Учение августина

УДК 1:21″354/430 DOI: 10.12737/16835

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН В DE CIVITATE DEI АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО (354-430 г.г.)

Епифанова Т. В., Буреев А. А.1

В статье раскрывается содержание и структура понятия божественного закона, его действие в пространстве и времени, связь со справедливостью в одном из главных произведений отца неразделенной христианской церкви Августина (354 — 430). Концепция божественного закона Аврелия Августина определяет его как волю христианского Бога, вечную неизменную истину, распространяющую свое действие на обитателей Божьего и земного градов, их сообщества и регулирующую отношения, исходя из критерия справедливости. В земном граде божественный закон приобретает форму позитивного закона, иерархичную структуру, а также временные и исторические характеристики.

Ключевые слова: Августин, божественный закон, закон, человеческий закон, закон Христа, закон Моисея, время, вечность, справедливость.

DIVINE LAW IN SAINT AUGUSTINE’S DE CIVITATE DEI (354-430)

Keywords: Augustine, divine law, law, human law, Christ law, Moses law, time, eternity, justice

Дуалистическая схема универсума гиппонского епископа Августина, изложенная им в первой четверти V в. в фундаментальном произведении De civitate Dei, заложила основы миропонимания христианского средневековья во всех сферах человеческого бытия. Внесла она свой вклад и в развитие теории права, эволюционировавшей в период классического и постклассического римского права. Ключевым понятием для любой системы права является понятие закона.

Епифанова Татьяна Валерьевна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Международный юридический институт (Российская Федерация, г. Москва), e-mail: tajulale@gmail.com

Буреев Александр Александрович — кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Международный юридический институт (Российская Федерация, г.Москва)

Особенностью указанного периода является, отмеченное специалистами, отсутствие единства определения lex1. Содержание понятия «закон» в главном произведении Августина достаточно широкое и не столь однозначное, как это может показаться на первый взгляд. Автор использовал термин lex во всем многообразии определений и контекстов. Августином не преследовалась цель разъяснения читателям сути понятия закона как такового, перед ним стояли задачи иного толка, и упоминание закона привлекалось для аргументации положений учения, изложенного в De civitate Dei.

Указанные особенности привлекли к себе внимание, и в итоге было предложено несколько классификаций lex в учении автора. В частности, выделяют: вечный закон мироздания; закон божественный (писаный и неписаный); закон естественный, или закон природы (физический, физиологический и пр.); закон человеческий2. Предлагается, также, подразделять lex Августина на «три ступени»: закон вечный, закон естественный и закон временной, высшим из которых является вечный3.

Детальное изучение божественного закона даже в рамках одного, а не всех произведений епископа, представляет определенные сложности, связанные с обозначенными выше обстоятельствами. Тем не менее, оно необходимо для реконструкции правовой теории поздней античности и раннего средневековья в целом.

Термин lex употребляется Августином во всех 22 книгах сочинения и обозначает собственно закон, который, согласно Августину, можно разделить на божественный и человеческий (или государственный).

Божественный закон также призван регулировать отношения между людьми: «законом Его мы называем закон, который существует для людей, но дан Богом» . Как видим, сфера действия божественного закона охватывает все уровни взаимоотношений в обществе.

Сущностью же и содержанием божественного закона является воля Бога, поскольку в небесном царстве «законом служит воля Божия» . В понимании божественного закона как воли Бога Августин не был новатором, корни такого видения уходят в архаический период языческого римского права4, но в христианской трактовке Августина наполняются новым смыслом.

2 Батиев Л. В. О соотношении права и морали в античной и раннесредневековой философии // Новая правовая мысль. — 2009. — N 2 (33). — С. 48.

3 Четвернин В.А. Политическое учение Блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. — М., 1980. — C. 17.

4 Криницина Е. С. Lex autem iuris est species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора Севильского // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 10. — С. 258.

В земном граде для Августина божественный закон — это закон позитивный, писаный, в отличие от других видов закона. К примеру, в предисловии к De civitate Dei он отмечает, что Бог «открыл в Писании Своем народам определение божественного закона» . Или в 23 главе XIX книги встречаем упоминание, что Бог «дал своему еврейскому народу закон, написанный на еврейском языке» . Как видим, божественный закон изложен в священных библейских текстах. Со структурой Библии связана, в учении епископа, и структура божественного закона.

Августин делит божественный закон на первый закон — «первый закон, называемый Ветхим заветом, был дан с горы Синай через Моисея» , и «второй закон, т. е. Новый завет» . Иначе он называет первый и второй божественные законы законом Моисея и законом Христа . В иерархии божественного закона второй закон стоит выше первого: «хотя Ветхий предшествует по времени, Новый, однако же, должен предпочитаться ему по достоинству; ибо тот Ветхий был предвозвестником этого Нового» .

Второй аргумент превосходства Нового завета перед Ветхим у Августина следующий: Моисей «сообщил народу полученный на Синайской горе закон, который называется Ветхим заветом, потому что в нем заключаются земные обетования; а через Иисуса Христа имел быть завет Новый, в котором обещается небесное царство» . Таким образом, второй божественный закон был дан позже первого и превосходит первый по своему содержанию.

Тем не менее, не до конца ясен вопрос о содержании термина lex Christi. Из приведенной выше цитаты следует, что второй божественный закон получен через посредство Христа, но не ясно совпадает или нет lex Christi со вторым божественным законом. В 17 главе XVII книги De civitate Dei автор пишет: «из Сиона был послан Христов закон, который мы называем Евангелием» . Таким образом, lex Christi это Евангелия -начало и часть второго божественного закона, полностью с ним не отождествляемая.

Термин lex Moysi употребляется преимущественно для обозначения посредничества Моисея в обретении божественного закона, написанного на каменных скрижалях .

Таким образом, Августин определил сущность, иерархию, процесс и историю обретения божественного закона. В концепции Августина божественный закон в земном сообществе людей — это воля христианского Бога, закрепленная в письменных источниках, данная Богом через посредников сначала еврейскому, а затем всем другим народам. Однако, этим концепция божественного закона автора не ограничивается. Весьма важным представляется вопрос о соотношении понятий времени и божественного закона.

Как известно, Августин впервые разработал теорию линейного времени, коренным образом отличающуюся от концепции времени античности. Эта проблема не могла не привлечь к себе внимание и достаточно изучена к настоящему времени. Не менее важной проблемой представляется взаимосвязь категорий «время» и «вечность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ни у кого нет сомнений, что «Августин был не первым, кто пытался решить вопрос о соотношении времени и вечности»! Истоки понимания времени Августином коренятся в неоплатонизме, однако очевидна разница времени и вечности Августина от плотиновской схожести этих понятий, основанной на

«бессознательной презумпции того, что вечность есть бесконечное время» 1. Новаторская идея количественной ограниченности и конечности времени диктует ему новое видение истории как процесса.

Категория времени очень важна и для всего учения Августина в целом, и для понятия lex, в частности. Именно с категорией времени совершенно оправданно связывает классификацию законов Августина В.А. Четвернин2.

Определяя божественный закон как истину, Августин подчеркивает, что истина неизменна, «как вечный закон при дворе Царя небесного» . То есть в граде Божьем божественный закон это вечная неизменная истина, воля Бога.

В земном граде божественный закон связан с временными характеристиками: «во времени осуществляются Его веления, предусмотренные Его вечным законом» . Поэтому исторические события (например, жизнь праведников) для Августина бывают «раньше того времени, когда еврейскому народу был дан закон» или «во времена самого закона» . Таким образом, божественный закон в интерпретации Августина это lex aeterna, выражающий волю Бога и реализующийся во времени земного града.

С понятием божественного закона в учении христианского мыслителя неразрывно связана справедливость — iustitia, понимаемая им как добродетель, отсутствующая во многих человеческих законах. Совершенно оправдано высказывается суждение о том, что iustitia в понимании Августина — не просто справедливость в духе римского права, хотя истоки ее восприятия Августином кроются в цицероновом определении права3. Правовой категории справедливости Августин придает религиозно -этическое звучание, определяя ее как праведность. Добродетель справедливости реализуется в правосудии божественных судов и, особенно, в Последнем суде. Божественное правосудие осуществляется в соответствии с божественными законами и не бывает несправедливым. Постигнуть же справедливость божьего суда человеку в его земном существовании не дано4.

Подводя итоги, можно сказать, что концепция божественного закона, изложенная Августином в De civitate Dei, определяет его как волю христианского Бога, вечную неизменную истину, распространяющую свое действие на обитателей Божьего и земного градов, их сообщества и регулирующую отношения, исходя из критерия справедливости. В земном граде божественный закон приобретает форму позитивного закона, иерархичную структуру, а также временные и исторические характеристики.

Библиография/References:

1. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М.: Мысль. — 1987. — 348 с.

3. Батиев Л. В. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 472 с.

3 Батиев Л.В. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени. М., 2014. — С.172-176.

4 Епифанова Т.В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. М., 2012. — С. 93-94.

4. Блаженный Августин О граде Божием в двадцати двух книгах. Тт. I-IV / Репринтное воспроизведение издания: Киев, 1905-1910. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994.

5. Бычков В. В. Aesthetica patrum. Эстетика отцов церкви. — М.: Ладомир, 1995. — 593 с.

6. Епифанова Т. В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. -М.: МЮИ, 2012. — 180 с.

9. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. — М.: Мысль, 1979. — 431 с.

10.Неретина С. С. Время // Авгстин: pro et contra — СПб.: РХГИ, 2002. — С. 800 — 806.

12.Нестик Т. А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. — 1998. -№ 10. — С. 112 — 125.

15.Уколова В. И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. — 1985. — С. 129 — 133.

16.Четвернин В. А. Из истории соотношения естественного права и правового позитивизма // Право и

правотворчество: вопросы теории. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1982. — C. 119 — 127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Barg, M. A. (1987) Epokhi i idei. Stanovlenie istorizma . — M.: Mysl’. — 348 p. (In Russ.)

9. Maiorov, G. G. (1979) Formirovanie srednevekovoi filosofii . — M.: Mysl’.-431 p. (In Russ.)

10. Neretina, S. S. (2002) Vremia // Avgstin: pro et contra — SPb.: RKhGI. — P. 800 — 806. (In Russ.)

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков) в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), а Зрелое Средневековье (начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство. Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между Античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что не только философская мысль Средневековья, но и эпохи Возрождения долго оставалась вне серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии.

Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.

Блаженный Августин

Августин Аврелий (354 430) выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

О бытии

Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один, признание многих последовательных мирон пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.

Августин считал достойными познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *