Святой тарасий

Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти Патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем, он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием. Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол. Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника, из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.

День памяти: 25 февраля

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780 — 797) и его матери, святой царицы Ирины (797 — 802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты. Святой Патриарх Павел (780 — 784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя — Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого.(+ 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. «Я неповинен в том, о чем вы говорите, — отвечал святитель. — Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти». Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

Святитель Тарасий родился в Константинополе. Родители его были люди благородные и принадлежали к сословию патрициев. Получив прекрасное образование, святитель Тарасий быстро возвышался по лестнице почестей. За его благоразумие и добрый нрав его везде любили, где только он служил: и в царском дворце, и в других местах. Он был уже царским советником и сенатором, когда состоялось его назначение на патриаршую кафедру.

Произошло это назначение при следующих обстоятельствах. Императором в это время был Константин Порфирородный, а патриархом — Павел Кипрянин, муж добродетельный и благочестивый, но слишком слабовольный. В патриархи он был поставлен в царствование предшественника Константина Порфирородного — Льва Хазара, при котором иконоборческая ересь (гонение на св. иконы), получившая начало при императоре Льве Исаврянине, все более и более усиливалась. Будучи человеком слабохарактерным и слабовольным, патриарх Павел убоялся открыто исповедать иконопочитание, стал скрывать свое благочестие и начал даже сноситься с еретиками.

По смерти Льва Хазара патриарх Павел хотел было восстановить иконопочитание, но иконоборческая ересь слишком уже распространилась и получила силу, помощника же, могущего оказать ему деятельную поддержку, у патриарха не было. Тогда, не имея достаточно мужества, чтобы выступить на открытую борьбу с еретиками, патриарх решил совсем отказаться от патриаршей кафедры. Тайно оставив патриаршие палаты, Павел прибыл в монастырь св. Флора, где и восприял св. схиму. Когда императрица Ирина (правительница государства во время малолетства сына ее Константина) спросила у него о причине его ухода, то Павел ответил, что он чувствует себя недостойным занимать патриарший престол в такое неспокойное время. «Я отказываюсь, — сказал он, — быть пастырем в еретическом сонме и предпочитаю лучше умереть, чем подвергнуться анафеме от первосвятителей четырех апостольских престолов, не приемлющих еретического учения и чуждающихся нашей церкви. Воззри, государыня, на скорбь матери нашей церкви и не допусти, чтобы богомерзкая ересь, подобно вышедшей на луг свинье, опустошала и избивала виноград Христов во время твоего правления и оскверняла бы его злочестивыми мудрованиями. У вас при дворе есть искусный деятель, который поможет тебе и твоему сыну в благих начинаниях. На вопрос императрицы, кто это такой, Павел ответил, что он разумеет Тарасия, который занимает первое место в царском совете. «Я знаю, — сказал он, — что он вполне достоин управлять церковью, так как он может жезлом своего разума отразить лживое учение еретиков, быть добрым пастырем словесного стада Христова и собрать его во едино». Все духовенство было согласно с избранием такого преемника Павлу, но сам Тарасий не считал себя достойным занять такой ответственный пост и долго отказывался от него. Его усиленно упрашивали занять патриарший престол. Наконец, он согласился на это предложение, но поставил непременным условием, чтобы был созван вселенский собор, где бы православные христиане могли объединиться в вере, а иконоборческая ересь была подвергнута заслуженному осуждению. «Если же вселенский собор не будет созван, — сказал Тарасий, — если не будет общения между православными восточными и западными церквами, то я не соглашусь занять патриарший престол, чтобы не навлечь на себя проклятия и осуждения». На эти условия императрица Ирина согласилась, и Тарасий был посвящен в патриарший сан.

Пред его поставлением в этот сан все обещали ему послушание, подобно тому как овцы внимают гласу своего пастыря, — ибо все были твердо уверены, что Тарасий может наставить верующих на истинный путь.

Вселенский собор был созван в Нике в 787 г. Это и был седьмой вселенский собор, на котором было 367 св. отцов. Председательствовал на нем сам Тарасий. Первое заседание собора происходило 24 сентября; оно открылось речью св. Тарасия, в которой он, изложив повод к созванию вселенского собора, обратился к епископам с просьбой, чтобы они тщательно разобрали иконоборческую ересь и осудили ее, как весьма опасное заблуждение злоименного разума. Затем было прочтено и царское послание к собору, в котором также осуждалась иконоборческая ересь. Святые отцы похвалили ревность императора и его матери о вере православной. После того были приведены на собор те из еретиков, которые раскаялись в своем заблуждении; пред лицом всего собора они анафематствовали свои заблуждения и исповедали иконопочитание. Святой собор продолжался 80 дней. Св. отцы на его заседаниях рассматривали в Божественном Писании те места, где говорилось о почитании св. икон, и на основании этих мест, а также свидетельств св. Предания и учения св. отцов и учителей церкви, поражали лжемудрования еретиков. Наконец, после тщательных исследований и обстоятельных размышлений и рассуждений, собор проклял иконоборческую ересь и утвердил почитание икон. Великая радость была по этому поводу в святых храмах; весь народ торжествовал, провозглашая благие пожелания царям и отцам собора. Так великим попечением св. Тарасия и тщанием благочестивой царицы Ирины ересь иконоборцев была отвержена и попрана, и церкви Христовой был дарован мир.

Утвердив мир в церкви, св. Тарасий предался всецело деятельности по управлению своею паствою, для которой он был истинным отцом и вместе слугою. Служа другим, сам св. Тарасий отказывался от малейшей роскоши, все свое имение роздал нищим и нуждающимся, устраивал больницы, а в день Воскресения Христова устраивал для неимущих трапезу, во время которой он сам прислуживал убогим. Изумительно было воздержание этого угодника Божия, которого до своего пострижения проводил жизнь в великой роскоши; велико было его пощение и неустанна бодрость; немногие часы уделял он на сон, не имел мягкого ложа, одевался чрезвычайно просто. Обиженные, находившиеся в бедах имели в нем постоянного и усердного заступника и помощника.

Между тем Константин Порфирородный, достигший совершеннолетия, по навету своих злых советников устранил свою мать Ирину от участия в государственных делах управления. Освободившись же от опеки матери, он начал вести неблагопристойный образ жизни. Свою супругу Марию он возненавидел и решил освободиться от нее, прельстившись другой женщиной, своей родственницей Феодотией. Но так как развестись с законной супругой, женщиной совершенно невинной, не представлялось никакой возможности, то Константин прибегнул к клевете: он обвинил Марию в том, что будто бы она хотела отравить его. Эту ложь царь рассказывал всем, выдавая ее за истину. Весть об этом скоро дошла и до св. Тарасия, который искренно опечалился, ибо был уверен в невинности Марии. Когда Константин послал к нему одного своего вельможу, чтобы тот рассказал патриарху о злоумышлениях царицы и попросил у него благословения на новый брак Константина, то патриарх Тарасий с негодованием восстал против намерения царя и поручил посланному сказать царю, что он, Тарасий, не дает благословения на такой его шаг. «Как государь может требовать от подданных своих, — сказал смело Тарасий, — чтобы они жили честно и целомудренно, если он сам подает им такой пример? Царица невинна, я в этом убежден, и потому скорей умру, чем дам благословение царю на новый брак. Вот ответ мой: так будет отвечать и все духовенство. Скажи об этом царю». Надеясь, однако сломить упорство патриарха, Константин позвал его к себе и начал убеждать его осудить царицу Марию за ее якобы неблаговидный поступок, но все старания его были напрасны. Опасаясь, чтобы Константин не воздвиг опять иконоборческой ереси, Тарасий, правда, оставил царя пребывать в его беззаконии, но отстранился от него. Царь, гневаясь на патриарха, всячески притеснял его, святитель все это переносил терпеливо, благодаря Бога и поступая во всем согласно с высоким саном архипастыря.

Через некоторое временя кара Божия постигла царя. Видя беззаконное житие сына своего, видя попрание им закона Божия, любя более всего Бога и Его правду, мать Константина Ирина, посоветовавшись с высшими сановниками государства, восстала против царя, взяла его под стражу и заключила во дворец. Потом она приказала ослепить его, подобно тому, как он пять лет тому назад ослепил своих трех братьев. Так, наказанный Богом за свои беззакония, царь умер от болезни. С этого времени св. Тарасий мог руководить своим словесным стадом в мире и тишине.

Скончался св. Тарасий после 22-летнего управления церковью, в царствование Никифора, преемника Ирины, около 807 г. Сильно скорбели о кончине его царь, вельможи и весь народ, а в особенности нищие и убогие, сироты и вдовицы. Ибо ко всем он относился, как пастырь добрый, ко всем был милостив, всякому помогал в бедах и несчастиях. Честное тело св. Тарасия было погребено в устроенном им же самим монастыре на Босфоре. При его гробе многие получали исцеление.

Тропарь святителю Тарасию, епископу Константинопольскому

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина, сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче Тарасие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Православными догматы Церковь уяснив, и Христову, блаженно, честную икону почитати и покланятися всех научив, облечил еси иконоборцев безбожное веление. Сего ради вопием ти: о отче, радуйся, мудре Тарасие.

Теги: Святитель Тарасий Константинопольский святители

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *