Свято ольгинский женский монастырь

Инсарский Свято-Ольгинский (во имя св. равноапостольной великой княгини Ольги) женский монастырь возник в кон. XIX в. как подворье Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря. В комплекс, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный, а также отдельно стоящая колокольня.

В сер. 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Замысел А. Дельфинского состоял в том, чтобы рядом с подворьем появилась часовня. После 1895 следующая игум. Евпраксия обратила внимание на Инсар и очень скоро пришла к единодушному с Дельфинским мнению насчет часовни, но планы обе договаривающиеся стороны значительно расширили. Вместо часовни договорились построить часовню-церковь, то есть полноценный храм с постоянным штатом священнослужителей. При храме предполагалось построить кельи для 50-60 сестер. Дельфинский брал все расходы по строительству на себя, но благотворитель ставил условие, что новая церковь будет освящена в честь святой Ольги, княгини Киевской, одноименницы дочери императора великой княжны Ольги Николаевны. Дельфинский подал соответствующее прошение епископу Пензенскому Павлу в нач. 1897 и тогда же сделал первый взнос на строительство – 2000 руб. Епископ Павел в свою очередь подал прошение на имя императора Николая Второго, так как отчуждение усадебного места шло по административным каналам. Всего под подворье предполагалось отвести 205 квадратных саженей земли. В мае 1898 храм заложили, строительство пошло полным ходом. Но тут умер жертвователь, в права наследования вступила его жена О. П. Дельфинская, которая, приведя в порядок запущенные финансовые дела мужа, смогла выделить на храм только часть средств, предусмотренных сметой. Остальные деньги вложил Пайгармский монастырь. К августу 1900 весь комплекс подворья уже был готов, а 6 сентября произошло освящение храма. Зодчие спланировали подворье очень рационально и эффективно, как органичную часть обрамления Базарной площади, на противоположной стороне которой стояла Христорождественская церковь. Подворье стало вторым ключом, которым открывался новый центр, поэтому Свято-Ольгинская церковь в стилевом отношении совсем не совпадала с Христорождественской церковью, а масштабами почти не разнилась: Христорождественская церковь ставилась как «ротонда на четверике» и куполом напоминала о кратковременной моде на псевдоготику, а Свято-Ольгинский храм четко ориентировался на новорусские мотивы второй половины ХIХ в. Авторы проекта поставили на церковь 15 глав, чтобы уменьшить впечатление тяжеловесности фасадов и громоздкости мощного куба, его массивных пристроев, увенчанных треугольными фронтонами.

Во дворе, за храмом, были построены два корпуса, большй жилой и малый хозяйственный, с двумя двориками. Кроме этих строений, с южной стороны храма стояла отдельная часовня-звонница, своеобразный храм «под колокола», представлявший из себя куб, на который была поставлена звонная восьмигранная башня, перекрытая шатром. А весь комплекс замыкался в квадрат, периметр которого формировался зданиями, а промежутки между ними заделывались декоративными стенами. В первое десятилетие своего существования подворье Пайгармского монастыря сложилось в крупную женскую общину, которую настоятельница Евпраксия понимала не столько как филиал Параскево-Вознесенской обители, сколько как самостоятельный иноческий организм. При освящении в Свято-Ольгинскую церковь из монастыря передали две иконы, получившие широкую известность среди верующих – мученицы Параскевы с вложенными в нее частицами мощей святой и образ Богоматери «Утоли моя печали». Инсарцы относились к этим святыням с глубочайшим почтением, а для иконы «Утоли моя печали» они сразу же заказали серебряную ризу, деньги на которую вносили все жители города. Чтобы упрочить положение общины, игуменья Евпраксия в 1904 купила для подворья значительный участок земли под Инсаром, так называемую дачу «Губаревка»; здесь же отделили уголок под кладбище и построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. К 1907 число сестер на подворье превысило 80 чел. К нач. 1909 вопрос о придании подворью статуса монастыря был уже решен: ходатайство епископа Митрофана получило одобрение митрополита Антония Вадковского, первоприсутствующего Синода. В июне 1909 последовал указ Св. Синода о присвоении пайгармскому подворью наименования монастыря, названного по храму Свято-Ольгинским. Одновременно монахиня Клавдия была возведена в сан игуменьи. В новом статусе монастырь прожил до революции, затем был закрыт. Монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а в Свято-Ольгинской церкви располагался краеведческий музей.

Главы с церкви были снесены, колокольня разобрана до основания. В 1995 в Инсаре появились несколько монахинь, но власти их изгнали. Спор о монастыре шел несколько лет. Правительство Мордовии выносило решение о передачи обители Саранской епархии, а затем это решение отменяло. Окончательно этот вопрос решился только в 1998. В настоящее время монастырь, руководимый игуменией Анастасией, активно восстанавливается. Поднимаются главы Свято-Ольинской церкви, приводится в порядок интерьер. В обители подвизается до 30 сестер.

К августу 1900 весь комплекс подворья уже был готов, а 6 сентября произошло освящение храма. При освящении в Свято-Ольгинскую церковь из монастыря передали две иконы – мученицы Параскевы с вложенными в нее частицами мощей святой и образ Богоматери «Утоли моя печали». Инсарцы относились к этим святыням с глубочайшим почтением, а для иконы «Утоли моя печали» они сразу же заказали серебряную ризу, деньги на которую вносили все жители города.
В 1904 году игуменья Евпраксия купила для подворья значительный участок земли под Инсаром, так называемую дачу «Губаревка»; здесь же отделили уголок под кладбище и построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. К 1907 число сестер на подворье превысило 80 чел. К началу 1909 года вопрос о придании подворью статуса монастыря был уже решен: ходатайство епископа Митрофана получило одобрение митрополита Антония Вадковского, первоприсутствующего Синода. В июне 1909 последовал указ Св. Синода о присвоении пайгармскому подворью наименования монастыря, названного по храму Свято-Ольгинским. Одновременно монахиня Клавдия была возведена в сан игуменьи. В новом статусе монастырь прожил до революции, затем был закрыт. Монастырские здания использовались в хозяйственных нуждах, а в Свято-Ольгинской церкви располагался краеведческий музей.
Возрожден в 1998 году. Комплекс включает 15-главую церковь во имя святой княгини Ольги, двухэтажные главный и хозяйственный корпуса и трапезную.

(495)-921-10-27

Грузия. На праздник святой Нины

Включено
Размещение:2-3-х местное размещение в отеле 3*
Питание:Завтраки, ужины
Страховка:С покрытием до 30 000 $
Трансфер:Групповой по маршруту программы
Дополнительно
перелет Москва — Тбилиси — Москва
Доплата за 1-местное размещение — 9000 р.

Программа поездки

День 1
Авиаперелет Москва-Тбилиси.
Святая Гора Мтацминда. Церковь Мама-Давити (на месте, где в VI в. стояла келья и молельня прп. Давида Гареджийского – одного из тринадцати Сирийских отцов,
пришедших в Грузию для распространения христианства, святой источник). Ужин.
Размещение в гостинице в Тбилиси.
День 2
25 января Давид Гареджа
Завтрак в гостинице. Давид-Гареджийский монастырь — это большой комплекс монастырей, пещерных монастырей VI века. Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида.
Основан в начале VI в. Сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан
основали ещё два монастыря — монастырь Додо (ДодосРка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная,
впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.
Ужин. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
День 3
26 января Тбилиси
Завтрак в гостинице. Город Тбилиси – столица и самый большой город Грузии. Строительство города начал в 5 в. Святой царь Вахтанг Горгасали,
а закончил его сын царь Дачи в начале 6 в., куда и была перенесена столица страны из Мцхета.
Посещение храма Метехи. Метехи — он же Метехский собор Рождества Богоматери — грузинский православный храм XIII века в центре Тбилиси на Метехской скале.
Это самый заметный и самый популярный храм города. В храме похоронена первая грузинская великомученица княгиня Ранская Шушаник (V в.).
Отсюда открывается уникальный пейзаж старого Тбилиси.
Спускаемся вниз к мосту Мира и парку Рике и на канатной дороге поднимаемся на крепость Нарекала — крепостной комплекс различных эпох в старом Тбилиси.
Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в IV веке она уже существовала. При св. царе Давиде Возобновителе арабская крепость была укреплена и расширена.
Далее, облегая вдоль восточной стены, спускаемся вниз в царские бани (серные воды) — важная достопримечательность центра Тбилиси (возможно их посещение по желанию, в свободное время).
Это квартал в центре Тбилиси, известный своим комплексом бань, стоящих на естественных сернистых источниках. Построенные в разное время в XVII—XIX веках,
нынешние бани формируют собой отдельный квартал города, являющийся популярным местом как среди жителей города, так и у многочисленных туристов.

Далее посещаем Сиони — исторический кафедрал Тбилиси. Назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В храме хранятся величайшие святыни – крест св. равноап. Нины и глава апостола Фомы. Церковь Анчисхати (VI в.), где хранилась икона Анчисхати.
Кафедральный собор Святой Троицы. Вечернее праздничное Богослужение в храме св. Александра Невского (где находятся могилы почитаемых старцев –
св. Зиновия (Мажуги) и Виталия (Сидоренко). Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
День 4
27 января Тбилиси. Картли и Мцхета.
Сухой паек. Праздничная Литургия — день блаженной кончины св. Нино, в Сиони — исторически главный храм Тбилиси.
Назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме хранятся величайшие святыни – крест св. равноап. Нины и глава апостола Фомы.
В этот день выносят св. крест для поклонения — Крест святой равноапостольной Нины из виноградных лоз, который Матерь Божия вручила святой Нине, просветительнице Грузии.
Одна из величайших святынь Грузинской Православной Церкви. Тбилиси.
Далее отправимся в женский монастырь во имя св. Стефана Первомученица, в народе именуемом – Антиохией. Монастырь с храмом построены на месте,
где когда-то жили новоприбывшие в Грузию ассирийские святые отцы (сер. 6 века). Посетим называемый в народе Ольгинский (женский) монастырь во имя св. Екатерины.
Монастырь расположен в горном ущелье, куда будет организован пеший ход (мин. 20 до места назначения).
Далее посетим Кафедральный собор Самтависи — один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры, здесь похоронен святой Исидор Самтависский.
Цилканский монастырь — этот монастырь известен тем, что тут похоронен Исе Цилканский, один из тринадцати ассирийских отцов. Исе (Иесей) был одним из двух проповедников,
кого избрали епископом (вторым был Або или Авив Некресский). Его назначили на кафедру города Цилкани.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
День 5
28 января Кахетии и Бодбе.
Завтрак в гостинице. Кахети — край и историческая область на востоке Грузии, в верховьях рек Иори и Алазани. До VIII века область входила в Картлийское царство,
затем самостоятельное княжество. С XII века в Грузинском царстве. Со второй половины XV века — Кахетинское царство, с 1762 года в Картлийско-Кахетинском царстве.
Столица — Телави.
Первый монастырь, который мы посетим, это женский монастырь Бодбе, на месте которого св. Нина провела свои последние подвижнические годы, там же ее могила –
в главном храме монастыря имени св. Георгия. Тут же будет возможность посетить источник св. Нины, где паломники смогут окунуться.
После чего направимся далее в сторону Алазанской долины.
Пересекая долину, мы окажемся у монастыря Хирса. Монастырь был основан в VI веке одним из ассирийских отцов Стефаном Хирским. Монастырский храм много раз перестраивался.
Его могила находится внутри главного храма слева от алтаря. Стефан Хирский — монах, один из 13-ти святых Ассирийских отцов, основателей Грузинского монашества,
пришедший в Иверию (Грузия) в VI веке во главе со своим учителем Иоанном Зедазнийским для укрепление христианской веры.
Возвращение в гостиницу в г. Тбилиси.
День 6
29 января Мцхета
Завтрак в гостинице. Отъезд во Мцхету. Мцхета является древним городом Грузии. По преданию город основал легендарный Мцхетос.
«После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура),
построил город и назвал его своим именем». Это город-музей, который состоит под охраной эгиды ЮНЕСКО.
Кафедральный собор Светицховели (Живого столпа) во имя 12 апостолов. Это первый храм, который был выстроен после верования царя Мириана и царицы Наны (IV в.).
Храм, который считается одним из символов Грузинской Церкви и венцом грузинской церковной архитектуры.
В Светицховели находится величайшая святыня Грузинской Православной Церкви – Хитон Господень и милоть пророка Илии, оба под спудом.
Недалеко от Светицховели расположен кафедральный собор Самтавро. Слово «самтавро» происходит от мтквари (по-грузински «главный,» «старший»),
и в переводе на русский означает «царская территория». Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани),
часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого преподобного исповедника Гавриила.
Далее посетим известный мужской монастырь св. Шио Мгвимского, который расположен недалеко от города Мцхеты. Там, в VI в.,
в специально вырытой глубокой яме подвизался один из ассирийских отцов – св. Шио.
Посещения одного из древнейших монастырей средневековья – Джвари (Св. Креста) (VI-VII вв.).
Монастырь стоит на месте, где, когда-то св. Нина Равноапостольная устанавливала честной крест, это один из трех крестов св. Нины,
два из которых были установлены в крепости Уджарма (Кахетия) и на горе Тхоти (Картли). Храм Джвари был один из первых крестово-купольных по плану сооружений Грузии.
Сегодня это храм номер 1 от Грузии в списке ЮНЕСКО. Храм был построен на так называемой Голгофской горе.
Осмотрев храм, будет возможность пешком спуститься под гору к источнику св.Нины, где расположена небольшая пещерка, где жила изначально св. Нина по прибытии во Мцхета.
Впоследствии пещерка была преобразована в малый храм Пресвятой Богородицы.
Ужин в ресторане. Возвращение в гостиницу г. Тбилиси.
День 7
30 января Тбилиси-Москва
Завтрак в гостинице. Свободное время. Трансферт в аэропорт Тбилиси. Вылет в Москву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *