Церковь в эрмитаже

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора, является композиционным центром его южного фасада. Первоначальная деревянная церковь в главном здании Придворных конюшен была устроена при императрице Анне Иоанновне и освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа в 1737 году. По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица «по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье» . Уже в 1746 году храм по указанию императрицы Елизаветы Петровны был перестроен в камне, а в 1747 году заново освящён.

1 февраля 1837 года в церкви Спаса Нерукотворного Образа состоялось отпевание А.С.Пушкина. В то время церковь была придворной, но было получено особое разрешение от императора Николая I. После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В 1857 году здесь также проходила панихида по М.И. Глинке.

Среди многочисленных парадных и сверкающих помещений Эрмитажа имеется удивительный зал. Необычность его заключается в том, что войдя в него, прямо напротив входа можно увидеть иконостас под сводом, а также кафедру для проповедей, т.е. главные атрибуты церкви. Вместе с тем, основная часть помещения, отделённая от иконостаса символической оградой, представляет собой обычный музей, т.к. здесь находятся стеклянные шкафы-витрины с выставленными в них экспонатами.
До революции здесь размещалась домовая дворцовая церковь во имя Спаса Нерукотворного, которая впоследствии была закрыта и разрушена, а помещение использовалось как выставочный зал. Потребовалось шесть лет (с 2008 по 2014 год), чтобы восстановить иконостас и оформление стен. Однако в полном виде храм так и не был возобновлён, видимо, из опасения, чтобы Русская Православная Церковь не потребовала его возврата под своё крыло.
Но и того, что восстановлено, достаточно, чтобы представить, как выглядела церковь до революции. Более того, она позволяет ознакомиться с тем, как Франческо Бартоломео Растрелли оформлял интерьер православного храма. Домовая церковь Зимнего дворца была освящена в июле 1763 г. Она является одной из последних работ (если не самой последней) именитого архитектора в России, т.к. ровно через год он покинул её.
Как и все творения Ф.-Б. Растрелли церковь выглядит парадной, сверкающей, на современный взгляд, может быть, даже излишне помпезной. Но нельзя забывать, что создавалась она как парадная церковь императорского дворца.
Интерьер храма оформлен в стиле барокко с заметным влиянием рококо, т.е. с обильным использованием рокайлей и завитков. Особенно хорошо это видно на примере иконостаса (фото 1), имеющего многочисленные изгибы, округлости и разнообразные формы икон – круглые, овальные, вытянутые по вертикали… Весь иконостас обильно покрыт позолотой. Много золота на светлом фоне и в оформлении свода над алтарной частью (фото 2). Также вся в золоте и кафедра для проповедей (фото 3).
Обращают на себя внимание круглые окна (фото 1-3), хотя Ф.-Б. Растрелли предпочитал в верхней части стен делать полукруглые, а в нижней части стен – окна с полуциркульным завершением; таких здесь тоже достаточно. Зато от своего любимого приёма – установки сдвоенных полуколонн он здесь не отошёл; они встречаются часто.
Торжественно-парадной выглядит и западная стена храма, в которой находится вход в церковь (фото 4). Многочисленные лепные и позолоченные украшения настойчиво напоминают, что мы находимся в императорском дворце.
Бросаются в глаза необычные напольные канделябры, высокие – почти в два человеческих роста (фото 5). Они установлены вплотную к стенам и снабжены множеством разветвлений или «рожкóв», которые изогнуты настолько прихотливо и криволинейно, что не сразу и догадаешься, что это такое.
Основная часть помещения, отделённая от иконостаса, напоминает о церкви иконами и крестами, которые выставлены в шкафах-витринах, но не развешены по стенам, как это должно быть в церкви. Большинство экспонатов связано с кем-либо из представителей Дома Романовых.
Вот, например, большая икона с образом Св. Благоверного князя Александра Невского в окружении преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа (фото 6). Память двух последних святых отмечалась 2 апреля. Именно в этот день в 1879 г. террорист-народоволец А.К. Соловьёв совершил покушение на Александра II, который всё-таки не пострадал. По случаю счастливого исхода эта икона была выполнена и подарена императору в тот же год.
На противоположной стороне (также в шкафчике-витрине) можно видеть икону Спаса Нерукотворного (фото 7). Но этот образ – не тот, работы Фёдора Ухтомского (1693 г.), в связи с которым была названа церковь. Икона XVII века находилась за алтарной преградой и была украшена золотой ризой с бриллиантами; может быть, поэтому в советское время она и «затерялась». А та икона, которую мы видим в качестве экспоната, написана в 1817 г. и является, по-видимому, списком со своей предшественницы.
Знатоков и просто любителей старых икон может порадовать выставленный здесь образ Богоматери с Младенцем Одигитрии конца XVII – начала XVIII века (фото 8)
Интересен позолоченный серебряный крест-мощевик, украшенный алмазами, изумрудами и рубинами (фото 9). Крест содержит частицы мощей Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), а также частицу Животворящего Креста (на котором, по преданию, был распят Иисус Христос). Мощевик создал в 1860 г. петербургский мастер специально для помещения в нём перечисленных реликвий. Их поднесли афонские монахи великому князю Константину Николаевичу (сыну Николая I) во время его путешествия по монастырям. Этот крест попал сюда из Мраморного дворца (в Санкт-Петербурге).
Рядом с мощевиком лежит напрестольный так называемый Кунерсдорфский крест. Он интересен не столько исполнением, сколько тем, что был изготовлен в честь победы российской армии под Кунерсдорфом (1759 г.); эта победа оказалась решающей в Семилетней войне с Пруссией.
Работы по реставрации эрмитажной церкви, проведённые в 2000-х годах, были не единственными в истории этого храма. После большого пожара в Зимнем дворце 1837 г., церковь восстанавливалась под руководством В.П. Стасова. По распоряжению Николая I архитектор приложил много усилий, чтобы воспроизвести проект Ф.Б. Растрелли. Интересно отметить, что во время этих работ детали украшений, вырезанные ранее из дерева, были заменены на изделия из папье-маше. Обновлённую церковь освятили в 1839 г.
Большая церковь Эрмитажа, безусловно, привлекает внимание, как искусством исполнения, так и историческим значением выставленных в ней экспонатов. Её, конечно, необходимо посетить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *