Учение 12 апостолов

Дидахэ — учение 12-ти апостолов

Разбивка страниц настоящей работы сделана по: Антология. Раннехристианские Отцы Церкви. Брюссель, 1978 г.

ДИДАХЭ — УЧЕНИЕ 12-ти АПОСТОЛОВ.

Полное заглавие этого памятника, открытого греческим митрополитом Филофеем Вриеннием в 1883 г. в единственной рукописи XI в. — «Διδαχή Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων τοῖς ἔθνεσιν».

В прошлом исследователи (Барденгевер, проф. Писарев, проф. Попов и др.) считали, что это произведение появилось в последнем десятилетии I века. В настоящее время специалисты полагают, что оно написано, вероятнее всего, в первой половине 2-го века в Сирии. Автором его, по-видимому, является христианин иудейского происхождения.

УЧЕНИЕ ГОСПОДА ЧЕРЕЗ ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ НАРОДАМ.

Глава I.

Есть два пути: один — жизни и один — смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас? Разве и язычники не делают того же? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твоё, не требуй назад, ибо ты не можешь 1). Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем

16

и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь. 2)

Глава II. Вторая заповедь учения.

Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твоё пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей.

Глава III.

Чадо моё! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо моё! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо моё! не гадай по птицам, ибо это ведет к идоло-

17

поклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений 3) и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо моё! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо моё! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твоё к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава IV.

Чадо моё! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздаятель заслуги.

18

Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах ? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

Таков путь жизни!

Глава V.

А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия. (Тут) убийства, прелюбодеяния, страсти, блуд, воровство, идолопоклонство, чародейство, яд, разбои, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность, подлость, самомнение, корысть, сквернословие, зависть, дерзость, высокомерие, чванство. (По этому пути идут) гонители добрых, ненавистники истины, друзья лжи, те, которые не признают воздаяния за праведность, не присоединяются к доброму делу, ни к справедливому суду, не бодрствуют в добре, но во зле, от которых далеки кротость и терпение, которые любят суету,

19

гоняются за воздаянием, не сострадают бедному, не удручаются об удрученном, не знают Того, Кто сотворил их. (Тут) детоубийцы, исказители образа Божия, отвращающиеся от нуждающегося, удручающие несчастного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, во все грешники! Бегите, дети, от всех таковых!

Глава VI.

Смотри, что кто-нибудь не совратил тебя с этого пути учения, ибо такой учит вне Бога. Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости, то будешь совершен; если же нет, то делай то, что можешь. Что же касается пищи, понеси что можешь; 4) но особенно воздерживайся идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава VII. Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крестите в другой воде; если не можешь в холодной то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два.

Глава VIII.

Да не совпадают посты ваши с постами лицемеров; ибо они посеяться во второй и пятый день по субботе, вы же поститесь в среду и в канун (субботний). Также не должны вы молиться как лице-

20

меры, но как повелел Господь в своём Евангелии, так и молитесь: Отче наш, сущий на небе, да святится имя твоё; да придет царствие твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долг наш, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение; но избавь нас от лукавого. Ибо Твоя есть сила и слава во веки. Молитесь так трижды в день.

Глава IX.

Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!

Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие твоё. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава X.

Исполнивши все, так благодарите: благодарим Тебя, Святой Отче, за святое имя твоё, которое Ты вселил в сердца наши, и за ведение и

21

веру и бессмертие, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, создав все, имени Своего ради, дал людям пищу и питье на пользу, чтобы они благодарили Тебя, нас же благословил духовною пищею и питьем и жизнью вечной через Твоего Отрока. Прежде всего благодарим Тебя потому, что Ты всесилен. Тебе слава во веки! Помни, Господи, Церковь Свою, да охранишь её от всякого зла и сделаешь её свершенной в любви Твоей, и собери её от четырех ветров, освященную, во Царствие твоё, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да придет благодать и да прейдет мир сей! Осанна сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет пусть покается. Маранафа! Аминь.

Пророкам же предоставляйте благодарить, сколько они хотят.

Глава XI.

Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы опровергнуть ваше учение, такого не слушайте. Если же (он учит с тем), чтобы умножить правду и познание Господа, примите его как самого Господа.

Что же касается апостолов и пророков, согласно правилу Евангелия, поступайте так: всякий приходящий к вам апостол да будет принят как сам Господь. Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может остаться и на второй;

22

если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба (необходимого) до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же потребует денег, то он лжепророк. И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится. Но не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк. И никакой пророк, начиная в духе трапезу 5), не станет есть с неё, если только он не лжепророк. Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк. Всякий же изведанный, истинный пророк, поступающий согласно со всемирною тайною Церкви 6), но учащий не делать всего того, что он сам делает, да не будет вами судим, ибо его суд у Бога; так поступали и древние пророки. Если же кто скажет в духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его; если же попросит дать для других, неимущих, никто да не судит его.

Глава XII.

Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят; а потом, испытавши, вы узнаете его; ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший — странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас более двух или, в случае нужды трех дней. Если же он, будучи ремесленником, захочет поселиться у вас, то пусть, работает и ест. А если он не знает ремесла, то поразмыслите и позаботь-

23

тесь (устроить его так), чтоб христианин не жил у вас без дела. Если же он не захочет так поступать, то он христопродавец. Держитесь подальше от таковых!

Глава XIII.

Всякий же истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин пропитания своего; точно также и истинный учитель, как работник, достоин пропитания своего. Поэтому, взявши всякий начаток от произведений точила и гумна, от быков и овец, отдай начаток этот пророкам, ибо они первосвященники ваши. А если нет у вас пророка, отдайте бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай его по заповеди. Точно также, если ты открыл сосуд вина или масла, взявши начаток, отдай его пророкам. Взявши начаток серебра и одежды и всякого имущества, как тебе угодно, отдай по заповеди.

Глава XIV.

В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо такого есть наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя моё чудно в народах.

Глава XV.

Поставляйте себе также епископов и диа-

24

конов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и правдивых, и испытанных, ибо и они также исполняют для вас служение пророков и учителей; поэтому не презирайте их, ибо они у вас должны быть почитаемы вместе с пророками и учителями.

Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Евангелии; со всяким же, кто погрешает против ближнего, никто да не разговаривает, и пусть он не услышит от нас (слова), пока не покается. А молитвы ваши и милостыни и все дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава XVI.

Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши, и чресла ваши да не будут развязаны, но будьте готовы, ибо вы не знаете часа, в который приходит Господь ваш. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим; ибо не принесет вам пользы все время веры вашей, если вы не сделаетесь совершенными в последнее время. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители и превратятся овцы в волков, и любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, станут (люди) ненавидеть друг друга и преследовать и предавать, и тогда явится обманщик мира, наподобие Сына Божия, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и будет он творить беззакония, каких никогда не было от века. Тогда придет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся

25

и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в самом проклятии 7. И тогда явится знамение истины: первое знамение — разверзнется небо, потом знамение гласа трубного, и третье — воскресение мертвых, но не всех, а как сказано: придет Господь и все святые с Ним. Тогда узрит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Ср. 1 Кор 6. 1; Мф 5. 40. Христианин не может употребить насилие или обратиться к языческому суду. Так объясняет это место митр. Вриенний (Дидахе 6). Гарнак предполагает, что этот текст испорчен и, на основании одного сочинения 6-го века, думает, что первоначально вместо «οὐδὲ γὰρ δύνασαι» стояло «καίπερ δυνάμενος» — ”хотя бы ты и мог это сделать».

2. Мы не знаем, кому принадлежит это темное изречение. Смысл всего места таков: блажен дающий по заповеди, только что приведенной, т.е. дающий всякому просящему; такой человек неповинен и в том случае, если он дает недостойному, ибо лучше давать без колебания (ср. IV главу «Учения»), но также позволяется руководствоваться тем правилом, чтобы давать милостыню с разбором.

3. Ср. Второз. 18. 10. Разумеются очистительные жертвоприношения и заклинания против болезней.

26

4. Смысл не совсем ясен. Митр. Вриенний думает, что это относится к иудейским запрещениям относительно пищи, необязательным для всех христиан, против которых восстает Варнава в XI главе своего послания (Дидахе сел. 26). По мнению Гарнака здесь говорится о воздержании от мясной пищи (I, стр. 21). В связи с дальнейшим последнее объяснение более вероятно.

5. Выражение «в духе» означает по наитию свыше. Пророки имели обычай устраивать на средства христиан трапезу для бедных.

6. Ср. Посл. ап. Павла к Ефесянам (5. 32): Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Выражение «Так поступали древние пророки» относится, вероятно, ко всем подвигам, которые совершали древние пророки, не делая их обязательными для других.

7. Пребывшие в вере будут прокляты антихристом, и это самое проклятие спасет их.

Защита личных данных и конфиденциальности информации в Интернете является важной и в то же время сложной задачей. Но кто бы мог подумать, что разработчики, пользователи и операторы DNS – системы трансляции имен в Интернете – будут озабочены этой проблемой? Шифрование данных – одно из стандартных решений конфиденциальности, но как и что шифровать в DNS? В этой статье речь пойдет о новом протоколе защиты данных и особенно метаданных DNS — «DNS over HTTPS». Несмотря на то, что стандарту меньше года, он уже прошел интенсивную стадию экспериментирования и активно внедряется ведущими разработчиками браузеров. До сих пор не утихают споры, что означает внедрение централизованного DoH для безопасности и конфиденциальности данных пользователей. Но может быть DoH – это знак нового эволюционного витка развития DNS и Интернета в целом?

Все началось с разоблачений Эдварда Сноудена. IETF встал на тропу войны и объявил всеобщий мониторинг трафика в Интернете ничем иным как технической атакой1. А раз так, то борьба с ней должна осуществляться техническими средствами, путем усиления безопасности протоколов IETF. Основным методом для этого явилось шифрование.

Наиболее заметен прогресс в области шифрования веб-трафика. Если в начале 2014 года (когда был опубликован RFC7258) процент трафика HTTPS к сайтам Google составлял около 50%, то сегодня он равен 94%. Процент загруженных страниц с использованием HTTPS по различным оценкам сегодня составляет 80-90%2 (см. рис.1).

Рис. 1. Процент веб-страниц, загруженных Firefox с использованием HTTPS.

Само шифрование также было усилено – TLS 1.3, являющийся основой различных протоколов приложений, как, например, тот же HTTPS, получил возможность использования эфемерных сеансовых ключей, существенно затрудняющую мониторинг трафика не только в большом Интернете, но и в корпоративных сетях. В отношении последних шифрование и, в частности, новые протоколы, такие как TLS 1.3., усложнили, а подчас сделали невозможным использование решений сетевой безопасности – экранов безопасности (firewalls) и систем обнаружения вторжений (Intrusion Detection Systems, IDS). См., например, «TLS 1.3 Impact on Network-Based Security»3.

Несомненно, развитие в этом направлении сделало использование Интернета более защищенным, как в плане целостности передаваемых данных, так и в их конфиденциальности. Правда, остаются так называемые метаданные, например, IP-адреса отправителя и получателя, тип используемого приложения (порт), а также некоторая другая информация, например, SNI (Server Name Indication), указывающая на имя сервера, с которым устанавливается связь. В отношении SNI в IETF ведется работа по шифрованию и этого поля, т.н. Encrypted SNI4.

Но что такое SNI по сравнению с информацией, которую можно получить, имея доступ к DNS! Каждое обращение к новому ресурсу начинается с запроса к этой глобальной «телефонной книге» и, соответственно, онлайн-поведение пользователя можно четко отследить по его обращениям к DNS. Великолепный инструмент тотальной слежки.

Проблема с конфиденциальностью в DNS заключается в том, что эта система представляет собой распределенную базу данных, отдельные компоненты которой обслуживаются различными организациями. Поэтому для получения интересующего нас ответа, например, IP-адреса сервера www.example.com, наш запрос будет обрабатываться несколькими организациями, не имеющими отношения к интересующему нас ресурсу. В наиболее часто применяемой модели одной из таких организаций будет оператор рекурсивного резолвера, чаще всего Интернет сервис-провайдер пользователя, а другими – операторы корневых серверов (в общем случае запрос начинается именно здесь) и оператор домена .com. Добавим к этому, что конфиденциальность данных до недавнего времени не считалась проблемой – в конце концов, вся эта информация является публично доступной — чтобы представить масштаб задачи.

Ну если мы не можем зашифровать данные самого DNS5, можно ли хотя бы защитить от посторонних глаз обмен информацией между пользователем и резолвером и между резолвером и авторитетными серверами? Первая задача кажется вполне решаемой, и именно с этого IETF начал свою работу в рамках рабочей группы DPRIV.

Одним из решений, разработанных этой группой, явился DoT, или DNS over TLS. Этот протокол документирован в RFC78586 и как подсказывает название, использует протокол безопасности транспортного уровня (TLS) для шифрования связи между клиентом и сервером, а также для аутентификации сервера. Подобно тому, как TLS используется для защиты сеансов HTTP и обеспечения некоторой гарантии того, что сервер авторизован владельцем размещенного на нем информационного ресурса, этот протокол также можно использовать в контексте DNS между пользователем (т.н. резолвером-заглушки, stub resolver) и выбранным им рекурсивным резолвером.

Хотя DoT сегодня реализован в программном обеспечении таких известных резолверов, как Unbound и Knot, вопрос внедрения остается проблемой. Немногие операторы резолверов предлагают эту возможность, да и поддержка и настройка DoT в клиентском ПО, особенно на мобильных устройствах, оставляет желать лучшего.

Как обычно, даже если решение проблемы существует, его внедрение представляет основную задачу. Особенно, если это требует совместных действий независимых сторон – операторов резолверов и пользователей с их клиентским ПО, — что является типичным в Интернете.

Однако, говоря о клиентском ПО, задумаемся – какое наиболее используемое приложение в Интернете сегодня? Конечно же веб, и даже если некоторые приложения маскируются как самостоятельные единицы, за кулисами они используют веб-протокол HTTPS. А раз HTTPS самый распространенный протокол приложений в Интернете, почему бы не использовать именно его для шифрования трафика DNS?

Ко всему прочему, используя HTTPS, мы получаем ряд преимуществ: этот протокол очень редко подлежит блокировке и поддерживает такие функции, как «кэширование, перенаправление, проксирование, аутентификация и сжатие».

И появился DoH – DNS over HTTPS.

Как работает DoH

DoH7 позволяет клиенту инкапсулировать обмен сообщениями DNS в протокол HTTPS. Существует два возможных способа отправки данных — через запрос POST или GET. У каждого есть свои особенности и преимущества.

При отправлении запроса методом POST тип передаваемых данных (MIME заголовок Content-Type) определен как application/dns-message, а сам запрос передается без какого-либо кодирования – в «сыром» двоичном виде, начиная с заголовка DNS. Объем передаваемых данных в случае POST несколько меньше.

Метод GET передает запрос DNS с использованием параметра ?dns= с последующим запросом в кодировке Base64Url8. Этот метод лучше работает с кэшированием, поэтому можно рассчитывать на меньшую задержку получения ответа, хотя размер самого запроса больше, чем в случае POST.

Ответ всегда приходит с заголовком application/dnsmessage, когда данные DNS инкапсулированы в «сыром» виде.

Стоит отметить, что клиенту DoH придется иметь дело с двумя группами кодов успеха или неудачи операции – собственно DNS и HTTP. Так, например, клиент может получить формально правильный ответ (код HTTP «200 OK»), в то время как ответ DNS будет содержать код SERVFAIL или NXDOMAIN.

Сценарии внедрения DoH

Нетрудно заметить, что как протокол DoH не многим отличается от DoT. Также, представляется разумным использовать современные методы шифрования для защиты трафика DNS. Хотя DNS в силу своей архитектуры не предусматривает сквозную защиту (никто не предполагал, что она потребуется), защита канала между клиентом (например, резолвер-заглушка пользовательского компьютера) позволяет защитить от целого класса MITM-атак, а использование транспортного протокола TCP избавит нас от зловредных отражающих атак с усилением, которые используют открытые резолверы.

Что касается приватности, то тут есть оговорки. Начнем с того, что внедрение этого протокола для обмена данными между резолвером и авторитетными серверами проблематично как с точки зрения аутентификации, так и с точки зрения производительности. Поэтому стандарт DoH сфокусирован на «обмене данными между клиентами DNS (такими как резолверы-заглушки операционной системы) и рекурсивными резолверами». Далее, одним из основных сценариев применения DoH является «предотвращение вмешательства промежуточных устройств в обмен данными DNS». Но в большинстве случаев путь между пользователем и резолвером, включая и сам резолвер, полностью контролируется сервис-провайдером. Так что в этом варианте особых преимуществ пользователь не получает.

Совсем по-другому выглядит ситуация, когда в качестве резолвера используются «публичные» резолверы, такие как Public Google DNS (8.8.8.8) или Cloudflare (1.1.1.1). Использование такого резолвера может быть решением пользователя, но некоторые сервис-провайдеры используют их для полного аутсорсинга услуг DNS. В этом случае защита от посторонних глаз безусловно имеет смысл – DNS очень «разговорчивый» протокол и его прослушивание может рассказать много о клиенте.

Привлекательность этого сценария для разработчиков клиентских приложений, например, браузеров, заключается в том, что можно выбрать установку по умолчанию и взять трансляцию имен в свои руки. А заодно и заботу о приватности пользователей (см. рис. 2). Однако здесь нас встречают несколько проблем.

Рис. 2. Традиционная схема работы DNS и с использованием централизованного DoH.

Технические и бизнес-риски централизованного DNS

Интернет-драфт «Проблемы и риски реализации централизованного DNS через HTTPS (DoH)»9 обсуждает технические и бизнес-риски, связанные с централизованной схемой внедрения DoH. Перечислим некоторые из них.

Ухудшение детектирования угроз безопасности:

Некоторые пользователи могут потерять способность использовать DNS-блокировки, которые являются одним из основных способов защиты сети и ее пользователей от вредоносных программ, фишинга, спама, DDoS-атак и т.д.

Политика безопасности многих сетей, в том числе и сетей доступа, сетей предприятий, школ и других публичных заведений, включает в себя мониторинг и защиту безопасности сети и устройств в этой сети. Одним из широко распространенных методов осуществления этой политики является использование DNS для мониторинга, исправления и/или предотвращения заражения вредоносным ПО или других проблем безопасности.

Например, сетевые операторы могут применять этот метод (отдельно или совокупно с более детальным анализом трафика) для блокировки доступа к запрещенному контенту или вредоносным и фишинговым веб-сайтам. Так, многие сети проверяют, не присутствует ли запрашиваемое доменное имя в списках известных вредоносных команд и командных центров ботнетов. В случае совпадения владелец устройства или администратор локальной сети могут быть уведомлены о потенциальном заражении вредоносным ПО. В другом варианте резолвер перезаписывает ответ на запрос такого доменного имени, предоставляя адрес сервера, предупреждающего конечного пользователя о риске вредоносного ПО, или же предоставляя ответ NXDOMAIN – несуществующее имя – для прекращения поиска. Очевидно, что эта функциональность не будет работать, если DNS-запросы обходят резолверы, которые выполняют эту функцию, в случае централизованного внедрения DoH. Таким образом, централизованный DoH может создать «слепые» зоны в этой критической области противодействия угрозам безопасности.

Потеря видимости угроз может привести к использованию DoH в качестве нового и не обнаруживаемого вредоносного канала управления и контроля. Одним из примеров является DoHC210. В результате, сам DoH иногда может рассматриваться как угроза безопасности, учитывая его возможное использование в качестве скрытого канала управления вредоносными программами и контроля.

Нарушение функций портала доступа в Интернет (captive portal)

Многие сети доступа используют различные порталы, основанные на DNS, например, для регистрации устройства для доступа в Интернет в публичных (например, беспроводные сети в кампусах, аэропортах и кафе) и корпоративных сетях или восстановления доступа после неуплаты. Централизованный DoH нарушает работу таких систем, поскольку браузер переопределяет специально назначенные адреса DNS-резолверов, реализующих эти функции, и вместо этого пытается использовать централизованный резолвер DoH. Хотя новые стандарты в рабочей группе IETF CAPPORT11 могут избежать этого в будущем, стандарты CAPPORT все еще разрабатываются и широко не используются.

Потеря родительского контроля или других элементов управления контентом

Аналогично использованию DNS в локальных сетях для мониторинга и защиты от угроз безопасности, DNS часто используется для реализации элементов управления контентом, например, таких как родительский контроль. С помощью этих элементов управления родитель может настроить службу в своей домашней сети, чтобы дети не могли получить доступ к нежелательному или другому запрещенному контенту. Например, родители могут настроить политику, чтобы запретить своим детям-дошкольникам доступ к любым сайтам, связанным с социальными медиа, азартными играми, наркотиками, порнографией и так далее. Такие сервисы часто предоставляются сетями доступа или доступны по подписке и пользуются большой популярностью, особенно потому, что они могут работать с разными типами устройств (например, ПК и мобильные устройства) и экосистемами устройств (например, Android и Apple), программным обеспечением (например, Mac и Windows) и экосистемами платформ (например, Google, Apple и Amazon).

Как и в примере с вредоносным ПО, это обычно реализуется посредством сопоставления и перезаписи ответов DNS, когда конечному пользователю предоставляется либо перенаправление на страницу блокировки контента, либо получение ответа несуществующего имени NXDOMAIN. Эта функциональность не будет работать, если DNS-запросы обходят серверы, которые выполняют эту функцию, для централизованных резолверов DoH. Даже если поставщик централизованного DoH и предлагает подобные услуги, их характеристики могут не соответствовать требованиям пользователя.

Проблемы с разделенным DNS

Разделенный DNS, или DNS с «расщепленным горизонтом»12 — это система, в которой внутренние и внешние сети обслуживаются различными DNS-серверами. Это чаще всего используется в корпоративных, образовательных и государственных сетях в качестве средства управления безопасностью и конфиденциальностью. На практике это означает, что существуют имена, которые транслируются только в адреса внутренней сети, или имена, которые транслируются в адреса внутренних серверов для пользователей внутренней сети и в адреса общедоступных серверов для пользователей за пределами сети. Например, предприятие может иметь внутреннюю службу с именем «Система учета», доступную в Интернете через https:// accounting-system или https://accounting- system.example. com и подключенную через внутренний не маршрутизируемый RFC1918 IPv4-адрес, такой как 192.168.1.77. Эти доменные имена поддерживаются только в локальных резолверах и не могут быть транслированы с использованием авторитетной DNS-инфраструктуры Интернета. Эти имена больше не будут транслироваться на основе внешней реализации DoH.

Утечка корпоративных данных

При использовании разделенных имен DNS, как отмечено в приведенном выше примере для пользователя в корпоративной сети, пытающегося подключиться к хосту по адресу https://accounting-system.example.com, поиск с централизованным резолвером DoH будет обычно терпеть неудачу (NXDOMAIN). Но поскольку внутреннее имя было отправлено в централизованный распознаватель DoH, это частное имя «просочилось» за пределы локальной сети или сети предприятия, делая корпоративную сеть более уязвимой с точки зрения компьютерной безопасности. Аналогично, поиск обратных DNS-имен (in-addr.arpa) также приведет к утечке частных IP-адресов. Утечка данных IP-адреса может произойти независимо от того, используется ли разделенный DNS.

Один из основных пропонентов DoH – некоммерческая компания Mozilla, разработчик популярного браузера Firefox, работает над решениями, которые позволят уменьшить, если не свести на нет негативные последствия DoH, которые мы обсудили. Например, проверки, включен ли родительский контроль. Для этого Firefox пытается транслировать специальное доменное имя, которое занесено в «черные списки». В случае обнаружения блокировки Firefox автоматически отключит DoH и станет использовать DNS, предоставляемый операционной системой пользователя. Подобным образом определяются конфигурации «расщепленного горизонта». Более подробно с этими методами можно ознакомиться на сайте Mozilla13.

Вопросы приватности

Централизованные решения внедрения DoH вызывают также озабоченность в области защиты личных данных и приватности. Иронично, что шифрование передачи данных DNS и, в частности, DoH, призваны усилить защиту личных данных, но иногда лекарство может быть хуже болезни.

Рис. 3. Пока что использование DoH в браузере Firefox нужно настраивать вручную. Надолго ли?

Представьте, что все ваши перемещения в Интернете фиксируются одним провайдером DoH. Пользуетесь ли вы Интернетом дома, на работе, в кафе, на компьютере или смартфоне, все запросы DNS, а значит, и ваши действия, регистрируются в одном месте. Это, конечно, не означает, что провайдер DoH непременно станет использовать эту информацию, но кто оценивает эти риски и выбирает подходящего провайдера DoH? По всей видимости – это сами браузеры. Для минимизации рисков, например, Mozilla создала специальную программу Mozilla Trusted Recursive Resolver (TRR), содержащую минимальный набор требований политики, которым должен соответствовать оператор, чтобы считаться потенциальным партнером программы. Требования включают конкретное описание политики сбора и хранения данных, прозрачности и блокирования14.

Вопрос относительно преимуществ и недостатков использования централизованного DoH также связан с конкретной моделью угроз. Нет никаких сомнений, что централизованный DoH может быть полезен в некоторых сетях. Например, при использовании Интернета в кафе Public DNS Google, скорее всего, лучший выбор, чем местный резолвер. Или тот факт, что многие пользователи в США рассматривают своих интернет-провайдеров как угрозу, поскольку известно, что эти интернет-провайдеры напрямую монетизируют DNS-запросы и продают их рекламодателям. Обратное верно в отношении Европейского Союза. Благодаря GDPR, интернет-провайдеры в ЕС жестко ограничены в том, что они могут делать с данными DNS, и поэтому в девяти случаях из десяти провайдер интернет-доступа, вероятно, является лучшим выбором с точки зрения конфиденциальности, чем любой облачный DNS-резолвер. Другими словами, какой резолвер использовать, зависит от конкретной ситуации.

Проблема в том, что пользователь весьма далек от настроек такого типа – многие не знают, что такое DNS, не говоря уже о конфигурации конкретного резолвера. Поэтому настройки по умолчанию в большинстве случаев вряд ли будут изменены. Сегодня для того, чтобы включить DoH в Firefox, необходимо изменить установку, но Mozilla уже сообщила о планах конфигурации DoH по умолчанию для американских пользователей уже в конце сентября 2019 (см. рис.3).
В заключение хочется заметить, что централизованный DNS не является порождением DoH. Публичные резолверы, такие как Public DNS компании Google, OpenDNS (Cisco), 1.1.1.1 (Cloudflare), Quad9 (https://www.quad9.net/about/), существуют уже не первый год и активно используются. Согласно измерениям APNIC Labs чуть более одного из шести пользователей используют один из публичных резолверов в качестве основного15. DoH усиливает эту тенденцию и, учитывая его тесную интеграцию с поставщиками контента, это, может быть, обозначает новый эволюционный виток развития DNS и Интернета в целом.

Ссылки

Глава 1

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. 2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому. 3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага. 4. Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь. 5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. 6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.

Глава 2

1. Вторая же заповедь учения. 2. Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего. 3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй. 4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти. 5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела. 6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего. 7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

Глава 3

1. Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему. 2. Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства. 3.Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни бесстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния. 4. Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение. 5. Чадо мое! Не будь ни лживым, поелику ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы. 6. Чадо мое! Не будь ни ропотником, поелику ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства. 7. Но будь кротким, поелику кроткие наследуют землю. 8. Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал. 9. Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными. 10. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай, как благо, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава 4

1. Чадо мое! Возвещающего тебе слово Божие помни день и ночь, почитай же его, как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть. 2. Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах (учения) их. 3. Не производи разделения, а примиряй спорящих; суди праведно, не будь лицеприятен при обличении преступлений. 4. Не думай двоедушно, так или нет. 5. Не протягивай руки для принятия (подаяний) и не сжимай для подаяния. 6. Если ты имеешь (что подать) от (труда) рук твоих, то дай выкуп за грехи твои. 7. Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, кто добрый Мздовоздаятель. 8. Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном? 9. Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию. 10. В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух. 11. Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по со вести и со страхом. 12. Ненавидь всякое лицемерие и все, что неугодно Господу. 13. Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя. 14. В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни.

Глава 5

1. Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. (На пути этом) убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие. 2. (На этом пути) гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к добру, ни к праведному суду, внимательные не к добру, а к злу, от которых далеки кротость и терпение, любящие суету, гоняющиеся за мздовоздаянием, не милующие бедного, не труждающиеся за утружденного, не признающие Создателя своего, убийцы детей, губители Божия создания, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющиеся угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, грешники во всем. Удаляйтесь, дети, от всех таковых.

Глава 6

1. Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, поелику таковой учит тебя вне Бога. 2. Ибо если ты сможешь понести все иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь. 3. Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава 7

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.

Глава 8

1. Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. 2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3. Трижды в день молитесь так.

Глава 9

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4. Как сей преломляемый хлеб был рас сеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава 10

1. По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. 4. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! 5. Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 6. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Маран — афа. Аминь. 7. Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению.

Глава 11

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его. 2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его, как Господа. 3. Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. 4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят , как Господь. 5. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк. 6. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк. 7. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. 8. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни). 9. И не какой пророк, в Духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк. 10. Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит. 11. Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство Церкви, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет у Бога, ибо так поступали и древние пророки. 12. Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того. Но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

Глава 12

1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. 2. Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. 3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!

Глава 13

1. А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания. 2. Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания. 3. Поэтому всякий начаток — от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. 4. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. 5. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди. 6. Точно так же, когда ты открыл сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай (его) пророкам. 7. И от серебра, и от одежды, и от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай (его), по заповеди.

Глава 14

1. В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. 3. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.

Глава 15

1. Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. 2. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами. 3. Отличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается. 4. Молитва же ваша и милостыня, и все (вообще добрые) дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава 16

Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет. 2. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час. 3. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть. 4. Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и тогда явится мирообольститель, как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века. 5. Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут, а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его. 6. И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье — воскресение мертвых. 7. Но не всех (вместе), а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним. 8. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

Текст приводится по изданию: «Журнал Московской Патриархии», 1975, №11. Памятник датируют и 90-ми годами, и 120-170 гг.

Примеры употребления слова дид в литературе.

Он дважды нажал кнопку звонка, и через минуту в кабинет вошла Дид Мэсон.

Им все еще владел страх, что женщина подчинит его себе, и он невольно искал предлогов не сближаться с Дид Мэсон.

Судьба явно не благоприятствовала более близкому знакомству Харниша с Дид Мэсон, и интерес, который она возбудила в нем, постепенно угасал.

Первые слабые уколы сердечной тоски, толкавшие его к Дид Мэсон, вскоре притупились.

Но если у него и оставались какие-то последние проблески надежды относительно Дид Мэсон, они все равно исчезли бы, оттесненные грандиозной ожесточенной войной, которую он объявил Компании берегового пароходства и Гавайско — Никарагуанско — Тихоокеанско-Мексиканской пароходной компании.

Любуясь Дид Мэсон, Харниш даже научился понимать женскую красоту и изящество.

Сравнивая Дид Мэсон с ее помощницей, со стенографистками, которых он видел в других конторах, с женщинами, которых встречал на улице, он невольно восхищался ее манерой держаться, умением носить платье.

Харнишу видна была только ее спина, но по движению, каким она выпрямилась в седле он тотчас узнал Дид Мэсон и вспомнил слова Моррисона о том, что она держит верховую лошадь.

Высокие деревья заслонили всадницу, и Чарли опять с увлечением занялся вопросом, что делать с констеблем, а Харниш, откинувшись на спинку сиденья и закрыв глаза, все еще видел Дид Мэсон скачущей по проселочной дороге.

Он проездил целый день, но Дид Мэсон нигде не повстречалась ему, даже на дороге со многими воротами, которая вела в Беркли.

День оказался неудачным — Дид Мэсон он так и не нашел, однако, с другой стороны, он провел его не без пользы для себя: так приятно было дышать свежим воздухом, катаясь верхом, что в понедельник все барышники получили от него распоряжение достать самую лучшую гнедую лошадь, какую можно купить за деньги.

Сколько он ни рыскал по Пиедмонтским горам, сколько ни скакал по дороге со многими воротами, ведущей в Беркли, — нигде он не увидел ни Дид Мэсон, ни ее гнедой лошади.

От души надеясь, что Дид Мэсон не встретится ему в эту минуту, Харниш кое-как выправился, остановил лошадь и вернулся на прежнее место.

Вдруг он встретит в горах Дид и вдруг ему повезет и так выйдет, что они поедут рядом, а Боб возьмет и завертится волчком, — вот будет некстати!

Все шесть дней, от воскресенья до воскресенья, Дид не выходила у него из головы, и одно он понял очень хорошо: его влекло к ней.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *