Центр иринея лионского

20:09 20 октября 2014.

20 ведущих мировых религиоведов из шести стран уже прибыли в Южно-Сахалинск, чтобы принять участие в двухдневной международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности». Она начнет работу завтра, а сегодня некоторые докладчики рассказали журналистам о смысле и целях проведения мероприятия. В пресс-конференции участвовали президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин, руководитель юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Корелов, исполнительный директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, крупнейший специалист по исламу Роман Силантьев, писатель, бывший личный архивист основателя секты саентологии Рона Хаббарда (Канада) Джеральд Армстронг и член правления Всеукраинского апологетического центра во имя святого Иоанна Златоуста при синодальном отделе Украинской православной церкви Владимир Рогатин.

На Дальнем Востоке это первая конференция такого уровня, в других регионах религиоведы уже собирались.

«А между тем Дальний Восток в отношении сект — самый, наверное, неблагополучный регион, в том числе Сахалинская область, — сказал Александр Дворкин. — Это один из регионов, по которому каток государственного атеизма в свое время прошелся очень тщательно, храмов здесь изначально было мало, а потом вообще почти не осталось. Нужно учитывать и большое количество приезжих — людей без местных корней и традиций. Когда обрушился Советский Союз, именно такие люди сделались наиболее легкой добычей для целого ряда сект, которые сюда хлынули».

Статистика по официально зарегистрированным на территории области религиозным организациям следующая: из 140 православными являются 60. Если говорить о Южно-Сахалинске, здесь 6 православных церквей и 17 сектантских организаций (если считать по количеству занимаемых зданий, а не по общинам).

По словам Дворкина, наш регион — единственный, где православные организации находятся в меньшинстве, поэтому «увы, ситуация очень и очень сложная».

Александр Корелов, имеющий 15-летний опыт судебных разбирательств с представителями разных сект, сообщил о незаконности так называемых пикетов Свидетелей Иеговы. Южно-Сахалинск — не единственный город, где они вышли на улицы, эта волна прокатилась по всей стране. Корелов советует прохожим не оставаться равнодушными и вызывать представителей центра по противодействию экстремизму. Незаконными также являются хождения Свидетелей по квартирам.

Интересным обещает быть выступление Джеральда Армстронга, которому почти 33 года назад удалось бежать из секты саентологии после 12 лет пребывания в ней. Армстронг оформил свой доклад в виде послания президенту Владимиру Путину, который, по его мнению, является сейчас такой же мишенью для западной пропаганды, как и сам Армстронг для ненавидящих и преследующих его саентологов.

На конференции поговорят о спекуляции сект на политических реалиях, о сектах и медицине, о вербовке адептов в соцсетях, о том, как обычному человеку не попасться на крючок и не оказаться в тисках суггестии. Помимо прочих, среди выступающих — епископ Карпассийский Христофор, болгарский профессор Иван Желев Димитров, доцент школы философии университета города Ухань (Китай) Чао Хуан.

Организаторы конференции — Российская ассоциация центров изучения религий и сект, Сахалинский информационно-консультационный центр религиоведческих исследований, центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

Москва, 5 сентября 2018 г.

В эти дни отмечает свое 25 — летие Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Днем основания Центра религиоведческих исследований (ЦРИ) во имя священномученика Иринея епископа Лионского считается пятое сентября – церковный день поминовения этого святого. В этот день Александр Леонидович Дворкин – тогда сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии объявил о создании Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского. К тому времени церковный историк Александр Леонидович занимался тоталитарными сектами (именно он впервые употребил на русском языке этот мгновенно прижившийся термин) уже около года и, как он сам об этом вспоминает, понял, что коль скоро он взялся за эту тематику, нужно делать это профессионально.

* * *

Начало девяностых годов выдалось для россиян трудным. Прежнее государство исчезло, а новое находилось на этапе становления. Структуры власти, регулирующие жизнь в разных сферах, еще только формировались. Законодательство в области религии отличалось крайним либерализмом и недоработанностью. Пользуясь этим, в страну хлынул широкий и мутный поток иностранных миссионеров и вербовщиков, открывавших здесь свои многочисленные религиозные (или околорелигиозные) организации. Появились и «свои», доморощенные секты. Последователи «Аум Синрике» и «Белого братства», неопятидесятники, «богородичники», сайентологи, муниты, кришнаиты, мормоны, сатанисты – вот далеко не полный перечень сект, с которыми внезапно столкнулись наши сограждане. Неудивительно, что вскоре появились люди, пострадавшие от таких деструктивных объединений.

Создание в сентябре 1993 года Информационно консультационного центра (позже Центра религиоведческих исследований) во имя священномученика Иринея Лионского стало ответом общества на эти «сектантские» вызовы. Руководителем организации стал профессор ПСТГУ, доктор философии, кандидат богословия Александр Дворкин. Именно благодаря ему была выработана единственно правильная концепция деятельности Центра: не только и не столько «вытаскивать» людей из деструктивных культов – а вести работу «на упреждение», на широкое информирование граждан и государства о том, чем опасны тоталитарные секты. На свою деятельность организация получила благословление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это – свидетельство об огромной опасности, которую уже тогда видела в сектах Русская Православная Церковь.

За четверть века наш Центр, начинавшийся в скромной комнате в полуразрушенном здании в Крапивенском переулке, прошел большой путь становления и развития, неуклонно расширяя сферу своей деятельности. Появились тесные дружеские связи с аналогичными организациями в странах ближнего и дальнего зарубежья. Получили известность многочисленные выступления руководителей и представителей Центра в средствах массовой информации, на международных и российских научно-практических конференциях, круглых столах. Наши сотрудники накопили о деятельности сект богатейший материал, на котором был защищен не один десяток дипломных и кандидатских работ.

Во многом именно работа Центра, постоянно поднимавшего проблему нарушения прав человека в деструктивных культах, позволила принять новый федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который ужесточал требования к регистрации различных общин и ввел институт государственной религиоведческой экспертизы, а также ряда положений федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Свидетельством признания эффективной работы Центра стало обретение им статуса головной структуры Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) и члена Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS), в которой проф. А. Л. Дворкин уже три срока подряд занимает пост вице-президента. За свою деятельность многие сотрудники ЦРИ были удостоены высших церковных наград, благодарственных писем и грамот от органов государственной власти и местного самоуправления.

Сейчас Центр религиоведческих исследований продолжает свою работу. Пользуется большим вниманием наш интернет-сайт www.iriney.ru и действует «телефон доверия», по которому могут обратиться за советом родные и близкие лиц, попавших в секты. Региональные отделения ЦРИ, уполномоченные им представители или братские организации есть почти в любом субъекте Федерации. Осуществляется тесное взаимодействие Центра с приходами и учреждениями Русской Православной Церкви, других традиционных для наших страны конфессий. К работникам ЦРИ регулярно обращаются за консультациями сотрудники правоохранительных органов, которые, увы, всё чаще сталкиваются с преступлениями религиозно-экстремистской направленности. Материалы, собранные представителями Центра, помогли Генеральной прокуратуре РФ закрыть в судебном порядке сперва крупное псевдорелигиозное движение «Преображение России», а недавно – отечественных «Свидетелей Иеговы», а также около двадцати других – не столь широко известных, но не менее деструктивных сект. Центр эффективно сотрудничает с представителями СМИ и его представители по нескольку раз в неделю дают комментарии журналистам как федеральных, так и региональных изданий, теле- и радиопередач.

Заметим, что при этом Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского зарегистрирован в качестве межрегиональной общественной организации, и вся наша работа осуществляется на энтузиазме.

Вряд ли стоит говорить, что руководству самих тоталитарных сект деятельность ЦРИ – как кость в горле. Поэтому регулярно предпринимаются масштабные, щедро оплаченные, но всегда трусливо-анонимные попытки дискредитировать руководителей и сотрудников Центра в глазах государства и граждан. Однако практика показывает, что всерьез такие потуги сектантов никто не воспринимает.

Как известно, четверть века – тот возраст, когда уже нашедший место в жизни человек начинает работать в полную силу, приносить максимальную пользу обществу и государству. Уверены, что и у нашего Центра, отмечающего двадцать пятый день рождения, впереди – большое будущее.

(«Алтайская правда», 29 января 1999 года)

«Борьба с сектами?! Знаем-знаем. Православная церковь воюет со своими конкурентами». После этих слов, как правило, статья откладывается в сторону. Не буду обольщаться насчет своих заметок и я. В конце концов, кто хочет — тот прочтет, а кто не хочет — того не заставишь. Только один совет: если на улице вашему ребенку добрый дядя предложит конфетку — откажитесь. В нее могут быть подмешаны кровь и сперма очередного «пророка».

К сожалению, это правда. Сторонники корейского «учителя» Сен Мен Муна полагают, что только эта замечательная смесь поможет человечеству выйти на более высокий уровень развития (даже если самому человечеству этого как бы и не надо). Не хочу делать из своей статьи ужастик, но, по некоторым данным, последователи Муна в нашей стране, в том числе и в Сибири, вели переговоры с руководителями кондитерских фабрик. Да, чтобы в технологическом процессе изготовления конфет появилось еще одно — это понятно? — звено. Разумеется, о составе «некоего нектара» они не сообщали. Вполне возможно, что кто-то и согласился. Ведь тогда Мун был официальным гостем Президента СССР Горбачева, то есть очень уважаемой персоной. К слову, тема «российские политики и секты» вообще неисчерпаема. Например, японские власти утверждают, что формулу производства зорина — отравляющего газа, который использовали сектанты из «Аум Синрике» в токийском метро, продал лидеру секты Секо Асахаре (он тоже приезжал к нам по официальному приглашению) бывший секретарь Совета безопасности при Президенте РФ О. Лобов…

Но оставим политиков в покое и вернемся на нашу грешную, сибирскую, землю. Поверьте, здесь тоже случается немало страшных вещей. Об этом шла речь на проходившей в Белокурихе международной конференции «Тоталитарные секты Сибири», организованной Барнаульской и Алтайской епархией совместно с Центром священомученника Иринея Лионского при Отделе религиозного образования и катехизации московского Патриархата.

Убийства: «Общество сознания Кришны», «Народный храм», «Аум Синрике», «Ветвь Давидова», сайентология, муниты. Доведение до самоубийства: «Церковь Христа», «Богородичный центр». Смерти от неоказания медицинской помощи происходили у мунитов, Свидетелей Иеговы (через отказ от переливания крови, несмотря на срочные медицинские показания), сайентологов и виссарионовцев. В нескольких из перечисленных сект зафиксированы случаи надругательства над детьми. Среди приверженцев секты «Семья» (она очень активно действует в Новосибирске) распространяются инструкции, как матери сожительствовать с 5-летним ребенком.

Только по официальным данным, более 250 тысяч семей были разрушены по вине сект. Приблизительно такое же число детей было брошено родителями, попавшими в сети сектантов.

(По данным Центра священномученика Иринея Лионского и материалам конференции)На конференцию я ехал с изрядной долей скепсиса и в ожидании ответов. Да так ли страшен черт, в конце концов, как его малюют? Большая часть информации, получаемой нами, обывателями, о деятельности новых религиозных объединений исходит либо от самих сектантов, либо от представителей Русской православной церкви. Вполне закономерно, что в какой-то момент предостережения РПЦ начинают восприниматься как ворчание человека, обойденного конкурентами. Если учесть, что православная церковь в последние годы дала немало поводов для серьезной критики в свой адрес (только в нашей епархии можно вспомнить несколько громких скандалов), возникают сомнения в ее непредвзятости. И почему государство лояльно по отношению к сектам, если они на самом деле так опасны?

Почему, осуждая прозелитическую (переманивание) и пропагандистскую деятельность нетрадиционных религиозных объединений, РПЦ сама не ведет активную пропагандистскую и воспитательную работу? Наконец, насколько отечественный опыт борьбы с тоталитарными сектами соответствует зарубежному? С ответа на этот вопрос конференция и началась.

Сразу скажу, что первые полтора дня ее работы были утомительны и не очень плодотворны. В знак уважения к этому самому «зарубежному опыту» профессор А. Дворкин (руководитель Центра священномученика Иринея Лионского) отдал инициативу иностранным гостям — известным сектоведам немецкому пастору Т. Гандоу и датскому профессору Й. Огорду. Манера же выступления западных специалистов, как известно, отличается тем, что доклады готовятся в расчете на абсолютно неподготовленную аудиторию. В итоге — переизбыток общих мест и размазанная во времени информация. И все же.

Мы привыкли верить на слово отечественным правозащитникам: «Россия — несвободное посттоталитарное государство. Вот на Западе человек может верить во что угодно». Из выступлений господ Гандоу и Огорда можно было сделать совсем иные выводы. Как оказалось, там отношение государства к религиозным объединениям не так уж и либерально. Традиционные религии поддерживаются. Но есть официально осуждаемые и запрещенные. Один из самый жестких в Европе законов принят в Австрии. Чтобы получить юридические права, религиозные объединения должны там на протяжении 10-20 лет доказывать свою состоятельность.

«Второклассный статус», например, получили такие распространенные объединения, как баптисты, адвентисты и пятидесятники. В Греции вообще запрещается религиозный прозелитизм и государственной религией признается только православие. В самой веротерпимой стране мира — США «Церкви Христа» запрещено вести религиозную агитацию в студенческих городках (в Барнауле она до недавнего времени базировалась на базе одного из вузов). И хотя, по словам Томаса Гандоу, число приверженцев такой секты, как «Свидетели Иеговы» на его родине, в Германии, тоже растет (в основном — за счет наших бывших соотечественников), «Россия и бывшие государства СССР просто побивают все рекорды». По его данным, этот рост ежегодно составляет от 17 до 32 процентов.

Почему именно Россия оказалась так восприимчива к идеям сектантства? Если к немцу на улице подходит вежливо улыбающийся человек и предлагает взять буклет или брошюру, его реакция: «Секта? Спасибо, но я у вас ничего не возьму». Когда к нашему: «Только одна? И больше ничего?» Дело тут не в любопытстве или тем более — жадности. Мы на самом деле остаемся самым восприимчивым к чужому и чуждому влиянию народом. Из нашего сознания изъяты спасительные барьеры. Зато глубоко в подсознании сидят идеи (сектантские по сути), которые вбивались на протяжении трех-четырех поколений. А подобное легче всего заменяется подобным.

Достаточно убедительную в этом отношении аналогию привел на конференции один из наиболее уважаемых мной алтайских священников отец Андрей Суховский (Усть-Кокса, Республика Алтай), опытный врач-психиатр. Он объяснил, с учетом своего медицинского и духовного опыта, почему многие секты берутся излечивать наркоманов. Оказалось, что в ходе медитаций и совершения массовых обрядов в мозгу сектанта вырабатываются морфиноподобные субстанции, то есть те же вещества, что и при употреблении наркотиков. И человек испытывает больший кайф. Да, он бросает колоться. Но только потому что «подсаживается» на другой, гораздо более сильный «наркотик». Член секты — обманутая и униженная жертва чужих манипуляций. Этот человек нуждается в сочувствии и снисхождении. Нередко речь идет о ф и з и ч е с к о м недуге.

Доказано, например, что для полного излечения человека, покинувшего секту, в среднем необходимо два года. Бывшему муниту — 16 месяцев, сайентологу — 25,5 месяцев. Большое число последователей «Белого братства» проведут остаток жизни в психбольницах. Впрочем, даже это — не худший исход.

Напомню, что в ноябре прошлого года исполнилось 20 лет со дня трагедии в Джонстауне, когда в джунглях Гайаны добровольно-принудительно расстались с жизнью 700 человек, в том числе 276 детей. С тех пор самоубийства на религиозной почве совершаются почти ежегодно. Один из последних громких случаев — «отправившиеся к звездам» вслед за пролетавшей кометой 39 членов секты «Небесные врата».

В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАКОМ
Что такое тоталитарная секта? Чем она отличается от того или иного религиозного культа? Йоханес Огорд 27 лет занимается этой проблемой. Только приверженцы сайентологии подавали на него в суд 18 раз. В Индии из-за своей антисектантской деятельности он стал персоной нон-грата. Его точка зрения такова: «Господь говорит с нами голосом совести. Это основная составляющая человеческой личности. В секте совесть убивается. Духовные ценности подменяются интересами одного человека — лидера секты. Происходит своеобразное клонирование — адепт во всем старается подражать своему «учителю». То есть поклонение Богу фактически заменяется поклонением «богоподобному» лидеру или созданной им организации. И в результате человек отдает не только свои деньги, но и свою уникальность, свою душу».

Любой может сказать: «Но ведь это смешно: как против моей воли меня можно заставить что-то делать?». На конференцию Александр Дворкин привез несколько документальных фильмов о харизматических сектах — наших и зарубежных. С первых минут просмотра появляется ощущение уже виденного…

Сначала «пастор» вещает со сцены под то убыстряющуюся, то замедляющуюся музыку. Публика медленно доходит. И вот уже речь артиста превращается в бессвязные истеричные выкрики, масса в ответ ревет, топчет ногами «бесов», мотает головой… Дошла. Начинается самое интересное. Наш герой уже прохаживается по сцене, время от времени «одаривая снизошедшей на него благодатью» ближние ряды — от его прикосновения люди валятся на пол, бьются в истерике…

…Опа. Так ведь это же в точности Анатолий Кашпировский! А мы говорим: «Нельзя заставить». Действительно же, мотало полстраны головой в такт пассам «целителя союзного значения». Часть из них сейчас наверняка занимается тем же в «Теологии процветания» (одно из названий секты, основанной неким К. Хейгином). В науке эта методика воздействия на массовое сознание получила название шокового гипноза, последствия его плохо изучены. Зато установлено, что вбить в голову попавшего под влияние такого «пастора» — гипнотизера можно все что угодно. Как минимум — расстаться со своими деньгами.

Путь в секту легок, приятен… и неисповедим. В этом я в очередной раз убеждался, слушая рассказы священников, ученых и сотрудников госбезопасности. Действительно, если вы озабочены своим здоровьем, то рано или поздно столкнетесь с методикой Порфирия Иванова. Если учите английский — вас рано или поздно пригласят на встречу в американскую «Церковь Христа». Если ваши духовные искания не удовлетворены, вам могут предложить путь «самоусовершенствования» с помощью «Дианетики» или методик «Сознания Кришны». Если вы печетесь о возрождении русской государственности — рано или поздно узнаете о движении «К Богодержавию». И так далее.

Страшно? Есть немного. А что делать?

В ПИКЕТ, В ПИКЕТ…
Самыми неблагополучными в нашем регионе по праву считаются Новосибирская область и Новосибирск, своеобразный перевалочный пункт для многих сектантов. Достаточно сказать, что именно здесь обосновалась Ф. Фишер — один из лидеров движения «Семья» (другое название «Дети Бога»), нелегальной, жестко организованной деструктивной религиозной организации. Именно здесь прошла серия ритуальных убийств, совершенных сатанистами, здесь же в 1994 году мать — последовательница одного из восточных культов, принесла в жертву своего 1,5- годовалого ребенка.

Но, с другой стороны, действие рождает противодействие. В Новосибирске при соборе Александра Невского уже пять лет работает Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства. Его руководитель, протоиерей Александр Новопашин, дал ответ на вопрос о бездействии государства: «Наше законодательство несовершенно. У сектантов есть десятки способов получить официальный статус. Например, мормоны, нео-харизматы, нео-пятидесятники совместно создали некую структуру, которую будут регистрировать как общественную организацию. Я уже не говорю о том, что многие секты постоянно меняют названия.

В отношении же государства к сектам можно привести пример с Александром Лебедем. Один раз он публично заявил: «Нужно искоренять сектантскую плесень». С тех пор в каждой зарубежной поездке он извиняется перед «мировой общественностью». Зато его слова «а вот в Православной церкви у нас бардак» остались как бы и незамеченными. В любой стране карьера публичного политика, если бы он позволил себе оскорбить традиционную религию, сразу бы закончилась.

Представитель Управления федеральной службы безопасности по Алтайскому краю Владимир Аникин заявил на конференции: «В своей работе мы прежде всего руководствуемся уголовным кодексом, а установление состава преступления на религиозной почве — дело очень непростое».

Вот так и получилось, что единственным реальным противником разрушительной деятельности тоталитарных и деструктивных сект в нашей стране остается Православная церковь и действующие при ее поддержке родительские комитеты, в которые объединяются члены семей, из которых ушли в секты дети или родители. К слову, Центр отца Александра Новопашина не только собирает и распространяет информацию, но и проводит реабилитационную работу, устраивает пикеты.

Рассказать о каждой секте, действующей в Барнауле и Алтайском крае, просто невозможно (практически все секты и религиозные организации, названные и перечисленные в этой статье, у нас есть). Одно перечисление и варианты названий заняли бы больший объем, чем вся эта публикация.

Поделюсь только своим мнением, пусть даже оно и идет вразрез с точкой зрения Православной церкви. Я убежден, что в л ю б о й из общепризнанных традиционных религий есть то, что ищет человек, обращаясь в секту. Да, в каждой из традиционных религий есть те или иные недостатки, как есть недостатки в каждом из нас. Но все они оставляют за своими приверженцами право на свободный выбор.

Артем БОЧКАРЕВ.
Барнаул-Белокуриха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *