На набережной реки Волги стоит памятник известному мореплавателю Афанасию Никитину, а за ним расположена Воскресенская церковь или как ее еще называют церковь Трех Исповедников. Несколько веков назад это место занимал одноименный деревянный храм. В начале XVIII века верующие попросили благословения Тверского архиепископа для того, чтобы возвести новое здание церкви.
Она строилась достаточно быстро, и буквально через три года здесь высилось новое здание. В то время церковь была выстроена в модном стиле барокко. Позже внешнюю отделку несколько раз частично изменяли, и теперь декор храма соединил три стиля: ампир, классицизм и барокко.
Воскресенская церковь носит еще имя Трех Исповедников. Связано это с тем, что один из церковных пределов посвящен святым мученикам — Гурию, Самону, Авиве. Была построена рядом с храмом и колокольня, правда, от нее осталось только два нижних яруса.
Церковь Трёх Исповедников: расписание богослужений (официальный сайт)
Сегодня церковь Трех Исповедников находится на площади, рядом с которой стоят жилые дома старых построек. Как и множество храмов, в советское время эта церковь была закрыта. Время и люди уничтожили прекрасные фрески на стенах и почти всю колокольню. Были разбиты и часть церковных статуй. Несколько десятилетий здесь находились различные клубы и музей медицины.
В конце прошлого века Воскресенскую церковь вновь вернули верующим людям. Здесь регулярно проводятся богослужения, и по воскресеньям работает церковная школа.
Церковь Трёх Исповедников в Твери: google-панорама
Тверской храм в честь Воскресения Христова, 2006 год. Фото Юрия Красильникова, с сайта sobory.ru
Тверской храм в честь Воскресения Христова (Трех исповедников) (Тверская епархия)
Воскресенский храм расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от памятника тверскому купцу и путешественнику Афанасию Никитину. Это единственный храм в Твери, который сочетает в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов — трех исповедников: Гурия, Самона и Авива.
На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1709 году упоминаются две деревянные церкви — в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725 году деревянная Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту (Лопатинскому) за благословением на постройку нового каменного храма.
Строительство каменного храма велось с 1728 по 1731 год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты «у мирских поборов», а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе.
В 1728 году был построен придел в честь трех исповедников (вместо бывшего в старой церкви придела святой мученицы Параскевы), который освятили 26 сентября 1728 года. В 1731 году был освящен новый храм.
В 1797-1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Тогда же были выполнены наружные и внутренние штукатурные работы, настелены новые полы, устроен каменный (вместо деревянного) фундамент под святой престол, установлен резной золоченый иконостас с новыми образами. 6 мая 1806 года обновленный храм был освящен архимандритом Нектарием.
В 1815-1822 годах на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту Карла Росси, освященный в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
В 1895 году главная церковь была соединена с приделами. При храме была колокольня, от которой ныне сохранилось только два яруса.
После 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В здании церкви располагались музей здравоохранения, дом санитарного просвещения, морской и шахматно-шашечный клубы.
В конце 1993 года здание храма было передано Тверской епархии. С 1996 года началось его возрождение.
1 декабря 1996 года возле запертого здания храма был совершен первый молебен. А 8 декабря этого же года состоялся первый водосвятный молебен в приделе иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
С 1997 года в храме возобновились богослужения и открылась воскресная школа.
10 января 1998 года архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) освятил пятиметровый позолоченный накупольный крест, который был установлен на главу здания церкви.
28 ноября 2002 года архиепископ Виктор совершил освящение центрального престола храма.
В 2003 году была позолочена главка.
В 2005 году, к дню празднования 870-летия города Твери, была восстановлена колокольня.
Архитектура
Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена. Памятник состоит из храма типа «восьмерик на четверике», трапезной, придела и колокольни.
Святыни
- чтимая Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (ново написанная)
Настоятели
- Александр Шабанов (1996 — 2011)
- Иаков (Стёпкин) (2012 — 2015)
- Виталий Симора (с 2015)
Использованные материалы
- «История храма», страница приходского сайта:
- «Церковь в честь Воскресения Христова («Трех Исповедников») г. Тверь» // Страница храма на официальном сайте Тверской епархии:
- «Воскресения Христова (Трёх исповедников), что за Волгой церковь», сайт Православные храмы Тверской земли:
- «Церковь Воскресения Христова» // Карточка храма на сайте Храмы России:
- «Тверь. Церковь Воскресения Христова, что за Волгой», сайт «Народный каталог православной архитектуры»:
Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI.1812 – 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву.
На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу – сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества – 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился.