Тютчев о вещая душа моя

Главная/Сочинения/Тютчев Фёдор Иванович/О, вещая душа моя…/Сочинение Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, вещая душа моя…» (восприятие, толкование, оценка)
Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:
О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы». Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.
Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:
Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких-то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь-сон приоткрывает перед ним какие-то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак».
В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).
Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески-неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).
Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?».

Исполнитель

Игорь Балалаев

Дата

23 март

Категория:

Тексты песен

Просмотров:

Рейтинг

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Слова песни Игорь Балалаев — Молчи, душа

Вдали от всех,
в холодных стенах замка Иф,
Навек я узником остался.
Хоть я живой, я — миф,
Хоть я бежал – не спасся.
Хочу забыть,
забыть о прошлом навсегда.
Но как мне совладать с душою,
Когда, едва дыша,
она живёт тобою?
Молчи, душа моя,
Больше тебе не покорен я.
Молчи, душа, молчи,
Стань тишиною в печальной ночи.
Молчи, душа, молчи.
Стань тишиною в печальной ночи.
Проходит жизнь,
и в ней не будет больше нас.
Любовь давно в тебе остыла.
Будь проклят день и час,
Когда судьба нас разлучила!
Молчи, душа моя!
Больше тебе не покорен я!
Молчи, душа, молчи,
Стань тишиною в печальной ночи!
Молчи, душа моя!
Больше тебе не покорен я!
Молчи, душа моя, молчи… Нашли ошибку в тексте? Сообщите администратору, выделите неправильный текст и нажмите «Ctrl+Enter».

Видео

Игорь Балалаев, Молчи, душа

Похожие песни
  • 23 март Шура Кузнецова — Молчи и обнимай меня крепче
  • 23 март Севак Ханагян — Не молчи
  • 19 февраль Синяя Птица — Не молчи
  • 31 май Вертузаев Андрей — Ты только не молчи
  • 20 май Женя Юдина — Не молчи
  • Стоит посмотреть
    • 29 март

      Marik J — Раздвоение личности

      Снегом заметает улицы, уставший кот сутулится Сидит на стуле, смотрит в окно и думает — Долго ли

    • 29 июнь

      Клава Кока — Все взгляды на мне

      Все взгляды на мне, ты следишь за мной Я слежу за собой – это правило Блеск в моих

    • 18 июль

      Drowsyyy — Ненавижу

      Ненавижу страсть, ненавижу те слова Я снова один в комнате где нет тебя Опять все не так,

    • 20 июль

      Andreas Johnson — Breathing

      Ready for the night to sweep me all away Ready for the streets to lead my feet astray To my

    • 19 март

      Гансэлло — Наяву

      : Выходить в окна, пробовать землю на вкус, Я знаю, что это такое, и как не заканчивать

    • 04 январь

      Инна Звегинцева — Любовь это не просто слова

      1 куплет: Любовь – это не просто слова, Любовь – это не просто игра, Любовь – это вся жизнь

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *