Трех исповедников

На набережной реки Волги стоит памятник известному мореплавателю Афанасию Никитину, а за ним расположена Воскресенская церковь или как ее еще называют церковь Трех Исповедников. Несколько веков назад это место занимал одноименный деревянный храм. В начале XVIII века верующие попросили благословения Тверского архиепископа для того, чтобы возвести новое здание церкви.

Она строилась достаточно быстро, и буквально через три года здесь высилось новое здание. В то время церковь была выстроена в модном стиле барокко. Позже внешнюю отделку несколько раз частично изменяли, и теперь декор храма соединил три стиля: ампир, классицизм и барокко.

Воскресенская церковь носит еще имя Трех Исповедников. Связано это с тем, что один из церковных пределов посвящен святым мученикам — Гурию, Самону, Авиве. Была построена рядом с храмом и колокольня, правда, от нее осталось только два нижних яруса.

Церковь Трёх Исповедников: расписание богослужений (официальный сайт)

Сегодня церковь Трех Исповедников находится на площади, рядом с которой стоят жилые дома старых построек. Как и множество храмов, в советское время эта церковь была закрыта. Время и люди уничтожили прекрасные фрески на стенах и почти всю колокольню. Были разбиты и часть церковных статуй. Несколько десятилетий здесь находились различные клубы и музей медицины.

В конце прошлого века Воскресенскую церковь вновь вернули верующим людям. Здесь регулярно проводятся богослужения, и по воскресеньям работает церковная школа.

Церковь Трёх Исповедников в Твери: google-панорама

Тверской храм в честь Воскресения Христова, 2006 год. Фото Юрия Красильникова, с сайта sobory.ru

Тверской храм в честь Воскресения Христова (Трех исповедников) (Тверская епархия)

Воскресенский храм расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от памятника тверскому купцу и путешественнику Афанасию Никитину. Это единственный храм в Твери, который сочетает в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов — трех исповедников: Гурия, Самона и Авива.

На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1709 году упоминаются две деревянные церкви — в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725 году деревянная Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту (Лопатинскому) за благословением на постройку нового каменного храма.

Строительство каменного храма велось с 1728 по 1731 год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты «у мирских поборов», а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе.

В 1728 году был построен придел в честь трех исповедников (вместо бывшего в старой церкви придела святой мученицы Параскевы), который освятили 26 сентября 1728 года. В 1731 году был освящен новый храм.

В 1797-1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Тогда же были выполнены наружные и внутренние штукатурные работы, настелены новые полы, устроен каменный (вместо деревянного) фундамент под святой престол, установлен резной золоченый иконостас с новыми образами. 6 мая 1806 года обновленный храм был освящен архимандритом Нектарием.

В 1815-1822 годах на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту Карла Росси, освященный в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

В 1895 году главная церковь была соединена с приделами. При храме была колокольня, от которой ныне сохранилось только два яруса.

После 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В здании церкви располагались музей здравоохранения, дом санитарного просвещения, морской и шахматно-шашечный клубы.

В конце 1993 года здание храма было передано Тверской епархии. С 1996 года началось его возрождение.

1 декабря 1996 года возле запертого здания храма был совершен первый молебен. А 8 декабря этого же года состоялся первый водосвятный молебен в приделе иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

С 1997 года в храме возобновились богослужения и открылась воскресная школа.

10 января 1998 года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) освятил пятиметровый позолоченный накупольный крест, который был установлен на главу здания церкви.

28 ноября 2002 года архиепископ Виктор совершил освящение центрального престола храма.

В 2003 году была позолочена главка.

В 2005 году, к дню празднования 870-летия города Твери, была восстановлена колокольня.

Архитектура

Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена. Памятник состоит из храма типа «восьмерик на четверике», трапезной, придела и колокольни.

Святыни

  • чтимая Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (ново написанная)

Настоятели

  • Александр Шабанов (1996 — 2011)
  • Иаков (Стёпкин) (2012 — 2015)
  • Виталий Симора (с 2015)

Использованные материалы

  • «История храма», страница приходского сайта:
  • «Церковь в честь Воскресения Христова («Трех Исповедников») г. Тверь» // Страница храма на официальном сайте Тверской епархии:
  • «Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой церковь», сайт Православные храмы Тверской земли:
  • «Церковь Воскресения Христова» // Карточка храма на сайте Храмы России:
  • «Тверь. Церковь Воскресения Христова, что за Волгой», сайт «Народный каталог православной архитектуры»:

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», на­пи­са­на по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия (23.XI.1812 – 10.X.1891). Отец Ам­вро­сий, ве­ли­кий рус­ский по­движ­ник XIX ве­ка, пла­ме­нел дет­ской ве­рой к Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он осо­бен­но чтил все Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял мо­лит­ву.

На этой иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. Ее ру­ки рас­про­стер­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу – сжа­тое по­ле, а на нем сре­ди трав и цве­тов сто­ят и ле­жат сно­пы ржи. Ста­рец Ам­вро­сий сам ука­зал день празд­не­ства – 15 ок­тяб­ря и на­звал об­раз «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца – «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Ам­вро­сий за­ка­зы­вал во мно­же­стве фо­то­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им ду­хов­ным де­тям. Для пе­ния ака­фи­ста пе­ред свя­тым об­ра­зом ста­рец со­ста­вил осо­бый при­пев: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! По­даждь и нам, недо­стой­ным, ро­су бла­го­да­ти Тво­ея и яви ми­ло­сер­дие Твое!»

Пер­вое чу­до от свя­той ико­ны за­сви­де­тель­ство­ва­но в 1891 го­ду, ко­гда во всей Рос­сии был го­лод из-за неуро­жая, а в Ка­луж­ской об­ла­сти и на по­лях Ша­мор­дин­ской оби­те­ли хлеб ро­дил­ся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *