Церковь казанской иконы божией матери Казань

Поморско-брачная община в Казани не была столь же богатой и влиятельной, как старопоморская. Большую часть верующих составляли выходцы из Вятской губернии и из Чистополя. В сельской местности Казанской губернии это согласие не было распространено. Лидером и покровителем общины многие десятилетия был купец Иван Семенович Гребенщиков (1810-1883), оптовый торговец железом и владелец кирпичного завода. Его предки, лаишевские мещане, принадлежали к старопоморскому согласию, а брат Василий был одним из лидеров казанской старопоморской общины. Но сам Иван Семенович еще в юности перешел в поморско-брачное согласие. В 1850-1880 годы в его доме находилась молельня. До 1917 года община существовала на средства, завещанные Гребеншиковым, т. к. других крупных предпринимателей в общине не было. Наставником и руководителем хора в 1870 годы стал казанский мещанин Андриан Иванович Кочкешев, служивший в общине еще с 1861 года. После смерти Гребенщикова и вплоть до 1918 года Кочкешев был фактическим руководителем общины. Председателем совета общины после ее регистрации в 1906 году стал небогатый купец Василий Львович Виноградов.

В 1906-1910 гг. на средства, завещанные Гребенщиковым, под руководством Кочкешева, Виноградова и Василия Филипповича Максимова был построен храм на ул. Вознесенской (Островского, 81). Небольшой одноглавый храм без колокольни. Выстроен в эклектическом стиле с сочетанием псевдорусских форм и узорчатой разностилевой кирпичной кладки. Закрытый в начале 1920-х годах храм в 1982 году передан общине Русской православной старообрядческой церкви (бывшей Белокриницкой иерархии) и освящен в честь Казанской иконы Божией матери. Согласно «Списку памятников истории и культуры Республики Татарстан, находящихся на государственной охране» на 1.01.2001 года, церковь Казанской Богородицы является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Эту церковь очень хорошо знают старожилы города и очень плохо – современные казанцы. В те недавние годы, когда вера у нас держалась «под замком», новички быстро узнавали у тех, кто уже был, как добраться до пригорода Казани с красивым именем Царицыно – креститься самим или крестить детей, исповедаться, чтоб стало легче на душе, причаститься, заказать панихиду…

Думается, немало наберется казанцев среднего поколения, которые именно этой маленькой, неприметной церкви на окраине города обязаны самым важным шагом в своей жизни – святым крещением. Да, конечно, в самом городе действовали Никольский собор и церковь Ярославских Чудотворцев, но подальше было все-таки как-то поспокойнее: не дежурили у входа комсомольцы, не докладывали потом на работу… Село – оно и есть село, хотя бы даже и пригородное (сейчас уже совсем в черте города).

Место это – необыкновенно красивое. Церковь ли его украшает или, оно – церковь? Бог ведает. Только редко где еще в городе или окрестностях увидишь такую панораму широкой и глубокой долины, на одном склоне которой – почти весь Советский район, а на другом – дальние леса в дымке и игрушечные домики поселков.

Кажется, такая огромная долина могла бы вместить целую широкую реку, не меньше Казанки – а в ней струится всего лишь крошечная Нокса, на берегу которой и стоит церковь. А на другом берегу – старинное кладбище. Приход здесь существовал уже в 1570-х гг.

Церковь в честь Царицы Небесной, в честь чудотворного Ее образа – иконы Казанской, была возведена и освящена в 1829 году. Строительство производилось на средства прихожан – крестьян села Царицыно, деревень Аки, Константиновки и Чебакса. Тогда отмечалось 250-летие обретения этой святыни. С тех пор практически ничего в ее облике не изменилось, что само по себе удивительно. Какой она была снаружи и внутри в пушкинское время, такой стоит и сейчас (кстати, сам Пушкин осматривал Царицыно – потому что Пугачев напал на Казань как раз с этой стороны).

Царицынская церковь – одна из четырех в Казани и окрестностях, чей интерьер остался практически не тронутым в советское время. Уникально то, что закрыта она была всего несколько лет – в 1938-44 гг. Уже в Великую Отечественную войну вновь стала действующей и с тех пор не закрывалась.

Внутри Царицынская церковь красива какой-то почти неземной, благодатной красотой, очень намоленное место. Здесь тоже верится, что «пребывает Бог с людьми». Лазурно-голубой, с редкими завитками позолоты, иконостас в три яруса. Трепетные свечки, как звезды, на его фоне. Они здесь постоянно теплятся, даже когда нет службы. Кажется, что народу совсем немного, даже почти нет, но люди все равно заходят.

Очень советуем всем паломникам выкроить время и обязательно посетить эту церковь, несмотря на ее отдаленность от центра города. Особенно повезет, если вы попадете в нее в престольный день Казанской иконы Божией Матери (21 июля и 4 ноября н.с.). И память о самом этом месте вы увезете с собой навсегда.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в услужении духовенства казанской епархии утром совершил чин освящения пещерного храма воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Сразу после освящения в храме прошла первая божественная литургия.

Фото: Максим Кирилов

В торжественном богослужении приняли участие митрополит Берлинский и Германский Марк, епископ Зеленоградский, викарий патриарха Московского и всея Руси Савва, а также епископы Татарстанской митрополии. На торжественной службе присутствовали также вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов, исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, заместитель председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Светлана Персова и другие.

Ранее пещерный храм хотели освятить к Рождеству, но затем отложили эту процедуру. По информации источников «БИЗНЕС Online», было решено подождать прибытия в город мощей святой мученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сегодня мощи привез в пещерный храм митрополит Марк.

«Это совершенно эксклюзивное явление, когда и память великой княгини мученицы Елизаветы и инокини Варвары, и храм, который она создавала, и святые мощи… Она присутствует здесь не как жительница Земли, а Неба, в святых мощах своих», — рассказал «БИЗНЕС Online» митрополит Феофан.

По его словам, в пещерном храме собираются проводить богослужения и он будет открыт для всех верующих. «Как правило, строится небольшой храмик, пока идет строительство большого храма. А на месте строительства уже совершается молитва. Очень важно, что мы освящаем храм пещерный до того, как будет освящен основной верхний храм. Там сейчас идет самая ответственная работа — установка иконостаса, роспись и художественное наполнение. А здесь идет молитва. Это очень важно, чтобы освящение уже начиналось через молитву, и люди понесут сюда свои и печали, и радости, и благодарение, и мольбы, и просьбы», — пояснил владыка Феофан.

Ожидается, что основной верхний собор Казанской иконы Божией Матери освятят в следующем году.

Напомним, великая княгиня Елизавета Федоровна в 1910 году после посещения Казанского Богородицкого монастыря предложила устроить в подвале святое место с сенью и иконостасом на месте непосредственного обретения чудотворной иконы, а также подземный храм в честь Рождества Богородицы. Работы, приуроченные к 300-летию дома Романовых, завершили в 1913 году. С тех пор подвальное помещение называют пещерным храмом, а иногда — Казанскими пещерами. В Советские годы собор был утерян.

4 ноября 2015 года президент РТ Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Чин закладки восстанавливаемого исторического собора Казанской иконы Божией Матери совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Проектно-сметная документация по воссозданию собора на благотворительной основе подготовлена ГУП «Татинвестгражданпроект».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *