — востановить старые церковные часы. Их механизм был установлен в кирхе в 1913 году. Сейчас он не действует, а на главной башне с новым шпилем остались только ржавые цифреблаты.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Как одна семья

Небольшая гродненская община лютеран встречает Рождество как одна семья. Потомков местных немцев в ней почти не осталось. Но к празднику прихожане обязательно готовят традиционные немецкие угощения — штолен (кекс с изюмом и пряностями) и глинтвейн, а богослужения проходят с обязательными вкраплениями немецкого языка. В канун Рождества состоится концерт детей из воскресной школы при кирхе.

Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации В год Лютера

С 31 октября лютеранская община гродненцев включилась в празднование 500-летнего юбилея Реформации. В кирхе пройдут праздничные богослужения, музыкальные встречи, на которые приглашены органисты и хоры из Германии. Немецкие и белорусские дети обменяются своими рисунками, выйдет книга гродненских историков о вкладе лютеран в инфраструктуру Гродно и всей Беларуси.

1 | 10 01:51 мин. Все сюжеты | 03.01.2017

2017 — год Мартина Лютера и 500-летия Реформации

Константин Габов

Почему священники не допускают женщин в алтарь? Почему в церкви есть запрещенные для женщин места? Женщина что, хуже мужчины? Отвечает архимандрит Алипий (Светличный).

Итак, женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым

Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев.

Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Толкуя 15-е Правило Халкидонского собора, Вальсамон пишет: «То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов?» Вот мы и споткнулись! Оказывается, есть правило, определяющее, чтобы женщины в алтарь не входили… Вот, кажется, и начинается дискриминация…

Поищем такое правило, чтобы понять, почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Так вот, в чем дело! Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь! Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора: «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.

Давайте постараемся понять: почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния… И все это может войти в алтарь!

Потому вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря…

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы!

Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Ключевые моменты программы:

  • Правозащитник и верующая Светова не видит в РПЦ дискриминации по отношению к женщинам. Женщина-священник представляется ей чем-то диким и совершенно не нужным.
  • Женщины-священники в мире есть, в том числе, у протестантов и у римо-католиков.
  • Женское священство есть и в России – в лютеранских и пятидесятнических церквях, а также у баптистов.
  • Среди посетителей православных храмов значительно больше женщин, чем мужчин, а то время как православные священники – исключительно мужчины.
  • Для Бога нет различий, мужчина ты или женщина. И тот, и другая созданы по образу и подобию Божию. И Иисус Христос воспринял не мужскую и не женскую, а общую человеческую природу.

Яков Кротов: У нас в московской студии пастор Инна Фризман и агностик Василиса Виник. По скайпу с нами – православный богослов, теолог из Германии Наталия Василевич.

Начнем с небольшого интервью с писателем, православной, правозащитником Зоей Световой. Как она смотрит на взаимоотношения религии и женщины?

Я лично не чувствую никакой дискриминации по отношению к женщинам в Церкви

Зоя Светова: Я лично не чувствую никакой дискриминации по отношению к женщинам в Церкви. Потому что, когда я хожу в церковь, я иду туда к Богу, и не важно, женщина я или мужчина.

Конечно, я знаю, что у протестантов есть женщины-священники и дьяконы, по-моему, но я совершенно не представляю, чтобы в Православной церкви когда-нибудь женщина могла бы стать священником и служить. Мне кажется, это не нужно. Это было бы сломом традиции, и совершенно непонятно, для чего. В Православной церкви уже веками установлен порядок службы, священник ведет службу, и прихожане участвуют в ней наравне с ним.

Когда мы приходим на исповедь, мы приходим к Богу, но священник — это посредник, и меня совершенно не смущает, что это мужчина, я не вижу в нем мужчину. Если бы это была бы женщина, для меня это было бы странно, потому что Православная церковь все-таки очень традиционна, она вечна. Многие сейчас говорят о том, что Церковь слишком традиционна, что она отстает от современности, но я этого не ощущаю.

Вера – это особая часть человеческой жизни, и она стоит вне современности. Человек приходит к Богу, в Церковь решать какие-то свои внутренние личные проблемы, которые он может решить только с Богом и только в Церкви. И, входя в церковь, он оставляет эти сиюминутные проблемы, условно говоря, проблемы политики.

Дискриминации по отношению к полу я совершенно не ощущаю. Кроме того, у нас в Церкви есть монахини, которые могут быть очень важными для людей, православные ездят в женские монастыри и там решают какие-то очень важные для себя вопросы, они могут общаться с этими монахинями, с настоятельницами.

Вера – это особая часть человеческой жизни, и она стоит вне современности

Установленный порядок кажется мне совершенно нормальным, и если честно, я бы совершенно не хотела, чтобы когда-нибудь в Православной церкви женщина стала священником, для меня это было бы дико.

Зоя Светова

Яков Кротов: Я думаю, что в данном случае, как и в большинстве других, Зоя озвучивает мнение большинства верующих в России. Хотя в Америке мне уже приходилось видеть у римо-католиков женщин – священников и епископов. Так что то, что кажется диким, уже существует. Конечно, это римо-католики за пределами той Церкви, которую возглавляет Папа римский, но по этому поводу идут споры.

Василиса, Бог есть или нет – это…

Василиса Виник: Туманный вопрос.

Яков Кротов: А различия между мужчинами и женщинами – тоже?

Василиса Виник: Различия есть. Кстати, до 18 лет я считала себя верующей, дважды была на исповеди. И, мне кажется, если бы я была на исповеди у женщины, ничего не изменилось бы.

У большинства людей поиск истины и вопрос о Боге – это вопросы о смысле бытия

Яков Кротов: Это был настолько неудачный опыт?

Василиса Виник: Скорее, опыт странного ощущения. Было такое чувство, что это все совершенно оторвано от жизни.

Яков Кротов: Считаете ли вы, что различия между мужчиной и женщиной достаточно принципиальны, чтобы отражаться на взаимоотношениях с Богом?

Василиса Виник: Думаю, нет.

Яков Кротов: А на поиске истины?

Василиса Виник: Тоже нет, ведь есть женщины-ученые.

Яков Кротов: А вот Людмила Улицкая, православный писатель и врач, при всех своих либеральных взглядах, писала, что различия есть, и они очень глубокие, на уровне биохимии: это не идентичные типы поведения, не идентичное мировоззрение.

Василиса Виник: Разные – не значит неравные.

Яков Кротов: Упаси Бог! Но насколько это имеет значение в поиске смысла мироздания? У большинства людей поиск истины и вопрос о Боге – это вопросы о смысле бытия.

Василиса Виник: Смысла жизни, мне кажется, нет, и это дает некую свободу. Ты свободен хоть каждый день выбирать себе новый смысл жизни.

Яков Кротов: А я думал, что я свободен, когда есть смысл жизни… Инна, каково отношение к вам в протестантской среде? Насколько распространено сейчас в России женское священство?

Инна Фризман: Очень даже распространенно – среди лютеран, среди пятидесятнических церквей, и у баптистов оно есть. Протестанты нормально относятся к женскому служению.

Яков Кротов: А как быть с пиететом перед Священным Писанием, где однозначно сказано: «Женщина в церкви да умолчит, а придя домой…»

Инна Фризман: Эти прекрасные слова каждый трактует по-своему. Все-таки нужно относить это к историко-географическому моменту: где, когда, кому это сказано и почему. Есть другие слова того же апостола Павла, когда он передает приветы в «Послании к римлянам», — там перечисляется очень много женщин, и упоминая своих служителей, он говорит: «Вот эти сестры служили вместе со мной по распространению Евангелия и много сделали для Церкви Божьей».

Невозможно трактовать какие-то слова, вырывая их из контекста Писания

Невозможно трактовать какие-то слова, вырывая их из контекста Писания. Например, пятидесятники говорят: тот, кто не говорит на языках, не имеет Святого Дух А баптисты, православные и прочие говорят, что тот, кто говорит на языках, говорит на непонятном языке, и, соответственно, славит беса…

Яков Кротов: Не все православные так думают.

Инна Фризман: Просто есть вещи, о которых надо судить именно в контексте – в контексте Писания, истории, географии.

Яков Кротов: Женщина-священник – это потому, что женщины и мужчины равны, одинаковы, или, наоборот, потому что у женщины есть особенности, и именно поэтому должны быть и женщины-священники?

Инна Фризман: У женщины есть особенности: особенности восприятия, и особенности взаимоотношений. Я знаю очень многих женщин, которые не могут исповедоваться в чем-то перед мужчиной. Наверное, женщина в каких-то вещах поймет женщину лучше и сможет что-то посоветовать с чисто женской позиции. Мужчина и женщина – это совершенно разное восприятие многих вещей.

Яков Кротов: И смысла жизни?

Я знаю очень многих женщин, которые не могут исповедоваться в чем-то перед мужчиной

Инна Фризман: А вот смысл жизни, мне кажется, у всех один. Если смысл жизни – это прожить сегодняшний день, а потом неизвестно, что будет завтра, и тихо умереть, ничего уже не ждать, просто знать, что тебя похоронят – и тебя нет, тогда, наверное, смысла в жизни нет.

Василиса Виник: Все-таки мысли о смерти – это не сама смерть, ты ее не узнаешь, пока не переживешь.

Яков Кротов: Но о смерти думают, чтобы понять смысл жизни.

Инна Фризман: Смерть — это данность, это часть жизни. Человек рождается, не думая о том, что он рождается, но любой человек знает, что когда-нибудь наступит его последний день.

Наталия Василевич: Все познается в сравнении. Например, в Германии я вижу больше женщин – пасторов в Протестантской церкви, богословов на богословских факультетах. Когда возвращаешься в прежний опыт, например, в Белоруссию, начинаешь это чувствовать, поскольку есть с чем сравнивать. И ты уже не можешь представить, как возможно не чувствовать этой дискриминации, которая существует по отношению к женщинам в Церкви.

На мой взгляд, эта дискриминация все-таки существует и имеет различные формы. И то, что так было всегда заведено, что это такая вневременная традиция Православной церкви, — я все-таки считаю, что это недостаточное оправдание. В эсхатологической перспективе мы знаем, что нет во Христе ни мужеского, ни женского пола, что в царстве Божием не выходят замуж и не женятся, половая разница не играет роли в том, насколько человек может приблизиться к Богу.

Тем не менее, мы как люди определяемся разными вещами – своей биологией, генетикой, гормонами, культурой, своей конкретной жизненной ситуацией. И я думаю, что различие все-таки лежит не между полами, а между отдельными личностями.

Во Христе нет ни мужеского, ни женского пола, в царстве Божием не выходят замуж и не женятся

Человек всегда может сконструировать самого себя, выбрать, каким он хочет быть, в том числе, в отношениях с Богом и по отношению к Церкви.

Яков Кротов: Василиса, а вас оттолкнуло от Церкви ощущение дискриминации или непонимание?

Василиса Виник: Это произошло постепенно, я читала какие-то тексты: например, на меня очень сильно подействовал текст Льва Толстого «Критика догматического богословия». И постепенно сложилось ощущение, что я, скорее, агностик, а верующей по-настоящему никогда не была: это была больше дань моде.

Василиса Виник

Яков Кротов: Православие в России — наиболее многочисленная и распространенная Церковь. И мне случалось видеть в интернете такие фотошаржи, где в центре пять священников, дьякон, пономарь, а вокруг сто женщин, и нет ни одного мирянина. Такое гендерное неравенство было и при советской власти: за иконостасом, в алтаре мужчина, может быть, одна алтарница, а перед иконостасом – сплошь женщины. Но ведь женщины идут в эту ситуацию, значит, видимо, им это нравится.

Василиса Виник: Может быть, у женщин больше свободного времени. Может быть, тема духовности интересует их больше, чем мужчин. Может быть, мужчины в среднем более прагматичны.

Инна Фризман: Женщина у нас в России, к сожалению, не имеет сильного мужского плеча, на которое она может опереться. Соответственно, приходя в церковь, женщины видят батюшку, дьякона, служителей, к которым можно подойти, поплакаться, рассказать о своей тяжелой доле, пожаловаться на мужа, и это как бы заменяет общение с отцом, а может быть, и с мужем, с человеком, на руку которого можно опереться.

И это, в принципе, оправдано — патриархальный уклад российской жизни говорит: ну, зачем я пойду к женщине, если она такая же слабая, как и я… А вот мужчина сейчас как возьмет меня за руку, да скажет мне что-нибудь умное, и у меня все будет хорошо. Это примерно то же самое, что пойти к врачу, и если врач – мужчина, то к нему выстраивается большая очередь женщин, потому что они чувствуют от него какую-то особую заботу, особое отношение. И в Церкви ведь такие же человеческие отношения, это не зависит ни от какой догматики.

Яков Кротов: Но это же какой-то перекос власти, когда мужчина занимает совершенно не подобающее положение. Это и есть дискриминация – в том, что женщина оттеснена в домашний очаг, она не Мария Склодовская-Кюри, она варит борщ в ожидании мужа, у нее сужен круг общения, у нее маленькая зарплата. И если в Германии, например, много женщин – богословов, теологов и священников, то не потому ли, что священники получают в среднем меньше, чем средний немец?

Наталия Василевич: Да, если мы посмотрим на многие протестантские богословские факультеты, то там женщин больше, чем мужчин. И многие связывают это именно с тем, что профессия пастора перестала быть достаточно уважаемой и престижной. Поэтому многие мужчины выбирают политику или юридические науки, в то время как женщины сохраняют большую приверженность Церкви.

Яков Кротов: Василиса, смотрите: духовности больше у женщин, но вы, прочтя Льва Толстого, сделали вполне разумный вывод, что бытие Божие недоказуемо. Разве это проявление духовности?

Василиса Виник: Показателен сам факт интереса к духовным вопросам. Ведь далеко не все читают религиозные философские тексты Толстого.

Яков Кротов: Тогда получается, что религия – опиум для народа, и ее основная компенсаторная функция – задурманить себе голову.

Религия — это как обезболивающее

Василиса Виник: Это как обезболивающее.

Яков Кротов: А поскольку в патриархальном обществе большая часть боли приходится на женщину, то женщина и религиознее.

Василиса Виник: Женщина ищет в Церкви сильное мужское плечо, возможно, потому, что ее с детства приучают: ты должна быть слабой.

Яков Кротов: А не то, что мужчину приучают: ты должен быть сильным?

Василиса Виник: А на практике-то оказывается, что по-настоящему сильных духом мужчин мало.

Яков Кротов: А что вы вкладываете в понятие «сила духа»?

Василиса Виник: Это набор качеств; такой человек последователен, великодушен, не склонен подводить, нарушать данное слово.

Инна Фризман: Апостолу Павлу было сказано: «Пусть моя сила проявляется в твоей слабости». Сильный человек никогда не будет настаивать на том, что он сильный. Духовно сильный человек может отказаться от себя, от каких-то своих амбиций и желаний в пользу другого человека. И это может быть и мужчина, и женщина. Наверное, это и есть любовь. Движущая сила – это любовь, но не как эрос, а как агапэ, любовь к творению Божию, будь то мужчина или женщина.

Яков Кротов: В истории рисовалась масса таких оппозиций: женщина более духовна – мужчина более материалистичен, женщина за мир – мужчина за войну…

Духовно сильный человек может отказаться от себя, от своих амбиций и желаний в пользу другого человека

Инна Фризман: Когда Бог создавал мужчину и женщину, мужское начало было создано из праха земного. А женщина была создана уже позже, она была из другого материала, и у них разные задачи: мужчина во внешнем мире, а женщина, как душа, больше во внутреннем.

А кем является для нас Бог, Иисус? 45-ый псалом: «Скорый помощник в бедах». Значит, Бог такой немощный, что он пропускает впереди себя человека и говорит: «А я тебе лишь помощник»?

Яков Кротов: То есть женщина для мужчины — как Бог?

Инна Фризман: Нет, как его половина. У мужчины и женщины свои функции в этом мире, тут не гендерные, а функциональные различия, и каждый исполняет свою роль. К сожалению, кто-то берет на себя право решать, какая роль кому отведена.

Инна Фризман

Яков Кротов: А вот на краю смерти, в помышлении смерти ни мужчины, ни женщины. Но мне кажется, что у апостола Павла какая-то другая нота – здесь и сейчас уже не мужчина и не женщина, этого уже нет. Здесь приблизилось царство Божие.

Инна Фризман: Для Бога нет различий, мужчина это или женщина, девушка или молодой человек. Для него все в одном возрасте – духовном, и для него совершенно безразлично, кто ему служит. Ведь он говорил: «Вы все должны мне служить»: каждый – тем даром, который получил в различной благодати Божией.

Наталия Василевич: Очевидно, что божественные дары даются каждому человеку не потому, что он принадлежит к какому-то полу, а все-таки потому, что его личность каким-то образом может взрастить этот дар и послужить им Церкви, обществу, другим людям. Я не вижу ни одного божественного дара, который имел бы гендерную окраску. Разве бывает женское и мужское смирение? Разве бывает женская и мужская любовь? Нет, любовь – это любовь, она никак не окрашена гендерно.

И оппозиции: мужчины – это война, а женщины – это мир, – тоже неправильны, поскольку есть мужчины – миротворцы, а есть женщины, которые готовы начать конфликт. Я не могу сказать, что мужчины более, а женщины менее агрессивны. Все-таки, на мой взгляд, мы рассматриваем людей независимо от их пола, расы, национальных особенностей. Нужно отходить от этих категорийи смотреть на личность человека, на то, к чему приводит разный набор характеристик в одном человеке.

В каждом «кто» набор личностных характеристик будет различным. Он, конечно, может зависеть от биологического пола, но не исчерпывается этим. И нужно искать ответ на главный вопрос: кто, а не что. И тогда, скорее всего, мы сможем преодолеть ограниченность пола и видеть в человеке, прежде всего, личность.

Иисус Христос воспринял не мужскую и не женскую, а общую человеческую природу

Я хочу вспомнить Петра и Февронию. Однажды Феврония встречает мужчину, который хочет начать с ней какие-то отношения, и она говорит: «Почерпни с одного края лодки воды и выпей, а потом с другого края лодки почерпни и выпей. Ну, что, вода похожа? Вот так и женщины – все одинаковые». То есть женское естество у всех одинаковое, поэтому найди себе другую женщину.

Да, все люди одинаковые, и мужчины, и женщины обладают единым образом Божьим. И главное: и мужчина, и женщина одинаково созданы по образу Божию. И это намного важнее, чем разделение мужчины и женщины на два разных существа, поскольку в этом разделении как раз показано единство их происхождения от одного Бога, то есть единство всего человеческого рода, человеческой природы, которую, в конце концов, воспринял Иисус Христос. Он же воспринял не мужскую и не женскую, а общую человеческую природу.

Яков Кротов: Василиса, доказать бытие Божие невозможно, а к другому человеку вы тоже прилагаете такую позицию невозможности познания?

Василиса Виник: Думаю, один человек никогда на сто процентов не поймет другого в силу нашей уникальности.

Яков Кротов: Так уникальность для того и дана, чтобы понять. Это я не понимаю свое отражение, потому что там нечего понимать. А уникальность человека в том, что он понимающий, познающий орган.

Василиса Виник: То есть вы не верите в фундаментальное человеческое одиночество, в то, что в чем-то мы всегда будем одиноки?

Яков Кротов: Ну, если это то, о чем сказал Бердяев: что в человеке просверлена дырочка в бесконечность, — то да. Но это одиночество исследователя, одиночество Бога, образ Божий, это и есть одиночество в человеке, не сводимость ни к чему. Но это одиночество и подталкивает меня, и делает возможным познание другого в его уникальности. А так, как вы говорите, получается, что человек не познает не только Бога, но и другого человека.

Василиса Виник: Можно познавать, но при этом знать, что ты всегда будешь чего-то не знать.

Яков Кротов: Так это же прекрасно! Я познаю человека, и еще больше, оказывается, предстоит. Я познаю Бога и могу познать еще больше. Познание и должно быть диалогичным процессом.

Василиса Виник: И все равно останутся какие-то тайны, которых он никому не откроет, и которые не откроет никто.

Яков Кротов: Возможно, что в православии появятся женщины – священники и епископы?

Наталия Василевич: Я думаю, это произойдет в ближайшие 50 лет: у нас будут женщины – дьякониссы, потом священники, потом епископы. Это неизбежный процесс, и я думаю, что так оно и будет. И я тоже постараюсь сделать для этого все возможное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *