Теогония и борьба поколений богов

§ 83. Теогония и борьба между поколениями богов

Уже само имя Зевса с несомненностью свидетельствует о том, что перед нами индоевропейское небесное божество (ср. § 62). Еще Феокрит (IV, 43) приписывал Зевсу способность как сиять в небесах, так и проливаться дождем. Согласно Гомеру, «Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо» («Илиада», XV,192). Многочисленные эпитеты Зевса предполагают в нем источник различных небесных явлений: Ombrios (Тучегонитель), Hiettyos (Дождящий), Urios (Посылающий попутные ветры), Astapios (Громовержец), Bronton (Высоко-гремящий) и т. д. Однако Зевс отнюдь не только лишь олицетворение небосвода, доступного наблюдению. Ураническую природу Зевса подтверждают и его ранг верховного властителя, и многочисленные браки с хтоническими богинями.

Но в то же время, несмотря на свою верховную власть (которую он, впрочем, стяжал в суровых битвах), Зевс отличается от древних индоевропейских богов неба, таких, к примеру, как ведийский Дьяус. Греки не только не приписывали Зевсу роль создателя Вселенной, но даже не относили его к изначальным божествам. Согласно Гесиоду, вначале не существовало ничего, кроме Хаоса, из которого вышли Гея (Земля) и Эрос. Затем «широкобедрая» Гея «породила дитятю равновеликого ей, то был Уран многозвездный» («Теогония», 127). Согласно Гесиоду, Уран «любвью пылая, приблизился к Гее, и обволок ее Ночью» (176–177). Последствием этого космического брака стало рождение второго поколения богов, уранидов: шести титанов (старший — Океан, младший — Крон), шести титанид (в числе которых Рея, Фемида, Мнемозина), трех одноглазых циклопов и трех сторуких (гекатонхейров).

Первоначальные божества вообще отличались исключительной, даже подчас устрашающей, плодовитостью. Однако Уран сразу же возненавидел своих детей и поместил их в лоно Геи. Обиженная богиня смастерила огромный серп и призвала своих детей: «О мои отпрыски, злодея семя, накажем преступление Урана, пусть он вам и отец, но первым совершил он злодеянье». Однако дети «испуганно молчали как один». Только Крон внял призыву матери. Стоило Урану приблизиться к Гее, «пылая похотью, стремясь проникнуть в лоно» (Эсхил, фр. 44), как Крон оскопил его. Оросившая Гею кровь породила трех богинь мести Эриний, гигантов и лесных нимф. Гениталии Урана, низвергнутые в Океан, вспахтали белоснежную пену, из которой явилась Афродита («Теогония», 188 и далее).

Данный сюжет излагает наиболее жестокую версию древнего мифа об отделении Неба от Земли. Как мы уже отмечали (§ 47), речь идет о широко распространенном предании, разнообразно запечатленном в культуре. Кастрация Урана положила конец его беспредельной плодовитости, оказавшейся тщетной, поскольку отец «прятал» новорожденных обратно в лоно Земли. Нанесение увечий богу-космократу его собственным сыном, таким образом захватывающим власть, — основополагающая тема хурритской, хеттской и ханаанейской теологии (§ 46). Можно предположить, что Гесиод был знаком с этими восточными традициями, поскольку главный мотив его «Теогонии» — борьба между поколениями богов за верховную власть. Действительно, лишив отца силы, Крон становится властелином. Он женится на своей сестре Рее. которая рожает ему пятерых детей: Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона. Но Гея и Уран предупредили Крона, что он обречен «быть поверженным собственным сыном» («Теогония», 463). Поэтому, стоило родиться младенцу, как он тотчас его проглатывал. Наконец, отчаявшаяся Рея последовала совету Геи: удалилась на остров Крит и там, разрешившись Зевсом, спрятала его в тайной пещере. Крону она подложила камень, завернутый в пеленку, который тот проглотил вместо сына (478).

Когда Зевс подрос, он заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестер. Он освободит затем и братьев отца, которых Уран держал в заточении, а те в благодарность одарят Зевса громом и молнией. Обладая столь могучим оружием. Зевс сделается властителем «разом богов и людей» («Теогония», 493–506). Но прежде ему предстояло одолеть Крона и Титанов. Сражение длилось десять лет с переменным успехом, пока Зевс и молодые боги по совету Геры не привели трех сторуких, заточенных Ураном в земных недрах. Вскоре титаны были побеждены и низринуты в Тартар, где их сторожат сторукие («Теогония», 617–720).

Описание титаномахии («Теогония», 700) создает впечатление регресса на докосмогоническую стадию. Победа Зевса над титанами, явившая беспредельность его силы и власти, равнозначна, таким образом, переустройству мироздания. Можно сказать, что Зевс пересоздал Вселенную (ср.: Индра, § 68). Впрочем, его творение дважды подвергнется серьезнейшим угрозам. В строфах Гесиода, долгое время считавшихся позднейшей вставкой («Теогония», 820–880) и аутентичность которых доказал последний издатель «Теогонии», чудовище Тифон, порождение Геи и Тартара, восстал против Зевса. «Из плеч же его исходила сотня ужасных змеиных голов, изрыгавших черные жала; метали огонь его жуткие очи» и т. д. («Теогония», 824). Зевс поразил чудовище своими молниями и низверг в Тартар. А согласно гигантомахии, мифологическому эпизоду, не известному ни Гомеру, ни Гесиоду, а впервые упомянутому Пиндаром («Немейские песни», I, 67), гиганты, явившиеся из оросившей Гею крови Урана, также выступили против Зевса и его братьев. Аполлодор утверждает, что Гея произвела на свет гигантов, чтобы они отомстили за титанов, а после их неудачи породила Тифона («Библиотека», I, 6, 1–3).

Попытки Геи низвергнуть Зевса обнаруживают недовольство изначального божества переустройством Мироздания или утверждением нового порядка (ср. с месопотамской теомахией, § 21). И в то же время, именно благодаря Гее и Урану Зевс сумел сохранить верховную власть, положив предел насильственной смене божественных правлений.

Следующая глава >>

Содержание

12:1 — 14:20 Великая борьба между Церковью и силами зла

12:1 — 14:20 Великая борьба между Церковью и силами зла Поскольку семь труб следовали за семью печатями, логично предположить, что сразу за ними изольются семь чаш гнева, которые должны завершить историю в муках рождающегося царства Божьего. Однако и здесь излитию язв

Различия между поколениями в путях выражения почтения

Различия между поколениями в путях выражения почтения Каждая стадия цикла взрослой жизни может способствовать различным формам выражения почтения. Кроме того, каждое поколение в каждой культуре и в каждый период времени может делать некоторые вещи по-разному на каждой

Глава шестнадцатая БОРЬБА БОГОВ И ТИТАНОВ Греция, ок. 1400—1200 гг.

Глава шестнадцатая БОРЬБА БОГОВ И ТИТАНОВ Греция, ок. 1400—1200 гг. В мире много сил великих, но сильнее человека нет на свете ничего. Софокл Появление Зевса и олимпийских богов не было простой заменой природных, хтонических божеств божествами племенными. Новый пантеон

Слово Божье может преодолевать расстояния между поколениями

Слово Божье может преодолевать расстояния между поколениями Слова Иисуса должны были преодолеть множество барьеров между 1–м и 2–м веками н.э. Он обращался к евреям, живущим в 1 веке н.э. на арамейском языке, эти слова были записаны и сокращены авторами евангелий, а затем

§ 47. Конфликты между поколениями богов

§ 47. Конфликты между поколениями богов Уже по первым переводам хуррито-хеттских текстов были отмечены аналогии их теогонии с финикийской, представленной Филоном Библским, и, с другой стороны, между ней и традицией, переданной Гесиодом. Согласно Филону, первым

Глава 15 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ. ВОЙНА. МИР. СОЮЗ БОГОВ

Глава 15 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ. ВОЙНА. МИР. СОЮЗ БОГОВ Религия, имевшая столь большую власть над внутренней жизнью города, с такой же властностью вмешивалась в отношения между городами. Это станет ясно, если проследить, как люди в древности вели войны, как заключали мир,

Борьба между стремлением к истине и самоугождением

Борьба между стремлением к истине и самоугождением ДД 4, 36, 37:746. События, которые произошли с Кореем и его сообщниками, восставшими против Моисея, Аарона и против Иеговы, запечатлены на страницах Священного Писания для предостережения народа Божьего, особенно тех, кто

Глава VI. Отношение детей к родителям и родителей к детям (1-4). Отношения между господами и рабами (5-9). Борьба христиан с злыми духами (10-20). Заключение (21-24) 1-4 Дети должны оказывать послушание своим родителям, а отцы не должны раздражать своих детей несправедливою

ЗАМЕНА НЕБЕСНЫХ БОГОВ НА БОГОВ ПЛОДОРОДИЯ

30. ЗАМЕНА НЕБЕСНЫХ БОГОВ НА БОГОВ ПЛОДОРОДИЯ Замена богов Неба на богов грозы и богов производства потомства повлекла за собой и перемены в отправлении культа. На празднике Нового года Мардук заменил Ану (§ 153). Великое ведическое жертвоприношение — Ашвамедха в конце

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту «и вражду положу…» Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю,

И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею

12. И сказал (Господь) Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею В качестве внешнего,

3. Мир как теофания и теогония .

3. Мир как теофания и теогония . Тайна творения, обнаруживающаяся в антиномии тварности, состоит в том, что в ничто излились творческие силы бытия, имеющие своим источником само Абсолютное. Мир создан словом Божиим и живет силою Божией . Вся полнота бытия принадлежит

Теогония

Теогония Поэма, написанная около 700 г. до н.э. греческим пастухом Гесиодом, которого вдохновили Музы, дочери Зевса и Мнемозины. Наряду с произведениями Гомера «Теогония» составляет основу «исторической» религии греков. Религиозная культура в Греции существовала задолго

История Древней Греции и Рима

Ш1ШШ1Ш1ШШШШШШШШШШ1МШ1ММШ1ШШШШШШ1Ш1МШ1

© 2011

В. С. Ленская

МЛАДШИЙ КУЛЬТОВЫЙ ПЕРСОНАЛ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ*

В статье речь идет о младшем культовом персонале в древней Греции. Автор делит его на две категории — постоянные и временные служители. Временными служителями были юноши и девушки из знатных семей, исполнявшие свои обязанности только в определенных случаях, например, в дни больших праздников, и их служба была скорее почетным правом, нежели работой или обязанностью. Второй категорией младшего культового персонала были служители, происходившие из низших социальных слоев и работавшие за плату. Это были закоры и неокоры, рассмотрению которых посвящена большая часть статьи, а также некоторые другие категории служителей.

Ключевые слова: Древняя Греция, младший культовый персонал.

Главным действующим лицом в храме был жрец — посредник между богом и людьми, человек, совершавший жертвоприношения и ритуальные действия. Помимо общего термина Lepeug, обозначавшего жреца, существовало большое количество местных, периферийных терминов, название которых зависело как от местонахождения храмов и святилищ, так и от обязанностей, исполнявшихся храмовыми служителями. В разных регионах греческого мира, в разных храмах существовал самый разнообразный храмовый персонал, и никакой унификации проследить невозможно. Например, только у Поллукса мы читаем о следующих храмовых должностях: ol 5е xwv Gewv Gepaneuxal Lepeig, vewKopoi, CaKopoi, тсроф-xai, йтсоф-xai., Guxai, xeAeaxai, Lepoupyoi, KaGapxai, ¡javxeig, Geo^a-vxeig, xpn°V^oi, xpnaMoAoyoi, xpnaMo5oxai, navayeig, пирфоро1, unnpexai (Pollux. Onom. I. 14. 1). В действительности их существовало гораздо больше1. В данной статье мы не будем касаться вопросов, связанных непосредственно с жреческим персоналом, поскольку это отдельная большая тема, а остановимся на рассмотрении младшего, вспомогательного персонала греческого храма; начнем, если можно так выразиться, продвижение по иерархической лестнице снизу.

Ленская Валерия Серговна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН. E-mail: lenskaya@yandex.ru

*Выражаю благодарность Французской Школе в Афинах (École française d’Athènes), любезно предоставившей мне возможность работать в фондах ее библиотеки.

1 О проблемах, связанных с определениями термина «жрец», и о краткой историографии этого вопроса см. Henrichs 2008, 1-14.

Кроме жрецов, в древнегреческих храмах существовало некоторое количество лиц, помогавших жрецам при богослужении. Они могут быть разделены на две категории — постоянные и временные служители2. Временные служители исполняли свои обязанности только в определенных случаях, например, в дни больших праздников, и их служба была скорее почетным правом, нежели работой или обязанностью. Чаще всего это были юноши и девушки из знатных семей, совершавшие какие-либо священные обряды или носившие священную утварь. Самыми известными такими служителями были канефоры — корзиноносицы и аррефоры — девушки, носившие священные предметы во время религиозных праздников. AL Kav^ópoi ка1 app^ópoi Aeyó^evai Aeixoupyouaiv ¿ni xwv EAAnviKWV L£QWV «так называемые канефоры и аррефоры служат при эллинских жрецах» (Dionys. Halicarn. Antiq. Rom. 2. 22). О канефорах читаем: Kav^ópoi-napG£voi ai та Kavä фероиаа1 т] ¿v т] navaG-qvaíwv по^п^- auxai

5é x»v äaxwv Kai x»v eüyevwv ‘qaav — «канефоры — девушки, приносящие корзины Афине на панафинейском шествии; они были горожанками и из знатных семей» (Phot. Lex.s.v.). Также и у Гесихия: Kav^ópoi- ¿v xaíg no^naíg aL ¿v á^iw^axi napG£voi ¿Kavq^ópouv, ыапер Kai ¿v xoíg navaG^vaíoig — «канефоры — девушки, пользующиеся уважением, носили корзины на шествиях, таких, как Панафинеи» (Hesych. Lex.s.v.). Канефорой была дочь Писистрата (Diod. Sic. 9. 37. 1), из-за канефории произошла ссора между Гармодием и Гиппархом, помешавшим сестре Гармодия быть канефорой на Панафинеях (Arist. Athen. Pol. 18. 2). Канефоры присутствовали не только на Панафинеях (Arist. Athen. Pol. 18. 2; Aristoph. Lys. 645, Acharn. 242), но и на других священных праздниках во всех греческих городах — Антестериях, Браврониях, сельских и городских Дионисиях и др.3 Часто канефорами служили дочери жрецов (IG II2. 3483; ID. 2210).

Об аррефорах читаем: App-^opía- Guaía^¿nei5^ та app^xa ¿v Kíaxaig ^£pov т] G£ф aL napG£voi — «аррефория — обряд, когда в корзинах девушки носили тайные предметы богу» (Suda. Lex. s.v.); xéaaapeg |jév ¿xeipoxovoüvxo 5i’ eüyéveiav ápp^ópoi — «выбирались поднятием рук по знатности четыре аррефоры» (Harpocr. Lex. s.v.). Самыми известными аррефорами были девочки, обслуживавшие культ Афины на Акрополе: четыре девочки из знатных семей выбирались каждый год, в течение своей аррефории жили на Акрополе и прислуживали в храме Афины; главной обязанностью двух из них было участвовать в Аррефориях и носить корзины с таинственными предметами (Paus. I. 27. 3). Эти две аррефоры присматривали за двумя другими девушками, ¿Qyaaxivai, которые ткали пеплос для статуи Афины; пеплос менялся каждые четыре года во время Панафиней (Hesych. s.v.)4. Epyaoxivai тоже выбирались из знатных семей (IG II2. 1034, 1036)5. Кроме того, были аррефоры и при других культах: в надписи в честь жреца Асклепия говорится: £&WK£ 5é Kai xqv éauxou Guyax ‘Enibaúpia ápp^opouaav — «и отдал свою дочь быть аррефорой на Асклепиях и Эпидавриях» (SEG 18:26. 18-19, 137/136 до н.э.)6.

2 Латышев 1997, 60-61.

3 Deubner 1932, 25, 31, 102, 135, 142, 174, 204, 208; Turner 1983, 327-342.

4 Turner 1983, 192.

5 Об épyaatívai см. Turner 1983, 359-382.

6 Подробнее об аррефорах см. Turner 1983, 345-358.

Мы уже видели, что дети жрецов могли ассистировать родителям и исполнять вспомогательные обязанности; другой пример дает та же надпись — о жреце Асклепия говорится катаатград] 5е ка1 tov üov Alov kÄ£l5oüxov ка те veыкÓQOç), которой на все время запрещено иметь сношения с мужчинами, и девушка, ежегодно исполняющая обязанности жрицы» (Paus. 2. 1Ü. 4, пер. С. Кондратьева). Плутарх пишет, что в Херонее храмовый служитель (неокор) с бичом в руке отгоняет от святилища Левкофеи рабов и этолийцев (Plut. Aetia Rom. 267D).

Неокоры неоднократно упоминаются в «Священных речах» Элия Аристида, который встречался с ними в пергамском Асклепейоне и даже жил у них на квартирах (Ael. Aristid. Hier. log. 276.1; 283.1Ü; 286.2Ü; 29Ü.16; 297.25; 298.24; 3Ü1.13 etc.). Судя по тексту Элия Аристида, неокоров в храме Асклепия в Пергаме было множество, что неудивительно: для помощи многочисленным паломникам, же-

19 Chantraine 1974, 734.

20 О Амфиарайоне в Оропе см. подробнее Roesch 1984, 173-184.

21 Bremmer 2QQ8, 41.

22 Elliger 1992, 126-127.

лавшим исцеления, был необходим большой штат обслуживающего персонала. По всей видимости, неокоры Асклепейонов вообще занимали особое положение: так, С. Георгуди, посвятившая статью вспомогательному культовому персоналу в Греции, отмечает, что в Эпидавре неокоры и закоры имели равный статус со жрецами23. В IV Мимиямбе Герода неокор Асклепейона (местоположение его неизвестно) даже имеет право приносить жертву — о чем ниже.

В косской надписи II в. до н.э. говорится, что купивший жреческую должность обязан назначить себе неокора: уакороу 5 ты1 о пр|.а|дгуод тау vwv Ie-po^éoug Прытеои- ¿vewa£v 5é iepí ВеофьЛф «Иерокл, сын Дионисия, Колиоргеец, бывший служитель великого бога Панамары по обещанию, с детьми Иероклом и Протеем: был неокором при жреце Теофиле» (Panamara. 206). Другая надпись из Панамары говорит о том, что помогать жрецу могли его родственники — надпись сделана в честь жреца, его детей, братьев и сестер, его матери-жрицы, а также дяди Флавия Фэдра, который был неокором: ve^KÓpou ФЛ(аоиюи) Фаí5pou (Panamara. 223). Из надписи с Фасоса (I в. до н.э.) узнаем об обязанностях неокоры: ..Aía Ф^ппои, yuvq wvT&>g той ApxMew pr|oaoa ¿vÉKauoe woe rqv 0eóv — «…лия, дочь Фидиппа, жена Аристофона, сына Архелея, будучи неокорой, совершала возжигания и золотила статую богини» (IG XII, 8. 378(1)); похоже, что в этом случае должность также исполнялась временно. Очевидно, что в римское время должность становится престижной и занимать ее теперь почитают за честь и почтенные граждане. Например, в Дельфах должность неокоров начинают занимать богатые дельфийцы, имевшие отношение к финансам храма36. Согласно надписи из Халкиды на Эвбее, датируемой временем после 212 г., ó 5ia |3iou ve^KÓpog Аврелий Хермодор обладает большой административной властью и возводит в своем храме дорогие постройки (IG XII, 9. 906). В гермонасской надписи фиаса (КБН 1054, 123/4-132/3 гг.) имя неокора стоит перед именем жреца, и похоже, что неокор был главой фиаса37. Афинская надпись II в. н.э. посвящена некоему афинянину с римским именем КЛ. ApáoKavTog ЕфГ|ттюд, который был ¿пютат^д

35 Hanell 1935, 2423.

36 Кулишова 2001, 118; Amandry 1950, 125.

37 Иванчик 2008, 59.

twv лрит^еыту Kal ÇàKopoç twv 0е1ыту elкóvыv (SEG 18:81)38. В фасосской надписи I в. до н.э. или I в. н.э. сообщается, что некая Эпия, дочь Дионисия, Tf|ç ànà twv npoYÓvwv eÜYeveLaç Kal Ti^fç à^lwç ßioüoa — «живущая достойно благородства и чести, унаследованных от родителей», является неокорой храма Афины и проявляет большое усердие в исполнении своих функций, неся большие затраты для украшения храма; в награду за усердие она была назначена неокорой пожизненно (SEG. XVIII. 343). В Смирне, Эфесе, Александрии в императорское время неокорами являлись лица, занимавшие высокие государственные посты (Smyrna 169; Ephesos 1492 etc.)39. Наконец, на рубеже старой и новой эры неокорами становятся целые города, почитавшие за честь обслуживать культ императора (первое упоминание о городе-неокоре, Кизике, встречается в надписи, датируемой 38 г.40); этой теме посвящена монография Барбары Баррелл.

Исходя из наших источников, трудно выяснить принципиальную разницу между закорами и неокорами — и те, и другие прислуживали в храме, выполняли работу по охране и наведению порядка. Возможно даже, что это были синонимы, традиционно принятые в разных местах. Можно предположить, что термин «закор» как более древний звучал немного архаично и во многих местах заменялся более современным термином «неокор». В то же время мы уже говорили, что в некоторых районах неокоры сосуществовали с закорами, и, возможно, были ответственными за финансы и имущество храма. Мы имеем очень позднее (XIII-XIV вв.) свидетельство, гласящее, что должность закора была выше, чем должность неокора: ZàKopoç Kal veыкÓQOç 5laф£Qel• ó y&Q ZàKopoç oe^vóтeQÓv ti qv veыкÓQOU — «закор и неокор различаются: закор был нечто более уважаемое, чем неокор» (Thomas Magister Philolog. Ecloga nomin. et verb. Atticorum. s.v.). Однако нашими источниками это свидетельство не подтверждается; напротив, как мы говорили выше, иногда неокоры как «финансисты» храма могли, пожалуй, даже занимать чуть более высокую позицию41. Необходимо отметить, что строгих установлений, обозначавших как статус, так и возраст неокора и закора, не было. Мы уже видели, что закоры и неокоры чаще всего были людьми почтенного возраста, однако встречались и молодые люди (Ион, Хариклея, Метродора). Также и статус этих служителей был разным как в разное время, так и в разных регионах греческого мира. Сходным образом и срок их службы был повсюду неодинаков. Широкий ареал греческого мира, разнообразие и пестрота обычаев, а также живость и переменчивость греческого характера обусловили и разнообразие статуса служителей, имевших одинаковое название.

38 Л. Робер поясняет, что термин 0sioç в императорскую эпоху часто переводился как «императорский» и под термином 0siai sùcôvsç следует понимать императорские изображения — Robert 196Q, 316-324.

39 Burrell 198Q, 5-6.

4Q Burrell 198Q, 5-6.

41 Ср. Büchner 1888, 6-7. Основное внимание в книге Бюхнера уделено городам-неокорам (De civitatibus neocoris); неокорам эллинистического периода (De Graecorum aedituis) посвящена небольшая глава.

Maehler; Flav. Joseph. Antiq. Jud. 14. 73. 2), а иногда и просто npónoAog (Aristoph. Plout. 670) — термин, обозначавший любого служителя, «служку». Например, Аристотель, говоря о неофилаках, относит их к «попечителям всего имеющего отношение к святыням», однако к должностям, «отличным от жречества» (кех&>-piojévag Tfg lepwoúvqg, Arist. Pol. 1322b 20-25). Особенно часто неофилаки встречались в храмах Асклепия, где хранились богатые приношения богу-цели-телю42. В больших храмах нередко был KAei&oüxog, «держатель ключей», часто исполнявший и вспомогательные функции пирфора (пирф0род — «несущий факел») (IG II2. 1944, 3728; ID. 1894, 2210, 2249 etc.), так же как закор часто являлся агиафором (ау|_аф0род — «несущий священные предметы») (IG II2. 4771etc.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В храме существовали и другие прислужники. Например, Павсаний пишет о ^uAeúg — прислужнике в храме Зевса (¿к xwv o’iKeräv той Дюд), в обязанности которого входило доставлять дрова для жертвоприношений за установленную плату как городам, так и частным лицам (Paus. 5. 13. 3). В надписи из Олимпии, датируемой временем 28-24 гг. до н.э., перечислены названия некоторых служителей жреческого и низшего ранга: среди них, кроме лиц жреческого звания (0е-okóAol, jávTeig, KaGnjepoGÚTqg) упомянуты и kA£l5ouxol (ключники), aüAq-rqg (флейтист), olvoxóog (виночерпий), ^uAeúg (дровосек), jáyeipog (рубщик мяса) (IvO. 64). Кроме дровосека, который, как мы знаем из Павсания, работал за плату, и флейтиста, мы не можем сказать, к каким слоям относились виночерпии, держатели ключей и рубщики мяса — они могли быть как лицами высшего сословия (например, в Элевсине jáyeipoi были членами рода Кериков — Athen. XIV. 79. 1), так и низшего. Однако, судя по тому, что olvoxóog, ^uAeúg, jáyeipog вместе с auA^T^g и ¿nionov&opxnoTal (исполнителями священных спондеев) указаны в самом конце списка, это были люди не самых знатных фамилий. Má-yeipoi — повара, рубщики мяса, были необходимы, когда приносились в жертву крупные животные. Возможно, при больших храмах были штатные jáyeipoi в маленьких же городках и деревнях существовали jáyeipoi, которых за плату нанимали желавшие принести жертву. Один из таких поваров фигурирует в коме -дии Менандра «Брюзга». Мать главного героя, обходившая все святилища в деме и приносившая там жертвы, отправила раба нанять повара, который говорит о себе 5iaKovw yáp juploig ¿v Tfi nóAei — «обслуживаю многих в городе» (Menandr. Dyskol. 490). Этот jáyeipog действует в комедии, главным образом, в пределах святилища, где выполняет свои обязанности очень умело.

Менандр не вводит в пьесу «Брюзга» никаких жрецов, но можно предположить, что в таких небольших святилищах (vu^aíov — Menandr. Dyskol. 400), о которых идет речь в комедии, для частных лиц во время отсутствия жреца могли приносить жертвы и неокоры. Мы думаем, что именно о таком случае идет речь во фрагменте комедии Махона, где пришелец видит на священном участке Зенопосейдона в Карии (¿v Tejévei) неокора, приносящего жертву (OúovTa tov ve^KÓpov — Machon. Comic. Fr. 8. 57, Gow). В уже упоминавшейся надписи из храма Амфиарая в Оропе говорится, что неокор в отсутствии жреца мог приносить жертву (LSCG. 1969. 69. 25-27). Известно еще несколько примеров, когда неокор приносит жертву: в IV миме Герода это очевидно (речь идет о некоем хра-

42 Georgoudi 2005, 48.

ме Асклепия, всегда переполненном посетителями, желавшими принести жертву богу-целителю), во фрагменте Автомедонта из Кизика можно предположить, что упомянутый «неокор потухшего алтаря» áKvíoou ßw^oio v£WKÓpog (речь идет об алтаре Аполлона), отличающийся исключительной жадностью и присваивающий себе все жертвы, самостоятельно совершает жертвоприношение (Anth. Pal. XI. 324). Однако упоминаемые в источниках случаи жертвоприношений, совершаемых неокорами, единичны.

Мы рассмотрели некоторых низших служителей греческого храма. В разных частях греческого мира их могло быть больше — процитированный выше Иоанн Дамаскин называет еще, к примеру, Qávтal — окропителей; в корпусе письменных источников мы этого термина больше нигде не нашли, среди надписей встретили лишь однажды — некий paving упоминается в надписи из Спарты (IG V. 1. 197).

Отдельно от остальных нужно сказать о Gi^ng — человеке, как-то связанном с принесением жертвы, но неизвестно, имевшем ранг жреца или нет. В надписи из Акарнании L£QoGúтng стоит в ряду ^avng, a^A^ag, ^áy£ipog, 5iáKovog, L£-QoфÓQog/ naí&£g (IG IX. 12. 2:250). В данном случае это священнослужитель явно не высшего ранга. В других надписях (особенно в надписях Линдоса на Родосе) L£-poGúrn? занимает более почетное место и упоминается рядом со жрецами: £Ü£,a-oGai |jév тощ L£Q£Íg Kai TOug L£QoGúтag т»1 Ali Kai т»1 ÄAi Kai та ‘Pó&wl Kai TOÍg aAAoig G£oíg (SEG 23:547. 14-15). toí i£Q£Íg Kai ó áQXL£QoGúтag Kai toí ^oGí^ai тöv ixpf тад AGávag тад Лlv5íag Kai тои Aiög тои noAiiwg (Lindos. II. 384d). В одной надписи из Линдоса (296 до н.э.) перечисляются L£-p£úg, áQXL£QoGúтag и несколько i^oG^a!. (Lindos. II. 70). ‘^goG^a!. Линдоса имели право приносить жертву: LSS 87 — Gúovn i^goG^a^ 88 — Gu^w ápXL-£QoGúтag, 89 — GÚ£l áQXL£QoGúтag, могли отдавать в аренду собственность: |jioGäi т0 ^f^a ó L£QoGтaai ^oi] Lpo^vá^o[v£g (Rhodian Peraia 5). Должность L£QoGúтng была распространена на островах, соседних с Родосом, и в Карии43. Однако, как отмечает Д. Смит, они всегда находились в конце списка культовых магистратов44. Упоминаются L£QoGúтal и в других надписях45, однако функции их плохо идентифицируются. Ж. Винан, посвятивший монографию этой проблеме, делает вывод о существовании двух категорий L£QoGúтal: одни составляли коллегию и были культовыми служителями, занимавшими подчиненное положение и обслуживавшими культы малых божеств и героев (напр., на Родосе, в Спарте, в Кирене, в Мессении), другие, бывшие в единичном числе, фактически исполняли жреческие функции и играли ведущую роль в культах главных богов (напр., в Агригенте, Тимносе, на Мальте)46. С. Георгуди замечает, что невозможно точно обозначить статус L£QoGúтal и можно сделать только общее заключение, отнеся их к магистратам, уполномоченным выполнять «определенные культовые обязанности»47. Вероятно, L£QoGúтal можно причислить к низшему «слою» жрецов или к переходному разряду между жрецами и низшими храмовыми служите-

43 Подробнее о íspoBúxai Родоса и его окрестностей см. Smith 1972, 536-539.

44 Smith 1972, 537.

45 Подробнее см. Winand 1990 passim; Smith 1972, 537-538; Georgoudi 2005, 41.

46 Winand 1990, 206-207.

47 Georgoudi 2005, 41.

лями. Поэтому здесь мы хотели бы остановиться, чтобы в дальнейшем перейти к рассмотрению лиц, относившихся непосредственно к категории жрецов.

ЛИТЕРАТУРА

Иванчик А. И. 2008: Три надписи фиасов эллинистического времени из Танаиса // ВДИ. 2, 57-72.

Кулишова О. В. 2001: Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв.до н.э.). СПб.

Латышев В. В. 1997: Очерк греческих древностей. СПб.

Лауэнштайн Д. 1996: Элевсинские мистерии. М.

Amandry P. 1950: La mantique apollinienne à Delphes. Paris.

Büchner W. 1888: De neocoria. Gissae.

Burrell B. 2004: Neokoroi. Greek Cities and Roman Emperors. Leiden; Boston.

Bruneax Ph. 1970: Recherches sur les cultes de Délos à l’époque hellénistique et à l’époque impériale. Paris.

Chantraine P. 1974: Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Paris.

Clinton K. 1974: The Sacred Officials of the Eleusinian Mysteries. Philadelphia.

Deubner L. 1932: Attische Feste. Berlin.

Elliger W. 1992: Ephesos. Geschichte einer antiken Weltstadt. Stuttgart.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HamiltonR. 1985: Euripidean Priests // HSCP. 89, 53-73.

Hanell K. 1935: Neokoroi // RE. 32 Hlbd, 2422-2427.

Homolle Th. 1890: Comptes et inventaires des temples Déliens en l’année 279 // BCH. 14, 389-515.

Jones N.F 1999: The Associations of Classical Athens. The Response to Democracy. New York; Oxford.

Jordan B. 1979: Servants of the Gods. A Study in the Religion, History and Literature of Fifth Century Athens. Goettingen.

Olivier J.-P. 1967: Le damokoro: un fonctionnaire mycénien // Minos. VIII, 118-122.

Petru§evki M. 1965: Aukewa Damokoro // Ziva Antika. 15, 12.

Smith D. R. 1972: Hieropoioi and hierothytai on Rhodes // L’Antiquité classique. 41, 532539.

Winand J. 1990: Les hiérothytes. Recherche institutionnelle (Académie royale de Belgique. 68. 4.).

Woodward A.M. 1963: Financial Documents from the Athenian Agora // Hesperia. 32, 155-163.

JUNIOR RELIGIOUS STAFF IN ANCIENT GREECE

V. S. Lenskaya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *