Тест по музыке

Тест по музыке 1 класс.

1. Какие из этих инструментов относятся к щипковым?

– скрипка, виолончель

– труба, туба, волторна

— арфа, гитара, балалайка

2. Какие из этих инструментов являются духовыми?

— флейта, кларнет, свирель

– барабан, бубен, ложки

– металлофон, ксилофон, хордофон

3. Какой из этих инструментов является щипково-клавишным?

– рояль

– пианино

— клавесин

4.Какие инструменты являются народными:

– пианино и рояль

— свирель и дудочка

– виолончель и скрипка

5. Балет — это музыкальный спектакль, в котором артисты:

— танцуют

– поют

– танцуют и поют

6. Какие слова больше подходят к «музыке утра»:

— жизнерадостная, стремительная, светлая

– теплая, тихая, нежная

– веселая, быстрая, торопливая

7. А как звучит «музыка вечера»?

– сумрачно, таинственно, восторженно

— спокойно, тихо, убаюкивающе

– громко, ярко, марширующе

8. Отгадай загадку:

Меня всегда берут в поход

Я знаю очень много нот.

Шесть струн мои звучат в тиши,

Скорее спеть со мной спеши.

– балалайка

— гитара

– барабан

9.Как называется главная песня страны?

– марш

— гимн

– симфония

10. Вставьте пропущенное слово в песенку: «Раз морозною зимой вдоль опушки лесной шел … к себе домой в теплой шубе меховой»:

– енот

— медведь

– кабан

11. Как называется музыка, под которую удобно ходить?

— марш

– вальс

– менуэт

У детей, как правило, существует потребность в самореализации — как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках используются различные творческие задания, развивающие непосредственные музыкальные навыки (как было показано в предыдущей главе), а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизационного исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность. Поэтому в данной главе были собраны упражнения и творческие задания (известные и мало известные), направленные на развитие творческих способностей во всех видах художественной деятельности. Эти упражнения используются на любом удобном для педагога этапе занятия. Они будут интересны и эффективны для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, являясь, таким образом, «универсальными» и предлагаются здесь в порядке усложнения.

Содержание

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности

Упражнение – игра «У зеркала»
Для выполнения этого упражнения потребуется зеркало. Подложите детям ролевую гимнастику у зеркала. 1. Нахмуриться, как: а) король; б) ребенок, у которого отняли игрушку; в) человек, скрывающий улыбку. 2. Улыбнуться, как: а) вежливый японец; б) мать младенцу; в) кот на солнце. 3. Сесть, как: а) пчела на цветке; б) наказанный Буратино; в) обиженная собака; г) обезьяна, изображающая вас.

Превращения

Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний можно использовать лаконичные игровые упражнения, предлагаемые психологом М. И. Чистяковой.

«Два клоуна»

При повторном прослушивании пьесы Д .Б. Кабалевского «Клоуны» можно предложить двум детям (с учетом их эмоциональных особенностей) изобразить следующую ситуацию: два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и надают. Им немножко грустно, они сидят на полу и качают головами. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова ве¬село жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу. Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть в улыбке, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

«Новая кукла»

Является аналогом предыдущего. Музыкальный материал — пьеса П .И. Чайковского «Новая кукла» из «Детского альбома». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывая всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.

Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа

Приведенные ниже задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образ. Важно, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. 1. Детям необходимо пройти по камешкам через ручей (от лица любого персонажа сказки, рассказа, мультфильма по их выбору). 2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). 3. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Задания для речевой интонационной выразительности

«Радуга появилась»

Предложить детям произнести фразы «Радуга появилась», «Солнышко встало», «У меня зазвонил телефон» по-разному. Затем повторить эти варианты, но без слов, обращая внимание на то, что слова исчезли, но мелодика произношения фразы — то восторженная, то удивленная, то горестная, то сердитая — осталась. Когда все варианты произношения текста исчерпаны, можно предложить пропеть фразы самыми разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, с легким звуком или выделяя акцентом важные слова.

Творческие упражнения при восприятии музыки

«Какую линию выбрать?»

Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Волшебная картинка»

Для работы потребуются: акварельные краски или гуашь, кисть, промокательная бумага (белая), палитра (можно использовать кафельную плитку). При прослушивании музыкального произведения надо найти краску, созвучную настроению в данный момент, и методом набрызга капнуть ею на палитру. Во время прослушивания настроение, а следовательно и краски, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям аккуратно положить промокательную бумагу на палитру. Краски сольются, и проявится цветовая гамма, соответствующая ощущению каждого ребенка. Можно перед прослушиванием не озвучивать название произведения, ограничившись именем композитора, и предложить детям дать название прослушанному произведению и своей картине.

Творческие задания на развитие воображения

«Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабасс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.

«Танец»

Упражнение относится к особой форме психологического тренинга — танцевальной психотерапии. С одной стороны, по опыту проведения подобных тренингов (исследовательская программа факультет психологии ЯрГУ), они очень эффективны как средство психологической разгрузки и способ оптимизации развития личности, с другой стороны, упражнение органично вписывается в урок по темам «Танец», «Балет», и т. д., помогая учащимся понять природу танца, его сущность. Ребенку предлагается в танце выразить какой-либо образ, придуманный им самим или предложенный учителем. Главное правило подбора тем: идти от простого образа к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т. д. (Можно проиллюстрировать видеофрагментами «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)

Упражнение-игра «Музыка»

Упражнение активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка в школьном возрасте, вырабатывает слушательские навыки. Детям предлагается пьеса П. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года». После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить рисунок. По окончании работы можно провести конкурс полученных рисунков и заглавий к ним.

Игра «Фоноскоп событий»

Развивает тембровый слух, фантазию звуковых образов и способствует выражению личностных особенностей ребенка. Приготовить различные музыкальные инструменты и просто предметы, из которых можно извлекать звуки постукиванием карандаша. Ребенку завязывают глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача: воссоздать по звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает ее, иллюстрируя соответствующими звуками. Побеждает самая невероятная история. В качестве домашнего задания можно предложить изобрести собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и дать ему название, аргументировав свое решение.

Упражнение «Палитра»

Активизирует процесс слушания музыки, способ­ствует цветовому восприятию музыки.

На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются кар­точки самых разных цветов и оттенков (не менее трех каждого вида).
В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. Важно участие каждого ребенка.
В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно».

Творческие задания, развивающие наглядно-образное мышление

Развитие наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное — к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений-игр (применительно для вне­классной работы по музыке).

«Свободное представление друг другу»

Участвуют два ребенка. Каждый по очереди на сво­ей половине клавиатуры играет что хочет. Наибольший эффект достигается, если играющие — дети с затрудне­ниями в общении, так как упражнение вырабатывает навыки коммуникативных умений.

«Формирование общей ладовой основы»

Каждый из двух участников игры играет только одноголосную мелодию на белых клавишах. Оба пар­тнера начинают и заканчивают одним и тем же звуком, например, если заканчивают на ноте «ре», то форми­руются представления о дорийском ладе.

«Концентрация внимания на высказывании партнера»

Кроме коммуникативных умений, развивается па­мять, музыкальный слух. Задание: по возможности точно повторить то, что сыграл партнер.

«Начало творческого процесса»

Участники — педагог и ученик. Ребенок сыграл симпатичное музыкальное построение. На основе это­го «зерна» педагог объясняет форму произведения, импровизируя и обогащая мелодию гармонически.

«Считалка»

В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять времен­ными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребенка. Рекомендуется использовать при изучении темы «Ритм», при изучении сильной и слабой доли. Детям предлагается сочинить считалку и отбивать руками размер.

«Времена года в цвете и звуке»

Это интересное задание для развития у детей твор­чества и воображения предлагает педагог Е. И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать че­тыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цве­товые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, — при этом можно аккомпани­ровать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальца­ми, хлопать в ладоши и т. д.).

Творческие задания на развитие целостного восприятия образа произведений искусств

«Пойми образ»

Для выполнения этого задания учащиеся получа­ют конверты со стихотворениями различной темати­ки для каждого (в данном случае используются стихи А. С. Пушкина).

Звучит музыка вступления к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. По окончании прослу­шивания учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, ко­торые созвучны по образу прозвучавшему музыкаль­ному произведению.

«Передай литературный образ»

На доске написаны два стихотворения А. С. Пуш­кина: «Буря мглою небо кроет…» и «Унылая пора, очей очарованье…».
Учащимся предлагается прочитать самостоятельно каждое из стихотворений, прочувствовать их эмоцио­нально-образный строй и, сделав выбор по собственно­му усмотрению, передать этот образ в рисунке.
По окончании работы с изображением в цвете ли­тературного произведения предлагается по желанию сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, пере­давая свои ощущения, чувства, полученные от прочте­ния пушкинского стиха, в музыке.
Под звуковую импровизацию учитель читает ис­ходное стихотворение и иллюстрирует его рисунком, чтобы показать образное слияние уже трех видов ис­кусства.

Контроль знаний, умений, навыков по программам » Вокал» «Вокальный ансамбль»

Камалова Ф.Н., педагог дополнительного образования.

В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные ,в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются концертная деятельность, участие в творческих конкурсах.

Тестирование проводится в условиях учебного занятия. Все учащиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная.

На каждом этапе обучающимся предлагается 5 заданий на проверку знаний и умений. На выполнение всех заданий даётся не более 15 минут.

Каждый обучающийся получает тест, соответствующий возрастным особенностям определённого периода обучения. Каждое задание зачитывается и поясняется.После выполнения заданий составляется таблица, отражающая результаты выполнения тестовых заданий.

Такой аналитический подход позволяет определить степень усвоения пройденного материала и организовать индивидуальную и дифференцированную работу с обучающимися в течение года и на последующих этапах обучения.

Критерии оценки знаний:

Высокий уровень (ВУ) все задания выполнены верно.

Средний уровень (СУ) три и более заданий выполнено верно.

Низкий уровень (НУ) менее трех заданий выполнено верно.

Общее количество обучающихся по годам обучения:

Год обучения Общее количество обучающихся ВУ

(кол-во обуч.) % СУ (кол-во обуч.) % НУ

(кол-во обуч.) %

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1 год обучения

  1. Дайте ответ на вопрос:

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки — шумовые.

Только есть ещё другие;

Не шуршания, не стуки –

А какие это звуки? (музыкальные)

2. Из предложенного ряда выбрать свойства музыкального звука.

Громкость

Диапазон

Длительность

Высота

Тембр

  1. Найди лишнее слово:

Низкий регистр,

высокий регистр,

высота,

средний регистр.

4. Выбери правильный ответ:

Как называется музыкальное сопровождение песен?

Этюд

Фантазия

Аккомпанемент

5. Отметь правильные утверждения

Во время пения необходимо учитывать следующие правила:

Не пытайтесь петь громче, чем вам надо.

Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютном, правильном пении связки устают.

Громко звучащую фонограмму старайтесь перекричать.

Старайтесь подражать чужому тембру.

Итоговый диагностический материал

1 год обучения

1. Дайте ответ на вопрос.

Семь ступенек есть на свете

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ты запомни их названье

И в тетрадку занеси.

Если ноты спеть подряд

Это будет… .

2. Установи соответствие:

Художник Сочинит мелодию

Композитор Сочинит текст

Поэт Нарисует иллюстрацию к песне

3. О каком понятии идёт речь?

Осмысленно — выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых посредством ритма и лада?

Мелодия

Звук

Громкость

  1. Отметь правильные утверждения

При работе с микрофоном следует:

Держать микрофон вертикально.

Руки не прижимать к корпусу, локти на сгибе составляют прямой угол.

Пальцы, держащие микрофон, не зажаты, они свободны и естественны.

Микрофон должен мешать движению певца, он находится всё время в одной руке.

5. Практическая работа.

Узнать отдельно звучащий отрывков фонограммы по характерному сопровождению. Поставить соответствующее число по очерёдности звучания.

Куплет

Припев

Вступление

2 год обучения

1. Выбери правильный ответ.

Исполнение музыки голосом:

Пение

Дуэт

Песня

2. Установи соответствие.

Самый высокий по звучанию женский голос Бас

Самый низкий по звучанию мужской голос Сопрано

Самый высокий по звучанию мужской голос Тенор

3. Отметь правильное утверждение.

Певческий голос это:

способность человека издавать музыкальные звуки при помощи голосовых связок

одна из форм вокальной музыки, широко распространённая в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке.

4. О каком музыкальном понятии идёт речь?

Это система звуков, находящихся в соотношении тонов и полутонов. Бывает мажорный и минорный.

5. Практическая работа.

Записать звукоряд вверх и вниз, с названием каждой ноты.

Итоговый диагностический материал

2 год обучения

1. Выбери правильный ответ.

Какой из инструментов является самым большим в мире?

Рояль

Орган

Арфа

2. Изобрази длительность:

Целая

Половинная

Четвертная

Восьмая

3. Как называется сочинение музыки сразу во время исполнения?

импровизация

интерпретация

композиция

4. О какой системе идёт речь?

Легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки – это…….. система. (Дыхательная)

5. Отметь правильные утверждения

Запрещено во время пения:

пение после принятия пищи

перед пением есть мороженое, селёдку, семечки, орехи, шоколад, пить очень охлаждённые напитки.

3 год обучения. 1 вариант устный опрос

— практическое задание (исполнение 2-х разнохарактерных вокальных произведений )

— теоретическое задание (устные ответы на билет, состоящих из 3-х теоретических вопросов по дисциплине «Методика постановки голоса»).

^ Примерный перечень вопросов .

Дать определение понятия «голосовой аппарат» и перечислить основные его разделы.

Что относится к органам дыхания? Дать определение понятия «опора дыхания.

Что относится к органам звукообразования? Дать определение понятия «звукообразование».

Что относится к органам звукоформирования? Дать определение понятия «звукоформирование».

Дать определение понятия «резонатор». Перечислить и охарактеризовать основные функции резонаторов .

Какие органы относятся к головным резонаторам?

Какие органы относятся к грудным резонаторам?

Вокальные навыки (дать определение, перечислить).

Типы дыхания.

Моменты певческого дыхания.

Дать определение понятия «певческая установка».

Дать определение понятия «дикция».

Дать определение понятия «артикуляция».

Атака звука (определение, виды).

Дать определение понятия «Регистр».

Регистры женских и мужских голосов.

Дать классификацию женских голосов.

Дать классификацию мужских голосов.

Основные этапы развития певческого голоса.

Мутация (характеристика периода).

Гигиена голоса.

Охрана голоса

Дать характеристику метода показа и подражания.

Дать характеристику метода сравнительного анализа.

Дать характеристику метода мысленного пропевания

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ВИДАМ СПОСОБНОСТЕЙ.

Н. – начало года; С- середина года; К- конец года

Таким образом, в результате мы получаем:

показатель уровня развития у конкретного ребенка (путем подсчета среднего балла у ребенка);

высчитывается % отношение ЗУН у каждого ребенка и в группе в целом.

2 вариант

Упражнения и тесты для использования на итоговых занятиях, а также при отслеживании знаний и умений детей в течение года.

» Диагностика музыкальных способностей

и степени восприятия музыкальной культуры».

Классический опрос.

Критерии диагностики:

1. Чистота интонации – умение спеть короткую музыкальную фразу.

1 балл – воспроизводить звук.

2 балла – воспроизводить короткую музыкальную фразу в пределах Ч4.

3 балла – точно воспроизводить всю фразу, песню.

2. Чувство ритма – умение простучать несложную ритмическую группировку.

1балл – не может повторить ритмический рисунок.

2 балла – допускает ошибки, неточности в исполнении ритма.

3 балла – повторяет без ошибок.

3. Музыкальная память.

1балл – не может повторить фрагмент музыкальной фразы.

2 балла – частично запоминает фразу, определяет направление мелодии.

балла – повторяет точно, без ошибок.

4.Концентрация внимания.

1балл — не может концентрировать внимание.

2 балла – концентрирует внимание на короткое время.

3балла – усидчив, концентрирует внимание на продолжительное время.

Эмоциональная отзывчивость – умение описать эмоции, возникающие при прослушивании музыкального фрагмента.

1балл — не может описать эмоции.

2балла – частично, образно описывает эмоции.

3балла – полное описание эмоций.

6.Наличие музыкального кругозора, умение отличать классическую музыку, народную песню, эстрадное исполнение.

1 балл – не может отличить, не имеет слухового опыта.

2 балла – частично определяет стиль.

3 балла – уверенно отличает классику, фольклор, эстраду.

Игра со звуками ( 1 и 2 год обучения)

Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:

Обратите внимание детей на эмоциональную окраску звука: приятно и ласково шуршит ветерок листьями, и страшно, неуютно завывает сильный ветер. Из всевозможных комбинаций звуков придумайте фон, который послужит красочной основой для декламации стихов.

Д е т я м м о ж н о п р е д л о ж и т ь:

Задание 1. Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Задание 2. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Задание 3. Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Этот вид работы подразумевает выбор детьми коротких музыкальных произведений, сходных с предлагаемыми произведениями искусства по эстетическому впечатлению.

В заданиях на музыкальное рисование можно также прибегнуть к нескольким вариантам:

– изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные,) движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот коня, падение тяжелого предмета (взрыв, катастрофа), полет и жужжание пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя;

– мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

– придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфам к литературному произведению;

– подобрать звуки, пропущенные в мелодии;

– сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим строем (торжественным, печальным, героическим и т. д.).

Задание 4. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная импровизация к произведениям изобразительного искусства).

Задание 5. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т. п. Свои ответы обучающиеся должны аргументировать. Результатом подобных импровизаций является осознание детьми глубины, многомерности художественного образа, логики его развития.

Задание 6. Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 7. Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.

Задание 8. Импровизация на развитие способностей к перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы, зайца и т. д.; придумать песенки (попевки) героев; воссоздать их внешний вид, интонацию.

Задача педагога – не сковывая ребенка определенными рамками, дать ему возможность пофантазировать, испытать радость творчества.

Упражнение «Дирижеры».

Дети любят ролевые игры. Попросить их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламировать вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном – поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием.

Упражнение «Дирижируй под музыку».

Отрабатывать в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера.

Упражнение «Дирижер и хор».

Совершенствовать дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен.

Разыграть ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними – ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.

Основы музыкальной грамоты

Мажор и минор.

Рассмотрите солнечную картину И. И. Левитана «Золотая осень» и полюбуйтесь ее красочностью, живописностью!

Научить детей различать краски в связи с оттенками настроения. Выслушайте ответы и объясните, что в музыке такое настроение называется мажорным.

Послушать вальсы И. Штрауса. Обсудите с детьми настроение прослушанной музыки и обобщите мнение о характере, темпе музыкального произведения.

Прочитайте фрагменты из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Спросите детей, какое настроение выражают слова: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно», «печальная». Подходит ли это стихотворение по настроению к картине «Золотая осень» или к музыке вальсов?

Объяснить что в музыке такое настроение называется минорным.

Упражнение «Нарисуй мажорное настроение!».

Предложите детям дома нарисовать красками мажорную картину на свободную тему (возможно в виде домашнего задания).

Упражнение «Сочини мажорную музыку».

Устроить концерт импровизаций на лучшую мажорную мелодию (вокальную или инструментальную). Помощь детям поэтическими эпиграфами или живописными полотнами. Например:

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это – лето

На все лето к нам пришло.

Упражнение «Минорный концерт».

Устройте концерт и попросите детей очень выразительно прочитать минорные стихи или спеть минорную песенку. Учите детей красиво держаться на воображаемой сцене.

Тест

«Степень овладения начальными

музыкально-теоретическими навыками».

1.Вопрос № 1. Хоровое пение – это тип музыкального исполнительства.

-правильно

-неправильно

-не знаю

2. Вопрос № 2 – В возникновении певческого звука главную роль играют голосовые связки.

— правильно

-неправильно

-не знаю

3.Вопрос № 3 — Певческий голос обладает свойствами: высотой, силой, тембром.

— правильно

-неправильно

-не знаю

4.Вопрос № 4 — Ритмический рисунок определяет скорость исполнения музыкального произведения.

— правильно

-неправильно

-не знаю

Вопрос № 5 — Дикция в хоре нужна для четкости произношения слов.

– правильно

-неправильно

-не знаю

Вопрос № 6 — Музыкальное произведение не будет лирическим по характеру, если оно исполняется на легато.

– правильно

-неправильно

-не знаю

Критерии оценки:

а/ усвоили материал на отлично – 5-6 правильных ответов.

б/ усвоили на хорошо – 3-4 правильных ответов.

в/ усвоили удовлетворительно — 2 правильных ответа.

г/ неудовлетворительно – 0 -1 правильных ответов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *