Святыни Подмосковья

Посещение святых мест – многовековая традиция для православного человека. Сейчас стали популярны поездки по зарубежным святыням, но люди всегда возвращаются к своим истокам. Исток – это место рождения или духовного обновления. Бывает исток не только у человека, но и у страны.

Московская область – это исток православия всей российской державы. Благодаря молитвам и стараниям преподобного Сергия Радонежского появилось русское государство – он объединил князей для борьбы против татар. Не было бы старца – не было бы и страны.

В Подмосковье насчитывается более 30 действующих монастырей и более 20 недействующих, а также множество древних церквей и целебных источников.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра. Источник: stsl.ru

Именно в Лавре жил и молился за всю страну преподобный Сергий. Мужской монастырь является сердцем города Сергиева Посада. В этой обители принимал присягу будущий царь Петр I, а Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву. В будние дни непросто пройти к храмам из-за многочисленности паломников из разных стран: Польша, Осетия, Армения, Аргентина, Китай. Святой и сейчас продолжает объединять всех людей.

Лавра очень большая и начинается она с самого большого храма.

Успенский собор

Успенский собор. Источник: stsl.ru

В нем хранятся сразу несколько почитаемых святынь:

  • храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы и еще много икон 16 века;
  • чудотворная мозаичная икона Казанской Божьей Матери – сначала пребывала в храме Христа Спасителя в Москве, до его разрушения во времена СССР;
  • мощи святителя Иннокентия – первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, который стал основателем американской православной церкви;
  • мощи преподобного Максима Грека – прославлен как великий учитель и богослов;
  • деревянный гроб, в котором находились мощи чудотворца Сергия – обнаружили захоронение во время строительства каменного храма (одному мирянину приснился сон: преподобный Сергий спрашивал, что «до каких пор мой гроб будет стоять в воде”, а когда открыли крышку, то разлилось благоухание). Удивительно, что гроб стоял в воде, но вода к нему не подходила. С одной стороны стенка гроба гладкая, а с другой рельефная: паломники прикладывались и кусали дерево, чтобы унести с собой кусочек.

Успенский собор считается самым красивым и масштабным произведением архитектуры. Внутреннее убранство поражает своей величественностью. Мало кому известно, что собор имеет 4 предела. С одной стороны к храму примыкает усыпальница четы Годуновых, в которой покоятся тела Бориса, Марии и их детей.

Троицкий собор

Троицкий собор. Источник: stsl.ru

В этом храме Лавры пребывают мощи святого в специальной раке. Огромное количество людей получили множество исцелений по молитвам чудотворца Сергия. Собор построен по задумке преподобного Никона (преемника и ученика святого) и расписан знаменитым иконописцем Андреем Рублевым. Многие иконы в храме – оригиналы 15 века – шедевры церковной святости.

Рядом с мощами преподобного находится дверь в Серпионову палату, где хранятся святыни неразделенного христианства. Только недавно монахи приняли решение открыть святыни для людей. Вот некоторые из них:

  • частица мощей архидиакона Стефана – один из учеников Иисуса Христа (жил в то время);
  • частица крови с Древа Господня;
  • десница одного из Вифлеемских младенцев;
  • частица мощей апостола Андрея Первозванного.

И еще много святынь к которым можно и нужно приложиться. На территории Лавры находится еще 8 церквей, открытых для прихожан.

На главной площади монастыря бросается в глаза высокая колокольня. Именно здесь расположен самый большой колокол. А оживленное место – это святой источник с целебной водой.

Приехать в обитель с Москвы можно на электричке до Сергиево Посада (всего 74 км). Лавра открыта для посещений ежедневно. На территории множество трапезных и маленьких кафе.

Источник Гремячий Ключ

Источник Гремячий Ключ

Источник связан с преподобным Сергием, но сам он запрещал называть родник своим именем (говорил, что источник Божий). Гремячий Ключ очень древний – почти 700 лет. Это место отдыха святого. Когда он со своим учеником ушел из монастыря «дабы не смущать монахов”, по его молитвам из горы забил источник. К роднику приезжают не только набрать воду, но и окунуться с благоговением в купель для обновления души и тела.

Добраться до источника можно с Сергиева Посада на автобусе до д.Шильцы, потом пешком 2.5-3 км или на внедорожнике по грунтовой дороге.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Источник: savvastor.ru

В Звенигород лучше ехать через Рублевское шоссе. Мало кто знает, что это направление связано с преподобным Саввой Сторожевским. Эту дорогу построили для царей («царская дорога”), так как «государи земли русской” очень почитали святого. Преподобный Савва – это человек необыкновенной духовной силы, ученик чудотворца Сергия Радонежского, отшельник и истинный монах. Жил он в маленькой пещере и спал на камне. Мощи святого были обретены в 17 веке во времена царствования Алексея Михайловича.

Главный храм монастыря – собор Рождества Богородицы – древняя белокаменная обитель 15 века, где можно приложиться к мощам преподобного. Храм расписывал Андрей Рублев и мастера его круга. На территории находятся еще 2 церкви, звонница, дворец царя Алексея, трапезная. При монастыре открыт (еще с 2000 года) Детский приют для мальчиков. В обители хранится много святынь, которые почитаются во всем христианском мире:

  • мощи Кипрских мучеников;
  • частица мощей Вифлеемского младенца;
  • крест-мощевик с частицей Гроба Господня, мощей Антония Великого и святых Древней церкви.

В нескольких километрах от монастыря есть скит с купальней. Колодец в скиту выкопал еще сам преподобный Савва.

Монастырь и скит открыты ежедневно в г. Звенигороде, на Ратехинском шоссе, 8.

Новый Иерусалим

Воскресенский собор. Источник: n-jerusalem.ru

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь основан в 17 веке патриархом Никоном и задумывался как точная копия Гроба Господня. Это был грандиозный проект с изменением ландшафта, вырубки лесов и переселения деревни.

Для чего надо было строить на русской земле копию намоленного места? Желание церкви дать своим прихожанам приобщиться к недоступным святыням. В середине 17 века требовалось 13 лет, чтобы добраться до Иерусалима и обратно. Это подарок для русских православных.

Внутри кувуклии можно прикоснуться к Гробу Господа, приложиться к камню помазания, а также подняться на Голгофу и побывать в Гефсиманском саду. Внутри Воскресенского собора находятся 44 церкви на двух этажах. Службы в них идут поочередно. У одной из башен осиновая крыша – напоминание о предательстве (Иуда повесился на осине). На территории есть целебный источник, надо спуститься на 33 ступени вниз.

Храм открыт ежедневно. Адрес: г. Истра, ул.Советская, 2 (в 50 км от Москвы).

Спасо-Бородинская женская обитель

Спасо-Бородинская женская обитель. Источник: http://spaso-borodinskiymon.ortox.ru

Монастырь основала Маргарита Тучкова (в девичестве Нарышкина) в память о муже, генерале Александре Алексеевиче Тучкове, и русских солдатах, погибших при Бородинском сражении. Она продала все свои драгоценности, выкупила землю и построила Спасскую церковь. В храме много святынь, паломники приезжают помолиться у образа Спаса Нерукотворного и увидеть полковую икону. Инокиня Мария стала игуменией монастыря.

Обитель находится в живописной деревне Семеновское, Можайского района. Здесь можно погулять и насладиться тишиной монастырской жизни. Добраться можно на электричке.

Видео: По святым местам Подмосковья

Отличная статья 0

Подвиг юродства Христа ради и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил подвижническую.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым.

Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтири по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто ему отказывал. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри, что стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь.

Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.

На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: «Здесь не богадельня, а монастырь!». Эти слова оказались пророческими.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря его ходатайству богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер — Иван Степанович.

Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего монастыря.

В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (в 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский). Прибыв на новое место, сестры начали обустраиваться.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община — Крестовоздвиженской.

Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины — Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг — настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Постепенно интерес к общине со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев. На свои собственные деньги, заработанные тяжелыми и праведными трудами, простой крестьянин Сергей Тихонович Сорокин строит обширную трапезную для Крестовоздвиженского храма. Кладка пристройки была доведена почти до окон, когда Сергей Тихонович скончался. Стройку приостановили на три года, пока не нашелся новый жертвователь — московский купец Дмитрий Михайлович Шапошников, который и достроил трапезную.

Монахине Павле в то время было уже около 90 лет, и она подала прошение об увольнении ее на покой.

В 1886 году в управление общиной была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). Она имела за плечами 30-летний опыт монашеской жизни и ревностно принялась за преобразование общины в монастырь.

При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

Вскоре после этого монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тысяч рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С. В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В. Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет.

Главным образом благодаря его стараниям, к лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители.

Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице — игуменье Нине (Евстафьевой). (После 7 лет неусыпных трудов монахиня Евгения была переведена настоятельницей в Московский Вознесенский женский монастырь в Кремле.)

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется «Васильевским». После игуменьи Нины, умершей в 1900 году, настоятельницей монастыря стала монахиня Александра (Егорова). Обновив Крестовоздвиженскую церковь, она ушла на покой, а посох игуменьи в 1906 году перешел к монахине Маргарите (Петрушенковой). Монахиня Маргарита была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой).

При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.

Помимо перечисленных и описанных выше храмов и зданий монастыря, на его территории располагалось много других построек.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (разрушена в советское время). Была она невысокой — 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны «в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители». На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест.

Самый большой из них был весом 308 пудов.

Для размещения сестер и разных монастырских нужд имелись отдельные здания.

Трапезный корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины.

В корпусе, расположенном за Иерусалимским храмом и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.

Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 года при игуменье Маргарите провели закладку нового каменного двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная мастерские, а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.

В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось около сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. (Здание школы построили в 1889 году при игуменье Евгении.)

Кроме перечисленных строений в пределах монастырской ограды было еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась пасека. В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.

За монастырской оградой располагались дома причта и хозяйственные постройки. Напротив Воздвиженского храма и восточных ворот монастыря — помещение для священника и дьякона. Второй монастырский священник, который был назначен в 1904 году, жил в доме рядом с колокольней.

Дом располагался между двумя фруктовыми садами. Напротив — сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией. В.Ф. Колобов, о котором говорилось выше, выстроил в роще двухэтажную гостиницу на 15 номеров. А в 1911 году на заднем дворе, ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.

В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.

В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисий, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню.

В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза «Лукино». Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу «Ферейн». Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок…

В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам…

27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.

Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.

В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил…

Страшное время Великой Отечественной войны… В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.

После войны в монастыре открыли санаторий «Ленинские горки». Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.

В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

Возможно, молитвами основателя обители блаженного Ивана Степановича и обретших в вечности Милость Божию настоятельниц и насельниц монастыря святая Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения, подобного тому, которому подверглись многие другие храмы и монастыри.

В то время, когда в других обителях и храмах устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, заводы, производящие оружие массового поражения, и прочие несовместимые с церковным служением учреждения, Крестовоздвиженский монастырь всегда оставался местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов — богадельней, приютом для беспризорников, Домом отдыха, госпиталем, санаторием, Детским реабилитационным центром. (Для реабилитационного центра на монастырской территории в 1980-е годы построили новый современный корпус. «Пригодился» и фундамент разрушенной паровой мельницы: на нем тоже возвели одно из зданий Центра. На лечение сюда по-прежнему приезжают дети со всей России.)

Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время «собирать камни».

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обитель пришли новые насельницы, затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме обители.

Возрождение обители

Трудными были первые годы возрождения монастыря, переживавшего со всей страной падение экономики, финансовые обвалы, нравственную деградацию общества. Только искренняя вера в непреложные обетования Божий и Небесный Покров Божией Матери, чей чудотворный Иерусалимский образ, чудом спасённый от уничтожения, вновь вернулся в стены монастыря, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы периода становления.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

В этот период духовного «собирания камней» произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Продолжает свою тихую жизнь богадельня, с которой когда-то и началась история Крестовоздвиженского монастыря. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных, нуждающихся в помощи душ.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

И всё же главная «работа» монаха — молитва. Именно этот тяжёлый духовный подвиг является основой жизни монастыря, главным инструментом христианского совершенствования души. Ежедневно сестрами монастыря прочитывается полностью вся Псалтырь, поминаются синодики со множеством имён живых и усопших православных христиан.

Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с акафистами и заупокойные литии. Часто совершаемые Божественные Литургии дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестёр ведает лишь Сердцеведец Господь…

Немаловажную роль в обогащении душ монашествующих играют паломнические поездки к великим русским святыням: в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Серафимо-Дивеевскую обитель, серпуховские Владычний монастырь и Высоцкий монастырь и в другие святые обители, куда настоятельница организует поездки сестёр, порой вместе с воспитанниками Воскресной школы и прихожанами. Получаемый в таких поездках опыт способствует в дальнейшем развитию духовной жизни и в собственном монастыре.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа…

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

И подворье, и сам монастырь живут напряжённой жизнью единого духовного организма, служением Богу и православному народу. «Собираются камни», — те «камни» веры и монашеского подвига, на фундаменте которых уже тысячу лет незыблемо стоит великая Русская Православная Церковь, и будет стоять до скончания Века.

Удивительные места, где происходят настоящие чудеса, рассыпаны по карте Московской области. Чудотворные иконы, целебные источники, мощи святых – прикоснуться к ним спешат паломники и туристы со всего мира. Одни просят о долгожданном ребенке, другие об излечении от смертельной болезни, а кому-то необходимо спасти семью от распада. Люди начинают верить в чудо, когда все другие способы уже испробованы. И оно случается! Всю правду о святых местах нашего края выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

За детьми — в Давидову Пустынь

Одно из самых загадочных мест — Вознесенская Давидова пустынь — находится недалеко от Чехова, в поселке Новый Быт. Обитель основал на берегу реки Лопасни преподобный Давид Серпуховской, чудотворец. Преподобный вел праведную жизнь, служил Богу, а после своей смерти стал являться людям и исцелять их. Говорят, помогает святой людям и сегодня. Тысячи паломников едут к одной из самых почитаемых святынь монастыря – мощам Давида.

— У мощей молятся о появлении детей. Недавно на православной выставке подошла женщина — поблагодарить, сказала, что по молитвам преподобного смогла забеременеть, — рассказывает экскурсовод Давидовой пустыни Елена Галина.

Еще одна история: священнику пустыни позвонили родственники роженицы и сказали, что роды тяжелые, будет кесарево. Батюшка стал читать молебен преподобному Давиду, и через некоторое время ему сообщили, что женщина родила сама.

В пустынь также приезжают помолиться у мощей преподобного Моисея Угрина. Святого просят об избавлении от измен.

— У нас была прихожанка, ее муж хотел разводиться, ему нравилась другая. Она приезжала к мощам, читала молитвы, молилась дома. Вскоре муж перестал вспоминать соперницу, брак уцелел, — делится чудесными историями экскурсовод.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж, находится подворье пустыни, тут бьет целебный источник родниковой воды. Здесь построены храм и две купальни – мужская и женская.

— Недавно женщина привозила в купальню своего мужа, больного алкоголизмом. Говорит, что он окунулся, и после — ни капли, вот такое чудо! – радуется Елена.

«Неупиваемая чаша» лечит алкоголиков

В Серпухове, на берегу Нары, возвышается Высоцкий мужской монастырь. Его основали по благословению Сергия Радонежского. В Покровском храме монастыря находится знаменитая на весь мир икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». История иконы такова: отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страшно пил, у него даже отнялись ноги. Однажды крестьянину приснился сон, в котором явился старичок и сказал, чтоб страждущий шел в Серпухов, в храм, нашел там икону и помолился ей. Тот так и сделал, и с тех пор перестал пить.

Сегодня икона помогает миллионам людей, страдающим алкоголизмом, наркоманией, курением. Она вся увешана драгоценными колечками, цепочками, их приносят люди в благодарность.

— Мой муж погибал от пьянства. Сюда приехал сам, много молился. Привез маленькую икону «Чаши» домой, мы вместе читали акафисты перед ней. Он не пьет уже 7 лет, мы счастливы, — рассказывает Наталья Клеменко.

Есть в монастыре специальная книга, в которую записывают свидетельства тысяч исцелений, вот одно из них: «Если честно, не верил, что помолюсь у «Неупиваемой Чаши» и смогу бросить курить. Но так и случилось. Это просто чудо, ведь я курил десять лет, а теперь уже два года не притрагиваюсь к сигарете. Игорь Литвиняк, Домодедово».

Есть свидетельства, что икона помогает исцелять болезни, решать квартирные вопросы.

— Семь лет мы не могли разменять трехкомнатную квартиру, жили в каждой комнате по семье, очень тесно. Я поехала в Высоцкий монастырь от отчаяния, помолилась у иконы. А когда ехала обратно домой, в Балашиху, мне позвонил риелтор и сказал, что нашел, наконец, устраивавший всех обмен, — рассказывает Светлана Пермякова. – Тогда я поверила в силу наших святынь.

Где плачут иконы

В Раменском районе, в поселке Удельная, стоит Троицкий храм. В нем собрано множество святынь, среди них иконы Божией Матери «Казанская», «Почаевская», иконы святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.

— Наши прихожане жили недалеко от храма. Обстоятельства вынудили их переехать, новое место жительства им совсем не нравилось. Они стали приезжать в храм, молились у икон, и чудесным образом опять купили жилье недалеко от прежнего места, — рассказывает протоиерей, настоятель храма Вадим Суворов.

По словам отца Вадима, у иконы Серафима Саровского, к примеру, просят детей. И многие бесплодные по приговору врачей пары рожают ребенка, и не одного. Удивительной историей об иконе святого поделился прихожанин Андрей Червяков.

— Однажды я был в селе Петровское Щелковского района, в Спасском храме. Там была икона этого угодника. Вдруг я увидел какие-то подтеки на ней, — рассказывает Андрей. – Сначала я не поверил, что это миро, достал фотоаппарат, у меня тогда была «мыльница», и через объектив уже явно увидел капли. Откуда они могли взяться на сухом дереве старой иконы?

— Бывает, люди прямо требуют у икон чуда и, конечно, не получают его. Не нужно требовать, нужно просто жить и верить, что Бог поможет в трудной ситуации, — считает отец Вадим.

«Всецарица» — защитница онкобольных

Деревянная Вознесенская церковь построена в Звенигороде еще в XVI веке. Потом рядом с ней построили каменную, но в начале войны ее полностью разобрали, остался только холм. В 2003 году стали строить новый храм. Вскоре он был возведен, с тех пор его двери открыты для прихожан, причем в стенах церкви постоянно случаются чудеса.

— Как-то по окончании службы я разговаривал с помощницей, что хорошо бы нам приобрести в храм икону «Всецарица». Но как это сделать, не представлял, — рассказывает настоятель храма, священник Василий Лосев.

Вскоре после этого разговора, который никто не слышал, в Великий пост к батюшке подошли прихожане и сказали, что едут в один из монастырей на горе Афон и хотят привезти копию иконы «Всецарица». Так и сделали. Теперь икона, написанная афонскими монахами, живет в храме.

— Этой иконе молятся, в частности, об исцелении от онкологических заболеваний, — объясняет священник.

— Врач поставил мне неутешительный диагноз – рак желудка. Сначала я отчаялась, потом стала каждый день молиться иконе Божией Матери «Всецарица». Лекарства, конечно, тоже принимала. Сейчас болезнь отступила, — рассказывает прихожанка храма Ирина Волкова. – Я верю, что мне помогли не только лекарства, но и молитвы.

Также батюшка рассказал, что, по его мнению, всякая икона является чудотворной, так как на ней изображен образ того, кому мы молимся. Главное, обращаться к святыне с верой.

— Можно молиться и обычной календарной иконе. Я даже видел, как такие иконы мироточат, — говорит отец Василий.

И добавляет, что без веры никакие исцеления невозможны.

— А то сейчас модно стало — пришел, свечку поставил и все. Или говорят Богу: сделай так, чтоб я выздоровел, а я за это 40 свечей поставлю. Это магия, а не вера. Исцеление придет по вере, по честной жизни, — поясняет настоятель.

Матрона помогает в неурядицах

Троицкий собор в Подольске построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор — сердце города, он единственный храм в Подмосковье, построенный в стиле классицизма. В храме много святынь, среди них икона новомучеников Подольских, «Неупиваемая Чаша», два мощевика с частицами мощей 140 святых. Одна из главных святынь — Иерусалимская икона Богоматери. С ней связана не одна чудесная история. В 1866 году, когда в Подольске была страшная эпидемия чумы, из Бронниц принесли эту икону, стали ходить с ней по городу. Эпидемия стала чудесным образом угасать. В благодарность Божией Матери подольчане заказали иконописцу написать такую икону для своего храма.

— К Божией Матери наши прихожане обращаются и в радости, и в горе. Явных случаев чудес я не знаю, но это не говорит о том, что их нет. Многие просто не рассказывают о них, боясь потерять, — считает священник Владимир Тимченко.

Молятся в храме и блаженной Матроне, здесь хранятся частицы ее мощей. Святая помогает в любых жизненных неурядицах, по ее молитвам многие получили исцеление, долгожданную беременность, решение житейских проблем.

— Однажды мой девятимесячный внук, учась ходить, упал. Было сотрясение мозга, сильный ушиб. Я принесла его шапочку, прислонила к мощам Матроны, внук быстро пошел на поправку, — рассказывает прихожанка Татьяна Авдеева.

Великолепные места для ценителей русской архитектуры!

1. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково

Знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века в селе Быково Раменского района. Спроектировал ее известный архитектор Баженов в конце 18 век. Эта церковь считается одним из его лучших творений и больше похожа на сказочный замок, чем на храм. Церковь двухэтажная: верхний занимала летняя церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери, а нижняя, зимняя, была освящена в честь Рождества Христова. На второй этаж ведет живописная изогнутая лестница, которая также придает храму неповторимость. Привлекают взгляд и парные колокольни по бокам от фасада церкви, на одной из которых раньше были часы. Сегодня можно зайти лишь в действующую нижнюю церковь. Храм на втором этаже закрыт из-за аварийного состояния.

Как добраться: 1. от Казанского вокзала до станции «Удельная». Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм”. 2. от м. «Выхино» автобусом 424 до остановки «Храм”.

2. Храм Спаса Преображения в Острове

Всемирно известный памятник русской архитектуры ХVI века, построенный по приказу самого Ивана Грозного. Село было одной из подмосковных вотчин царя и называется как одно из возможных местонахождений легендарной библиотеки Грозного. В XVI-XVII вв. храм входил в сигнально-дозорную систему южных рубежей Москвы, с него происходило оповещение о надвигающихся ордах крымских татар. В нём молились цари Иоанн Грозный, Алексей Михайлович, служил патриархи Поместных Православных церквей, участвовавшие в Большом Московском соборе 1666 г. Уникальность храма состоит не только в том, что он целиком построен из белого камня, не только в поражающей красоте пирамид его кокошников, но и в деталях, нигде более не встречающихся в русском зодчестве.

Как добраться: Ленинский район, с. Остров. По Старому Каширскому шоссе, до первого левого поворота на Молоково и ещё раз налево по указателю на Остров. До этого поворота можно доехать на автобусе №367 от метро «Домодедовская», откуда до Острова 3,5 км пешком.

3. Знаменская церковь в Дубровицах

Православный храм в 40 километрах от Москвы, славящийся своей уникальной архитектурой. Храм сложен из белого кирпича и очень пышно украшен. Сама композиция его также не похожа ни на один храм Подмосковья: на четырехлепестковом основании стоит высокий, в три световых яруса (не хуже любой колокольни) прямой столп, увенчанный вместо привычной луковичной главы золотой узорчатой короной. Корона храма сделана из кованого железа и покрыта сусальным золотом. Лучше всего храм можно рассмотреть с высокого холма, с которого открывается вид и на всю живописную окрестность – село расположено на впадении Десны в Пахру. Но не только общим видом хороша эта необыкновенная церковь; ее нескучно рассматривать и практически вплотную, изучая каждый завиток пышных узоров, покрывающих стены подобно тому, как кружева и золотое шитье покрывали платья знатных дам тех времен…

Как добраться: 1. от Подольска автобусом до ост. Дубровицы – 4 км. 2. Автомобилем от Москвы по Варшавскому ш. до Подольска; не доезжая до выезда из города, по указателю «Дубровицы” свернуть направо и далее следовать по главной дороге до следующего указателя «Дубровицы”. Свернуть направо, проехать через все село – около 2 км.

4. Никольский собор в Можайске

Грандиозный собор, построенный в 1779 – 1814 годах. Величественное здание в стиле псевдоготики, или русской готики, поставлено на высоком кремлевском холме и видно издалека, практически со всех улиц города. После Великой Отечественной войны сильно пострадавший храм был восстановлен без купольной ротонды над центральной частью, отчего все здание стало напоминать огромный корабль. После реставрации в нем разместили трикотажную фабрику, и только в 1980-х гг. его вместе с прочими зданиями на кремлевском холме передали в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея. В 1994г. в соборе возобновились богослужения. Внутреннее пространство основного храма удивляет своей камерностью, в особенности в сравнении с внешними размерами собора.

Как добраться: 1. на электричке с Белорусского вокзала до ст. Можайск. 2. на автобусе 457 с Белорусского вокзала. 3. на автомобиле по Можайскому шоссе.

5. Храм Рождества Богородицы в Подмоклово

Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Большое место в декоре памятника занимает отлично выполненная резьба по камню. Она заполняет плоскость пилястр и образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды. Интерьер храма, соответствующий богатству внешнего убранства, обработан пилястрами, несущими крепованный карниз.

Как добраться: по новому Симферопольскому шоссе свернуть на указателе «На Лукъяново”. На общественном транспорте: несколько раз в день до Подмоклово ходят автобусы от железнодорожного вокзала Серпухова

6. Церковь Михаила Архангела в Балашихе

Православная церковь Михаила Архангела находится в микрорайоне Никольско-Архангельское города Балашихи. Относится к Московской епархии Балашихинского викариатства. Церковь построена из кирпича, украшенного вставками из белого камня, в стиле московского барокко. В 1812 году, когда проходила Отечественная война, здание церкви не было разрушено, более того, удалось сохранить нетронутым древнейшие иконы, внутреннее убранство храма и всю церковную утварь. В 2009 году в церкви проводили реставрационные работы, в настоящее время храм действует.

Как добраться: мкрн. Салтыковка, ул. Черная Дорога, 16А. С Курского вокзала на электричке Горьковского направления до платформы «Никольское”.

7. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

SONY DSC

Пожалуй, самый выдающийся храм одного из красивейших православных монастырей планеты! Успенский собор был сооружен по повелению царя Иоанна Грозного и строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Фрески, покрывающая его стены, столпы и своды были выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. В росписи участвовали 35 мастеров иконописцев, которые расписали храм за одно лето (100 дней).

Как добраться: 1. Электричкой с Ярославского вокзала до ст. Сергиев Посад. От вокзала придется немного пройти пешком. Улица Сергиевская выведет вас к Блинной горе, с которой открывается традиционный вид на Лавру. 2. Автобусом 388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы отправляются каждые 10-15 минут. 3. Автомобилем по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад. Центральная улица – Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *