Церковь в чернигове

Своим основанием Елецкий монастырь и Успенский собор обязаны, как гласит легенда, чудесному явлению иконы Божией Матери. Достоверных сведений о том не сбереглось. Сохранилось лишь народное предание, записанное в ХVII столетии елецким архимандритом Иоанникием (Голятовским). Согласно ему, образ Пресвятой Богородицы явился на ели в сиянии — «променями светлыми як огнем оточеный», благодаря чему и чудотворную икону, и монастырь стали именовать Елецкими. «Кто на том дереве еловом, — продолжает о. Иоанникий, — образ Матери Божией поставил, чи по Божьему напутствию человек, чи ангел, того не ведать, однако известно, что той образ знайденый за князя Черниговского Святослава Ярославича». Именно Святослав Ярославич (1027-1076), третий сын Ярослава Мудрого, окончивший свои земные дни на киевском великокняжеском столе, почитался всегда как основатель Елецкой обители и соответствующим образом поминался в её синодике. Долгое время считалось, что Святослав был строителем и каменного Успенского собора в монастыре. Писал об этом, в частности, о. Иоанникий (Голятовский): «Святослав Ярославич мурованную церковь Пресвятой Богородицы Елецкой збудова… як в Кыеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь».

В свете той информации, которую мы имеем о постройке Успенского собора Киево-Печерского монастыря, сообщение Голятовского выглядит странно. Из его текста следует, что киевский собор послужил образцом для черниговского, однако известно, что первый из них как раз и строился при князе Святославе, когда он взошёл на великое княжение. Вообще, к выводам архимандрита Иоанникия нужно относиться с осторожностью. Вольно трактуя сообщение «Повести временных лет», он, например, смешивает Елецкий Успенский монастырь с Троице-Ильинским монастырём на Болдиных горах, основанным прп. Антонием Печерским примерно в это же время и также «при посредстве» Святослава Ярославича. Современные исследователи готовы считать князя Святослава лишь основателем Елецкого монастыря, но никак не его каменного собора. Полагают, что храм возводился при Давиде или Олеге Святославичах — сыновьях Святослава Ярославича. «Несомненно лишь, — пишет об Успенском соборе П. А. Раппопорт («Зодчество Древней Руси» (1986)), — что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплён за их родом решением Любечского съезда (1097 г.).

Косвенные данные позволяют уточнить дату возведения храма: вероятно, вскоре после 1113 года». К более ранней датировке склоняется Н.В. Холостенко в своём «Архитектурно-археологическом исследовании Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове» (1961). Он относит постройку собора к 1094-1097 годам. Архитектурное наслоение последующих эпох во многом исказили древний облик Успенского собора. «Первоначально, — говорит ныне здравствующий историк архитектуры О.М. Иоаннисян в работе «О происхождении, датировках и хронологии черниговского зодчества ХII века», — собор был простым одноглавым шестистолпным храмом, принадлежащим к тому типу, который получил широкое распространение в киевском зодчестве второй половины ХI века после постройки Успенского собора Киево-Печёрского монастыря. Не исключено, что именно Киево-Печерский собор и послужил непосредственным образцом для собора Елецкого монастыря, что в известной степени, подтверждает сведения, приводимые И. Галятовским». Этот же автор делает вывод о принципиальном «технологическом» отличии Черниговского Успенского собора от соимённого Киевского и предполагает, что в его постройке могли принимать участие мастера, знакомые с романской архитектурной традицией.

Успенский собор в древности был украшен фресками и служил усыпальницей для знатных жителей Чернигова. Затем последовал длительный период запустения Елецкого монастыря, но впоследствии он вернул себе былое значение, а его соборный храм приобрёл свои нынешние — барочно-украинские — черты. Период первоначального цветения Елецкой обители (а вместе с нею — и Успенского собора) был кратким, но ярким. Она, по всей видимости, пользовалась покровительством черниговских князей и являлась значительным духовным центром Черниговщины.

Архимандрит Иоанникий (Голятовский) писал, что при поновлении Успенского собора в 1670-е годы был найден «в земле пред церковными дверьми давний гроб целый, из каменных досок червоных учиненный. Знашлисмо также внутри церкви под хором з правого и з левого боку в нишах давнии гробы, в тех гробах знаменитых без сомнения або яких князей, або панов русских тела были положены». Надо полагать, что погребения, обнаруженные в ХVII веке, относились к домонгольскому периоду. Сообщает о. Иоанникий и о том, что «перед Батыем церковь была покрыта оловянными таблицами, о чём известно из того, что и теперь находят люди в песке много олова». Наконец — и в этом может убедиться любой посетитель собора — храм украшали великолепные фрески. До сегодняшнего дня от них сохранились только фрагменты, но и они дают представление о высоком мастерстве их авторов. В октябре 1239 года Чернигов разорило войско хана Менгу. Погибли все защитники города. Спустя несколько лет в Орде принял мученическую смерть черниговский князь Михаил Всеволодович, потомок основателя Елецкого монастыря Святослава Ярославича. После этого разорения монастырь пришёл в упадок.

«Купола, — пишет всё тот же архимандрит Иоанникий, — были мурованные (кирпичные) на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленые. а монастырь был палями (кольями) вокруг оставленный так, як теперь замок Черниговский, и келии около церкви были, и монахи мешкали (жили)». В 1558 году началась затяжная Ливонская война. За двадцать пять лет войны Чернигов по меньшей мере дважды находился под угрозой уничтожения, это в 1562 и 1579 года. А в 1610 году киевский полковник Самуил Горностай превратил Чернигов в груду дымящихся развалин. «И того часу згорел монастыр Елецкий», — скорбно повествует о. Иоанникий (Голятовский). С собою бравые захватчики хотели увезти главный монастырский колокол, но им не удалось даже сдвинуть его с места. После учинённого Горностаем погрома оставшиеся в живых горожане покинули Чернигов. Отстраиваться он начал только через двенадцать лет, будучи уже — по Деулинскому договору 1618 года — польским городом. В 1657 году на Черниговскую кафедру был возведён епископ Лазарь Баранович (1620-1693). С его именем связано возрождение религиозной жизни края. В 1669 году владыка Лазарь поставил управлять монастырём архимандрита Иоанникия (Голятовского), своего давнего, ещё по Киево-Могилянской академии (где будущий архипастырь преподавал, а будущий архимандрит учился), знакомца. Высокое доверие архимандрит Иоанникий оправдал в полной мере. Он восстановил монастырь, отремонтировал и соборную Успенскую церковь. Именно при нём храм приобрёл черты, свойственные украинскому барокко и определяющие его облик до сего дня. Изыскивая средства на возобновление монастыря, о. Иоанникий не остановился даже перед тем, чтобы поехать в Москву — к царю Алексею Михайловичу, который и удовлетворил почти все его просьбы. На рубеже ХVII-ХVIII веков вдоль южной стены собора пристроили церковь во имя апостола Иакова — семейную усыпальницу Лизогубов.

К концу ХIХ века монастырь, имея довольно высокий статус (в нём проживал епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии), подчинялся непосредственно владыке Филарету (Гумилевскому), не был богат ни средствами, ни братией. 14 монахов и 4 послушника составляли монашескую общину. В это время началось исследование фресок Успенского собора, продолжавшееся до установления советской власти в городе.

С приходом к власти большевиков, Елецкая обитель была закрыта (точную дату этого прискорбного события документы не сообщают), но богослужения в соборе ещё совершались, хотя в 1920 году вышло постановление о передаче монастырских зданий под концентрационный лагерь ГубЧК. Окончательную ликвидацию Елецкого монастыря следует пометить, по-видимому, 1923 годом, когда «молитвенные дома и всё церковное имущество» поступило в распоряжение обновленцев. Спустя несколько лет Успенский собор монастыря поставили на государственный учёт как памятник архитектуры, но его разрушения это не остановило: в обители к этому времени размещался учебно-производственный комбинат, в чьи задачи не входило сохранение уникального архитектурного ансамбля. Довершили начатое немецкие оккупанты. После их ухода монастырь выглядел так, как после погрома хана Менгу семисотлетней давности. В 1930 году Елецкая икона Божией Матери попала в Черниговский исторический музей. Когда началась война, здание его сгорело. Но икона чудом уцелела: её нашла на пепелище музея некая женщина и принесла в Троицкий собор (Елецкая обитель тогда не действовала). После войны образ, правда, пришлось отдать обратно в музей, но с 1999 года Елецкая икона Пресвятой Богородицы вновь пребывает в монастыре, построенном на месте, где когда-то явилась её предшественница.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №65, 2013 г.

Храм Архистратига Михаила (укр. Храм Архістратига Михайла) — православный храм Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ (МП) в городе Чернигове, находящийся на углу проспекта Мира и улицы Козацкой. Строительство началась в 2001 г., освящён в 2002 г. Храм сооружён в форме ротонды. Проект храма принадлежит киевскому архитектору Олегу Слепцову. Но в процессе строительства проект был изменён по желанию церковной общины. Проект колокольни, а также благоустройства территории исполнил черниговский архитектор Виктор Матвеевич Устинов. В храме 3 входа: центральный — западный и два боковых: южный и северный. Настенной живописи нет.

Главным украшением храма является трёхъярусный иконостас. По центру иконостаса — царские врата, поднимающиеся на высоту двух ярусов. На них изображены четырёх евангелистов и композицию «Благовещение». Справа от царских врат — икона «Иисус Христос». Христос изображен в полный рост с Евангелием в руке. На пономарських двери — икона «Св. Архидиакон Стефан». Над царскими вратами — икона «Тайная вечеря». На втором ярусе — 8 икон праздников «Рождество Христово», «Введение в храм», «Рождество Богоматери», «Новозаветная Троица», «Иисус Христос», «Благовещение», «Успение Богоматери», «Крещение». На третьем ярусе над царскими вратами размещена большая икона «Иисус Христос — Царь славы» и 8 икон с изображением апостолов. Завершается иконостас крестом.

Кроме храма, на территории построена колокольня. Она восьмигранная в плане, высотой 34 метра, на четвёртом ярусе расположено 8 колоколов. Работает воскресная школа для детей.

Чернигов для туриста

Храмовый комплекс всех святых Черниговских — новая храмовая застройка Черниговской епархии УПЦ в городе Чернигове. Храм расположен в жилом массиве улицы Рокоссовского, возле рынка «Нива», на площади Героев Сталинграда. Строительство начато с конца 2000 г. Спроектировал храм черниговский архитектор Виктор Устинов с участием Тамары Овсянниковой, руководителя фирмы «Зодчий». Но настоятель храма протоиерей Петр Казновецкий внес существенные изменения и коррективы в проект. Автор стремился, по его же словам, чтобы храм выглядел легким и гармоничным.

Храм двухэтажный, длина и ширина его — по 30 м, высота — 52 м. Уже к концу 2000 г. Был заложен фундамент будущего сооружения, а с 2001 г. Началось возведение стен. На кладку стен ушло 1 500 000 шт. кирпича. Нижний этаж освящен в честь новомучеников исповедников Земли Русской, пострадавших за веру, за православную церковь во время тотальных репрессий первой половины XX в. Церемонию освящения возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Верхний этаж освящен в честь Всех Святых Черниговских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *