Творчество происхождение слова

ТВОРЧЕСТВО

Среди слов, которые и по своему морфологическому облику, и по смысловой структуре, и даже по непосредственному впеча тлению напоминают церковнославянизмы, — много литературных русских новообразований XVIII и XIX веков. Таково слово — творчество, соотносительное со словами творец, творческий (ср. иконоборчество, иконоборец, иконоборческий; жрец, жреческий, жречество и др. под.).

М. Горький писал в статье «О пьесах»: «Не совсем уместно и слишком часто молодые литераторы употребляют громкое и т оже не очень определенное церковное словцо — «творчество”. Сочинение романов, пьес и т. д. — это очень трудная, кропотливая, мелкая работа, которой предшествуют длительное наблюдение явлений жизни, накопление фактов, изучение языка» (Горький, О лит-ре, 1937, с. 151). В «Беседах о ремесле»: «Прежде всего очень советую начинающим поэтам и прозаикам выкинуть из своего лексикона аристократическое, церковное словечко — «творчество” и заменить его более простым и точным: работа» (там же, с. 243). В статье «О прозе»: «Особенно часто и резко эта слабость заметна в области литературной работы, которую у нас принято именовать туманным и глуповатым словцом — «творчество”. Я думаю, что это — вредное словечко, ибо оно создает между литератором и читателем некое, — как будто, — существенное различие: читатель изумительно работает, а писатель занимается какой-то особенной сверхработой — «творит”. Иногда кажется, что словцо это влияет гипнотически и что есть опасность выделения литераторов из всесоюзной армии строителей нового мира в особую аристократическую группу «жрецов” или — проще говоря — попов искусства» (там же, с. 119).

Между тем слово творчество вовсе не является церковнославянизмом. М. Горький в своей оценке смыслового строя этого слова исходил из непосредственного ощущения его связи со словом творец, на котором и до сих пор еще лежит резкий отпечаток религиозно-культового и мифологического применения к божеству. Современное и особенно — индивидуальное восприятие слова очень часто вступает в противоречие с его семантической историей.

Слово творчество, обозначающее в современном литературно-книжном языке, в его торжественных стилях, процесс созидания или производства каких-нибудь культурных, исторических ценностей, а также результат этого процесса, совокупность созданного, сотворенного кем-нибудь, является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века.

А. С. Шишков в «Мнении моем о рассматривании книг или цензуре» (1815) возражал против применения «таких новоязы чных слов, как отборность, безвкусность, разумность, значимость, животность, творчество и тому подобных» (Записки, мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Berlin, 1870, т. 2, с. 51). Таким образом, вполне привычные для нас литературные слова разумность, творчество, значимость — казались в начале XIX в. излишними неологизмами, образованными на немецкий лад (ср. Schöpfer — творец, Schöpfung — творчество; ср. франц. crèateur, crèation, crèatrice).

Очевидно, слово творчество к 20—30-м годам XIX в. еще не получило всеобщего признания. Следовательно, оно не было очень распространено в стилях карамзинской школы, в новом слоге российского языка, с которым связывал образование этого слова А. С. Шишков.

Можно думать, что особенную активность слово творчество приобретает в языке любомудров 20—30-х годов. У Н. В. Станкевича в письме Я. М. Неверову (от марта 1833 г.: «Моя метафизика»): «Жизнь природы есть непрерывное творчество и хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение» (Западники 40-х г., с. 22). У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре г. Каратыгина» («Молва», 1835, № 18, с. 289): «Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора».

У В. Ф. Одоевского в «Записках для моего праправнука о ру сской литературе» («Отечественные записки», 1840, т. 13, с. 8): «Нет! мы не лишены творчества; оно, напротив, сильнее у нас, нежели у других народов, но оно в зародыше». У Гоголя в «Авторской исповеди» (1847): «Почти у всех писателей, которые не лишены творчества, есть способность, которую я не назову воображеньем, способность представлять предметы отсутствующие так живо, как бы они были пред нашими глазами».

В письме Гоголя к П. А. Плетневу «О Современнике»: «Сп особность вымысла и творчества есть слишком высокая способность и дается одним только всемирным гениям, которых появленье слишком редко на земле…». У Ф. М. Достоевского в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» (1861): «…творчество… основание всякого искусства живет в человеке как проявление части его организма, но живет нераздельно с человеком». У П. М. Ковалевского в его мемуарных очерках «Встречи на жизненном пути»: «У Брюллова позаимствоваться творчеством нельзя. За процессом же Ивановского творчества можно следить, как за постепенным ходом созревания» (цит. по: Григорович, с. 372). В письме И. Н. Крамского к П. М. Ковалевскому (от 21 сентября 1886 г.): «Говорить о Смерти Ивана Ильича и тем паче восхищаться будет, по меньшей мере, неуместно. Это нечто такое, что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством» (там же, с. 405). У К. С. Станиславского: «Творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы» (Станиславский, с. 531).

С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого, приподнятого стиля.

Характерно признание И. С. Тургенева в письме В. П. Боткину (от 17 мая 1856 г.): «Сплю очень хорошо — читаю историю Гр еции Грота — и, поверишь ли, мысли — так называемой творческой (хотя, между нами сказать, это слово непозволительно дерзко — кто осмелится сказать не в шутку, что он — творец?!) — одним словом, никакого сочинения в голове не имеется» (Боткин, Тургенев, с. 81).

У И. И. Панаева в очерке «Внук русского миллионера» (1858): «Листок из во споминаний — не художественное произведение. Я пишу, как пишется, не имея ни малейшей претензии на художественность, на чистое искусство, на творчество и тому подобное.

Говоря откровенно, я даже не совсем понимаю, из чего так хлопочут защитники чистого искусства и художественности? Сколько бы они ни заботились об нас, по доброте души своей, они из нас, простых писателей, не сделают художников, и как бы мы сами ни желали угодить им, как бы мы ни усиливались превратиться в творцов, все наши усилия останутся не только тщетными, но и смешными» (Панаев 1912, 4, с. 508). У М. Н. Каткова в статье об анненковском издании сочинений А. С. Пушкина: «Теперь, кажется, мы уже не признаем никакой особенности в состоянии умственного творчества, и самое слово творчество употребляем только по навыку, не придавая ему никакого особенного значения, а учение о бессознательности творчества относим к пустому хламу наших прежних романтических бредней» (Русск. вестник, 1856, т. 1, с.161—162).

Таким образом, с середины XIX в. меняется экспрессивная о краска слов творчество и творец. С этим были связаны и изменения в стилистической оценке этих слов. Стилистический круг их применения сузился. Многим казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.

Опубликовано в сб. «Доклады и сообщения филол. фак-та МГУ», вып. 2 (М., 1947). В архиве сохранилась рукопись на 7 пронумерованных листках разного формата, озаглавленная «История слова творчество в русском языке», машинопись с авторской правкой (6 стр.) и оттиск. Печатается по оттиску, сверенному с рукописью, с внесением нескольких необходимых поправок и уточнений.

В архиве сохранились также две выписки из «Московского журнала» (1792, № 6), не вошедшие в окончательный текст: «Се знамение во веки ж ивущего ”творческого духа» И. (И. И. Дмитриев). Похвала Элизе Драпер, сочиненная аббатом Реналем» (с. 17); «Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть граж-данин вселенной. Сцены из Саванталы. От издателя К.» (с. 125). — Е. X.

  • Авторы
  • Файлы

Перерва О.Ю. 147 KB

В настоящий период, существуют некоторые пробелы, в концептуальном познании творчества. Не смотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество-отражение, становление, развитие, аспект или форма деятельности, особый процесс или форма жизни.

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров.

Вообще, проблема творчества издавна привлекала внимание исследователей. Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор много ещё спорного и неясного в его природе. Одно неоспоримо: творчество сложный феномен человеческого мышления.

Его изучением занимаются многие науки: философия, психология, социология, эстетика, педагогика, науковедение, кибернетика и другие. Возникла даже и особая наука, специально изучающая творческую деятельность — эвристика.

Интерес к творчеству в наше время объясняется глубокими объективными факторами. Первый из них связан (как уже говорилось выше) с характерным для 20 века пристальным вниманием к проблемам личности. Какова роль личности в историческом процессе, в развитии искусства? В чём подлинная сущность человека и смысл его жизни? Здесь центральным является вопрос, связанный с изучением художника, как субъекта эстетической деятельности.

Второй фактор — это обусловленность интересам к проблемам творчества, потребностями современной науки и технике.

Третий фактор заложен в самой природе творчества и практике эстетического восприятия его результатов — романов, стихов музыки, фильмов, картин и так далее.

Человек понимает самого себя через мир им же создаваемых объектов и при посредстве их. В плодотворном производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается родовая социально-деятельная сущность человека, его способность творчески, универсально, исторически самоопределяться в мире. Б. Пастернак писал: «Человек реален и истинен, когда он занят делом, когда он ремесленник, крестьянин, великий … художник или же учёный, творчески постигающий истину».

Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Если трактовать творчество, как свободную деятельность человека, то можно, следуя венгерскому культурологу И. Витаньи, выделить три уровня способностей:

  • продуктивно-репродуктивный;
  • генеративный;
  • конструктивно-инновационный.

Продуктивно-репродуктивный уровень предлагает, что способности — неотъемлемое свойство каждого человека, оно характеризуется воспроизводством из элементов и правил, которые не меняются (или меняются не значительно), неограниченного числа в принципе одних и тех же объективацией, так что любого рода проявление нового может быть только случайным. Типичными областями реализации продуктивно-репродуктивных творческих способностей выступают однообразное массовое производство и повседневная разговорная речь.

Генеративная творческая способность (способность импровизировать) также присуща каждому человеку, но в различной степени. Она выражается в создании новых вариантов на основе данных элементов и правил. Этот уровень творчества реализуется в шедеврах ремесленного труда, в фольклоре, изысканной литературной речи, технических решениях типа рационализаторских предложений. Это творчество в пределах традиции.

Конструктивно-инновационная творческая способность проявляется путём обновления элементов и правил, выражений нового содержания. Она присуща немногим личностям, хотя количество людей, обладающей потенциальной способностью создавать радикально новое, гораздо больше, нежели количество людей, получающих возможность развить и реализовать её под воздействием общественных условий. На этом уровне творчества совершаются фундаментальные научные открытия, появляются технические решения типа изобретений, создаются классические произведения искусства и т.д. Причём в такого рода объективации субъект творчества присутствует, как уникальная личность и как представитель всего человеческого рода.

Чем радикальнее результаты творчества, тем глубже их предпосылки, т.е. общие и необходимые связи, отражение которых служит внутренним регулятором творческой деятельности. Таким регулятором выступают обобщенные схемы формотворчества — каноны и стандарты, парадигмы и категориальные структуры, мировоззренческие формы и архетипы культуры. За потоком открытий, изобретений, художественных произведений, за филиацией идей следует видеть объективные закономерности развития науки, техники, искусства, расчленение их исторического развития на этапы, в рамках которых развёртывается деятельность отдельных творцов, школ и направлений.

В отличие от животных, которые производят односторонне и только самого себя, человек есть универсальное существо, способное творить по любой мерке, том числе по законам красоты. В универсальном отношении к миру, в способности творить проявляется свобода человека, которая базируется на универсальности его практического взаимодействия с внешним миром, а равно и на универсальности познавательных возможностей человека

Универсальность человека не есть нечто внеисторическое. И размер необходимых потребностей, и степень господства человека над природой, и выявление творческих дарований человека представляют собой продукт истории, развития производства».

Платон заметил, что «творчество — понятие широкое. Всё, что вызывает переход из небытия в бытие — творчество, ремёсла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами».

Человек является творцом, субъектом истории, сам он и создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. В социальном познании человек имеет дело, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой, как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную историческую создаваемую общественную сущность. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества.

В конечном счете, субъектом творчества является не только отдельная личность (художник, музыкант, поэт), но всё человечество. Объект творчества — реальные фрагменты бытия и весь мир в целом. Результаты, продукты творчества всегда воплощены в вещественно-знаковую или чисто знаковую форму: художественное произведение, научное открытие, изобретение и др.

Таким образом, мы можем дать определение понятия «творчества» как процесса человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиографическая ссылка

Перерва О.Ю. ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» И ЕГО СУЩНОСТЬ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 126-128;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13004 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова творчество

Мы предлагаем Вам перевод слова творчество на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • creativity — творческий, творческая работа, креативность
    • социальное творчество — social creativity
  • oeuvre
  • creative — творческий
    • творчество писателей — creative writers
  • work — работа
    • научное творчество — scientific work
  • art — искусство
    • народное творчество — folk art
  • creation — творение
    • художественное творчество — art creation
  • creative activity — творческая деятельность
  • Werk — произведение
  • Werke
  • Schaffen — работа
  • Schöpfertum
  • Kunstschaffen — художественное творчество
  • Oeuvre — творческое наследие
  • création — произведение, создание
    • современное творчество — création contemporaine
  • art — искусство
  • effort créateur

Гипо-гиперонимические отношения

изменение процесс деятельность творчество сочинение статья

Каким бывает творчество (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

народным литературным художественным устным поэтическим собственным ранним свободным коллективным совместным научным детским всяким чистым настоящем музыкальным любым поздним историческим техническим подлинным истинным живым уголовным религиозным дальнейшем оригинальным словесным индивидуальным личным песенным вдохновенным духовным человеческим композиторским изустным подобным последующем изобразительным зрелым самостоятельным стихийным писательским чужим кулинарным самобытным социальным независимым невозможным исключительным связанным фантастическим другим гениальным никаким богатым письменным многогранным культурным исполнительным государственным русским самодеятельным своеобразным

Что может творчество? Что можно сделать с творчеством (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

оказать получить иметь вызывать понравиться показаться восприниматься вывести подвергаться остаться сдвигаться приносить протекать способствовать оказаться приходиться давать оставаться развиваться носить заключаться продолжать процветать придтись сформировать отличаться помочь послужить смешаться лишиться захватить становиться помогать идти определять изучаться создать уложиться состоять ознаменовать сводиться возникнуть отразить изобиловать составлять впитать зайти считаться посчитать явиться выстроить вылиться действовать иссякнуть предшествовать привлечь прозвать положить являться расцвести выразиться подготовить войти свернуть

Ассоциации к слову творчество

целома область проклятие частность неудача год познание точка поиск основа протяжение сторона стиль градус сравнение жизнь ремесло закон традиция плагиат сфера искусство помощь футбол конец запад переделкино обстановка океан изобретение обход особенность наука жанр га эмиграция кризис вид мир условие вовлечение театр школа бич процесс работа ялта пылкость описание масса россия критерий молдавия республика уровень колледж мера момент служитель данное эпоха название автор знание

Гиперонимы слова творчество

  1. деятельность порождение

Гипонимы слова творчество

  1. сочинение поэзия сюжет

Сфера употребления слова творчество

Общая лексика Юридический термин Искусство Реклама Патенты

Морфологический разбор (часть речи) слова творчество

Часть речи: существительное Род: средний Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного творчество

Предложения со словом творчество

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Дальнейшее творчество легко послужило в электронной разведке плохо 8 хорошо 1 2. Чужое творчество трудно создало в собственной лаборатории плохо 9 хорошо 1 3. Писательское творчество чувствительно получило в свадебный подарок плохо 9 хорошо 0 4. Художественное творчество тяжко пришлось с подземному ходу плохо 9 хорошо 0

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. творе́ц творцы́
Р. творца́ творцо́в
Д. творцу́ творца́м
В. творца́ творцо́в
Тв. творцо́м творца́ми
Пр. творце́ творца́х

тво-ре́ц

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 5*b по классификации А. А. Зализняка); при склонении в основе происходит чередование гласной с «нулём».

Корень: -твор-; суффикс: -ец .

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

СинонимыПравить

  1. создатель, созидатель, автор
  2. Бог, Господь, Создатель, Творец

АнтонимыПравить

  1. разрушитель, уничтожитель, вандал
  2. Дьявол, Сатана, демон

ГиперонимыПравить

  1. деятель

ГипонимыПравить

  1. изобретатель, строитель, разработчик

Родственные словаПравить

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

созидатель, создатель

  • Английскийen: creator, maker, author
  • Испанскийes: creador
  • Французскийfr: créateur

МетаграммыПравить

  • дворец

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Предыстория данного размышления такова.
Две недели назад (уже целых две недели!.. ох как быстро время-то летит!..) в одном из френд-журналов (к великому нашему сожалению – на подзамочной территории) происходил разговор на очень важную тему – о творцах (с большой и с маленькой буквы), о том, какими могут и какими не могут быть демиурги – создатели миров, а также о том, откуда берётся в мире зло, если вроде как создаётся мир обычно из вполне благих побуждений (типа, хотели как лучше а получилось как всегда:)).
Поскольку разговор этот напрямую стыкуется с темой нашего нового ЖЖ «Альтерристика», темой общения с мирами второй реальности, в том числе темой их создания – то нам захотелось, если уж нельзя дать читателям ссылку на дискуссию, по крайней мере сделать нечто вроде резюме, выводов на означенную тему. Однако по ходу составления этого резюме наша не в меру резвая мысль, разумеется, побежала, побежала и убежала довольно далеко от конкретного предмета означенного разговора. В тех волшебных краях, куда она забежала, обнаружилось кое-что достаточно интересное, чтобы мы сочли необходимым вынести его на ознакомление читателям – тем более, что в таком случае этот материал можно воспринимать как некоторое предварение к будущему эссе (бывшему резюме:)) о творцах, которое мы планируем рано или поздно в «Альтерристике» таки разместить.
При написании данного текста мы, разумеется, первоначально планировали ограничиться достаточно сжатым изложением заинтересовавшего нас дополнительного материала вкупе с философским осмыслением оного – однако и глазом моргнуть не успели, как уже сели на своего любимого конька, после чего даже и «Здравствуй, бабушка!» (с) сказать не успели – как доскакали до своих излюбленных морально-нравственных выводов относительно необходимости видеть и слышать друг друга, о чём, собственно говоря, собирались напоминать скорее в «Альтерристике», нежели здесь.
Однако, убедившись, что в полной мере совпадающей с будущим эссе в «Альтерристике» окажется разве что самая последняя часть данного текста, а ждать означенного эссе читателю придётся, возможно, до морковкина заговенья – мы горевать не стали, а оставили всё как есть. Пусть уж будет. В конце концов, неспроста же говорят, что новая информация воспринимается в норме не ранее чем с четвёртого раза! – может, для кого-нибудь из читателей этот раз как раз-таки и окажется критическим четвёртым… А если даже и нет – то пригодится на будущее:)))
Итак, вперёд.
Творчество и созидание:
одно и то же это – или не совсем?
Творчество и созидание – безусловно, синонимы. Но полные ли это синонимы, или же у них имеется различие? Нет ли каких-нибудь тонких нюансов восприятия/ употребления этих слов, которые помогут нам полнее представить себе весь интересующий нас смысловой объём означенных понятий?
Прежде всего мы спросили себя и друг друга: вот если выкинуть из головы всю филологическую подоплёку, если не собирать мысли в кучу, а ответить сходу, наобум – то интересно, что получится на выходе?
Когда мы сделали это и сверили между собой результаты, то получилось, что ответы наши не тождественны, но настолько близки, что воспринимать их лучше не по отдельности, а сразу в комплексе.
Оказалось, что разницу между творчеством и созиданием мы обе воспринимаем так:
творчество – континуально, это непрерывный процесс, созидание – дискретно, квантованно, поделено на акты; творчество – это нечто стихийно-хаотически-биологическое, созидание – это замысел, сознательно запланированное движение к цели; в пределе можно даже сказать: творчество – сила чувства, созидание – сила разума.
Удовлетворившись единством образов, мы отправились освежать воспоминания о своих университетских познаниях при помощи этимологического словаря. Результаты оказались потрясающими – всё получилось ну почти что совсем наоборот!
Слова «творчество, творить» и так далее – происходят, по сути дела, от слова «твёрдый»; «творить» буквально – «делать прочным», слова же «создать, созидать» и пр. происходят от слова «зьдъ» – «глина»!
Стало быть, дихотомия «творчество» (нечто текучее, хаос) – «созидание» (структура, «космос») обернулась дихотомией «творить» (делать прочным, однозначным) – «созидать» (делать нечто из мягкого, податливого, почти текучего материала – глины!)
Дальнейший ход наших мыслей был таким.
Разумеется, в вопросах истории языка следует быть предельно внимательным и осторожным, чтобы какая бы то ни было «народная этимология» не подменяла подлинное, адекватное представление о предмете (о последствиях обратного очень внятно и зажигательно предостерегает А.А. Зализняк в лекции «О профессиональной и любительской лингвистике»).
Однако при правильном отношении к делу та же самая «народная этимология» может принести и некоторую пользу – она может навести нас на понимание того, почему именно нам хочется связать между собой те или иные слова и понятия, что именно заставляет нас искать родство в совсем не родственных по происхождению словах, какие образы подсознательно действуют на нас, смещая в нашем сознании значение того или иного слова.
Нет ни малейшего сомнения, что поэтическое, образное восприятие языковой стихии ни в коей мере не должно подменять понимания реальных языковых процессов, так что предупреждения А.А. Зализняка звучат сейчас более чем кстати. Но лично для нас – для каждого человека в отдельности, равно как и для кружков-компаний-сообществ – такого рода «поэтические вылазки» в мир собственного восприятия языка могут играть очень даже важную роль.
Произведя именно такую «поэтическую вылазку», мы пришли к выводу, что в смысле «творчества» «подспудным потеснителем смыслов» является слово «варить». Ведь так и хочется срифмовать, а значит – и проассоциировать слова «творить» – «варить», так и представляется некий бурнокипящий котёл творческой стихии, некое варево, из которого выходят образы и формы!.. В смысле же «созидания» на нас безусловно действует само по себе слово «здание» («строение, строй», отсюда далее – «строгий» и т.д.) – как нечто такое, что делается по строгому плану архитектором-разумом. Мягкая, податливая, почти текучая глина как материнское лоно будущих кирпичей в нашем эмоциональном восприятии слова «созидать» уже никакой роли не играет – хотя на самом деле при осознании этого мыслеобраза тотчас рождается следующий: «созидать/ создавать» в таком случае будет восприниматься как «превращать хаотически-аморфную материю в строгую и жёсткую конструкцию готового предмета».
Просуммировав итоги всего мини-исследования, можно сделать относительно творческого / созидательного процесса как такового и субъективного восприятия оного так примерно следующий вывод:
Источник творческого процесса – стихийно-хаотическая сила бытия, живая, но не вполне ещё воплощённая и посему ненадёжная, текучая, в которой неразличимы бывшее с небывшим, все потенции пребывают в равной мере вероятными – и всё равно ещё совершенно не состоявшимися.
Суть творческого процесса – выбор и восприятие избранных потенций, облечение их в плоть, соделывание их прочными, то есть – неотменимо состоявшимися.
Результат творческого процесса – возникновение некоторой новой структуры, одновременно живой (то есть активно взаимодействующей со вступающим с ней в соприкосновение) и прочной, надёжной – в том смысле, что никакие из постоянно происходящих изменений (неизбежных для бытия чего угодно живого) не в состоянии «отменить» предыдущую историю воплощённого явления, сделать что-либо из этой истории «небывшим».
Обратим внимание на последний тезис – он представляется нам чрезвычайно, исключительно важным. Сформулировав несколько иными словами, можно сказать, что полноценно состоявшийся творческий акт в норме порождает нечто НЕОТМЕНИМОЕ – такое, что в любом случае впечатывается, вплетается в ткань бытия Вселенной, становится одним из великого множества действующих элементов, делается непременным звеном целого пучка причинно-следственных связей, гарантирующих надёжность воплощённого как таковую.
Творчество:
прочность / надёжность – и / или новизна?
прочность / надёжность = новизна?
И вот теперь перед нами встаёт очень важный и очень интересный вопрос: как соотносятся между собой то понимание творчества, которое мы только что сформулировали (творчество как соделывание прочным, неотменимым) – и классическое понимание творчества, которое настолько само собой разумеется, что мы даже не сочли необходимым говорить о нём отдельно – то есть творчество как соделывание нового?
Ответить на этот вопрос поможет нам рассмотрение творчества как явления прежде всего ЛИЧНОГО.
Когда мы говорим о том, что творчество, в самом своём принципе – это процесс усвоения личностью информации извне, переработка этой информации, пропускание её через себя, чтобы дать избранным потенциям плоть, и выработка новой, личной реакции, то есть собственно воплощение этих самых избранных потенций в некоторой новой структуре – то мы безусловно имеем в виду, что «новый» здесь означает совсем не обязательно «такой, подобного чему никогда не было». «Новый» означает здесь «свежий, настоящий, подлинный» – и в этом смысле всегда личный, уникальный. Собственно говоря, эта самая личная уникальность возникающей структуры и обеспечивает ей одновременно и новизну, и прочность – потому что именно она делает возникающий узел причинно-следственной ткани бытия НЕПОВТОРИМЫМ, то есть – обозначает его подлинное, единственное, ни с чем не спутываемое место в структуре мироздания. Личная уникальность – новизна = подлинность – неповторимость – неотменимость = прочность – вот цепочка, позволяющая в пределе поставить знак равенства между прочностью / надёжностью – и новизной как параметрами, по сути дела определяющими онтологическую сущность творчества как такового.
Отсюда естественным образом возникает вопрос о возможностях и формах проявления творческих процессов – так сказать, о «пределах» функционирования личностей в режиме творчества.
Творчество «по максимуму» и творчество «по минимуму»:
что мы можем об этом сказать?
Очевидно, что совершенным / максимальным результатом творческого процесса является возникновение / рождение нового живого существа или нового мира, или некоторого локуса мира, некоторой живой грани бесконечногранного вселенского кристалла – но, конечно же, творчество проявляется не только в этом.
Творчество возможно во всех мыслимых (и немыслимых) формах – помимо сотворения/ порождения миров и живых существ, творчество может проявляться, к примеру, в создании произведений искусства или устроении неких общественных движений и структур; большое значение имеет творчество зрителя-читателя-слушателя – воспринять как можно более полно, пропустить через себя как можно более глубоко, неповерхностно, выдать ответ как можно более личный и искренний, настоящий; ещё один вид творчества, который следует назвать попросту бесценным – это творчество в области личных отношений: любовь, дружба, родительство и так далее. Тему многообразия проявлений творческого процесса мы разбирали подробно в постинге «Поэзия и её иноликие сёстры: сущностная близость в разноязычии воплощений» – и безо всякого стеснения рекомендуем читателям к этому тексту ещё раз обратиться, потому что сделанная там разработка, как нам представляется, может оказать известную помощь для восприятия всей темы в целом.
Минимальный же творческий акт – это элементарный акт ЛИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Попросту говоря, творчество возможно всюду, где есть способность к восприятию информации извне и к реагированию на эту информацию как таковая – это простейшее реагирование и самое высокое творчество производятся, грубо говоря, «одним и тем же местом». Это означает, что любое разумное существо, пока в нём остаются искры осознания себя и хоть какой-то контакт с окружающим миром – способно к творчеству. Таким образом, необходимо постулировать, что способность к творчеству есть НЕОТЪЕМЛЕМОЕ свойство любого разумного существа.
Творчество и развитие.
Развитие и угнетение творческих способностей
Можно сказать, что к творчеству способно любое разумное существо, способное к развитию – в некотором смысле развитие и творчество вообще едва ли не синонимичны. Развитие = само-творчество (творить себя нового – подлинного и прочного) – с помощью/ посредством творчества, производимого вовне. Ты творишь себя нового с помощью того нового, что создаёшь вокруг себя; и наоборот – следующий виток творения-вовне происходит, когда ты сам вырастаешь в понимании, в замыслах, в навыках и так далее.
Сравнивая творческую деятельность человека и животных, мы можем сделать вывод, что творческие способности животных оказываются ограничены / подавляемы прессингом борьбы за выживание – впрочем, относительно человеческой породы можно сказать абсолютно то же самое. Прессинг борьбы за выживание вынуждает любое существо отсечь всё, кроме самого необходимого – редуцировать свою деятельность до нескольких жизнеобеспечивающих «программ», столь плотно «упакованных», что «свободного места» на восприятие чего-то нового извне практически не остаётся.
Можно констатировать, что максимальные возможности творческой активности животного выпадают на период максимального потенциала развития конкретного существа – на детство и отрочество. Способность животных к творчеству реализует себя прежде всего либо в игре (создание виртуальной реальности, выдумывание новых штучек), либо в общении – в первую очередь с человеком, а через него и с другими существами. Но только это должно быть именно личное общение – так как не требуется ничего творческого, чтобы тереться боками всё-равно-об-кого. Последнее, впрочем, в равной мере касается и человеческих взаимоотношений.
Здесь-то и возникает тот самый краеугольный вопрос – вопрос о том, каким образом мыслящее существо может если не утратить свою творческую способность вовсе, то редуцировать её к такому минимуму, при котором её наличие практически не опознаётся.
Условия утраты и восстановления творческих способностей
Как уже говорилось выше, один из вариантов – это действие изнурительного прессинга необходимости выживания. Этому прессингу, конечно же, можно противостоять, волевым образом наполняя каждое своё движение максимальным личностным самовложением – но при достаточно длительной нагрузке это приводит к «выгоранию» ресурса, истощению и преждевременной гибели. По существу дела – это, конечно, выбор по принципу «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», – однако творческую способность означенным образом можно-таки сохранить, а если повезёт дожить до прекращения сверх-нагрузки – то можно даже и скомпенсироваться по остальным параметрам, чтобы далее жить уже творчески полноценно.
Другой же вариант – напротив, в максимальной степени зависит не от внешних обстоятельств, а от волевой направленности самой личности. Если существо настроено слушать только себя, верить только себе, воспринимает только свои умопостроения и не воспринимает других, непохожих, мыслящих и видящих вещи иначе – то и собственно творческие способности такого существа угасают, беднеют, бледнеют и так далее. В самую первую очередь терпят ущерб творческие дарования в области дружбы (дружба очень плохо выживает в обстановке авторитарности и нежелании слышать собеседника), в области умения воспринять чужое произведения искусства – человек видит только то, что привык видеть, что желает видеть. Ну и так далее – чем хуже у человека контакт с окружающим миром, тем менее он способен к творческим процессам. При таком раскладе он не только не воспринимает адекватно реальности вокруг себя; но и перестаёт видеть и себя самого! – а видит только фантастические схемы, условные и блёклые. Касается ли это его представлений о себе самом или же о внешнем мире, выражается это в художественном креативе или же просто в общении – всё это становится постепенно уныло-узнаваемо и зубодробительно убого. Чтобы подлинно быть собой, нужно уметь видеть других – ведь личность, по известной богословской формулировке, есть не что иное как бытие-в-общении.
Однако важно, что всё вышеописанное – не какие-то мистические или магические явления; всё это происходит по известным законам развития и жизнедеятельности живого организма – то есть, неверным является утверждение, что способность к творчеству можно утратить одноактно или утратить бесповоротно. У живого существа всё живое – а значит, в какой мере оно открывает свои уши сердца к сигналам извне – в такой и восстанавливается как творческая личность, в какой мере закрывает – в такой терпит ущерб, и зависит всё это, конечно, от множества причин, но решающим фактором всё равно остаётся свободная воля самого существа.
=====================
Все эти рассуждения призваны помочь нам в решении вопроса о соотношении блага и зла применительно к конкретной личности, с одной стороны – и о пределах творческих возможностей этой самой личности, с другой. Этот вопрос был поставлен в той дискуссии, с упоминания о которой мы данный разговор и начали – в дискуссии о Творце и творцах, о демиургах и о падших демиургах. Мы искренне надеемся, что произведённое нами здесь исследование окажется полезным в дальнейшем осмыслении данной темы – но, поскольку дальнейшее осмысление всё же в бóльшей степени соответствует тематике журнала «Альтерристика», то имеется прямой смысл перенести его именно туда. Что мы и надеемся сделать в течение ближайших нескольких дней (в крайнем случае нескольких недель:)) – ну а уж что именно из наших надежд и планов получится, сами увидите:))
=====================
UPD:
В продолжение разговора о творцах / демиургах – смотрите постинги с обсуждением:
Подборка по дискуссии о творчестве, сделанная Лаэрвен (Ниллэ)
Обещанные дополнения к приснопоминаемой дискуссии о творцах
В продолжение разговора об онтологии творчества –
Творчество и растворчество: головокружительные результаты наиприятнейшего развирта Tags: Альтерра и мы, Критерии реальности, Онтология творчества, Эссе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *