Учение о переселении душ

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры челове

2.1 Представления древних философов о душе

Понятие души в религии

3.1 В иудаизме

3.2 В Каббале

3.3 На стыке иудаизма и христианства

Понятие души в науке

Использованная литература

Если посмотреть в энциклопедию, то мы увидем описание — что же такое душа?

Душам — (в религиозных и идеалистических представлениях) нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека

1. Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека

1) высокая степень интегрированности человеческого в природное;

2. Понятие души в философии

После теософского периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель.

2.1 Представления древних философов о душе

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Согласно Платону, существуют три начала человеческой души.

Другое — разумное — начало противодействует стремлениям вожделеющего начала.

3. Понятие души в религии

3.1 В иудаизме

3.2 В Каббале

3.3 На стыке иудаизма и христианства

3.4 В христианстве

Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл.9:5); «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез.18:4, 20).

3.5 О душе в Библии

Слово «душа» в Библии имеет шесть значений:

4) Внутренний мир человека. (Деян.4:32 )У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (также Пс.102:1).

В настоящее время проблема души в отечественной философии и психологии стала постепенно занимать важное место.

Что же касается религиозного понимания души, то ее невозможно понять с помощью психологических методов. Интересно, что необходимость такого разграничения применительно к научной психологии давно подчеркивалась церковью.

Так или иначе, признавая психологию наукой, следует также признать, что это наука особого рода. Изучая душевные явления, она так и не ответила, да, наверное, никогда и не сможет ответить, явления чего она изучает.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, «что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

У пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души.

Душа — существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни — освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс «пифагорского образа жизни”. Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали и приписывали иностранное влияние.

Философия числа

Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего — числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа: числа — особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они — начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления — геометрическое понимание чисел: единица — это точка, две точки определяют прямую линию, три точки — плоскость. Отсюда представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник — есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе — пифагорская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в кристаллических решетках неживой природы. Симметрию пятого порядка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве символа здоровья и жизни.

Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

Из множества чисел священно число «36” : 1 + 2 + 3 . Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует «ед.” — единство бытия и мира.

Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.

Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец.

Кроме того, в числе «36” возможны удивительные превращения, например: 36=1+2+3+4+5+6+7+8.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю «число — есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать».

определенно, «оттепель» имеет массу противоречий как в духовной сфере, так и в целом. в первое время цензура ослабла и это была одна из черт оттепели – многих запрещенных писателей и поэтов начали разрешать снова, правление сталина разрешалось до критики. но все равно некоторые темы оставались под запретом. например, тема ошибочности революции, недовольство режимом. эти запреты оставались незамеченными некоторыми. например, борис пастернак написал «доктор живаго» и его ждал провал по всем пунктам.

а в 1956 гду повсе вышло письмо цк кпсс, которое было посвящено усилению политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазк антисоветских, враждебных элементов. в том же письма речь шла об увеличении и большой активности антисоветских сил, которая выражалась » контрреволюционном заговоре против венгерского народа».

несмотря на «оттепель», все, кто хотел освободить , сомневались в правильности политики партии, и стремились избежать социалистического реализма, наказывались, за ними велась слежка, их увольняли. если это был студент, то уже завтра он был отчислен.

за период «оттепели» все противоречия вылились в несколько событий: просталинское выступление в тбилиси в 1956 году, преследование бориса пастернака в италии в 1957 году, николаевские докеры отказались отгружать зерно на кубу в 1960е, иосиф бродский был арестован в 1964 году.

Круговорот душ в индуизме – это их переселение или реинкарнация, повторное воплощение в теле после смерти. Понятие реинкарнации является основополагающим для философии индуизма. Оно предполагает постоянное воплощение бессмертной души индивидуума в новых телах – человека или животного, растения. Переселяясь в новые тела, душа претерпевает некоторых изменений, может развиваться или деградировать, но ее основная часть остается неизменной от тела к телу. Некоторые философские школы индуизма предполагают, что душа в процессе перерождений в новых телах на земле проходит эволюцию, которая в конечном итоге приведет ее к пониманию мокши и нирване.

Вера в реинкарнацию предполагает и веру в существование некой души, «Я» человека и любого другого существа. В душе (атмане) находится самосознание человека, его личность, часть его внутреннего «я». Атман связан с телом, но только данная связь не постоянна, она прерывается в момент смерти физической оболочки. После смерти тела душа стремится вернуться на землю в другом теле, чему есть объяснение с позиции философии индуизма. Большинство школ и течений предполагают, что душа как создание нематериальное привязывается к тем материальным удовольствиям и благам, которые она может получить, находясь в теле, поэтому обречена постоянно перевоплощаться в новых и новых телах.

Это представлено в концепции колеса сансары – череде рождений и смертей души. Только достигнув осознания того, что материальное ему чуждо, человек может встать на путь к мокше. Благодаря длительным духовным практикам и отшельничеству человек может повлиять на свой атман и сделать так, что душа больше не будет получать наслаждение от материальных благ. Это открывает атману путь к мокше, после чего он выходит за пределы сансары и больше не перерождается в новом теле. Атман становится частью нематериального брахмана, сливаясь с ним воедино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *