Туча Крылов

Серия: «Школьная библиотека» Вниманию юных слушателей предлагается сборник живописных басен Ивана Андреевича Крылова. Сам Крылов считал, что басня, как и всякое произведение искусства, должна быть проста и понятна: «А ларчик просто открывался!». Вот такими «ларчиками» с сокровищами народной мудрости и были его произведения. Многие выражения из написанных им басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки. Пушкин считал, что басенному творчеству Крылова присуще «веселое лукавство», характерное для русского склада ума. Содержание: 1. Ворона и Лисица 2. Мартышка и очки 3. Музыканты 4. Ларчик 5. Лягушка и Вол 6. Парнас 7. Роща и Огонь 8. Волк и Ягненок 9. Синица 10. Осёл 11. Обезьяны 12. Оракул 13. Червонец 14. Стрекоза и муравей 15. Лягушки, просящие Царя 16. Лев и Барс 17. Мор зверей 18. Собачья дружба 19. Бочка 20. Волк на псарне 21. Ручей 22. Лисица и Сурок 23. Лжец 24. Щука и Кот 25. Петух и Жемчужное зерно 26. Обоз 27. Воронёнок 28. Слон на воеводстве 29. Крестьянин и Работник 30. Осёл и Соловей 31. Слон и Моська 32. Волк и Волчонок 33. Обезьяна 34. Кот и Повар 35. Лев и Комар 36. Огородник и Философ 37. Крестьянин и Лисица («Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…») 38. Гуси 39. Откупщик и Сапожник 40. Воспитание Льва 41. Свинья 42. Муха и Дорожные 43. Квартет 44. Листы и Корни 45. Лебедь, Щука и Рак 46. Тришкин кафтан 47. Механик 48. Пустынник и Медведь 49. Любопытный 50. Лев на ловле 51. Пруд и Река 52. Крестьяне и Река 53. Мирская сходка 54. Демьянова уха 55. Чиж и Голубь 56. Камень и Червяк 57. Медведь у Пчёл 58. Зеркало и Обезьяна 59. Крестьянин и Смерть 60. Туча 61. Лиса-строитель 62. Клеветник и Змея 63. Лисица и виноград 64. Волк и Пастухи 65. Две Бочки 66. Мальчик и Змея 67. Пчела и Мухи 68. Крестьянин и Змея («Когда почтен быть хочешь у людей…») 69. Муравей 70. Медведь в сетях 71. Трудолюбивый медведь 72. Свинья под Дубом 73. Булыжник и алмаз 74. Крестьянин и Змея («К Крестьянину вползла Змея…») 75. Лисица и Осёл 76. Котёл и Горшок 77. Соловьи 78. Голик 79. Крестьянин и Овца 80. Волк и Мышонок 81. Два Мужика 82. Котёнок и Скворец 83. Две Собаки 84. Кошка и Соловей 85. Рыбья пляска 86. Паук и Пчела 87. Пёстрые Овцы 88. Дикие Козы 89. Скупой 90. Рыбьи пляски 91. Прихожанин 92. Совет Мышей 93. Ворона 94. Волк и Кот 95. Лев состарившийся 96. Лев, Серна и Лиса 97. Крестьянин и лошадь 98. Белка 99. Щука 100. Кукушка и Орёл 101. Бритва 102. Сокол и Червяк 103. Булат 104. Купец 105. Бедный Богач 106. Осёл 107. Мирон 108. Пушки и Паруса 109. Крестьянин и Лисица («Лиса Крестьянину однажды говорила…») 110. Филин и Осёл 111. Лещи 112. Лев 113. Три Мужика 114. Кукушка и Петух 115. Пастух 116. Белка 117. Мыши 118. Лиса 119. Волки и Овцы 120. Два Мальчика 121. Лев и Мышь 122. Скворец 123. Собака, Человек, Кошка и Сокол 124. Охотник 125. Рыцарь 126. Хозяин и Мыши 127. Прохожие и Собаки 128. Осёл и Мужик 129. Орёл и Пчела 130. Дуб и Трость 131. Вельможа

Басня «Туча» была написана Крыловым до июля 1815 года. В том же году она была напечатана в журнале «Сын Отечества». В этой басне дождевая туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своей щедростью. Не помогла краю, страдающему от засухи, разбросала богатства там, где в них никакой нужды не было, и хвалилась! Автор заканчивает басню такими строками:

«Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
То б область целую от голода спасла

А в море без тебя, мой друг, воды довольно!»

По преданию, басня эта была написана по поводу пожалования аренды на льготных условиях псковскому губернатору во время голода, против которого правительство не приняло своевременно мер. Зимой 1811-1812 гг. голод изнурял крестьян, но псковский губернатор П. И. Шаховской утаил трагизм ситуации. В августе 1812 г. он получил новую должность — стал тайным советником. Эта информация ушла в массы, дело получило широкий резонанс.

Басня Крылова «Туча» повествует о немалых возможностях и неразумных тратах. Богатые люди часто бросают деньги по-пустому. Это, конечно, плохо, Но еще хуже, когда после пустой траты денег богач ждет похвалы, уважения от людей. Но уважение людей заслужить непросто. У хороших людей в цене только дар, принесенный с чистой душой, не на показ, не для славы, а добра ради – дар разумный. Не является ценным дар, сделанный из тщеславия. Не стоит уважения богач, который напоказ отваливает капиталы в учреждения и без того богатые, и не дает ни копейки туда, где в деньгах действительно нуждаются.

Тратит деньги показной благодетель из чванства. У Крылова найдем и объяснение: отчего подчас «благодетели», вроде бестолково пролившейся, глупо-хвастливой тучи, все-таки находят хвалителей и внешний почет, хоть в душе над ними усмехаются. Кланяются не им, а толстой суме! Но «золотому мешку» кланяются недалекие, даже не разбирая – как нажито богатство, забывая, что нередко богач не на добро, а назло людям своим богатством распоряжается, этим богатством людей в кабале держит. Пословица говорит «Богач с мошною, что рак с клешнею».

Басня «Туча» беспощадно высмеивает транжир с тугими кошельками, которые попусту разбрасывают неправедно нажитые богатства, и при этом еще хвалятся перед окружающими своей показной щедростью.

В чем заключается мораль басни «Туча»? Басня Крылова «Туча» — о больших возможностях и бесцельных делах. Вложения нужны там, где они действительно нужны, именно там они будут работать на пользу общества. Хвались тем, что сделано во имя добра, а не из тщеславных побуждений.

Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Туча» была впервые опубликована в сборнике Крыловым в журнале «Сын Отечества» в 1815 г. Время написания басни неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Туча» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Туча» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Туча» заключается в том, что по-настоящему добрые и великодушные поступки совершаются не ради похвалы, а ради реальной помощи нуждающимся. В своей басни Крылов осуждает такие человеческие недостатки, как лицемерие, эгоизм, глупость, безразличие, раздутое тщестлавие и самолюбие, неразумное отношение к деньгам и т.д.
По словам исследователей, Крылов направил эту басню против псковского губернатора князя Петра Ивановича Шаховского. Во время голода в своей губернии зимой 1811-1812 гг. губернатор Шаховской скрывал от начальства настоящее положение дел о голоде. Однако в августе 1812 г. Шаховской был награжден чином тайного советника.
Мораль басни также отражена в русских народных пословицах: «Коли хорош, так не хвались, тебя и так заметят.» «Лучше оставаться незаметным, чем выскочкой.» «Не хвали себя, а старайся, чтобы другие хвалили тебя.» «Если ты велик, будь скромен.» «Дурак любит красное, а умный — ясное.» (красное — то есть красивое) «Не столько соображает, сколько воображает.» Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» комментируют суть и смысл басни следующим образом:
«Лицемеров, то есть людей жестоких, бессердечных, в личине святоши и «благодетелей», Крылов рисовал не раз. Приведем его басни: «Добрая Лисица», «Кошка и Соловей», «Туча», «Мирон»… Если вдуматься в эти басни, то они много помогут пооглядеться да разузнать людей. <…> Туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своею щедростью. Не помогла краю, вымирающему от засухи, разбросала свои богатства там, где в них никакой нужды не было, и… хвалилась! Мало ли богачи бросают денег по-пустому. Это, конечно, не хорошо. Но куда ни шло, если бестолково растрачивая свое имущество, они не суются в «благодетели»… А вот богатый бросил свое богатство в море — и хвастает, как бы ждет похвалы, уважения от людей! Не так-то легко достается уважение. <…> Ни перед Богом, ни перед людьми не ценен дар, сделанный из тщеславия, или еще, пожалуй, в надежде получить медаль, крестик, чинишко, попасть на вид к важному лицу. Не стоит уважения подрядчик, купец, что на показ отваливает капиталы в учреждения, и без того богатые… и не дает гроша на постройку храма, школы, приюта, на хлеб туда, где на сто верст кругом нигде ни помолиться, ни поучиться, ни больному, калеке, старику, сироте голову склонить; где голодному хлеба, погорелому бревна не добыть… Что грубой душей до людской нужды!

К тому же кто не знает, что добрая половину «пожертвований», сделанных с шумом, на показ, делается из денег, нажитых чужим потом, обидой, прижимкой…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.) По мнению педагога Д. И. Тихомирова, суть и смысл басни заключаются в следующем:
«Себялюбие, лицемерная и глупая доброта. <…> Естественно заботиться о себе, но следует думать и о других и не только желать, но и делать добро всем, особенно же обездоленным и беспомощным. <…> И добро надо делать умеючи: хороша милостыня во время скудости; бесполезно и бестолково расточать свои благодеяния там, где в них вовсе не нуждаются («Туча»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Это были материалы о морали басни «Туча» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Маскарадный костюм Крылова

Крылов был высокого роста, весьма тучный, с седыми, всегда растрепанными волосами. Одевался он крайне неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, залитый чем-нибудь, жилет надет был вкривь и вкось. Жил Крылов довольно грязно. Все это крайне не нравилось его благодетелю — президенту Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину, бывшему еще директором Императорской публичной библиотеки, где Крылов служил библиотекарем. Супруга Оленина Елисавета Марковна, каждое воскресенье потчевавшая баснописца обедами, делала некоторые попытки улучшить житье-бытье Ивана Андреевича, но такие попытки ни к чему не приводили. Однажды Крылов собирался на придворный маскарад и спрашивал совета у Елисаветы Марковны и ее дочерей; Варвара Алексеевна по этому случаю сказала ему:
— Вы, Иван Андреевич, вымойтесь да причешитесь, и вас никто не узнает.

Туча и лягушки

Однажды, на набережной Фонтанки, по которой Крылов обыкновенно ходил в дом Оленина, его нагнали три студента. Один из них, вероятно не зная Крылова, почти поравнявшись с ним, громко сказал товарищам:
— Смотрите, туча идет.
— И лягушки заквакали,— спокойно отвечал баснописец в тон студенту.

Уха ждет!

Известно, что Крылов любил хорошо поесть и ел очень много. Как-то раз вечером Крылов зашел к сенатору Андрею Ивановичу Абакумову и застал у него несколько человек, приглашенных на ужин. Абакумов и его гости пристали к Крылову, чтобы непременно с ними поужинал, но он не поддавался, говорил, что дома его ожидает стерляжья уха. Наконец удалось уговорить его под условием, что ужин будет подан немедленно. Сели за стол. Крылов съел столько, сколько и остальное общество вместе, и едва успел проглотить последний кусок, как схватился за шапку.
— Помилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то куда же вам торопиться? — закричали хозяин и гости в один голос.— Ведь вы поужинали.
— Да сколько же раз мне вам говорить, что меня дома стерляжья уха ожидает, я и то боюсь, чтобы она не простыла,— сердито отвечал Крылов и удалился со всею поспешностью, на какую только был способен.

Рисковать нельзя!

Однажды Крылов был приглашен на обед к императрице Марии Федоровне в Павловске. Гостей за столом было немного. Жуковский сидел возле него. Крылов не отказывался ни от одного блюда. «Да откажись хоть раз, Иван Андреевич,— шепнул ему Жуковский.— Дай императрице возможность попотчевать тебя». «Ну а как не попотчует?» — отвечал он и продолжал накладывать себе на тарелку.

Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»

Страшная месть

Недаровитый поэт граф Дмитрий Иванович Хвостов, рассердившись на Крылова за какое-то сатирическое замечание о его стихотворениях, написал на него следующую эпиграмму:
Не бритый, не чесанный,
Взвалившись на диван,
Как будто не отесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит совсем разбросанный
Зачем Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?
Крылов, разумеется, тотчас же угадал, кто стихокропатель. И отомстил ему так, как был в состоянии мстить только умный и добродушный Крылов: под предлогом желания прослушать какие-то новые стихи графа Хвостова Крылов напросился к нему на обед, ел за троих и после обеда, когда поэт, пригласив гостя в кабинет, начал читать стихи свои, он без церемонии повалился на диван, заснул и проспал до позднего вечера.

И Хвостова жесткой одой…

Желудок у Крылова был поистине богатырский. Но однажды он чуть не оконфузил своего хозяина. Баснописец гулял или, вероятнее, сидел на лавочке в Летнем саду. Вдруг Крылова настигла большая нужда. Он в карман, а бумаги нет. Есть где укрыться, а нет чем… На его счастье, видит он в аллее приближающегося к нему графа Хвостова. Тот любил, гуляя по Летнему саду, найти не знающих его людей и читать им свои стихи. Крылов к нему кидается: «Здравствуйте, граф. Нет ли у вас чего новенького?» «Есть, вот сейчас прислали мне из типографии вновь отпечатанное мое стихотворение»,— и дает ему листок. «Не скупитесь, граф, и дайте мне два-три экземпляра, я найду им наилучшее применение».

Урок бочкам

В одном из бенефисов знаменитой трагической актрисы Катерины Семеновны Семеновой вздумалось ей сыграть вместе с оперною актрисой Софьей Васильевной Самойловой в известной комедии «Урок дочкам» сочинения Ивана Андреевича Крылова. В ту пору они были уже матери семейства, в почтенных летах и довольно объемистой полноты. Дедушка Крылов не поленился прийти в театр взглянуть на своих раздобревших дочек. По окончании комедии кто-то спросил его мнения.
— Что ж,— отвечал дедушка Крылов,— они обе, как опытные актрисы, сыграли очень хорошо; только название комедии следовало бы переменить: это был урок не «дочкам», а «бочкам».

Рожа проехала

Было у Крылова однажды рожистое воспаление на ноге, которое долго мешало ему гулять. Потому он с трудом вышел на Невский. Вот едет мимо приятель и не останавливаясь кричит ему из кареты: «А что, рожа прошла?» Крылов же вслед ему крикнул: «Проехала!»

Тот еще писатель

Лет двадцать Крылов ездил на промыслы картежные.
— Чей это портрет? — спросил как-то известный петербургский игрок, увидев портрет баснописца.
— Крылова.
— Какого Крылова?
— Да это первый наш литератор, Крылов Иван Андреевич.
— Что вы! — отвечал игрок.— Я его знаю. Он, кажется, пишет только мелом на зеленом столе.

И.А. Крылов. Шуточный рисунок А. Орловского. 1810-е гг.

Пример молодым литераторам

Состарившись, Крылов любил поговорить о том, что молодые литераторы видят в своем труде только экономическую сторону. Это не мешало ему жаловаться на то, что издатель Смирдин платит ему за каждую басню всего триста рублей (цену исправного крепостного мужика), хотел переменить договор и получать по пятьсот. Измученный его упреками издатель согласился заплатить Крылову за редактирование «Библиотеки для чтения» десять тысяч.

Благодарные читатели

Как-то Крылову вздумалось купить себе дом где-то у Тучкова моста, на Петербургской стороне. Но, осмотрев его хорошенько, он увидел, что дом плох и потребует больших переделок, a следовательно, и непосильных затрат. Крылов оставил свое намерение. Несколько дней спустя к нему является богатый купец и говорит:
— Я слышал, батюшка Иван Андреич, что вы хотите купить такой-то дом?
— Нет,— отвечал Крылов,— я уже раздумал.
— Отчего же?
— Где мне возиться с ним? Требуется много поправок, да и денег не хватает.
— А дом-то чрезвычайно выгоден. Позвольте мне, батюшка, устроить вам это дело. В издержках сочтемся.
— Да с какой же радости вы станете это делать для меня? Я вас совсем не знаю.
— Что вы меня не знаете — это не диво. А удивительно было бы, если б кто из русских не знал Крылова. Позвольте же одному из них оказать вам небольшую услугу.
Крылов должен был согласиться.
В другой раз к нему явились два купца из Казани:
— Мы, батюшка Иван Андреич, торгуем чаем. Мы наравне со всеми казанцами вас любим и уважаем. Позвольте же нам ежегодно снабжать вас лучшим чаем.
И действительно Крылов каждый год получал от них превосходного чая такое количество, что его было вполне достаточно для наполнения пространного брюха гениального баснописца.

Привычка ужинать

Крылов любил бывать в гостях у писателя Алексея Алексеевича Перовского, где встречался с друзьями раз в неделю. Гостеприимный хозяин при конце вечера предлагал всегда гостям своим ужин. Садились немногие, в числе их всегда был Иван Андреевич. Зашла речь о привычке ужинать. Одни говорили, что никогда не ужинают, другие — что перестали давно, третьи — что думают перестать. Крылов, накладывая на свою тарелку кушанье, промолвил тут: «А я, как мне кажется, ужинать перестану в тот день, с которого не буду обедать».

Басня на самого себя

Крылов, как известно, умер от несварения желудка, покушав натертых сухих рябчиков со сливочным маслом на ночь. Он прохворал только несколько дней, и в это время его часто навещал генерал-адъютант Я.И. Ростовцев, искренно любивший Ивана Андреевича. В одно из таких посещений Крылов сказал Ростовцеву:
— Чувствую, что скоро умру, и очень сожалею, что не могу написать последней басни — на самого себя.
— Какой басни? — спросил Яков Иванович.
— А вот какой. Нагрузил мужик воз сухой рыбой, сбираясь вести ее на базар. Сосед говорит ему: «Не свезет твоя кляченка такой грузной клади!» А мужик ему в ответ: «Ничего! Рыба-то сухая!»

Из:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *