Там будет плач и скрежет зубов

а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов

А сыны царства, те, которые считали себя законными наследниками этого царства, за свое неверие извержены будут во тьму внешнюю – на вечные мучения, подобно тому, как во время брачного пира из светлой, теплой горницы выгоняют недостойных гостей на улицу, в холодную зимнюю ночь. Там будет плач и скрежет зубов, там плачут от холода и, изгнанные с царской брачной вечери, с досады скрежещут зубами. Так Спаситель объявляет, что «спасение будет предложено не только Иудеям, но и язычникам, и последним даже более, нежели первым. Не подумайте, говорит, что это исполнилось только над сотником: то же исполнится и над всей вселенной». «Между следовавшими за Господом, – говорит святитель Златоуст, – были и жители Галилеи языческой, и Господь говорит так для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, и вместе с тем смирить гордость Иудеев. Но чтобы Своими словами не оскорбить слушателей Иудеев, Он повел речь о язычниках не тогда, когда сотник подал к этому случай, и не прямо называет язычников, ибо не сказал: многие из язычников, но – «многие с востока и запада», что означает язычников. Таким образом сказанное было прикрыто. Мало того, Он смягчает мнимую новость учения еще и тем, что вместо Царствия упомянул о лоне Авраамовом. Сынами же царствия Спаситель называет тех, кому уготовано царствие». Такими считали себя Иудеи. Но то же самое может относиться и к нам, православным христианам. И мы – чада Церкви Православной, сыны Царствия Божия; наша вера – единая, истинная, вера спасающая; но если мы будем исповедовать ее только устами, а не оправдывать делами, если будем только превозноситься своим православием, а жить будем по-язычески, то и мы будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены во тьму кромешную.

Троицкие листки. №801-1050.

В Новом Завете неоднократно употребляется выражение «тьма внешняя», и обозначает оно место, отрезанное от Бога и его Царства. Направление же, ведущее из Царства Божьего во «тьму внешнюю» есть «вне», «кнаружи».

«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12).

«…А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30).

Указывается и обратное направление – из тьмы внешней в Царство Божие:

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Слова «тьма внешняя» – это перевод греческих слов «скотос» –

σκότος,ό(τό) –

темнота, мрак, тьма; в переносном: неизвестность, неясность, тьма духовная, невежество;

и «экзотерос» –
έξώτερος – крайний

от έξω – вне, снаружи; вне дома, города или отечества; на поле и т.п.

«А вне ( έξω ) – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Отк. 22:15).

Связано со словами «тьма внешняя» и предостережение магам – «чародеям»:

«…И брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вышед посмотреть возлежащих увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…» (Мф. 22:10-13).

Остается неясным, почему там будет «скрежет зубов». Обратимся к греческому тексту:

βρυγμός,ό– кусание, скрежет:

от βρϋκω – собственно скрежетать зубами; кусать, раздроблять; в переносном поэт. – мучить.

То есть – там будет плач, и причина плача – душевные и телесные муки, в чём недостатка в «земле забвения» нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *