Церковь прокопия

Праведный Прокопий Устюжский (Святой Прокопий Устюжский, Святой Прокопий Любекский; 8 июля 1303, Великий Устюгблаженный) — (юродивый во Христе) чудотворец, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви.

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены. В Житии Прокопия сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов-патрициев.

После смерти отца Прокопий погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы немецкий «Петергоф».

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был невольно поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам — чего он никогда не думал встретить среди людей, не повинующихся римскому первосвященнику.

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь. Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому(†1192 г.)

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Вел. Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия. Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло миро. Все присутствовавшие почувствовали облегчение. В это время страшная туча медленно прошла над городом и в 20 верстах от него, в пустынном месте, разразилась обильным каменным градом. Город же остался невредимым.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Прокопий прожил в юродстве 60 лет. Он скончался 8 июля 1303 г. у врат Архангельского монастыря. В этот день выпал обильный снег. На могилу его положили камень, на котором он любил сидеть на берегу Сухоны, молясь за проходящие мимо лодки и суда. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия.

Сейчас в Великом Устюге есть действующий храм Святого Прокопия Праведного. В нем в 2008 году на праздничной рождественской литургии присутствовал В.В. Путин. По сей день в храме совершаются богослужения, церковные таинства, в главном зале находятся мощи святого. С южной стороны в стену замурован камень, символизирующий спасительное чудо Прокопия – избавление Устюга от каменной тучи.

Святыни

В нашем храме находятся икона с частицей мощей прп. Амвросия Оптинского.

История
28 июля 1753 года Указом Ее Императорского Величества Елизаветы Петровны было определено в Монастырской деревне заложить деревянную церковь во имя святого праведного Прокопия. Так 250 лет назад появился первый храм будущего города Прокопьевска — деревянная однопрестольная церковь во имя святого праведного Прокопия Устюжского Христа ради юродивого устюжского чудотворца, который стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. В 1938 году он был разрушен. Сегодня на его месте открыт новый деревянный храм Святого Прокопия Устюжского, построенный по старинным православным традициям. Он воздвигнут на том самом святом, намоленном месте, с которого, можно сказать, берет начало наш город.
Прокопьевск – в числе немногих городов России, названых в честь православного святого.
Жил устюжский чудотворец в 13 веке. До своего приезда в Россию он был купцом в Германии. Но, посетив нашу страну, настолько проникся православной верой, что в скором времени принял монашеский постриг. Прокопий Устюжский своими молитвами спас Великий Устюг от каменного дождя и с того врмени считается покровителем горнорудного дела.
Город, носящий имя святого в истории России – факт нераспространенный. Он обязывает по-иному взглянуть на историю города и предназначение живущих в нем.
11 августа 2013 года Прокопьевск посетил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии. Он освятил новый храм, возглавил первую Божественную литургию в нем и крестный ход.

Второй собор Соборного дворища посвящен святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга († 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Прокопий Праведный – особочтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ Успенского собора, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.

В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь – святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII–XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея–заповедника».

Реставрация иконостаса была выполнена в 80–90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко – архитектурного и художественного музея–заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

Соборный храм во имя Святого и Праведного Прокопия, Устюжского чудотворца. Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня. В 1471 году часовня была заменена первой деревянной церковью, в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар и освящена в честь покровителей русского воинства Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых.

Одновременно с функциями культового здания церковь выполняла роль исторического монумента. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму. В 1495 году, после пожара, церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию «о пяти верхах», которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 года. В 1649 году после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви (Борисоглебский и Георгиевский) были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская. 23 апреля 1668 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы иждивением Афанасия Гусельникова начато строительство каменной Прокопьевской церкви. Строил устюжский мастер Петр Дмитриевич Котельников.

Храм пятиглавый с колокольней на юго-западном углу. На колокольне 10 колоколов, самый большой весом 120 пудов. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора. В 1720 — 1724 году были подняты своды Прокопьевского собора, убраны несущие столбы. В 1902 году пристроен придел во имя Тихона Задонского, ризница и трапезная. В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого. В основании храма заложен черный камень. По преданию, один из камней, выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень, по завещанию Прокопия, венчает его могилу.

Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720-1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. 21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь. Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место.

Святой Прокопий Устюжский в житии. 1602 год. Происходит из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора. Реставраторы М. В. Романова, Ю. В. Чернова 1987-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. На тыльной стороне иконы имеется надпись в две строки: «…та 7 110 Июн в 13 д поставил сий образ на Устюге Великом на посаде у целбоноснаго гроба у святаго праведнаг Прок… устюжскаго чюдотворца Никита Григорьев сын Строганов». Порядок клейм: 1. Пришествие св. Прокопия в Устюг; 2. Моление св. Прокопия пред иконой Одигитрии; 3. Св. Прокопий призывает устюжан к покаянию; 4. Устюжане не внемлют словам св. Прокопия; 5. Появление огненной тучи над Устюгом; 6. Моление устюжан в Успенском соборе; 7. От иконы Благовещение исходит миро; 8. Выпадение каменного дождя за городом; 9. Миро от иконы Благовещение подает исцеление; 10. Молитва св. Прокопия у стены Михайло-Архангельского монастыря перед кончиной; 11. Преставление св. Прокопия; 12. Отпевание св. Прокопия; 13. Ратные люди возводят малую церковь над гробом св. Прокопия; 14. Исцеление расслабленного у гроба св. Прокопия; 15. Исцеление бесноватого; 16. Погребение нечестивого слуги наместника; 17. Возведение гробницы на могиле слуги нечестивого; 18. Разрушение гробницы слуги нечестивого; 19. Удаление гроба слуги нечестивого от гроба св. Прокопия; 20. Моление наместника у гроба св. Прокопия; 21. Исцеление расслабленного отрока Пантелеймона; 22. Исцеление от глазной болезни отрока Феодора; 23. Соломония у гроба св. Прокопия; 24. Чудо о расслабленном иерее Доментияне (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII — XVIII веков. — М.: «Галарт». 1995.). Каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа, вставленный в икону XVII века.

Шильниковская В.П. Великий Устюг. Развитие архитектуры города до середины XIX века. – М.: Стройиздат. 1987. Стр. 246

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *