Святые врачи и целители

Икона «Собор двенадцати Целителей»

На иконе изображены двенадцать Целителей, предстоящих Христу. Фигуры святых расположены в три ряда и обращены к зрителю. Фон – золотой, как символ незримого божественного света. Над святыми – надписи, именующие их. Общий силуэт композиции фигур чашеобразный. В верхней части иконы — изображение благословляющего Спасителя. Колорит иконы густой, но сдержанный. Выбран он, чтобы подчеркнуть строгость и величие подвига святых.

Создавая композицию «Собор святых Целителей, за основу мною была взята композиция иконы «Собор двенадцати апостолов»(Ок. 1432 г. Новгород). Особенность иконы Новгородского музея -сомкнутость группы апостолов и изображение благословляющего Христа вверху, в ореоле. Как и в иконе «Собор двенадцати апостолов», где Церковь воздает хвалу ученикам Господа, двенадцать Целителей также изображены в три ряда сомкнутой группой, а над ними благославляющий Христос. Хотелось подчеркнуть, что целители, также как и апостолы, являются учениками Господа; как апостолы неотлучно следовали за Учителем, святые целители следовали учению Христа; и также приняли мученическую кончину.

«Собор» со славянского значит буквально «собрание», Евхаристическое собрание как наиболее полное выявление Церкви Божией. Хотелось сомкнутостью группы подчеркнуть единство их подвига и веры во Христе.

«Собор двенадцати апостолов». Ок. 1432 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.

Также, в качетве примера мною использовались следующие образцы:

» Собор двенадцати апостолов». Первая четверть XIV в. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

«Собор Двенадцати Апостолов». Византийская икона XIV века.

«Избранные сятые». Конец XVI в. Русский север.

Жили Целители в разное время и при разных обстоятельствах, но их объединяет вера и подвиг врачевания. Почти все изображенные святые (кроме преподобного Самсона) закончили свой жизненный путь как мученики, убиенные за веру. При этом Пантелеимон является Великомучеником, претерпевшим много пыток. Его изображение мы видим в нижнем ряду, он держит в левой руке крест, как знак мученичества. В правой руке – лар, как символ врачевания. Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников.

Рядом изображен духовный наставник Пантелеимона, пресвитер Ермолай, крестивший его. Левая рука святителя в благословляющем жесте. Правой он держит Еванглие.

Справа в нижнем ряду изображены святые братья Косьма и Дамиан Ассийские – бессребреники, убиенные завистливым врачем. В руках они держат ложечки, как символ целительства. В левой руке Дамиана – свиток, как символ проповеди. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Отец их был грек и язычник, мать – христианка, по имени Феодотия. Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами.

Во втором ряду изображены святые Диомид и Самсон. Преподобный Самсон странноприимец и бессеребреник, врач по образованию, избравший подвижнический образ жизни, желая стяжать себе духовное сокровище. До глубокой старости продолжал преподобный Сампсон свое служение. Кончина его (ок. 530) была безболезненной и мирной(† ок. 295).

Диомид – мученик, по профессии был врачом. Лечил не только от телесных, но и от душевных болезней. Многих язычников он просветил верой во Христа и крестил. Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения.

В третьем ряду изображены святые Кир и Иоанн. Святой Кир был знаменитым врачом, и лечил больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги. Принял иночество, продолжал лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.

Слева от Кира изображен святой воин Иоанн, благочестивый христианин. В руках он держит ложечку и лар. Был верным последователем преподобного Кира. Вместе они приняли мученическую смерть во времена гонений на христиан.

Справа от Кира изображен святой мученик Фалалей. Врач, безвозмездно лечивший больных, назван Церковью бессребреником.

За ним — святой Трифон, богоугодно живший, исцеляя недужных и благоугождая Богу святым и непорочным житием, и принявший мученическую кончину в III в. нашей эры.

Справа изображены святые мученики Фотий и Аникита. Аникита, военный сановник, Фотий — его племянник. Святой Аникита держит в руках крест и лар.

Все эти святые свою жизнь посвятили безвозмездному врачеванию. За их праведную и добрую жизнь была дарована им способность к исцелению людских недугов, не только телесных, но и духовных. При жизни они были наделены даром чудотворения, как проявление святости. Подвигом своей веры они заслужили предстательство перед Спасителем на Небе.

Просмотры(31)

Из цикла просветительских бесед

«Небесные граждане земного Отечества»

Для наших современников самыми жгучими и насущными вопросами являются здоровье, болезни, переход от нездравия к исцелению. В православной традиции считается, что рассматривать только телесную сторону болезни неправильно и однобоко, что не бывает здоровье телесное без душевного.Величайший христианский богослов Иоанн Златоуст (IV в.) предупреждал: «Испорченность души есть причина болезней телесных» (1, с. 143). Высочайший дар Божий есть здоровье, которое необходимо хранить, а растраченное – возвращать через духовное очищение и медицинскими средствами.

В книгах Ветхого и Нового Завета указано, что профессия врача необходима, благословенна и даже священна.

«Почитай врача по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание… Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу -и Он исцелит тебя; оставь греховную жизнь, и исправь руки твои и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу – ибо и его создал Господь…» Сир. 38. 1,2,9,10,12.

Ко времени прихода Спасителя у евреев уже были врачи, которые научились у греков делать некоторые хирургические операции, применяли природные лекарства и мази.

Из истории христианства мы знаем немало примеров искусных верующих врачей: от святого апостола и евангелиста Луки до прославленного в XX веке архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Конечно, исцеления по молитвам святых целителей совершаются благодатью и силою Иисуса Христа. Читая Новый Завет, мы узнаем, что большую часть Своего служения Иисус Христос посвятил проповеди и исцелению людей в Галилее.

Особенно ярко личность Спасителя отмечена чертами Божественного величия и духовной силы в Евангелии от Марка. Уже в первой главе Евангелия отчетливо выступают:

— властное правдивое слово Господа Иисуса Христа, чуждое заискивания и угодничества – И дивились Его учению, ибо Он учил их, как Власть Имеющий, а не как книжники (Мк. 1.22)

— Его спокойная уверенная власть над злыми духами: – Но Иисус запретил ему, говоря: «Замолчи и выйди из него!» (Мк. 1. 25)

— Его громадная сила исцелений, действующая моментально и врачующая радикально: – «Теща же Симонова лежала в горячке: и тотчас говорят ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.» (Мк. 1. 30 — 31)

Многосторонность этой целительной силы, излечивающей самые разнообразные болезни: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых…И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями, изгнал многих бесов» (Мк. 1. 32 — 34).

Вашему вниманию предлагается сводная информация по указанию мест в четырех Евангелиях о чудесах исцеления, совершенных Господом Иисусом Христом». (3, с. 92).

Среди святых, почитаемых православным народом, немало врачей, воспринявших свое призвание как христианское служение любви страждущим ближним. Эти имена широко известны: великомученик и целитель Пантелеимон, бессребренники Косма и Дамиан, преподобный Агапит Печерский и др.

Сегодня же наша беседа посвящена святому апостолу и евангелисту Луке и святителю Луке архиепископу Симферопольскому и Крымскому.

Святой апостол, евангелист и иконописец Лука

Память 31-го октября (18-го по старому стилю)

Имя его означает «светящийся». Высокообразованный человек, апостол от семидесяти, автор самого большого по объему Евангелия и Книги Деяний Апостольских, врач и художник. Евангелист Лука сопровождал первоверховного апостола Павла в его путешествиях. В Риме Лука оставался в ожидании суда императора над апостолом Павлом, своим врачебным искусством облегчая болезни узника, страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.

Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом.

Евангелист Лука был родом из сирийского города Антиохии и с юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки.

Лука первым из христиан написал красками изображение Пресвятой Богородицы. Список одной из этих икон через много вековоказался на Руси, где стал известен под названием Владимирская икона Божией Матери.

В греческом городе Фивах, в возрасте восьмидесяти четырех лет, апостол и евангелист Лука принял мученический венец. Во второй половине IVвека его святые мощи были перенесены в Константинополь. Согласно Преданию от мощей совершалось много исцелений, особенно людей, страдавших глазными болезнями. (4, с. 421).

Святитель и исповедник Лука архиепископ Симферопольский и Крымский

Память 27 июня и в феврале в день памяти Новомучеников и исповедников Российских.

Наш старший современник, выдающийся ученый, всемирно известный хирург, профессор медицины, художник, мыслитель. Преемник апостолов, богослов, духовный писатель, исповедник. Автор 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов и изучаются в медицинских вузах.

«Великий угодник Божий святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года… Род Войно-Ясенецких известен с XVI века. В течение почти 2-х столетий представители этого довольно древнего дворянского рода занимали высокие военные и административные должности и владели изрядными имениями в нынешней Беларуси и Западной Украине… Но с начала XIX века род обеднел, владельцы пышного геральдического герба превратились в рядовых землепашцев Могилевской губернии. Дед Валентина Феликсовича – Станислав – был мельником. Отец же, по окончании гимназии и факультета фармации, стал государственным служащим». (5, с. 9, 39- 40).

Окончив гимназию и размышляя о выборе жизненного пути, он решил заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и выбрал медицину. По окончании Киевского университета будущий профессор усердно занимался научными исследованиями и в 1915 году выпустил монографию «Региональная анестезия», отмеченную премией Варшавского университета. Практическая же деятельность молодого хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого началась в 1904 году на Дальнем Востоке во время русско-японской войны. Там же он встретил Анну Васильевну Ланскую – свою будущую жену.

Операцию в земской больнице проводит хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (слева) (6, с.16).

В 1920-х годах, несмотря на огромную занятость, как главврача Ташкентской городской больницы и практикующего хирурга, он активно участвовал в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником», были восприняты врачом как призыв Божий. Вскоре в Ташкенте произошло необыкновенное событие, вызвавшее огромную сенсацию. Доктор медицины, профессор, в тяжелейшие, страшные годы гонений и адских репрессий принимает священнический сан. Затем последовал монашеский постриг с именем апостола — евангелиста, врача и художника Луки, а 31 мая 1923 года — хиротония в епископский сан. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Первый арест произошел в мае 1923 года, в декабре 1923 – первая ссылка в Сибирь. В ссылке святитель продолжает врачевать больных. Спектр операций необычайно широк: начиная от глазных до гинекологических. В операционной, как и Ташкенте, стояла икона; перед операцией святитель молился и ставил на теле больного йодом крест.

Из последней ссылки твердый и бесстрашный архиепископ вернулся в 1944 году. Около двух десятилетий арестов, пыток, гонений и ссылок закалили его. Во время ссылок он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней.

Епископ Лука сразу после начала Великой Отечественной войны по просьбе властей стал главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя №1515 и консультантом всех госпиталей края. Человек подлинной духовной силы и крепкой веры, святитель отличался безграничной любовью к людям, вызывающей взаимную любовь и доверие. Благодаря ему множество воинов, имевших тяжелые ранения с нагноениями, вернулось в строй. Священный Синод назначил его управляющим Красноярской кафедрой и своим постоянным членом.

В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга и научной деятельностью. В 1945 году отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов».

Архиепископ Лука, г. Тамбов, 1944 г.

В 1945- 1947 годах была закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов. Эта книга имела целью религиозное просвещение и доказательство того, что ничто не препятствует гармоничному сосуществованию веры и науки. До ее выхода отечественное богословие знало не много книг, рассматривающих вопрос о взаимоотношениях веры и науки. Высокопреосвященнейший Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский, проникновенно сказал: «Его книга «Дух, душа и тело» – это слово святости, свет всем нам, свет, освещающий нам путь и просвещающий наши души. Это откровение о жизни человека не только здесь, в этом мире, но и в мире ином». (7, с.156).

С 1946 по 1961 годы владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. Скончался святитель Лука 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Три дня неиссякаемым потоком люди шли, чтобы попрощаться с любимым архипастырем. Многие больные у могилы святителя Луки получили исцеление. В 1996 году состоялось обретение нетленных мощей архиепископа Луки Крымского, почивающих ныне в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя.

В августе 2000 года святитель Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Как святой он почитается и другими Поместными Церквями, в частности, Греческой Православной Церковью.

По усердным молитвам люди так же получают необходимую помощь и исцеление от нетленных мощей святого угодника Божия.

Можно привести некоторые примеры чудесной помощи святителя Луки во врачевании нашим современникам:

Ø В декабре 1999г. от иконы святителя с мощевиком исцелился новорожденный младенец с опухолью мозга.

Ø У Назара Стадниченко, известного музыканта, в детстве в результате несчастного случая были обрублены первые фаланги третьего и четвертого пальцев. Для талантливого ребенка это была трагедия. По усиленным молитвам святителю бабушки и матери уже на третьей перевязке врачи обнаружили, что начали расти кости и ногти недостающих фаланг. Через некоторое время рука была исцелена.

Ныне в разных странах проводятся конференции, семинары, круглые столы, на которых изучается духовное и научное наследие великого ученого, хирурга и угодника Божия – святителя Луки.

В своем служении епископа, ученого и врача он объединил все, что могло послужить благу физического и духовного человека. Это была удивительная, яркая личность, сочетавшая в себе служение святой Православной Церкви со служением ближнему. Жизнь и деятельность архиепископа Луки разрушили миф о несовместимости веры и науки. «Вера и наука совместимы. Более того, вера является двигателем прогресса». (7, с.6).

«Блестящий хирург предстает перед нами ревностным архипастырем и мужественным исповедником веры Христовой, подвижником веры и науки. Жизнь святителя Луки необыкновенна по своей многогранности и достойна, для духовно-дезориентированного отравленного пропагандой общества, быть необходимым примером жизненного пути человека, объединившего в себе высокие духовные дарования и глубокую образованность, талант врача и педагога.»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (8, с. 4-5).

Церковь Христова всегда благословляла труд медиков. И ныне вновь становится востребованным тысячелетний опыт Церкви в деле сохранения здоровья людей и устроении целостного восприятия жизни.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2002 году освятил в городе Минске Дом Милосердия, миссия которого – всеобщая реабилитация человека: духовная, медицинская и социальная. Здесь под одной крышей одновременно лечится и дух и душа и тело.

Знаменательно, что в этом месте будут пребывать мощи архиепископа Луки Крымского, приносящие людям по их молитвам исцеление в различных болезнях.

Святителю Луко, врачу благий и милостивый, моли Бога о нас. Аминь.

Дриняева Л.Н.,

заведующий библиотекой в честь преподобного Серафима Саровского

Всехсвятского прихода г. Минска

Внимание!

С 29 сентября по 13 октября 2014 года с 8.00 до 22.00 будет организована возможность приложиться к мощам архиепископа Луки -исцеляющей святыне.

Адрес: г. Минск, ул. Франциска Скорины, 11. Дом Милосердия.

Контактные телефоны: (017) 263-16-15, (044) 757-61-08,

тел./факс(017) 211-85-00

При коллективном посещении следует предварительно подать заявку с указанием количества человек, даты и времени предполагаемого посещения

Примечания:

1. Ларец духовной мудрости: Поучения святых отцов и подвижников благочестия. – Мн.: Свято — Елизаветинский женский монастырь, 2008.- 453 с.

2. Святитель Василий епископ Кинешемский. Толкование на евангелие от Марка.- М.: Изд – во «Отчий дом», 1996.- 624 с.

3. Популярная библейская энциклопедия/ под ред. Тима Даули, перевод на русский язык. – М.: Российское библейское общество, 2006.- 235 с.

5. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга.- СПб.:Сатисъ- Держава, 2005.-510 с.

6. Марущак Василий протодиакон Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Даниловский благовестник, 2010 – 416 с.

7. Материалы Международной духовно-медицинской конференции «Дух, душа и тело», посвященной святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, (профессору медицины В.Ф. Войно-Ясенецкому». 1-4 сентября 2004г. г. Симферополь.- Симферополь: Изд-во Симферопольской и Крымской епархии , 2005.- 480 с.

8. Журнал «Православие т медицина» 1.2007. — Симферополь: Издательский Дом Александровой, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *